Что относится к маломерным судам
Перейти к содержимому

Что относится к маломерным судам

  • автор:

Статья 1

Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 52, ст. 5581; 2007, N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2009, N 1, ст. 30; N 29, ст. 3625; 2011, N 25, ст. 3534; N 45, ст. 6335) следующие изменения:

1) в пункте 4 статьи 6 слова «спортивными и прогулочными судами» заменить словами «спортивными парусными судами, прогулочными судами, а также маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях,»;

2) статью 7 дополнить пунктами 3 — 5 следующего содержания:

«3. Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

4. Под прогулочным судном в настоящем Кодексе понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

5. Под спортивным парусным судном в настоящем Кодексе понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.»;

3) в статье 10 цифры «23, 27,» исключить;

а) в пункте 2 слова «Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге» заменить словами «реестре, в котором зарегистрировано судно»;

б) пункт 3 после слова «организация,» дополнить словами «которые удовлетворяют требованиям пункта 1 статьи 15 настоящего Кодекса,»;

а) в пункте 1 слова «регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации, указанных в пункте 1 статьи 33 настоящего Кодекса» заменить словами «его государственной регистрации»;

б) в пункте 2 слова «регистрации судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге» заменить словами «государственной регистрации судна»;

а) в абзаце первом слова «судовой книге» заменить словами «реестре маломерных судов»;

б) в абзаце четвертом слова «судовой книге» заменить словами «реестре маломерных судов»;

7) в абзаце первом пункта 1 статьи 20 слова «регистрации в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге» заменить словами «государственной регистрации»;

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Классификации и освидетельствованию подлежат суда, подлежащие государственной регистрации.»;

б) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«Классификация и освидетельствование спортивных парусных судов, а также маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

9) пункт 1 статьи 23 изложить в следующей редакции:

«1. Суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, освидетельствуются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами на соответствие требованиям международных договоров Российской Федерации.»;

10) в пункте 1 статьи 24 слова «статьи 22» заменить словами «статьи 23»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением судов, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Кодекса, должны иметь следующие судовые документы:»;

подпункт 1 после слова «свидетельство» дополнить словами «(временное свидетельство)»;

б) абзац второй пункта 2 признать утратившим силу;

12) абзац первый пункта 1 статьи 27 изложить в следующей редакции:

«1. Подлежащие государственной регистрации спортивные парусные суда, прогулочные суда и маломерные суда должны иметь следующие судовые документы:»;

13) в пункте 1 статьи 29 слово «регистрацию» заменить словами «государственную регистрацию»;

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (далее — реестры судов):

1) Государственном судовом реестре;

2) реестре маломерных судов;

3) бербоут-чартерном реестре;

4) Российском международном реестре судов;

5) реестре строящихся судов.»;

б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

«1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.»;

в абзаце первом слова «судовой книге» заменить словами «реестре маломерных судов»;

в абзаце третьем слово «Регистрация» заменить словами «Государственная регистрация»;

г) в пункте 3 слова «судовой книге» заменить словами «реестре маломерных судов»;

д) абзац второй пункта 4 после слова «Правила» дополнить словом «государственной»;

е) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов.»;

в подпункте 1 слова «подлежат регистрации» заменить словами «подлежат государственной регистрации», слова «о регистрации» заменить словами «о государственной регистрации»;

в подпункте 2 слова «на момент регистрации» заменить словами «на дату подачи заявления о государственной регистрации»;

а) в пункте 1 слово «Регистрация» заменить словами «Государственная регистрация», слова «судовой книге» заменить словами «реестре маломерных судов»;

б) в пункте 2 слово «регистрация» заменить словами «государственная регистрация»;

16) статью 35 изложить в следующей редакции:

» Статья 35. Органы, осуществляющие государственную регистрацию судов

1. Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта.

2. Государственная регистрация судов в реестре маломерных судов осуществляется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 1 февраля 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 460-ФЗ

Информация об изменениях:

17) в статье 36 слово «регистрацию» заменить словами «государственную регистрацию», слова «судовой книге» заменить словами «реестре маломерных судов»;

а) в наименовании слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в абзаце первом слова «судовой книге» заменить словами «реестре маломерных судов»;

в абзаце втором слово «Регистрация» заменить словами «Государственная регистрация», слова «судовой книге» заменить словами «реестре маломерных судов», слова «судовой книги» заменить словами «реестра маломерных судов»;

в абзаце втором слово «Регистрация» заменить словами «Государственная регистрация», слова «подтверждения регистрации» заменить словами «подтверждения государственной регистрации», слова «правилами регистрации» заменить словами «правилами государственной регистрации»;

в абзаце третьем слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

а) в наименовании слово «Регистрация» заменить словами «Государственная регистрация»;

б) в абзаце первом пункта 1 слово «Регистрация» заменить словами «Государственная регистрация»;

в) в пункте 2 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

а) в наименовании слова «судовую книгу» заменить словами «реестр маломерных судов»;

б) в пункте 1 слово «Регистрация» заменить словами «Государственная регистрация», слова «судовой книге» заменить словами «реестре маломерных судов»;

в абзаце первом слова «судовую книгу» заменить словами «реестр маломерных судов»;

в абзаце втором слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в абзаце третьем слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в абзаце пятнадцатом слова «судовой книги» заменить словами «реестра маломерных судов»;

г) в абзаце первом пункта 3 слова «судовую книгу» заменить словами «реестр маломерных судов»;

а) в пункте 1 слово «Регистрация» заменить словами «Государственная регистрация»;

б) в пункте 3 слово «Регистрация» заменить словами «Государственная регистрация»;

в абзаце первом слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в абзаце втором слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

22) в статье 41 слово «вносимых» заменить словами «подлежащих внесению», слова «судовую книгу» заменить словами «реестр маломерных судов»;

а) в наименовании слова «регистрация судна в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге» заменить словами «государственная регистрация судна»;

б) слова «Первоначальная регистрация» заменить словами «1. Первоначальная государственная регистрация», слова «в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или судовой книге» исключить;

в) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. Первоначальная государственная регистрация судна осуществляется органом государственной регистрации судна на срок не более чем три месяца с выдачей временного свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации выдается органом государственной регистрации судна взамен временного свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации не позднее чем в течение трех месяцев с момента первоначальной государственной регистрации судна при условии соответствия судна требованиям государственной регистрации.»;

24) статью 43 изложить в следующей редакции:

» Статья 43. Изменение порта (места) государственной регистрации судна

1. Порт (место) государственной регистрации судна изменяется по заявлению судовладельца. При изменении порта (места) государственной регистрации судна все сведения, содержащиеся в реестре судов, ведущемся в прежнем порту (месте) государственной регистрации судна, вносятся в реестр судов, ведущийся в новом порту (месте) государственной регистрации судна, на основании документов, переданных капитаном прежнего порта (места) государственной регистрации судна.

2. Государственная регистрация судна в реестре судов, ведущемся в новом порту (месте) государственной регистрации судна, удостоверяется вновь выданным свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судовым билетом.»;

25) статью 44 изложить в следующей редакции:

» Статья 44. Повторная государственная регистрация судна

В случае, если в результате происшествия или по любой другой причине судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов в порядке, установленном пунктом 4 статьи 33 настоящего Кодекса, и после освидетельствования судна может быть осуществлена его повторная государственная регистрация в порядке, установленном в соответствии с настоящим Кодексом.»;

26) в наименовании статьи 45 слово «регистрацию» заменить словами «государственную регистрацию»;

а) в наименовании слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в абзаце первом слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в абзаце втором слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в абзаце четвертом слово «регистрацию» заменить словами «государственную регистрацию»;

в абзаце седьмом слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в) в пункте 2 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

а) в абзаце первом пункта 1 слова «судовой книги» заменить словами «реестра маломерных судов»;

в абзаце четвертом слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в абзаце пятом слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

а) в наименовании слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

б) слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

30) в абзаце третьем статьи 76 слово «регистрация» заменить словами «государственная регистрация»;

31) в пункте 1 статьи 90 слова «капитаном морского порта в установленном порядке» заменить словами «в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта»;

в абзаце первом слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в абзаце третьем слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

б) в пункте 3 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в) в абзаце первом пункта 4 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

г) в абзаце первом пункта 6 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в абзаце первом слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в абзаце третьем слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

б) в пункте 3 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в) в абзаце первом пункта 4 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

г) в абзаце первом пункта 6 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

а) в пункте 1 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

б) в подпункте 1 пункта 2 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в) в пункте 4 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

г) в пункте 5 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

д) в пункте 8 слово «регистрации» заменить словами «государственной регистрации»;

в абзаце втором слова «судовую книгу» заменить словами «реестр маломерных судов»;

в абзаце третьем слова «судовой книге» заменить словами «реестре маломерных судов»;

б) в пункте 6 слова «судовая книга» заменить словами «реестр маломерных судов»;

36) в статье 378 слова «судовой книге» заменить словами «реестре маломерных судов»;

37) в пункте 2 статьи 380 слова «судовой книге» заменить словами «реестре маломерных судов»;

38) в пункте 2 статьи 381 слова «судовую книгу» заменить словами «реестр маломерных судов»;

а) в пункте 1 слова «судовой книги» заменить словами «реестра маломерных судов»;

б) в пункте 2 слова «судовой книги» заменить словами «реестра маломерных судов», слова «орган регистрации» заменить словами «орган государственной регистрации судна»;

40) в абзаце втором пункта 1 статьи 385 слова «регистрации судна» заменить словами «государственной регистрации судна»;

41) в абзаце третьем пункта 5 статьи 386 слова «судовой книги» заменить словами «реестра маломерных судов».

Что относится к маломерным судам

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее — внутренний водный транспорт) — один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

внутренние водные пути Российской Федерации (далее — внутренние водные пути) — пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судоходство — деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (включая операции по погрузке и выгрузке грузов и багажа, посадке и высадке пассажиров), почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судно — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

судно смешанного (река — море) плавания — судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям;

судовождение — деятельность, связанная с управлением судном;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовладелец (далее также — владелец судна) — гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения;

причал — гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;

речной порт (далее также — порт) — комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Порт (причал), в котором хотя бы одно из юридических лиц или один из индивидуальных предпринимателей осуществляет в силу закона или на основании лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом, по обращению любого физического или юридического лица, является портом или причалом общего пользования;

пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

путевые работы — дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

пункт отстоя — часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

инфраструктура внутренних водных путей — совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя судов технического флота, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, технологические сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, и иных обеспечивающих функционирование внутренних водных путей объектов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

маломерное судно — судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

прогулочное судно — судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

спортивное парусное судно — судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях;

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

администрация бассейна внутренних водных путей — организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

бассейн внутренних водных путей — часть внутренних водных путей, обособленная и имеющая общие климатические, навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и гидрометеорологические условия;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

судовой ход — часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

судоходные гидротехнические сооружения — гидротехнические сооружения, представляющее собой инженерно-технические сооружения (в том числе берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, плотины, подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели и иные объекты) и предназначенные для обеспечения установленных габаритов судовых ходов и обеспечения пропуска судов, а также комплекс таких гидротехнических сооружений;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

оператор порта или причала — транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию порта или причала, операции с грузами (в том числе их перевалку), обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров и их багажа;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

плавучий объект — несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов — комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

специальный персонал — лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами судна или членами экипажа судна;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

база (сооружение) для стоянки маломерных судов — комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.

Маломерные суда: классификация, основные типы и правила регистрации

«Маломерные суда» – это юридический термин, объединяющий множество различных типов водного транспорта. В это понятие входят яхты, спортивные катера, плавучие дома и даже резиновые надувные лодки. Впервые покупая небольшое судно для рыбалки и охоты, люди нередко теряются в юридических определениях и не знают, как правильно использовать транспортное средство. Поэтому в статье разберемся, какие категории «маломерок» существуют, как их регистрировать и что грозит за нарушение правил пользования.

Понятие маломерного судна

Изначально судами назывались и весельные лодки, и большие пароходы для речных круизов. Постепенно для удобства законодатели решили разграничивать плавательные средства. Так появилась довольно обширная группа маломерных судов. Чтобы не путаться в понятиях, если конкретное определение. Согласно N 36-ФЗ от 23 апреля 2012 года, маломерное судно – это плавательное средство не более 20 метров в длину и рассчитанное на перевозку не более 12 человек.
Под приведенное определение подпадают много видов водного транспорта для разнообразных частных нужд. Для удобства их также разделили на категории. Надзорный орган для владельцев «маломерок» – ГИМС, Государственная инспекция маломерных судов. Она является подразделением МЧС России. ГИМС следит, чтобы все плавательные средства были учтены и классифицированы, находились в исправном техническом состоянии, использовались по назначению и с соблюдением норм безопасности.

Регистрация маломерных судов

При покупке лодки или катера нередко люди не знают, нужно ли их регистрировать, и, если да, к какой категории отнести. В 2012 году ГИМС составила список плавательных средств, которые необходимо поставить на учет, это суда:

  1. Для прогулок с вместимостью до 12 пассажиров независимо от мощности моторов.
  2. Водные мотоциклы для использования во внутренних водах.
  3. Самоходные для внутренних вод с мощностью основных двигателей от 3,68 до 55 кВт или с подвесными двигателями мощностью от 3,68 кВт и вместимостью до 80 тонн.
  4. Гидроциклы для передвижения по морю.
  5. С вместимостью до 12 человек и мощностью основных моторов 3,68-55 кВт. Также на них могут быть подвесные моторы от 3,68 кВт.

Обладатели любого маломерного судна из списка должны будут сдать экзамены на воде. Это подтверждает умение управлять плавсредством. В результате государственной регистрации судов им дают водительские удостоверения. Плавсредство получает индивидуальный номер следующего вида:

АА BB RUSCC
А – кириллические буквы.
В – числа.
С – цифровой код субъекта РФ, совпадающий с автомобильным.

В тоже время есть перечень показателей судов, которые не нужно регистрировать. Это плавательные средства, весящие до 200 кг включительно с двигателем мощностью до 8 кВт (10,88 л.с.). Также не нужно регистрировать спортивные суда, длина которых до 9 метров, не оборудованные местами для отдыха и двигателем.

Если у судовладельца нет при себе водительского удостоверения или иных документов, подтверждающих его владение плавсредством, ему грозит предупреждение от сотрудников ГИМС или штраф 100 рублей. То же самое будет, если дать управлять судном лицу без прав.

В то же время в законодательстве есть противоречия. Прав на управление беспарусной байдаркой не требуется. Ведь она относится к маломерным судам с мощностью мотора от 5 лошадиных сил и менее. В то же время при передвижении по внутренним водным путям (ВВП) на беспарусной байдарке инспекторы ГИМС иногда штрафуют судоводителей именно за отсутствие прав.

Выходить на воду на маломерных судах нельзя при следующих поломках:

  1. Воздушные ящики или гермоотсеки разгерметизированы или их нет вовсе.
  2. Есть сквозные дыры в любом месте корпуса.
  3. Нет деталей для крепления руля, или он поврежден.

Все эти неисправности могут создать опасные ситуации для судовладельца и других людей. Поэтому перед использованием плавсредства их нужно устранить.

Основные элементы маломерного моторного судна

При покупке моторной лодки полезно знать, из чего она состоит. Основные части маломерного судна, на примере катера, следующие:

  1. Корпус. Это главная часть лодки, которая держит ее на воде. Именно на корпусе размещаются все остальные части. Он состоит из обшивки и набора. Набор – это каркас, состоящий из горизонтальных и вертикальных досок. Обшивка – внешние материалы. Передняя часть корпуса – бак, средняя – шканцы, задняя (кормовая) – ют.
  2. Мачта. Часть для крепления приборов: связи, огней, сигнализации. Располагается над рубкой.
  3. Каюта. Ее еще называют кубриком. Это небольшие помещения для ночевки экипажа и пассажиров.
  4. Рубка. Помещение для управления двигателем и другими узлами судна. Располагается на надстройке на палубе.
  5. Основной мотор. Агрегат, с помощью которого приводятся в движение винты или другие механизмы для перемещения судна.
  6. Надстройка. Конструкция, стены которой продолжают борта на палубе судна. Обычно надстройка занимает всю переднюю часть. В ней находится рубка.
  7. Моторная ниша. Углубление в задней части корпуса. В нем размещаются двигатель, емкости для топлива и другие сопровождающие узлы. На катерах для подвесных двигателей моторная ниша открытая, на моделях для стационарных моторов – закрытая из соображений безопасности.
  8. Надводный борт. Обшивка выше ватерлинии.
  9. Кокпит. Углубление в полу на юте катера, отделенное бортиком. Туда обычно помещают грузы. Если судно большое – экипаж или пассажиров.
  10. Леер. Трос на бортах судна, туго натянут в качестве ограждения.
  11. Фальшборт. Сплошное ограждение на носу и на корме катера.
  12. Редан. «Плавник» на днище в носовой части судна. Помогает при наборе скорости корпусу слегка подниматься над водой и переходить на глиссирование.
  13. Форпик. Небольшой отсек на носу судна.

Выучить все эти элементы, владея катером, все равно придется. Это облегчит многие вопросы использования и ремонта плав средства.

Классификация маломерных судов

По предназначению

Основной критерий, по которому можно разделить плав средства – их задачи. В зависимости от предназначения выделяются следующие группы маломерных судов:

  1. Транспортные. Используются для перевозки людей и грузов. Но в эту категорию попадает небольшая часть маломерных судов. Ведь, согласно закону, они вмещают до 12 человек.
  2. Туристические. Обычно это комфортабельные яхты с мягкими салонами, баром и палубой для принятия солнечных ванн. Но их главные двигатели имеют небольшую мощность. Они рассчитаны на неспешное передвижение по морю или внутренним водам, как правило, вдоль побережья. Бывает, что на таких яхтах есть все условия для проживания людей в течение нескольких дней и даже недель. К этой категории относятся складные байдарки и каноэ. У них нет двигателя и комфортного салона, но они тоже рассчитаны на организацию досуга туристов. Сюда же относятся прогулочные суда. Обычно это небольшая яхта с мягким или жестким тентом для защиты от непогоды и подвесным двигателем с топливным баком на 100-120 км пути. У прогулочных судов широкий кокпит для хранения вещей пассажиров. Они рассчитаны на 2-дневные плавания и 2-6 пассажиров. Также есть рубка на носу. Есть и прогулочные весельные лодки, устроенные по аналогичной схеме, но без рубки. Для ночевок их швартуют к берегу и разбивают палаточный лагерь на суше.
  3. Производственные. Большая группа плав средств для выполнения коммерческих или хозяйственных задач. Сюда входят экспедиционные, промысловые, лесосплавные и грузовые суда. Последние часто применяют, например, в сельском хозяйстве для перевозки дров, сена, скота и других ресурсов. Как правило, на них нет условий для комфортного перемещения: сидений, тентов или защитных стекол. Акцент делается на простоту конструкции, грузоподъемность и вместимость.
  4. Спортивные. Чтобы причислить судно к этой группе, оно должно быть рассчитано на конкретный вид спорта. В РФ самые популярные классы SB-350 и SC-500. С объемом двигателя 350 и 500 см3 соответственно. Для безопасности и создания равных шансов на победу к строению спортивных судов предъявляют жесткие требования. Это ограничения на размеры корпуса и использование специальных аэродинамических покрытий. Спортивные лодки рассчитаны на высокие скорости. При этом степень они не слишком комфортны. Существуют и спортивные парусные суда.
  5. Специального назначения. Это лодки для выполнения узких задач. Например, патрульные лодки спасательных служб и природоохраны.
  6. Для охоты и рыбалки. Обычно это лодки на 1-3 пассажиров. Они предназначены для быстрых дальних переходов до охотничьих угодий и рыбных мест. Обычно это легкие разборные или надувные лодки с подвесным мотором. Их можно погрузить на верхний багажник машины и подготовить к плаванию в одиночку. Маломерные суда для рыбалки и охоты должны иметь хорошую проходимость. На них приходится преодолевать мели, пороги, прибрежные камыши и небольшую растительность.
  7. Жилье на воде. Это плавучие дома с потолками до 2 метров в высоту и открытым пространством для приема солнечных ванн и отдыха. Часто они оборудованы двигателями для перемещения по акватории, иногда – нет, поэтому дома приходится брать на буксир. На плавучих домах можно передвигаться при хорошей погоде. Их конструкция предполагает небольшую осадку.

Каждая категория судов очень обширна. Но, разобрав группы подробнее, можно получить представление о примерных характеристиках плав средств.

По строению корпуса

Закон ограничивает маломерные суда только длиной не более 20 метров. В остальном конструкция корпуса может быть любой. Поэтому категорий «маломерок» очень много. По строению корпуса они делятся на:

  1. Лодки гребного типа.
  2. Катера.
  3. Моторные лодки.
  4. Яхты.
  5. Парусные суда.
  6. Гидроциклы.
  7. Байдарки.
  8. Шлюпки.

Все приведенные разновидности имеют одинаковую обтекаемую форму корпуса для снижения сопротивления воды и ветра. Но с некоторыми разновидностями. Бывают разные типы обводов, киля, днища, моторных отсеков и даже кормы. Например, существуют маломерные суда с острой задней частью. Есть реданные и безреданные модели. Первые имеют плавник на днище в передней части для перехода на глиссирование, вторые – нет.

Есть еще классификация маломерных судов по типу набора корпуса. Существуют продольные, поперечные, смешанные и безнаборные. У первых элементы обшивки идут горизонтально, у вторых – вертикально. Смешанные суда сочетают оба предыдущих типа обшивки. К безнаборным относятся резиновые и пластиковые лодки.

В плане строения корпуса «маломерки» делят также по форме обводов на остроскульные, плоскодонные и круглоскульные. Также обводы бывают тримаранного и катамаранного типов с тремя и двумя килеподобными элементами на днище, соответственно.

По конструкции двигателя

Маломерные суда имеют разные виды движителей. По этому признаку они делятся на:

  1. Лодки на винтовых моторах. Такие двигатели приводят плав средство в движение за счет вращения винтов, которых может быть несколько или один. Среди таких моторов есть бесшумные модели разной мощности. Конструкция двигателей проста, поэтому при необходимости отремонтировать можно самостоятельно в походных условиях. Относительно низкая стоимость – еще один плюс. На рынке лидируют японские модели, но можно найти и китайские почти на любой кошелек.
  2. Колесные суда. Гребные колеса были изобретены еще в древности, получили популярность в 19 веке и дошли до наших дней. Гребное колесо – это металлический каркас и равномерно расположенные лопасти (плицы), под водой находится лишь его четверть. Сверху оно покрыто кожухом, чтобы вода не разбрызгивалась вокруг. Гребные колеса могут быть установлены на корме и по бортам судна. В зависимости от этого они называют бортовыми или кормовыми.
  3. Аэролодки. Как правило, они имеют надувной корпус и воздушный винт. Он имеет от 2 до 8 лопастей и стоит на редукторе, который приводит в движение двигатель внутреннего сгорания. Сверху на винт надевается защитный кожух, для безопасности людей и самого механизма. Аэролодки с надувными корпусами могут передвигаться по зарослям прибрежной травы, льду, снегу и даже по суше.
  4. Суда с водометным движителем. Такие моторы, в отличие от винтовых, подходят для передвижения по каменистому мелководью, среди порогов и препятствий. Ведь даже при ударе мотору ничего не будет. Водозаборник устанавливают на одном уровне с днищем. Поэтому удар принимает на себя корпус. Водометные двигатели имеют множество вариантов по мощности и полностью безопасны для купающихся, рыбы и водной живности.

Есть движители, которые не относятся к двигателям. Это паруса и весла. Поэтому парусные и весельные суда также можно выделить в отдельные категории.

По типу движения

Самая распространенная классификация судов внутреннего плавания – деление на самоходные и несамоходные. Первые двигаются за счет двигателя любого типа, человеческой силы или ветра. Несамоходные суда внутреннего плавания перемещаются благодаря внешней силе, то есть на буксире. Это плоты, понтоны, паромы.

В основном по типу движения «маломерки» делят на:

  1. Водоизмещающие. Это суда с корпусом, который отталкивает воду. Так за счет архимедовой силы от удерживается на воде.
  2. Глиссирующие. Днище таких лодок скользит по поверхности воды. Поэтому сопротивления почти не ощущается. Глиссирующий ход достигается за счет реданов, подводных плавников, специальной формы днища и высоких скоростей.
  3. С подводными крыльями. Это «плавники» под днищем. Благодаря специальной конструкции на высоких скоростях у них образуется большая гидродинамическая сила. Из-за нее судно полностью поднимается над водой.
  4. На воздушной подушке. Между ней и поверхностью воды образуется воздушная прослойка. Ведь воздух туда нагоняют мощные винты. Поэтому судно движется, не касаясь воды. Это позволяют развивать высокую скорость.

Также есть классификация судов, которая делит их на гребные, парусные и моторные. Отдельно есть группа смешанного транспорта. У таких судов есть и парус, и двигатель, как правило, стационарный. Чаще это парусники, которые используют для морских прогулок вдоль берега.

По акватории плавания

В ГИМС установили разделение по местам использования малых судов. Это сделано, чтобы плав средство в соответствии с условиями района, а экипаж и пассажиры были в безопасности. Места плавания делятся на:

  1. Внутренние воды. Самая простая категория. Сюда относятся озера, реки без судоходства и пруды. На них не действуют правила ГИМС.
  2. Внутренние водные пути. Это пресные судоходные водоемы. На них действуют правила судоходства.
  3. Внутренние морские воды. Сюда относятся также территориальные моря, Онежское и Ладожское озера. В основном, это прибрежные морские зоны. Малые суда могут выходить туда, но не дальше 12 миль.
  4. Международные морские воды. Это все мировые моря. Малые плав средства могут ходить не дальше 20 миль от побережья.

Есть и отдельная классификация морских судов по местам плавания. Согласно ей, они делятся на:

  1. Портовые.
  2. Для района рейдов.
  3. Для прибрежного плавания.
  4. Морские.
  5. Океанские.

Некоторые малые суда могут отходить от берега на расстояние не больше 10 морских мила. И то при условии, что волнение меньше 4 баллов. Отдельное внимание обращается на водные пограничные зоны. В некоторых регионах использовать маломерное судно там проблематично. Требуется разрешение местных пограничников. Если оно выдано, ни в коем случае нельзя входить в зону другого государства.

По материалу

Корпус судна может быть изготовлен из разных составляющих. Свойства плав средства и даже управляемость определяет материал. Корпуса малых судов могут быть изготовлены из:

  1. Металла. Чаще всего это алюминий. Лодки и катера из него относительно легки, прочны и имеют долгий срок службы. Они неприхотливы: днище и борта легко почистить после плавания. Достаточно омыть водой. Вмятины можно выправить самостоятельно, а сквозные отверстия – запаять. На алюминиевой лодке или катере можно ходить не только по внутренним водоемам, но и в море.
  2. Пластмассы. Такие лодки непотопляемы, так как отлично держатся на воде за счет герметичных отсеков. Их цельнолитой корпус легок, прост в ремонте, не подвержен гниению, коррозии и окислению. Если из-за ударов появились сквозные отверстия, их можно заделать в домашних условиях. Будет достаточно эпоксидной смолы и отвердителя.
  3. Дерева. Эти маломерные суда гораздо менее шумные при движении, в отличие от алюминиевых и пластиковых. Это большой плюс для охотников и рыболовов. Деревянные лодки легки и сравнительно недороги. Но дерево со временем деформируется под воздействием влажности, что ведет к серьезным повреждениям корпуса.
  4. Резины. Лодки из нее очень надежно стоят на воде. После использования их можно сложить в небольшую сумку, что очень удобно. Поэтому их часто выбирают охотники и рыболовы. Однако резина постепенно разрушается от солнечных лучше. Средний срок службы такой лодки – 5 лет. После использования ее нужно тщательно просушить и покрыть тальком для хранения. Если всего этого не делать, на резине может образоваться грибок, трещины и заломы. Однако на смену резине пришел поливинилхлорид. Лодки их ПВХ лишены всех перечисленных недостатков, но стоят гораздо дороже.
  5. Армоцемента. В основе стальной корпус из прутков. На него напыляется слой цемента, который и обеспечивает герметичность. Такие лодки стоят очень дешево. Их можно изготовить в домашних условиях прямо под открытым небом. Среди недостатков армоцементных судов низкая надежность и большой вес. Их неудобно перемещать, а после ударов остаются пробоины, которые ничем нельзя заделать. Даже при слабых воздействиях остаются микротрещины. Со временем они расползаются, превращаясь в крупные пробоины.
  6. Комбинированных материалов. Другое название этих судов – RIB, Rigid Inflatable Boats. В переводе, комбинированная надувная лодка. У них жесткие борта из стеклопластика или алюминия и надувное днище. Такие лодки легко загружать на прицеп и перевозить. Пол не ходит под ногами во время плавания, а само судно отлично скользит по воде, развивая большие скорости.

Классификация актуальна для пресноводных и морских плавательных средств.

Сроки открытия и закрытия судоходной навигации

Для владельцев малых судов ГИМС устанавливает сроки, когда плавание разрешено. Этот период везде разный в зависимости от региона, его климатических условий и географических особенностей. Но везде навигация официально открывается с началом весны и закрывается осенью, с наступлением первых холодов. До ее наступления и после окончания не стоит плавать на маломерных судах. Это может просто опасно.

Уважаемые покупатели! В связи с колебаниями курса валют, идет обновление цен на выпускаемую продукцию и весь ассортимент товаров. Указанные на сайте цены могут отличаться от действительных. Просьба уточнять стоимость у менеджеров отдела продаж компании Velvette Marine.

Регистрация и учет. Освидетельствование. Классификация

Заполняя заявление для регистрации судна, на Госуслугах можно сразу оплатить госпошлину за выдачу судового билета со скидкой 30%.

Виды освидетельствования маломерных судов

К маломерным относятся суда длиной до 20 м для перевозки не более 12 человек. Это могут быть яхты, катера, гидроциклы, надувные лодки, катамараны.

Освидетельствование необходимо маломерным судам, которые подлежат государственной регистрации и используются в некоммерческих целях. Это суда с массой выше 200 кг и мощностью мотора выше 8 кВт

Осмотр и заключение делают сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам ( ГИМС )

Виды освидетельствования

Проводится по плану:

➢ судно осматривается до начала эксплуатации

➢ затем каждые 5 лет

Судно должно быть технически исправно и укомплектовано аварийно-спасательным снабжением , например огнетушителем, звукосигнальным устройством, спасательным кругом

После очередного освидетельствования в судовой билет внесут дату осмотра, подразделение ГИМС, где он проходил, и запись о годности судна к управлению. Также вы получите акт об освидетельствовании — можно выбрать бумажный или электронный формат.

Если сотрудник ГИМС выявит несоответствия — в судовой билет не будет внесена запись о прохождении освидетельствования и судном нельзя будет пользоваться. В таком случае нужно устранить выявленные нарушения и пройти осмотр снова.

Внеочередное

Проводится вне плана, если нужно:

➢ устранить повреждения, которые угрожают безопасности плавания судна

➢ отремонтировать или модернизировать судно с изменением конструкции его корпуса или двигателя

➢ перегнать судно за пределы присвоенной категории сложности района плавания

Подать заявление о внеочередном освидетельствовании и пройти его нужно до начала ремонта или перегона.

По желанию собственника при прохождении внеочередного освидетельствования можно пройти очередное.

Если покупаете лодку впервые, освидетельствование проводится в рамках регистрации судна .

Когда покупаете лодку с рук, можно управлять ею с имеющимся освидетельствованием, если срок его действия позволяет, либо пройти внеочередное — если есть желание или необходимость.

Вы можете задать вопрос инспектору или посмотреть часто задаваемые вопросы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *