Какие коды бюджетные и автономные учреждения указывают в 24 26 разрядах номера счета
Перейти к содержимому

Какие коды бюджетные и автономные учреждения указывают в 24 26 разрядах номера счета

  • автор:

Как правильно формировать 1-17 разряды номера счета: особенности для различных операций

Общий порядок формирования 1-17 и 24-26 разрядов номеров счетов бухгалтерского/ бюджетного учета определен положениями Инструкций №№ 157н, 162н, 174н, 183н. Кроме того, для правильного формирования номера счета необходимо также руководствоваться Порядком применения КБК № 85н, Порядком применения КОСГУ № 209н, а еще Контрольными соотношениями по отчетности, Сопоставительными таблицами Минфина России и т. д.

Казенные учреждения, органы власти и местного самоуправления в 1-17 разрядах номеров счетов бюджетного учета отражают коды классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов (разряды КБК с 4 по 20) в соответствии с Приложением № 2 к Инструкции № 162н.

Бюджетные и автономные учреждения отражают:

в 1-4 разрядах номера счета – отраслевой код раздела, подраздела классификации расходов бюджетов, соответствующий выполняемым учреждением функциям (работам, услугам);

в 5-14 разрядах номера счета – нули, за исключением операций в рамках реализации нацпроектов, а также если органом-учредителем или учетной политикой учреждения не предусмотрен иной порядок;

в 15-17 разрядах номера счета – аналитический код вида поступлений и выбытий, а именно АнКВД, АнКВР, АнКВИ.

Коды разделов и подразделов при формировании номера счета бухгалтерского учета применяются АУ и БУ исходя из отраслевой принадлежности учреждения и осуществляемых им функций/ услуг с учетом вида финобеспечения.

Так, по КФО 4, 5, 6 при формировании номеров счетов бухгалтерского учета в 1-4 разрядах указываются коды разделов и подразделов, по которым предоставлена соответствующая субсидия из бюджета.

По КФО 2 в 1-4 разрядах номеров счетов рекомендуем применять коды разделов и подразделов классификации расходов бюджетов в соответствии с отраслевой направленностью учреждения исходя из основных функций/ услуг учреждения, для выполнения которых они созданы. При выполнении нескольких видов деятельности можно отражать код раздела, подраздела, по которому предусматривается наибольший объем субсидии на задание либо исходя из основного вида деятельности учреждения. Бюджетные и автономные учреждения могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, причем такая деятельность должна быть указана в учредительных документах. Полученными доходами учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, и 1-4 разряды номеров счетов по расходам должны соответствовать кодам разделов, подразделов, по которым учреждением отражаются доходы, являющиеся источником финансового обеспечения соответствующих расходов. Например, при отражении операций с объектами учета аренды считаем возможным применять код раздела и подраздела, в рамках которого учреждением осуществляется основной вид деятельности. То есть если учреждение создано для оказания услуг в сфере высшего образования, возможно отражать код 07 06 как по доходным, так и по расходным операциям.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Вместе с тем, финансовым ведомством при формировании отчетности допускается отражение в 1-17 разрядах номеров счетов группировочных (не детализированных) или нулевых кодов по отдельным операциям. Особенности формирования номеров счетов с учетом системных писем Минфина России и Федерального казначейства учреждение может использовать не только при формировании отчетности, но и при отражении операций в учете, закрепив порядок в своей учетной политике и согласовав неурегулированные Инструкциями особенности с учредителем или финорганом.

Признаем, учесть все требования и правила нелегко, да и не всегда понятно, какой же код применять в отношении конкретной ситуации. Разберемся в особенностях формирования 1-17 разрядов номеров счетов бухгалтерского/ бюджетного учета при отражении в учете различных операций:

Отдельно рассмотрим, как формируются 1-26 разряды номеров счетов бухгалтерского/ бюджетного учета по объектам учета операционной аренды на льготных условиях с учетом требований Минфина России и Казначейства.

Какие коды бюджетные и автономные учреждения указывают в 24 26 разрядах номера счета

21 декабря 2020 года вступил в силу приказ Минфина России от 30.10.2020 № 256н (далее – Приказ № 256н). Он вносит изменения в План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и в Инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Часть изменений необходимо применять при ведении учета и составлении отчетности на 1 января 2021 г. Другие изменения вступили в силу с 1 января 2021 г.

Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021

План счетов автономных учреждений приведен в соответствие с Единым планом счетов. Узнать подробности изменений в Едином плане счетов и инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), можно здесь.

Согласно п. 21 Инструкции № 157н автономные учреждения в разрядах 24 – 26 номера счета указывают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной в учетной политике. Эта структура должна обеспечивать раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. По счетам финансового результата, затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, внутриведомственных расчетов в разрядах 24 – 26 номера счета отражаются коды КОСГУ. Номер счета (разряды 1 – 17, 24 – 26) формируется с учетом плана счетов автономных учреждений.

В свою очередь в п. 3 Инструкции № 183н установлено, что в разрядах 24 – 26 номера счета ставятся коды КОСГУ. Номера счетов автономных учреждений, где в разрядах 24 – 26 необходимо указывать код КОСГУ, в плане счетов отмечены сноской «1». Кроме того, Приказом № 256н план счетов дополнен счетами, увеличение и уменьшение по которым показывается по конкретным кодам КОСГУ:

  • 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами»;
  • 0 205 00 000 «Расчеты по доходам»;
  • 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;
  • 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам»;
  • 0 210 00 000 «Прочие расчеты с дебиторами»;
  • 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»;
  • 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;
  • 0 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами».

По счету 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» прямо указаны коды 737, 837 КОСГУ. Ранее применение кодов КОСГУ в разрядах 24 – 26 номера этого счета вызывало вопросы, указывать ли код в зависимости от типа контрагента в расчетах или всегда ставить подстатью 737 (837). В письме Минфина России от 05.07.2019 № 02-08-05/49655 разъяснялось, что в разрядах 24 – 26 номера счета 304 03 должны быть подстатьи 737 (837) КОСГУ, поскольку денежное обязательство принято в отношении физического лица (работника учреждения). Теперь эта позиция закреплена в планах счетов для всех типов учреждений.

Из системного анализа норм планов счетов и инструкций № 157н, 183н вытекает, что автономные учреждения могут указывать аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной в учетной политике, отличный от кода КОСГУ, только в счетах учета нефинансовых активов (101 00 – 106 00), за исключением отдельных счетов аналитического учета.

В порядок формирования разрядов 1 – 17 номеров счетов автономных учреждений внесены уточнения (п. 3 Инструкции № 183н):

  • в разрядах 5 – 14 номера счета ставятся нули, кроме объектов бухгалтерского учета, возникающих при реализации национальных проектов (программ). Ранее аналогичные поправки были внесены в п. 21.2 Инструкции № 157н;
  • в разрядах 5 – 17 номеров счетов 0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 280, если они корреспондируют со счетами 0 100 00 000 (кроме 0 106 00 000, 0 107 00 000, 0 109 00 000), 0 201 35 000, ставятся нули. Ранее такое правило действовало только для счетов 0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270;
  • в разрядах 1 – 17 номера счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» ставятся нули. Тем самым исправлена опечатка, которая предписывала указывать нули только в разрядах 15 – 17 номеров счетов аналитического учета счета 0 201 00 000;
  • в разрядах 15 – 17 номера счета 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами» ставятся нули при передаче объектов на условиях льготной (безвозмездной) аренды. В иных ситуациях в разрядах 15 –17 номера счета 0 210 05 000 указывается аналитический код поступлений 510;
  • в разрядах 5 – 14 номеров счетов аналитического учета счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и корреспондирующих с ними счетов 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» ставятся нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения принимаемых обязательств (расходов);
  • в разрядах 1 – 17 номера счета, в котором Инструкцией № 183н предусмотрены нули, можно отражать аналитические коды целевых статей в целях управленческого учета, а также по требованию учредителя, финансового органа.

Также пункт 3 Инструкции № 183н дополнен положениями о том, что автономное учреждение может отражать хозяйственные операции:

  • на основании первичных учетных документов, составленных в форме электронного документа, подписанного в соответствии с законодательством квалифицированной или простой электронной подписью;
  • на счетах рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета, утвержденного централизованной бухгалтерией в рамках единой учетной политики – при централизации учета.

В пункте 4 Инструкции № 183н закреплено право учреждения (централизованной бухгалтерии) вводить дополнительные забалансовые счета с учетом требований органа, которому представляется отчетность.

Пункт 88 Инструкции № 183н дополнен абзацем, который определяет документальное оформление кассовых операций между учреждением и его подразделением, по месту нахождения которого оборудуется рабочее место (рабочие места). Выдача из кассы юридического лица обособленному рабочему месту (прием в кассу учреждения от обособленного рабочего места) наличных денег (в т. ч. для размена) оформляется расходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и приходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).

Уточнения корреспонденций по поступлению, движению и выбытию основных средств (пп. 9, 10, 12, 13, 27, 28, 67.7, 67.8 Инструкции № 183н) представлены в таблице:

Приняты к учету объекты основных средств с учетом резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации в случае его формирования

КРБ Х 101 ХХ 310*

КРБ Х 106 Х1 310

Создание резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации предусмотрено федеральным стандартом «Резервы», утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н (далее – СГС «Резервы»), который применяется с 01.01.2020

Увеличена стоимость имущества концедента в объеме фактических затрат концессионера по его достройке, модернизации, дооборудованию, реконструкции

КРБ Х 101 9Х 310

КРБ Х 106 9Х 310

Ранее в этой проводке по кредиту указывался только счет 106 91. Теперь расширено количество счетов, на которых учитываются вложения в основные средства – объекты концессии, поэтому в проводке указан счет-группа. Также добавлено применение забалансового счета 39

Уменьшен забалансовый счет 39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии»

Восстановлено на балансе основное средство, признанное ранее не соответствующим критериям актива, после определения его целевой функции:

Ранее отражение этой операции в учете не было урегулировано Инструкцией № 183н. Кроме того, определено, по какой стоимости и с какой амортизацией объекты нужно восстановить на балансе.

В описании к корреспонденции по дебету счета 101 00 сказано, что основное средство принимается к учету по стоимости на дату их выбытия с балансового учета (в части остаточной стоимости). В аналогичном пункте инструкции для бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), такого уточнения нет. Полагаем, объект необходимо принимать по балансовой стоимости. В ином случае нет необходимости отражать сумму начисленной амортизации

  • в размере стоимости, по которой был учтен объект

КРБ Х 101 ХХ 310

КДБ Х 401 10 172

  • в размере амортизации, начисленной на момент признания объекта не соответствующим понятию «актив»

КДБ Х 401 10 172

КРБ Х 104 ХХ 411

  • в размере ранее начисленного убытка от обесценения

КДБ Х 401 10 172

КРБ Х 114 ХХ 412

Уменьшена сумма по забалансовому счету 02

Восстановлен объект основных средств на балансе с забалансового счета 21 в случае принятия решения о безвозмездной передаче иному органу власти, учреждению

КРБ Х 101 ХХ 310

КДБ Х 401 10 172

Вопрос об отражении в учете передачи основных средств, которые числятся на счете 21, долгое время был дискуссионным. Кто-то восстанавливал объекты на счет 101 00, кто-то передавал напрямую со счета 21. Теперь проводка закреплена в Инструкции № 183н

Уменьшена сумма на забалансовом счете 21

Приняты к учету объекты основных средств, полученные по результатам исполнения учреждением НИОКР и технологических работ

КРБ Х 101 ХХ 310

КДБ 0 401 10 19Х

Ранее по кредиту был указан счет 0 401 10 189 «Иные доходы»

Уменьшены суммы по забалансовым счетам 12, 13

Переданы работникам в личное пользование основные средства стоимостью свыше

КРБ Х 101 ХХ 310

КРБ Х 101 ХХ 310

Новая корреспонденция счетов

Увеличена сумма на забалансовом счете 27

Передан объект основных средств органу власти, государственному (муниципальному) учреждению другого бюджета:

Ранее была предусмотрена только корреспонденция с дебетом счета 0 401 20 281 для передачи между органами власти и учреждениями одного бюджета

  • в размере балансовой стоимости

КРБ Х 401 20 251

КРБ Х 101 ХХ 410

  • в размере начисленной амортизации

КРБ Х 104 ХХ 411

КРБ Х 401 20 251

  • в размере убытка от обесценения

КРБ Х 114 ХХ 412

КРБ Х 401 20 251

Передан объект основных средств иным правообладателям (кроме органов государственной, муниципальной власти)

КРБ 2 401 20 25Х

КРБ 2 101 ХХ 410

Ранее была предусмотрена только корреспонденция с дебетом счета 2 401 20 280 «Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера организациям».

Очевидно, в корреспонденции с дебетом счетов 2 401 20 25Х отражается передача объектов наднациональным организациям и правительствам иностранных государств, международным организациям (подстатьи 252, 253 КОСГУ)

Уменьшен ранее начисленный резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации в случае изменения условий использования основных средств, в результате чего у учреждения больше не возникает обязанность осуществлять расходы на демонтаж и (или) вывод объекта из эксплуатации, восстановление земельного участка:

Инструкция № 183н дополнена новыми корреспонденциями счетов в связи с вступлением в силу с 01.01.2020 СГС «Резервы»

  • в части балансовой стоимости будущих расходов на демонтаж

КРБ Х 401 60 310

КРБ Х 101 ХХ 410

  • в части амортизации, начисленной на балансовую стоимость будущих расходов на демонтаж

КРБ Х 104 ХХ 411

КРБ Х 401 20 271,

КРБ Х 109 ХХ ХХХ

  • в части суммы дисконтирования

КРБ Х 401 60 310

КРБ Х 401 20 234

Отражен финансовый результат от уценки (дооценки) стоимости объекта основных средств и начисленной амортизации в соответствии с решением собственника имущества

Такая корреспонденция счетов была и ранее. Однако теперь уточнено, что переоценка проводится в соответствии с решением собственника государственного (муниципального) имущества

  • в случае уценки

гКБК 401 30 000

КРБ Х 104 ХХ 411

КРБ Х 101 ХХ 410

гКБК 401 30 000

  • в случае дооценки

КРБ Х 101 ХХ 310

гКБК 401 30 000

гКБК 401 30 000

КРБ Х 104 ХХ 411

Отражен финансовый результат от оценки основных средств до справедливой стоимости:

Новые корреспонденции счетов.

Основные средства переоцениваются до справедливой стоимости при их передаче, продаже организациям, не относящимся к бюджетной сфере, физлицам (п. 29 федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, далее – СГС «Основные средства»).

Пунктом 41 СГС «Основные средства» предусмотрен порядок пересчета амортизации при такой переоценке. Есть два варианта. Для амортизации в Инструкции

№ 183н не предусмотрены проводки по переоценке. Получается, что первый вариант из п. 41 СГС «Основные средства» в проводках Инструкции № 183н не реализован. Он предполагает умножение амортизации и балансовой стоимости на коэффициент в целях переоценки. Пока Инструкцией № 183н урегулирован, хотя и не полностью, второй вариант переоценки. Он предполагает следующие этапы:

уменьшение балансовой стоимости основного средства на сумму начисленной амортизации:

Дт Х 104 ХХ 411 Кт Х 101 ХХ 410. Такой проводки для переоценки в Инструкции № 183н нет;

  • в случае уменьшения стоимости объекта

КДБ Х 401 10 176

КРБ Х 101 ХХ 410

  • в случае увеличения стоимости объекта

КРБ Х 101 ХХ 310

КДБ Х 401 10 176

* Здесь и далее в качестве аналитического кода поступлений, выбытий нефинансовых активов для наглядности используется код КОСГУ.

Для нематериальных активов установлена корреспонденция счетов по дооценке стоимости до справедливой при реализации (п. 18 Инструкции № 183н):

Дебет КРБ Х 102 ХХ 320 Кредит КДБ Х 401 10 176 – увеличена стоимость;

Дебет КДБ Х 401 10 176 Кредит КРБ Х 102 ХХ 420 – уменьшена стоимость.

Необходимость дооценки стоимости активов при отчуждении организациям, которые не относятся к бюджетной сфере, установлена в п. 52 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»). Для НМА дополнительно это установлено в п. 24 федерального стандарта «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н. Он применяется с 01.01.2021.

Переоценка нематериальных активов также может проводиться в соответствии с решением собственника государственного (муниципального) имущества. Суммы уценки (дооценки) стоимости объекта нематериальных активов отражаются по дебету (кредиту) счета 0 401 30 000 и кредиту (дебету) соответствующих счетов аналитического учета счета 0 102 00 000 (0 102 20 420, 0 102 30 420). Суммы уценки (дооценки) начисленной амортизации – по дебету (кредиту) счета 0 104 00 421 и кредиту (дебету) счета 0 401 30 000.

Как и в случае с основными средствами, проводки по безвозмездной передаче нематериальных активов дополнены вариантом со счетом

Х 401 20 250, если получателем является орган власти или учреждение другого бюджета, наднациональная организация, правительство иностранного государства или международная организация.

Уточнения проводок по непроизведенным активам (пп. 20, 22, 23 Инструкции № 183н) представлены в таблице:

Изменена кадастровая стоимость земельных участков:

Ранее изменение кадастровой стоимости земельных участков следовало отражать по кредиту счета

0 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления». Уменьшение кадастровой стоимости отражалось той же записью со знаком «минус»

  • увеличена стоимость

КРБ Х 103 Х1 330

КДБ Х 401 10 176

  • уменьшена стоимость

КДБ Х 401 10 176

КРБ Х 103 Х1 430

Приняты к учету земельные участки, образовавшиеся в результате раздела земельного участка (в прежних границах разделенного земельного участка):

Новые корреспонденции счетов. Ранее бухгалтерские записи для раздела земельного участка не были приведены.

В Инструкции № 174н в аналогичной операции приведена еще корреспонденция по дебету счета

Х 103 11 330 и кредиту счета Х 114 71 432 для отражения обесценения актива. В Инструкции № 183н такой проводки нет. Поскольку учетные данные в учреждениях всех типов должны быть сопоставимыми, автономные учреждения при необходимости также могут применять эту корреспонденцию счетов

  • по каждому новому участку

КРБ Х 103 11 330

КДБ Х 401 10 172

  • одновременно отражено выбытие разделенного участка

КДБ Х 401 10 172

КРБ Х 103 11 430

Передан объект непроизведенных активов органу власти, государственному (муниципальному) учреждению другого бюджета:

Ранее была предусмотрена только корреспонденция с дебетом счета 0 401 20 281 для передачи между органами власти и учреждениями одного бюджета

  • в размере балансовой стоимости

КРБ Х 401 20 251

КРБ Х 103 ХХ 430

  • в размере убытка от обесценения

КРБ Х 401 20 251

Отражен финансовый результат от уценки (дооценки) стоимости объекта непроизведенных активов, проведенной в соответствии с решением собственника имущества

Такая корреспонденция счетов была и ранее. Однако теперь уточнено, что переоценка проводится в соответствии с решением собственника государственного (муниципального) имущества

  • в случае уценки

гКБК 401 30 000

КРБ Х 103 ХХ 430

  • в случае дооценки

КРБ Х 103 ХХ 330

гКБК 401 30 000

Пункт 26 Инструкции № 183н дополнен проводкой по начислению амортизации на права пользования земельными участками при операционной аренде по дебету счета 0 401 20 229 (0 109 60 229, 0 109 70 229, 0 109 80 229) и кредиту счета 0 104 49 000.

В Инструкции № 183н нет корреспонденции счетов по отражению финансового результата от оценки непроизведенных активов до справедливой стоимости при их реализации. Однако она приведена в Инструкции № 174н. Уменьшение (увеличение) стоимости учитывается по дебету (кредиту) счета 0 401 10 176 и кредиту (дебету) счета Х 103 ХХ 000. Автономное учреждение может применять эти проводки по аналогии. Подробнее об изменениях в Инструкции № 174н читайте здесь.

Много изменений внесено в порядок учета материальных запасов (пп. 34, 36, 37, 42, 47, 67.9 Инструкции № 183н):

Приняты к учету материальные запасы, полученные от организации бюджетной сферы

КРБ 4 105 ХХ 34Х

КДБ 4 401 10 191

Ранее в описании проводки говорилось только о закреплении права оперативного управления

Приняты к балансовому учету материальные запасы (бланки строгой отчетности, награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры), ранее выданные работнику (сотруднику) учреждения, которые учитывались на счетах 03, 07, в случае возврата в места хранения (на склад) и (или) принятия решения о безвозмездной передаче иному органу власти, учреждению

КРБ Х 105 ХХ 34Х

КДБ Х 401 10 172

Новая корреспонденция счетов

Уменьшена сумма по забалансовым счетам

Приняты к балансовому учету материальные запасы, учитываемые на забалансовом счете 02, в случае принятия решения о реализации, безвозмездной передаче иному органу власти, учреждению

КРБ Х 105 ХХ 34Х

КДБ Х 401 10 172

Новая корреспонденция счетов

Уменьшена сумма на забалансовом счете 02

Отражена реклассификация материальных запасов при изменении их целевого (функционального) назначения

КРБ Х 105 ХХ 34Х

КРБ Х 105 ХХ 34Х

Новая корреспонденция счетов. Ранее вопрос об отражении в учете реклассификации материальных запасов был дискуссионным. Кто-то оформлял операцию с применением счета 0 401 10 172, кто-то – прямой записью. В Инструкции № 183н установлен второй вариант

Списаны израсходованные материальные запасы, потери в объеме норм естественной убыли материалов

КРБ Х 401 20 214

КРБ Х 401 20 223

КРБ Х 401 20 263

КРБ Х 401 20 265

КРБ Х 401 20 267

КРБ Х 401 20 272

КРБ Х 109 ХХ ХХХ

КРБ Х 105 ХХ 44Х

Ранее допускалось применять только счета 0 401 20 272, 0 109 ХХ 272

Переданы материальные запасы органу власти, государственному (муниципальному) учреждению другого бюджета

КРБ Х 401 20 251

КРБ Х 105 ХХ 44Х

Ранее была предусмотрена только корреспонденция по дебету счета 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления текущего характера государственным (муниципальным) учреждениям» для отражения передачи материалов органам власти и учреждениям в рамках одного бюджета

Уменьшена на конец отчетного периода стоимость готовой продукции за счет резерва под снижение стоимости материальных запасов при их реализации по цене ниже нормативно-плановой стоимости

КРБ 2 114 87 44Х

КРБ 2 105 Х7 44Х

Новые корреспонденции счетов. Создание резерва под снижение стоимости материальных запасов установлено п. 32 федерального стандарта «Запасы», утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н

Уменьшена на конец отчетного периода стоимость товаров за счет резерва под снижение стоимости материальных запасов при их реализации по цене ниже нормативно-плановой стоимости

КРБ 2 114 88 44Х

КРБ 2 105 Х8 44Х

Инструкция № 183н дополнена пунктом 67.9, которым установлен учет резерва под снижение стоимости материальных запасов на счете

2 114 80 000 » (2 114 87 440, 2 114 88 440). Если нормативно-плановая стоимость (цена) готовой продукции, биологической продукции и товаров для целей распоряжения (реализации) в течение отчетного периода снизилась так, что их балансовая стоимость превышает нормативно-плановую стоимость, резерв начисляется по дебету счета 0 401 20 274 «Убытки от обесценения активов». Если в последующих периодах нормативно-плановая стоимость готовой продукции (товара), по которой ранее был создан резерв под снижение стоимости материальных запасов, увеличивается, формируется запись по дебету счета 2 114 80 000 (2 114 87 440, 2 114 88 440) и кредиту счета

В Инструкции № 183н нет корреспонденции счетов для ситуации, когда материальные запасы возвращены из личного пользования работников (сотрудников). Она приведена в Инструкции № 174н. Материалы принимаются к учету по дебету счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 и кредиту счета 0 401 10 172. Одновременно уменьшается сумма на счете 27. Автономное учреждение может применять эту проводку по аналогии.

Изменения в части учета вложений в нефинансовые активы (п. 53 Инструкции № 183н) представлены в таблице:

Отражена разукомплектация вложений в недвижимое имущество при строительстве под ключ, когда в сметную стоимость строительства включено движимое имущество, нематериальные, непроизведенные активы, материальные запасы

КРБ Х 106 11 310

КРБ Х 106 13 330

КРБ Х 106 3Х 3ХХ

КРБ Х 106 2Х 3ХХ

КРБ Х 106 11 310

Новая корреспонденция счетов. Ранее не было урегулировано, как отражать в учете строительство под ключ. Особенность этой операции в том, что в стоимость строительства включается не только само здание, но и иные объекты, которые в стоимость здания включить нельзя (к примеру, мебель, объекты благоустройства

Создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации

КРБ Х 106 11 310

КРБ Х 106 21 310

КРБ Х 106 31 310

КРБ Х 106 13 330

КРБ Х 401 60 310

КРБ Х 401 60 330

Инструкция № 183н дополнена новой корреспонденцией счетов в связи с вступлением в силу с 01.01.2020 СГС «Резервы»

Отражено изменение стоимостной оценки резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, которое не связано с приближением срока исполнения обязательства

Инструкция № 183н дополнена новой корреспонденцией счетов в связи с вступлением в силу с 01.01.2020 СГС «Резервы»

  • в случае увеличения

КРБ Х 106 ХХ 3Х0

КРБ Х 401 60 3Х0

  • в случае уменьшения

КРБ Х 401 60 3Х0

КРБ Х 101ХХ 410

КРБ Х 106 ХХ 4Х0

В пункте 50 Инструкции № 183н определен порядок аналитического учета по счету 0 106 00 000 в разрезах:

  • объектов капитальных вложений (основных средств, материалов, нематериальных, непроизведенных активов, объектов финансовой аренды);
  • идентификационных номеров объектов (кадастровых номеров при наличии);
  • учетных номеров или номеров (кодов) федеральной адресной инвестиционной программы);
  • ответственных лиц.

При учете вложений в имущество концедента на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 106 90 000 указываются дополнительные аналитические признаки контрагента и правового основания поступления (наименования концессионера и реквизитов концессионного соглашения).

Добавлены корреспонденции для отражения расчетов по долгосрочным договорам строительного подряда (пп. 67, 96, 159, 181 Инструкции № 183н):

Отражено формирование себестоимости при выполнении работ по долгосрочным договорам строительного подряда при включении расходов, понесенных в отчетном периоде, в сводный сметный расчет

КРБ Х 109 60 2ХХ

КРБ Х 101 ХХ 410

КРБ Х 104 ХХ 411

КРБ Х 105 ХХ 44Х

КРБ Х 208 ХХ 667

КРБ Х 302 ХХ 73Х

КРБ Х 303 ХХ 731

Отражены расходы подрядчика сверх сводного сметного расчета в связи с выполненным в отчетном периоде объемом работ

КРБ Х 401 20 2ХХ

КРБ Х 101 ХХ 410

КРБ Х 104 ХХ 411

КРБ Х 105 ХХ 44Х

КРБ Х 208 ХХ 667

КРБ Х 302 ХХ 73Х

КРБ Х 303 ХХ 731

Увеличена сумма аналитического счета забалансового счета 45 в размере расходов сверх сводного сметного расчета

Отражена фактическая себестоимость выполненных работ по долгосрочным договорам строительного подряда

КДБ Х 401 10 138

КРБ Х 109 60 2ХХ

Увеличена сумма забалансового счета 45 в размере сформированной себестоимости выполненных работ по договору строительного подряда

Начислены доходы к предъявлению по долгосрочным договорам строительного подряда (в сумме, рассчитанной за отчетный период по выполненным этапам работ)

КДБ Х 205 38 56Х

КДБ Х 401 10 138

Увеличена сумма забалансового счета 45 в объеме выполненных работ по договору строительного подряда

Отнесена на расчеты по доходам от реализации сумма, признанная к предъявлению по мере завершения этапов работ (работ) по договору строительного подряда

КДБ Х 205 31 56Х

КДБ Х 205 38 66Х

Уменьшен НДС отложенный

КДБ Х 303 04 831

КДБ Х 303 04 731

Отражена разница между суммой ранее начисленных доходов к предъявлению и суммой дохода текущего года по уже завершенным этапам работ:

  • в случае превышения суммы доходов от реализации над суммой доходов к предъявлению Одновременно уточнен отложенный НДС, увеличен показатель счета 45 в сумме увеличения объема выполненных работ по договору строительного подряда

КДБ Х 205 31 56Х

КДБ Х 401 10 138

КДБ Х 401 10 138

КДБ Х 303 04 731

  • в случае превышения суммы доходов к предъявлению над суммой доходов от реализации Одновременно уточнен отложенный НДС, уменьшен показатель счета 45 в сумме уменьшения объема выполненных работ по договору строительного подряда

КДБ Х 401 10 138

КДБ Х 205 38 66Х

КДБ Х 303 04 831

КДБ Х 401 10 138

При досрочном расторжении договора аренды (имущественного найма), безвозмездного пользования исключены операции методом «красное сторно» (пп. 67.3, 96, 186 Инструкции № 183н). В федеральном стандарте «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, аналогичные изменения действуют с 28.03.2020:

Списана остаточная стоимость права пользования

КРБ Х 302 24 83Х

КРБ Х 302 29 83Х

КДБ Х 401 40 18Х

КРБ Х 111 4Х 450

Уменьшены доходы при досрочном прекращении договоров аренды (имущественного найма), в соответствии с которыми переданы:

  • объекты учета операционной аренды

КДБ Х 401 40 121

КРБ Х 205 21 66Х

  • объекты учета неоперационной (финансовой) аренды

КДБ Х 401 40 122

КРБ Х 205 22 66Х

Отражен ссудодателем остаток по договору операционной аренды:

  • в части остатка доходов

КДБ Х 401 40 121

КДБ Х 210 05 66Х

  • в части остатка расходов

КРБ Х 210 05 56Х

КРБ Х 401 50 2ХХ

Отражен ссудодателем остаток по договору неоперационной (финансовой) аренды:

  • в части остатка доходов

КДБ Х 401 40 122

КДБ Х 210 05 66Х

  • в части остатка расходов

КРБ Х 210 05 56Х

КРБ Х 401 50 2ХХ

* В Приказе № 256н содержится противоречие. Изменения в пп. 67.3, 96 Инструкции № 183н следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021 (корреспонденции 1, 2 в таблице), а изменения в п. 186 Инструкции № 183н (корреспонденции 3, 4 в таблице) – с 01.01.2021. Вместе с тем это записи, которыми оформляется одна операция – досрочное расторжение договора аренды (имущественного найма), безвозмездного пользования, поэтому не могут использоваться частично в разных годах. В такой ситуации всю схему проводок целесообразно использовать с более ранней из дат, т. е. с отчетности на 01.01.2021.

Внесены корректировки в части учета субсидий. Порядок учета субсидий доведен системным письмом Минфина России от 04.02.2020

№ 02-06-07/6939. Почти все бухгалтерские записи из этого письма в Инструкции № 183н были и ранее. В основном дополнены описания проводок. Есть и новые бухгалтерские записи (пп. 97, 159, 161, 186 Инструкции № 183н), они представлены в таблице:

Уменьшена дебиторская задолженность по субсидиям (грантам), в т. ч. в связи с уменьшением объема задания в текущем финансовом году, объема предоставленной целевой субсидии (гранта с условием при передаче актива) в текущем финансовом году по соглашению (договору, дополнению к соглашению)

Начислена задолженность по неиспользованному остатку целевой субсидии (субсидии на капитальные вложения), подлежащему подтверждению потребности на исполнение принятых и неисполненных на отчетную дату обязательств (при наличии неиспользованного остатка целевой субсидии, не подлежащего подтверждению потребности)

Подтверждена потребность ранее признанных расчетов по неиспользованным остаткам целевой субсидии (субсидии на капитальные вложения), подлежавших подтверждению их потребности на исполнение принятых и неисполненных на отчетную дату обязательств

Уменьшена задолженность учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевой субсидии (субсидии на капитальные вложения) при подтверждении учредителем потребности в использовании

Закрыты расчеты в сумме неиспользованной целевой субсидии, если эта сумма не перечислялась

КДБ Х 401 40 1ХХ

КДБ Х 205 ХХ 661

* В Приказе № 256н содержится противоречие. Изменения в пп. 97, 159, 161 Инструкции № 183н следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021, а изменения в п. 186 Инструкции № 183н – с 01.01.2021. Вместе с тем это записи, которыми оформляются операции по получению и возврату субсидий, они взаимосвязаны и не могут использоваться частично в разных годах. В такой ситуации всю схему проводок целесообразно использовать с более ранней из дат, т. е. с отчетности на 01.01.2021.

Дополнено применение счета 401 40:

  • для начисления недостач (хищений, ущерба) имущества, компенсаций затрат, штрафных санкций по счетам аналитического учета счета 209 00, а также их последующего уточнения, списания (п. 112 Инструкции № 183н);
  • принятия к учету имущества, кроме денежных средств, полученных учреждением в виде пожертвования с условиями (п. 178 Инструкции № 183н);
  • начисления иных доходов за реализованную готовую продукцию (товары), выполненные работы, оказанные услуги (пп. 96, 178 Инструкции № 183н).

Пункт 180 Инструкции № 183н дополнен возможностью применения счета 0 401 40 000 при уменьшении суммы доходов (в т. ч. денежных взысканий, штрафов, пеней, неустоек), начисленных по счетам 205 00, 209 00, при принятии такого решения в соответствии с законодательством. Ранее для этих целей мог применяться только счет 0 401 10 174 «Выпадающие доходы». При этом не указано разграничение для применения того или иного варианта. Полагаем, что счет 0 401 40 000 применяется в случае, когда изначально доходы были по нему начислены.

Пункт 72 Инструкции № 183н дополнен записью для отражения возврата ранее предоставленных учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков. Применяется корреспонденция по дебету счета 0 201 11 510 и кредиту счета 0 210 05 660.

Пункт 101 Инструкции № 183н дополнен корреспонденцией счетов для начисления задолженности в сумме требований по компенсации затрат учреждения к получателям авансовых платежей по предварительным оплатам, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в т. ч. по результатам претензионной работы (решению суда). Такая задолженность переводится с соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 206 00 000 в дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Изменена операция по корректировке расчетов с учредителем на счете 210 06 (п. 119 Инструкции № 183н). Теперь в случае выбытия недвижимого и особо ценного движимого имущества, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, операция отражается без применения метода «красное сторно»:

Дебет КДБ Х 210 06 561 Кт КДБ Х 401 10 172 – скорректированы расчеты с учредителем в размере балансовой стоимости выбывшего имущества.

Проводки по счету учета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» дополнены новшествами согласно СГС «Резервы» (пп. 189 Инструкции № 183н). Из описания исключено создание резерва по обязательствам учреждения, по начислению которых на отчетную дату существует неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов.

Уточнены проводки на счете 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» в случае снижения цены контракта (п. 196 Инструкции № 183н). Отражается корреспонденция по кредиту счета 502 07 и дебету счета 506 00, а также по дебету счета 502 07 и кредиту счета 502 01 методом «красное сторно».

Также счет 502 07 «Принимаемые обязательства» не должен применяться при закупках у единственного поставщика (пп. 196, 203 Инструкции № 183н). В инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, такая правка предусмотрена для ведения учета с 01.01.2021.

Переоценка активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, должна быть отражена с применением счета

0 401 10 176. Исключение – счета аналитического учета счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения». Счет 2 401 10 176 также применяется для отражения разницы между стоимостью акций и иных форм участия в капитале в соответствии с договором и балансовой (остаточной), фактической стоимостью вложенного имущества (п. 122 Инструкции № 183н).

Дополнена корреспонденция счетов для начисления заработной платы (п. 131 Инструкции № 183н). Затраты могут быть отнесены в дебет соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».

В настоящее время нет разъяснений Минфина России о порядке перехода к изменениям, которые должны применяться при ведении учета и составлении отчетности на 1 января 2021 г. Полагаем, в таком случае можно руководствоваться указаниями, которые Минфин России давал ранее в схожих ситуациях (письма от 13.07.2018 № 02-06-07/49174, от 19.12.2014 № 02-07-07/66918).

Изменение требований, установленных законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, является основанием для изменения учетной политики (пп. «а» п. 12 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н).

Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2020 г. до даты перехода на применение Приказа № 253н, не подлежат переоформлению и (или) исправлению в связи с изменением методологии бухгалтерского учета. Иное будет противоречить ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 21 СГС «Концептуальные основы».

Датой вступления в силу изменений вновь вводимые обороты принимаются к бухгалтерскому учету дополнительными бухгалтерскими операциями по соответствующим счетам актуализированного рабочего плана счетов. Обороты, требующие корректировки (в связи с изменением порядка отражения объектов бухгалтерского учета), отражаются методом «красное сторно». Бухгалтерские записи по актуализации оборотов счетов оформляются бухгалтерской справкой (ф. 0504833).

Изменения с 1 января 2021 года

При завершении года остатки по счетам учета расчетов (205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 05, 210 10, 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06), содержащим в разрядах 24 – 26 подстатьи статей 560, 730 КОСГУ, нужно сформировать при переходе на 2021 г. с детализацией по 26 разряду. Это определено в сноске 1 приложения 1 к приказу Минфина России от 23.12.2010 № 183н, п. 5.1 Инструкции № 183н. Например, остаток кредиторской задолженности по услугам связи с ООО будет сформирован так: 0 302 21 004. При этом в Инструкции № 183н не приведены бухгалтерские записи по формированию остатков по счетам расчетов на начало года.

Инструкция № 183н дополнена бухгалтерскими записями по учету прав пользования нематериальными активами на счете 111 60 (пп. 28, 67.3, 67.6 Инструкции № 183н):

Коды бюджетных и автономных учреждений в 24 26 разрядах номера счета

Бюджетные и автономные учреждения – это специальные организации, осуществляющие свою деятельность на основании бюджета или самостоятельно. Для учета финансовых операций в таких организациях применяется 24 26-разрядный номер счета. Этот номер состоит из двух частей: первые 24 разряда указывают на код бюджетного или автономного учреждения, а оставшиеся 26 разрядов – на номер счета.

Коды бюджетных и автономных учреждений являются уникальными и позволяют однозначно идентифицировать организацию. Код состоит из 24 символов и имеет следующую структуру: первые 4 символа указывают на виd учреждения (бюджетное или автономное), следующие 4 символа – на вид организации (например, министерство, университет или больница), а оставшиеся 16 символов – на уникальный номер учреждения.

Пример кода бюджетного учреждения:

Пример кода автономного учреждения:

Знание кода бюджетного или автономного учреждения позволяет оперативно отслеживать финансовые операции и осуществлять контроль за расходованием средств. Коды имеют строгое назначение и при необходимости могут использоваться в отчетности организаций или для выявления нарушений в финансовых операциях.

Коды бюджетных учреждений для 24 26-разрядного номера счета

Для идентификации бюджетных учреждений в бухгалтерии используется специальный код – номер счета. Этот номер состоит из 24 или 26 разрядов и содержит информацию о виде учреждения, регионе, подразделении и других параметрах.

Для использования 24 26-разрядного номера счета необходимо знать соответствующие коды бюджетных учреждений. В таблице ниже приведены некоторые коды, которые могут использоваться в номере счета:

Код Описание
0100 Министерство образования Российской Федерации
0101 Министерство здравоохранения Российской Федерации
0200 Государственное учреждение города Москвы «Московский городской совет народных депутатов»
0201 Государственное учреждение города Санкт-Петербурга «Санкт-Петербургский городской совет»

Это лишь некоторые примеры кодов. Полный перечень кодов бюджетных учреждений можно найти в специальных справочниках или на сайтах соответствующих бюджетных организаций.

Знание кодов бюджетных учреждений важно для корректного пользования 24 26-разрядным номером счета. При составлении документации и проведении бухгалтерских операций необходимо учитывать коды, чтобы верно идентифицировать учреждения в системе учета.

Коды бюджетных учреждений

Коды бюджетных учреждений являются уникальными идентификаторами, которые присваиваются каждому бюджетному учреждению в России. Они используются для различных целей, включая бухгалтерскую отчетность и расчеты с бюджетом.

Коды бюджетных учреждений состоят из 8 цифр и имеют следующую структуру:

Порядковый номер Код региона
1-3 4-6

Порядковый номер — это уникальный номер, присваиваемый каждому бюджетному учреждению в пределах определенного региона. Он может быть от 001 до 999.

Код региона — это двузначный код, который указывает на регион, в котором находится бюджетное учреждение. Коды регионов определены Федеральной службой государственной статистики и приняты в соответствии с классификатором регионов.

Например, если у нас есть код бюджетного учреждения 12345678, то первые три цифры (123) обозначают порядковый номер, а последние три цифры (456) обозначают код региона.

Коды бюджетных учреждений могут использоваться как внутри региона, так и на федеральном уровне. Они позволяют уникально идентифицировать каждое бюджетное учреждение в стране и упрощают процесс обмена информацией между различными организациями.

Использование кодов бюджетных учреждений является обязательным для всех бюджетных учреждений в России и регулируется законодательством страны.

26-разрядный номер счета

В системе кодификации бюджетных и автономных учреждений применяется 26-разрядный номер счета. Этот номер состоит из ряда цифр, каждая из которых несет определенную информацию о бюджетных статьях и классификации расходов.

Структура 26-разрядного номера счета:

  1. 1-2 знаки — код бюджетной классификации
  2. 3-5 знаки — код территориальной группировки
  3. 6-9 знаки — код отрасли бюджетной классификации
  4. 10-13 знаки — бюджетные статьи
  5. 14-18 знаки — подстатьи средств общего фонда
  6. 19-23 знаки — подстатьи средств специального фонда
  7. 24-26 знаки — код источника финансирования

Таким образом, каждый из знаков 26-разрядного номера счета имеет свою определенную роль и информацию о бюджетном источнике, статье расходов и других характеристиках.

Пример 26-разрядного номера счета: 121-010-001310-00001-30101-001

Описание разделов 26-разрядного номера счета

Знание структуры и значения каждого из знаков 26-разрядного номера счета позволяет более полно анализировать и понимать финансовые операции бюджетных и автономных учреждений.

Вопрос-ответ

Какие коды назначаются бюджетным учреждениям?

Бюджетным учреждениям назначаются коды в формате 24-разрядного номера счета, соответствующие определенным категориям учреждений. Коды позволяют идентифицировать и классифицировать бюджетные учреждения в системе бухгалтерии и финансового учета.

Какие коды назначаются автономным учреждениям?

Автономным учреждениям также назначаются коды в формате 24-разрядного номера счета, которые отличаются от кодов бюджетных учреждений. Коды помогают классифицировать автономные учреждения и отслеживать их финансовые операции в системе учета.

Какие разрядности могут иметь номера счетов учреждений?

Номера счетов учреждений могут иметь разрядность 24 или 26 разрядов. Это означает, что номер может состоять из 24 или 26 цифр, которые определяют конкретное учреждение и его категорию. Длина номера зависит от системы учета и требований организации.

Как определить категорию учреждения по его номеру счета?

Категория учреждения может быть определена по его номеру счета, который содержит соответствующий код. Коды представлены в формате 24-разрядного или 26-разрядного номера счета и позволяют идентифицировать категорию учреждения в системе учета. Коды различаются для бюджетных и автономных учреждений.

Какие существуют форматы номеров счетов учреждений?

Существуют два формата номеров счетов учреждений: 24-разрядный и 26-разрядный. 24-разрядный номер счета состоит из 24 цифр, например, 123456789012345678901234. 26-разрядный номер счета состоит из 26 цифр, например, 12345678901234567890123456. Формат номера зависит от требований системы учета и организации.

Коды счетов бюджетного учета в 2023 году

Законодательные акты, регулирующие коды счетов бюджетного учета

Бухучет бюджетников регулируется Единым планом счетов и инструкцией, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Бюджетные организации, согласно п. 2 ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Для каждой из них есть свой частный план счетов:

  • приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н применяется автономными организациями;
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н — бюджетными;
  • приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н — казенными.

Понятие «бюджетный учет» применяется только к определенным госструктурам, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет, правила которого оговорены в соответствующих планах счетов (приказы № 174н и № 183н).

В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация. Она необходима для того, чтобы можно было сопоставить данные разных бюджетов, входящих в состав бюджетной системы страны. На ее основе разработаны счета бюджетного учета. Планом счетов бюджетного учета (приказ № 157н) расшифровывается структура счетов.

Номер счета состоит из 26 цифр. Ниже рассмотрена схема, показывающая состав номера счета. Кроме того, на примере можно увидеть, как именно кодируются данные об объекте учета.

Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к Единому плану счетов (приказ № 157н), а также в таблице плана счетов бюджетного учета и п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *