90 статья налогового кодекса рф что это такое
Перейти к содержимому

90 статья налогового кодекса рф что это такое

  • автор:

Статья 90. Участие свидетеля

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Информация об изменениях:

Статья 90 дополнена пунктом 6 с 3 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ

6. Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

90 статья налогового кодекса рф что это такое

НК РФ Статья 90. Участие свидетеля

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Допрос в налоговой инспекции. Полный разбор. Ошибки. Рекомендации

Одним из наиболее распространенных мероприятий налогового контроля является допрос свидетеля. Возможность данного процессуального действия предусмотрена статьей 90 Налогового кодекса РФ, однако каких-либо четких инструкций по его проведению мы в кодексе не найдем. Между тем ни одна выездная проверка, а иногда и камеральная, не обходятся без допросов. Сведения, которые предоставляют свидетели об известных им обстоятельствах и фактах становятся важными связующими кирпичиками в доказывании налогового правонарушения и частно ложатся в основу выводов налогового органа. Поэтому необходимо относиться к данному мероприятию достаточно серьезно и ответственно, качественно готовиться и стараться не совершать ошибок. Давайте разбираться!

Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 90 НК РФ допрошенным в качестве свидетеля может быть любое лицо, обладающее интересующими налоговый орган сведениями. По результату допроса составляется протокол. Помните, что в качестве доказательства будет использоваться не то, что вы сказали, а то, что записано в протоколе. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать любой возможности двучтения, двойного толкования и иной неопределенности записанного. Формулировки должны быть простыми и понятными. Не стесняйтесь вносить исправления и правки. Не оставляйте ни единой мелочи, которая вас смущает.

Причины вызова на допрос

Допрос это один из способов налогового контроля. В первую очередь данное мероприятие позволяет установить номинальность руководителя, во вторую – получить необходимые для проверяющих сведения, а также найти противоречия в фактических обстоятельствах совершения сделки и документах, предоставленных налогоплательщиком в обоснование сданной налоговой отчетности. В конечном итоге для должностных лиц налогового органа это способ установить фиктивность той или иной хозяйственной операции, что в свою очередь может стать причиной доначислений в рамках налоговой проверки.

Способы вызова на допрос

Форма сообщения о необходимости прибыть для дачи показаний стандартна – повестка. Основными данными, которые в ней должны быть указаны: должностное лицо, вызывающее на допрос, адрес, время и дата. Также обычно указываются причину вызова на допрос по признаку взаимоотношений с контрагентом, которые интересны налоговому органу. В любом случае искать недостатки в данному документе смысла особого нет, – на допрос придется явиться. Необходимо отметить, что в случае невозможности явиться на допрос в указанную в повестке дату и время, можно связаться с инспектором и отложить мероприятие на несколько дней, а иногда даже недель. «Я не помню такого случая, когда бы моему клиенту отказали в переносе его допроса. Сотрудники всегда идут на встречу», — делится с журналом адвокат Дмитрий Ефремов.

Другой момент — это способ доставки вам повестки. Надлежащим способом, то есть обязывающим вас явиться, является любой способ, при котором остается след о получении вами уведомления. Это может быть письмо с уведомлением о вручении, электронные каналы связи, вручение нарочным с отметкой о получении. Теоретически, не являться можно только если, к примеру, повестку вам бросили в почтовый ящик. Однако прежде, чем принимать такое решение, посоветуйтесь с вашим адвокатом.

Подготовка к допросу

Адвокат Ефремов Дмитрий высказывает мнение, что работа защитника начинается не на допросе, а за несколько дней до него: «В зависимости от позиции, которую в компании занимает допрашиваемое лицо, можно четко понять, какие вопросы будут задаваться на самом мероприятии налогового контроля, и обязательно все их проработать с клиентом». У нас в Бюро есть готовые вопросники для бухгалтера, главного бухгалтера, прораба, начальника отдела снабжения и, конечно, генерального директора. Каждый из вопросов мы прорабатываем с клиентом, проговаривая ответы и риски, которые они могут нести».

Участие в допросе адвоката или представителя

Адвокаты Адвокатского Бюро «Дефенс Солюшенс» систематически принимают участие в допросах, проводимых сотрудниками налоговых органов. Редко это бывает в спокойной и дружелюбной атмосфере. «Нас это не пугает. Мы привыкли к этому и чувствуем себя достаточно комфортно в такой обстановке», – поясняет управляющий партнер адвокатского бюро «Дефенс Солюшенс» адвокат Дмитрий Ефремов. «Более того мои адвокаты никогда не вступают в споры с сотрудниками, при этом жестко и деликатно ставят перешедших черту должностных лиц на место, используя лишь профессионализм и детальное знание процесса, что всегда обезоруживает оппонентов».

Здесь необходимо сделать акцент, что если вы решили идти на допрос с профессиональной поддержкой, то поддержка эта должна обязательна обладать статусом адвоката. Ранее допускалось участие в данном мероприятии юристов на основании доверенности, однако эта практика в 2021 году себя изжила и все чаще стали иметь место случаи, когда представителя по доверенности не пускают к участию в допросе, предлагая ему подождать в коридоре. Ничего не имею против налоговых юристов, более того, со многими знаком и отношусь с огромным уважением, однако, не рискуйте! Да и хороший юрист сам Вам сообщит о таком риске.

Участие адвоката в допросе —это не роскошь, не реклама, а вынужденная необходимость. Налоговые споры всегда подразумевают серьезные доначисления в негативном варианте развития событий, поэтому не старайтесь сэкономить на том, что действительно необходимо. Адвокатов подбирайте тщательно, обязательно профильно занимающихся защитой по налоговым преступлениям или разрешением налоговых споров.

В случае проведения выездной налоговой проверки постарайтесь обеспечить участие адвокатов в допросах всех своих сотрудников. Так вы будете контролировать процесс и исключите различные непредвиденные негативные ситуации.

Не помню или не знаю!

Четко разграничьте у себя в голове эти два понятия. Несмотря на возможное сходство данных слов, они кардинально отличаются друг от друга. Сотрудники налогового органа могут играть ими, прописывая то одно, то другое в нужных им местах. Например, работник, выполняющий строительные работы, не знает, где компания закупала кирпичи или арматуру, бухгалтер не знает, встречался ли генеральный директор лично с руководителем подрядчика, а вот директор может не помнить, как выглядит его контрагент, и при этом точно знать, что встречался с ним лично при определенных обстоятельствах. Вообще, не отвечайте на вопросы об обстоятельствах, которые не входят или не входили в ваши должностные обязанности.

Из личного опыта

Недавно столкнулся с интересной ситуацией, которую можно разбирать с позиции, как делать нельзя. Позвонил знакомый клиент и попросил проконсультировать бывшего сотрудника, к которому домой едет налоговый инспектор с целью его допросить. Мероприятие планировалось в городе Серпухов Московской области. Я выслушал сотрудника и с учетом полученной информации, его общей подготовки и умения говорить, рекомендовал от дачи показаний отказаться и, воспользовавшись ст. 51 Конституции, не давать показаний, так как они могут быть в дальнейшем использованы против него. Свидетель со мной согласился, более того, мы договорились, что по результату оформления протокола, перед тем как его подписать, он мне позвонит и расскажет, что там в итоге было зафиксировано. Через несколько часов этот работник на мессенджер присылает сообщение, что все прошло отлично. Одновременно он присылает скан копию протокола допроса свидетеля. В документе зафиксированы следующие данные (фрагмент протокола допроса):

Вопрос инспектора: Вы работали в компании ООО «Меркурий» (название изменено). В какой период и в какой должности?

Ответ свидетеля: да, работала. В период с декабря 2019 по октябрь 2020 (допрос проходил в 2022 году), в должности сотрудника отдела кадров.

Вопрос инспектора: что входило в ваши должностные обязанности?

Ответ свидетеля: подбор, прием на работу и увольнение сотрудников организации.

Вопрос инспектора: где располагался офис компании?

Ответ свидетеля: Я в настоящее время не помню.

Вопрос инспектора: где находилось ваше рабочее место?

Ответ свидетеля: я в настоящее время затрудняюсь ответить.

Вопрос инспектора: Вам известны следующие граждане: Иванов Станислав, Петров Владимир, Сидоров Роман (реальные бенефициары компании)?

Ответ свидетеля: отказываюсь отвечать на данный вопрос, желаю воспользоваться ст. 51 Конституции.

Из этого фрагмента следует, что допрашиваемое лицо реально функции в компании не осуществляло, в компании никогда не находилось и рабочего места своего не имело, при этом знает бенефициаров компании. Помните, что суд принимает решение на основании собственного внутреннего убеждения и вот такие протоколы допросов это убеждение и формируют.

Не путайте допрос как мероприятие налогового контроля и вызов налогоплательщика на комиссию

Вызов на комиссию всегда связан с понуждением налогоплательщика к уточнению налоговых обязательств в связи с их занижением либо разрывами в цепочке движения НДС. Несмотря на то, что ответственность за неявку на комиссии в отличие от допроса не предусмотрена, мы рекомендуем их не пропускать. Во-первых, на таких встречах можно понять обоснованность претензий налогового органа, их серьезность и опасность, а, во-вторых, открыто и своевременно заявить о своей позиции, что часто пресекает дальнейшие попытки взыскать недополученные бюджетом налоги именно с вас. «Если сделка реально имела место, мы своим клиентам никогда не рекомендуем идти навстречу налоговому органу и уточняться!» — комментирует автор статьи адвокат Ефремов Дмитрий. Неявка же на подобное мероприятие, напротив, может укрепить инспекцию в решении продолжить «ковырять» вашу компанию.

По окончании допроса обязательно попросите копию протокола данного мероприятия. В соответствии со ст. 90 НК РФ инспектор обязан вам ее выдать сразу по окончании составления документа. О выдаче копии в оригинале протокола ставится соответствующая отметка.

Не допускайте ошибок, качественно читайте текст допроса, отраженный в протоколе, и старайтесь привлекать профессионалов для обеспечения вашей защиты. Адвокатское бюро «Дефенс Солюшенс» специализируется на налоговых спорах и готово оказать вам квалифицированную юридическую помощь во взаимоотношениях с налоговыми органами, какова бы ни была их природа.

Допросы в налоговой инспекции: как минимизировать налоговые риски

Довольно часто показания, полученные налоговым органом при допросе свидетелей, выступают определяющими доказательствами нарушений налогового законодательства, которые влияют на исход налогового спора в арбитражном суде. Расскажем о правилах поведения, соблюдение которых позволит налогоплательщику успешно использовать результат допроса при оспаривании итогов налоговой проверки.

Содержание

  • Кого вызывают на допрос?
  • Как вести себя на допросе

Кого вызывают на допрос?

Допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ) представляет собой одно из мероприятий налогового контроля, которое особо распространенно в ходе проведения выездных налоговых проверок.

Причем по смыслу ст. 90 НК РФ на допрос в качестве свидетеля в налоговый орган может быть вызвано любое физическое лицо, которому, по мнению проверяющего инспектора, могут быть известны какие-либо обстоятельства имеющие значения для осуществления налогового контроля.

Так, проверяющие инспекторы очень часто используют свидетельские показания в качестве одного из главных (а зачастую и единственных) доказательств получения проверяемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды и (или) нарушения им требований ст. 54.1 НК РФ.

При этом следует отметить, что в настоящее время в ходе налоговых проверок вызывают на допрос не только генеральных директоров проверяемого налогоплательщика и его контрагентов, но и допрашивают гораздо более широкий круг лиц. Это и рядовые сотрудники различных отделов: менеджеры отдела закупок, отдела продаж, грузчики и логисты, водители, сотрудники бухгалтерии, руководители отделов и т.д.

Допрашивая таких лиц, налоговый орган, главным образом, пытается найти и зафиксировать противоречия в свидетельских показаниях и их расхождения со сведениями, содержащимися в документах проверяемого налогоплательщика.

Между тем исходя из нашего практического опыта, для того чтобы минимизировать последующие риски вменения налоговых нарушений, следует придерживаться следующих рекомендаций и правил касательно поведения проверяемого налогоплательщика при допросах различных лиц.

Как вести себя на допросе

Первое правило. Необходимо договориться с сотрудниками (как с действующими, так и уволенными), чтобы они предупреждали о своих вызовах в налоговый орган на допрос руководство проверяемого налогоплательщика. Более того, таким лицам необходимо идти на допрос будучи подготовленным к возможным вопросам налогового инспектора и крайне желательно в сопровождении налогового юриста.

Следует помнить, что одной из главных целей похода на допрос сотрудника проверяемого налогоплательщика должно выступать получение позитивных для налогоплательщика свидетельских показаний, на которые ему в дальнейшем можно будет ссылаться как доказательство при оспаривании результатов налоговой проверки.

В этой связи рекомендуем до похода на допрос вместе с юристом проконсультировать свидетеля о его правах и обязанностях при проведении допроса, о целях допроса, а также подробно обсудить со свидетелем вопросы, которые ему могут быть заданы проверяющим инспектором, и наиболее подходящие варианты ответов на такие вопросы.

Также, готовясь к допросу, сотруднику желательно посмотреть и изучить различные документы (например, свою должностную инструкцию либо подписанные им когда-то первичные учетные документы по финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика), а также актуализировать информацию о событиях, имевших место в прошлом (речь, как правило, идет об обстоятельствах трех-четырехлетней давности).

Стоит отметить, что практическая ценность сопровождения налогового юриста при допросе свидетелей заключается прежде всего в следующем:

  • присутствие юриста необходимо для наиболее корректного и полного отражения в протоколе допроса показаний допрашиваемого лица, исключения двусмысленности и противоречивости (в частности, при необходимости юрист обратит внимание проверяющего инспектора на неправильность произведенных им в протоколе записей ответов свидетеля и необходимости их корректировки);
  • в случае присутствия в ходе проведения допроса юриста свидетель после каждого задаваемого инспектором вопроса имеет полное право обсуждать со своим представителем по доверенности наиболее приемлемые варианты и формулировки ответов;
  • присутствие на допросе юриста позволяет также избежать злоупотреблений со стороны проверяющих и дает возможность эффективно противодействовать мерам психологического воздействия на свидетеля (например, угрозам привлечения к уголовной ответственности за дачу ложных показаний, дальнейшего общения свидетеля с сотрудниками правоохранительных органов и т.д.).

Второе правило. В ходе проведения допроса свидетелю следует помнить, что лишь он самостоятельно определяет, как ему отвечать на тот или иной заданный проверяющим инспектором вопрос — подробно либо лаконично, освещать ли в своих ответах те обстоятельства, о которых в вопросе инспектор прямо не спрашивал, либо нет и т.п.

Третье правило. Свидетелю не следует отвечать на те вопросы, которые не входят в круг его должностных обязанностей (выходят за рамки его компетенции).

Так, зачастую, проверяющий инспектор задает свидетелю вопросы, на которые тот не может объективно ответить в силу того, что такие вопросы не входят в его должностные обязанности.

Например, сотруднику склада задается вопрос о том, «каким образом в организации осуществляется поиск поставщиков», «каким образом ведется бухгалтерский учет в организации». В такой ситуации свидетелю правильнее прямо указать, что он затрудняется ответить на подобный вопрос, поскольку в его должностные обязанности те или иные вещи не входят.

Так, в одном из актов выездной налоговой проверки, с которыми нам приходилось работать, по одному из эпизодов претензий по «проблемным» контрагентам проверяющими были сделан вывод об отсутствии необходимости привлечения субподрядчиков. Он был основан на свидетельских показаниях одного из рядовых рабочих на объекте строительства (электрогазосварщика) о том, что в штате проверяемой организации имелось достаточно сотрудников для самостоятельного выполнения всего объема работ на разных объектах строительства. Между тем данный сотрудник не обладал и не мог обладать информацией об объемах выполняемых в проверяемый период строительных работ.

Приведем еще один пример. В постановлении 13ААС от 24.12.2019 по делу № А56-50990/2019 (налоговый спор компании ООО «ЮРРОС») судьи отметили, что свидетельские показания сотрудников Общества о том, что на объекте они не видели никаких субподрядчиков касаются в основном работников простого труда (водители самосвалов, машинисты-экскаваторщики), которые не имели отношения к вопросу привлечения субподрядных организаций и в большинстве своем отвечая на вопрос: «знакомы ли им субподрядные организации» закономерно отвечали что, «нет», так как указанные вопросы не касаются их компетенции и за рамками их служебных обязанностей.

В этой связи здесь важно помнить, что свидетелю следует давать показания исключительно о том, что он знает лично, что входит в его компетенцию (круг исполняемых должностных обязанностей). Недопустимо чтобы свидетель давал показания исходя из собственных рассуждений и интерпретации тех или иных обстоятельств, о которых интересуется проверяющий инспектор.

Четвертое правило. Крайне важно свидетелю внимательно прочитать протокол допроса для того, чтобы убедиться, что все его показания записаны проверяющим инспектором корректно и верно, без каких-либо искажений и дополнений.

К сожалению, как показывает практика, проверяющий инспектор, нередко намеренно, преследуя цели получения противоречивых свидетельских показаний, нечетко формулируют свидетелю вопросы и заносит в протокол соответствующие ответы свидетеля. Более того, зачастую налоговый инспектор не дословно записывает в протоколе показания свидетеля, а существенно искажает смысл показаний либо придает таким показаниям негативный оттенок. Все это в последующем предоставляет налоговому органу широкие возможности интерпретировать полученные свидетельские показания не в пользу налогоплательщика.

В этой связи подписывать сам протокол допроса можно только после того, как свидетель вместе с представителем по доверенности (юристом) в случае необходимости внесут в протокол свои правки и дополнения. В случае же если проверяющий инспектор отказывается вносить корректировки и правки в протокол, свидетелю необходимо настаивать на их внесении и подробно изложить их в замечаниях к протоколу (как и зафиксировать тот факт, что проверяющий инспектор некорректно отразил показания свидетеля на соответствующий вопрос).

Пятое правило. Свидетелю ни в коем случае не нужно отказываться от получения копии протокола допроса.

Так, с сентября 2018 года налоговым законодательством (пункт 6 статьи 90 НК РФ) прямо предусмотрено, что копия протокола должна быть вручена свидетелю сразу после его составления. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в этом же протоколе.

Причем наличие сведений у проверяемого налогоплательщика о содержании уже проведенных в ходе налоговой проверки допросов свидетелей позволит ему еще до составления акта налоговой проверки выбирать оптимальную тактику и стратегию защиты от предполагаемых налоговых претензий (например, при необходимости просить налоговый орган провести допросы определенных сотрудников).

С учетом вышеизложенного, следует признать, что проверяемому налогоплательщику ни в коем случае не стоит игнорировать допросы свидетелей, при этом крайне желательно заранее предупредить всех потенциальных свидетелей о возможности их вызова на допрос и обеспечить им квалифицированную юридическую помощь при допросе.

Более того, не стоит забывать, что целью похода свидетелей на допрос должно быть достижение такого результата по итогам допросов, который позволит налогоплательщику в дальнейшем ссылаться на соответствующие свидетельские показания в качестве доказательств неправомерности налоговых претензий проверяющих. При этом рекомендуем при допросах свидетелей привлекать налогового юриста с целью минимизации сопряженных с допросами налоговых рисков.

Налоговые юристы компании «Правовест Аудит» помогут Вам в сопровождении на допрос в налоговый орган, а также готовы представлять интересы компании в суде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *