промышленная безопасность и неразрушающий контроль
Обоснование безопасности опасного производственного объекта
Кому необходимо обоснование безопасности ОПО
Обоснование безопасности опасного производственного объекта необходимо в случаях отступления от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области ПБ, в случае недостаточности существующих норм и правил или их отсутствия.
Отступления могут возникнуть при:
- эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО;
- подготовке проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО;
- внесении изменений в конструкцию оборудования и техники ОПО.
Состав обоснования безопасности опасного производственного объекта
- Общие сведения — содержит сведения о местонахождении объекта, заказчике, генеральной проектной организации, разработчике обоснования. В разделе также дается описание опасного производственного объекта и условий его строительства и эксплуатации; приводится перечень отступлений от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, обоснование необходимости таких отступлений.
- Результаты оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы – включает методологию анализа опасностей и оценки риска аварии; исходные данные для проведения анализа; результаты оценки риска аварии; список наиболее значимых факторов риска аварии на ОПО.
- Условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта– содержит перечень организационных и технических мер безопасности; сведения о режимах нормальной эксплуатации ОПО; параметры и основные показатели безопасной эксплуатации объекта; обоснование решения о безопасной эксплуатации ОПО.
- Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта – устанавливает требования промышленной безопасности, связанные с отступлениями от требований федеральных норм и правил в области промбезопасности, их недостаточностью или отсутствием; включает обоснование достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от установленных требований.
Разработанное обоснование безопасности ОПО подлежит проведению обязательной экспертизы промышленной безопасности. Итогом проведения экспертизы обоснования безопасности является заключение экспертизы промышленной безопасности обоснования.
ВАЖНО:Без положительного заключения ЭПБ обоснование безопасности ОПО недействительно.
Опасные производственные объекты: обоснование безопасности и новеллы регулирования
Федеральный закон от 7 марта 2017 года № 31-ФЗ внес изменения в часть 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Изменения позволяют лицам, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, осуществлять разработку обоснования безопасности в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции таких объектов капитального строительства.
В результате изменений в Законе № 116-ФЗ часть 4 теперь изложена так
«В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта».
Следовательно, на стадии разработки проектной документации на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта может быть установлена необходимость отступлений от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (ФНиП ПБ) для стадий эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
Обоснование безопасности опасного производственного объекта, разработанное в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 116- ФЗ, и положительное заключение экспертизы промышленной безопасности такого обоснования, внесенное в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии с подпунктом м) пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документаций и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 предоставляется при подаче документов на экспертизу в соответствии с пунктом 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, должно быть включено в состав раздела 1 «Пояснительная записка» (подпункт «б» «исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства»).
При проектировании опасного производственного объекта не всегда устанавливается необходимость отступать от требований промышленной безопасности установленных ФНиП ПБ, поэтому проектная документация на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта может не содержать ОБ опасного производственного объекта, и в случае направления на государственную экспертизу такая проектная документация является комплектной. Предусмотренные в обосновании безопасности опасного производственного объекта вновь установленные требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта, а также мероприятия, компенсирующие отступления от требований ФНиП ПБ должны быть реализованы в проектной документации, в том числе и в декларации промышленной безопасности. Данные требования и мероприятия учитываются в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации в части принятых проектных решений на строительство и реконструкцию объекта капитального строительства.
На основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», предметом проводимой государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям пожарной, промышленной безопасности, требованиям технических регламентов, в том числе требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, требованиям стандартов и сводов правил (их частей), включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. №365.
23 мая 2017 года на заседании Комитета по промышленной безопасности Российского союза промышленников и предпринимателей было отмечено, что обоснование безопасности опасного производственного объекта – не индульгенция, дающая право нарушать требования промышленной безопасности, а инструмент повышения безопасности и эффективности. Закон о техническом регулировании не предусматривает разработку технических регламентов для проектирования опасных производственных объектов, а также порядка отступлений от требований таких технических регламентов при новом строительстве и реконструкции. Изложенные выше данные позволяют сделать закономерный вывод о том, что обоснование безопасности опасного производственного объекта не является предметом государственной экспертизы. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ответственность за вновь установленные требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, а также мероприятия, компенсирующие отступления от требований ФНиП ПБ, возложены на экспертов в области промышленной безопасности.
И именно такой подход должен быть положен в основу работы по проектированию и строительству таких объектов.
Обоснование безопасности опасного производственного объекта
Обоснование безопасности — это нормативный документ, который содержит информацию о правилах эксплуатации опасного промышленного объекта, важные требования к соблюдению мер безопасности, информацию о возможности возникновения аварийных ситуаций и планах по локализации последствий ЧС. Обязательность оформления обоснования регламентирует закон №116-Ф3.
Обоснование безопасности может включать сроки капитального ремонта, правила консервации предприятия и нормы полной ликвидации объекта. Разработанный документ необходимо утвердить. Для этого проводят экспертизу состояния производства, по итогам которой составляют заключение. В него включают список факторов, которые могут стать причиной аварийной ситуации.
Документ считается действительным только после того, как получен положительный результат аудита. В обоснование вносят информацию о местонахождении предприятия и данные проектной организации, которая разрабатывала план строительства объекта.
Экспертиза обоснования безопасности
Законодательством РФ предусмотрены требования, определяющие соблюдение обоснования безопасности опасного производственного объекта (ОБОПО). Установление этого показателя производится путём специальной обосновывающей экспертизы, в результате которой выставляется оценка соответствия ОПО. Для этого и нужен исчерпывающий анализ в виде совокупности неких исследовательских мероприятий.
ОБОПО представляет собой инструмент нового формата, который был введен в действие законом РФ ФЗ-116. Начиная с марта 2013 года, редакция данного норматива набирает силу. Этот локальный документ, обосновывающий безопасность ОПО, очерчивает следующие аспекты:
- Показатель вероятности рисков возникновения аварий на ОПО;
- Дополнительные требования, которые предъявляются в отношении безопасности таких действий, как консервация или полная ликвидация интересующего объекта, его капремонт и эксплуатация.
Кроме того, технологические инновации, что не вписываются в действующие законодательные правила, были открыты для применения благодаря введению именно этого «нового инструмента».
Периоды разработки и учреждения экспертизы обоснования безопасности
В области разработок по обоснованию безопасности вправе трудиться исключительно те организации, у которых имеются соответствующие допуски СРО, позволяющие заниматься разработкой документов по проектам для строительства или реконструкционных работ в отношении ОПО. Такая постановка вопроса объясняется необходимостью обоснования безопасности в ходе эксплуатации, капремонта, консервации или ликвидации объекта, где наблюдаются следующие особенности:
- Отступление от предъявляемых требований;
- Присутствие в перечне этих требований определённых недостатков;
- Отсутствие правил для исполнения.
Притом, разработка ОБОПО для объектов, в отношении которых присутствуют некоторые отступления от нормы, вестись не может. Всё дело здесь в полном запрете на эксплуатацию. Что собой представляет так званый «новый инструмент» В отношении ОБОПО можно сказать, что указанный документ имеет определённую структуру, куда входит титульный лист, оглавление и другие пункты:
- Общие сведения, содержащие всё о заказчике и исполнителе.
- Описание ОПО, перечень отклонений от ФНП, в отношении которых предоставлено аргументированное обоснование.
- Финальная оценка по аварийным рискам, отображающая методы и набор первоначальных данных, которые потребуются для проведения анализа вероятностей образования нештатных ситуаций на ОПО.
- Результат исследований относительно самых распространённых причин возникновения аварийных опасностей.
- Условия, обеспечивающие стабильность функционирования ОПО, что состоят из действий, согласно которым достигается безопасность интересующего объекта.
- Параметры или режимы по функционированию ОПО в соответствии с установленными стандартами.
- Требования, предъявляемые к достижению безопасной эксплуатации, капремонта, консервации и ликвидации ОПО, состоят из вспомогательного эквивалента к нормативам. Его присутствие продиктовано как необходимостью отклонения от правил ФНП, так и недостаточностью требований или их полного отсутствием.
- Перечень действий, направляемых на компенсацию отклонений, величина которых обосновывается доказательными аргументами. Притом, в отношении каждого конкретного ОПО должно быть составлено единственно верное обоснование безопасности.
Необходимость внесения изменений объясняется следующим:
- Необходимость реконструкционных работ или модернизации ОПО, удостоенных положительного заключения ЭПБ.
- Отклонение от требований, продиктованных безопасностью, что ведёт к изменению условий по функционирования ОПО с гарантированной безопасностью. Согласно закону ФЗ-116, проведение ЭПБ в обязательном порядке предусматривается как для самого ОБОПО, так и каждого вошедшего туда изменения.
Что следует знать о тонкостях ЭПБ
Необходимость данной экспертизы существует для таких отраслей промышленности:
- Производства, связанные с применением химических веществ, способных спровоцировать опасность взрывов и возгораний;
- Заводы НГК и нефтехимии;
- Предприятия, работа которых направляется на горные разработки;
- Системы газораспределительного назначения, трубопроводные магистрали;
- Специально оборудованные тепловые установки, функционирующие под избыточным давлением;
- Производства металлургической и коксохимической специализации;
- Заводы с широким использованием подъемных устройств.
Стоит отметить, что осуществление ЭПБ обоснования возлагается на организации, владеющие лицензиями на соответствующий вид деятельности, полученными от Ростехнадзора. В ходе экспертных мероприятий ими выставляется оценка в отношении таких параметров:
- Полнота и отсутствие сомнений по поводу информации, представленной в интересующем обосновании.
- Перечень рисков, которые могут возникнуть из-за отклонений от нормативов ПБ.
- Оценка тяжести последствий, возникших в результате нештатных ситуаций, вызванных отклонением от нормативов ПБ.
- Полное перечисление событий, проявившихся в результате аварийной ситуации, оценка уровня допустимой опасности, величина компенсаторных мероприятий из-за отклонений от нормативов ПБ.
- Мотивированность окончательной оценки по аварийным опасностям, в т.ч., общность расчетных моделей и методов, что задействованы.
- Учет всех факторов, способных повлиять на итоговые результаты.
Современные подходы к использованию ОПО, обосновывающие безопасность.
Полнота нормативов, обосновывающих использование в отношении капремонта, консервации и ликвидации ОПО. Таким образом, формирование экспертных выводов происходит в строгом соответствии с итоговой оценкой. В полученном документе обязательно содержится обосновывающее заключение насчёт соответствия или несоответствия ОБОПО стандартам ПБ и действительным (на текущий момент) законодательным нормам. Подтверждение соответствия обоснования, представленное в заключении ЭПБ, будет передано в Ростехнадзор лишь по факту внесения данных об ОПО в госреестр.
Процесс создания ОБОПО зависит от трёх сторон-участниц, каждой из которых предоставляется право выполнения определённых функций, за которые те несут полную ответственность. Проектировщику предстоит задача формирования ОБОПО, экспертам – осуществление экспертизы, заинтересованному предприятию нужно будет передать бумаги в соответствующее учреждение и обеспечить выполнение указанных требований. Если вдруг возникнет нештатная ситуация, то ответственность за неё несёт экспертная организация, выдавшая заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта. Ну а если авария случилась из-за нарушений по требованиям ОБОПО, то отвечать придётся уже пользователю ОПО.