Что такое Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенная и почему она важна для вас
Бразильский художник Фелипе Юнг позирует, используя виртуальную реальность ( VR) очки в штаб-квартире «Aquario Urbano» или «Городской аквариум», проект, в котором 10. 000 м2 граффити смешиваются с VR опытом, в Сан-Паулу, Бразилия, 11 октября 2019 года. REUTERS/ Рахель Патрассо
По мере того как последние дни лета плавно перетекают в . . . Господь знает, что будет дальше, я думал о том, как охарактеризовать это быстротечное время года. Да, было возрождение COVID и, как ни странно, еще один сопутствующий взлет фондового рынка, но я думаю, что это лето было отмечено чем-то другим. На мой взгляд, это было время, когда Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенная стала вещью, которая станет больше, чем COVID или фондовый рынок, если на то пошло.
Я все объясню, но прежде, для тех из вас, кто хорошо знаком с Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенной, закатив глаза на Бумера и пробормотав » это было в 2020 году», — позвольте заверить вас, что подавляющее большинство людей на планете Земля понятия не имеют, что такое Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенная, и для них я и пишу.
Что такое Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенная? Проще говоря, Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse — это следующая мегафаза интернета, слияние физического мира с XR, AR и VR, которое только начинает революционизировать то, как мы взаимодействуем, работаем и живем.
Вот как описывает его Wall Street Journal: «обширный онлайн-мир, выходящий за рамки отдельных технологических платформ, где люди существуют в захватывающих, общих виртуальных пространствах. С помощью аватаров люди смогут примерять товары, имеющиеся в магазинах, или посещать концерты с друзьями, точно так же, как они это делают в офлайне» (Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенная также потребует значительно большей вычислительной мощности, а также инструментов и кода, которые еще не созданы или не написаны)
В конце июля во время телефонного разговора о доходах генеральный директор Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) (FB) Марк Цукерберг посвятил значительное время разъяснению понятия Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse: «Это виртуальная среда, где вы можете присутствовать с людьми в цифровом пространстве», — сказал он. Вы можете думать об этом как о воплощенном Интернете, в котором вы находитесь, а не просто смотрите на него». Мы считаем, что это будет преемник мобильного интернета»
Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)версия также говорит о том, что она синхронна и всегда жива для бесконечного числа участников, то есть, например, ваш аватар будет бродить по этому цифровому миру в реальном времени, как видно, возможно, через какие-то очки, для игры, да, но также и для работы.
Если все это кажется вам непостижимым, знайте, что вместо того, чтобы первым делом проверить свой телефон утром, в какой-то момент вы зайдете в Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенную. Не могу себе этого представить. О, оно приближается. О том, какой может быть жизнь в эпоху Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенной, читайте в статье «День В метаверсе» Кэти Хакл, генеральный директор Futures Intelligence Group, консалтинговой компании, которая помогает брендам в разработке стратегий метаверса.
Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенная уже существует где-нибудь? Ответ — да, ранние версии. Ближайшими приближениями к нему в настоящее время являются цифровая игровая платформа Roblox (RBLX), Second Life, которая называет себя виртуальным миром, а не игрой, и особенно популярная игра «Fortnite», которая быстро превращается в виртуальный мир, в котором есть все — от торговли до концертов Арианы Гранде. (Подробнее о «Fortnite» позже. )
Если вы не попадали в один из этих миров, вам будет трудно понять, что здесь происходит. Один из удобных коротких способов понять Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенную — посмотреть фильм Спилберга 2018 года «Ready Player One», в котором, если не обращать внимания на голливудизацию, есть несколько отличных симуляций того, о чем размышляют люди (неважно, что жизнь может в итоге подражать этому искусству) Еще один источник: Роман 1992 года «Snow Crash», в котором писатель-фантаст Нил Стивенсон ввел понятие «метавселенная»
Генеральный директор Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) Марк Цукерберг держит пару сенсорных контроллеров для гарнитуры виртуальной реальности Oculus Rift на сцене во время конференции Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) F8 в Сан-Франциско, Калифорния, 12 апреля 2016 года. REUTERS/ Стивен Лам
А для самого глубокого объяснения Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенной я рекомендую следующее это «великое» [по мнению Марка Цукерберга и технического писателя Кейси Ньютона] эссе Мэтью Болла, венчурного капиталиста (и бывшего канадского пожарного), который стал одним из самых заметных идейных лидеров Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse, написанное в прошлом году. В июне Болл выпустил обновленный, состоящий из девяти частей(!) «грунтовка» здесь.
Эпоха интернета определялась тем, что компьютер находился в гостиной, а подключение к интернету было случайным, — говорит Болл. «Переход к мобильным компьютерам означал перемещение компьютера из гостиной в офис и в карман, а также изменение доступа к Интернету с эпизодического на постоянный и непрерывный. Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенная — это идея повсеместного, повсеместного, окружающего компьютера. В упрощенном смысле, думайте о Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенной как о серии взаимосвязанных и постоянных симуляций»
Еще одним важным моментом является то, что технологи называют интероперабельностью, то есть возможность беспрепятственного перемещения по виртуальному миру на различных устройствах без каких-либо затруднений. То же самое касается интеллектуальной собственности. Персонажи Marvel (скажем, вы — Черная Пантера) могут общаться с персонажами DC (вашим лучшим другом может быть Чудо-женщина) без того, чтобы корпорации Disney и WarnerMedia, соответственно, не подняли шум.
Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)верс» — это сеть взаимосвязанных виртуальных миров, подобно тому, как Всемирная паутина — это сеть взаимосвязанных веб-сайтов», — говорит Рабиндра Ратан, доцент кафедры медиа и информации Мичиганского государственного университета, специализирующийся на взаимодействии людей и технологий. «Я могу прыгать в веб-браузере, переходить с одного сайта на другой. В будущем вы будете прыгать в браузере Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse из одного виртуального мира в другой»
Эта легкость цифровой мобильности имеет решающее значение. «Чем выше степень совместимости, тем больше пользы от любого моделирования», — говорит Болл. «Как ремень J. Crew совместим с брюками Gap; купленный в Америке автомобиль работает в Канаде и Мексике. Это в целом более эффективно, лучше для экономики и пользователей, и все имеет больше пользы»
Второй элемент — это степень, в которой интероперабельность позволяет повысить конкуренцию на рынке», — говорит Болл. «Если бы каждая компания имела запатентованные ремни или обувь, стало бы непрактичным появление новой компании по производству одежды для брюк, которые не будут сочетаться с ремнями, которые вы приобрели ранее? Никто не будет покупать новые брюки, если нужно заменить ремни и обувь»
NB: И, конечно же, криптовалюта или ее цифровой потомок станет монетой этого нового царства. И уже такие розничные компании, как Ralph Lauren, и другие, например Visa, начинают окунать свои пальцы в воду Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse.
Взгляните на интернет и мобильный интернет. Со временем он нарушил работу почти всех отраслей промышленности почти во всех географических регионах», — говорит Болл. «Это изменило то, каким компаниям покровительствовали потребители, бизнес-модели, продукты, поведение. В целом это создает необыкновенные экономические возможности» То же самое произойдет и с Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse, говорит Болл.
В 2000-х годах люди думали, что нам никогда не понадобится команда по электронной коммерции или социальным сетям, достаточно пригласить стажера, чтобы он ее создал», — говорит Хакл. Я вижу это и думаю, что компании стали немного серьезнее относиться к тому, что «это следующий интернет, веб 3. 0″. Мы не хотим остаться позади» Раньше говорили, что каждый бизнес — это технологическая компания. Теперь каждая компания будет компанией Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse»
Конечно, истоки Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенной витают в воздухе уже много лет, но этим летом произошло то, что Кремниевая долина, СМИ и мир бизнеса начали не только обращать внимание на зарождающуюся Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенную, но и переходить в нее.
Элис Уилкинсон (7) добавляет маску на лицо своему персонажу в игре «Roblox» у себя дома в Манчестере, так как распространение коронавирусной болезни (COVID-19) продолжается, Манчестер, Великобритания, 5 апреля 2020 года. REUTERS/ Фил Нобл
В начале этого года Марк Цукерберг говорил со своими сотрудниками о необходимости превращения Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) в компанию Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse, а в июле Кейси Ньютон из Verge взял у него интервью на эту тему, с которым вам стоит ознакомиться.
Цукерберг Размышления о Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse вдумчивы и познавательны и напомнили мне о том, что мы иногда отвергаем его как одномерного генерального директора, нацеленного на цифровое господство и полностью пренебрегающего недостатками Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации). Тем не менее, Ньютон справедливо называет видение Цукербергом Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенной и роли Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) в ней «дерзким», учитывая, что это «происходит в то время, когда правительство США пытается развалить его нынешнюю компанию»
В своем интервью Newton Цук описывает, какими будут совещания в Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse, то есть они станут тем, чем стали звонки Zoom для конференц-связи (помните их?) И снова вам стоит прочитать интервью целиком.
На многих встречах, которые мы проводим сегодня, вы смотрите на сетку лиц на экране. Мы тоже не так все воспринимаем. Мы привыкли находиться в комнате с людьми и иметь чувство пространства, когда если вы сидите справа от меня, значит, я тоже сижу слева от вас, так что у нас есть общее ощущение пространства. Когда вы говорите, это происходит справа от меня. Все это не просто исходит из одного и того же места передо мной.
В будущем, вместо того чтобы делать это по телефону, вы сможете сидеть в виде голограммы на моем диване, или я смогу сидеть в виде голограммы на вашем диване, и у вас будет ощущение, что мы находимся в одном месте, даже если мы находимся в разных штатах или за сотни миль друг от друга.
Я уже провожу множество встреч в VR. Даже если аватары сегодня не так реалистичны, как будут через несколько лет, во многих отношениях это уже кажется более реальным, и больше похоже на то, что у вас есть ощущение пространства, чем звонок Zoom, потому что у вас есть общее ощущение пространства . . . . If вы сидите в кругу, каждый может вспомнить, в каком порядке располагались люди. Есть пространственное аудио. Вы смотрите на стол во главе стола, и там может быть экран, на котором люди, которые не могут быть в VR или AR, могут участвовать в видеоконференции и быть частью вашей встречи со стороны. Вы можете создавать проекты, а разные люди могут делиться таким количеством документов, каким захотят. Таким образом, больше не будет такого: «О, я могу поделиться только одним документом за раз», потому что у каждого, как вы предполагаете, есть только один экран. А в VR люди могут развернуть столько экранов, сколько захотят чтобы во время совещания можно было поделиться любым контекстом. У вас есть доска, люди могут рисовать. Это довольно дико»
Ратан из штата Мичиган (который после прочтения «Snow Crash» был вдохновлен на получение докторской степени по виртуальной реальности и аватарам) говорит, что Цук здесь не Джонни-комэйт. «Эта работа велась уже несколько лет, с тех пор как Цукерберг купил Oculus в 2014 году», — говорит Ратан. «Тогда люди, возможно, не понимали этого. Мы всегда стремились к тому, чтобы создать опыт, подобный Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)версе, для людей не только игровых. В конце концов, Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse и интернет станут синонимами» Еще одна грань путешествия Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) в метавселенную началась в сентябре 2019 года, когда компания представила Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) Horizon, онлайн-игру в виртуальной реальности.
Цукерберг, вероятно, считает Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse критически важной миссией. «Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), среди большой пятерки технологических компаний [также Apple, Amazon, Google и Microsoft], единственная, у которой нет операционной системы», — говорит Болл. «Он единственный, у которого нет ключевого потребительского аппаратного устройства. Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенная как минимум позволяет им потенциально вытеснить тех, кто это делает, как максимум — может пойти дальше. [Поскольку] у них нет аппаратной и программной платформы, то, что они могут делать сегодня, частично контролируется этой проблемой. Бизнес-модели и продукты, которые Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации) хочет предложить потребителям, часто блокируются Apple. Они хотят запустить облачный игровой опыт — и не могут. Они хотят программу чаевых — они считают ее непрактичной, когда Apple сначала берет 30%. Возможность экономического расширения заключается в том, чтобы получить долю относительно крупных технологических компаний, диверсифицироваться в платформу и аппаратное обеспечение и вырваться из рамок экосистемы платформы, которая в настоящее время определяет бизнес. «
LOS ANGELES, CA — JUNE 13: Геймеры соревнуются в компьютерных играх на стенде «Nvidia» во время выставки Electronic Entertainment Expo E3 в Los Angeles Convention Center 13 июня 2017 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. (Фото Christian Petersen/Getty Images)
Все это не осталось незамеченным руководителями других компаний FAAMG (Facebook (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации), Amazon, Apple, Microsoft и Alphabet’s Google), которые продвигаются вперед в Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse для достижения своих собственных целей. Генеральный директор Microsoft (MSFT) Сатья Наделла отметил во время своего звонка о доходах 27 июля (всего через несколько дней после звонка Цукерберга) По мере сближения цифрового и физического миров мы занимаем лидирующие позиции в новом уровне инфраструктурного стека — корпоративном Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse»
Есть и другие, такие как Nvidia (NVDA) Генеральный директор Дженсен Хуанг и его комментарии в июле о Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse, сказав: «Я считаю, что мы находимся на пороге этого» Nvidia создала то, что она называет Omniverse, «виртуальную среду, которую компания описывает как «Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse» для инженеров», сообщает Venture Beat. Хуанг также сказал, что экономика Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенной будет больше, чем экономика физического мира. Невозможно? Нет, если учесть, например, всю работу по дому, проектирование (всего) и досуг, который будет осуществляться в Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенной.
Так какие же компании (акции!) могут извлечь выгоду из Meta (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)verse? Угадайте кто? Для начала, по мнению Болла, это обычные подозреваемые FAAMG, и в своем первом эссе он объясняет, почему. Боллс также упоминает Unity Software, а также частные компании, такие как Valve, Ubiquity6, Singularity 6, (не родственники, хотите верьте, хотите нет), Genvid и Magic Leap (последняя уже почти олдскульный игрок).
Но дедушкой всех этих компаний является Epic Games (владелец Fortnite), которая была основана генеральным директором Тимом Суини под названием Potomac Computer Systems 30 лет назад в доме его родителей в Потомаке, штат Мэриленд. Сейчас Epic базируется в Кэри, Северная Каролина, и выпустила игру «Fortnite» всего четыре года назад. В настоящее время в игре зарегистрировано 350 миллионов игроков, причем в любой момент времени в нее играют от шести до 12 миллионов человек.
По некоторым данным, рост «Fortnite», возможно, достиг своего предела или даже снижается (будучи частной компанией, Epic может разглашать все, что захочет), но, тем не менее, это все еще джаггернаут, приносящий Epic миллиарды долларов. Были раскрыты некоторые деловые подробности недавней битвы Epic с Apple (AAPL) по поводу платежей в App Store компании Apple. (На самом деле, Суини стал главным шипом на стороне Apple. Довольно примечательно для руководителя маленькой игровой компании)
В апреле компания Epic привлекла 1 миллиард долларов (в дополнение к 4 миллиардам долларов) по данным Crunchbase), и сейчас стоит почти 29 миллиардов долларов. По данным Forbes, доля Суини в компании стоит 7,4 миллиарда долларов. Скажем так, если Epic когда-нибудь выйдет на биржу, интерес инвесторов будет очень велик.
И все же, несмотря на весь этот восторг, Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенная вряд ли является виртуальной утопией. Представьте себе проблемы сегодняшнего Интернета в 3D с аватарами, просто для начала. Дэн Хоули из Yahoo Finance проделал большую работу, изложив потенциальные проблемы: например, 3D-хулиганство и даже хуже.
Подумайте обо всех данных, которые они могут отслеживать, — говорит Ратан из штата Мичиган. «Они могут опознать вас по невербальным жестам и росту. Они могут использовать машинные алгоритмы для предсказания вашей сексуальной ориентации на основе того, как вы смотрите на разных людей в виртуальном мире. Я беспокоюсь о том, что конфиденциальность станет еще более ограниченной в этих метавселенных. Технологические инновации — это всегда обоюдоострый меч. Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)верс — отличный пример технологии, которая, вероятно, принесет огромную пользу людям, но будут и непредвиденные, непредусмотренные затраты и вред»
В настоящее время в Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенной практически нет нормативных актов, мало согласованных отраслевых стандартов, а экосистема в подавляющем большинстве состоит из мужчин. Что может пойти не так? Все это требует решения, это точно.
Я не хочу обращаться к Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)версу, чтобы уйти от реальности», — говорит Кэти Хакл. «Я не хочу иметь такое антиутопическое представление об этом. В некотором смысле Мета (признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в Российской Федерации)вселенная — это продолжение человечества и творчества, то, куда мы движемся дальше»
И, как ни парадоксально, будет ли это к лучшему или к худшему, зависит от нас. Вплоть до гуманности. В конце концов, реальность — это единственное, что реально.
Эта статья была опубликована в субботнем выпуске Morning Brief от 28 августа 2021 года. Получайте «Утреннюю сводку» прямо в свой почтовый ящик с понедельника по пятницу до 6:30 утра по восточному времени. Подписаться
Что такое Мета? При чём тут Facebook, Instagram и WhatsApp?
Не так давно многие пользователи интернета познакомились с названием новой для себя компании, META. В данном материале разберёмся с тем, что это такое.
Meta – американская транснациональная компания, владеющая технологическим конгломератом. Она является материнской (главной) компанией для Facebook, Instagram, WhatsApp и Oculus.
Как Вы понимаете, Meta – это не новая компания. В октябре 2021 года социальная сеть Facebook подверглась серьёзной критике. Тогда материнская компания Facebook Inc решила изменить название на Meta, чтобы «отразить свою направленность на создание метавселенной». 28 октября 2021 года был проведён ребрендинг и компания изменила название с Facebook Inc. на Meta.
Полное название компании – Meta Platforms Inc. Она входит в число самых дорогих компаний мира, а также входит в «большую пятёрку» компаний IT-сферы США вместе с Amazon, Alphabet (Google), Apple и Microsoft.
Наиболее значимыми для рядовых граждан России активами компании являются социальные сети Facebook и Instagram, а также мессенджер WhatsApp.
В связи со «спецоперацией на Украине» и новыми законами Российской Федерации Роскомнадзор заблокировал социальную сеть Facebook 4 марта 2022 года (в этот день объявлено решение о блокировке, у некоторых интернет-провайдеров доступ к социальной сети предоставлялся ещё несколько дней).
11 марта 2022 года Генеральная прокуратура РФ отправила в суд заявление о признании компании Meta экстремистской организацией в России. Также было объявлено о блокировке социальной сети Instagram; это произойдёт 14 марта в 00:00. Связано такое решение со снятием запрета на призывы к насилию в отношении российских военных, находящихся на территории Украины, а также пожелания смерти президенту РФ Путину В.В. в социальных сетях, принадлежащих Meta Platforms (Facebook, Instagram). Подробнее об этом Вы можете прочитать здесь. Meta Platforms уже пересмотрела свою политику, в том числе, после обращения официального представителя Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Элизабет Троссел. Но, похоже, блокировка Instagram всё-таки состоится.
За что в России запретили Meta и можно ли пользоваться Facebook и Instagram
Тверской суд Москвы опубликовал решение по делу о запрете деятельности компании Meta в России. Meta принадлежат Facebook, Instagram и WhatsApp. В решении суда объясняются причины запрета. Главная претензия касается постов в соцсетях о войне в Украине, но суд также напомнил, что Meta долгое время игнорировала требования российских властей.
21 марта по требованию Генеральной прокуратуры суд запретил в России деятельность американской корпорации Meta. Это решение распространяется на две соцсети компании — Facebook и Instagram. WhatsApp эти меры не коснулись, так как, по мнению суда, в мессенджере невозможно публично распространять информацию.
Суд решил, что Meta под видом коммерческой деятельности распространяет на территории России экстремистские материалы с призывами к насильственным действиям в отношении россиян, нарушает их права и угрожает конституционному строю России.
Основные претензии прокуратуры, Роскомнадзора и суда к Meta касаются публикаций в соцсетях о войне в Украине и санкций компании в отношении российских СМИ, объявленных с 24 февраля, когда российские войска вторглись на территорию Украины.
В материалах суда утверждается следующее:
- В Facebook и Instagram распространяются материалы, содержащие призывы к убийству граждан России и другим насильственным действиям (в связи со спецоперацией России "по защите Донецкой и Луганской народных республик"). Суд ссылается на несколько публикаций, например, на пост с фразой "Россия вторая армия по фашизму" и на публикацию политолога Кирилла Рогова со ссылкой на заявление проекта Роскомсвобода о том, что санкции иностранных IT-компаний против обычных пользователей помогают цензуре.
- Meta тиражирует публикации, содержащие недостоверную общественно значимую информацию о специальной военной операции, о действиях российских военнослужащих и материалы с призывами к участию на территории России в несогласованных массовых акциях и массовых беспорядках.
- Meta ограничивает доступ к аккаунтам RT и Sputnik на территории ЕС и Великобритании (компания объявила об этом в конце февраля).
- Meta дискриминирует российские СМИ — издания "Газета.ру", "Лента.ру", "Звезда". В день вторжения России в Украину Facebook стал маркировать материалы телеканала "Звезда", РИА Новости, "Ленты.ру" и "Газеты.ру" как недостоверные.
Суд акцентировал внимание на том, что Meta долгое время игнорировала требования российских властей. В частности, в решении упоминается пост 2016 года в Instagram с аннотацией книги Mein Kampf. Ее распространение в России запрещено. Роскомнадзор требовал удалить этот пост. В решении суда сказано, что такие публикации появляются в соцсетях "вопреки запрету использования в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах".
11 марта Генпрокуратура направила в суд заявление о признании компании Meta Platforms Inc. экстремистской организацией и запрете ее деятельности в России.
Это стало реакцией на решение Meta о временных изменениях в политике компании о разжигании ненависти в соцсетях. Meta разрешила пользователям Facebook и Instagram в некоторых странах призывать к насилию в отношении российских военных на фоне вторжения России в Украину.
После заявления Генпрокураторы представитель Facebook Ник Клегг уточнил, что новая политика будет применяться только в Украине. "Мы не враждуем с россиянами. Мы не потерпим русофобии, любой дискриминации или жестокости в отношении россиян на нашей платформе", — сказала Клегг.
Теперь у Meta есть месяц на обжалование решения.
Что грозит пользователям Facebook и Instagram?
Пользоваться продуктами компании Meta не запрещено, уточняют юристы. Но пока сложно сказать, как будет применяться судебное решение.
Прокуратура заявляла в суде, что ответственность "только за пользование" Facebook и Instagram не наступает. Но прокуратура и суд не могут гарантировать безопасность пользователей Facebook и Instagram в случае признания Meta экстремистской организацией, говорил адвокат Павел Чиков.
"Суд оставил на откуп следователям и прокурорам решения о том, привлекать ли к ответственности конкретных лиц", — говорит адвокат проекта "Сетевые свободы" Станислав Селезнев.
Юристы считают, что риск административной и уголовной ответственности есть для тех, кто публикует ссылки с логотипами Facebook и Instagram (на сайтах, в магазинах, на машинах). По статье 20.3 КоАП РФ (публичная демонстрация символики экстремистской организации) можно получить штрафы и до 15 суток ареста.
Заказ рекламы в Instagram и Facebook или покупка акций Meta может квалифицироваться как финансирование экстремистской организации. За это может грозить до 10 лет лишения свободы по статье 282.2 УК.
Обе статьи могут применяться только в случае публикации информации о вступившем в законную силу решении о запрете деятельности Meta в соответствующем реестре экстремистских организаций, говорит Селезнев. Реестра для коммерческих организаций пока нет.
Как устроена Meta и что это означает для цифровых компаний
В кинотеатрах показывают «Матрицу» с Киану Ривзом, а в интернете — Марка Цукерберга с Meta. Ни на что не намекаем, просто иногда кажется, что между фантастическим фильмом из конца девяностых и сегодняшним настоящим есть много общего, которое можно описать одним словом на букву «м» — метавселенная.
Этой осенью основатель Facebook Марк Цукерберг объявил о ребрендинге компании и новом названии — Meta, которое происходит от слова “metaverse”. Команда делает ставку на развитие собственной метавселенной Horizon Worlds с элементами виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей, где можно общаться с друзьями, проводить рабочие совещания, покупать вещи, ходить на концерты или просто гулять в одиночестве. В сентябре Facebook уже выделил на этот проект $50 млн, также есть вероятность, что в ближайшем будущем свою метавселенную представит и Microsoft.
Опорная технология идеи метавселенных – это виртуальная и дополненная реальности. По прогнозу Statista, объем мирового рынка AR, VR и MR (смешанной) реальностей по итогам 2021 года составит $30,7 млрд. По данным Bloomberg Intelligence, к 2024 году ожидается, что размер рынка Metaverse составит $800 млрд.
Пик развития AR и VR пришёлся на 2018 год:
● К концу 2018 года на рынке AR и VR было продано 8,9 млн устройств, и ожидается, что к концу 2022 года этот показатель вырастет до 65,9 млн.
● 70% клиентов считают, что AR может принести пользу: AR и VR используют сегодня не только для игр, но и, например, для работы на производствах.
● К концу 2021 года рынок AR должен вырасти до 1 млрд пользователей.
● Большинство пользователей AR попадают в возрастную группу от 16 до 34 лет.
● Предполагаемый объем рынка AR оценивается в $3,5 млрд.
● Объем российского рынка технологий AR/VR-реальности по итогам 2020 года составил 1,4 млрд рублей, что на 16% больше в сравнении с предыдущим годом.
● Примерно 70% продаж AR/VR-продуктов и соответствующего контента по итогам 2020 года пришлось на компании. Доля государственного сектора в таких закупках составила 20%, а потребительские решения заняли рынок лишь на 10%.
● Использование AR-приложений на смартфонах в России по итогам 2020 года можно было назвать массовым явлением.
Учитывая миллиардные инвестиции не только в саму технологию, но и в инфраструктуру, — развитие технической стороны производства процессоров, создание более мощных и энергоэффективных видеокарт, — можно предугадать, что у технологии большое будущее. Осталось решить проблему с укачиванием — многих людей от VR, в прямом смысле, сильно тошнит.
Не будем ничего выдумывать, а посмотрим в инвестиционную презентацию Meta, и увидим в ней такое определение: «Метавселенная — это квазинаследница сегодняшнего интернета. Она строится и развивается на основе существующих технологий. Прямой аналог — мобильный интернет, который был построен на базе кабельного интернета девяностых и нулевых».
А еще там есть про деньги:
«Ожидается, что к 2024 году инвесторы со всего мира вложат в “наследницу интернета” до $800 млрд. Уже по итогам 2021 года виртуальные миры принесут владельцам и разработчикам $180 млрд выручки, а к 2025-му нарастят этот показатель до $400 млрд».
Судя по всему, в текущем десятилетии 21 века американские и азиатские техногиганты потратят триллионы долларов на модернизацию привычного интернета. И нас ждет очередная трансформация жизни — по силе эффекта примерно такая же, какой в свое время произвели смартфоны. Если назад пути нет, тогда без вариантов нужно разбираться в теме метавселенных. Давайте начнем с истоков.
Самое популярное мнение, что первое представление о метавселенной появилось в 1992 году в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона «Лавина». По сюжету книги, в 21 веке на Земле царствует корпоратократия: вся власть принадлежит крупным корпорациям, а помимо реального мира, который окутан хаосом и расколот на несколько государств-корпораций, существует другой — виртуальный.
Самый популярный пример взаимодействия метавселенной и реального мира — фильм «Первому игроку приготовиться». Главный герой — сирота-подросток, который, прочитав роман Эрнеста Клайна 2011 года, покидает мрачную реальность и погружается в идеальный виртуальный мир. Мальчик надевает гарнитуру, напоминающую очки виртуальной реальности, и сбегает во вселенную с названием «Оазис».
В море концепций метавселенных самая известная принадлежит венчурному инвестору Мэтью Боллу. В своем представлении он приводит семь характеристик «другого» мира.
7 признаков метавселенной по Мэтью Боллу
- Метавселенная не прекращается: ее нельзя поставить на паузу, стереть или завершить.
- Все события внутри метавселенной происходят в режиме реального времени, а действия не зависят от внешних факторов.
- Нет ограничений по числу тех, кто её населяет.
- В метавселенной своя экономика: люди получают «деньги» за проделанную «работу», владеют и распоряжаются имуществом.
- В ней можно использовать элементы реального мира: например, работать на своем ноутбуке в виртуальном пространстве.
- Данные и цифровые активы из разных платформ совмещены: можно пользоваться вещами из Counter-Strike и Fortnite, покупать машину из Need for Speed и продавать ее друзьям на Facebook.
- Метавселенная наполнена «контентом и опытом», созданными ее пользователями — как отдельными людьми, так и организациями.
К слову, Мэтью Болл — один из создателей индексного фонда Roundhill Ball Metaverse ETF — Meta. Фонд позволяет инвестировать в те компании, которые уже активно работают над строительством метавселенной. Мэтью начал писать о метавселенных еще в 2018 году, его «Букварь Метаверса» (The Metaverse Primer) — одно из самых авторитетных высказываний последних двух лет на эту тему.
Речь идет о попытке стереть грань между физическим и цифровым мирами, сделать переход между ними бесшовным. Вместо
плоских экранов — погружение в объемное цифровое пространство. Проводниками станут технологии MR, AR и VR.
В практическом смысле пока дальше всех в разработке метавселенной продвинулась компания Epic Games. В 2020 году имени «локдауна» около 12 млн пользователей бесплатной кросс-платформенной игры Fortnite со всего мира зашли в приложение, чтобы послушать концерт рэпера Трэвиса Скотта. Артист, к слову, заработал на мероприятии $20 млн.
Новое поколение мобильной связи появляется примерно каждые 10 лет. С каждым витком мы получаем значительно больше возможностей. Все начиналось с 2G (первые мобильные телефоны), дальше 3G — расцвет и пик мобильных телефонов, появление первых смартфонов (падение Nokia и расцвет Apple). Уже близко время, когда будут распространены сети 6G. По прогнозам, 6G станет ключевой платформой для подключенного ИИ, где сеть соединит огромное количество интеллектуальных устройств между собой. С помощью AI и ML можно будет установить связь между физическими и цифровыми мирами в реальном времени. В эпоху 6G появится еще больше приложений расширенной реальности вместе с тактильной обратной связью и голографическим дисплеем.
Развитие метавселенных задаст новые требования к опыту потребления и взаимодействия. Появятся целые категории новых сервисов. Полноценно сложно себе представить все изменения. Это как нам с вами представлять в 2009 году, к чему приведет тренд на смартфоны с аппсторами. Для развития метавселенных потребуются новые технологии, начиная c 5G/6G и заканчивая целой плеядой новых устройств и программного обеспечения.
Заслуживают внимания наработки исследователя метавселенной и по совместительству главы американской технологической компании Beamable Джона Рэдоффа. По его словам, структура капитала будущей метавселенной предлагает игровым разработчикам специальную метанадстройку и позволяет превратить продукт в постоянно монетизируемый сервис — иными словами, «строить на коленке» свои маленькие метавселенные, приносящие постоянный доход. Джон Рэдофф называет их Live Games (живые игры) и в феврале 2021 года опубликовал открытое письмо про их будущее развитие.
Джон Рэдофф описывает метавселенную как огромную виртуальную сущность, состоящую из нескольких слоев. А внутри — другие уровни и множество «белых пятен»: то есть, если рассматривать метавселенную как луковицу, то пользовательский опыт будущего — лишь верхний слой. Всего Джон Рэдофф выделяет 7 слоев:
- инфраструктура;
- интерфейс;
- децентрализация;
- пространственные вычисления;
- экономика для создателей;
- виртуальная навигация;
- пользовательский опыт.
На каждом слое есть технологические задачи и вызовы, которые предстоит решить в будущем.
Например, в первый — базовый слой метаверса, входят инфраструктурные решения, такие как быстрые экономичные чипы, сверхскоростной интернет, а также сети 5G и 6G. Одна из ключевых сложностей инфраструктурного слоя: AR-очки и виртуальные шлемы обладают недостаточной вычислительной мощью, чтобы создавать убедительную цифровую реальность. Применение современных технологий оптимизации, конечно, снизит энергопотребление, но есть риск, что в этом случае цена взлетит до небес.
Из всех слоев сегодня проще всего представитьседьмой, который связан с пользовательским опытом: игры, социальные сети будущего, киберспорт, развлечения и постоянный шопинг, на которые в основном сейчас ацентируют, когда рассказывают о будущей метавселенной. Вселенные вроде Fortnite и Roblox уже дают такую возможность.
Согласно исследованию McKinsey, доля работы, которая выполняется непосредственно на производстве, сократилась с 62% в 2020 году до 37% в апреле 2021 года.
Объем удаленной работы вырос всего на три процента — с 8 до 11%, а основной рост пришелся на гибридную занятость: с 30% до 52%. Как видно, многие пока не готовы полностью закрыться дома и перейти на виртуальные рабочие места. В физической реальности, вне дома, у нас все еще много дел.
Но так будет до тех пор пока виртуальная реальность не охватит все профессии и сферы деятельности. Билл Геитс высказал мнение, что уже через два-три года большинство рабочих встреч будет проходить в метавселеных. По крайней мере, все инструменты для существования в Meta должны будут появиться в ближайшие несколько лет. Расскажем про устройства компании Meta, которые уже находятся в процессе разработки.
Первая в списке — AR-гарнитура Project Cambria. Её оснастят технологиями отслеживания мимики лица и направления взгляда.
Еще один продукт от Meta — AR-очки Project Nazare. Они в свою очередь будут оснащены голографическим дисплеем, проектором, чипами, камерами, датчиками и динамиками. Сколько времени уйдет на их создание — пока неизвестно.
Помимо этого, компания Meta продемонстрировала прототип перчатки для работы в виртуальной реальности. Она может имитировать прикосновение к предметам, создавая у пользователя ощущение полного погружения в виртуальный мир.
При помощи этих устройств Meta приблизится к созданию виртуального мира, основанного на технологиях VR и AR, где люди смогут общаться с помощью аватаров и потреблять контент, представленный в виде голограмм. Также у пользователей появится виртуальный дом Horizon Home, а их рабочие места будут оборудованы в сервисе Horizon Workrooms.
Что касается игр — разработчики обещали поделиться информацией на Oculus Gaming Showcase в 2022 году. Но некоторые подробности уже известны.
В 2022 году приложения и игры для гарнитуры Meta Quest (ранее Oculus Quest) не будут требовать привязки к аккаунту Facebook. Создав отдельный аккаунт или аватар, можно будет как играть онлайн, так и работать. А ещё — Meta станет интереснее учиться, — добавится больше интерактива в VR. Так, будущие врачи или инженеры смогут оттачивать свои навыки в виртуальной реальности.
Как изменится пользовательское поведение и что будет драйвить развитие виртуального мира? Спросили у дизайн-директора red_mad_robot.
Концепция метавселенных шире, чем просто виртуальная реальность. Идея в том, что большая часть взаимодействия людей друг с другом переедет из физического мира в виртуальный. При нынешнем оборудовании получать сигналы из виртуальной реальности можно с помощью зрения, слуха и вибрации, а взаимодействовать с помощью контроллеров и голоса. В виртуальном пространстве неудобно перемещаться, и людей укачивает из-за рассинхронизации сигналов от зрения и вестибулярного аппарата. Если удастся избавить от этих ограничений и достичь полного погружения (например, за счет нейроинтерфейса), в физическом мире останется только поддерживать функции бренного тела 🙂
Для развития метавселенных важно партнерство с крупным бизнесом — банками, ритейлом и так далее. И бизнес придёт, если в метавселенной будут потребители. Поэтому, условием успешного развития метавселенных и Meta в частности, станет доступность технологии для широкого круга людей. Если VR-гарнитуры подешевеют или в Meta можно будет зайти с любого смартфона, у компаний появится реальный повод вкладывать деньги в метавселенные.
Пока мы готовили этот материал, разработчики Meta анонсировали запуск средств для разработки программного обеспечения (SDK) для новых аватаров для всех Unity-разработчиков, которые работают с VR-платформами Quest и Rift (бывший Oculus).
Пока это касается разработки новых аватаров, но в перспективе SDK можно использовать для создания приложений в метавселенной.
Как минимум, будут актуальны те же приложения, которые сейчас помогают пользователям: виртуальные магазины с примерочными, занятия с виртуальным тренером, поход в виртуальный кинотеатр и виртуальные рабочие места, о которых поговорили выше.
Если концепция метавселенных будет развиваться, бизнес увидит в этом ценность, и вполне логично, что с точки зрения разработки появится большой спрос на компетенции по востребованным в метаверсе технологиям. Количество новых специализаций будет расти, появятся профессии, о которых мы пока не имеем представления.
Крупные корпорации будут создавать собственные VR- и MR-платформы и стремиться захватить рынок. Одним из конкурентных преимуществ будет возможность для бизнеса быстро запустить свой сервис на конкретной платформе, а это означает конкуренцию за привлечение разработчиков и создание удобных инструментов для них.
Думаю, что уже привычные нам каналы взаимодействия пользователей с цифровыми сервисами (веб-, мобильные приложения) никуда не уйдут в ближайшее время. Скорее появятся новые. Будут востребованы специалисты, работающие с 3D-графикой, а проектировщикам интерфейсов потребуется исследовать и развивать новые способы взаимодействия пользователя с сервисами. Продолжат активно развиваться технологии голосовых интерфейсов и, как один из способов взаимодействия в виртуальном пространстве.
Вполне вероятно, что NFT станет одним из атрибутов метавселенных. Само собой, для того, чтобы тысячи людей взаимодействовали друг с другом в одном виртуальном пространстве, потребуется мощное развитие пропускной способности сетей и вычислительных мощностей. При этом, прямо сейчас, мы наблюдаем дефицит чипов и пока улучшения ситуации не ожидается.
Как сейчас в большинстве случаев делают цифровые сервисы? Переносят текущие реалии на механику цифрового мира, при этом сама игровая механика процесса никак не меняется. Чтобы что-то купить, необходимо сложить все в корзину, только виртуальную, сходить в виртуальный магазин и так далее. Кажется, что дальше так не будет.
Я вижу два пути развития событий: либо полный уход от механики существующих вещей, переосмысление подхода людей к привычным действиям в реальном мире. И в этом случае уже человек будет помогать технологиям, машинам, а не машины будут на службе у человека. Второй путь — полная виртуализация и бесшовность. Представим, ты в компьютерной игре вспомнил, что тебе нужно в магазин. Ты в игре заходишь в виртуальный магазин, выбираешь все, что нужно, а потом тебе привозят это уже в реальном мире.
Запуск SDK для создания новых аватаров в Meta — важная новость в первую очередь для разработчиков. Ведь это первый и достаточно быстрый шаг в сторону открытия возможностей для разработки цифровых сервисов в VR. А значит, близка перспектива запуска инструментов для полноценной разработки приложений и сервисов.
Разработчикам откроется доступ ко множеству современных инструментов: от API и VR/AR до технологий машинного обучения для специалистов по ИИ. Например, платформы для глубокого обучения, предназначенные для исследований и разработки, и Wit.ai — для преобразования речи в структурированные данные, с которыми может работать код.
Желаем разработчикам срочно и с легкостью освоить VR-технологии, а современному бизнесу — игровые механики, потому что без этого, кажется, уже никуда.
Если понравилось, что генерируют наши нейросети, читай наш предыдущий материал про цифровую трансформацию Xiaomi — сегодня компания развивает Al + IoT-экосистему с более 320 млн подключённых устройств.
Мы изучаем тему цифровизации со всех сторон и делимся наблюдениями и выводами на разных площадках. Чтобы ничего не пропустить, следи за развитием рынка цифры вместе с нами: