Кем производится обслуживание аккумуляторных батарей?
152. Обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств должно выполняться работниками, имеющими группу по электробезопасности не ниже III в соответствии с требованиями Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок . 153.
В дальнейшем порядок обслуживания аккумуляторной батареи будет зависеть от ее емкости и типа электрического генератора. Хотя удобнее всего использовать совместимые с аккумулятором автоматические или полуавтоматически зарядные устройства, специалисты все же рекомендуют ручной способ.
Текущее техническое обслуживание аккумуляторной батареи заключается в проверке чистоты корпуса аккумуляторной батареи и, при необходимости, добавлении в нее чистой воды.
После восполнения энергии выполняют и профилактическое обслуживание аккумуляторных батарей, которое вновь сводится к оценке внешнего состояния блока, рабочих параметров и т.д. Капитальный ремонт также может предусматривать и операции по замене баков, ушек электродов, стеллажей и других функциональных компонентов аккумулятора.
Параметры нагрузки определяются номинальной емкостью проверяемой аккумуляторной батареи. Номинальная емкость аккумуляторной батареи характеризуется величиной пускового тока, который способна обеспечить аккумуляторная батарея при температуре 0°Ф (-18°С) в течение 30 секунд.
Как обслуживать аккумуляторные батареи?
При техническом обслуживании необходимо очищать батарею от пыли и грязи. Необходимо протирать поверхность батарей 10% раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после чего вытереть чистой сухой ветошью, просушить. Чистить аккумуляторы можно только после отключения их от зарядного устройства.
Какую группу по электробезопасности должен иметь работник обслуживающий аккумуляторные батареи и зарядные устройства?
Ответ на вопрос: У работника, занимающегося ремонтом и обслуживанием аккумуляторных батарей, должна быть III группа по электробезопасности, в соответствии с пунктом 2.1.6.1 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда России от 12.05.2003 № 28.
Кем устанавливается количество контрольных элементов аккумуляторных батарей?
Количество контрольных элементов устанавливает ответственный за электрохозяйство Потребителя в зависимости от состояния аккумуляторной батареи, но не менее 10% количества элементов в батарее.
Что должно быть в аккумуляторном помещении?
в зарядном отделении для кислотных батарей должны быть: раковина с водой, полотенце, мыло, вата, емкости с 5 — 10% раствором питьевой соды. зарядное отделение щелочных аккумуляторов оснащается умывальником с водой, полотенцем, мылом, ватой, емкости с 5 — 10% раствором питьевой соды и 2 — 3% раствором борной кислоты.
Когда нужно обслуживать аккумулятор?
Необходимо узнать дату производства аккумулятора Примерно оценить уровень заряда нового аккумулятора вы сможете с помощью вольтметра. Напряжение полностью заряженной аккумуляторной батареи составляет 12,6─12,9 вольта. Если напряжение АКБ менее 12,5 вольт, то её нужно обязательно подзарядить перед использованием.
Как часто нужно обслуживать аккумулятор?
Периодическую зарядку автомобильного аккумулятора следует проводить 1 раз в 3 месяца. Зимой, особенно в холодном климате, зарядку нужно делать раз в месяц. Точнее, этот процесс можно назвать не зарядкой, а подзарядкой.
Чем отличается 3 и 4 группа по электробезопасности?
В общем случае, для работ с электроустановками напряжением менее 1000 В (или выше, но в составе бригады) присваивается группа III (для ответственного за электрохозяйство — IV), до и выше 1000 В — группа IV или V (для ответственного — V).
Что не допускается при работе с аккумуляторными батареями?
Категорически запрещается: вынимать бутыль с серной кислотой из корзины или обрешетки за горловину; переносить бутыли с кислотой без корзины или обрешетки; переливать кислоту из бутылей одному человеку без приспособлений; вливать воду в кислоту при приготовлении электролита.
Кто назначается ответственным за электроустановки потребителя?
Ответственный за электроустановки и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов потребителя. При наличии у потребителя должности главного энергетика обязанности ответственного за электроустановки возлагаются на него.
В каком режиме должны эксплуатироваться аккумуляторные батареи?
2.4. Аккумуляторные батареи должны эксплуатироваться в режиме постоянного подзаряда. Подзарядная установка должна обеспечивать стабилизацию напряжения на шинах батареи с отклонением ±1-2%. Дополнительные аккумуляторы батарей, постоянно не используемые в работе, должны иметь отдельное устройство подзаряда.
Кем производится обслуживание аккумуляторных батарей? Ответы пользователей
Для поддержания батареи в исправном состоянии должно постоянно производиться профилактическое техническое обслуживание. Обслуживание аккумуляторных батарей .
Вопрос 260. Кем должно выполняться обслуживание аккумуляторных батареи и зарядных устройств?
Инспекторские осмотры проводят два работника: лицо, обслуживающее батарею, и ответственное лицо инженерно-технического персонала. Инспекторские осмотры проводят .
Обслуживание и ремонт выпрямительных установок и двигатель-генераторов, входящих в установки постоянного тока с аккумуляторной батареей, должны .
Кем должно выполняться обслуживание аккумуляторных батареи и зарядных . На какую глубину допускается производить рыхление грунта над .
Помещения, в которых производится заряд аккумуляторов при напряжении более 2,3 В на элемент, относятся к взрывоопасным класса В-1А. Помещения аккумуляторных .
Техническое обслуживание батарей аккумуляторов проводят комплектом Э-401. При ТО-1: Осматривают батареи, при наличии трещин в баках батарею сдают в ремонт.
автомобильная АКБ] ) — тип электрической аккумуляторной батареи, применяемый на . Кем производится обслуживание аккумуляторных батарей?
Обслуживание свинцово-кислотных аккумуляторных батарей . Общее техническое обслуживание автомобильного аккумулятора данного типа производится в том же .
Кем производится обслуживание аккумуляторных батарей? Видео-ответы
Техническое обслуживание и хранение аккумуляторных батарей.
Техническое обслуживание и хранение аккумуляторных батарей. Техническое обслуживание. Аккумулятор.
Техническое обслуживание АКБ
Но теперь давайте посмотрим саму процедуру как проводится техническое обслуживание аккумуляторной батареи для .
Как обслужить аккумулятор? (профилактика)
Полная инструкция по обслуживанию АКБ, для долгой работы. * Популярные товары из видео: Тестер KONNWEI KW210 .
Судовой электрик. ТО-1 и ТО-2 аккумуляторов. Применение ареометра. Зарядка аккумуляторных батарей.
В данном видео показан процесс выполнения технического обслуживания №1 и №2 аккумуляторных батарей аварийного .
Обслуживание,ремонт и зарядка грузовых 190 А/ч аккумуляторных батарей.Часть первая.
Ролик о том как я работаю с грузовыми аккумуляторными батареями.Уважаемые подписчики,если возникнуть вопросы по .
Об авторе
Иван Быстров
Здравствуйте! Меня зовут Иван Быстров, и я главный редактор этого сайта. Мне 32 года, я живу в Ярославской области России. Я всегда увлекался автомобилями, всегда хотел узнать больше, но зачастую не мог найти ответы на свои вопросы. Это сподвигло меня на создание проекта, где будет собрано воедино максимальное количество вопросов про автомобили, и на каждый из них будет предложен грамотный ответ! Очень надеюсь, что мой труд поможет всем получить новые знания быстро и без лишних затрат энергии!
Кто может производить обслуживание аккумуляторных батарей: Вопрос: Кто имеет право проводить обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств? : Смотреть ответ
Кто имеет право проводить обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств?
В данной инструкции изложены основные функции сайта, и как ими пользоваться
Вы находитесь на странице инструкции сайта Тестсмарт.
Прочитав инструкцию, Вы узнаете функции каждой кнопки.
Мы начнем сверху, продвигаясь вниз, слева направо.
Обращаем Ваше внимание, что в мобильной версии все кнопки располагаются, исключительно сверху вниз.
Итак, первый значок, находящийся в самом верхнем левом углу, логотип сайта. Нажимая на него, не зависимо от страницы, попадете на главную страницу.
«Главная» — отправит вас на первую страницу.
«Разделы сайта» — выпадет список разделов, нажав на один из них, попадете в раздел интересующий Вас.
На странице билетов добавляется кнопка «Билеты», нажимая — разворачивается список билетов, где выбираете интересующий вас билет.
«Полезные ссылки» — нажав, выйдет список наших сайтов, на которых Вы можете получить дополнительную информацию.
В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.
- Первая кнопка выводит форму входа в систему для зарегистрированных пользователей.
- Вторая кнопка выводит форму обратной связи через нее, Вы можете написать об ошибке или просто связаться с администрацией сайта.
- Третья кнопка выводит инструкцию, которую Вы читаете.
- Последняя кнопка с изображением книги ( доступна только на билетах) выводит список литературы необходимой для подготовки.
На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.
С уважением команда Тестсмарт.
Кто имеет право проводить обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств?
Ответы по электробезопасности на экзаменационные вопросы и билеты Ростехнадзора 2020 года, для подготовки электротехнического и электротехнологического персонала организаций, осуществляющего эксплуатацию электроустановок потребителей (2, 3, 4, 5 группы по электробезопасности до и выше 1000 В), поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, к аттестации на Едином портале тестирования (ЕПТ) по блоку — ЭБ. Проверка знаний правил работы в электроустановках.
Правильный ответ выделен зеленым цветом.
Кто имеет право проводить обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств?
• Специально обученный персонал, имеющий II группу по электробезопасности
• Любой работник из числа электротехнического персонала, имеющий III группу по электробезопасности
• Специально обученный персонал, имеющий III группу по электробезопасности
• Специально обученный персонал, имеющий IV группу по электробезопасности
Выдержка из нормативной документации:
ПОТЭЭ — Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок
35.12. Обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств должно выполняться специально обученными работниками, имеющими группу III.
Правильные ответы на аттестационные вопросы 2020 года, на сайте Олимпокс ПРО, сопровождаются пояснением из нормативной документации по которым составлены тесты Ростехнадзора и Олимпокс.
Пройти онлайн тестирование и подготовку к аттестации в Ростехнадзоре для руководителей и специалистов электроэнергетических предприятий по блоку ЭБ. Общие вопросы эксплуатации электроустановок потребителей, можно на сайтах Тест 24.ру и специализированном сайте для специалистов Промбез 24. Для прохождения тестирования не требуется регистрация, все тесты с изменениями 2020 год по курсам — ЭБ 1260.9, ЭБ 1259.8, ЭБ 1258.8, ЭБ 1257.8, ЭБ 1256.8, ЭБ 1255.8, ЭБ 1254.8 и ЭБ 1547.3, доступны бесплатно.
Обслуживание аккумуляторных батарей СONBAT. Тестеры и разрядные устройства. Мониторинг АКБ
- Остаточная емкость аккумуляторной батареи менее 80 % от номинальной (для SLA).
- Остаточная емкость N-Cd аккумуляторной батареи менее 60 % от номинальной или время автономной работы не соответствует проектному значению
- Вышел срок службы аккумуляторной батареи.
- Имеются внешние механические повреждения, нарушения целостности или геометрии баков (трещины, сколы, вздутие).
- Имеются внутренние повреждения аккумуляторных батарей (короткие замыкания, отрыв борнов от платин и т.д.), подтвержденные инструментальным контролем.
- Наличие следов утечки электролита через стык бака аккумулятора с крышкой, а также через места крепления выводов и предохранительных клапанов у герметизированных аккумуляторов.
- Количество циклов заряда-разряда достигло максимального значения для данной батареи (для аккумуляторных батарей работающих в режимах циклических разрядов должен вестись учет количества отработанных циклов).
- Наличие следов утечки электролита через стык бака аккумулятора с крышкой, а также через места крепления выводов и предохранительных клапанов у герметизированных аккумуляторов.
Демонтированные аккумуляторные батареи, емкость которых более 90 % для SLA и более 80 % для Ni-Cd, могут пополнить запас ЗИП для оперативной замены аналогичных аккумуляторов в других СБП.
Вышедшие из строя аккумуляторы, в отличие от большинства обычных товарно-материальных ценностей, превращаются не просто в отходы, а в опасные отходы. Утилизацией таких отходов занимаются специализированные предприятия и организации, получившие соответствующую лицензию на осуществление такой деятельности (по вопросам утилизации АКБ вы можете обратиться к нашим специалистам).
Ремонт аккумуляторных батарей — Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей
К характерным неисправностям свинцовых аккумуляторных батарей относятся: повреждение баков (трещины, отколы), крышек, выводных штырей и перемычек, коррозия решеток положительных пластин, сульфатация пластин, повышенный саморазряд. Большинство неисправностей появляется в результате нарушения правил технического обслуживания и эксплуатации батарей.
Аккумуляторная батарея, поступающая в ремонт, предварительно очищается от загрязнений. Затем ее осматривают для установления внешних дефектов: трещин бака и крышек, растрескивания и отслаивания мастики, окисления контактов, состояния выводных штырей и перемычек. Ремонту с разборкой подлежат батареи, если бак имеет сквозные трещины или крышки отдельных элементов расколоты, или при испытании под нагрузкой напряжение хотя бы на одном элементе падает до нуля менее чем за 5 с. При этом работоспособность этого элемента не восстанавливается после промывки дистиллированной водой и проведения тренировочного цикла разряда — заряда.
Пластины разобранных аккумуляторов можно ремонтировать при следующих условиях: стрела прогиба покоробившихся пластин не превышает 3 мм;
количество пустых ячеек и сквозных отверстий в решетке не превышает двух и они находятся не под ушками пластин;
активная масса выпала не более чем из семи ячеек без образования сквозных отверстий;
толщина пластины, заполненной активной массой, не превышает более чем на 0,5 мм толщину решетки;
в решетке нет надломов и трещин; положительные пластины имеют цвет от черного до темно-коричневого, мягки на ощупь и на них нет белых пятен;
отрицательные пластины имеют светло-серый цвет без зеленого налета, а их масса плотно прилегает к решеткам; при проведении по пластинам острием ножа на них остается блестящий след.
Баки можно использовать при сборке, если их стенки и внутренние перегородки не имеют сквозных трещин и раковин, а также значительных вздутий и короблений. При этом сколы на наружных стенках, углах и ребрах не превышают глубины 3 мм и площади 2 см 2 . Последние устраняют разделкой и заполнением пластмассой. Сепараторы могут быть использованы повторно, если они не имеют трещин, местных почернений и равномерны по толщине. Их необходимо очистить от налета сульфата, тщательно промыть и просушить.
При капитальном ремонте аккумуляторную батарею полностью разбирают. Перед разборкой производят наружную чистку, внешний осмотр, разряд (при необходимости) и слив электролита. Затем батарею разбирают, детали промывают и сушат, выявляют неисправности, устанавливают способ ремонта и изготовления отдельных деталей.
Перед разборкой рекомендуется аккумуляторную батарею разрядить током от 1/20 до 1/10 емкости батареи до напряжения 1,7—1,75 В на одном аккумуляторе.
При разборке осуществляют: снятие межэлементных соединений (перемычек) и удаление выводных клемм, удаление уплотнитель- ной мастики, снятие крышек, извлечение блоков пластин в сборе, разделение блоков пластин на полублоки, мойка деталей и бака.
Снятие межэлементных соединений производится после высверливания выводных штырей специальной трубчатой фрезой, вставленной в коловорот (рис. 87, а, б). Перед обработкой штырь накернивают и засверливают по центру для создания направления центрирующей части фрезы. Освобожденную перемычку снимают съемником. Для удаления заливочной мастики, предварительно подогретой с помощью нагревательного колпака (рис. 88, а, б), применяют деревянные лопатки. Можно удалять мастику предварительно нагретыми до 180—200°С металлическими лопатками или нагревательной лопаткой, устроенной аналогично электрическому паяльнику.
Крышки аккумуляторов снимают специальным съемником (рис. 89). У фигурных пластмассовых крышек предварительно высверливают выводные штыри (рис. 90), освобождая их от свинцовых втулок.
Для извлечения пластин из бака применяют специальный захват (рис. 91), губки которого плотно зажимают свободные концы выводных штырей. После извлечения пластины устанавливают на 2—3 мин на крае бака для стекания электролита, а затем промывают в дистиллированной воде. Сепараторы удаляют (рис. 92) тонкой пластиной из органического стекла или пластмассы, а поверхность пластин очищают от остатков разрушившихся сепараторов. Негодные пластины заменяют другими. При замене 1—2 пластин рекомендуется ставить бывшие в употреблении пластины. При замене большего количества пластин необходимо заменить весь блок пластин исправным, взяв его из разобранной ранее, бывшей в употреблении батареи того же типа.
После восстановления и изготовления деталей батарею собирают. Производят сборку полублоков и блоков пластин, отдельных аккумуляторов батареи и заливку электролитом с последующим зарядом. В один полублок необходимо подбирать однотипные, одинаково изношенные пластины. При сборке применяют приспособление (рис. 93). обеспечивающее установку пластин на одинаковом расстоянии друг от друга. К- выступающим концам ушек пластин приваривают угольным электродом баретку. Электрод соединяют с отрицательным полюсом батареи (напряжение 12 В, емкость не менее 100 А/ч), а деталь — с положительным полюсом. В качестве присадочного материала используют пруток свинца, а флюсом служит стеарин.
При установке полублоков следует проследить, чтобы каждая положительная пластина была расположена между двумя отрицательными, а при установке сепараторов — ребристая сторона их была бы обращена к положительной пластине. У комбинированных сепараторов стекловойлок или хлорвинил должны находиться между положительной стороной и ребристой поверхностью сепаратора.
Собранные блоки устанавливают в отделения бака аккумуляторной батареи. Пластины должны входить в отделение бака с некоторым усилием. Если они не входят, то их обжимают под прессом или в тисках. Если пластины входят слишком свободно, то устанавливают для уплотнения дополнительные сепараторы. При установке крышек зазоры должны быть уплотнены асбестовым шнуром. Вольтметром проверяют, нет ли коротких замыкании. Отдельные аккумуляторы соединяют в батарею. На выводные клеммы блоков пластин надевают и приваривают межэлементные соединения. Наплавку выводных клемм свинцом осуществляют при помощи специальных форм (рис. 94), имеющих определенный размер для положительных и отрицательных штырей. Собранные батареи заливают мастикой с температурой 175—180°С. Состав мастики: битум нефтяной № 5 — 70%, авиационное масло МК-22 — 20% и сажа — 10%.
После сборки аккумуляторные батареи заливают электролитом. Плотность электролита при разряженной батарее 1,125 г/см 3 , при заряженной батарее — 1,32 г/см 3 . Уровень электролита должен быть выше пластин на 10—15 мм. Затем батарея должна постоять 4—6 ч для того, чтобы пластины хорошо пропитались электролитом. Затем осуществляют проверку уровня электролита и при необходимости доливают его. Батарея должна быть полностью заряжена током (величина тока устанавливается техническими условиями) до обильного выделения газов и постоянства напряжения в течение 2 ч
Температура электролита при заряде не должна превышать 45°С. Для охлаждения электролита заряд прерывают. В конце заряда плотность электролита доводят до 1,280— 1,285 г/см 3 при температуре 25°С. Для этого резиновой грушей удаляют часть электролита и вновь доливают дистиллированную воду или электролит, добиваясь нужной плотности электролита в каждом аккумуляторе. Все отремонтированные аккумуляторные батареи испытывают на герметичность и на величину напряжения под нагрузкой. Выборочно проверяют величину электрической емкости батарей. Испытания осуществляют в соответствии с разработанными техническими условиями. Проверку аккумуляторных батарей под нагрузкой удобно проводить прибором НИИАТ модели ЛЭ-3 (рис. 95).
Обслуживание авто аккумуляторов
Любому водителю со стажем знакома ситуация, при которой, в самый неподходящий момент, автомобиль или мотоцикл отказываются заводиться. Причина 99% случаев до обидного проста – разрядился аккумулятор. Чтобы избежать неприятной ситуации, расскажем, как обслуживают авто аккумуляторы в Краснодаре. Хотя, статья будет полезна всем автолюбителям, независимо от места жительства.
Техническое развитие автомобилестроительной отрасли постоянно приносит новшества, еще вчера казавшиеся фантастикой. Не обошли новые веяния конструкцию авто аккумуляторов. Около 90% всех аккумуляторов для авто являются необслуживаемыми – то есть, у владельца отсутствует возможность непосредственно контролировать уровень и плотность электролита, нет необходимости доливать кислоту или дистиллированную воду. Но не отпадает обязанность следить за целостностью батареи, регулярно контролировать уровень заряда авто АКБ. При высокой степени разряда – принудительно заряжать с использованием зарядного устройства, не надеясь на автоматику заряжания от генератора автомобиля.
Регулярное обслуживание авто аккумулятора позволяет продлить срок эксплуатации на 50-100%, по сравнению с установленным производителем. При минимальных трудозатратах получается солидная экономия средств, ведь стоимость источника тока весьма значительна.
Большинство рекомендаций по обслуживанию касается обслуживаемых батарей, но некоторые советы могут быть применены к необслуживаемой продукции, даже к гелиевым.
Контроль уровня электролита
Осуществляется визуально, путем откручивания пробок на верхней крышке или с помощью щупа, погружаемого в банку с электролитом. Критическим является уровень, при котором становятся видны свинцовые пластины. Необходимо срочно доливать воду или стандартизированный электролит, иначе пластины начнут разрушаться. Аккумулятор выйдет из строя.
Контроль плотности электролита
Осуществляется с использованием прибора/комплекта, продающегося в автомагазинах – ареометра. Если батарея не заряжается до полных значений, необходимо удостовериться, что электролит соответствует требованиям ТУ. Для этого откручивают пробки на всех банках. Последовательно забирают жидкость из каждой из них и определяют ареометром плотность. Если требуется доливать в электролит дистиллированную воду, её количество определяют по таблице, прилагаемой к ареометру.
Измерение плотности производят через 2-3 часа после полной зарядки. Значения должны быть: 1,27–1,29 г/см 3 .
Контроль степени заряженности
Эту манипуляцию можно проводить как с обслуживаемыми, так и с необслуживаемыми изделиями. Регулярная проверка уровня заряда рекомендуется владельцам авто, эксплуатирующим технику в черте города, совершающим короткие поездки от дома до работы, при которых общий километраж без остановок не превышает 100 километров.
Частые остановки с выключением двигателя и старт, с последующим перемещение на короткое расстояние — сильно разряжают АКБ. Он не успевает зарядиться от генератора во время движения. Потребленная при запуске двигателя емкость полностью восстанавливается от генератора при поездке на расстояние 100-150 км. Постепенно нарастает разряд батареи, который необходимо компенсировать, зарядив её с помощью ЗУ от сети 220 вольт.
Контроль бортовой сети
В современных автомобилях функция контроля возложена на бортовой компьютер. Вмешательство в его работу нежелательно. Но, есть немало владельцев авто, которые с полным правом могут быть отнесены к «раритетным». Они не обременены электронными средствами контроля систем. В таких автомобилях приходится контролировать напряжение электрической цепи, поскольку, именно от него зависит, насколько успешно будет заряжаться аккумулятор от генератора автомобиля.
Проверку проводят цифровым мультиметром, выставленным в режим измерения напряжения постоянного тока. Измерение производят на клеммах аккумулятора, при работающем двигателе. Должно быть отключено энергоёмкое электрооборудование:
- печь:
- обогреватели окон и сидений;
- акустические системы;
- щетки стеклоочистителей и другие электроприборы.
Показания прибора должны варьироваться от 13 до 14,4 Вольта. Такое напряжение свидетельствует об исправности электропроводки и достаточном напряжении для зарядки.
Вывод
Обслуживание аккумуляторных батарей, вне зависимости от их конструкции, позволяет продлить срок эксплуатации. Одновременно, диагностика АКБ может выявить проблемы электрооборудования автомобиля, влекущие быстрый разряд батареи или отсутствие заряда. Действия не сложные, не требующие ежедневного исполнения. Достаточно проверять работоспособность АКБ один раз в 3-4 недели, и она прослужит дольше, чем гарантировал производитель. Это проще, чем купить АКБ в Краснодаре.
Профессиональное техническое обслуживание аккумуляторных батарей и АКБ в Санкт-Петербурге.
Для проведения технического обслуживания аккумуляторных батарей должно быть подготовлено специальное рабочее место. Важно правильно подобрать помещение. Оно должно соответствовать всем требованиям, к примеру, в наличии должна быть принудительная вытяжная вентиляция, которая будет выбрасывать загрязненный воздух в помещении непосредственно на улицу. Если количество обслуживаемых аккумуляторных батарей небольшое, то можно использовать специальные вентиляционные шкафы, если же много – то рекомендовано иметь два помещения. В первом необходимо выставить зарядное оборудование, во втором – расположить оборудование для обслуживания АКБ. В первом помещении, где производится зарядка, должна находиться принудительная вытяжная вентиляция.
Важно: во время технического обслуживания аккумуляторных батарей на момент зарядки специалист должен находиться в другом помещении и не заходить в него до полного отключения зарядного устройства и вентилирования помещения.
Также в помещении должна рядом находиться вода, так как специалисту предстоит работать с кислотой и в случае попадания на одежду либо оголенный участок кожи, ее нужно сразу же смыть холодной водой. При соблюдении вышеперечисленных требований и условий специалисты гарантированно проведут качественное обслуживание АКБ.
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей: этапы работы
На рабочем месте должно находиться рабочая жидкость, рекомендовано использовать электролит, дистиллированную воду и раствор, который будет нейтрализовать кислоту. При этом все емкости важно подписать. Также важно иметь трубку для измерения уровня электролита, термометр для измерения его температуры, ареометр, вольтметр или мультиметр для того, чтобы произвести измерения напряжения и нагрузочной вилки.
Мастеру важно позаботиться о защите тела, надев спецодежду: очки, резиновый фартук, перчатки (резиновые и прорезиненные).
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи начинается с проверки тока утечки по корпусу аккумулятора. Для этого используется вольтметр в диапазоне 20 вольт.
Важно не создавать между клеймами батарей короткого замыкания. Подключать аккумуляторную батарею нужно с учетом полярности.
Следует проверить уровень электролита, он должен быть выше уровня защитного щитка на 10-12 мм. С помощью ареометра проверяется плотность электролита. Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) рекомендовано проводить один раз в год, доверять эту работу лучше квалифицированным специалистам.
Аккумулятор и его обслуживание
Про стартерные аккумуляторы.
1. Техническое вступление
Назначение автомобильной аккумуляторной батареи понятно каждому мало-мальски сведущему в технических вопросах автолюбителю. С первой ее функцией — обеспечением запуска двигателя — мы сталкиваемся каждый день. Есть и вторая — реже применяемая, но от того не менее значимая — использование в качестве аварийного источника питания при выходе из строя генератора. Кроме того, на современных автомобилях с электроникой на борту аккумулятор выполняет роль сглаживателя пульсаций напряжения, выдаваемого генератором. Из этого следует, что следует крайне осторожно относиться к отключению аккумулятора на работающем двигателе. Карбюраторному двигателю ничего не будет, а вот как поведёт себя компьютер, управляющий современным двигателем — неизвестно… Можно загубить компьютер.
Все стартерные батареи, выпускаемые в настоящее время для автомобилей, являются свинцово-кислотными. В основу их работы заложен известный еще с 1858 г., и по сей день остающийся практически неизменным принцип двойной сульфатации.
Как наглядно видно из формулы, при разряде батареи (стрелка вправо) происходит взаимодействие активной массы положительных и отрицательных пластин с электролитом (серной кислотой), в результате чего образуется сульфат свинца, осаждающийся на поверхности электродов и вода. В итоге плотность электролита падает. При зарядке батареи от внешнего источника происходят обратные электрохимические процессы (стрелка влево), что приводит к восстановлению на отрицательных электродах чистого свинца и на положительных — перекиси свинца. Одновременно с этим повышается плотность электролита.
Любая автомобильная батарея представляет из себя корпус — контейнер, разделенный на шесть изолированных ячеек — банок (см. рис.1).
Каждая банка является законченным источником питания напряжением порядка 2.1 В. В банке находится набор положительных и отрицательных пластин, отделенных друг от друга сепараторами. Как известно из школьного курса физики, две разнозаряженные пластины уже сами по себе являются источником постоянного напряжения, параллельное же их соединение увеличивает ток. Последовательное соединение шести банок и дает батарею с напряжением порядка 12.6 В. Любая из пластин, как положительная, так и отрицательная, есть ни что иное, как свинцовая решетка, заполненная активной массой. Активная масса имеет пористую структуру с тем, чтобы электролит заходил в как можно более глубокие слои и охватывал больший ее объем. Роль активной массы в отрицательных пластинах выполняет свинец, в положительных — перекись свинца.
Вес залитой АКБ ёмкостью 55 Ач составляет около 16 кг. Эта цифра складывается из массы электролита — 5кг (что соответствует 4,5 л), массы свинца и всех его соединений — 10 кг, а также 1 кг, приходящегося на долю бака и сепараторов.
2. Основные характеристики аккумуляторных батарей
Зависимость ЭДС ( грубо говоря напряжение на выводах аккумулятора) от плотности электролита выглядит так :
р — приведенная к температуре 5°С плотность электролита , г/мл
2.1. Расход воды
Показатель, имеющий непосредственное отношение к степени обслуживаемости батареи. Определяется в лабораторных условиях. Батарея считается необслуживаемой, если она имеет очень низкий расход воды в эксплуатации. Необслуживаемые батареи не требуют доливки дистиллированной воды в течении года и более при условии исправной работы регулятора напряжения.
На расход воды прямое влияние оказывает процентное содержание сурьмы в свинцовых решетках пластин. Как известно, сурьма добавляется для придания пластинам достаточной механической прочности. Однако у каждой медали есть обратная сторона. Сурьма способствует расщеплению воды на кислород и водород, следствием чего является выкипание воды и снижение уровня электролита. В батареях предыдущего поколения содержание сурьмы доходило до 10%, в современных этот показатель снижен до 1.5 %.
Панацею от этой беды фирмы видят в освоении т.н. кальциевой технологии — замене сурьмы на кальций. Или заменяют сурьму на кальций только в положительных пластинах( т.н. гибридная технология). Кальций в решетке является веществом нейтральным по отношению к воде, не снижая при этом механической прочности решеток. А потому разложения воды не происходит и уровень электролита остается неизменным.
Преимущества «кальциевых» АКБ — можно устанавливать в местах , не не требующих удобного доступа для обслуживания. Не требуется ( или очень мало требуется) доливать дистиллированную воду.
Недостаток «кальциевых» АКБ — при глубоких разрядах происходит образование нерастворимых солей кальция и емкость АКБ необратимо теряется. Отсюда следует: ни в коем случае не подвергать кальциевые АКБ контрольно-тренировочным циклам! Производители АКБ пытаются устранить этот недостаток добавлением в АКБ серебра и др. компонентов , результаты пока не слишком обнадёживают.
2.2. Долговечность батареи
Средний срок службы современных АКБ при условии соблюдения правил эксплуатации — а это недопущение глубоких разрядов и перезарядов, в том числе по вине регулятора напряжения — составляет 4-5 лет.
Наиболее губительными для батарей являются глубокие разряды. Оставленные на ночь включенными световые приборы, либо другие потребители способны разрядить ее до плотности 1.12 — 1.15 г/см 3 , т.е. практически до воды, что приводит к главной беде аккумуляторов — сульфатации свинцовых пластин. Пластины покрываются белым налетом, который постепенно кристаллизуется, после чего батарею практически невозможно восстановить. Отсюда вытекает главный вывод — необходимо постоянно следить за состоянием батареи, периодически замерять плотность электролита. Особенно актуально это в зимнее время. Следует отметить, что сульфатация в определенных пределах — явление нормальное и присутствует всегда. (Вспомните — на основе теории двойной сульфатации построен принцип работы батарей). Но при малом разряде и последующей зарядке батарея легко восстанавливается до исходного состояния. Это возможно и при глубоком разряде батареи, но только в том случае, если следом сразу же последует заряд. Если же разряжать батарею длительное время, не давая ей «подпитки», то падение плотности ниже критического значения неизбежно приводит к образованию кристаллов сульфата свинца, не вступающих в реакцию ни при каких обстоятельствах. А это означает, что начался необратимый процесс сульфатации.
Опасен для батареи и перезаряд. Это происходит при неисправном регуляторе напряжения. При этом электролит начинает «кипеть» — происходит разложение воды на кислород и водород и понижение уровня электролита. Вот почему необходимо следить за зарядным напряжением. Естественно, это не составляет труда, если на панели приборов присутствует вольтметр. Если его нет? В этом случае подключите тестер (в режиме вольтметра) между «+» и «массой» аккумуляторной батареи. Нормальный зарядный режим батареи обеспечивается в диапазоне 14,2±0.7В. В более древних авто напряжение в норме было порядка 14 В, в современных ближе к верхней границе 14,5…14,8 В. Если напряжение меньше — стоит проверить натяжение ремня, надежность контактных соединений цепей системы электроснабжения. Если же это не помогает — неисправность нужно искать в регуляторе напряжения. Также вина ложится на регулятор, если напряжение превышает 14.6…15 В.
В последнее время широкое распространение получили сепараторы карманного типа — т.н. конвертные сепараторы. Их название говорит за себя — в эти конверты помещают одноименно заряженные пластины. Таким образом, осыпающаяся в процессе эксплуатации активная масса остается в конверте, тем самым предотвращается замыкание пластин.
2.3. Рекомендации по эксплуатации
Батарея, не эксплуатировавшаяся в течении длительного времени (4-5 мес.) нуждается в подзарядке. Связано это с тем, что батареям свойственно такое явление, как саморазряд. На графиках рис.2,3 показаны характеризующие саморазряд величины для различных батарей. В первом случае — это снижение плотности от времени хранения, во втором — падение напряжения.
Впрочем, зачастую подзарядки требует и находящаяся в эксплуатации батарея. Плотность полностью заряженной батареи составляет 1.27- 1.28 г/см 3 , напряжение — 12.7 В. О степени разряженности батареи судят по плотности электролита. Чем ниже плотность электролита, тем сильнее батарея разряжена. Уменьшение плотности на 0.01 г/см 3 по сравнению с номинальной означает, что батарея разрядилась примерно на 6 — 8%. Используя график (см. рис.4) можно оценить зависимость степени разряженности батареи от плотности. Степень разряженности определяют по той банке, в которой плотность электролита минимальная. Всем известна аксиома, тем не менее позволим повторить ее еще раз — батарею, разряженную летом более, чем на 50%, а зимой более, чем на 25%, необходимо снять с автомобиля и зарядить. При этом следует помнить, что пониженная плотность зимой более опасна, т.к. кроме всего прочего может привести к замерзанию электролита. Так, при плотности электролита 1.2 г/см 3 температура его замерзания составляет около -20°С.
Также необходимо подзарядить батарею, если плотность в разных банках отличается более, чем на 0.02 г/см 3 . Оптимальной является зарядка батареи током, равным 0.05 от ее ёмкости. Для батареи с ёмкостью 55 Ач эта величина составляет 2.75 А. Чем меньше зарядный ток, тем глубже заряд. Однако не стоит впадать в крайность — при совсем низком токе батарея просто не «закипит», к тому же время зарядки будет несравнимо большим. Наоборот, при очень большом токе батарея «закипит» значительно быстрее, но при этом не успеет зарядиться на все 100%. Признаками окончания зарядки служит бурное выделение газа (т.н. «кипение») и неизменяющаяся на протяжении 1-2 часов плотность электролита.
Для ориентировочной оценки времени, требуемого на зарядку батареи, можно воспользоваться следующим алгоритмом.
Первоначально, используя график (рис.4) необходимо определить степень разряженности батареи, исходя из реальной плотности АКБ, замеренной ареометром. Далее по степени разряженности определяем потерянную ёмкость (или ёмкость, которую необходимо принять батарее).
Затем, выбрав величину зарядного тока, вычисляем ориентировочное время зарядки по формуле:
Тут следует отметить, что не вся энергия идет на повышение ёмкости. КПД процесса составляет 40-80%, остальное тратится на нагрев. Потому реальное время увеличивается примерно вдвое от расчетного (что и учитывается коэффициентом «2» в формуле).
Нужно сказать, что использование данного алгоритма оправдано лишь для облегчения процедуры, но ни в коей мере не избавляет от контроля за ходом зарядки. Процесс заряда, а особенно его окончание Вам необходимо контролировать самому, дабы не прозевать начало бурного кипения.
Другой вариант — использование для этих целей автоматических зарядных устройств, отличающихся по конструкции. Суть одна — по напряжению на выводах батареи, току в каждый момент времени и времени заряки зарядное устройство вычисляет и обеспечивает оптимальный для заряда ток. При этом зарядное устройство перестает давать ток, если батарея полностью заряжена.
Для примера определим время зарядки батареи ёмкостью 55 Ач током в 5А, плотность которой составляет 1.25 г/см 3 . Как видно из графика, при данной плотности батарея разряжена на 25%, что означает потерю ёмкости на величину
Оптимальным же способом зарядки батареи, является ее заряд от бортовой сети автомобиля (естественно, при условии исправности последней). При данном способе, во первых, невозможен перезаряд, а во-вторых, происходит постоянное перемешивание электролита и наиболее полное его проникновение во внутренние слои активной массы.
Однако было бы ошибочным полагать, что заряд батареи начинается сразу же после пуска двигателя и продолжается все время, пока двигатель в работе. Исследования показывают, что батарея принимает заряд в сильной зависимости от прогрева электролита .
Именно этим и опасен довольно распространенный способ эксплуатации транспортных средств. Холодный запуск зимой с получасовым движением до работы, и затем редкие непродолжительные поездки на протяжении рабочего дня не дают прогреться электролиту и, следовательно, зарядиться Вашей батарее. Тем самым разряженность АКБ увеличивается изо дня в день и в итоге может привести к печальному результату.
Физические процессы, происходящие при пуске двигателя, отличаются от процессов при разряде батареи потребителями. При пуске участвует не весь объем активной массы и электролита, а лишь та ее часть, которая находится на поверхности пластин и соприкасающийся с поверхностью пластин электролит. Поэтому, после неудачной попытки запустить двигатель, следует подождать некоторое время для того, чтобы электролит перемешался, плотность его выровнялась, он проник в поры активной массы. Нормальный запуск двигателя при однократном вращении стартера в течении 10с забирает ёмкость 300А х 10с = 3000 Ас = 0.83 Ач, что составляет около 1.5% от ёмкости аккумулятора.
При медленном же разряде участвуют не только поверхностные слои активной массы, но и глубинные, потому и разряд происходит более глубокий. Однако это не означает, что стартерные режимы не так губительны для батареи — стартером точно также можно разрядить батарею до критической величины.
Каковы же признаки выхода из строя батареи? Батарея не заряжается, плотность низкая и не повышается в процессе заряда. Большой саморазряд — батарея зарядилась, но не держит заряд. Можно попытаться потренировать батарею, однако если произошло осыпание активной массы пластин, либо кристаллизация сульфата свинца, то это уже не исправить.
Вообще, освоить способ оценки степени возможной разрядки батареи от каких-либо действий (в том числе и осознанных) не составит большого труда. Необходимо усвоить несколько истин и запомнить несколько цифр.
Кто может производить обслуживание аккумуляторных батарей
Вы находитесь на странице инструкции сайта Тестсмарт.
Прочитав инструкцию, Вы узнаете функции каждой кнопки.
Мы начнем сверху, продвигаясь вниз, слева направо.
Обращаем Ваше внимание, что в мобильной версии все кнопки располагаются, исключительно сверху вниз.
Итак, первый значок, находящийся в самом верхнем левом углу, логотип сайта. Нажимая на него, не зависимо от страницы, попадете на главную страницу.
«Главная» — отправит вас на первую страницу.
«Разделы сайта» — выпадет список разделов, нажав на один из них, попадете в раздел интересующий Вас.
На странице билетов добавляется кнопка «Билеты», нажимая — разворачивается список билетов, где выбираете интересующий вас билет.
«Полезные ссылки» — нажав, выйдет список наших сайтов, на которых Вы можете получить дополнительную информацию.
В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.
- Первая кнопка выводит форму входа в систему для зарегистрированных пользователей.
- Вторая кнопка выводит форму обратной связи через нее, Вы можете написать об ошибке или просто связаться с администрацией сайта.
- Третья кнопка выводит инструкцию, которую Вы читаете.
- Последняя кнопка с изображением книги ( доступна только на билетах) выводит список литературы необходимой для подготовки.
На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
С уважением команда Тестсмарт.
Кто имеет право проводить обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств?
Ответ: п. в (ПОТ Р М-016-2001 п.4.12.12)
Ответ: п. а (ПТЭЭП п.1.4.22)
БИЛЕТ 3
Какое максимальное напряжение может быть в распределительных электрических сетях, к которым присоединяются источники сварочного тока?
Ответ: п.г(ПТЭЭП п.3.1.5)
Кто должен обеспечивать надежность и безопасность эксплуатации электроустановок?
Ответ: п.б (ПОТ Р М-016-2001 п.1.1.5)
Когда проводится внеочередная проверка знаний персонала?
Ответ: п.д(ПТЭЭП п.1.4.20)
Кто имеет право проводить обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств?
Ответы по электробезопасности на экзаменационные вопросы и билеты Ростехнадзора 2020 года, для подготовки электротехнического и электротехнологического персонала организаций, осуществляющего эксплуатацию электроустановок потребителей (2, 3, 4, 5 группы по электробезопасности до и выше 1000 В), поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, к аттестации на Едином портале тестирования (ЕПТ) по блоку —
Правильный ответ выделен зеленым цветом.
Кто имеет право проводить обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств?
• Специально обученный персонал, имеющий II группу по электробезопасности
• Любой работник из числа электротехнического персонала, имеющий III группу по электробезопасности
• Специально обученный персонал, имеющий III группу по электробезопасности
• Специально обученный персонал, имеющий IV группу по электробезопасности
Выдержка из нормативной документации:
ПОТЭЭ — Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок
35.12. Обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств должно выполняться специально обученными работниками, имеющими группу III.
Правильные ответы на аттестационные вопросы 2020 года, на сайте
Пройти онлайн тестирование и подготовку к аттестации в Ростехнадзоре для руководителей и специалистов электроэнергетических предприятий по блоку ЭБ. Общие вопросы эксплуатации электроустановок потребителей, можно на сайтах Тест 24.ру и специализированном сайте для специалистов Промбез 24. Для прохождения тестирования не требуется регистрация, все тесты с изменениями 2020 год по курсам — ЭБ 1260.9, ЭБ 1259.8, ЭБ 1258.8, ЭБ 1257.8, ЭБ 1256.8, ЭБ 1255.8, ЭБ 1254.8 и ЭБ 1547.3, доступны бесплатно.
Тестирование тяговых аккумуляторных батарей — Battery Service Обслуживание аккумуляторов ⚡
Тестирование тяговых аккумуляторных батарей — это трудоемкий процесс по проверке и оценке остаточной емкости батарей, установленных в поломоечных машинах, машинах на электротяге, погрузчиках, самоходных штабелерах и подобной технике.
В процессе эксплуатации дорогостоящие тяговые батареи подвергаются колоссальному износу вследствие неправильного обращения, недозаряда, перезаряда и неправильного обслуживания. Техники закручивают перемычка на батареях на глазок, тем самым нарушая сопротивление межэлементых соединений. Это приводит к изменению токовой нагрузки на отдельные элементы.
- Установка дорогостоящей штатной системы мониторинга батарей, навязанной производителем батарей или техники. Производителю выгодно увеличить итоговый счет и снять с себя гарантийные обязательства в случае неправильной эксплуатации батарей. Поэтому система мониторинга с регистрацией и записью данных расскажет о таких батареях все: когда и сколько ее разряжали по времени и емкости, когда ее заряжали или забыли зарядить. Каким образом заряжается каждый элемент батареи. Такой метод позволяет примерно оценить остаточную емкость, накапливая статистические данные по зарядам и разрядам тяговой батареи. Безусловно мониторинг аккумуляторных батарей — это будущее, но пока очень дорогое будущее.
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей.
В процессе эксплуатации залогом безотказной работы аккумуляторной батареи является уход за ней.
Для поддержания батареи в исправном состоянии должно постоянно производиться профилактическое техническое обслуживание. Обслуживание аккумуляторных батарей должно производиться технически компетентным лицом, имеющим навыки и допуск к работе с аккумуляторами. Сотрудники, обслуживающие аккумуляторы, должны быть одеты в средства индивидуальной защиты (костюм кислотостойкий, резиновые сапоги, прорезиненный фартук, резиновые перчатки, защитные очки, респиратор). А также должны иметь инструменты и материалы для проверки и обслуживания батарей.
Ежедневно контролируется уровень электролита. При низком уровне электролита необходимо долить дистиллированную воду (НЕ ДОЛИВАТЬ В АККУМУЛЯТОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТ), за исключением случаев уменьшения электролита из-за его выплескивания. На каждую батарею ведется журнал, в который вписываются данные контрольных измерений.
При техническом обслуживании необходимо очищать батарею от пыли и грязи. Необходимо протирать поверхность батарей 10% раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после чего вытереть чистой сухой ветошью, просушить. Чистить аккумуляторы можно только после отключения их от зарядного устройства. При чистке аккумуляторов пробки должны быть закрыты. Поверхность батареи всегда должна быть сухой. Периодически необходимо зачищать полюсные выводы и клеммы проводов и смазывать их техническим вазелином.
Не реже 1 раза в месяц проверяется степень заряженности батареи по плотности электролита, одновременно замеряя его температуру, чтобы учесть температурную поправку. Также проверяется работоспособность аккумуляторной батареи с помощью нагрузочной вилки без нагрузки и под нагрузкой.
Во время технического осмотра проверяется напряжение и ток подзаряда батареи, наличие выделения пузырьков газа из аккумуляторов при их заряде.
Не реже одного раза в месяц проводить проверку затяжек болтов. Нельзя приближаться с открытым огнем или зажженной сигаретой к месту проведения работ. Так как электролит является химически агрессивным веществом, не допускайте попадания электролита в глаза или открытые участки тела.
Как определить оставшийся срок службы (остаточный ресурс) аккумуляторной батареи (АКБ)?
Чтобы система бесперебойного питания не подвела в самый неподходящий момент, необходимо, чтобы все аккумуляторные батареи были в рабочем состоянии. Но как их проверить? Как убедиться, что установленные АКБ ещё не исчерпали свой остаточный ресурс? Как правильно оценить их оставшийся срок службы?
Строго говоря, самый правильный ответ вопрос, поставленный в такой форме – «никак». Ни один из приборов и методов не позволяет дать точный прогноз того, сколько еще проработает батарея и в какой именно момент она выйдет из строя. Причем касается это как обслуживаемых батарей (хотя в их отношении диапазон принимаемых мер несколько шире), так и необслуживаемых. При этом по всему миру обслуживаемые батареи используются все меньше, в то время как популярность необслуживаемых АКБ растет практически во всех областях применения.
Методом полного заряда/разряда батареи можно определить остаточную емкость аккумулятора в ампер-часах. Это достоверный метод, но даже он при однократном проведении не даст информации о том, сколько еще проработает батарея. Составить прогноз «времени дожития» можно только в том случае, если измерения проводятся на регулярной основе, их результаты сопоставляются между собой – т. е. оценивается динамика изменений. Однако полный заряд/разряд – процедура весьма продолжительная, и проводить ее регулярно (особенно при значительном количестве батарей) вряд ли возможно.
Однократный краткосрочный тест тем более не дает достоверной информации об остаточном ресурсе. Говорить о точном определении остаточной емкости в этом случае вообще не приходится – слишком разные существуют варианты аккумуляторов, чтобы существовала единая методика определения этого параметра. Можно измерить напряжение, но как сделать выводы на основе этих показаний, если уже частично деградировавший элемент выдает такое же напряжение, что и соседние? Возникает вопрос, можно ли вообще что-либо сказать о текущем состоянии АКБ при помощи быстрых измерений, или остается примириться с тем, что со временем, неизвестно в какой момент батарея выйдет из строя и ее придется менять? А ведь последствия такого события могут оказаться очень тяжелыми. Для ряда объектов: ЦОДов, подстанций, аэропортов, предприятий нефтегазовой отрасли, энергетики, медицинских учреждений и других, работа которых должна быть бесперебойной – подобные аварии просто неприемлемы, их необходимо предотвращать, а не устранять последствия.
Существует несколько базовых стратегий в работе с АКБ:
Менять батарею только тогда, когда она выйдет из строя или полностью утратит емкость. Средства на проверку состояния батарей не затрачиваются, однако весь риск неблагоприятных последствий в случае сбоя ложится на владельца объекта или предприятия. Потери от одного сбоя могут многократно превысить всю «экономию» на тестировании батарей.
Менять батареи по истечении определенного времени эксплуатации, независимо от их состояния. Средства на проверочные мероприятия также не затрачиваются, однако остается риск сбоя, если батарея утратит рабочие свойства раньше ожидаемого срока. Кроме того, качественные батареи часто могут работать продолжительное время и после того, как заявленный производителем срок службы (гарантийный период) истек. При таком подходе даже исправные батареи будут изыматься из эксплуатации, вызывая неоправданный рост расходов.
Проводить регулярное тестирование АКБ, идентифицируя батареи, которые демонстрируют начало деградации. Им заблаговременно заказывается замена, она производится тогда, когда скорость деградации увеличится, но до наступления сбоя дело не доходит.
Наиболее экономически целесообразный подход, используемый сегодня в Европе и США состоит в том, чтобы при помощи тестов, не занимающих много времени и не требующих больших затрат, регулярно (раз в квартал, полгода, год) измерять доступные параметры, документировать результаты, сопоставлять их и отслеживать ситуацию в динамике – каждый блок, каждую батарею. В этом случае по любой из батарей можно заметить момент, когда началась деградация. Пока процесс развивается медленно, за ним можно просто следить, продолжая эксплуатацию, и заменить АКБ тогда, когда свой основной ресурс она выработала, но еще не пришла в полную негодность. Фактически, это скорее организационные меры, чем технические – комплекс мероприятий, нацеленный на максимально полное использование ресурса батарей, при том, что риск аварий и, соответственно, негативных последствий минимизируется.
Как определить оставшийся срок службы АКБ исходя из внутреннего сопротивления?
Деградации подвержены любые батареи. Причины могут быть разными (повышенные температуры, истечение электролита, сульфатация в результате многократных перезарядок, понижение нагрузки и сеточная коррозия – в зависимости от типа и модели АКБ), но в любом случае это отражается на внутреннем сопротивлении элементов батареи. У штатно работающих батарей со временем из-за естественного износа внутреннее сопротивление начинает расти. Когда отклонение от базового уровня превышает 25%, батарею пора заменить (у некоторых батарей пороговый уровень выше – отклонение порядка 50% – но лучше проверить это значение по спецификациям производителя батареи). Существенное отклонение об нормы в меньшую сторону свидетельствует о явной неисправности, такую батарею необходимо заменить независимо от срока ее использования.
Строго говоря, полный импеданс включает в себя внутреннее сопротивление, индуктивную и реактивную составляющую. Однако с технологической точки зрения для оценки АКБ достаточно измерять только активную составляющую – внутреннее сопротивление адекватно отражает рабочее состояние батареи. Это вполне надежный индикатор деградации, к тому же на его измерение требуется всего несколько секунд. Подобные тесты не требуют лабораторной точности, но важно проводить их регулярно и сопоставлять результаты, полученные в разное время. По этому критерию можно быстро определить, годна батарея к дальнейшему использованию или нет. Для подобных измерений существует не так много приборов. Одни из самых популярных – семейство тестеров аккумуляторных батарей Fluke BT500 (модели BT510, BT520 и BT521).
Чтобы измерить внутреннее сопротивление тут используется 2 щупа. Приборы подают малый переменный ток, имеющий частоту 1000 Гц. Сила тока настолько мала, а частота подобрана таким образом, что измерение можно проводить прямо в ходе нагрузки, на запитываемое оборудование это никак не повлияет. Можно проводить тесты и без нагрузки. Прибор проводит измерение напряжения, производит расчет сопротивления и выводит результат на экран.
Поскольку внутреннее сопротивление исчисляется в миллиомах, для измерения используется 4-проводное подключение Кельвина, в отечественной электротехнической литературе более известное под названием двойного измерительного моста Томсона. 4 точки подключения обеспечиваются за счет конструкции щупов: каждый из них имеет двухконтактный наконечник, центральный контакт подпружинен и при надавливании утапливается внутрь. В результате каждый щуп соприкасается с поверхностью двумя контактами, реализуя 4-проводную схему подключения и обеспечивая более точное измерение внутреннего сопротивления батареи.
В зависимости от модели прибора и доступных аксессуаров возможно одновременное определение температуры на отрицательной клемме аккумуляторной батареи – для этого используется выносной щуп BTL21 со встроенным ИК-датчиком (см. таблицу «Функции и аксессуары», комплектация зависит от модели прибора). Все измерение занимает 4 секунды. Результаты выводятся на ЖК-дисплей тестера, сохраняются в памяти для последующей загрузки на ПК через порт USB и подготовки отчета при помощи входящего в комплект программного обеспечения.
Тесты проводятся быстро не только за счет скорости измерения самого прибора, но и благодаря наличию удобных щупов, к которым предусмотрены удлинители различного размера. Результаты можно не просто сохранять (в том числе автоматически), но и подразделять на группы в соответствии с количеством блоков и батарей в них, чтобы информация была представлена в четко структурированном виде. Скриншот показывает экран прибора при последовательном измерении: три батареи из 32 уже протестированы, их результаты сохранены, по четвертой выполняются измерения (результаты на экране) и будут сохранены по нажатию кнопки Save, остальные ячейки пусты для последующих измерений.
Затраты времени на измерительные процедуры для всех 100% аккумуляторных батарей на объекте не выходят за рамки разумного, в результате сопоставление полученных в разное время данных позволит определить, в каких батареях деградация только началась, а в каких достигла уровня, когда их необходимо заменить, не дожидаясь фатального сбоя.
При массовых измерениях наконечники щупов изнашиваются, но все компоненты и измерительные провода могут быть своевременно заменены на аналогичные. Можно заменять только наконечники с подпружиненными контактами. При замене тестового щупа необходимо провести калибровку нуля прибора, для этого в комплекте предусмотрена калибровочная пластина (кассета сопротивлений). Операция выполняется самим пользователем (в отличие от поверки, которая выполняется в сертифицированной организации. Приборы Fluke BT500 внесены в Государственный реестр средств измерений, на них есть методика поверки и сертификаты установленного образца. Межповерочный интервал – 1 год).
Можно изначально держать в запасе дополнительный комплект щупов, а также измерительные провода для режима мультиметра и (в зависимости от модели) токовые клещи. Эти аксессуары позволят дополнить измерения внутреннего сопротивления другими тестовыми функциями. Возможна оценка тока пульсации (присутствие переменной составляющей в постоянном напряжении более 5% может служить симптомом – высокое значение пульсации приводит к перегреву и потере энергии). Можно отслеживать падение напряжения при разряде (измерения проводятся многократно в ходе процесса разрядки).
Сравнительные возможности тестеров АКБ серии Fluke BT 500
Вопрос 318. На кого возлагается обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств?
Ответ. Возлагается на специально обученный персонал, имеющий группу III.
4.13. Конденсаторные установки
Вопрос 319. В каких случаях конденсаторы должны быть разряжены независимо от наличия разрядных устройств, присоединенных к шинам или встроенных в единичные конденсаторы?
Ответ. Должны быть разряжены при проведении работ перед прикосновением к ним или их токоведущим частям после отключения установки от источника питания.
Вопрос 320. Как производится разряд конденсаторов – снижение остаточного напряжения до нуля?
Ответ. Производится путем замыкания выводов накоротко и на корпус металлической шиной с заземляющим проводником, укрепленной на изолирующей штанге.
Вопрос 321. В каких случаях выводы конденсаторов должны быть закорочены?
Ответ. Должны быть закорочены, если они не подключены к электрическим схемам, но находятся в зоне действия электрического поля (наведенного напряжения).
Вопрос 322. Можно ли прикасаться к клеммам обмотки отключенного от сети асинхронного двигателя, имеющего индивидуальную компенсацию реактивной мощности?
Ответ. Нельзя прикасаться до разряда конденсаторов.
4.14. Кабельные линии
Земляные работы
Вопрос 323. Какие требования Правил к проведению земляных работ на территории организаций, населенных пунктов, а также в охранных зонах подземных коммуникаций (электрокабели, кабели связи, газопроводы и др.)?
Ответ. Земляные работы могут быть начаты только с письменного разрешения руководства (соответственно) организации, местного органа власти и владельца этих коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием размещения и глубины заложения коммуникаций. Местонахождение подземных коммуникаций должно быть обозначено соответствующими знаками или надписями как на плане (схеме), так и на месте выполнения работ.
Вопрос 324. На каких расстояниях от трассы кабеля не допускается проведение землеройных работ машинами и механизмами?
Ответ. Не допускается машинами на расстоянии менее 1 м, а клинмолота и подобных механизмов – менее 5 м, если эти работы не связаны с раскопкой кабеля.
Вопрос 325. На какой глубине допускается производить рыхление грунта землеройными машинами, отбойными молотками, ломами и кирками?
Ответ. Допускается производить на глубину, при которой до кабеля остается слой грунта не менее 30 см. Остальной слой грунта должен удаляться вручную лопатами.
Вопрос 326. Какие требования Правил к выемке грунта лопатами в зимнее время?
Ответ. К работе можно приступать только после отогревания грунта. При этом приближение источника тепла к кабелям допускается не ближе чем на 15 см.
Вопрос 327. Куда следует размещать грунт, извлеченный из котлована или траншеи?
Ответ. Следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от бровки выемки. Разработка и крепление грунта в выемках глубиной более 2 м должны производиться по ППР.
Вопрос 328. На какую глубину разрешается рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками без крепления в грунтах естественной влажности при отсутствии грунтовых вод и при отсутствии расположенных поблизости подземных сооружений?
Ответ. Разрешается на глубину не более: 1 м – в насыпных, песчаных и крупнообломочных грунтах; 1,25 м – в супесях и 1,5 м – в суглинках и глинах.
Вопрос 329. На какую глубину допускается рыть роторными и траншейными экскаваторами без установки креплений в плотных связанных грунтах траншеи с вертикальными стенками?
Ответ. Допускается рыть на глубину не более 3 м. В этих случаях спуск работников в траншеи не допускается.
Вопрос 330. На какую глубину допускается разработка мерзлого грунта (кроме сыпучего)?
Ответ. Допускается без креплений на глубину промерзания.
Вопрос 331. На каких расстояниях по горизонтали разрешается перемещение, установка и работа строительных машин и автотранспорта, размещение лебедок, оборудования, материалов и т. п. от основания откоса выемки?
Ответ. Разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстояниях, установленных ППР, или на расстоянии по горизонтали от основания откоса выемки, не менее указанного в табл. 4.3.
Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины, м Подвеска и крепление кабелей и муфт
Вопрос 332. Какие требования Правил при укреплении открытых муфт?
Ответ. Должны укрепляться на доске, подвешенной с помощью проволоки или троса к перекинутым через траншею брусьям, и закрываться коробами. Одна из стенок короба должна быть съемной и закрепляться без применения гвоздей.
Вопрос 333. Какие требования Правил при подвешивании кабелей?
Ответ. Не допускается использовать для подвешивания кабелей соседние кабели, трубопроводы и т. д. Кабели следует так подвешивать, чтобы не происходило их смещение.
Вопрос 334. Какой плакат должен быть вывешен на короба, закрывающие откопанные кабели?
Ответ. Должен быть вывешен плакат безопасности «Стой! Напряжение».
Разрезание кабеля, вскрытие муфт
Вопрос 335. Как определить подлежащий ремонту кабель?
Ответ. На рабочем месте следует определить:
при прокладке в туннеле, коллекторе, канале – прослеживанием, сверкой раскладки с чертежами и схемами, проверкой по биркам;
при прокладке в земле – сверкой их расположения с чертежами прокладки.
Для этой цели должна быть предварительно прорыта контрольная траншея (шурф) поперек кабелей, позволяющая видеть все кабели.
Вопрос 336. Какие меры безопасности следует предпринять перед разрезанием кабеля или вскрытием соединительной муфты?
Ответ. Необходимо проверить отсутствие напряжения с помощью специального приспособления, состоящего из изолирующей штанги и стальной иглы или режущего наконечника. Приспособление должно обеспечить прокол или разрезание оболочки до жил с замыканием их между собой и заземлением. Кабель у места прокалывания предварительно должен быть закрыт экраном.
Вопрос 337. Какой персонал должен выполнять прокол кабеля?
Ответ. Должны выполнять два работника: допускающий и производитель работ или производитель и ответственный руководитель работ; один из них, прошедший специальное обучение, непосредственно прокалывает кабель, а второй – наблюдает.
Вопрос 338. Как следует выполнять заземление прокалывающего приспособления?
Ответ. Может быть использован заземлитель, погруженный в почву на глубину не менее 0,5 м, или броня кабеля. Присоединять заземляющий проводник к броне следует посредством хомутов. В случае, если броня подверглась коррозии, допускается присоединение заземляющего проводника к металлической оболочке кабеля.
Вопрос 339. В каких случаях допускается не прокалывать кабель перед его разрезанием или вскрытием муфты?
Ответ. Допускается по усмотрению выдающего наряд на КЛ электростанций и подстанций, где длина и способ прокладки кабелей позволяют, пользуясь чертежами, бирками, кабелеискательным аппаратом, точно определить подлежащий ремонту кабель.
Вопрос 340. Какие требования Правил в случаях, когда предварительный прокол не делается?
Ответ. В этом случае вскрывать соединительные муфты и разрезать кабель следует заземленным инструментом, надев диэлектрические перчатки, используя средства защиты лица и глаз, стоя на изолирующем основании.
Разогрев кабельной массы и заливка муфт
Вопрос 341. Какие требования Правил к разогреву кабельной массы для заливки муфт и ее выемки из вскрытой банки?
Ответ. Должна разогреваться в специальной железной посуде с крышкой и носиком, а выниматься из вскрытой банки при помощи подогретого ножа в теплое время года и откалываться – в холодное время года. Не допускается разогревать невскрытые банки с кабельной массой.
Вопрос 342. Какие защитные меры предусмотрены Правилами при разогреве, снятии и переносе сосуда с припоем, а также сосуда с массой?
Ответ. Должны выполняться в брезентовых рукавицах и предохранительных очках. Не допускается передавать сосуд с припоем либо сосуд с массой из рук в руки; при передаче необходимо ставить их на землю.
Вопрос 343. Какие требования Правил к перемешиванию расплавленной массы?
Ответ. Перемешивание следует выполнять металлической мешалкой, а снятие нагара с поверхности расплавленного припоя – металлической сухой ложкой. Мешалка и ложка перед применением должны быть подогреты.
Вопрос 344. Допускается ли разогревать кабельную массу в кабельных колодцах, туннелях, кабельных сооружениях?
Ответ. Такой разогрев не допускается.
Прокладка и перекладка кабелей, переноска кабельных муфт
Вопрос 345. Какое количество работников необходимо при ручной прокладке кабеля?
Ответ. Должно быть таким, чтобы на каждого приходился участок кабеля массой, не превышающей установленных норм.
Вопрос 346. Где запрещается стоять во время прокладки кабеля?
Ответ. Запрещается стоять внутри углов его поворота, а также поддерживать кабель вручную на поворотах трассы. Для этой цели должны быть установлены угловые ролики.
Вопрос 347. Какие необходимо соблюдать меры безопасности при перекладке кабеля и переносе муфты?
Ответ. Такие действия необходимо выполнять после отключения кабеля. Перекладывать кабель, находящийся под напряжением, допускается при условиях:
перекладываемый кабель должен иметь температуру не ниже 5 °C;
муфты на перекладываемом участке кабеля должны быть укреплены хомутами на досках;
для работы должны использоваться диэлектрические перчатки, поверх которых для защиты от механических повреждений должны быть надеты брезентовые рукавицы;
работа должна выполняться работниками, имеющими опыт прокладки, под надзором ответственного руководителя работ, имеющего группу V в электроустановках выше 1000 В, и производителя работ, имеющего группу IV в электроустановках до 1000 В.