Кто может работать в аптеке
Перейти к содержимому

Кто может работать в аптеке

  • автор:

Кто может работать в аптеке

Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

До 01.01.2026 установлен особый порядок получения права на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности (ст. 100 данного закона).

1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют:

1) лица, получившие фармацевтическое образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

2.1. Педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо прошедшие аккредитацию специалиста, осуществляющие практическую подготовку обучающихся в соответствии со статьей 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также научные работники, имеющие сертификат специалиста либо прошедшие аккредитацию специалиста, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья, вправе осуществлять медицинскую деятельность. На педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 389-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно по 31.12.2025 года включительно в соответствии со ст. 100 данного документа.

О продлении срока аккредитации специалиста в период прохождения им военной службы или оказания содействия в выполнении задач Вооруженных Сил РФ см. Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353.

3. Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе, форма свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе и технические требования к нему, порядок выдачи выписки о наличии в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения данных, подтверждающих факт прохождения указанным лицом аккредитации специалиста (далее — выписка о прохождении аккредитации), утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В целях обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну, Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности проведения аккредитации специалиста и признания его прошедшим аккредитацию в отношении отдельных категорий лиц.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 389-ФЗ, от 02.07.2021 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Лицо считается прошедшим аккредитацию специалиста с момента внесения данных о прохождении лицом аккредитации специалиста в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, за исключением отдельных категорий лиц, в отношении которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности проведения аккредитации специалиста и признания его прошедшим аккредитацию, в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Данные о прохождении лицом аккредитации специалиста вносятся в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в рамках ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, в соответствии со статьями 92 и 93 настоящего Федерального закона.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 312-ФЗ)

О соответствии свидетельств об аккредитации, выданных до 01.03.2023 в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, а также на территории Украины, свидетельствам, предусмотренным ч. 3.2 ст. 69, см. ст. 3 ФЗ от 17.02.2023 N 16-ФЗ.

3.2. По заявлению лица, прошедшего аккредитацию специалиста, ему выдается свидетельство об аккредитации специалиста на бумажном носителе и (или) выписка о прохождении аккредитации. Свидетельство об аккредитации специалиста и выписка о прохождении аккредитации имеют одинаковую юридическую силу при подтверждении факта прохождения лицом аккредитации специалиста.

(часть 3.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 312-ФЗ)

4. Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации специалиста.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.04.2024 ст. 69 дополняется ч. 5.1 (ФЗ от 04.08.2023 N 462-ФЗ). См. будущую редакцию.

6. Лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации полученных образования и (или) квалификации в порядке, установленном законодательством об образовании, установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, в утвержденном им порядке соответствия полученных образования и (или) квалификации квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и прохождения аккредитации специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, полученным в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях специалистов со средним медицинским или средним фармацевтическим образованием в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 275-ФЗ)

7. Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессия фармацевт: описание, особенности, где учиться

Профессия фармацевт: описание, особенности, где учиться

Фармацевт — это специалист, который имеет среднее или высшее фармацевтическое образование, изготавливает лекарственные препараты [1], а также продает их. Фармацевт знает все о компонентах в составе лекарств, их применении, противопоказаниях и побочных эффектах, хорошо разбирается в аналогах препаратов.

Наука о создании лекарств — фармакология (с древнегреческого «учение о лекарстве»). В примитивном виде она появилась еще в IV веке до н.э., когда люди открыли целебные свойства трав.

Позже фармацевты изобрели много различных веществ, не относящихся к лекарственным средствам. Например, детское питание придумал немецкий фармацевт в 1866 году, смешав молоко, сахар и муку, чтобы не дать погибнуть недоношенному младенцу. Тушь для ресниц — тоже результат работы фармацевта: ее придумал американец Терри Уильямс в 1913 году для сестры Мейбл, смешав угольный порошок и вазелин [2].

Напиток Coca-Cola изобрел фармацевт Джон Пембертон в 1886 году и запатентовал его как лекарственное средство от нервных расстройств. Некоторые полагают, что в состав входили листья коки, из которых в 1859 году был выделен кокаин, а также орехи дерева колы. Хотя компания это отрицает. Среди других заявленных создателем лечебных свойств нового напитка были исцеление от импотенции, избавление от головных и желудочных болей, а также облегчение симптомов у людей, принимавших морфин. Естественно, сейчас напиток не претендует на лечение болезней, а его первоначальный рецепт был изменен.

Как наука фармакология стала активно развиваться в XVIII веке, когда началось массовое производство лекарственных средств. А как медицинская специальность клиническая фармакология появилась в 1970 году. Тогда Всемирная организация здравоохранения создала исследовательские группы во всех странах [3].

Фото:Pexels

Что делает фармацевт

Многие ошибочно считают, что фармацевт просто продает лекарства за аптечным прилавком, но на самом деле круг обязанностей специалиста очень широк. Чем еще занимается фармацевт:

  • участвует в разработке новых лекарственных средств;
  • изготавливает препараты по рецепту;
  • определяет дозировку с учетом возраста пациента, режима приема и других факторов;
  • составляет заявки на поставку, осуществляет приемку лекарств и следит за условиями хранения;
  • ведет учет товара на складе;
  • контролирует соблюдение санитарного режима в аптеке, на складе или на заводе.

Фармацевт и провизор: в чем разница

Чтобы стать фармацевтом, достаточно среднего профессионального образования. Работать в аптеке можно уже после выпуска из медицинского колледжа или училища. Основная задача начинающего фармацевта — отпуск лекарств или помощь провизору.

Человек, закончивший высшее учебное заведение по профилю «фармация», будет называться провизором. В отличие от фармацевта, у провизора больше компетенций и больше ответственности. Он с большей вероятностью может занять руководящие должности [4].

Часто фармацевт и провизор имеют схожие обязанности, их называют работниками «первого стола»: они напрямую общаются с покупателями, продают лекарственные препараты, поддерживают порядок в аптеке.

В аптеках и на фармпроизводствах могут быть такие должности фармацевта, как:

  • фармацевт в аптеках (работник «первого стола»);
  • фармацевт-исследователь — работает в лаборатории, изучает опасные вирусы, бактерии и работу лекарств, помогает их тестировать;
  • фармацевт-производитель — работает на фармзаводе по производству медикаментов;
  • фармацевт-дистрибьютор — посредник между аптеками и фармакологическими компаниями, простыми словами, это агент по продажам.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

К положительным моментам профессии фармацевта можно отнести следующие:

  • Стабильный доход. Средняя зарплата фармацевта с опытом — ₽50–70 тыс.
  • Востребованность. На профессионалов в этой сфере всегда будет спрос, аптеки есть во всех населенных пунктах, ежегодно появляются новые сети, а на рынок приходят новые компании, выпускающие лекарственные препараты. В России на 100 тыс. человек сегодня приходится 48 аптек [5].
  • Навыки и знания. Возможность оказать первую помощь и подобрать необходимые лекарства себе и близким.

Минусы

Негативные последствия работы могут быть следующими:

  • Работа с людьми, которые могут стать источниками заражения инфекцией, а также, из-за состояния здоровья, могут быть слишком эмоциональными и раздражительными.
  • Сложные условия труда. Чаще всего это работа «на ногах», смены могут быть по 12 часов, иногда приходится работать ночью, так как некоторые аптеки работают круглосуточно.
  • Большой уровень ответственности. Риск продать человеку неподходящий препарат или препарат, который может усугубить состояние здоровья.

Фото:Unsplash

Обучение на фармацевта

Чтобы получить диплом фармацевта, нужно окончить медицинский колледж, училище, или профильный вуз. Но выбирая учебное заведение, стоит учитывать, что высшее образование требует глубокого изучения биологии, химии и других точных наук.

Обучение можно пройти очно или очно-заочно, в зависимости от того, какая форма есть в выбранном учреждении. Дистанционное обучение чаще всего смешанное — часть материала студенты проходят в учебном заведении, а часть — удаленно.

При поступлении в вуз нужно сдавать ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку [6].

В колледж абитуриентов зачисляют по средним баллам в аттестате.

Сколько учиться

Для получения среднего профессионального образования нужно учиться 3–4 года на базе 9 классов. На базе 11 классов учеба займет 2–3 года, в зависимости от программы в конкретном колледже или училище.

Чтобы получить высшее образование, нужно закончить 11 классов школы и учиться в вузе 5–6 лет. На базе среднего профессионального образования можно пройти ускоренное обучение в высшем учебном заведении — меньше стандартного на один год.

Где учиться

Медицинские колледжи есть во всех крупных городах России. Например, начать карьеру фармацевта можно, получив среднее профессиональное образование в ПМГМУ им. Сеченова (Москва) [7], Казанском медико-фармацевтическом колледже [8], Ульяновском фармацевтическом колледже [9].

Наиболее популярные вузы России, где можно получить высшее образование по направлению «Фармация», чтобы работать провизором:

  • МГУ им. Ломоносова, Москва. С 2008 года здесь преподают по специальности «Фармация» и выпускают провизоров [10]. Срок обучения — 6 лет. Студенты изучают тонкости создания и хранения лекарств, работают над решением проблемам в медицинской сфере.
  • РУДН, Москва. Срок обучения — 5 лет [11]. 90% преподавателей на факультете — кандидаты и доктора наук. В РУДН можно поступить не только по результатам экзаменов, но и выиграв отраслевую олимпиаду.
  • РНИМУ им. Пирогова, Москва. Срок обучения — 5 лет [12]. В этом вузе уделяют много внимания практике уже с начала обучения. Студенты активно участвуют в научно-исследовательской деятельности на факультете. Практика проходит как на кафедре, так и в фармацевтических компаниях.
  • РязГМУ им.Павлова, Рязань. Фармацевтический факультет в этом вузе открыли еще в 1966 году [13]. Срок обучения — 5 лет. Студенты изучают лекарственные растения, правила заготовки сырья, проходят практику в аптеках и на фармпредприятиях Рязани и других городов России.
  • ЯГМУ, Ярославль. Институт фармации открыли здесь на базе фармацевтического факультета в 2022 году [14]. В институте готовят специалистов с высшим образованием (срок обучения — 5 лет), а также со средним (срок обучения — 1 год 10 месяцев). Есть учебная комната «Модель аптеки», а также межкафедральная лаборатория с современным оборудованием.

Также существуют различные курсы переподготовки и курсы для получения дополнительной квалификации. Например, можно пройти дистанционную трехмесячную программу «Продавец-консультант аптечных организаций» в Академии дополнительного профессионального образования [15]. Слушателями могут быть выпускники медицинских колледжей и вузов.

Сколько зарабатывает фармацевт

Уровень заработной платы зависит от квалификации специалиста, места работы, опыта.

Начинающий фармацевт без опыта в регионах будет зарабатывать порядка ₽35–40 тыс., в Москве — от ₽50 тыс. Зарплата провизоров и сотрудников фармпроизводств — от ₽70 тыс. в регионах и от ₽100 тыс. в Москве.

По данным портала ГородРабот.ру средняя зарплата фармацевта на июнь 2023 года в России — ₽49 тыс. [16] Чаще всего в вакансиях встречается заработная плата ₽50 тыс. По данным другого портала — оплата труда фармацевтов еще выше: медианная зарплата — ₽67 тыс. [17]

Фото:Bloomberg

Современные технологии в профессии и тренды

Если сейчас в России работает более 70 тыс. аптек (данные на 2022 год агентства DSM Group, которое занимается исследованиями фармацевтического рынка) [18], в середине XVIII века их было всего 12. Это были необычные помещения: прилавки из красного дерева, мозаичные полы, хрустальные люстры, склады с сырьем. Фармацевты, как правило, жили в том же помещении, где находилась аптека, чтобы была возможность в любое время приготовить необходимый препарат.

Медицина и фармация претерпели сильные изменения в XX веке. Ученые сконцентрировались на изучении инфекционных, дегенеративных, хронических, онкологических заболеваний и производстве лекарственных препаратов для борьбы с ними.

Новые технологии в аптеках

Современные же аптеки можно назвать цифровыми. Методы машинного обучения позволяют прогнозировать спрос на тот или иной товар, средние остатки и обороты по определенному лекарству в конкретной аптеке. Развивается телефармация — дистанционные консультации для тех, у кого нет возможности посетить аптеку. В перспективе в аптеках могут быть внедрены биометрические технологии: они будут идентифицировать пациента, анализировать информацию о его состоянии здоровья и давать персонализированные рекомендации [19].

Технологии в разработке новых лекарств

В будущем в сфере фармакологии может появиться рынок препаратов, создаваемых по заказу небольшими партиями, в соответствии с генетическими особенностями, историей болезни, привычками, даже распорядком дня конкретного пациента.

Биотехнология, дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, тоже работает в связке с фармакологией. Появилось новое направление — фармацевтическая биотехнология [20]. Это наука на стыке биологии, генетики и генной инженерии. Продукты, которые изобретают биотехнологи для сферы здравоохранения, маркируются красным цветом. Это новейшие препараты для борьбы с опасными заболеваниями. Например, швейцарская биотехнологическая компания AveXis разработала первую и пока единственную генную терапию для лечения SMA (спинальной мышечной атрофии), одобренную для пациентов в возрасте до двух лет [21].

Использование ИИ

Искусственный интеллект также применяется не только при постановке диагноза и назначении лечения, но и в разработке и производстве медикаментов. Например, есть сервисы для проверки совместимости лекарств, предупреждения осложнений после лечения. Нейросети помогают собирать большие объемы необходимой информации и сокращают сроки разработки новых препаратов. Так, искусственный интеллект используется в прогнозировании 3D-структуры белка, при изучении взаимодействия препарата с клетками организма [22].

Что касается будущего профессии фармацевтов, некоторые эксперты считают, что эти специалисты будут также востребованы и будут нести ответственность за отпуск лекарств, но немного в другой форме. По мнению Майкла Ри, основателя и исполнительного директора Rx Savings Solutions, они будут контролировать автоматизированные устройства или роботов [23].

Фармацевт или провизор. В чем разница?

работа провизором в аптеке

Какое лекарство поможет, чем заменить препарат, которого нет в наличии, а нет ли чего-нибудь подешевле… Заходя в аптеку, мы часто задаем эти вопросы, а провизоры и фармацевты дают нам ценные советы. Кто же эти люди, которым мы доверяем свое здоровье? Действительно ли они обладают достаточной компетентностью, чтобы рекомендовать лечение без обращения к врачу?

Кто работает в аптеке?

За прилавком в аптеке стоят сотрудники, имеющие специальное фармацевтическое образование. Важно понимать: это не врачи, права проводить диагностику, назначать лечение или выписывать рецепты они не имеют, – но дать грамотный, квалифицированный совет вполне способны. В экстренных случаях сотрудники аптеки могут оказать первую помощь и вызвать врача.

Главная обязанность аптекаря – дать разъяснения по поводу препаратов:

дозировка и нормы приема (если этого нет в рецепте);

информация о безрецептурных препаратах и их цене.

Почему их называют по-разному?

Многие посетители аптек считают, что провизор и фармацевт – это разные названия одной и той же профессии. Однако это не так. Действительно, и провизор, и фармацевт работают в аптеке, носят белые халаты и разбираются в бесконечном многообразии лекарств.

Различие между этими специальностями – в уровне образовании. Провизор (код ОКПДТР – 25850) – это специалист с высшим фармацевтическим образованием. Фармацевт (код ОКПДТР: 27309) – со средним специальным образованием.

Интересно, что в Европе все наоборот: провизор является помощником фармацевта или лаборанта фармацевтического производства, а фармацевт — это специалист, имеющий высшее образование, а также магистерскую степень.

Чем занимается провизор?

При этом принято считать, что провизоры – в большей степени теоретики, чем практики. Их объем знаний широк и многообразен, и область применения этих знаний аптекой не ограничивается. Провизоры работают:

    в больницах, научно-исследовательских институтах, где занимаются разработкой новых препаратов;

на фармацевтических фабриках;

в заготовительных подразделениях фабрик (занимаются сбором и обработкой лекарственных растений), на аптечных складах и в аналитических лабораториях контролирующих органов.

в организациях, занимающихся оптовой продажей медицинских препаратов.

Как специалисты с высшим образованием, провизоры могут заниматься и преподавательской деятельностью.

Провизор может иметь две специальности:

Провизор-технолог (код ОКПДТР: 25856) специализируется на изготовлении и производстве лекарственных препаратов.

Провизор-аналитик (код ОКПДТР: 25854) контролирует их качество.

В аптеке провизор-технолог принимает рецепты и требования лечебных учреждений, проверяет правильность оформления рецептов, доз, совместимость входящих компонентов, готовит сложные лекарства, отпускает лекарства, осуществляет контроль за качеством лекарств, следит за сроками их хранения.

На провизора- аналитика в аптеке возложена функция химического и физико-химического контроля качества лекарств, изготовляемых здесь, и медикаментов, используемых для приготовления лекарств, а также методическое руководство по всем видам внутриаптечного контроля.

Что делает фармацевт?

Фармацевты (код ОКПДТР: 27309) могут продавать лекарственные средства и готовить самые простые из них по разработанной рецептуре.

Должность «младший фармацевт» (код ОКПДТР: 24237) не подразумевает работы с препаратами. В его сферу деятельности входят предметы санитарии и гигиены, ухода за больными, лекарственные травы и т. д.

В аптеках есть также должность «помощник фармацевта» – по сути, это фасовщик, в обязанности которого входит участие в приемке товара, его маркировка и раскладка по местам хранения. На эту должность обычно принимают студентов, обучающихся на профильных специальностях.

Как получить фармацевтическое образование?

Получить образование, дающее право на работу в аптеках и других фармацевтических организациях, можно как в высшем, так и в среднем учебном заведении.

В институте, академии или университете можно получить высшее образование по специальности «Фармация». Форма обучения – только очная (заочное обучение по специальности «Фармация» отменили с 2014 года). Время обучения – 5 лет.

Выпускник вуза получает возможность работать провизором (он же фармацевт высшей квалификационной категории), тогда как после среднего специального учебного заведения можно трудиться исключительно помощником провизора или фармацевтом.

Зато в колледж можно поступать как после 9-го, так и после 11 класса. Если школьник приходит после девятого класса, то обучение составляет четыре года, а если после одиннадцатого класса – три.

Существуют квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам (приказы Минздрава России от 08.10.2015 N 707н и от 10 февраля 2016 г. N 83н). Они предполагают дополнительное обучение специальности – специальные сертификационные курсы по программе послевузовского профессионального образования или обучение в интернатуре.

Где и как получить сертификат фармацевта?

Это можно сделать в том же учебном заведении, где проходило обучение – медицинском колледже или фармацевтическом факультете при медицинском университете или академии. Также можно получить сертификат и при научно-методических центрах, ведущих образовательную деятельность в дистанционном формате. Срок действия сертификата составляет 5 лет. Он действует до следующей аттестации.

Курсы повышения квалификации обязательны для каждого фармацевта не реже одного раза в 5 лет. По окончании курса сдается экзамен, результаты которого станут основанием для выдачи или продления сертификата.

Дополнительное профобразование провизора

Для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», курсы последипломного повышения квалификации организуются по трем направлениям, определенным в приказе Минздрава России №707н от 8.10.2015 г.:

    «Управление и экономика фармации» – для руководителей аптечных организаций и их структурных подразделений;

«Фармацевтическая технология» – для «провизоров» и «провизоров-технологов», а также руководителей структурных подразделений аптечных организаций;

«Фармацевтическая химия и фармакогнозия» – для «провизоров-аналитиков», а также руководителей структурных подразделений аптечных организаций.

Курсы можно пройти в различных медицинских учебных заведениях, имеющих соответствующий сертификат.

Вариантов прохождения учебных программ достаточно много: вузы предлагают, как очную, с отрывом от производства, так и очно-заочную и заочную форму обучения. Время обучения также варьируется от 1 месяца до трех.

По результатам обучения выдаются документы установленного образца: сертификат специалиста (сертификат провизора) и удостоверение о повышении квалификации, действующие на территории России в течение 5 лет.

Важно знать, что курсы профпереподготовки обязательно должны пройти все специалисты (провизоры и фармацевты), которые по той или иной причине допустили перерыв в работе по специальности на 5 и более лет и хотят вернуться к прежней деятельности. Итоговые документы, которые получают слушатели курсов, дают возможность сразу же приступить к работе по только что освоенной специальности.

Разница в должностях и карьерных перспективах

На первый взгляд, должности фармацевта и провизора не слишком отличаются. В аптеках и других организациях можно встретить провизоров и фармацевтов, выполняющих одну и ту же работу, с одинаковыми зарплатами и перспективами карьерного роста. К примеру, по закону возглавить аптеку может и провизор, и фармацевт: только провизору необходим профессиональный стаж не менее трех лет, а для фармацевтов этот срок увеличен до пяти лет. В то же время не секрет, что случаи, когда фармацевта ставят руководить государственной аптекой, довольно редки.

Многие специалисты отмечают, что фармацевты – особенно в первые годы после получения специальности – могут показаться более подготовленными, эффективными и полезными для реальной работы, чем их коллеги с высшим образованием. Однако для многих видов фармацевтической деятельности их знаний и навыков не будет хватать.

Нужно понимать, что при отсутствии необходимой вакансии специалист с дипломом провизора имеет право (по своему образованию) работать фармацевтом, а фармацевт провизором – нет. И, кроме того, наличие диплома о высшем образовании все чаще указывается как обязательное требование в большинстве вакансий.

Как фармацевту стать провизором?

Высшее образование – единственная возможность получить специальность провизора.

Фармацевт, какой бы высокой квалификацией он не обладал; сколько бы курсов повышения квалификации ни окончил и сколько бы сертификатов о переподготовке ни принес, не сможет работать провизором без соответствующего диплома. Здесь дорога одна – в вуз!

Кто может работать в аптеке

Одной из древнейших сфер человеческой деятельности является Фармация. На заре человеческой цивилизации фармация зародилась как естественная и важнейшая потребность человека в его стремлении быть здоровым. Фармаци́я – комплекс научно-практических дисциплин, изучающих проблемы создания, безопасности, исследования, хранения, изготовления, отпуска и маркетинга лекарственных средств, а также поиска природных источников лекарственных веществ.

Провизор – специалист с высшим фармацевтическим образованием, работающий в сфере производства, хранения и реализации лекарственных средств.

Провизор, как и фармацевт (специалист со средним специальным фармацевтическим образованием), является специалистом по обращению лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Среди представителей профессии провизора можно выделить несколько специализаций: различают провизоров-организаторов, организующих финансово-хозяйственную деятельность аптечных организаций, провизоров-технологов, занимающихся изготовлением лекарственных форм, провизоров-аналитиков, контролирующих качество, провизоров-менеджеров, организующих и координирующих оптовую торговлю фармацевтическими препаратами. Кроме того, в обязанности провизоров может входить контроль отпуска лекарственных средств, проверка работы аптек.

Родственные профессии

судебный химик-эксперт, фармацевт, химик-технолог

Преимущества профессии

Провизор как профессионал в области лекарственных средств может работать в отраслях: оптового и розничного оборота, производства, научных исследований, контроля качества и стандартизации медицинских препаратов, вести научно-преподавательскую деятельность в сфере высшего фармацевтического образования, в области маркетинга лекарств.

Ограничения профессии

Работа провизора очень ответственная. Ошибка в приготовлении или отпуске лекарственного средства может вызвать серьезные нарушения здоровья пациента или даже его смерть. Ненадлежащая организация фармацевтической помощи может привести к снижению общих показателей здоровья населения и ухудшению доступности медицинской помощи в целом.

Содержание деятельности

Организационно-управленческая – способность к применению основных принципов управления в фармацевтической отрасли, в фармацевтических организациях и их структурных подразделениях; участие в организации деятельности фармацевтических организаций; организация заготовки лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений; организация контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций; обеспечение деятельности фармацевтических организаций по охране труда и техники безопасности.

Фармацевтическая – обеспечение контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций; проведение экспертиз, предусмотренных при государственной регистрации лекарственных препаратов; осуществление технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств; осуществление реализации лекарственных средств в соответствии с правилами оптовой торговли, порядком розничной продажи и установленным законодательством порядком передачи лекарственных средств; организация заготовки лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений; обеспечение хранения лекарственных средств; осуществление перевозки лекарственных средств; выявление фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств; участие в процедурах ввоза лекарственных средств в РФ и вывоза лекарственных средств из РФ; проведение экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов; участие в экспертизах, предусмотренных при государственной регистрации лекарственных препаратов; проведение контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций; оказание консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата; проведение информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Научно-исследовательская – анализ и публичное представление научной фармацевтической информации; участие в проведении научных исследований; участие во внедрении новых методов и методик в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств.

Инструмент деятельности

Используется специальное высокотехнологичное оборудование, реактивы для производства, контроля качества и отпуска лекарств, справочники.

Требования к знаниям и умениям специальности

Провизор должен знать химию и смежные медико-биологические дисциплины; фармацевтические специальные дисциплины; правоведение, экономику; бухгалтерское дело; маркетинг; психологию, менеджмент.

Квалифицированный специалист должен знать

– законы и законодательные акты РФ, нормативно-методические материалы Минздрава РФ, международное право, регламентирующие правила обращения лекарственных средств, правила и принципы организации фармацевтической деятельности, фармацевтического менеджмента, маркетинга, контроль качества лекарственных средств, правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств;

– международные стандарты, обеспечивающие качество лекарственных средств;

– государственное нормирование производства и контроля качества лекарственных средств;

– теоретические основы фармацевтической информации, современные информационные технологии;

– принципы работы на персональной вычислительной технике с использованием современного программного обеспечения;

– правила и нормы санитарно-гигиенического режима и противоэпидемического режима;

– принципы фармацевтической этики и деонтологии.

Квалифицированный специалист должен уметь

– решать задачи по оказанию квалифицированной, своевременной, доступной, качественной фармацевтической помощи, а также по обеспечению гарантий безопасности использования лекарственных средств;

– разработать и изготовить лекарственные средства в различных лекарственных формах;

– организовывать информационное обеспечение по контролю качества лекарственных средств;

– обеспечивать экологическую безопасность производства и применения лекарственных средств;

– пользоваться нормативной документацией, методическими материалами и инструкциями по контролю качества лекарственных средств;

– проводить организационно-экономические исследования для оптимизации процессов оказания фармацевтической помощи;

– дать общую характеристику инновационной, инвестиционной, ценовой политики государства и/или предприятия на фармацевтическом рынке;

– реализовывать управленческие процедуры по реализации основных процессов на фармацевтическом рынке (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль);

Профессионально важные качества

– хорошее развитие долговременной памяти (способность долго хранить в памяти нужную информацию);

– высокое развитие образной памяти;

– помехоустойчивость внимания, высокий уровень распределения и переключения внимания;

– развитая тактильная (кожная) и двигательная память;

– склонность к анализу;

– математические, логические способности;

– высокий самоконтроль, ответственность.

– хорошая зрительная память;

– хорошая способность к различению цветов, запахов,

– практическое и логическое мышление.

Медицинские противопоказания

Противопоказания к специальности являются аллергические заболевания; заболевания опорно-двигательного аппарата; снижение двигательных функций рук и пальцев; психические и инфекционные заболевания.

Условия труда

Работа происходит преимущественно сидя или стоя, с использованием специальных инструментов. Как правило, это спокойная деятельность, хотя работа провизора зачастую связана с общением с людьми. Вредными условиями труда являются постоянное столкновение с вредными химическими веществами и заболевшими людьми (в случае, если рабочее место провизора находится в аптеке).

Области применения профессии

Провизор может работать в аптеках, фармацевтических фирмах, аптечных базах и складах, центрах контроля качества и сертификации лекарственных средств, научно-исследовательских институтах, предприятиях биотехноло-гической и микробиологической отраслей, сфере фармацевтического бизнеса, образовательных учреждениях.

Предприятия г. Якутска и Республики Саха (Якутия), на которых используется труд специалиста. Основные работодатели

– муниципальные аптеки г.Якутска и Республики Саха (Якутия)

– лечебно-профилактические учреждения республики, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность

– Частный бизнес, филиалы национальных дистрибьюторов (оптовиков)

Перспективы карьерного роста

Для совершенствования профессионального уровня для провизоров проводятся последовательная специализация и повышение их квалификации по дисциплинам фармацевтического профиля.

Начальная ступень карьеры провизора − это работа в аптеке в должности провизора. В дальнейшем возможен рост по административной линии (например, стать заведующим аптекой или менеджером). Можно заниматься производством медикаментов, участвовать в разработке новых препаратов. Очень хорошим вариантом карьеры считается устройств в международную корпорацию, занимающуюся производством и/или разработкой лекарств. Также после получения дополнительного медицинского образования специалист может продолжить дальнейшую карьеру как врач, клинический фармаколог. Возможно основание собственного бизнеса, но он, как правило, связан лишь с поставками и продажей лекарств, выйти же на уровень их производства или разработки индивидуальному предпринимателю крайне сложно.

Код ОКСО, наименование специальности

Образовательная организация высшего образования, учебное подразделение, контактные данные

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова», Медицинский институт, ул. Ойунского, 27, тел/факс: 8(4112)36-30-46

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *