История Российской империи
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Образование судов в Российской империи
Суд в Российской империи
Фактически суд возникает вместе с государством, но развивается и совершенствуется постепенно, выделяясь в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма. Рассмотрим поэтапно развитие и становление судебного права в России, потому что судебная власть Российской империи базировалась на опыте прошлых столетий.
А временным промежутком является период с 1721 г. (образование Российской империи) до 1917 г. (конца Российской империи). За столь долгий срок судебная система не раз изменялась: возникали новые институты, упразднялись старые. Но всю историю развития судебной системы Российской империи можно условно разделить на три части: до реформы 1864 года, после неё и период контрреформ.
Допетровская эпоха
Во времена Киевской Руси главным судебным органом была община. Община судила в соответствии с обычным правом. Высшей мерой наказания было изгнание из общины. Но по мере укрепления государственности суд творился князем, его представителями – посадниками и тиунами. Значительное количество дел разбирал церковный суд, который рассматривал все правонарушения духовенства, а также те дела простых людей, которые были отнесены к юрисдикции церковного суда: все преступления против морали, нарушения церковных законов, прелюбодеяние, колдовство, семейные ссоры и прочее.
Основными судебными доказательствами в Киевской Руси были: собственное признание, показания свидетелей «послухов и видоков», суд Божий, присяга, жребий, внешние приметы.
Княжеский суд. Гравюра
В Новгородской феодальной республике судебную власть осуществляло вече (высшая судебная инстанция). Вече — собрание части мужского населения города, оно обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя, судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.
К. Лебедев "Новгородское вече"
В Московской Руси в XV-XVII веках суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а на местах – помещиками, вотчинниками. Московское государство создавалось постепенно — Москва вбирала в свои пределы и под высокую руку московского государя удельные княжества. Удельные порядки продолжали существовать на всей территории, какая составила землю Московского государства, и московский великий государь, царь и самодержец, оставался во многом по характеру своей власти удельным государем. Поскольку новое государство в своем устройстве оставалось удельным княжеством, постольку в нем жили и продолжали действовать начала, создавшиеся в удельное время, только теперь они действуют на более обширной территории. Но когда защита и охрана всего великорусского государства легли на московского государя, то стало ясно: суд во всех частях страны должен быть устроен одинаково и как можно меньше зависеть от самовольства судей.
Конечно, это был процесс непростой и не быстрый. Но самым важным было то, что устанавливалась обязательная зависимость между «всякими судьями» и центральной властью. Поэтому при Иване III, в 1497 году, было издано письменное собрание законов и установлен порядок суда. Это собрание законов получило название Судебник.
Судебник Ивана III. Заглавный лист
При внуке Ивана III, царе Иване Грозном, Судебник был пересмотрен (1550 г.), дополнен новыми статьями, следовало руководствоваться при суде только им. Оба Судебника имели много общего: судьями являлись управители городов и волостей, как было и в удельные времена. По Судебнику Ивана III судили наместники и волостели, по Судебнику Ивана IV стали судить те, кто заменил прежних наместников и волостелей, т. е. воеводы в пограничных городах, земские и губные старосты там, где жители получили право выбирать их себе. Оба Судебника предполагают суд возможно справедливый и нелицеприятный. Судебник Ивана III предписывает присутствовать на суде волостей и наместников избранным к тому населением «лучшим людям». Судебник царя Ивана Грозного указывает, чтобы «лучшие люди» не только присутствовали при суде, но и чтобы скрепляли своими подписями судный список, т. е. подробную запись всего дела. Точную копию судного списка – «противень» — судья должен был вручить старосте, и она хранилась у него.
Судебник Ивана Грозного (схема)
Судебник Ивана Грозного назначает наказания судьям за неправильный суд и за лицеприятие. Если узнается, что судья или дьяк взяли взятку и обвинили несправедливо, то с них приказывалось взыскать весь иск, сколько он стоил, все пошлины втрое и, сверх того, взять штраф, какой государь укажет. Если дьяк, т. е. главный писарь суда, без ведома судьи, взявши взятку, составит судный список или запишет дело не так, как было на суде, то с него приказывалось взыскать половину того, что следовало бы с виновного судьи, и сверх того посадить в тюрьму; если подьячие, т. е. младшие писари, без ведома судьи или дьяка запишут что-либо не так, взявши взятку, то их били за это кнутом. Но через некоторое время многие положения Судебников устарели и оказались не в соответствии с новыми житейскими отношениями, менявшимися и осложнявшимися в трудном и сложном процессе превращения удельных порядков в государственные, который переживал русский народ во второй половине и конце XVI века и в первой половине XVII века. При царе Алексее Михайловиче было составлено в 1649 г. новое собрание законов, названное «Книга Уложенная» или просто – «Уложение».
"Уложение" царя Алексея Михайловича
Этот документ был обширнее и значительнее Судебников, так как охватывал все стороны тогдашнего действующего права и излагал законодательный материал в более систематизированном виде. В царствование Грозного был выработан особый устав для суда губных старост – «Устав о разбойных и татебных делах», который определил порядок судопроизводства, следствия, удовлетворения пострадавших от разбоя и грабежа. «Уложение» царя Алексея Михайловича, усилив наказания за татьбу, разбой и грабеж, оставило в силе все узаконения Разбойного устава с его дополнениями. Свою основную черту – нераздельное соединение судебной власти с властью по управлению – суд сохранил до времен Петра Великого, когда была сделана попытка разделить дело суда и управления, но это была только попытка.
Суд при Петре I
Первые попытки отделить Суд от администрации были предприняты Петром I. Во главе всей судебной системы Российской Империи стоял монарх. Сразу после него в иерархии находился Сенат, пришедший на смену боярской думе. Он являлся апелляционной инстанцией, а также рассматривал наиболее важные государственные дела, судил высших должностных лиц. Пришедшие на смену приказам коллегии осуществляли судебные функции в рамках своих полномочий. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, финансовые преступления рассматривала Камерц-коллегия. Управлением местных судов занималась Юстиц-коллегия, она же была апелляционной инстанцией по отношению к ним. На местах действовали Надворные (на территории губернии) и Нижние (на территории провинции) суды. Именно в их учреждении отразилась первая в российской истории попытка отделить суд от администрации.
Функции верховного суда выполняли Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: в провинциях – гофгерихты, или надворные апелляционные суды в крупных городах и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Но в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.
Суд при Екатерине II
Схема судебной реформы Екатерины II
Только со времен императрицы Екатерины II суд отделяется от управления, т.е. судебные органы от административных. Далее: введен в действие сословный принцип судоустройства (для каждого сословия – свой суд). Судебные органы стали формироваться на новых выборных началах, которые сочетались с назначением.
Судебные органы делились на две инстанции: первую – на уровне уездов, которая осуществляла основные судебные дела, и вторую — на уровне губернии, которая действовала как апелляционная и ревизионная инстанция. Так, по Учреждению о губерниях 1775 г. были организованы следующие судебные органы: для дворян уездный суд (низшая инстанция), состоявший из уездного судьи и двух заседателей, избранных дворянством уезда и утвержденных губернатором; верхний земский суд (один на губернию), являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездного суда. Он делился на 2 департамента – уголовных и гражданских дел, каждый из которых состоял из председателя, назначавшегося императрицей по представлению Сената, и пяти заседателей, избиравшихся дворянством.
У городских жителей был свой сословный суд. Для них низшей инстанцией, состоявшей из двух бургомистров и четырех ратманов, избиравшихся купцами и мещанами уездного города сроком на три года, стал городовой магистрат. Губернский магистрат (один на губернию) был апелляционной и ревизионной инстанцией для городовых магистратов. Как и верхний земский суд, он состоял из двух департаментов уголовного и гражданского, во главе которых стояли председатели, назначавшиеся Сенатом. Они решали дела коллегиально вместе с тремя заседателями, избиравшимися купцами и мещанами губернского города.
Государственные крестьяне судились в пил/спей расправе (суд низшей инстанции), состоявшей из судьи, назначенного губернским правлением из чиновников, и из восьми заседателей, избранных крестьянами. Верхняя расправа выполняла роль апелляционной и ревизионной инстанции для нижних расправ. В двух ее департаментах уголовном и гражданском действовали председатели, назначаемые Сенатом, и но пять заседателей, избранных самими крестьянами.
Как видим, новая судебная система на уровне высших инстанций отделила уголовный суд от гражданского. Это же правило преследовалось в создании двух высших апелляционных и ревизионных инстанций – палат уголовного и гражданского суда, поставленных над всеми судебными местами губернии. Императрица назначала в каждую палату председателя, а Сенат двух советников и двух асессоров.
В 1775 г. для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости» по инициативе Екатерины II был создан Совестный суд. От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности. Екатерина II учредила Совестный суд, находясь под влиянием «Духа законов» Монтескьё и руководствуясь собственной перепиской с энциклопедистами. По велению Екатерины, решения этого суда должны были быть основаны на «естественном праве», а судья должен был руководствоваться «голосом сердца», а также «человеколюбием, почтением к особе ближнего и отвращением от угнетения». Решения Совестного суда не обладало в имущественных спорах законной силой, а судьи не имели полномочий приводить решение в действие; в случае отсутствия добровольного согласия фигурантов иск подлежал передаче в суд общей юрисдикции.
Итак, мы видим, что при Екатерине II произошли серьезные изменения в организации судебной системы, но они почти не затронули судебного процесса. Правда, применение пыток было резко ограничено, а в уездных городах они были запрещены вообще. В губернских судах для их применения требовалось испрашивать разрешение губернатора. Была разработана также система подачи апелляций. Устанавливался недельный срок по объявлении приговора для заявления о ее подаче, годичный срок для ее оформления лицами, жившими в России, и двухгодичный для лиц, живших за границей. Пересмотр в апелляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских и тех уголовных дел, которые возбуждались по инициативе пострадавших. Прочие уголовные дела могли пересматриваться только по инициативе суда высшей инстанции.
Таким образом, в XVIII в. в России сложился тот правовой порядок, который просуществовал почти без изменений до реформ 1860–1870-х годов, а в некоторых отношениях и до революции 1917г.: многописьменность, тайну судебного производства, медленность его русский суд сохранил до преобразования суда при императоре Александре II, давшем России суд гласный, скорый, правый и милостивый.
Судебная реформа 1864 года, проведенная Александром II
В 1864 году была проведена судебная реформа, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России: были учреждены суд присяжных, выборный мировой суд, адвокатура. Об этом подробнее читайте на нашем сайте: Судебная реформа 1864 года в России.
Суд при Александре III
Реформы Александра III называют контрреформами. Его контрреформы заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать. Основной причиной резкой смены правительственного курса в начале 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Важную роль сыграла напряжённая внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью народовольцев, и прежде всего убийством Александра II. Гибель императора произвела на страну ошеломляющее впечатление: Александр II стал не только царём-освободителем, но и царём-мучеником. Эту трагедию общественное сознание связало с «либеральной» деятельностью государя, «высвободившей тёмные силы», что в конечном итоге привело к страшной развязке. Воспоминания о цареубийстве предопределили отношение к революционным и либеральным силам страны не только со стороны власти, но и большей части просвещённого общества, настроенного на необходимость «наведения порядка».
Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать и при Александре III. Но в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах: мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.
Суд при Николае II
При Николае II существовали две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. К общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.
Судопроизводство в Российской империи
Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов. Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность мировых судей и присяжных заседателей. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы. После периода контрреформ общество вновь обратилось на путь либерализации судебного процесса. В 1885 году была отменена публичная казнь, в 1886 году расширяется право присяжных в процессе — они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов. С 1899 года в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В 1909 году в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения: с 1910 года время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 году суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитации. Новым явлением стала административная юстиция — прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно — хозяйственных отношений и связей. Многие историки считают, что судебная система в России при Николае II была одной из лучших в Европе.
В. Серов "Портрет императора Николая II"
В годы Первой мировой войны процессуальное судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.
Возникновение и развитие суда и судебной власти в России
Российский суд имеет давнюю историю. Институт правосудия столь же древний, как и государство. Причина зарождения суда в том, что любое общество не совершенно, а тем более не идеально. В до государственном и государственном обществе всегда возникали и возникают социальные конфликты. В этой связи возникает естественная потребность в их справедливом разрешении.
По всей вероятности, люди сами разрешали свои конфликты, при чем способы их разрешения были произвольны поскольку не регламентировалось юридическими правилами.
Затем люди стали приглашать третьих наиболее авторитетных лиц, позднее государственных лиц или создавать органы для разрешения. Затем подобные органы стали именоваться государственными, а споры правовыми, юридическими. Точной даты не существует, однако некоторые исторические документы позволяют отсчитывать начало с I десятилетия XI в.
Суд в своем развитии прошел несколько этапов:
I. Во времена Киевской Руси функцию правосудия выполнял князь. В Новгородской Республике действовало Вече, Московская Русь- князь.
Характерной особенностью того времени было совмещение в одном лице властных административных и судебных полномочий. Судебные функции тогда использовались для кормления. В то время зданий судов не было, а судебный процесс проходил в кабинетах, дворах должностных лиц или на площадях.
II. Первые попытки отделить суд от администрации предпринял Петр I. В 1713 г. в губерниях были учреждены должности судей- институт профессиональных судей. Были созданы судебные органы, надворные и городские суды, независимые от воевод и губернаторов. Учрежден Военный суд, Сенат. Но Екатерина I впоследствии вернула функции администрации.
III. Период Первой великой Судебной реформы. Александр II в 1864 году отделил суд от администрации. Был учрежден суд присяжных, изменились правила судопроизводства, учрежден статус судей, адвокатура. Это была первая удачная попытка сформировать справедливый суд, с принципами состязательности и равноправием сторон.
IV. Советский период. Упразднились царские суды, а функции правосудия передались народным судам. Действовали в составе судьи и двух народных заседателей.
V. С начала 90х г.г. XX в. В октябре 1991 года Верховный Совет СССР утвердил концепцию судебной реформы, которая в настоящее время во многом реализована, выстроена новая судебная система, существенно укреплен статус судей, обновлено процессуальное законодательство, судам передали от органов исполнительной власти и Прокуратуры свойственные суду полномочия и суд на рубеже XX- XXI в.в. стал властью. В 2000г. Президент РФ отметил, что в России в базовых параметрах не только юридически, но и фактически сформирована судебная власть.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
8. История становления российской судебной системы
В развитии российской судебной системы можно выделить 5этапов:
I этап– формирование судебной системы в Древнерусском гос-ве:На начальной стадии развития гос-ности сущ.месть, которая с появлением гос-ва постепенно исчезает.Все судебные органы Древней Руси можно разделить на гос-ные и частные.Частными судебными органами явл.владельческий(право частных владельцев имений судить холопов и изгоев) и вотчинный суды,общины.Гос-ными судебными органами явл.: 1)князь;2)бояре;3)вече.
II этап–судебные органы Московского гос-ва:судебные органы могут быть разделены на гос-ные(великий князь,боярская дума,судебные приказы),сословные и частные. Обл.судебные функции принадлежали провинциальным правителям(наместникам). В XVII в. судебные функции земских учреждений перешли к общинным судебным органам (городским и волостным судам).
III этап–судебные органы в Российской империи:Судебная система Петра I:Высшей судебной инстанцией был император.След.судебная инстанция–Сенат,куда подавали апелляции по делам, рассмотренным юстиц-коллегией.Суду Сената подлежали за должностные преступления сенаторы и др.высшие должностные лица.Спец.высшим судебным учреждениям явл.юстиц-коллегия.Она была апелляционным судом по отношению к губернским надворным судам,а также рассматривала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.С 1719 г. были образованы надворные суды–первая и апелляционная инстанция для нижних судов.Наиболее важные дела о гос-ных преступлениях передавались в Преображенский приказ(политические преступления) и Тайную канцелярию(возмущениях,бунтах, гос-ной измены,заговорах против императора) или в Канцелярию тайных розыскных дел.
IV этап–судебная реформа 60-х гг.XIX в.:В 1864г.были утверждены судебные уставы, согласно которым водились коронный(23инстанции: первой явл.окружной суд(обычно каждая губерния составляла судебный округ),второй– судебная палата,объединявшая несколько судебных округов;.Апелляции на эти решения рассматривал Сенат,который явл.высшей кассационной инстанцией) и мировой суды.
V этап–советская судебная система:Старые судебные учреждения стали упраздняться фактически сразу после Февральской революции1917г.,вместо них стали создаваться революционные суды. Судом второй инстанции для народных судов явл.Совет народных судей,состоявших из народных судей судебного округа.
9. Судебная система России. Звено судебной системы. Судебная инстанция.
Под судебной системой понимается установленная Коституцией и принятым на ее основе ФКЗ совокупность судов различных уровней,организованных и действующих в соответствии с их компетенцией,с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.
Федеральный суд:Конституционный Суд РФ(высший орган судебной власти),суды общей юрисдикции,арбитражные суды.
Суды общей юрисдикции РФ,возглавляемые Верховным Судом РФ,вкл. федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.
К федеральным судам в субъектах относятся:верховные суды республик,краевые и областные суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов,районные суды.
Систему военных судов составляют окружные(флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.
Суды субъектов РФ вкл.:конституционные(уставные) суды и мировых судей(мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции)
Всю систему судов можно разделить на три звена(звено судебной системы-суды,наделенные одинаковой компетенцией):основное,среднее и высшее.
Применительно к судам общей юрисдикции:осн.звено-районные суды;ср.звено-верховные суды республик,краев,областные суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов;высшее звено-Верховный суд РФ.
Военные суды:осн.звено-гарнизонные военные суды;ср.звено-окружные(флотские) военные суды;высшее звено-Верховный Суд РФ(Военная коллегия Верховного Суда).
Арбитражные суды:осн.звено-арбитражные суды субъектов РФ;ср.звено-окружные арбитражные суды;высшее звено-Высший арбитражный Суд.
Судебная инстанция-структурное подразделение,выполняющее ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.Различают рассмотрение дел по первой инстанции,кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.
Правосудие по первой инстанции-рассмотрение дела по существу с целью осуждения илиоправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворение в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражным делам.
Кассационное разбирательство осущ.в судах второго звена.
Аппеляционная инстанция-отменив решение суда первой инстанции,этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.
К вопросу об истории и понятии судебной власти в Российской Федерации
Баранова, О. Н. К вопросу об истории и понятии судебной власти в Российской Федерации / О. Н. Баранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88824/ (дата обращения: 17.09.2023).
В статье анализируется и обобщается научный опыт в истории понятия судебной власти. Объектом исследования выступает судебная власть в целом, предметом исследования является понятие судебной власти, а также исторический анализ возникновения и эволюции понятия. Методами исследования выступают анализ, обобщение, исторический метод, формально-догматический метод.
Ключевые слова: понятие судебной власти, история России, становление правосудия.
Первый суд и правосудие пришли в общество с появлением межобщинных конфликтов. Коваленко Т. С. указывает, что слово «суд» появляется в Уставе князя Владимира Святославовича [1]. В Киевской Руси было несколько судебных органов: суд князя, суд веча, вотчинный и церковный суд. В княжеском суде вершил правосудие сам князь, суд веча разрешал дела особой государственной важности, вотчинный суд являлся судом землевладельцев бояр, церковный суд рассматривал церковные и некоторые гражданские дела [2].
В период удельной раздробленности Руси появляется «Русская правда», в которой описан судебный процесс. Процедура разрешения споров была едина, отсутствовало деление по материальным нормам, отсутствовала модель «истец — ответчик» [3]. В период возвышения Москвы и объединения земель произошла первая судебная реформа. По Судебнику 1497-го года судебная система представлена в виде двух Судов — высшего (боярство) и низший (тиуны). Существовали состязательная и розыскная формы судопроизводства. В период централизации русского государства Судебник 1550-го года отменил суд князя, появилось понятие «мера пресечения». Период становления самодержавия Соборное уложение 1649-го года представило судебную систему в виде: суд Боярской думы (рассмотрение дел государственной важности), приказные суды (территориальная компетенция), суды выбранных губных органов. Впервые в документе «Краткое изображение процессов и судебных тяжб» принятом в 1715 г. содержится понятие судебного процесса: «…дело судимое, через который случающиеся тяжебные дела основательным представлением и из обстоятельства дел обретенных доказов явны сочиняются и потом от судей по изобретению оных причин решения чинятся» [4].
В период расцвета Российской империи, государство нуждалось в судебной реформе. Реформа 1864 г. включает в себя: судебные уставы (судоустройство, гражданский и уголовный процесс, нормы материального права; новая судебная система: местные суды (волостной и мировой), общие суды (окружной и судебной палаты). В мировом суде применялись принципы все сословности, независимости, несменяемость суди, гласности и состязательности. В 1889-м году мировой суд был ликвидирован, появились специальные крестьянские суды. Высшая судебная инстанция — Сенат, Полковые, воинско-полевые суды, церковный суд [5].
В начале XX-го века произошли существенные изменения в судебной системе. Основные изменения были связаны с радикальными изменениями в политической системе. Судебная система была призвана обеспечивать охрану и защиту правопорядка, а также подавление любых попыток изменить действующий порядок. Начали действовать самостоятельно созданные суды, народные суды, в состав которых входили представители районных организаций, бюро профсоюзов. Рассмотрение дел происходило без возможности их обжалования. Первостепенная модель судебного процесса была еще недостаточно чёткая, однако она начинала свою работу с привлечением общественности. Упразднялись все суды, кроме мировых, создавались местные суды и революционные трибуналы [6].
По Декрету о суде № 1 судебная власть выглядела следующим образом: первая инстанция — местные суды; вторая — уездные съезды местных судей [7]. Декрет о суде № 2 определил подсудность судов. Окружные народные суды рассматривали гражданские и уголовные дела: гражданские дела рассматривали в составе трёх председателей и четырёх присяжных; уголовные дела рассматривались в составе двенадцати присяжных заседателей под председательством одного из постоянных членов совета. Обжалование решений суда происходило только в кассационном порядке. Учреждается судебный Верховный контроль. Судопроизводство происходит по правилам судебных Уставов 1864, т. к. они не противоречили сознанию трудящихся [8]. Статус советского судьи исходит из Конституции СССР 1936 г. К органам правосудия относится: Верховный суд СССР, Верховный суды союзных республик, краевые и областные суды автономных республик, окружные суды, специализированные суды. Также выделяются принципы судебной системы как: сменяемость судей, принцип выборности народных судей, принцип языка судопроизводства, принцип гласности, принцип независимости судей, принцип участия граждан в правосудии. Далее в 1938-м году добавляется принцип неприкосновенности. Начало Великой Отечественной войны в 1941 г. предзнаменовало изменения в направлении судебной политики. Преступления, совершаемые против государства рассматривались в военных трибуналах. Положение о выборах народных судов РСФСР обозначило требования к кандидату на должность судьи [9].
В XX-м веке судебную власть рассматривали как самостоятельную функцию государства, сводящуюся помимо разрешения гражданских и уголовных дел судами, также к ограничению личности от посягательств на её свободу, с другой стороны как волю монарха возведённую в закон [10].
Понятие судебной власти изменилось, с принятием Конституции Российской Федерации в 1993-м году. Судебная система Российской Федерации выглядит так: Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражный суд, мировые суди субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается [11]. Судебную власть в Российской Федерации можно определить так — это самостоятельная, независящая от других ветвей власти, наделённая полномочиями государственная власть, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства, действует для разрешения возникающих конфликтов в обществе, а также для контроля за конституционностью законов.