Амнистия как основание освобождения от уголовной ответственности и наказания
Перейти к содержимому

Амнистия как основание освобождения от уголовной ответственности и наказания

  • автор:

Освобождение от наказания на основании акта амнистии или помилования

1. Акт амнистии — это выявление гуманизма, милосердия и прощения со стороны государства по определенной категории людей, совершивших преступление или отбывают наказание за его совершение.

Этот акт осуществляется в виде освобождения от уголовной ответственности и наказания индивидуально неопределенного круга лиц, виновных в совершении преступлений. Например, освобождение от уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, и лиц, совершивших неосторожные преступления или освобождения из мест лишения свободы некоторых категорий осужденных женщин и несовершеннолетних.

В одном акте амнистии часто бывает сочетание различных форм облегчения участи виновных. В Украине амнистия объявляется единственным законодательным органом государства — Верховной Радой Украины (ч. 3 ст. 92 Конституции). Основные положения этого учреждения определены в Законе Украины «О применении амнистии в Украине».

Амнистия является полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и наказания определенной категории лиц, виновных в совершении преступлений. Законом об амнистии может быть предусмотрено: а) полное освобождение виновных в совершении преступлений лиц от уголовной ответственности или от отбывания наказания (полная амнистия) б) частичное освобождение указанных в нем лиц от отбывания назначенного судом наказания (частичная амнистия).

Эти положения вышеназванного закона изложены в ст. 86 УК, а в ч. 3 этой статьи изложенное новое положение, согласно которому: «Законом об амнистии может быть предусмотрена замена осужденному наказания или его неотбытой части более мягким наказанием».

Лица, на которых распространяется амнистия, могут быть освобождены от отбывания как основного, так и дополнительного наказания, назначенного судом. Вопрос о погашении или снятии судимости в отношении лиц, к которым применена амнистия, решается в соответствии с положениями УК, исходя из вида и срока фактически отбытого виновным наказания (ст. 5 названного выше Закона), то есть по ст. 89 и ст. 91 УК. Порядок снятия судимости устанавливается КПК Украины.

Следует отметить, что закон об амнистии не вносит каких-либо изменений в уголовный закон, не ставит под сомнение обоснованность приговора суда, он только смягчает судьбу виновных, совершивших преступление.

Акт амнистии распространяется на лиц, совершивших преступление до его принятия. Действие закона об амнистии распространяется на преступления, совершенные до дня вступления в силу включительно, и не распространяется на преступления, продолжаются или продолжаются, если они закончены, прекращены или прерваны после принятия закона об амнистии.

В исключительных случаях, с целью прекращения общественно опасных групповых проявлений, действие амнистии может быть распространено на деяния, совершенные до определенной даты после объявления амнистии, при условии обязательного выполнения к этой дате требований, предусмотренных в законе об амнистии (условная амнистия). Например, лица, которые прибегли (еще до принятия акта об амнистии) до группового неповиновения законным требованиям органов власти и добровольно прекратили такую деятельность в течение определенного в амнистии срока (скажем, десяти дней после принятия акта об амнистии), подлежат амнистии в соответствии с актом о ней на общих основаниях.

Лица, которые в соответствии с принятым законом об амнистии подлежат освобождению от наказания или дальнейшего его отбывания, освобождаются не позднее чем в течение трех месяцев после его опубликования. Лица, в отношении которых применяется сокращение срока наказания, должны быть официально проинформированы о новом исчислении срока наказания и о дате окончания отбывания наказания в течение месяца после опубликования закона об амнистии.

В ходе выполнения предписания акта об амнистии в отношении лиц, подпадающих под его действие, принимаются соответствующие документы: постановление органа дознания или предварительного следствия о прекращении уголовного дела, санкционируется прокурором; если дело рассматривает суд, он постановил обвинительный приговор об освобождении виновного от наказания, а если дело находится в кассационной инстанции, суд выносит постановление о закрытии уголовного дела; постановление органа, ведающего отбыванием наказания, — об освобождении лица от дальнейшего отбывания наказания (постановление санкционирует прокурор).

Амнистия, как правило, не допускается в отношении осужденных, совершивших особо тяжкие преступления против государства, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и другие особо тяжкие преступления, а также в отношении лиц, ранее освобождались от наказания по акту амнистии или актом помилования и вновь совершивших умышленные преступления . Амнистия не освобождает от обязанности возместить причиненный преступлением ущерб, возложенной на виновное лицо приговором или решением суда.

2. Помилование (так называемая персонифицированная амнистия). Помилование осуществляет Президент Украины (п. 27 ст. 106 Конституции Украины) своим актом (Указом) о помиловании. Это положение отражено в ч. 1 ст. 87 УК, по которой помиловании осуществляется Президентом Украины в отношении индивидуально определенного лица.

Помилование — это выявление гуманизма и милосердия со стороны главы государства — Президента Украины, относительно индивидуальной лица (лиц), осужденного судом к любому наказания за совершение преступления любой степени тяжести. Оно заключается в полном или частичном освобождении лица от наказания или применении более мягкого наказания, или в снятии с лица судимости или в замене пожизненного лишения свободы лишением свободы на определенный срок.

По ч. 2 ст. 87 УК, актом о помиловании может быть осуществлена замена осужденному назначенного судом наказания в виде пожизненного лишения свободы на лишение свободы на срок не менее двадцати пяти лет. Это означает, что актом о помиловании осужденного к наказанию в виде пожизненного лишения свободы, такое наказание может быть заменено ему на совершенно определенный в действующем УК вид и срок наказания — лишение свободы на 25 лет.

Помилование регулируется Положением о порядке осуществления помилования лиц, осужденных судами Украины, утвержденного Указом Президента Украины.

Помилование, в отличие от амнистии, не предусматривает освобождения лица от уголовной ответственности в целом, оно может касаться только освобождения осужденного от отбывания основного и дополнительного наказания. С ходатайством о помиловании к Президенту Украины могут обращаться: осужденный, его родственники, трудовые коллективы, общественные организации, а также администрация органа, исполняющего наказание в виде лишения свободы в отношении осужденных, доказавших свое исправление и отбыли большую часть наказания. При отказе удовлетворить ходатайство осужденный может повторно обратиться с аналогичным ходатайством.

При Президенте Украины создана комиссия по вопросам помилования. Она работает на основе Положения о такой комиссии и Положения о порядке рассмотрения ходатайства о помиловании граждан.

Акт (Указ) о помиловании не имеет нормативного характера, он всегда персонифицированный и обязывает соответствующие правовые органы выполнить имеющиеся в нем предписания в отношении конкретного лица (лиц).

Освобождение от наказания на основании закона об амнистии или акта о помиловании в Украине: научно-практический комментарий к обновленному законодательству

Назымко, Е. С. Освобождение от наказания на основании закона об амнистии или акта о помиловании в Украине: научно-практический комментарий к обновленному законодательству / Е. С. Назымко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/60/7773/ (дата обращения: 17.09.2023).

Статья содержит научно-практический комментарий ст. 85–87 Уголовного кодекса Украины. Комментируются новеллы украинского законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: амнистия, помилование, наказание, исправление, преступность.

Необходимость разработки оптимальных средств воздействия на виновного, которые максимально нейтрализовали бы негативные последствия применения наказания и одновременно обеспечивали надлежащую эффективность противодействия преступности, обусловливает научный интерес к проблемам амнистии и помилования.

16 сентября 2010 года Президентом Украины было утверждено новое «Положение о порядке осуществления помилования», а 1 января 2012 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О применении амнистии в Украине» и другие законодательные акты Украины», в которых были отражены достижения юридической мысли украинских ученых и обобщена практику применения амнистии и помилования в период существования независимой Украины.

В связи с этим, считаем необходимым ознакомить научную общественность с новым порядком применения амнистии и помилования в Украине.

За последние годы в Украине принимаются меры по повышению качества законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере амнистии, а также эффективности его применения. Растет и количество научных исследований актуальных проблем применения амнистии.

Общие положения об амнистии и помиловании содержатся в Уголовном кодексе Украины (далее — УК) (ст. 85–87), а нормы, регламентирующие отдельные вопросы применения амнистии и помилования, закрепленные в Уголовно-исполнительном кодексе (ст. 154 УИК). Вместе с тем, условия и порядок осуществления амнистии и помилования нашли законодательную регламентацию в специальных нормативных актах: 1) Закон Украины «О применении амнистии в Украине» от 1 октября 1996 г. и 2) Положение о порядке осуществления помилования, утвержденного Указом Президента Украины от 16 сентября 2010 № 902/2010.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Украины «О применении амнистии в Украине» амнистия объявляется законом об амнистии, который принимается в соответствии с положениями Конституции Украины, УК и настоящего Закона. Пункт 1 Положения об осуществлении помилования говорит, что это Положение определяет порядок осуществления Президентом Украины помиловании в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины.

Амнистия есть полное или частичное освобождение от отбывания наказания определенной категории лиц, признанных виновными в совершении преступления, или уголовные дела в отношении которых рассмотрены судами, но приговоры в отношении этих лиц не вступили в законную силу.

Законом об амнистии может быть предусмотрено: а) полное освобождение указанных в нем лиц от отбывания назначенного судом наказания (полная амнистия) б) частичное освобождение указанных в нем лиц от отбывания назначенного судом наказания (частичная амнистия).

Закон об амнистии не может предусматривать замену одного наказания другим или снятие судимости в отношении лиц, освобожденных от отбывания наказания.

Решение о применении или неприменении амнистии принимается судом относительно каждого лица индивидуально после тщательной проверки материалов личного дела и сведений о поведении осужденного за время отбывания наказания.

Установив в стадии судебного разбирательства уголовного дела наличие акта амнистии, устраняющего применение наказания за совершенное деяние, суд при доказанности вины лица, постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.

Амнистия не применима к: а) лицам, уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, досудебного следствия или суда, но не рассмотрены судом с вынесением обвинительного приговора б) лицам, которым смертная казнь в порядке помилования заменена на лишение свободы, и к лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, в) лицам, имеющим две и более судимости за совершение умышленных тяжких и/или особо тяжких преступлений г) лицам, осужденным за преступления против основ национальной безопасности Украины, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах г) лицам, осужденным за совершение умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления, кроме указанных в пункте «г«, которые отбыли менее двух третей назначенного приговором суда основного наказания; д) лицам, осужденным за преступление или преступления, повлекшие гибель двух и более лиц; е) лицам, в отношении которых в течение последних десяти лет была применена амнистия или помилование независимо от снятия или погашения судимости и которые вновь совершили умышленное преступление; есть) лицам, не возместившим причиненный ими ущерб или не устранившим причиненный преступлением вред.

Амнистия также не применяется к лицам, осужденным за умышленное убийство; пытки; насильственное донорство; незаконное лишение свободы или похищение человека; захват заложников; торговлю людьми или другое незаконное соглашение относительно человека, за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности; разбой; вымогательство; нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта, повлекшее смерть потерпевшего или причинившее тяжкое телесное повреждение, совершенное лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических или других одурманивающих средств, либо лицом, скрывшимся с места дорожно-транспортного происшествия, за получение взятки, применение оружия массового уничтожения; геноцид; посягательство на жизнь представителя иностранного государства; пиратство; наемничество.

Законом об амнистии могут быть определены и другие категории лиц, на которые амнистия не распространяется.

Действие закона об амнистии распространяется на преступления, совершенные до дня вступления в силу включительно, и не распространяется на длящиеся или продолжающиеся преступления, если они закончены, прекращены или прерваны после вступления закона об амнистии в силу.

В исключительных случаях с целью пресечения общественно опасных групповых проявлений сила амнистии может быть распространена на деяния, совершенные до определенной даты после объявления амнистии, при условии обязательного выполнения до этой даты требований, предусмотренных законом об амнистии (условная амнистия).

Лица, на которых распространяется действие закона об амнистии, могут быть освобождены от отбывания как основного, так и дополнительного наказания, назначенного судом, кроме конфискации имущества, в части приговора, которая не была выполнена в день вступления в силу закона об амнистии.

Лицам, осужденным к наказанию (основному или дополнительному) в виде штрафа, сумма штрафа, уплаченного ими до принятия судом решения об освобождении от отбывания наказания в связи с амнистией, не возвращается.

Вопрос о погашении или снятии судимости в отношении лиц, к которым применена амнистия, решается в соответствии с положениями УК.

Законы об амнистии, за исключением законов об условной амнистии, Верховная Рада Украины может принимать не чаще одного раза в течение календарного года.

Лица, осужденные за совершение преступления, в соответствии с законом об амнистии подлежат освобождению от отбывания (дальнейшего отбывания) наказания, освобождаются не позднее чем в течение трех месяцев после опубликования закона об амнистии.

Лица, в отношении которых в соответствии с законом об амнистии применяется сокращение срока наказания, должны быть официально проинформированы о новом исчислении срока наказания и о дате окончания отбывания наказания в течение месяца после опубликования закона об амнистии (Закон Украины «О применении амнистии в Украине» от 1 октября 1996 г.).

Порядок осуществления Президентом Украины помилования в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины определяет Положение о порядке осуществления помилования, утвержденное Указом Президента Украины от 16 сентября 2010 N 902/2010.

Согласно этому положению помилование осужденных осуществляется в виде: 1) замены пожизненного лишения свободы на лишение свободы на срок не менее двадцати пяти лет, 2) полного или частичного освобождения от отбывания как основного, так и дополнительного наказания, 3) замены наказания или неотбытой его части более мягким наказанием.

Право ходатайствовать о помиловании имеет лицо, которое: приговорено судом Украины и отбывает наказание в Украине; осуждено судом иностранного государства и передано для отбывания наказания в Украину без условия о неприменении помилования, приговор суда в отношении которого приведен в соответствие с законодательством Украины; осуждено в Украине и передано для отбывания наказания иностранному государству, если это государство согласилось признать и выполнить принятое в Украине решение о помиловании.

Ходатайство о помиловании может быть подано после вступления приговора в законную силу, а при рассмотрении дела в кассационном порядке — после принятия решения соответствующим судом.

В случае осуждения лица к пожизненному лишению свободы, ходатайство о его помиловании может быть подано после отбывания им не менее двадцати лет назначенного наказания.

Лицо, которое ранее было неоднократно (два и более раз) осуждено за совершение умышленных преступлений или к которому ранее была применена амнистия, помилование, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена не отбытой части наказания более мягким, освобождение от отбывания наказания с испытанием, если оно до погашения или снятия судимости вновь совершило умышленное преступление, может быть помиловано лишь в исключительных случаях.

Ходатайство о помиловании осужденных, которые не стали на путь исправления или не отбыли половины назначенного им срока наказания, а также ходатайства лиц, осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления, могут быть удовлетворены только при наличии обстоятельств, требующих особо гуманного отношения.

Ходатайство о помиловании лица, осужденного судом Украины, которое отбывает наказание в Украине, или осужденного судом иностранного государства и переданного для отбывания наказания в Украину без условия о неприменении помилования, подается через администрацию учреждения исполнения наказаний или другого органа, осуществляющего исполнение уголовных наказаний.

Администрация в установленном порядке регистрирует ходатайство и в течение пятнадцати дней со дня представления направляет его в Администрацию Президента Украины вместе с копиями приговора, определениями и постановлениями суда, подробной характеристикой о поведении личности и отношении ее к труду с изложенным письменно мнением администрации и, как правило, наблюдательной комиссии или службы по делам несовершеннолетних о целесообразности помилования, а также другими документами и данными, имеющими значение для рассмотрения вопроса о применении помилования.

Подготовку материалов к рассмотрению ходатайства о помиловании и уведомления заявителя о результатах такого рассмотрения осуществляет Управление по вопросам помилования Администрации Президента Украины.

Это управление для выполнения возложенных на него задач имеет право в установленном порядке запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений исполнения наказаний необходимые для рассмотрения ходатайства о помиловании документы, материалы и информацию.

При рассмотрении ходатайства о помиловании учитываются: степень тяжести совершенного преступления, срок отбытого наказания, личность осужденного, искреннее раскаяние, активное способствование раскрытию преступления, поведение и отношение лица к труду до осуждения и в учреждениях и других органах исполнения наказаний, состояние возмещения нанесенного ущерба или устранение причиненного вреда и другие обстоятельства; мнение администрации учреждения исполнения наказаний или другого органа, исполняющего наказание, наблюдательной комиссии, службы по делам несовершеннолетних, местного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, общественных организаций, трудовых коллективов и т. п. о целесообразности помилования.

Ходатайство о помиловании и подготовленные Управлением материалы предварительно рассматриваются Комиссией при Президенте Украины по вопросам помилования. По результатам предварительного рассмотрения ходатайств о помиловании и материалов, подготовленных Управлением по вопросам помилования Администрации Президента Украины, Комиссия при Президенте Украины по вопросам помилования вносит Президенту Украины предложения о применении помилования.

О ходатайстве, оснований для удовлетворения которых не найдено, Комиссия докладывает Президенту Украины.

О помиловании осужденного Президент Украины издает указ.

В случае отклонения Комиссией ходатайства о помиловании повторное ходатайство в отношении лица, осужденного к пожизненному лишению свободы, при отсутствии новых обстоятельств, заслуживающих внимания, может быть внесено на рассмотрение Комиссии не ранее чем через пять лет, а в отношении других осужденных — не ранее чем через год с момента отклонения предыдущего ходатайства. Повторное ходатайство, поступившее до окончания этих сроков, возвращается заявителю с соответствующим разъяснением.

Указы Президента Украины о помиловании осужденных для выполнения направляются: 1) в отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях или органах исполнения наказаний — в Государственную пенитенциарную службу Украины, 2) в отношении лиц, освобожденных от дополнительных наказаний — соответствующим судам, 3) в отношении лиц, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части, к служебным ограничениям для военнослужащих или к лишению воинских званий — Министерству обороны Украины, 4) в отношении других лиц — соответствующим министерствам, другим центральным органам исполнительной власти.

Кроме того, указы Президента Украины о помиловании осужденных направляются Министерству внутренних дел Украины для сведения и другим государственным органам для обеспечения социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Органы, на которые Положением возложено выполнение указов Президента Украины о помиловании осужденных, об их выполнении сообщают Администрацию Президента Украины.

Контроль за выполнением указов Президента Украины о помиловании осуществляет Комиссия при Президенте Украины по вопросам помилования.

Украинское издание об амнистии и помиловании Текст научной статьи по специальности «Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ткачевский Ю.М., Комиссаров В.С.

Текст научной работы на тему «Украинское издание об амнистии и помиловании»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2009. № 1

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

УКРАИНСКОЕ ИЗДАНИЕ ОБ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИИ*

Рецензируемая книга была подарена нам в мае 2008 г. на III Всероссийском конгрессе уголовного права. Первая реакция, традиционная в подобных случаях, — некоторое сожаление о том, что работа написана не на русском языке. Однако после знакомства с содержанием книги настроение изменилось.

Рецензируемый труд представляет собой прежде всего библиографическое собрание советских общесоюзных правовых актов об амнистии и помиловании: в свое время все они были подготовлены на русском языке и представлены читателю.

Работа содержит много полезного. В ней отражены, в частности определенные направления советской уголовно-правовой политики, отдельные вопросы истории государственного (конституционного) права, уголовного права, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права, становление институтов амнистии и помилования. Комплексно анализируя собранный авторами материал, мы узнаем, в частности: кем в советское время применялась амнистия и осуществлялось помилование; каким содержанием были наполнены отдельные акты об амнистии и помиловании; какие юридические ошибки содержались в этих документах; чего не стоит повторять и что можно сегодня позаимствовать для подготовки соответствующих правовых актов.

Для наглядности приведем названия разделов анализируемого труда: «Акты об амнистии Временного правительства», «Вопросы об амнистии и помиловании в актах Украинской Народной Республики, Украинского Государства и Западноукраинской Народной Республики», «Советские конституции (СССР, МССР, УССР), уголовное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое законодательство Союза ССР и союзных республик, кодексы УССР об амнистии и помиловании», «Конституция Украины и кодексы Украины об амнистии и помиловании», «Акты об амнистии советского времени», «Акты об амнистии независимой Украины», «Акты о помиловании. Решение вопросов помилования в отдельных нормативно-правовых актах», «Вопросы применения амнистии и осуществления помилования в по-

* Маляренко В.Т., Музика А.А. Амнигля та помилування в Украшк Навчальний послбник. — Кшв: Ат1ка, 2007. — 700 с.

становлениях Пленума Верховного суда СССР и Пленума Верховного суда Украины».

Издание содержит весьма интересный список рекомендуемых источников по правовым вопросам применения амнистии и осуществления помилования в бывшем Советском Союзе, а также в современных России, на Украине, в Республике Беларусь (124 наименования).

Данная работа задумана авторами как учебное пособие и действительно выдержана в этом жанре. Фактическому материалу предшествует авторский текст «Слово к читателю» и раздел I «Амнистия и помилование по действующему законодательству Украины: понятие, общие черты, отличия» (здесь, кроме прочего, приведены статистические данные о соответствующем правоприменении за последние 15 лет).

Авторы работы справедливо акцентируют внимание на том, что далеко не всегда название акта об амнистии или помиловании раскрывает его сущность. Более того, нередко название документа звучит несколько необычно и даже странно: например, постановления ВУЦИК от 25 сентября 1920 г. «О проведении в широких размерах разгрузки всех мест лишения свободы на территории УССР» и от 14 сентября 1921 г. «О ликвидации уголовных дел, связанных с продразверсткой». Аналогично воспринимается название постановления ЦИК и СНК СССР от 14 июля 1937 г. «О награждении и льготах для строителей канала Москва—Волга». Без ознакомления с содержанием подобных документов весьма сложно сообразить, что в них речь идет собственно об амнистировании и помиловании.

Представляет научный интерес подход авторов к разграничению понятий «амнистия», «акт об амнистии (акт амнистии)», «виды амнистирования». По их мнению, «амнистия — это специальный вид освобождения от уголовной ответственности (полное освобождение) или от наказания (полное или частичное освобождение) определенной категории лиц, виновных в совершении преступления, осуществляемого судом на основании соответствующего акта (закона об амнистии), принятого Верховной радой Украины» (с. 17).

Понятие «акт об амнистии (акт амнистии)» рассматривается в узком и широком значении. В узком значении — это нормативно-правовой документ (закон) Верховной рады Украины, не устраняющий наказуемость деяния, но в то же время предусматривающий возможность смягчения участи (освобождения судом от уголовной ответственности или наказания) определенных категорий лиц, совершивших преступление, а также определяющий условия применения амнистии, субъектов и порядок исполнения данного закона. В широком значении акт об амнистии — это нормативно-правовой документ,

регулирующий общие вопросы применения амнистии: лишь на основании этого акта суд не вправе освободить лицо от уголовной ответственности или наказания (с. 19—20).

Под «видом амнистирования» понимается предусмотренный законом об амнистии (полной, частичной, условной) один из вариантов смягчения участи определенной категории лиц, совершивших преступление (с. 20).

В этом же ключе сформулированы определения понятий «помилование», «акт о помиловании (акт помилования)», «виды помилования». В частности, указ президента Украины о помиловании конкретного лица является актом применения права (акт помилования в узком значении), а акт о помиловании в широком значении — это нормативно-правовой документ, например Положение об осуществлении помилования (с. 29).

В учебном пособии собраны и систематизированы акты об амнистии и помиловании (либо документы, в которых определенным образом разрешались вопросы относительно данных институтов), издаваемые соответствующими органами в течение марта 1917 — декабря 2006 г. (почти 90-летний период). Конечно, львиная доля указанных документов, повторим, попадает на советское время.

Впервые приведены тексты отдельных актов, которые в свое время не были опубликованы, поскольку имели ограничительный гриф наподобие «Не для печати», «Для служебного пользования», «Не подлежит опубликованию». Сегодня с иронией воспринимается тот факт, что Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик от 11 июля 1969 г. (вместе с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1969 г. о порядке введения их в действие) были оглашены секретным приказом МВД СССР от 20 октября 1969 г. № 0635.

Книга содержит всего 274 различных документа. Тексты большинства из них приведены с сохранением всех особенностей написания (язык, пунктуация, орфография), что характерно для соответствующих первоисточников.

Анализируемая работа фактически продолжает и одновременно обогащает летопись, созданную советским ученым П.С. Ромашкиным — «Амнистия и помилование в СССР» (М.: Госюриздат, 1959. — 363 с.). В этой связи не может не вызывать симпатии тот факт, что оформление обложки рецензируемой книги напоминает внешний вид указанной работы. Данное заимствование как нельзя кстати символизирует творческую преемственность поколений наших соотечественников, живущих сегодня (возможно, к сожалению) в разных государствах.

Авторы учебного пособия в целом устранились от научной дискуссии, не стали всесторонне анализировать недостатки соответствующего законодательства и сложности его применения. Такой задачи они перед собой не ставили (с. 10—11). Может быть, они и правы. Вместе с тем, на наш взгляд, их работу это бы «не испортило». Данное замечание вызвано тем, что в России в последнее время весьма активно разрабатываются правовые и криминологические проблемы амнистии и помилования. Из работы видно, что ее авторы хорошо осведомлены о современном состоянии научных исследований данных проблем в нашей стране. Поэтому для российского читателя было бы интересным знать «развернутое» мнение наших коллег-украинцев относительно исследуемых институтов.

Несколько слов об авторах. Василий Тимофеевич Маляренко — доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Академии правовых наук Украины, заслуженный юрист Украины, председатель Верховного суда Украины в отставке; Анатолий Ананьевич Музыка — доктор юридических наук, профессор, в настоящее время совмещает государственную службу (работает в Секретариате президента Украины) и научно-педагогическую деятельность.

В заключение хотелось бы выразить благодарность авторам за издание интересной, уникальной работы, которая может быть полезна для российских и других юристов постсоветского пространства.

Ю.М. Ткачевский, доктор юридических наук, профессор, В. С. Комиссаров, доктор юридических наук, профессор

Вопрос 29. Амнистия. Помилование. Судимость.

Амнистия — это акт верховного органа государственной власти, освобождающий определенную категорию лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания, смягчающий назначенное наказание, либо снимающих с осужденных судимость.

Статья 103 Конституции РФ объявление амнистии относит к ведению Государственной Думы Федерального Собрания.

Часть 1 ст.84 УК, воспроизводя конституционное положение об объявлении амнистии Государственной Думой, конкретизирует его указанием на то, что амнистия применяется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Этим амнистия отличается от помилования, которое применяется к определенному лицу.

Амнистия является одним из средств реализации принципа гуманизма уголовно-правовой политики и уголовного законодательства РФ. Как правило, акты об амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни страны. Иногда их издание обусловливается изменениями, происходящими в экономической и социальной политике государства, оказывающими серьезное влияние на направление и определение приоритетов в уголовно-правовой политике и уголовном законодательстве.

Акт об амнистии не устраняет преступности и наказуемости предусмотренных им деяний. В этом одно из его принципиальных отличий от уголовного закона, которым деяние декриминализируется, т.е. исключается из числа уголовно наказуемых действий (бездействия). Акт об амнистии освобождает от уголовной ответственности и наказания либо смягчает наказания только в отношении определенной категории лиц, совершивших преступные деяния до издания этого акта, но не распространяется на деяния, совершенные после его издания.

В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК акты об амнистии могут предусматривать:

а) освобождение от уголовной ответственности;

б) освобождение от наказания;

в) сокращение назначенного приговором суда наказания;

г) замену назначенного судом наказания более мягким видом наказания;

д) освобождение от дополнительного наказания;

е) снятие судимости.

Как было отмечено, акт об амнистии распространяется на индивидуально не определенный круг лиц. Вопрос о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу решается органами, указанными в акте об амнистии или в постановлении о его применении либо специально созданными для этой цели. Юридическим основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания), смягчения наказания, применения других мер предусмотренных актом об амнистии, являются решения этих органов.

В соответствии со сложившейся практикой исполнение актов об амнистии в отношении осужденных, приговоры по делам которых вступили в законную силу, возлагается на учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы.

Применение амнистии в отношении указанных осужденных производится по утвержденному прокурором постановлению начальника учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы, или начальника следственного изолятора. К постановлению о применении к осужденному акта об амнистии прилагаются личное дело осужденного, справка о поощрениях и взысканиях, другие необходимые документы. Отбывание наказания прекращается со дня утверждения прокурором решения о применении акта об амнистии.

В отношении лиц, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве органов дознания и предварительного следствия, исполнение актов об амнистии возлагается на эти органы.

На суды возлагается исполнение актов об амнистии:

а) в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до вступления в силу постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;

б) в отношении осужденных, исполнение приговоров по делам которых отсрочено в случаях и порядке, предусмотренных законом, и условно осужденных. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлению органа, осуществляющего контроль за их поведением, а в отношении осужденных военнослужащих по представлению командира воинской части;

в) в отношении осужденных к которым до вступления в силу постановления об амнистии применено условно-досрочное освобождение, и осужденных, которым до вступления в силу постановления об амнистии не отбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решается тем же судом, который вынес постановление о применении условно-досрочного освобождения или замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания.

Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под его действие вне зависимости от того, согласны ли они с ней или же не согласны. Акты амнистии не применяются к лицам, злостно нарушающим режимные правила отбывания наказания.

Однако, если лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии с амнистией, считает себя невиновным в инкриминируемом ему деянии, оно может обратиться в суд с требованием рассмотрения дела. Однако если суд в подобном случае придет к выводу о виновности данного лица, оно все-таки освобождается от уголовной ответственности по акту амнистии.

Помилование — это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

Помилование имеет много общих черт с амнистией. Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ помилование осуществляется Президентом РФ (издание актов об амнистии согласно п. «е» ст. 103 Конституции РФ отнесено к ведению Государственной думы РФ).

Ст. 85 УК РФ, воспроизводя положение Конституции РФ об осуществлении помилования Президентом РФ, конкретизирует его указанием на то, что помилование применяется в отношении, индивидуально определенного лица. В отличие от помилования амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (ч.1 ст. 84 УК).

Для подготовки вопросов о помиловании осужденных Указом Президента РФ от 12 января 1992 г. образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ, которая работает на основании Положения о ней и Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании граждан.

Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или ином смягчении положения) этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании. В отличие от акта помилования, постановление высшего органа государственной власти об амнистии определяет категории лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают органы, которым поручено исполнение акта об амнистии.

В отличие от амнистии помилование может осуществляться только в отношении лиц, осужденных за совершение ими преступлений. Согласно ч.2 ст. 85 УК акт о помиловании может содержать в себе следующие решения:

а) об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания;

б) о сокращении назначенного наказания;

в) о замене назначенного наказания более мягким видом наказания;

г) о снятии судимости.

Акты о помиловании носят исключительный характер, поэтому их принятие не связано никакими условиями. Закон не устанавливает основания для применения помилования, равно как и не предусматривает ограничений ни по кругу лиц, ни по характеру и степени общественной опасности совершенных ми преступлений. Помилование может быть применено к любому осужденному независимо от отбытого им срока наказания. Однако, практика применения этого института свидетельствует о том, что решение о помиловании принимается с учетом поведения осужденного во время отбывания наказания, а также характера и тяжести совершенного преступления и личности осужденного. Как правило, помилование не применяется к лицам, которые ранее уже освобождались от наказания в порядке помилования и до истечения срока погашения судимости совершили новое преступление, а также при особо опасном рецидиве.

Инициатива о помиловании может исходить как от самого осужденного, так и от родственников, общественных организаций, администрации исправительных учреждений или даже от самого органа государственной власти (акты об амнистии принимаются только по инициативе органов государственной власти).

Администрации исправительного учреждения не может препятствовать осужденному в подаче ходатайства о помиловании независимо от характера и тяжести его преступления, прошлых судимостей, времени пребывания в исправительном учреждении, отклонения предыдущего ходатайства о помиловании и др.

С амнистией и помилованием нельзя смешивать реабилитацию. Амнистия и помилование применяются к лицам, совершившим преступления, а реабилитация провозглашает невиновность несправедливо репрессированных лиц. Реабилитация применяется как к отдельным лицам, так и к большим группам лиц.

Судимость — правовое состояние лица, возникающее при осуждении его по приговору суда к наказанию за совершение преступления и выражающееся в наступлении определенных последствий уголовно-правового, уголовно-исполнительного и общеправового характера.

Статья 86 УК определяет уголовно-правовые последствия судимости.

Во-первых, судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания.

Во-вторых, судимость за умышленные преступления является обязательным условием рецидива.

В-третьих, судимость учитывается при определении режима по осуждению к лишению свободы.

В-четвертых, судимость исключает освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, изменением обстановки.

В-пятых, судимость исключает или существенно затрудняет прием лица на работу на ряд должностей (в органы милиции, ФСБ и т.п.).

Кроме того, в ряде статей Особенной части судимость предусматривается в качестве квалифицирующего обстоятельства (например, п. «в» ч.3 ст.158 УК, п. «г» ч.3 ст.162 УК и др.).

Судимость влечет за собой также общеправовые последствия. Так, согласно ч.3 ст.32 Конституции РФ граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Наличие не снятой или не погашенной судимости является основанием к отказу в допуске к государственной тайне (ч.1 ст.22 Закона РФ «О государственной тайне»), а также в призыве на военную службу (ч.2 ст.23 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).

Для лиц, имеющих не снятые и не погашенные судимости законодательством предусмотрен ряд других ограничений на занятие государственных должностей (судей, присяжных заседателей, арбитражных управляющих и др.) или занятие той или иной деятельностью (педагогической, финансово-экономической, биржевой и т.д.).

Над некоторыми категориями лиц, имеющих судимости, устанавливается административный надзор органов ВД.

Состояние судимости и связанные с судимостью ограничения прав и свобод имеют временный характер. Уголовный кодекс РФ впервые законодательно установил начальный и конечный моменты состояния судимости, регулирует основания возникновения и погашения (снятия) судимости. Согласно ч.1 ст.86 УК лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Статья 86 УК предусматривает два способа прекращения состояния судимости: а) погашение и б) досрочное снятие судом. Однако, это правило распространяется только на те случаи, когда обвинительным приговором суда назначено реальное или условное наказание. Если лицо было освобождено от наказания, то оно считается несудимым. УК РФ предусматривает два таких случая:

а) при освобождении от наказания военнослужащего в связи с заболеванием, препятствующим несению военной службы;

б) при освобождении от наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора.

Не имеющими судимости считаются и те лица, которые были освобождены от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст.ст. 75 — 78 УК, а также лица, в отношении которых судом были применены принудительные меры медицинского характера.

Погашение судимости означает автоматическое прекращение правовых последствий примененного к лицу наказания после истечения установленных законом сроков. В этом случае не требуется принятия каких-либо решений суда.

Сроки погашения судимости определены п.п. «а» — «д» ч.3 ст.86 УК. Они различаются в зависимости от категории совершенных преступлений и вида назначенного наказания.

При применении к лицу условной меры наказания судимость погашается по истечении испытательного срока, а при осуждении к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, — по истечении одного года после отбытия наказания.

В случае осуждения лица к наказанию в виде лишения свободы срок погашения судимости зависит от категории совершенного преступления:

— при осуждении за преступление небольшой или средней тяжести судимость погашается по истечении трех лет;

— при осуждении за тяжкие преступления — по истечении пяти лет;

— при осуждении за особо тяжкие преступления — по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Срок погашения судимости исчисляется с момента отбытия основного и дополнительного наказания. Так, при осуждении к штрафу этот срок начинает исчисляться со дня его уплаты, а при осуждении к другим видам наказания — со дня отбытия основного (например, лишения свободы) и дополнительного наказания (например, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Если осужденный в установленном законе порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или не отбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания (ч.4 ст.86 УК).

Осужденный может быть досрочно освобожден от отбывания наказания на основании ст.79 УК (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания) и ст.81 УК (освобождение от наказания в связи с болезнью), а также по акту об амнистии (ст.84 УК) и о помиловании (ст.85 УК). В этих случаях срок погашения судимости исчисляется, независимо от категории совершенного преступления, исходя из того срока, который лицо фактически отбыло до момента его досрочного освобождения.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена норма, стимулирующая правопослушное поведение освобожденного от отбывания наказания. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может досрочно снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

Безупречное поведение подразумевает несовершение лицом новых преступлений и иных правонарушений, положительные характеристики по месту жительства и работы, участие в общественной жизни и иные, подобные обстоятельства.

С момента погашения или снятия судимости аннулируются все правовые последствия, вытекающие из факта судимости. Лицо признается несудимым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *