Правительство назначило АНО «Институт развития интернета» оператором социальной рекламы
Организация будет следить за тем, чтобы материалы занимали до 5% всей рекламы на платформе
АНО «Институт развития интернета» назначена оператором социальной рекламы в России, сообщают «Известия». Организация будет регулировать и отслеживать распространение материалов в интернете.
В правительстве уточнили, что оператор будет получать данные об объемах размещения от сайтов и взаимодействовать с рекламодателями. Также «Институт развития интернета» будет вести учет способов и средств распространения рекламы, обеспечивать их соответствие отраслевым стандартам и требованиям онлайн-площадок.
Правительство определило оператора социальной рекламы в соответствии с законом о квоте на социальную рекламу в интернете, который Госдума приняла в апреле этого года. Согласно нему, такая реклама должна занимать до 5% от общего объма рекламы на сайте — подобные нормы уже существуют для ТВ, радио, печатной прессы.
На первом этапе оператор будет взаимодействовать с «Яндексом», Google, Mail.ru, Rambler, TikTok и Facebook, сообщили в «Институте развития интернета».
В июне Госдума также одобрила законопроект об обязательном измерении аудитории интернет-ресурсов, единого оператора выберет Роскомнадзор. Ведомство также определит методику подсчета аудитории.
Размещение социальной рекламы в рамках поправок в ФЗ «О рекламе» о маркировке интернет-рекламы
С 1 сентября 2022 года вступает в силу закон № 347-ФЗ о поправках в Федеральный закон «О рекламе».
Размещение социальной рекламы с 2021 года должно осуществляться исключительно через АНО «ИРИ», которое стало по Распоряжению Правительства РФ от 13 июля 2021 года № 1907-р единым оператором социальной рекламы в Рунете стало АНО «Институт развития интернета», если это касается размещения социальной рекламы в пределах обязательного объема, т. е. 5% общего годового объема распространяемой рекламы, о чем идет речь в п. 3 ст.10 ФЗ «О рекламе».
ФЗ «О рекламе» установлены некоторые специальные обязательства для компании — рекламораспространителя, для которого одновременно выполняются следующие условия:
— рекламораспространители распространяют рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, на принадлежащих им информационных ресурсах (сайтах в сети Интернет, страницах сайта, информационных системах и (или) программах для ЭВМ) ;
— доступ к их информационным ресурсам (сайтам, страницам сайтов, программам для ЭВМ и др.) в течение суток составляет более 100 000 пользователей, находящихся на территории РФ (* о чем Вы подтвердили в последнем письме) .
Так, компания — рекламораспространитель обязана (п. 3.13. ст.10 ФЗ «О рекламе»):
— направлять оператору социальной рекламы (*которым у нас в стране признан единолично ИРИ) сведения об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих им информационных ресурсах для формирования прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в Интернет и (или) прогнозные значения объемов распространения социальной рекламы в сети Интернет;
— бесплатно распространять на принадлежащих им информационных ресурсах социальную рекламу, предоставляемую оператором социальной рекламы на основании заключенного с ним договора в пределах обязательного объема, т. е. 5% общего годового объема распространяемой рекламы.
Таким образом, размещение социальной рекламы должно осуществляться только и исключительно через АНО «ИРИ», если это касается размещения социальной рекламы в пределах обязательного объема, т. е. 5% общего годового объема распространяемой рекламы, о чем императивно указано в п. 3 ст. 10 ФЗ «О рекламе». Распространение 5% общего годового объема распространяемой рекламы должно осуществляться на основании договора с ИРИ, как с единственным оператором социальной рекламы на основании договора безвозмездного характера, при этом такая социальная реклама должна содержать слова «социальная реклама» и указание на рекламодателя социальной рекламы, в том числе на сайт (страницу сайта) в сети Интернет, содержащие информацию о рекламодателе (п. 3.19 ст. 10 ФЗ «О рекламе»).
Однако, по смыслу норм закона, компания — рекламораспространитель, может в добровольном порядке заключать как возмездные, так и безвозмездные договоры на распространение социальной рекламы в размерах, превышающих 5% годового объема распространяемой им рекламы на основании следующего.
Обратимся к определению социальная реклама. Социальная реклама (ст. 3 ФЗ «О рекламе») — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Согласно п. 3 ст. 10 ФЗ «О рекламе» заключение договора о распространении социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле — и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.
В силу п. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора) , заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней со дня получения оферты.
Таким образом, для рекламораспространителя рекламы законом установлен предельный объем социальной рекламы — не более 5% годового объема рекламы, при этом, по смыслу нормы закона, речь идет об обязательном заключении договоров на такую рекламу в указанных пределах в порядке ст. 445 ГК РФ. Вместе с тем из п. 3 ст. 10 ФЗ «О рекламе» следует, что размещение 5% социальной рекламы является обязательным для всех рекламораспространителей, а размещение социальной рекламы свыше указанного объема может быть осуществлено в рамках добровольно принятого на себя обязательства, то есть как на возмездной так и на безвозмездной основе, при этом такая социальная реклама должна содержать слова «социальная реклама» и указание на рекламодателя социальной рекламы, в том числе на сайт (страницу сайта) в сети Интернет, содержащие информацию о рекламодателе (п. 3.19 ст. 10 ФЗ «О рекламе»).
То есть, если социальная реклама по договору с контрагентом входит в те 5% общего обязательного годового объема распространяемой социальной рекламы нашим клиентом, то она должна распространяться исключительно через ИРИ на безвозмездной основе, а если же этот договор исполняется сверх императивно предписанного законом объема распространяемой социальной рекламы, т. е. 5-ти% , то такая социальная реклама в данным контрагентом может распространяться как на основании возмездного договора, так и безвозмездного, при этом такая социальная реклама в любом случае должна содержать слова «социальная реклама» и указание на рекламодателя социальной рекламы, в том числе на сайт (страницу сайта) в сети Интернет, содержащие информацию.
Рассмотрим данную ситуацию комплексно с новыми поправкам в закон о маркировке Интернет-рекламы.
Насколько следует из формулировок нового закона о рекламе:
«3. Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, и соответствующие критериям, определенным Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
4. Обязанность, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, не распространяется на оператора социальной рекламы.»
Так как оператором социальной рекламы у нас является единолично — АНО «ИРИ», то толкуем процитированных выше нормы следующим образом: «тот лимит социальной рекламы, что проходит через оператора социальной рекламы, то есть те 5%, освобождены от маркировки рекламы, так как такая социальная реклама распространяется через АНО «ИРИ», а она у нас освобождена по закону от маркировки. А тот объем социальной рекламы, что сверх обязательного объема в 5%, который распространяется на добровольно взятых на себя возмездных/безвозмездных обязательствах, подлежат маркировке в общем порядке так как никаких специальных режимов, норм по отмене обязательства маркировать социальную рекламу в законе не предусмотрено.
Однозначно в данном механизме еще очень много белых пятен, недостаточно разъяснений и, конечно же, нет никакой судебной практики, компаниям-рекламораспространителям остается наблюдать за развивающимися событиями и оперативно реагировать на возникающие изменения.
Об Операторе
Подписан Меморандум о социальной рекламе, ставший первым шагом на пути к появлению Оператора социальной рекламы. Его заключили крупнейшие интернет-площадки России: «Яндекс», Mail.ru Group (в настоящее время VK Group) и Rambler Group, а также АНО «ИРИ» и Общественная палата России.
Принята новая редакция Закона «О рекламе», интернет-площадки с посещаемостью более 100 тысяч пользователей в сутки выделяют 5% от общего объема рекламы на рекламу социальных проектов. Размещением рекламы занимается единый оператор социальной рекламы – понятие такого оператора впервые вводится в законодательство.
Статусом Оператора социальной рекламы Правительство РФ по представлению Минцифры наделяет АНО «ИРИ».
Квотные процедуры: кабмин определил оператора соцрекламы в интернете
Правительство наделило функциями оператора социальной рекламы АНО «Институт развития интернета», сообщили «Известиям» в кабмине. Некоммерческая организация будет регулировать распространение этих материалов на сетевых ресурсах, в том числе следить, чтобы их доля составляла до 5% от общего объема рекламы, размещаемой на интернет-площадке. Одной из основных задач оператора станет не только отбор самых актуальных, но и интересных для пользователей Сети публикаций, считают эксперты. Весь процесс распределения квот на размещение соцрекламы отработают в этом году, надеются в Госдуме.
Общественная повестка
В категорию соцрекламы могут попасть многие публикации: например, те, что рассказывают о важных датах российской истории и культуры, пропагандируют здоровый образ жизни и призывают к соблюдению правил дорожного движения. Новый оператор станет своеобразным арбитром: он будет получать сведения об объемах размещения материалов от площадок-распространителей и взаимодействовать с рекламодателями, уточнили в правительстве. Кроме того, АНО «Институт развития интернета» начнет вести учет способов и средств распространения соцпубликаций в Сети, обеспечивать их соответствие общим отраслевым стандартам, а также требованиям интернет-площадок.
Распоряжение принято в соответствии с новым законом о квоте на социальную рекламу в интернете. Согласно нему, такие публикации на сетевых площадках должны занимать до 5% от общего объема рекламы. Такие же нормы уже были введены для материалов на ТВ и баннерах. Оператор соцрекламы определяется правительством по представлению Минцифры на пять лет. При этом, как говорилось в пояснительной записке к документу, интернет-компании, заказчики и производители соцрекламы могут взаимодействовать напрямую. Чтобы материалы учитывали в квоте, их нужно будет верифицировать. На первом этапе оператор будет взаимодействовать с «Яндексом», Google, Mail.ru, Rambler, TikTok и Facebook, сообщил «Известиям» заместитель генерального директора по социальной рекламе Института развития интернета Андрей Воронков.
— Мы — дополнительная возможность эффективного и централизованного продвижения проектов на интернет-площадках, — отметил он.
Отсутствие системного регулирования ограничивает доступ некоммерческих организаций к инструментам продвижения своих проектов, заявил «Известиям» один из инициаторов закона о квоте на соцрекламу в интернете, зампред комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов. Изменения были приняты для того, чтобы дать таким компаниям больше шансов быть услышанными.
— Соцреклама очень нужна, она информирует население об организациях, которые занимаются, например, поддержкой ветеранов и малоимущих. Такие объединения играют большую роль в нашем обществе. О них сейчас информация практически не доходит, потому что они не имеют возможности размещать коммерческую рекламу, а сарафанное радио — достаточно медленный путь. Любая бесплатная реклама для таких организаций необходима, — сказал депутат.
Создание единого оператора для распределения квот должно упростить процесс размещения, считает политик. Подходящие под критерии организации со всей России смогут подать заявку онлайн. Весь процесс будет отработан в этом году, надеется Андрей Свинцов.
На просторах интернета практически не было таких материалов до введения квот, поскольку они предусматривают социальную ответственность, и рекламщикам это невыгодно, сообщил «Известиям» еще один автор законопроекта, глава комитета по информполитике Александр Хинштейн. При необходимости оператор может определить, какая помощь требуется НКО для создания качественного продвижения.
Обо всем хорошем
Общественно значимую рекламу достаточно сложно определить и еще сложнее — сделать ее интересной, считает глава агентства «Социальные сети» Денис Терехов. По данным исследований, проникновение интернета в России среди более молодого населения (до 44 лет) в 2020 году превысило 90%. И к каждой подгруппе необходимо найти свой подход, отметил специалист.
— Это могут быть как добрые ролики обо всем хорошем против всего плохого, так и вирусные вещи, когда через какую-то страшилку пытаются донести мысль. Если говорить о молодежи, то с ней, конечно, нужно разговаривать на языке мемов и фотожаб. Это достаточно тонкий момент, когда нужно рассказать про основную тему, говорить на понятном языке и не скатиться до пошлости, — сказал эксперт, уверенный, что для этого потребуется очень креативная команда.
По словам бывшего советника президента России по развитию интернета Германа Клименко, практика телевидения показывает: место для подобных материалов неохотно отдают во время прайм-тайма. Еще одна сложность, с которой оператору предстоит разобраться, заключается в выборе места размещения: если с ТВ всё предельно просто, то в интернете существует множество вариаций. И это играет далеко не последнюю роль в итоговом количестве кликов. Кроме того, предстоит просчитать затратность рекламы, считает эксперт. Даже имея бесплатный доступ на размещение, соцорганизации предстоит создать качественный материал, что тоже потребует средств.
Сейчас в России постепенно унифицируют данные о продвигаемых материалах. В июле президент подписал закон о единой системе учета рекламы в интернете, над которой будет работать Роскомнадзор. Ресурс обеспечит автоматизацию процессов сбора и обработки информации о размещенных в интернете продвигаемых материалах, учет и хранение таких данных, а также доступ к ним.