Что такое утилизация образца специальной техники
Перейти к содержимому

Что такое утилизация образца специальной техники

  • автор:

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2016 г. N 561 "О порядке ликвидации вооружения и военной техники"

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке ликвидации вооружения и военной техники.

2. Федеральным органам исполнительной власти, в оперативном управлении которых находятся вооружение и военная техника, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в 3-месячный срок привести свои правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о порядке ликвидации вооружения и военной техники
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 июня 2016 г. N 561)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения работ по ликвидации вооружения и военной техники.

2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

» ликвидация вооружения и военной техники » — комплекс организационно-технических, научных, экономических, экологических и других мероприятий, обеспечивающих преобразование вооружения и военной техники, приводящее к необратимым изменениям в их структуре и свойствах и прекращению выполнения ими целевого предназначения или их существования;

» продукты утилизации вооружения и военной техники » — вторичные материальные ресурсы (лом черных и цветных металлов, лом и отходы, содержащие драгоценные камни, редкоземельные и драгоценные металлы, взрывчатые вещества, пороха и другие материалы), комплектующие изделия, получаемые в результате утилизации вооружения и военной техники и потенциально пригодные для повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки;

» уничтожение вооружения и военной техники » — вид ликвидации вооружения и военной техники, при котором осуществляется воздействие на вооружение и военную технику, приводящее к полному прекращению их существования без получения материалов, пригодных для дальнейшего использования, и при необходимости захоронение отходов, полученных в результате такого воздействия;

» утилизация вооружения и военной техники » — основной вид ликвидации вооружения и военной техники, при котором осуществляется их переработка с получением продуктов утилизации вооружения и военной техники для их реализации или использования.

3. Ликвидации подлежат вооружение и военная техника, которые не имеют перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства и не планируются для использования в установленном порядке, а также вооружение и военная техника, ликвидация которых предусмотрена международными обязательствами Российской Федерации в области разоружения.

4. Ликвидация вооружения и военной техники осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) ликвидация вооружения и военной техники, предусмотренная международными договорами в области разоружения, осуществляется с учетом положений таких договоров;

б) ликвидация вооружения и военной техники, находящихся вне территории Российской Федерации, проводится в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества, а также с учетом законодательства государства, на территории которого находятся вооружение и военная техника, настоящего Положения и оценки экономической целесообразности выполнения работ;

в) уничтожение химического оружия осуществляется в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и положениями нормативных правовых актов Российской Федерации в области уничтожения химического оружия.

5. Ликвидация специальной техники и компонентов ракетного топлива в случае невозможности их использования в установленном порядке осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

6. Особенности ликвидации вооружения и военной техники в отдельных случаях устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Организацию ликвидации вооружения и военной техники осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в оперативном управлении которых находятся вооружение и военная техника, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (далее — государственные заказчики) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Организацию подготовки вооружения и военной техники к ликвидации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в оперативном управлении которых находятся вооружение и военная техника.

До передачи вооружения и военной техники на ликвидацию федеральные органы исполнительной власти, в оперативном управлении которых находятся вооружение и военная техника, при необходимости организовывают мероприятия по демонтажу и учету комплектующих изделий, потенциально пригодных для обеспечения эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники.

9. Выполнение работ по утилизации или уничтожению вооружения и военной техники осуществляется организациями, определенными в установленном порядке в качестве исполнителей таких работ.

10. Объекты, используемые для хранения вооружения и военной техники, и объекты ведомственных полигонов при необходимости предоставляются государственными заказчиками в установленном порядке исполнителям работ по утилизации или уничтожению вооружения и военной техники для размещения оборудования и проведения таких работ.

11. Уничтожение вооружения и военной техники является исключительной мерой и применяется в отношении вооружения и военной техники, утилизация которых экономически нецелесообразна, а также в отношении вооружения и военной техники, которые по своему техническому состоянию не могут быть переданы на утилизацию.

При необходимости подлежат уничтожению продукты утилизации вооружения и военной техники, которые не реализованы или не использованы в установленном порядке и представляют опасность для жизни, здоровья человека и окружающей среды.

В отдельных случаях в государственные контракты (контракты, договоры) на выполнение работ по утилизации вооружения и военной техники могут включаться работы по уничтожению некоторых образцов вооружения и военной техники.

12. Утилизация межконтинентальных баллистических ракет, технически пригодных для функционального использования, может осуществляться методом пуска таких ракет.

13. Финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации вооружения и военной техники, в том числе по транспортированию и охране в пути следования, осуществляется за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на выполнение полномочий и функций государственных заказчиков, включая средства на реализацию программных мероприятий в области утилизации вооружения и военной техники.

14. Состав и порядок использования продуктов утилизации вооружения и военной техники определяются государственными заказчиками при организации работ по утилизации вооружения и военной техники.

15. Реализация продуктов утилизации вооружения и военной техники осуществляется государственными заказчиками либо исполнителями работ, в случае если такие обязательства предусмотрены государственными контрактами (контрактами, договорами) на выполнение работ по утилизации вооружения и военной техники. Реализация продуктов утилизации может осуществляться путем проведения аукциона, посредством публичного предложения или без объявления цены в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

16. Денежные средства, полученные от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники, используются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Установлен порядок ликвидации вооружения и военной техники. Ликвидируются те из них, которые не имеют перспектив применения и не планируются для использования. Также ликвидации подлежат вооружения и военная техника, определенные международными договорами России в области разоружения.

Ликвидацию организуют федеральные органы исполнительной власти, в оперативном управлении которых находятся вооружение и военная техника, а также госкорпорации "Росатом" и "Роскосмос". Первые отвечают и за подготовку техники к ликвидации.

Непосредственно утилизацию или уничтожение производят отобранные в установленном порядке организации. Уничтожение является исключительной мерой. Оно применяется в отношении вооружения и военной техники, утилизация которых экономически нецелесообразна, а также тех, которые в силу своего техсостояния не могут быть переданы на утилизацию. При необходимости могут уничтожаться продукты утилизации, которые не реализованы или не использованы и представляют опасность для жизни, здоровья человека и окружающей среды. В отдельных случаях уничтожаются некоторые образцы вооружения и военной техники. Такие работы должны быть включены в контракты на выполнение работ по утилизации.

Порядок использования продуктов утилизации определяют госзаказчики. Они же их реализуют. Продукты утилизации могут реализовывать и исполнители работ. Это возможно, если такие обязательства предусмотрены контрактами на выполнение работ по утилизации. Продукты утилизации реализуются путем проведения аукциона, посредством публичного предложения или без объявления цены. Полученные при этом денежные средства используются в соответствии с бюджетным законодательством и иными нормативно-правовыми актами.

Мероприятия по ликвидации финансируются за счет средств федерального бюджета.

Закреплены особенности ликвидации отдельных категорий вооружения и военной техники.

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2016 г. N 561 "О порядке ликвидации вооружения и военной техники"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Что такое утилизация образца специальной техники

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке ликвидации вооружения и военной техники.

2. Федеральным органам исполнительной власти, в оперативном управлении которых находятся вооружение и военная техника, Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в 3-месячный срок привести свои правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 20 июня 2016 г. № 561

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке ликвидации вооружения и военной техники

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения работ по ликвидации вооружения и военной техники.

2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

«ликвидация вооружения и военной техники» — комплекс организационно-технических, научных, экономических, экологических и других мероприятий, обеспечивающих преобразование вооружения и военной техники, приводящее к необратимым изменениям в их структуре и свойствах и прекращению выполнения ими целевого предназначения или их существования;

«продукты утилизации вооружения и военной техники» — вторичные материальные ресурсы (лом черных и цветных металлов, лом и отходы, содержащие драгоценные камни, редкоземельные и драгоценные металлы, взрывчатые вещества, пороха и другие материалы) , комплектующие изделия, получаемые в результате утилизации вооружения и военной техники и потенциально пригодные для повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки;

«уничтожение вооружения и военной техники» — вид ликвидации вооружения и военной техники, при котором осуществляется воздействие на вооружение и военную технику, приводящее к полному прекращению их существования без получения материалов, пригодных для дальнейшего использования, и при необходимости захоронение отходов, полученных в результате такого воздействия;

«утилизация вооружения и военной техники» — основной вид ликвидации вооружения и военной техники, при котором осуществляется их переработка с получением продуктов утилизации вооружения и военной техники для их реализации или использования.

3. Ликвидации подлежат вооружение и военная техника, которые не имеют перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства и не планируются для использования в установленном порядке, а также вооружение и военная техника, ликвидация которых предусмотрена международными обязательствами Российской Федерации в области разоружения.

4. Ликвидация вооружения и военной техники осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) ликвидация вооружения и военной техники, предусмотренная международными договорами в области разоружения, осуществляется с учетом положений таких договоров;

б) ликвидация вооружения и военной техники, находящихся вне территории Российской Федерации, проводится в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества, а также с учетом законодательства государства, на территории которого находятся вооружение и военная техника, настоящего Положения и оценки экономической целесообразности выполнения работ;

в) уничтожение химического оружия осуществляется в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и положениями нормативных правовых актов Российской Федерации в области уничтожения химического оружия.

5. Ликвидация специальной техники и компонентов ракетного топлива в случае невозможности их использования в установленном порядке осуществляется в соответствии с настоящим Положением.

6. Особенности ликвидации вооружения и военной техники в отдельных случаях устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Организацию ликвидации вооружения и военной техники осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в оперативном управлении которых находятся вооружение и военная техника, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (далее — государственные заказчики) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Организацию подготовки вооружения и военной техники к ликвидации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в оперативном управлении которых находятся вооружение и военная техника.

До передачи вооружения и военной техники на ликвидацию федеральные органы исполнительной власти, в оперативном управлении которых находятся вооружение и военная техника, при необходимости организовывают мероприятия по демонтажу и учету комплектующих изделий, потенциально пригодных для обеспечения эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники.

9. Выполнение работ по утилизации или уничтожению вооружения и военной техники осуществляется организациями, определенными в установленном порядке в качестве исполнителей таких работ.

10. Объекты, используемые для хранения вооружения и военной техники, и объекты ведомственных полигонов при необходимости предоставляются государственными заказчиками в установленном порядке исполнителям работ по утилизации или уничтожению вооружения и военной техники для размещения оборудования и проведения таких работ.

11. Уничтожение вооружения и военной техники является исключительной мерой и применяется в отношении вооружения и военной техники, утилизация которых экономически нецелесообразна, а также в отношении вооружения и военной техники, которые по своему техническому состоянию не могут быть переданы на утилизацию.

При необходимости подлежат уничтожению продукты утилизации вооружения и военной техники, которые не реализованы или не использованы в установленном порядке и представляют опасность для жизни, здоровья человека и окружающей среды.

В отдельных случаях в государственные контракты (контракты, договоры) на выполнение работ по утилизации вооружения и военной техники могут включаться работы по уничтожению некоторых образцов вооружения и военной техники.

12. Утилизация межконтинентальных баллистических ракет, технически пригодных для функционального использования, может осуществляться методом пуска таких ракет.

13. Финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации вооружения и военной техники, в том числе по транспортированию и охране в пути следования, осуществляется за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на выполнение полномочий и функций государственных заказчиков, включая средства на реализацию программных мероприятий в области утилизации вооружения и военной техники.

14. Состав и порядок использования продуктов утилизации вооружения и военной техники определяются государственными заказчиками при организации работ по утилизации вооружения и военной техники.

15. Реализация продуктов утилизации вооружения и военной техники осуществляется государственными заказчиками либо исполнителями работ, в случае если такие обязательства предусмотрены государственными контрактами (контрактами, договорами) на выполнение работ по утилизации вооружения и военной техники. Реализация продуктов утилизации может осуществляться путем проведения аукциона, посредством публичного предложения или без объявления цены в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

16. Денежные средства, полученные от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники, используются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок и оформление утилизации спецтехники

Какие документы нужны для утилизации спецтехники (бульдозер, цементовоз, экскаватор) юридическим лицам при обращении в специализированные компании, оказывающие соответствующие услуги?

Самостоятельно утилизировать крупногабаритное оборудование и транспорт не рекомендуют по нескольким причинам. Демонтаж – потенциально опасная процедура, а конструкция спецтехники включает материалы, способные нанести ущерб здоровью людей и окружающей среде. Поэтому такую процедуру доверяют предприятиям, сотрудники которых утилизируют спецтехнику с соблюдением норм безопасности без лишнего риска.

Спецтехнику нужно утилизировать:

  • чтобы минимизировать риск загрязнения окружающей среды опасными отходами;
  • для экономии добываемых природных ресурсов;
  • чтобы предупредить появление несанкционированных свалок;
  • для переработки полученного при демонтаже сырья и его повторного использования.

Чтобы списать отработанную спецтехнику и она не оставалась на балансе фирмы, рекомендуют учесть несколько юридических тонкостей. Использование услуг специальных предприятий позволит избавиться от техники в кратчайшие сроки и исключит риск нарушений.

Владелец обязан списать спецтехнику с баланса предприятия, прежде чем утилизировать ее. Списание должно осуществляться в установленном порядке. Затем проводят техническую экспертизу для оценки состояния техсредства и определяют остаточную стоимость. Руководитель предприятия издает приказ об утилизации.

Перед утилизацией собственник должен снять машину с регистрационного учета в государственных органах. При этом нужно убедиться, что пошлины и налоги на транспорт оплачены, задолженностей нет. Затем можно обратиться на предприятие, которое выполнит утилизацию.

Владельцу потребуется предоставить:

  • письменное заявление;
  • техпаспорт на утилизируемую машину;
  • удостоверение личности владельца;
  • документ, подтверждающий право собственности.

Документы, необходимые для юридического лица:

  • паспорт транспортного средства;
  • государственные регистрационные знаки;
  • свидетельство о регистрации;
  • акт о списании основных средств ОС-4;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность (при необходимости).

Стоимость утилизации определяет представитель компании после проведения экспертизы. При этом составляется акт списания, отражающий характеристики агрегата. После оценки владелец получает денежную компенсацию, а представители компании забирают техсредство.

Выведенную из эксплуатации машину перевозят на место, где проводят демонтаж. Если перевезти ее в собранном виде нельзя, ее частично разбирают на территории клиента. Прежнему собственнику предоставляют свидетельство о том, что машина передана в утиль и больше не является собственностью предприятия.

Представители компании выполняют утилизацию в соответствии с установленными правилами. Порядок процедуры может отличаться и зависит от характеристик спецтехники.

Общие этапы следующие:

  • демонтаж и разборка отдельных узлов, агрегатов, элементов конструкции;
  • сортировка демонтированных деталей в зависимости от материалов, условий хранения;
  • переработка демонтированных деталей с применением специального оборудования;
  • переплавка металлических частей;
  • отдельная переработка пластиковых и резиновых деталей.

Утилизация транспортных средств происходит на специализированных пунктах приема металлических отходов. Собственник транспорта, после снятия автомобиля с учета в ГИБДД может обратиться в подобную организацию, они заберут автомобиль под утилизацию, оформят договор и предоставят значительную скидку на приобретение нового автомобиля отечественного производства у официального дилера.

Утилизация вооружения и военной техники доклад

Российская армия постоянно модернизирует и улучшает системы и комплексы ВВТ (вооружение и военная техника) для увеличения обороноспособности страны. Такие манипуляции приводят к постепенному накоплению устаревшей и неработоспособной техники. В таком случае предусмотрены особые правила и методы по безопасному и оптимальному демонтажу, а также утилизации и переработки старого
ВВТ для дальнейшего применения в гражданских целях.

Что относится к военной технике и когда ее нужно утилизировать?

Утилизация вооружения и военной техники представляет собой манипуляции, связанные с переработкой, разборкой и переоснащением в гражданских целях всех списанных, пришедших в негодность, морально и технически устаревших ВВТ.

К системам и объектам ВВТ относятся:

Все существующие ВВТ, которые подлежат утилизации и переработке принято делить на три категории:

  1. Сложные изделия. Объекты, состоящие из нескольких элементов, чаще всего взрывоопасных. Такие механизмы и установки вначале должны быть подвергнуты демонтажу. Это могут быть патроны разного калибра и артиллерийские снаряды, а также ракеты. Металлические детали, пригодные для вторичного применения отделяют от взрывоопасных элементов.
  2. Крупногабаритные элементы и образцы. К такому ВВТ относятся механизмы без опасных элементов. Машины и устройства возможно разобрать или разрезать без угрозы здоровью людей, а также угрозы повреждения окружающих строений и оборудования для демонтажа. К ним относятся корпуса кораблей и других военных судов (более подробно рекомендуем почитать в специальной статье про утилизацию кораблей и подводных лодок). Материал, полученный после переработки, применяется для гражданских целей.
  3. Малогабаритные объекты. Такое вооружение для начала проходит этап ликвидации (подрывы в водной или воздушной среде), т.к. содержит взрывоопасные элементы. После этого все осколки и другие материалы, оставшиеся после взрыва, перерабатываются в качестве металлолома.

Разумеется, такое разделение условно, каждый тип ВВТ перед утилизацией или переработкой проходит дополнительную проверку на наличие опасных элементов (опасных отходов), чтобы избежать рисков при переработке.

Все объекты разбираются, утилизируются и перерабатываются согласно установленным техническим условиям и правилам.

зенитно ракетный комплекс

Зенитно ракетный комплекс С-400 (крупногабаритный элемент)

ГОСТ — назначение и описание

ГОСТ на утилизацию военной техники устанавливает правила содержания, применения и способов ликвидации и переработки ВВТ на протяжении всего времени существования подобных объектов. Настоящими правилами установлены все манипуляции, технические условия и правила обращения с устаревшей и пришедшей в негодность военной техникой и вооружением.

Требования стандарта распространяются на следующие виды продукции военного назначения:

  • все типы ВВТ РФ;
  • системы связи и управления ВС РФ;
  • инженерно-технические объекты ВС РФ;
  • специальное оборудование и объекты военно-промышленного комплекса для производства, ремонта, модернизации и окончательной ликвидации ВВТ.

ГОСТ РВ 52352-2005 – Утилизация патронов стрелкового оружия. Также рекомендуем почитать интересную статью о том, как утилизируется оружие и патроны гражданского назначения.

Лицензия на утилизацию военной техники

федеральный закон бланк

Для утилизации военной техники обязательно нужна лицензия. Без лицензии заниматься данным видом деятельности категорически запрещено.

Наличие лицензии является обязательным условием для допуска организации к участию в тендере.

Назначение

Для того чтобы получить лицензию на специализированные работы по утилизации военной техники, ее переработке и разборке, необходимо выполнить все установленные законодательством нормативные правила.

К таким нормативным актам относятся положения ряда следующих документов:

Эти документы поясняют правила участия предприятий, получающих иностранные инвестиции в тендерах Министерства обороны РФ.

Кто и как ее может получить?

Помимо прочего, организация должна получить тендер на проводимые работы.

Для получения соответствующей лицензии необходимо создать все условия для качественной и безопасной разборки, утилизации и переработки ВВТ.

К таким условиям относятся:

  1. Наличие подготовленного помещения.
  2. Специальное оборудование и программное обеспечение.
  3. Наличие всей необходимой технической документации.
  4. Используемая система управления производством должна соответствовать военным стандартам РФ, ISO 9000.
  5. Специальные условия для хранения нормативной базы, материалов, утилизируемой техники, а также комплектующих, инструментов и оборудования.
  6. Специалисты, работающие на предприятии должны обязательно иметь профильное образование.
  7. Все необходимые меры безопасности для рабочих и защиты окружающей среды.

Если все условия были выполнены, необходимо обратиться в специальное учреждение для получения лицензии. Согласно Постановлению №581 разрешение для указанного вида деятельности выдаёт Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Сколько это стоит?

Согласно статье 333.33 (п.1 пп.92) главы 25.3 Налогового Кодекса РФ, размер пошлины за оформление лицензии составляет 7500 рублей.

Срок действия

Срок действия лицензии: бессрочно.

Что будет если заниматься деятельностью без лицензии?

Согласно КоАП РФ (ч.2 ст. 14.1, ч.1 ст.19.20), все работы, проведенные предприятием без получения лицензии установленного образца, запрещены.

В случае неисполнения установленных правил, применяются штрафные санкции в размере:

  • 2000-2500 рублей для гражданских лиц;
  • 4000-5000 рублей для юридических лиц.

военная техника

Если деятельность, предполагающая наличие лицензии не была связана с получением прибыли, но все же была проведена без наличия разрешающих документов, лица, занимающиеся подобной деятельностью, подвергаются штрафным или другим санкциям в размере:

  • 500-1000 рублей для гражданских лиц;
  • 30000-50000 рублей или отстранение на 1-3 года для должностных лиц;
  • 30000-40000 рублей или приостановка деятельности на 90 суток для ИП;
  • 170000-250000 рублей или остановка деятельности на 90 суток для юридических лиц.

Способы переработки

Утилизация вооружения и военной техники представляет собой совокупность мер по демилитаризации, диверсификации и переработке устаревших и списанных ВВТ. Итогом проделанных работ становится продукт, пригодный для вторичного использования.

Процесс утилизации проводится по особым методам, обеспечивающим максимально безопасную обстановку лицам, проводящим утилизационную работу и окружающей среде.

Полезное видео

Данный видео материал о том, как утилизируют боеприпасы, которые сняты с вооружения и у которых истек срок годности.

Все манипуляции регулируются утвержденными техническими и технологическими документами, которые опираются на государственные и отраслевые стандарты. Лица, осуществляющие контроль над всеми этапами утилизации являются специалистами из военных представительств Министерства Обороны РФ.

Процесс утилизации ВВТ должен проходить только в специальных технических условиях, которые определяются в каждом конкретном случае и напрямую зависят от размеров, назначения и степени опасности утилизируемых ВВТ.

Проблема утилизации техники с ядерными установками и радиационным фоном

На сегодняшний день существует множество способов переработки и утилизации военной техники с радиоактивными элементами. Использование конкретного метода зависит от типа перерабатываемого вещества и его радиоактивности.

К таким методам относятся:

люди в противогазах у хим.оружия

  1. Остекловывание. В процессе обработки объектов с повышенным радиационным фоном применяется боросиликатное стекло, благодаря чему такие объекты можно будет хранить несколько тысячелетий без угрозы загрязнения окружающей среды.
  2. Уплотнение. Метод применяется при утилизации крупных предметов. С помощью пресса возможно максимально уплотнить материал.
  3. Цементирование. Опасные материалы помещают в специальный контейнер, после чего его заполняют цементом, содержащим в себе большое количество специальных химических реагентов, предотвращающих распространение радиации в окружающую среду.

Перечисленные методы достаточно эффективны, но не дают стопроцентной защиты. Радиоактивные объекты и материалы все равно влияют на окружающую среду. Для надёжной защиты экологии в настоящее время разрабатываются совершенно новые методы утилизации. Рекомендуем почитать интересную статью про опасность и утилизацию радиоактивных отходов.

Федеральная программа

Все манипуляции, связанные с демонтажем, утилизацией и переработкой военной техники закреплены в Федеральной программе утилизации, проводящийся с 2011 по 2020 год.

В положения программы включено:

  1. Обновление всего комплекса вооружений армии РФ при участии военно-промышленных предприятий.
  2. Утилизация устаревших ВВТ.
  3. Перевооружение годной к применению боевой техники времён Советского Союза.
  4. Безвозмездная передача и продажа списанных ВВТ дружественным государствам.
  5. Применение старых, списанных и нерабочих объектов в качестве реалистичных мишеней на военных полигонах.
  6. Использование устаревших ВВТ в качестве музейных экспонатов или памятников.
  7. Переоборудование и демонтаж ВВТ для дальнейшего использования в гражданской среде.

Объекты ВВТ подразумевают не только способы обороны и защиты страны от внешнего воздействия, но и манипуляции, связанные с утилизацией и переработкой подобных механизмов. Грамотная обработка и переработка устаревшей техники позволяет получить новые материалы для применения в гражданской среде.

Телевизионные репортажи регулярно рассказывают о модернизации военного потенциала России. Но изготовление новых БТР, ракет и разнообразных комплексов означает списание старых машин. Поэтому утилизация вооружения и военной техники — важнейшая часть модернизации оборонного комплекса, которая проводится в строгом следовании государственным стандартам.

В чем заключается утилизация военной техники

В чем заключается утилизация военной техники

Устаревшее вооружение является в подавляющем числе случаев особо опасными отходами, которые несут угрозу не только окружающей среде, но и всему человечеству. В числе отходов военной сферы:

  • снаряды, взрывчатка;
  • топливо;
  • сложнокомпонентные машины, комплексы;
  • объекты инфраструктуры.

Утилизация вооружений и военной техники заключается в их демилитаризации, извлечении полезных фракций для вторичного использования, консервации опасных отходов и их безопасном хранении на оборудованных полигонах. Все это производится под контролем Министерства обороны РФ и по четко прописанным стандартам и регламентам.

Военные отходы утилизируются с соблюдением ряда правил:

  • секретность работ по утилизации;
  • привлечение к переработке военных отходов специализированных отечественных организаций с лицензиями и необходимым оборудованием;
  • ликвидация и переработка взрывчатых и опасных веществ с соблюдением техники безопасности и специальных машин, чтобы избежать травмирования и гибели людей.

Этапы утилизации вооружений и военной техники

Первоочередная задача утилизации сводится к извлечению из вооружения и техники опасных для окружающей среды и людей веществ. Это остатки топлива, взрывчатые вещества, радиоактивные элементы. После извлечения их требуется правильно подготовить к захоронению.

Например, для захоронения радиоактивных отходов применяются несколько способов:

  • обработка боросиликатным стеклом;
  • заполнение цементной смесью;
  • уплотнение при помощи пресса.

После обработки радиоактивных веществ одним из методов, их помещают в специальные контейнеры и отправляют на специализированные полигоны для захоронения.

Составные элементы ВВТ, которые представляют ценность в качестве вторичных материалов, направляются на переработку. Это металлические детали из стали, алюминия, различных сплавов.

Не всегда утилизация ВВТ требует 100% разбора устаревшей техники. Нередко со списанных машин снимается вооружение, а сами транспортные средства направляются для дальнейшего гражданского применения. Это позволяет сократить количество военного мусора.

Программа утилизации ВВТ в РФ

Программа утилизации военной техники в РФ

Чтобы утилизировать военную технику, компания должна получить специальную лицензию в Министерстве промышленности и торговли. Достаточно часто утилизацией военной техники занимаются предприятия из оборонного сектора, которые производят современные вооружения. В их штате предусмотрены специальные цеха для разбора вышедшей из строя ВВТ. Опасные вещества и элементы утилизируются согласно правилам, а освобожденные материалы направляются на второй круг производства.

Не все списанные военные машины отправляются в утиль. Часть продается дружественным государствам для дальнейшего использования. Некоторые старые машины остаются в армии и на флоте и используются военными как мишени для учебной стрельбы.

Несмотря на массовые сокращения армии и полномасштабные программы списания техники, проводившиеся в прошлом, на хранении в вооруженных силах России до сих пор остаются значительные запасы материальной части. Ненужные образцы постоянно отправляются на утилизацию, освобождая место и сокращая расходы на содержание подобных запасов. Как стало известно несколько дней назад, министерство обороны теперь намерено сократить темпы разборки техники, а также использовать устаревшие машины в тех или иных целях.

7 сентября начальник Главного автобронетанкового управления министерства обороны генерал-лейтенант Александр Шевченко рассказал о новых планах в отношении устаревшей армейской техники. Он напомнил, что в соответствии с действующей федеральной целевой программой до конца десятилетия изначально планировалось утилизировать порядка 10 тыс. единиц бронетанковой техники, скопившихся на базах хранения. Это были машины еще советского производства, выведенные из эксплуатации в связи с сокращением вооруженных сил последних десятилетий.

Нетрудно подсчитать, что в соответствии с обновленными планами Минобороны порядка 6 тыс. бронемашин не будут отправлены на заводы для разборки и не прекратят свое существование. Теперь им прочат иную судьбу. Как пояснил начальник ГАБТУ, часть ненужной бронетехники будет модернизирована и поставлена дружественным государствам в рамках военно-технического сотрудничества. Часть списанных машин отправится на полигоны, тогда как другие станут памятниками.

Нельзя не отметить, что вопрос избавления от более не нужной военной техники является весьма серьезным и актуальным для российского министерства обороны. По разным оценкам, в настоящее время на базах хранения остается не менее 15-17 тысяч одних только танков нескольких моделей. Большая часть этой техники не имеет шансов вернуться в части сухопутных войск России, тогда как ее дальнейшее хранение попросту не имеет смысла. От нее следует избавляться, причем – при наличии подобных возможностей – с определенной финансовой или иной выгодой.

Перестроить и продать

Традиционный и привычный способ избавления от ненужной техники – простая утилизация. Танк или иная бронемашина отправляется на завод, где с нее снимают все бортовое оборудование, а пустой корпус разделывают на металл. Реализация получившегося металлолома позволяет частично компенсировать затраты на разделку. До настоящего времени промышленная утилизация была основным способом избавления от списанной техники. Тем не менее, теперь объемы таких работ должны будут самым серьезным образом сократиться.

В силу известных обстоятельств далеко не все танки или иные машины, отправлявшиеся на хранение, во время службы успели выработать свой ресурс. Такая техника может быть пригодна для дальнейшей эксплуатации. Ее можно снять с хранения, отремонтировать и восстановить. При необходимости возможна модернизация боевой машины. По завершении ремонта и обновления технику можно передавать в войска.

Следует напомнить, что на хранении до сих пор остается большое количество бронетанковой техники устаревших типов, снятых с вооружения. В таком случае модернизированные бронемашины можно продавать третьим странам. К примеру, в течение пары последних лет Россия передала Сирии некоторое количество танков Т-62, снятых с хранения и прошедших восстановление. Такая техника давно и безнадежно устарела с точки зрения развитых армий, однако все еще представляет интерес в контексте локальных конфликтов.

На российских базах хранения, по разным данным, имеется не менее 2500-2700 средних танков Т-54/55 и более 2 тыс. машин Т-62. Несколько лет назад с вооружения были сняты основные танки Т-64, и около 2 тыс. единиц такой техники отправилось на хранение. Бронемашины этих типов вполне могут заинтересовать сирийскую армию или вооруженные силы других развивающихся стран, нуждающихся в военной технике, но имеющих ограниченные финансовые возможности.

Нельзя исключать такой вариант развития событий, при котором некоторое количество старых танков будет отремонтировано и модернизировано для российской армии. Один из проектов модернизации с использованием современных комплектующих уже реализуется промышленностью, а не так давно были представлены новые варианты обновления танков. Сокращение темпов утилизации может быть связано и с планами по обновлению парка техники вооруженных сил.

Некоторые образцы с большими остатками ресурса могут представлять интерес в контексте конверсии. Легкая бронетехника, такая как тягачи МТ-ЛБ или подобные машины, могут лишаться специального оборудования военного назначения и предлагаться коммерческим покупателям. Некоторые образцы военной техники в прошлом становились основой для серийных машин гражданского назначения. Перестройка коммерческой техники из военных машин может представлять определенный интерес как для промышленности, так и для потенциальных заказчиков.

Следует отметить, что продажа списанной военной техники, прошедшей те или иные доработки, гражданским структурам и даже частным лицам не является новинкой. Тем не менее, по объективным причинам, такая практика пока не стала массовой. Чтобы сделать ее массовой, необходимы определенные усилия со стороны военного ведомства и промышленности. Впрочем, и при правильной организации процесса коммерческие поставки гражданским структурам вряд ли будут частыми и крупными.

Определенная часть бронетанковой техники, остающейся на хранении, была списана в связи с выработкой ресурса или какими-либо повреждениями. Восстановление таких машин попросту не имеет смысла, однако и разделка на металл тоже может не быть целесообразной. При этом танки и другие боевые машины можно будет использовать в процессе подготовки личного состава.

Гусеничный транспортер ХТЗ-3Н — один из вариантов переделки МТ-ЛБ для гражданских эксплуатантов. Фото Wikimedia Commons

Списанные, непригодные к эксплуатации и разукомплектованные образцы на протяжении десятилетий используются на полигонах в качестве мишеней. В таком случае пехота, экипажи строевых боевых машин или летчики могут тренироваться не на деревянных щитах установленных форм и размеров, а на реальных бронированных объектах. Среди прочего, это позволяет определять эффективность огня с точки зрения различных аспектов поражения цели.

Такой подход давно используется при подготовке личного состава, и, по всей видимости, никто не собирается от него отказываться. Более того, новые планы ГАБТУ в отношении сокращения темпов промышленной утилизации должны будут понятным образом повлиять на количество мишеней, максимально точно имитирующих реальную боевую технику.

По словам начальника Главного автобронетанкового управления, часть техники, ранее предназначавшейся для разделки, будет передана региональным властям для использования при строительстве новых мемориалов. По всей стране и в ближайшем зарубежье в прошлом было установлено большое число памятников и мемориалов славы, в составе которых используются реальные образцы вооружения и военной техники. Новые планы ГАБТУ подразумевают прямое участие армии в строительстве новых подобных объектов.

Нужно признать, что подобное использование снятых с хранения бронемашин не станет массовым. Даже при активном строительстве военно-патриотических парков, музеев или памятников вся такая программа по своим объемам вряд ли сможет соперничать с контрактами на поставку техники третьим странам. Впрочем, в этом контексте важны не объемы восстановления техники, а сам факт создания новых объектов, предназначенных для увековечивания памяти и патриотического воспитания граждан.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Процесс, который мог бы обеспечить экономию, приводит к бездумной трате средств и рождает полукриминальные схемы. А так ли много пользы в утилизации высвобождаемой ВВТ?

По данным Счетной палаты, на цели Программы утилизации ВВТ в 2011–2012 годах государство выделило почти 7,54 млрд руб., планируя при этом возвратить в бюджет за счет реализации продуктов лишь 1,6 млрд руб. Фактически же в бюджет на сегодняшний день вернулось 50 млн.

В чем причина такой ситуации? В том, что сама утилизация оказалась в роли падчерицы, а основные ее участники заинтересованы не в финансовом итоге, а в процессе.

Головным заказчиком со стороны государства в вопросах ликвидации (утилизации) ВВТ выступает МО. При этом оно никак не заинтересовано ни в кратчайших сроках утилизации, ни в максимальной прибыли.

Исполнитель, загнанный в рамки нереальной цены и скудного объема работ, не заинтересован идти дальше контрактного перечня продуктов утилизации – вторсырья, рискуя при этом не уложиться в жесткие сроки. Даже если он продаст продукты утилизации в 10 раз дороже, то не получит ни копейки в дополнение к своей контрактной цене и рискует нарваться на тяжбу, если вдруг не уложится по времени. Широко известен в узких кругах пример: один танкоремонтный завод предложил вместо металлолома готовить и продавать демилитаризованные шасси. Титаническими усилиями он добился личной подписи под изменениями аж у самого предыдущего министра, перечислил в бюджет 250% от запланированной контрактом прибыли и чудом избежал суда. Пока МО полгода само размышляло, позволить ли исполнителю принести пользу государству или не позволить, контракт истек и представители военного ведомства не замедлили предъявить претензии.

Идут, но вскоре возвращаются в то же МО и ремонтные предприятия в виде пригодных, но не сертифицированных запчастей.

Путь первый – несложная элементная база продается под видом новой некоторым производителям, в чьих руках легализуется в составе нового сертифицированного более сложного изделия. Конечное изделие, хоть и подлежит гарантийному ремонту изготовителем, содержит непроверенные утильные компоненты, которые могут сломаться в самый неподходящий момент.

Да, можно, и, что особенно важно – без каких-либо гигантских усилий. Надо просто слегка видоизменить саму утилизационную систему.

Во-первых, необходимо наконец выпустить основной распорядительный документ по ликвидации (утилизации) – постановление правительства. Оно должно четко сформулировать безусловное требование к федеральному органу обеспечить в результате утилизации ВВТ не просто формальное избавление от излишков любой ценой, но реальную максимальную отдачу для государства, максимальный возврат на каждый рубль налогоплательщика, вложенный изначально в их создание. Именно степень возврата вложений, а не только формальные общие признаки сделок должна стать в центре внимания компетентных органов.

Во-вторых, в процесс утилизации ВВТ в качестве основного и обязательного этапа должны включаться демонтаж и дефектация ремонтопригодных узлов и агрегатов. Дефектация должна осуществляться не формально, по общей категории годности всего изделия, а конкретно по отдельным блокам и только на производственной базе специалистами организаций, имеющих лицензию на производство или ремонт конкретного вида техники. Разумно было бы в контракт на утилизацию сразу включать требования по восстановлению ресурса демонтированных запчастей и их хранению в интересах МО.

В-третьих, дефектовать и отбирать для восстановления следует только те узлы и агрегаты, которые являются дефицитными для ВС и спрос на которые не удовлетворяется промышленным производством. Постановление правительства о порядке ликвидации (утилизации) должно включать требование к федеральному органу, Министерству обороны, о создании и ведении базы данных по потребности в восстановленных запчастях, с номенклатурой и количеством, в том числе и по инопоставкам. Такая постоянно обновляемая база дефицитных частей, узлов и агрегатов будет руководством для дефектации утилизируемой техники. Вести ее может необязательно подразделение МО, которое и так стеснено в кадрах, а подрядчик на основании отдельного контракта.

Номенклатура из перечня дефицитных для МО комплектующих ВВТ не разрешается к свободной продаже ни в восстановленном, ни в ремонтопригодном виде, подлежит восстановлению в рамках госконтрактов и направляется в первую очередь на нужды Вооруженных сил России.

Лицензированные предприятия, ремонтирующие дефицитные запчасти в рамках госконтрактов, должны признаваться официальными производителями восстановленных запчастей, а сами восстановленные дефицитные запчасти с официально установленным гарантированным ресурсом признаваться пригодными для использования при ремонте ВВТ как в России, так и за рубежом.

Демонтированные с утилизируемой техники узлы и агрегаты дефицитных для ВС видов, не имеющие визуально определяемых аварийных дефектов, могут быть отправлены на переработку во вторичное сырье только после того, как в результате дефектации будет установлена их непригодность для ремонта. Комплектующие, признанные негодными для ремонта, должны приводиться в состояние, не позволяющее их дальнейшее использование, кроме как в виде вторичного сырья.

Особо следует отметить важность включения в такую базу потребностей по инопоставкам. В настоящий момент для ремонта техники, поставленной за рубеж, используются только новые запчасти. Советская и российская техника, на которую новые запчасти не производятся, оказывается брошенной и постепенно вытесняется аналогами иностранных конкурентов. При переходе к возможности использования для инозаказчика гарантийных запчастей с восстановленным ресурсом востребованность оптимизированного подхода к утилизации ВВТ возрастает в разы. Поставки за рубеж гарантийных восстановленных запчастей в комбинации с созданием системы ремонта на местах, над которой сейчас активно работает ФСВТС, поднимет российское военно-техническое сотрудничество на новый уровень.

Отдельно следует указать на то, что именно постановление правительства по ликвидации (утилизации), а не частные положения контрактов, должно законодательно предусматривать и такой нулевой по расходам бюджета вариант, как возможность передачи продуктов утилизации исполнителю на безвозмездной основе, в качестве оплаты за проведенные работы.

Нулевая утилизация, организованная с умом, принесет большую пользу. Выше приводились цифры, свидетельствующие, что государство тратит на утилизацию ВВТ в пять раз больше, чем даже планирует получить назад, и в 150 раз больше, чем реально получает. Если бы в 2011–2012 годах была применена схема нулевой утилизации, то прибыль бюджета составила бы не 1,6 млрд руб., а все 7,54 млрд за счет полной экономии всей суммы запланированных затрат.

Пойдет ли на нулевой вариант промышленность? В определенных случаях предприятия об этом просто мечтают. Недавно в нулевом варианте были предложены на утилизацию сверх госпрограммы боеприпасы. Предприятия не только все взяли, но попросили еще: их затраты на безвозмездную утилизацию окупаются использованием полученного металла и ВВ для изготовления уже другого заказа. Выгода же государства выходит далеко за пределы видимой экономии бюджетных средств на оплату работ. Ведь предприятие не только создает себе предмет деятельности за счет оплаченного своей утилизационной работой сырья, но еще и привносит добавочную стоимость, продает продукт и платит в казну налоги. Люди загружены работой, получают зарплату, с нее снова платятся налоги и социальные отчисления.

Наиболее ярким примером пользы нулевого варианта является безвозмездная передача стратегических ракет-носителей на утилизацию методом пуска. Для государства затратная утилизация превратилась просто в золотую жилу: не только сэкономила более 20 млн руб. на каждой ракете, но, по подсчетам, принесла еще большую сумму в бюджет за счет налоговых выплат и социальных отчислений. Более того, боевые расчеты пускающей дивизии стали регулярно получать бесценный опыт реальных пусков, и ранее не очень популярная из-за своей отдаленности часть стала самой престижной среди офицеров, по-хорошему стремящихся сделать карьеру.

Наконец, система утилизации ВВТ, кроме жестких требований и перспективы наказания, должна предусматривать стимул для заказчика и исполнителя обеспечить максимальную финансовую или материальную отдачу государству. Такая система в части, касающейся заказчика, уже существовала, но в 2008 году была погребена. По существовавшей ранее схеме федеральный орган-заказчик имел право оставлять у себя вырученные от утилизации средства и направлять их не только на последующую утилизацию, но и на другие насущные нужды, например, покупку квартир для военнослужащих.

Практику оставлять средства от утилизации в бюджете заказчика полностью или частично следует восстановить. Имея стимул в виде возможности использовать часть дохода от реализации продуктов утилизации, заказчик и исполнитель работы будут выдавать на-гора самые выгодные государству варианты.

Читающие между строк сразу увидят, что никакой промышленной переработки, утилизации, ВВТ в таком варианте не предвидится, все опять формально сводится сугубо к переплавке бесполезного лома, то есть окончательному узакониванию существующей сегодня абсолютно бесхозяйственной системы. Фактически МО через эти формулировки пытается закрепить за собой существующую сегодня неограниченную свободу действий как по отношению к технике и ремонтопригодным запчастям, так и к участию промышленности в утилизации ВВТ. Вынося демонтаж ремонтопригодных запчастей за рамки процесса ликвидации, оно делает процесс неподконтрольным.

Во-первых, МО оставляет за собой исключительное право решать, а демонтировать ли какие-либо ремонтопригодные, пусть даже и дефицитные, элементы вообще. Именно так и происходит сейчас: ВВТ передается на утилизацию без какой-либо дефектации, по категории утиля. Если в постановлении не будет предписано производить обязательную дефектацию, ее никогда и не будет – на ней, как в свое время на разделке боеприпасов, сэкономят.

Предложенную МО в постановление правительства формулировку необходимо в корне изменить. В предликвидационных функциях МО должны остаться только свойственные ему расконсервация, транспортировка, демонтаж секретной аппаратуры. Все последующие действия, начиная с демилитаризации, разборки и дефектации, являются неотъемлемой частью промышленной переработки (утилизации) для последующего рационального применения всех образующихся полезных продуктов.

Продукты утилизации – следующий камень преткновения. Участники дискуссии выступили против содержащегося в проекте МО исключения из состава продуктов утилизации самых ценных, агрегатных составляющих. Наиболее определенно на сегодня сформулировал свою позицию Минфин: ведомство готово вернуться к согласованию текста постановления только после того, как в состав планируемых продуктов утилизации, кроме вторичных ресурсов, будут включены еще и предусмотренные ГОСТами узлы, агрегаты и изделия народно-хозяйственного назначения.

Свои конкретные пожелания есть и у промышленности.

Первое из них касается места проведения работ. Длительное время заказчик, формально соблюдая букву закона о лицензировании, настаивал на проведении утилизации только на объектах, на которые исполнителем получена лицензия. Это вынуждало без необходимости возить технику за тысячи километров, многократно увеличивало стоимость контракта, добавляло риска в процесс. Разъяснения Рособоронзаказа по результатам совместной с Минпромторгом и Минюстом проработки альтернативных вариантов несколько снизило остроту проблемы. Тем не менее четкая формулировка в постановлении правительства относительно того, что работа, не требующая специальных производственных условий, может проводиться не только по месту лицензирования, но и в месте нахождения техники или в другом, предусмотренном контрактом месте, для дела крайне необходима.

Непосредственно связан с предыдущим вопрос перевозок техники к месту утилизации. Промышленным предприятиям намного сложнее и дороже организовать ее перемещение, чем военным, тем более что сроки передачи этой техники заказчиком не всегда соблюдаются. Целесообразно технику к месту утилизации доставлять в рамках воинских перевозок, а прием-передачу техники осуществлять в конечной точке. Это, в частности, позволит вычленить удельную стоимость утилизации по видам, заложить ее в критерии торгов и обеспечить возможность конкурировать по существенным параметрам, стимулировать проведение максимального спектра работ по месту нахождения техники и сэкономить бюджетные средства: воинские перевозки оплачиваются по более щадящим тарифам. Кстати, именно такая схема используется сейчас при утилизации боеприпасов: заинтересованные военные сами доставляют их на предприятия.

Следующая серия пожеланий напрямую связана с конечным результатом – планируемыми продуктами утилизации.

Если в итоге утилизации заказчик хочет получить ремонтопригодные дефицитные блоки и агрегаты, то техника должна приходить к исполнителю работ в максимально возможно комплектном виде. Конечно, до передачи военные могут снимать и закладывать в свой ремонтный фонд заведомо исправные элементы, однако по логике, таковых на списанных изделиях должно быть очень небольшое количество.

Есть пожелания и по формулярам на списанную технику. Сейчас они уничтожаются в войсках, мгновенно обнуляя всю информацию о наработке и предыдущем ремонте элементов. Необходимо же, чтобы формуляры передавались утилизатору для использования в ходе дефектации.

Утилизация – процесс обратный созданию техники и по содержанию, и по результатам. Поэтому необходимо подходить к его участникам с точки зрения разумной достаточности требований. Безусловно, есть виды ВВТ, утилизация которых требует особых возможностей и особой квалификации. При утилизации же танков, пушек, бронемашин только этап дефектации (при его наличии) требует лицензии на производство или ремонт. Разбирать технику и сортировать, резать утиль, да еще в полевых условиях, может любая сертифицированная организация, соблюдающая согласованный техпроцесс и располагающая требуемыми техсредствами и кадрами. Иными словами, с одной стороны, для получения лицензии на утилизацию, например, стрелкового оружия, РАВ и БТВТ нет нужды в наличии собственного огромного и сложного станочного парка, с другой стороны, при необходимости дефектации участники тендера должны показать наличие контрактных обязательств с организацией, имеющей лицензию на производство или ремонт, и проработанную схему доставки на ее площадь демонтированных дефектуемых компонентов.

Важное значение для предприятий имеет и доступ к продуктам утилизации. Сейчас производитель работ не может выступать покупателем этих продуктов. Такой запрет необходимо отменить: среди недифицитных узлов и агрегатов, идущих в утиль, могут оказаться те, которые необходимы предприятию для сторонних работ, и оно может быть само заинтересовано в покупке.

Как уже упоминалось ранее, рекомендации и пожелания простые и понятные и их реализация может наконец сдвинуть с места вопрос с подготовкой постановления правительства, создающего эффективную систему утилизации ВВТ.

Сдвинуть этот вопрос – в непосредственной компетенции Военно-промышленной комиссии.

Совсем недавно ВПК обрела новое качество, перешла в категорию высших структур государственной исполнительной власти.

Есть надежда, что теперь ее новые, практически неограниченные административные возможности позволят наконец завершить сильно затянувшийся процесс вокруг утилизации ВВТ быстро и с должной пользой для государства: в переживаемую нами эпоху экономии средств востребован не только быстрый умом, но и рачительный хозяин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *