Кому подчиняется прокуратура?
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
При этом на прокуратуру были возложены следующие функции: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путём возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах ), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения.
Указом Президента Российской Федерации от 05.07.2021 г. № 403 установлена общая штатная численность органов прокуратуры Российской Федерации в количестве 51 319 единиц, в том числе органов военной прокуратуры в количестве 3110 единиц, из них военнослужащих в количестве 2071 человека, гражданского персонала — 1039 человек).
Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и организаций, которая основывается на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят : Прокуратуры городов, районов и другие территориальные прокуратуры
Кто контролирует деятельность прокуратуры?
Генеральная прокуратура Российской Федерации — высшее звено системы. Она является своего рода штабом отрасли, аппаратом Генерального прокурора России, который непосредственно и при помощи этого аппарата осуществляет надзор за исполнением законов, руководит деятельностью органов прокуратуры, контролирует их работу.
Кому подчиняется прокуратура РФ?
Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и организаций, которая основывается на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят: Генеральная прокуратура Российской Федерации
Какие органы подчиняются прокуратуре?
Структура органов прокуратуры — Генеральная прокуратура Российской ФедерацииГлавное организационно-аналитическое управлениеГлавное управление кадровГлавное управление правовой статистики и информационных технологийГлавное управление по надзору за исполнением федерального законодательства
Кто главный в прокуратуре?
Игорь Викторович Краснов
Кто главный судья или прокурор?
Прокурор представляет, в большинстве случаев, сторону обвинения (либо одну из сторон при рассмотрении гражданских дел), его прямая обязанность – доказывание виновности подозреваемого. Очевидно, что некоторые виды деятельности судьи и прокурора пересекаются. Но однозначного превосходства одного над другим не существует.
Куда обращаться с жалобой на прокуратуру?
Оставьте заявку на консультацию: На городскую прокуратуру, например, допустимо жаловаться в прокуратуру районную, областную, краевую. На любую же из перечисленных прокуратур можно пожаловаться в Генеральную прокуратуру, или же оставить заявление на сайте Администрации Президента.
Какое звание у прокурора?
Классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование.
Каким органом власти является прокуратура?
1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Кому подчиняется Генеральная Прокуратура страны?
По идее, Генеральная прокуратура подчиняется генеральному прокурору. Он — глава этого ведомства. Само ведомство входит в систему судебной власти России. Согласно системе сдержек и противовесов, судебная власть не может находиться в подчинении у исполнительной и законодательной властей. Следовательно, не подчиняется Президенту и Федеральному Собранию.
Сам генпрокурор утверждается Советом Федерации только с рекомендации Президента. Значит, они могут назначить на должность угодного им человека.
Если неправа, поправьте, кто может.
Генеральная Прокуратура осуществляет свою деятельность от имени Российской Федерации. А деятельность ее регламентируется федеральным законом. Прокуратура является органом независимым, то есть ни в одну ветвь власти она не входит. Полномочия свои осуществляет независимо от органов государственной власти, как законодательной, так и исполнительной, а также судебной.
С точки зрения простого обывателя все вышесказанное малопонятно, орган действует независимо, но подчинен федеральному закону; формально не подчиняется даже президенту, но именно он влияет на то, кто встанет во главе этого ведомства, ибо генеральный прокурор назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента, таким же образом он с нее смещается. Само ведомство, естественно, подчиняется генеральному прокурору, который стоит в его главе. И предположение, что сам он не подчиняется Президенту РФ, кажется не соответствующим действительности. В общем, закону подчиняется ведомство, вездесущему и всеобъемлющему закону.
Прокуратура
Главная обязанность прокуратуры — реагировать на жалобы о незаконных действиях или бездействии сотрудников государственных служб, следить за соблюдением прав и свобод граждан со стороны органов власти, будь то налоговая или транспортная полиция.
Структура и виды прокуратуры РФ
Ведомством руководит генеральный прокурор, которого назначает президент. Генеральному прокурору подчиняются главы остальных структур — прокуроры субъектов РФ, то есть областей и республик, а также прокуратуры районов и городов.
Также в структуре есть специализированные виды прокуратуры, которые стоят на одном уровне с прокуратурами городов и регионов. Так, в зависимости от сферы деятельности предпринимателя, чтобы защитить свои права, он может обратиться в транспортную или природоохранную прокуратуру.
Транспортная прокуратура следит за соблюдением законов на железнодорожном, воздушном и водном транспорте и, прежде всего, контролирует, как госкомпании обеспечивают безопасность пассажирских и грузовых перевозок. Так, если организация заказала услугу грузоперевозки, но в порту груз повредили, она может обратиться в транспортную прокуратуру.
Кроме того, транспортная прокуратура контролирует, как соблюдается таможенное законодательство, и следит за деятельностью таможенных органов, например не превышают ли сотрудники таможни свои полномочия. Если такой сотрудник попросит у предпринимателя взятку — это повод для обращения в транспортную прокуратуру.
Природоохранная прокуратура следит за исполнением законов об охране окружающей среды. Например, если предприятие сбрасывает сточные воды в реку, хотя у него нет на это разрешения, этот случай возьмет под контроль именно природоохранная прокуратура.
Также природоохранная прокуратура проверяет законность использования природных ресурсов. Например, если компания занимается лесозаготовками, она должна арендовать лесные территории. Арендодатели могут предоставить предпринимателю неверную карту участка и впоследствии предъявлять претензии за незаконную вырубку или за нарушение границ участка. В этих случаях также поможет природоохранная прокуратура.
Если в конкретном субъекте страны есть сферы, которые требуют особого контроля, там появляются и соответствующие прокуратуры. Например, в Кемеровской области работает ведомство по надзору в угледобывающей отрасли; его задача — защищать людей, которые работают в шахтах.
Что делает прокуратура
Прокуратура контролирует работу органов всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.
Утверждает законы. Если федеральные или региональные власти решают издать новый законодательный акт, они должны согласовать его с надзорными органами. Прокуратура может дополнять и корректировать проект, вносить свои предложения, а если между прокуратурой и властями возникнут разногласия, закон отклонят. Например, прокуратура может оспорить закон об ограничении субсидий для малого и среднего бизнеса.
Следит за исполнительной властью. Прокуратура контролирует, как должностные лица исполняют свои обязанности, а также участвует в разработке проектов и направляет их на экспертизу для последующего исполнения. Например, если в Роспотребнадзоре составили новый план проверок предприятий, прокуратура должна его утвердить.
Инициирует уголовные дела. Ведомство не возбуждает уголовные дела — этим занят Следственный комитет. Прокуратура может только инициировать процесс: вынести постановление о том, что необходимо завести дело.
Прокуратура может участвовать в любом этапе судебного процесса. Так, ее полномочий хватает, чтобы выдать разрешение:
- на обыск;
- на задержание;
- на арест подозреваемых, имущества или счетов.
При этом прокурор вправе возбуждать дела по административным правонарушениям и участвовать в их дальнейшем рассмотрении, например представлять доказательства.
Какие меры может принимать прокурор
Если в ходе проверки прокуратура нашла нарушения, прокурор принимает меры, чтобы наказать виновных. Для этого он может подать протест, внести представление или вынести постановление, объявить предостережение.
Протест. Если прокурор считает, что судебное решение или административный акт не соответствует закону, нарушает права человека, он может подать протест на этот акт. Например, если городские власти решают повысить налог на имущество для ИП, предприниматели вправе обратиться в прокуратуру и попросить опротестовать это решение.
Представление. Если в ходе проверки прокурор обнаружил систематические нарушения закона, он выносит представление, в котором требует их устранить.
Кроме того, он может требовать привлечь к ответственности должностное лицо. Так, если в налоговой неоднократно искажали суммы налогов для предпринимателей, прокуратура обязана представить случаи нарушений, указать, что к ним привело, и потребовать наказать сотрудника, который в этом виноват.
Постановление. Это ходатайство прокурора о возбуждении уголовного или административного дела. Чтобы подать постановление, у прокурора должен быть мотив, то есть доказательства нарушения. К примеру, если контролирующие органы нарушают закон в отношении предпринимателей, прокуратура может инициировать уголовное дело — доказательством в этом случае будут документы, расчеты, видео- и аудиозаписи с места проверки.
Предостережение. Этот документ составляют для профилактики нарушений. Если у прокурора есть подтвержденная информация о том, что должностное лицо хочет нарушить закон, он в письменной форме напоминает, что делать этого нельзя.
В каких случаях прокуратура может помочь бизнесу
Если в отношении компании или ИП приняли несправедливое решение, прокуратура поможет его оспорить.
Вот в каких случаях предприниматель вправе обратиться в надзорные органы:
- Отказ в лицензировании. В прокуратуру нужно обращаться, если не удалось получить разрешение на ведение бизнеса или зарегистрировать дело.
- Несправедливое налогообложение.
- Несоблюдение прав владельца частного бизнеса. К примеру, прокуратура поможет решить вопрос о выделении субсидий из областного бюджета, которые положены предпринимателю по закону.
Прокуратура обязана помогать каждому ИП и юридическому лицу, если жалобы в другие правоохранительные органы не приносят результата.
ПРОКУРАТУРА РФ
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129 Конституции РФ).
Организация и деятельность прокуратуры регулируется Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации». Назначением прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на её территории законов.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура Российской Федерации осуществляет определенные направления деятельности, основными из которых являются прокурорский надзор и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокурорский надзор подразделяется на несколько отраслей или видов:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием чаконам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органам и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В основе организации и деятельности прокуратуры лежат следующие принципы:
1. Принцип законности. Это значит, что, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов, прокуратура сама действует только на основе закона.
2. Принцип единства.
а) в единстве целей и задач всех органов прокуратуры;
б) в единстве принципов организации и деятельности;
в) в единстве направлений деятельности, её форм и методов, в единстве полномочий каждого прокурора;
г) во взаимозаменяемости прокуроров.
3. Принцип централизации. Централизация выражается:
а) в строго централизованном порядке назначения работников прокуратуры и в освобождении их от должности;
б) в отсутствии двойного подчинения, в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех вместе — Генеральному прокурору РФ;
в) в строго централизованном построении всех органов прокуратуры в пределах РФ;
г) в праве вышестоящего прокурора отменить любой акт прокурора нижестоящего.
4. Принцип единоначалия. Все решения в органах прокуратуры принимаются единолично должностным лицом в пределах своей компетенции. Коллегии в соответствующих прокуратурах являются совещательными органами при прокурорах. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших разногласиях вышестоящего прокурора.
5. Принцип независимости прокуратуры от местных органов власти и управления. Генеральный прокурор подотчетен только высшим органам власти РФ. Нижестоящие прокуроры подотчетны только прокурорам вышестоящим, а все вместе — Генеральному прокурору РФ.
Воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности, влечет за собой установленную законом ответственность.
В систему органов прокуратуры РФ входят территориальные и специализированные прокуратуры. К территориальным прокуратурам относятся: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов, городов и районов.
К специализированным прокуратурам относятся:
1) военные прокуратуры — осуществляют надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах, составляют двухзвенную систему. Военные прокуроры подчиняются вышестоящим военным прокурорам и Генеральному прокурору РФ;
2) транспортные прокуратуры — бывают двух видов: транспортные прокуратуры на правах районных и транспортные прокуратуры на правах областных. Транспортные прокуроры подчиняются вышестоящим транспортным прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Транспортные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законов на транспорте: железнодорожном, морском, речном и воздушном;
3) прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. Они создаются в местах расположения таких учреждений. Подчиняются территориальным прокурорам: области, края, республики в составе РФ;
4) природоохранные прокуратуры — осуществляют надзор за исполнением законов об охране природы. Могут быть двух видов: природоохранительные прокуратуры на правах районной и природоохранительные прокуратуры на правах областной. Подчиняются эти прокуратуры территориальным прокурорам или непосредственно Генеральному прокурору РФ. Приказом Генерального прокурора РФ могут быть образованы и иные специализированные прокуратуры: прокуратуры закрытых административно-территориальных образований и другие.
Генеральные прокурор РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на пять лет. Все другие прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ, причем прокуроры субъектов Российской Федерации — по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: