Должностное лицо как специальный субъект преступления
Должностные лица – это лица, которые на постоянной или временной основе по назначению или по результатам выборов реализуют функции представителей власти и занимают в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, сопряженные с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных обязанностей.
В соответствии с действующим законодательством в РФ на сегодняшний день устанавливается специальный правовой статус лиц, которые являются государственными служащими.
Следует отметить, что не все лица, которые занимают какие-либо должности в органах государственной власти различных уровней, признаются государственными служащими.
В соответствии с примечанием к статье 201 действующей редакции УК РФ, выполняющим функции управленческого характера в коммерческой или какой-либо другой организации признается лицо, которое на постоянной или временной основе, либо по специальному полномочию осуществляет функции представителя государственной власти или же реализует функции организационно-распорядительного, административно-хозяйственного характера в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в учреждении некоммерческого характера, которое не относится к органам государственной, региональной власти или же органам местного самоуправления.
Для любого должностного лица характерны такие признаки как:
- осуществление действий от имени органа власти, учреждения, организации, которые уполномочили такое лицо на осуществление соответствующего действия в соответствии с действующим законодательством, т. е. законодательными, нормативно-правовыми актами;
- реализуя действия от имени органа власти или какого-либо учреждения должностное лицо осуществляет юридически значимые действия, под которыми понимают действия, порождающие тем или иным образом возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
Должностное лицо как специальный субъект преступного деяния
Действующая редакция УК РФ на сегодняшний день содержит правовые нормы, которые определяют преступные деяния, совершаемые должностными лицами. К таким преступным деяниям, например, относятся так называемые преступления против государственной власти, а также законных интересов органов власти федерального, регионального и местного уровня, а также различного рода прочие преступления, субъектом которых выступает должностное лицо.
Согласно положениям действующей редакции УК РФ к преступлениям против власти, а также против законных интересов органов власти федерального, регионального и местного уровня на сегодняшний день относятся:
- в соответствии с положениями статьи 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями;
- в соответствии с положениями статьи 286 УК РФ – превышение должностных полномочий;
- в соответствии с положениями статьи 287 УК РФ – мотивированный отказ в предоставлении сведений Федеральному Собранию или Счетной палате РФ;
- в соответствии с положениями статьи 288 УК РФ – присвоение полномочий другого должностного лица;
- в соответствии с положениями статьи 289 УК РФ – нелегальное участие в осуществлении коммерческой деятельности;
- в соответствии с положениями статьи 290 УК РФ – получение взятки (коррупция);
- в соответствии с положениями статьи 292 УК РФ – служебный подлог;
- в соответствии с положениями статьи 293 УК РФ – халатность.
К числу преступлений против законных интересов службы в соответствии с действующим законодательством относят:
- злоупотреблением полномочиями должностного лица;
- коммерческий подкуп.
Также в статьях Уголовного Кодекса есть положения, которые не входят в перечисленные выше группы преступлений, несмотря на то, что в качестве субъекта таких деяний выступают должностные лица. Примером такой статьи является статья 170 УК РФ, в качестве субъекта преступления в соответствии с которой рассматривается должностное лицо, которое наделено полномочиями регистрации сделок с земельными участками, а также внесения информации в Государственный земельный кадастр, определения величины платежей за землю. Также в качестве подобной статьи может рассматриваться статья 237 УК РФ, в рамках которой содержится ссылка на род занятия или вид деятельности лица, привлекаемого к уголовной ответственности в качестве должностного лица в случае совершения преступления, связанного с исполнением своих обязанностей, а равно с использованием своих полномочий, которое противоречит задачам и обязанностям реализуемой деятельности.
Следует отметить, что в значительной степени действующая редакция УК РФ сформирована таким образом, что правовые нормы группируются в отдельные главы по признаку специального субъекта.
Однако, современное отечественное уголовное законодательство не дает определения понятия «специальный субъект», при этом некоторые положения раскрывают признаки, которые наиболее характерны для такого субъекта. Подобные положения находят свое отражение в Особенной части УК РФ. В ней специальный субъект преступного деяния характеризуется дополнительным признаком прежде всего служебного положения, которое используется им в каких-либо целях личного характера, никоим образом не связанными с исполнением назначенных должностных обязанностей, при этом следствием такого использования служебного положения, как правило, становится нарушение прав граждан. Осуществление общественно опасного деяния лицом, которое в соответствии с действующим законодательством признается должностным лицом, рассматривается прежде всего в качестве квалифицирующего признака.
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кахраманов Фаиг Гараниевич, Верченко Н.И.
В статье рассматривается категория «специальный субъект», делается акцент на том, что данное определение не нашло закрепления в уголовном законодательстве , предлагается вариант официального понятия. Автором рассматривается должностное лицо в качестве специального субъекта преступления , указывается на его признаки , изучаются различные категории должностных лиц , сопоставляются между собой.The article examines the category “special subject”, emphasizes that this definition has not been consolidated in the criminal legislation, and offers a version of the official concept. The author considers an official as a special subject of a crime, points out its signs, studies various categories of officials, compares with each other.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кахраманов Фаиг Гараниевич, Верченко Н.И.
Текст научной работы на тему «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»
Кахраманов Фаиг Гараниевич, студент-магистрант Новосибирский государственный университет экономики и управления, кафедра уголовного права и национальной безопасности Верченко Н. И.научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и национальной безопасности
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ
Аннотация: в статье рассматривается категория «специальный субъект», делается акцент на том, что данное определение не нашло закрепления в уголовном законодательстве, предлагается вариант официального понятия.
Автором рассматривается должностное лицо в качестве специального субъекта преступления, указывается на его признаки, изучаются различные категории должностных лиц, сопоставляются между собой.
Ключевые слова: должностное лицо, уголовное законодательство, специальный субъект преступления, служебное положение, представитель власти, преступление, состав, признаки, распорядительная функция, организационная функция.
Annotation: the article examines the category "special subject", emphasizes that this definition has not been consolidated in the criminal legislation, and offers a version of the official concept.
The author considers an official as a special subject of a crime, points out its signs, studies various categories of officials, compares with each other.
Key words: official, criminal legislation, special subject of a crime, official position, government representative, crime, composition, signs, administrative function, organizational function.
Рассматривая состав любого преступления, изучается лицо его совершившее.
Нынешнее российское уголовное законодательство не имеет официального определения «специальный субъект». Однако многие положения раскрывают признаки, присущие такому субъекту. Они содержатся в нормах Особенной части Уголовного кодекса РФ [1], преимущественно в частях 2 и 3 статей.
Наиболее распространенным признаком специального субъекта является признак должностного лица.
По большей части, Уголовный кодекс РФ сформирован таким образом, что в нем нормы группируются в отдельные главы по признаку специального субъекта. Такими можно, к примеру, назвать главу 33 «Преступления против военной службы» и др.
В таких случаях специальный субъект преступления характеризуется дополнительным признаком своего служебного положения, которое может быть использовано им в личных целях, не связанных с исполнением своих должностных обязанностей, что влечет за собой нарушение прав граждан.
Объемное и четкое определение должностного лица содержится в статье 285 УК РФ. В нем раскрываются все признаки должностного лица в качестве специального субъекта совершения того или иного преступления. То есть преступление обязательно должно быть совершено именно с использованием служебного положения субъекта. Из этого следует, что если лицо не занимает никакой из перечисленных в законе должностей, то оно не может быть привлечено к уголовной ответственности за совершение преступления в качестве должностного лица.
Если мы обратимся к примечанию 1 к ст. 285 УК РФ, то увидим, что законодатель при разработке основополагающих признаков, выделял специфику сущности полномочии, поскольку именно данный критерии
позволял идентифицировать должностное лицо от юридического или физического лица.
Таким образом, субъектом должностного преступления является любое лицо, занимаемое определенную законодательством должность, независимо от времени выполнения своих обязанностей, характера назначения, территориального нахождения и т д.
Также к должностным лицам законодательно относятся представители власти. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 19 к ним относятся лица, осуществляющие свою деятельность в рамках законодательной, исполнительной и судебной властей [2]. Примечание к статье 318 УК РФ дополняет указанный перечень иными лицами правоохранительных и контролирующих органов, обладающих распорядительными функциями в отношении граждан, не находящихся в их прямом подчинении.
Необходимо отметить, что в настоящее время в правовой литературе не сложилось однозначного мнения относительно соотношения понятий «должностное лицо» и «представитель власти» [3, с. 20].
Изучив положения норм 285 УК РФ и 318 УК РФ, отметим, что данные категории по сути содержат одну и ту же терминологию для обозначения рассматриваемых понятий, что на наш взгляд, является не совсем корректным. Считаем, что законодателем должно быть определено это таким образом, что «представители власти» будут выступать частным от определения «должностное лицо».
В ходе исследование специального субъекта преступления мы не можем не затронуть иностранное должностное лицо или должностное лицо в публичных международных межправительственных и неправительственных организациях, поскольку при рассмотрении ст. 290 УК РФ наглядно видна терминология:
— «под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного
государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия»;
— «под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени».
При сравнении этих двух норм, в частности специального субъекта, стоит обратить внимание на понятии должностных лиц в примечаниях 1 к ст. 285 и примечании 2 в ст. 291 УК РФ, поскольку толкования должностного лица во второй статье взята из Конвенций ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., она более универсальное чем ст. 285 УК РФ, поэтому после ратификации РФ данной нормы, для правильного применение термин «иностранное должностное лицо», следует сопоставить с нашим показателем должностного лица в уголовном законодательстве, где данный специальный субъект занимает особое положение в главе 30 УК РФ [4].
Весьма интересными и проблемными для изучения являются распорядительные и организационные функции. Они могут быть осуществлены в отношении лиц, которые непосредственно находятся в подчинении конкретного должностного лица [5, а 37].
Многие специалисты в сфере уголовного права считают, что не могут нести уголовную ответственность те, субъекты, которые реализовывают свои административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функций в негосударственных коммерческих или некоммерческих организациях, поскольку служить — это значит, не просто нести ответственность в предпринимательских структурах, но и исполнять службу, делать что-нибудь для кого (чего)-нибудь, выполняя чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на пользу государства [6].
Специфика заключается в том, что осуществление таких функций влечет за собой возникновение определенных правоотношений, их изменение и прекращение. Но главное, что лицо, если оно этого не желает, может не
становиться участником конкретных правоотношений. К примеру, рекомендации учителей, врачей и т д.
Однако такие функции в вышеуказанном случае могут быть применены и к гражданам, которые не находятся в прямом подчинении должностного лица, если решение имеет юридические последствия. К примеру, вынесение того или иного распоряжения представителем власти.
Таким образом, рассмотрев специфику должностного лица в качестве специального субъекта преступления, отметим, что в Уголовном кодексе РФ недостаточно четко определяется рассматриваемая категория, что требует внесения дополнительных корректировок.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ. -1996. — № 25. — Ст. 2954.
2. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 // Российская газета. -2009. — № 207 (5031).
3. Мыночка О.А. Должностное лицо как субъект должностного преступления / О.А. Мыночка // Юридический факт. — 2020. — № 91. — С. 18-22.
4. Тарбагатаев А.Н. Иностранное должностное лицо как субъект получения взятки по УК РФ // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014 № 1 С.
5. Рогожкин А.А. Должностное лицо — специальный субъект преступления / А.А. Рогожкин // Евразийский союз ученых. — 2019. — № 10 (67). — С. 36-37.
Понятие должностного лица как субъекта должностных преступлений
Одно из первых упоминаний о должностных преступлениях, нашедшее отражение в древнейшем из известных человечеству памятнике государственности — архивах Древнего Вавилона, — относится ко второй половине XXIV века до н.э.
Понятие субъекта должностных преступлений по уголовному праву Царской России (1885-1917 гг.). В законодательстве Руси первое официальное упоминание о посуле как незаконном вознаграждении за осуществление властных полномочий связано с Двинской уставной грамотой 1397-1398 гг. В то же время какое-либо общее понятие «должностного лица» как субъекта должностных преступлений отсутствовало в уголовном законодательстве Царской России, что является характерным для средневекового, самодержавно-монархического государственного строя, так как окончательное решение о квалифицирующих признаках преступления и степени вины того или иного лица давалось на откуп суду, что позволяло в одних и тех же ситуациях принимать различные решения.(2)
К началу второй половины XIX в. основным законом, определяющим круг преступного поведения и устанавливающим уголовную ответственность за совершение преступления, было Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года, которое не содержало понятия «должностного лица», однако его современники пытались дать доктринальное определение указанному понятию. Так, Р. Гоувальт просто перечислил всех служащих царской государственной службы, являющихся, по его мнению, должностными лицами.
Н.С. Таганцев писал, что лица, не состоящие на государственной службе, а служащие по вольному найму, подлежат ответственности и преданию суду в порядке, установленном для должностных преступлений, при условии существования правительственной должности, в пределах которой совершено противозаконное деяние лицом, занимающим указанную должность по найму. Уголовная практика и доктрина рассматриваемого периода в основу категориального корпуса должностного лица закладывала материальный признак — материальную ответственность лица за вверенное ему общественное или государственное имущество.
Как видно из указанных определений, субъектом должностных преступлений являлось любое «служащее» лицо, могущее посягнуть в связи с занимаемой должностью на наиболее значимые общественные отношения, затрагивающие интересы государственной власти.
В Уголовном Уложении 1903 года законодателем впервые в российском уголовном законодательстве были определены признаки специального субъекта преступлений против государственной и общественной службы. Закон указал на то, что лицо должно быть признано представителем власти — «лицо, несущее обязанности по службе государственной или общественной», где представитель власти — это лицо, предписания которого являются обязательными для граждан, учреждений, предприятий или организаций. Функции представителей власти могли быть различными, но компетенция представителя власти едина — это полномочия властного характера, при осуществлении указанных функций служащими обязанности должны быть возложены на них в установленном законом порядке («лицо, несущее обязанности» или «исполняющее временно»).
Уложение 1903 г. определяло перечень лиц, могущих быть признанными «служащими»: должностные лица, полицейские стражи, иные стражи или служители; лица сельского или мещанского управления. Именно в данном признаке определения «служащего» проявилось несовершенство Уложения 1903 г.. В статьях Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. отсутствовало какое-либо определение должностного лица как субъекта преступления, в статьях же Уголовного Уложения 1903 г. должностными лицами признавались лица, постоянно или временно осуществляющие управленческие функции в качестве представителей власти, несущих гос или общественную службу.
УК РСФСР 1922 г. стал первым кодифицированным уголовно-правовым документом Советского государства и отправной точкой для бурного развития уголовно-правовой мысли в нашем государстве. В примечании к ст. 105 УК РСФСР 1922 г. законодатель впервые в истории российского (советского) уголовного законодательства закрепил определение должностного лица — «под должностными лицами разумеются лица, занимающие постоянные или временные должности в каком-либо государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в организации или объединении, имеющем по закону определенные права, обязанности и полномочия в осуществлении хозяйственных, просветительных и других общегосударственных задач».
Основным принципом признания или непризнания лица должностным по УК РСФСР 1922 г. являлось определение масштабов ущерба, нанесенного им государству.(3)
В УК РСФСР 1926 г. была усовершенствована юридическая техника в построении определения «должностного лица». Вместе с тем законодатель, включив в признаки должностного лица «выполнение лицом профессиональных задач», безмерно расширил круг лиц, признававшихся должностными. Должностными лицами теперь признавались учителя, врачи, рабочие, крестьяне, водители, сторожа и т.д. А.К. Квициния писал, что законодатель применил неконкретный термин «определенные права», которыми лицо наделялось и вследствие этого признавалось должностным, что давало основания для отнесения к их числу фактически всех, в том числе и рядовых работников.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. в примечании к ст. 170 определил, что «под должностным лицом понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию».(4)
Указанным определением законодатель конкретизировал, ограничил и сузил перечень функций от декларированных ранее в УК РСФСР 1926 г. — общегосударственных, до административно-хозяйственных и организационно-распорядительных. Данное положение позволило исключить из субъектов должностных преступлений лиц, осуществляющих профессиональные функции в государственных или общественных учреждениях, организациях, предприятиях — рабочих, крестьян, врачей и т.д. Однако не раскрытое содержания указанных функций повлекло большое количество ошибок в квалификации содеянного на практике.
В России с середины XIX века по настоящее время правовая мысль в поисках наиболее точного и безупречного определения субъекта должностных преступлений постоянно развивалась, каждое последующее определение «должностного лица», дававшегося законодателем, является, несомненно, более точным и совершенным, чем предыдущее.
Большое значение на формирование правовой мысли о субъекте преступления оказали воззрения немецких ученых: И. Фихте, И. Канта, А. Фейербаха, Г. Гегеля. Так, представление о свободе воли, которая полностью независима от определений чувственного мира, является основой уголовно-правового учения Канта. На этом и основывалось понятие уголовной ответственности за действие, совершенное по решению человеческой воли. Преступление, с точки зрения Г. Гегеля, есть не что иное, как проявление воли отдельного субъекта. Преступник же является не просто объектом карательной власти государства, а субъектом права и наказывается в соответствии с совершенным преступлением. И. Фихте обосновывал наступление уголовной ответственности не только при совершении умышленного, но и при совершении неосторожного преступления, основывая ее на свободе воли, т.е. свободе выбора преступником целей своего поведения.
Представители социологической школы права (Ф. Лист, И.Я. Фойницкий) выступили против признания того, что преступник, совершая преступное деяние, обладает «свободой воли, хотя он не свободен». Действия же его на момент совершения преступления, как правило, обусловлены социальными факторами преступности.
В современном уголовном праве субъектом преступления признается лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие) и способное нести за него уголовную ответственность. Важным и дискуссионным остается как в теории, так и на практике вопрос, связанный с установлением уголовной ответственности в отношении лица, совершившего должностное преступление.
В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ субъектами преступлений, предусмотренных главой 30, могут быть следующие категории правонарушителей: 1) должностные лица, 2) должностные лица, занимающие государственные должности РФ, 3) должностные лица, занимающие государственные должности субъектов РФ, 4) госслужащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, которые несут ответственность в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями главы 30 УК РФ.
При этом специальными субъектами в соответствии с анализируемым законом признаются должностные лица, которые постоянно или временно, а также по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти, либо лица, выполняющие организационно-распорядительные, а также административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления или государственных и муниципальных учреждениях и, наконец, в Вооруженных Силах РФ.
Указание законодателем в примечании к ст. 285 УК РФ места служебной деятельности лица позволяет при квалификации преступлений разграничить должностное лицо с лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Существенным содержательным отличием понятия должностного лица в действующем УК от понятия должностного лица, указанного в примечании к ст. 170 УК РСФСР, является то, что из категории должностных лиц исключены лица, выполняющие управленческие функции в государственных предприятиях.
При злоупотреблении полномочиями со стороны руководителей государственных предприятий страдает в первую очередь авторитет государства перед лицом различных хозяйствующих субъектов и граждан, что порождает необходимость рассмотрения преступных деяний указанных лиц в рамках главы 30 УК РФ.
Злоупотребления, совершенные должностными лицами причиняют как материальный ущерб, так и моральный вред, посягая тем самым на объект должностных преступлений. Материальный ущерб может выражаться в убытках либо в упущенной выгоде, когда собственник в лице РФ, субъекта РФ или муниципального образования не получает причитающейся ему прибыли от деятельности предприятия. Моральный вред государственным интересам (авторитету государственного управления) выражается в снижении доверия граждан и других субъектов к государству в целом и его представительствам в экономической сфере.
1.2 Понятие должностного лица в уголовном праве в современный период
Понятие должностного лица, что было сформулировано на законодательном уровне, которое в свою очередь осуществляющего функции представителя власти, является не совсем удачным, что при неправильном его толковании правоприменителем может привести к ошибке квалификации деяний в судебно-следственной практике.
Таким образом, понятие должностного лица нашло свое закрепление в примечании 1 к ст. 285 УК РФ 7 , в соответствии с которым, прежде всего, может быть признано лицо постоянно, временно или по специальному полномочию выполняет определенные функции представителя органов власти либо в свою очередь осуществляет организационные, распорядительные, административные и хозяйственные функции, что в свою очередь представляют государственные структуры либо органы местного самоуправления.
Из этого определения можно выделить три группы обязательных признаков, формирующих понятие должностного лица.
Первая группа характеризует время осуществления должностным лицом полномочий, выражая его как осуществление функций постоянно, временно или по специальному полномочию.
Вторая группа характеризует выполняемые функций должностным лицом, выражая их через организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции и функции представителя власти.
Третья группа признаков указывает на место осуществления должностным лицом полномочий в виде перечисления организаций, имеющих отношение к государственным структурам или органам местного самоуправления.
Содержание выполняемых должностным лицом функций также требует толкования. По мнению Ю. Н. Старилова, при определении понятия должностного лица разумнее всего было бы использовать следующие научные категории, как функции, права, обязанности, полномочия, компетенция, ограничения, запреты, ответственность. При помощи функций должностных лиц можно определить то, что именно выполняют данные служащие. Полномочия, которыми они наделены, определяют объем осуществления обусловленных прав и обязанностей, а также способы обеспечения выполнения обязанностей должностного лица. Компетенция — это границы ведения должностных лиц в определенном государственном органе, а именно это характеристика не должностного лица, а занимаемой им должности 8 .
Как следует из указаний Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» 9 организационные и распорядительные функции в первую очередь являются управленческими функциями, что напрямую относятся к управлению трудовым коллективом, производственной деятельностью отдельных людей.
Административно-хозяйственные функции выражаются в осуществлении полномочий по контролю и распоряжению государственным, общественным, кооперативным имуществом и (или) денежными средствами. Лица, которые имеют отношение к государственному имуществу, но выполняющие технические или производственные функции, не должны рассматриваться как должностные лица, даже если был заключѐн договор о полной материальной ответственности, за исключением случаев, когда данное лицо одновременно выполняет функции управления и распределения этим имуществом (доставляет в разные места, распределяет среди различных мест).
Для признания лица должностным не имеет значения постоянно или временно он исполняет свои обязанности, было лицо назначено на должность или избрано путем голосования. Осуществление функций должностного лица, наделенного особыми полномочиями, означает, что лицо выполняет функции представителя органа, выполняет организационные и административные или административные функции, предусмотренные законом, другими нормативными актами, приказами или инструкциями старшего должностного лица или уполномоченного органа, или государственного служащего (например, функции присяжного заседателя).
Функции должностного лица, наделенного особыми полномочиями, могут выполняться определенное время или один раз и совмещаться с основной работой.
Таким образом, должностными лицами в изменяющихся политических и экономических обстоятельствах, прежде всего, должны быть признаны те лица, которые на постоянной, временной либо специальной основе осуществляют функции представителя власти. Также должны признаваться должностным лицом те, лица, которые осуществляют регистрационные, экспертные, распорядительные, административные и хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях. Либо же те лица, которые в свою очередь были допущены в реализации обусловленных государственных функций.