Как взять землю в аренду под сельское хозяйство
Перейти к содержимому

Как взять землю в аренду под сельское хозяйство

  • автор:

Как взять землю в аренду под сельское хозяйство

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В каких случаях главе КФХ можно предоставить земли сельскохозяйственного назначения в аренду без проведения торгов?

Прежде всего отметим, что существуют различные основания и условия (первичного) предоставления земельных участков КФХ в аренду без проведения торгов.

В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

В частности, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:

12) земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.

Отметим, что ст. 39.6 ЗК РФ содержит закрытый перечень случаев, когда земельные участки предоставляются без проведения торгов (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 января 2020 г. N Ф08-10855/19 по делу N А32-33657/2017; постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2019 г. N Ф09-8417/19 по делу N А07-2792/2019; постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2015 г. N Ф03-5039/15 по делу N А51-34574/2013); иные основания предоставления земельных участков без проведения торгов нормы действующего законодательства не содержат.

Таким образом, существуют основания, предусмотренные Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и основания, предусмотренные положениями ЗК РФ.

Разберем их более подробно.

1. Предоставление земельного участка на условиях и в порядке предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ.

В соответствии с общими правилами ст. 39.18 ЗК РФ земельные участки предоставляются КФХ без проведения торгов только в случае отсутствия заявлений иных заинтересованных лиц (т.е. публикация извещения осуществляется).

Так, в соответствии с пп. 4, 5, 7 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В 2022 и 2023 гг. процедуры, предусмотренные ст. 39.18 ЗК РФ осуществляются в сроки указанные в постановлении Правительства РФ от 9 апреля 2022 г. N 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах».

2. Основания предусмотренные Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

2.1. В соответствии с п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

В данном случае никаких публикаций не осуществляется, т.к. приобрести земельный участок могут только те КФХ, которые непосредственно используют данный земельный участок, что исключает какую-либо конкуренцию.

Смотрите также п. 4 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Более подробно об этом (в т.ч. судебную практику) смотрите в материале: Вопрос: Возможность приобретения земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, в порядке п. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.).

2.2. В силу п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В данном случае никаких публикаций также не осуществляется, т.к. речь идет об исключительном праве, предусмотренном Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

2.3. Согласно п. 8 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет сельскохозяйственным организациям, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.), предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ.

Смотрите: постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2017 г. N 08АП-9851/17; решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 февраля 2021 г. по делу N А83-675/2020; решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 февраля 2020 г. по делу N А83-15229/2019; решение Арбитражного суда Самарской области от 9 апреля 2019 г. по делу N А55-31422/2018.

Смотрите также письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 14 февраля 2018 г. N 15/130.

2.4. В соответствии со ст. 10.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 ЗК РФ, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду на срок до пяти лет.

При предоставлении гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности подтверждение отсутствия на территориях иных субъектов Российской Федерации у таких гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка не требуется.

Заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.

Изменение целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не допускается.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя бы одного из следующих оснований:

1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее — земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.

Исходя из буквального содержания данной нормы, предоставление земельного участка в порядке ст. 10.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» осуществляется по общим правилам о предоставлении земельных участков без проведения торгов (т.е. по правилам ст. 39.14-39.17 ЗК РФ), а не по специальным правилам ст. 39.18 ЗК РФ. Это же подтверждает и конструкция данной нормы: Заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.

В соответствии с п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК РФ.

Нормы ст. 39.17 ЗК РФ никаких публикаций не требуют.

В силу пп. 4, 5 ст. 39.17 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Обращаем внимание, что Федеральный закон N 101 был дополнен статьей 10.1 лишь с 1 января 2023 г. В ходе подготовки ответа нами не найдена судебная практика, детально разъясняющая рассматриваемый вопрос.

Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как взять землю в аренду под сельское хозяйство

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2 — 3. Утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 336-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы третий — четвертый утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

Абзац утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

С 01.03.2024 ст. 10 дополняется п. 5.2 (ФЗ от 04.08.2023 N 463-ФЗ). См. будущую редакцию.

6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 87-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не требуется переоформление видов разрешенного использования в правоустанавливающих документах на земельные участки КФХ, полученных до 01.01.2014 (ФЗ от 28.12.2013 N 446-ФЗ).

7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

(п. 7 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 87-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 N 435-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет сельскохозяйственным организациям, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как купить или взять в аренду земельный участок сельхозназначения

Необходимость вовлечения в хозяйственный оборот все большего количества земель привела к совершенствованию механизма передачи неиспользуемых сельскохозяйственных угодий в руки заинтересованных в их обработке фермеров, говорит партнер консалтинговой группы РКТ Иван Гулин. В результате законодательных нововведений изъятые в ускоренном порядке земельные участки с этого года реализуются на торгах гораздо быстрее, что позволяет увеличить собственные посевные площади в короткие сроки.

Принудительно изъятые сельхозугодья с начала текущего года может купить гражданин, фермер или юридическое лицо — для этого нужно принять участие в торгах по продаже земли, пояснили в комитете Госдумы по аграрным вопросам.

«Перед началом проведения торгов публикуется извещение об их проведении, в котором прописываются все предъявляемые требования для их участников. В торгах не имеет значения, начинающий вы фермер или с большим стажем работы, все будут равны, побеждает тот, кто предложит наибольшую цену за земельный участок», — рассказывает заместитель председателя комитета Юлия Оглоблина.

Если публичные торги не состоятся — не позднее чем через два месяца проводятся повторные. При этом начальная цена земельного участка снижается на 20%.

Если повторные торги тоже признаны несостоявшимися, не позднее одного месяца проводятся следующие — и здесь цена может понизиться еще на 50%, но не более того, разъясняют в комитете Госдумы по аграрным вопросам.

«Если повторные торги признаны несостоявшимися, проводится продажа посредством публичного предложения, которое предусматривает постепенное снижение стоимости на каждом шаге до 3% от первоначальной цены до момента, пока не будет подана заявка о покупке. Если цена опустилась до 50% от начальной на повторных торгах, то они признаются несостоявшимися», — поясняет Гулин.

В случае если земельный участок не продан и после этого, в течение 15 дней он может быть приобретен в собственность муниципалитета. Если в районе нет возможности выкупить землю, в течение 15 дней регион обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность, после чего региональные органы могут передавать его в аренду, в том числе фермерам, без проведения торгов, согласно принятому ранее законопроекту.

Где покупать?

«Приобрести такой ранее изъятый земельный участок на торгах несложно, — отмечает Иван Гулин. — Главное — определиться, сколько вы готовы за него заплатить».

Выбрать интересующий участок позволяет сайт Росимущества — своеобразный маркетплейс, объединяющий всю информацию по действующим предложениям, делится эксперт. Сами торги проходят на электронных площадках, доступ к которым дает регистрация на единой платформе ГИС «Торги», при этом, помимо стандартных документов понадобится только электронная цифровая подпись. По словам партнера консалтинговой группы РКТ, эти сервисы очень понятные и удобные, поэтому выбор интересующего предложения, изучение информации о лоте, регистрация и подача заявки на участие не составит труда. Также желающим участвовать в торгах необходимо внести задаток, размер которого закрепляет их организатор.

«Торги проводятся в форме открытого аукциона, начальная цена определяется либо как рыночная стоимость земельного участка на основании оценки, либо кадастровая, если она утверждена не ранее, чем за пять лет до торгов, — рассказывает Гулин. — Так как ценовые предложения всех участников доступны, до окончания торгов цену можно перебить».

В то же время важно помнить: цена поднимается заранее установленными «шагами» — то есть на определенную сумму, что исключает торг «по рублю». Победителем аукциона признается участник, предложивший наибольшую цену за земельный участок.

Что изменилось?

Порядок изъятия земельного участка и продажи его с торгов был и ранее, но только он не работал, обращает внимание Юлия Оглоблина.

«Основной причиной неэффективности закона была необходимость выявления факта неиспользования земельного участка по целевому назначению в течение трех лет подряд. За это время менялся правообладатель и приходилось заново проводить подтверждение неиспользования, — поясняет она. — Согласно новым правилам, государственный инспектор может за одну проверку подтвердить факт трехлетнего периода неиспользования участка».

В ходе такой проверки инспектор выдает предписание об устранении выявленного нарушения, и, если предписание не выполнено, проверяющий орган направляет материалы в субъект РФ на организацию принудительного изъятия. При этом подается заявление в Росреестр — о невозможности перехода и прекращения права собственности на земельный участок.

Также новыми правилами сокращены все сроки организации торгов. В фермерском сообществе к нововведениям пока присматриваются. Аграрии надеются, что закон не станет инструментом для преследования чьих-то земельных интересов.

«К механизму изъятия сельхозземель у нерадивых собственников отношусь неоднозначно. С одной стороны, безусловно, данная процедура упрощает введение неиспользуемых земель в сельхозоборот. С другой стороны, у фермеров есть серьезная озабоченность по поводу того, что данный закон может быть инструментом для передела земель, и лица, имеющие административный ресурс, с помощью этого механизма могут на основании каких-то решений изъять земли у одних собственников и передать другим», — говорит фермер из Воронежской области Никита Токмаков.

В комитете Госдумы по аграрным вопросам же напомнили, что лишить права собственности может только суд, а все вырученные средства с продажи земельного участка получает собственник, у которого изъяли участок, — за исключением средств, потраченных на организацию торгов.

Аренда без торга

В этом году в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» добавилась новая статья, которая установила право фермеров получать в аренду без проведения торгов участки из земель сельскохозяйственного назначения в государственной или муниципальной собственности.

«Для получения земельного участка в аренду без торгов нужно подать заявление. Если участок находится в государственной собственности, то нужно обратиться в орган государственной власти региона. Если земля муниципальная — то в орган местного самоуправления, — поясняет Юлия Оглоблина. — Арендатором станет тот, кто подал заявление раньше остальных желающих».

Получение участка без торгов — хороший способ расширения для фермеров и крестьянско-фермерских хозяйств, однако, обращает внимание Иван Гулин, важно понимать, что предусмотренный законом механизм все же предполагает необходимость проведения аукциона при наличии нескольких интересантов.

«Для того чтобы приобрести такую землю в аренду, в первую очередь подается заявление в территориальный орган Росимущества по месту нахождения земельного участка, который публикует извещение о предоставлении угодий в пользование, — поясняет эксперт. — Если в течение тридцати дней никто не направил заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении его в аренду первому заявителю».

Договор аренды, добавляет Гулин, заключается сроком на пять лет без ограничений на продление. При этом запрещается изменять целевое назначение полученной в аренду земли, а также передавать участок третьим лицам, передавать право аренды в залог.

Стоимость аренды земель устанавливает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации — если регион приобрел земельный участок в государственную собственность, — а если участок приобретен в муниципальную собственность, то стоимость аренды устанавливает местная администрация. Но независимо от собственника зависеть стоимость аренды будет от способа ее предоставления — через аукцион или без проведения торгов.

В случае аукциона, объявление о котором дают обычно местные уполномоченные органы власти, определяется начальный размер арендной платы — он зависит от установленных субъектом РФ или местной администрацией коэффициентов. Итоговая цена будет зависеть от результатов торгов. Бывают случаи, когда заявку на аукцион подал только один участник — с ним и заключают договор, по первоначальной цене, рассказывает Юлия Оглоблина.

Когда участок предоставляется без проведения торгов, все гораздо проще и дешевле. Арендная плата определяется по кадастровой стоимости участка и рассчитывается в размере 0,6%. Например, в Мордовии, где средняя кадастровая стоимость одного гектара составляет 30 тыс. рублей, цена его аренды без торгов составит 180 рублей в год.

Статус значения не имеет

Если говорить о новых механизмах приобретения земель в собственность или аренду, то каких-либо существенных отличий в правовом регулировании в зависимости от статуса лица — ЛПХ, самозанятый фермер или КФХ — нет, делится Иван Гулин. При этом сохраняются общие ограничения, связанные с приобретением земель сельскохозяйственного назначения — например, в части необходимости быть резидентом России или соблюдать правила о соответствии площади земельного участка предельным размерам.

«Если говорить в целом, то в первую очередь лица, ведущие личное подсобное хозяйство, не предприниматели — соответственно, для крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей, работающих на рынок, формат КФХ более комфортен с точки зрения налогов, поддержки государства. Предельные размеры земельных угодий также выше, — поясняет он. — Конечно, все имеет свою специфику, и нужно исходить из целей ведения хозяйства и планов по развитию».

В любом случае, отмечает Гулин, закон предоставляет исчерпывающие возможности для каждой из форм сельскохозяйственной деятельности, которые соотносятся с задачами, стоящими перед конкретным аграрием.

Арендовать или покупать?

На этапе вложений проще и выгоднее, конечно, взять участок в аренду, говорит Гулин. Однако важно понимать, что права и возможности собственника и арендатора существенно отличаются, тем более с учетом установленных законом ограничений.

«Так, аренда без торгов, появившаяся с этого года, просто дает возможность извлекать доходы за счет обработки земли. Полноценным активом она не становится ввиду ограничений на распоряжение правом, — поясняет эксперт. — Для сравнения: классическое право аренды само по себе является активом, которым можно выгодно распорядиться, например, передав участок в субаренду, или получив кредит под его залог. И если мы говорим о банкротстве, то право аренды как нематериальный актив будет включено в конкурсную массу, за счет его продажи будут удовлетворяться требования кредиторов. Право аренды, полученное без торгов, в таком случае вероятно просто будет прекращено».

При выборе между приобретением в собственность и арендой земельного участка в комитете Госдумы по аграрной политике рекомендуют в первом случае смотреть на его стоимость в каждой конкретной области — будет ли понижение от первоначальный цены. Если фермер хочет получить земельный участок в аренду без торгов, ему нужно вовремя подать заявление.

«Затраты на аренду будут значительно меньше, чем при покупке изъятого участка с торгов, но приобретенная с торгов земля будет уже в вашей собственности навсегда, в то время как аренда предполагает ограниченный срок пользования участком», — заключает Юлия Оглоблина.

Участки с/х назначения в аренду без торгов для КФХ и граждан – с 1 марта 2023 года

1. Основные положения закона о предоставлении с/х земель в аренду без торгов

В июле 2022 года принят федеральный закон, по которому механизм получения фермерами государственных муниципальных сельхозземель в аренду стал существенно проще (ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 316-ФЗ от 14.07.2022).

В ряд государственных законов:

  • Земельный кодекс РФ
  • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ( № 101-ФЗ от 24.07.2002)
  • ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ от 13.07.2015)

внесены необходимые изменения. Они актуализированы с момента вступления в юридическую силу «своего родителя».

На основании положений принятого закона, с 1 марта 2023 года отечественные фермеры (граждане и крестьянско-фермерские хозяйства) смогут получать государственные и муниципальные участки с/х назначения:

  1. в аренду без торгов
  2. на срок – до 5 лет
  3. с возможностью многократного продления аренды ЗУ:
    • закон устранил норму об однократном предоставлении права аренды участка:
      • аренда ЗУ может быть продлена
      • арендатор имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов – фермер сможет продолжить работу на полученной земле по истечении 5 лет аренды
  4. вне зависимости от уже имеющихся в наличии земельных наделов
  5. с правом арендатора приоритетного выкупа арендуемого земельного участка (ЗУ) в дальнейшем
  6. без подтверждения отсутствия у гражданина или крестьянского (фермерского) ЗУ на территориях иных субъектов РФ

1.1. Цели закона

Главными задачами закона правительство считает следующие:

  • значительное увеличение объёмов производства крестьянских и фермерских хозяйств
  • введение в оборот с/х земель, заброшенных за годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса (АПК)
  • развитие локальной сельской экономики
  • ликвидация проявившейся практики «договорных» торгов по с/х землям, на которых побеждали «нужные люди», строившие в дальнейшем на заброшенной пашне не ферму, а многоквартирный дом для продажи
  • предотвращение «серых» сделок и схем, по которым агрохолдинги могли бы перекупать землю у фермеров через третьи лица

Принятия закона фермеры добивались и ожидали несколько лет. Стремились к тому, чтобы дополнительные участки для расширения хозяйств можно было получать без торгов/аукционов. Их усилия во многом оправдались, «лёд тронулся»:

  • с 1 марта 2023 года с/х земля станет доступнее
  • чтобы получить её без торгов, гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам больше не придётся преодолевать бюрократические проблемы, связанные с доказательством того, что у них нет земельных участков в других регионах

Закон предоставил возможность малым формам сельского хозяйствования получать землю в упрощённом порядке:

  • без конкуренции с крупными с/х производителями, в которой фермерские хозяйства зачастую проигрывают
  • без риска потери арендуемого земельного участка после сделанных в него вложений – земля может остаться у фермера насовсем

2. Установленные запреты

Новые правила предоставления с/х земли в аренду без торгов определили принципы обращения с нею. Законом № 316-ФЗ вводятся дополнительные положения и поправки:

  • в ЗК РФ:
    • в статью 39.14 – внесён пункт 8, исключающий требование об опубликовании извещения о предварительном согласовании предоставления ЗУ или о предоставлении ЗУ для осуществления деятельности КФХ
      дополнена пунктом 9 – устанавливает запрет на ряд действий с ЗУ, предоставленного в аренду, – на передачу:

      1. земли в субаренду
      2. прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу
      3. арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив гражданином или крестьянским (фермерским) хозяйством, являющимися арендаторами ЗУ из земель с/х назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для осуществления деятельности КФХ

    В статье 10 Закона №101-ФЗ сделаны поправки в пункте 8. В соответствии с ними земельные участки из земель с/х назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются

    • в аренду на срок до 5 лет
    • без проведения торгов

    тем с/х организациям, которые получают господдержку в сфере развития сельского хозяйства для ведения ими сельского хозяйства или осуществления иной связанной с с/х производством деятельности

    Кроме того, в Закон №101-ФЗ введена статья 10.1 – устанавливает, что гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель с/х назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности КФХ:

    • на срок до 5 лет
    • без подтверждения отсутствия на территориях иных субъектов РФ земельного участка
    • с рассмотрением заявления о предоставлении ЗУ в порядке поступления таких заявлений

    Законом №316-ФЗ установлены дополнительные ограничения прав арендаторов муниципальных участков с/х назначения – в виде запрета на изменение целевого назначения ЗУ. В связи с этим утрачивается возможность строительства жилых комплексов:

    Введённые запретительные меры обеспечат достижение главной идеи закона – использование земель непосредственно для с/х производства.

    3. Срочные задачи властей и арендаторов государственных/муниципальных ЗУ – до 01.03. 2023

    Следствием установленных запретов становится расширение круга обязанностей арендаторов ЗУ, находящихся в собственности муниципалитетов и государства.

    Реализацию новых задач необходимо осуществить до 1 марта 2023 года:

    1. расторгнуть договоры субаренды
    2. вывести с/х земли из уставных капиталов
    3. вернуть сельхозземлю из производственных кооперативов

    Органам земельного контроля предстоит:

    • внести изменения в муниципальные правовые акты (МПА) о предоставлении участков из земель сельхозназначения
      • с 01.03. 2023 МПА должны соответствовать новым правилам оборота с/х земель

      4. Порядок предоставления ЗУ c/х назначения в аренду без торгов

      4.1. Алгоритм

      Земельный участок из земель с/х назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется:

      • гражданину
      • крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности

      в порядке, установленном земельным законодательством:

      1. ЗК РФ (статья 39.18), с учётом особенностей, предусмотренных законом № 316-ФЗ:
        • подготовка схемы расположения ЗУ для предварительного согласования предоставления участка с администрацией – в случае образования участка (без опубликования схемы в сети интернет, которое выполнялось в извещении администрации о проведении торгов)
      2. законы, определяющие предельные размеры ЗУ с/х назначения:
        • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002) – статья 4
        • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74 от 11.06.2003 – статья 12 (пункт 6.1 и пункт 7)
      3. законы субъектов РФ – примеры:
        • Закон Ленинградской области № 118-оз от 13.11.2015
        • Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 № 888-З № 673-IV:
          • статья 16. Предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства
          • статья 24. Предоставление земельных участков для отгонного или кочевого животноводства
          • статья 29. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий
          • статья 31.2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
        • Закон Московской области № 252/2017-ОЗ от 27.12.2017
        • закон Челябинской области «О земельных отношениях» № 154-ЗО от 31.03 2015:
          • статья 5. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

      Предоставлением ЗУ, в зависимости от принадлежности земельных с/х участков государству или муниципалитету, занимается соответствующий уполномоченный орган:

      • или исполнительный орган государственной власти
      • или орган местного самоуправления (ОМС)

      Для получения земли в аренду претенденту необходимо обратиться с соответствующим заявлением (пункт 1 статьи 39.18 ЗК РФ):

      • заявление гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления ЗУ
      • заявление о предоставлении ЗУ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

      Поступившие обращения о получении земли рассматриваются в порядке их поступления. В срок, не более 30 дней с даты регистрации заявления, уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

      1. о предоставлении ЗУ с/х назначения в аренду на срок до 5 лет
        • с дальнейшим заключением договора аренды
      2. об отказе в предоставлении ЗУ – с указанием оснований

      Законом № 316-ФЗ уточняется, что в получении с/х земли, которую просит гражданин или КФХ, может быть отказано – по основаниям, изложенным в статье 39.16 ЗК РФ, а также при наличии хотя бы одной из двух причин, которые дополнительно определил закон:

      1. несоответствие предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленным законом субъекта РФ:
        • площади ЗУ, указанного в заявлении
        • площади земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учётом ЗУ, указанного в заявлении
      2. испрашиваемый ЗУ был предоставлен ранее другому лицу (гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству по аналогичному заявлению

      4.1. Полный перечень оснований для отказа в предоставлении участка – с 01.03. 2023

      1. с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством
      2. ЗУ уже предоставлен на праве:
        • постоянного (бессрочного) пользования
        • безвозмездного пользования
        • пожизненного наследуемого владения (ПНВ)
        • аренды
      3. ЗУ образован в результате раздела другого участка, предоставленного СНТ или ОНТ
      4. на участке расположены объекты, принадлежащие гражданам, юрлицам или муниципальному образованию:
        • здание
        • сооружение
        • объект незавершённого строительства
      5. ЗУ изъят из оборота или ограничен в обороте, и его предоставление не допускается на праве аренды, указанном в заявлении
      6. ЗУ зарезервирован для муниципальных нужд
      7. ЗУ расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключён договор о развитии застроенной территории
      8. испрашиваемый земельный участок:
        • расположен в границах территории, в отношении которой заключён договор с другим лицом о её комплексном развитии
        • образован из земельного участка, в отношении которого заключён договор с другим лицом о комплексном развитии территории, в границы которой входит ЗУ
        • выставлен на аукцион, извещение о проведении которого уже размещено
      9. на испрашиваемый ЗУ поступило заявление:
        • о проведении аукциона по продаже ЗУ
        • на право арендовать ЗУ
      10. в отношении ЗУ, указанного в заявлении, опубликовано и размещено извещение о предоставлении участка:
        • для ИЖС
        • для ведения ЛПХ
        • для ведения гражданами садоводства для собственных нужд
        • для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
      11. ВРИ испрашиваемого ЗУ не соответствует целям, которые указаны в заявлении
      12. ЗУ расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), но ограничения, установленные для ЗУ, не допускают использование участка в соответствии с заявленными целями
      13. ЗУ не включён перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, но заявитель просит предоставить ЗУ из такого перечня (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК)
      14. в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории ЗУ предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения
      15. ЗУ предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой – федеральной или региональной
      16. предоставление ЗУ не допускается на заявленном виде права аренды
      17. вид разрешённого использования испрашиваемого участка (ВРИ ЗУ) не установлен
      18. ЗУ не отнесён к определённой категории земель
      19. предоставление ЗУ было предварительно согласовано, но срок действия решения не истёк, а с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось иное лицо, не указанное в решении о предварительном согласовании
      20. ЗУ изъят для муниципальных нужд, но указанная в заявлении цель предоставления участка не соответствует целям, для которых участок был изъят
      21. необходимо уточнение границ ЗУ
      22. площадь ЗУ более чем на 10% превышает указанную:
        • в схеме расположения участка
        • в проекте межевания территории
        • в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми данный участок образован
      23. ЗУ включён в перечень муниципального имущества, предусмотренного для развития малого и среднего предпринимательства
      24. основания, установленные законом № 316-ФЗ:
        • площадь ЗУ, указанного в заявлении, или площадь предоставленных участков не соответствует предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности, установленным законом субъекта РФ
        • ЗУ уже был предоставлен по заявлению, поступившему ранее

      5. Задачи властей в отношении ЗУ, находящихся в общей долевой собственности, – с 1 марта 2025 года

      Законом №316-ФЗ предусмотрены новые положения, касающиеся определение расчёта размеров долей в праве общей собственности, выраженных в гектарах или баллах, в новом формате – в виде простой правильной дроби. Они отражены в изменениях статей, корректировок и дополнениях к статьям законов:

      1. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№101-ФЗ) – в статье 15:
        • соответствующие изменения в пункте 2
        • появится дополнительный пункт 2.1
      2. ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ)
        • дополнение в статью 38 части 10
        • соответствующие замены в части 9.1 статьи 47

      Указанное положение применяется для случая, когда на общем собрании участников общей долевой собственности на ЗУ из земель с/х назначения, проведённом до 1 марта 2025 года, не было принято решение об утверждении расчёта размеров долей в виде простой правильной дроби.

      Органам местного самоуправления поселения, муниципального или городского округа по месту расположения ЗУ, находящегося в долевой собственности, с даты 01.03.2025 необходимо:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *