Кто является налоговым агентом по ндфл
НК РФ Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами
П. 1 ст. 226 (в ред. ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ) распространяется на доходы, выплаченные начиная с 05.03.2022.
1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения или постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.11.2020 N 372-ФЗ, от 31.07.2023 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если иное не предусмотрено пунктом 2 или абзацем вторым пункта 6 статьи 226.1 настоящего Кодекса, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.
(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанные в настоящем пункте налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.
(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет.
(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
С 01.01.2025 абз. 6 п. 1 ст. 226 утрачивает силу (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
Налоговыми агентами не признаются российские организации, перечисляющие доходы по долговым обязательствам, связанным с выпуском иностранными организациями обращающихся облигаций (еврооблигаций), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами». В целях настоящего абзаца еврооблигации признаются обращающимися облигациями в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 статьи 310 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ)
С 01.01.2025 ст. 226 дополняется п. 1.1 (ФЗ от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Абз. 2 п. 2 ст. 226 (в ред. ФЗ от 14.07.2022 N 324-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим с 14.07.2022.
Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 226.2, 227 и 228 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 324-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2 ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
(в ред. Федеральных законов от 02.05.2015 N 113-ФЗ, от 27.11.2017 N 354-ФЗ, от 23.11.2020 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.
(в ред. Федеральных законов от 02.05.2015 N 113-ФЗ, от 23.11.2020 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абз. 3 п. 4 ст. 226 (в ред. ФЗ от 14.07.2022 N 324-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим с 14.07.2022.
Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса, а также на налоговых агентов в отношении доходов по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 324-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
(в ред. Федеральных законов от 02.05.2015 N 113-ФЗ, от 28.12.2022 N 565-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 5 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 202-ФЗ (ред. 27.12.2009))
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 226 (в ред. ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ) в части сроков перечисления налога применяется к правоотношениям по его перечислению начиная с 01.01.2023.
6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.
Перечисление налоговыми агентами сумм налога, исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января, за период с 23 по 31 декабря не позднее последнего рабочего дня календарного года.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, перечисляется по месту учета налогового агента в налоговом органе (месту его жительства), а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 565-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзацы второй — шестой утратили силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 28.12.2022 N 565-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации с физическими лицами или с организациями (в отношении доходов, исчисление налога с которых осуществляется в соответствии со статьей 226.1 настоящего Кодекса).
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 96-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.
(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, выбранным налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, без применения положений о необходимости уплаты налога в бюджет по месту нахождения обособленных подразделений налогового агента.
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 399-ФЗ)
8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.
9. Утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В случае выявления по результатам проведенной налоговым органом налоговой проверки факта неправомерного неудержания налоговым агентом сумм налога указанные суммы налога подлежат доначислению налоговому агенту.
НК РФ Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами
1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.
Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.
Если иное не предусмотрено пунктом 2 или абзацем вторым пункта 6 статьи 226.1 настоящего Кодекса, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.
Указанные в настоящем пункте налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.
В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет.
2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 226.2, 227 и 228 настоящего Кодекса.
3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 или 3.1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.
Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.
4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса, а также на налоговых агентов в отношении доходов по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права.
5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.
Перечисление налоговыми агентами сумм налога, исчисленного и удержанного налога за период с 1 по 22 января, осуществляется не позднее 28 января, за период с 23 по 31 декабря не позднее последнего рабочего дня календарного года.
7. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, перечисляется по месту учета налогового агента в налоговом органе (месту его жительства), а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации с физическими лицами или с организациями (в отношении доходов, исчисление налога с которых осуществляется в соответствии со статьей 226.1 настоящего Кодекса).
Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.
Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, выбранным налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.
7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, без применения положений о необходимости уплаты налога в бюджет по месту нахождения обособленных подразделений налогового агента.
8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.
9. Утратил силу с 1 января 2023 года.
10. В случае выявления по результатам проведенной налоговым органом налоговой проверки факта неправомерного неудержания налоговым агентом сумм налога указанные суммы налога подлежат доначислению налоговому агенту.
Предоставление налоговыми агентами вычетов по НДФЛ
По общему правилу, НДФЛ исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент. В соответствии со статьей 226 НК РФ налоговыми агентами являются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщики получают доходы.
Налоговый агент определяет налоговую базу по НДФЛ с учетом предоставления физическому лицу налоговых вычетов в установленных НК РФ случаях.
Вопросам получения социальных, имущественных налоговых вычетов у работодателя посвящено интервью с экспертом – Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса..
В чем заключается налоговый вычет по НДФЛ?
Вычет состоит в освобождении от налогообложения НДФЛ определенной суммы дохода от трудовой деятельности, оказания услуг, продажи имущества и т.п.при том, что данный доход подлежит налогообложению НДФЛ по ставке 13% (ставка установлена пунктом 1 статьи 224 НК РФ для большинства видов доходов, получаемых физическими лицами – налоговыми резидентами РФ).
В том случае, если физическое лицо применяет, скажем, упрощенную систему налогообложения и не имеет доходов, облагаемых по ставке 13%, или имеет доходы, освобождаемые от НДФЛ, воспользоваться вычетом оно не может. Кроме того, вычет не применяется к дивидендам несмотря на то, что они облагаются по ставке 13% (пункт 3 статьи 210 НК РФ).
НК РФ предусматривает систему налоговых вычетов. Какие из них налогоплательщик может получить у работодателя?
Все виды стандартных вычетов (статья 218 НК РФ), а также некоторые виды социальных (статья 219 НК РФ) и имущественных (статья 220 НК РФ).
Налоговый агент предоставляет названные вычеты в том случае, если физическое лицо является его работником?
В отличие от стандартных вычетов, социальные и имущественные налоговый агент может предоставлять только своему работнику.
Организация при заключении гражданско–правового договора с физическим лицом не является работодателем и предоставлять ему, в частности, имущественный налоговый вычет не вправе (письмо ФНС от 07.03.2017 № БС-4-11/4076@).
Если же организация заключила с физическим лицом трудовой и гражданско-правовой договоры, то социальный и имущественный вычеты могут быть предоставлены ему в отношении доходов по трудовому договору.
Может ли работник подать заявление о получении вычетов в электронной форме, например, заполнить заявку и направить ее по внутренней локальной сети организации?
Стандартные, социальные, имущественные налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика.
В НК РФ прямо указано на необходимость предоставления письменного заявления на получение стандартных, социальных, имущественных вычетов (письмо Минфина от 03.05.2017 № 03-04-06/27013). Налоговый орган в ходе налоговых проверок вправе запросить у налогового агента копию соответствующего заявления работника. Налоговый агент без заявления работника или при наличии заявления, направленного в электронной форме, вправе не предоставлять вычет.
Однако основанием для вычета является не заявление. Представленные работником документы, подтверждающие право на вычет, и тем самым, свидетельствующие о его желании получить указанный вычет, — достаточное основание для предоставления налоговым агентом вычета.
В этой связи расчет налоговой базы по НДФЛ с использованием вычета, в том случае, если работник представил уведомление налогового органа, подтверждающее право на вычет, при отсутствии собственно отдельного заявления или несоблюдении формы его составления, не должен повлечь за собой негативные последствия для налогового агента.
Также отсутствуют основания для привлечения налогового агента к ответственности в виде штрафа за неисполнение требования о представлении копии заявления по той причине, что у него просто нет такого документа, поскольку он не составлен работником.
Какие социальные вычеты можно получить у налогового агента?
- по договору негосударственного пенсионного обеспечения;
- по договору добровольного пенсионного страхования,;
- на накопительную пенсию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 219 НК РФ вычеты предоставляет работодатель-налоговый агент при условии, что он удержал взносы из выплат в пользу налогоплательщика и перечислил их в соответствующие фонды (страховые организации).
Налогоплательщику в данном случае не требуется получать от налогового органа подтверждение о праве на вычет.
Какие произошли изменения в порядке предоставления социальных вычетов?
С 2017 года изменилась процедура получения у налогового агента социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ (Федеральный закон от 30.11.2016 № 403-ФЗ).
Это вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком страховых взносов по договору добровольного страхования жизни, заключенному со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга, в том числе вдовы, вдовца, родителей, а также усыновителей, детей, в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством). Договор страхования должен быть заключен на срок не менее пяти лет.
До 2017 года вычет предоставлял физическому лицу налоговый агент в том случае, если он по договору удерживал взносы из выплат работнику и перечислял их в страховую организацию.
С 2017 года данный вычет может быть предоставлен физическому лицу до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю при условии представления подтверждения права на получение вычета, выданного физическому лицу налоговым органом по утвержденной ФНС форме.
При этом при обращении в налоговый орган с заявлением о выдаче уведомления о праве на получение вычета подтверждением понесенных налогоплательщиком расходов могут служить копии договора, платежных документов об уплате взносов.
Вправе ли работник обратиться к работодателю за получением налогового вычета на обучение и лечение?
Социальные вычеты на образование и лечение можно получать у работодателя с 2016 года. Такие вычеты предоставляются работнику в суммах оплаты им обучения в образовательных учреждениях на очном отделении как собственного, так и своих детей в возрасте до 24 лет.
Также вычеты предоставляются физическому лицу в суммах оплаты им медицинских услуг, оказанных ему, его супругу (супруге), родителям, детям, в том числе усыновленным, в возрасте до 18 лет, в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения или страховых взносов по договорам добровольного страхования, предусматривающим оплату медицинских услуг.
Для получения вычета у работодателя по расходам на обучение и лечение физическому лицу, прежде всего, необходимо собрать и представить в налоговый орган документы, подтверждающие оплату соответствующих расходов, а также письменное заявление с просьбой подтвердить право на вычет.
После получения от налогового органа уведомления о подтверждении права на вычет следует обратиться к налоговому агенту с письменным заявлением и подтверждением, выданным налоговым органом.
Рекомендуемые формы заявления налогоплательщика в налоговый орган и уведомления налогового органа о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 (в части вычета в сумме страховых взносов по договору добровольного страхования жизни) пункта 1 статьи 219 НК РФ, приведены в письме ФНС от 16.01.2017 № БС-4-11/500@.
В том случае, если работник оплатил лечение в январе, а за вычетом обратился к налоговому агенту в июле, налоговый агент может предоставить вычет с начала года?
Нет. Социальный вычет предоставляется с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за его получением.
Применительно к социальным налоговым вычетам на обучение и лечение (подпункты 2 и 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ) и вычету в сумме уплаченных налогоплательщиком страховых взносов по договору добровольного страхования жизни законодатель прямо закрепил возможность их предоставления только начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за их получением.
Налоговому агенту следует иметь в виду, что предоставление физическому лицу-работнику социального налогового вычета с начала года, повлекшее неудержание налога, приведет к правонарушению, ответственность за которое установлена статьей 123 НК РФ.
Что делать, если при предоставлении вычета с месяца обращения к налоговому органу, у налогоплательщика останется остаток вычета?
Остаток вычета, неиспользованный в течение налогового периода, может быть получен физлицом в налоговом органе при представлении декларации по окончании налогового периода.
Напомню, разница между суммой социальных налоговых вычетов и суммой доходов на следующий налоговый период не переносится.
Каковы возможности получения у работодателя имущественных налоговых вычетов?
- по расходам на строительство (приобретение) жилья;
- на уплату процентов по целевым займам, кредитам, фактически израсходованным на строительство (приобретение) жилья, а также на погашение процентов в случае рефинансирования такого кредита.
Что является документальным основанием для предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета?
Налоговый агент обязан предоставить имущественные вычеты при получении от налогоплательщика письменного заявления и уведомления налогового органа о подтверждении права на этот вычет.
Форма уведомления утверждена приказом ФНС от 14.01.2015 № ММВ-7-11/3@. В уведомлении обязательно должны быть указаны реквизиты работодателя (наименование, ИНН, КПП), у которого налогоплательщик вправе получить вычет, и сумма такого вычета.
Если у налогового агента нет трудовых отношений с физическим лицом, то вычет ему не может быть предоставлен , даже если физическое лицо представит налоговому агенту уведомление налоговой инспекции о подтверждении права на вычет, в котором этот налоговый агент будет указан как работодатель (письмо Минфина от 14.10.2011 № 03-04-06/7-271).
Если в течение налогового периода работник переводится из головной организации в ее обособленное подразделение, должен ли он получить новое уведомление?
Нет. Уведомление о подтверждении права на имущественный налоговый вычет может быть использовано в течение соответствующего налогового периода независимо от конкретного места трудовой деятельности работника: в головной организации или в любом из ее обособленных подразделений. Место хранения уведомлений в числе других документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов, организация определяет самостоятельно (письмо Минфина от 07.09.2011 № 03-04-06/4-209).
Таким же подходом следует руководствоваться и при получении социальных налоговых вычетов.
В том случае, если работник представил уведомление о праве на имущественный вычет в середине года, может ли налоговый агент вернуть налог за периоды, истекшие до месяца получения уведомления?
Может. Из статей 210, 220, 226, 231 НК РФ следует, что если соблюдены условия получения вычета, и у работодателя имеется подтверждение налогового органа, вычет может быть предоставлен с начала налогового периода.
В отличие от социальных вычетов НК РФ не устанавливает запрет на возврат налоговым агентом суммы имущественного налогового вычета за весь налоговый период, на который выдано уведомление о подтверждении права на вычет.
Судебная практика подтверждает правомерность предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета с начала налогового периода (календарного года) (определение Верховного Суда от 13.04.2015 № 307-КГ15-324, Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденный Президиумом Верховного Суда 21.10.2015).
Согласился с этой позицией и Минфин, признав, что сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная с начала года до месяца, в котором работник обратился к организации за имущественным вычетом, является излишне удержанной. Эта сумма подлежит возврату в порядке статьи 231 НК РФ (письмо Минфина от 22.11.2016 № 03-04-06/68714).
Таким образом, при наличии оснований для получения вычета, вычет рассчитывается налоговым агентом с учетом его предоставления за весь налоговый период, в котором работник обратился за ним.
Образовавшийся остаток вычета работник может получить при подаче налоговой декларации в налоговый орган или в следующем налоговом периоде у налогового агента на основании нового подтверждения налогового органа.
Какова очередность предоставления налоговым агентом вычетов в той ситуации, когда физическое лицо имеет право на получение одновременно нескольких вычетов?
При наличии права на одновременное получение нескольких видов налоговых вычетов последовательность их применения выбирает налогоплательщик. В данном случае могут быть по аналогии использованы положения пункта 2 статьи 219 НК РФ, согласно которым работник в письменном заявлении определяет очередность предоставления ему налоговым агентом вычетов.
По общему правилу пункта 3 статьи 210 НК РФ, разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов на следующий налоговый период не переносится.
В качестве исключения из общего правила порядок предоставления имущественного налогового вычета допускает его перенос на иные налоговые периоды. Поэтому более выгодно использовать имущественный налоговый вычет в последнюю очередь после исчерпания других.
Очередность получения вычетов или изменение последовательности их предоставления может быть рекомендована работнику налоговым агентом. Это подтверждает письмо ФНС от 28.06.2017 № БС-4-11/12466@.
Обращаю внимание, что инвестиционный налоговый вычет по статье 219.1 НК РФ предоставляется в размере положительного финансового результата по операциям с ценными бумагами. Профессиональный налоговый вычет по статье 221 НК РФ предоставляется, по общему правилу, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных физическим лицом расходов, связанных с извлечением определенных доходов по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам. Вопрос об очередности указанных вычетов не возникает.
Можно ли предоставлять вычеты один раз в месяц при расчете зарплаты?
По смыслу статьи 210 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются при каждом определении налоговой базы налоговым агентом.
Поэтому согласно пункту 2 статьи 223 НК РФ при выплате доходов в виде оплаты труда предоставление работнику стандартных, социальных, имущественных налоговых вычетов производится однократно при расчете заработной платы.
При этом с учетом пункта 3 статьи 226 НК РФ предоставление работнику стандартных, социальных, имущественных налоговых вычетов в отношении иных доходов при расчете заработной платы можно считать допустимым.
Давайте рассмотрим ситуацию, когда налоговый агент не предоставлял вычет при наличии у него необходимых документов, полученных от налогоплательщика?
В этом случае речь идет об излишнем взыскании налога. Порядок возврата установлен статьей 231 НК РФ и состоит в следующем.
Налоговый агент обязан сообщить работнику об излишнем удержании налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. При этом форма сообщения может быть любой, но извещение налогоплательщика должно быть подтверждено, например, путем ознакомления под роспись.
Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. В заявлении должен быть указан расчетный счет для перечисления суммы.
А что, если заявление от работника на возврат излишне удержанного налога не поступило работодателю?
Излишне удержанную сумму можно зачесть в счет предстоящих платежей.
Если же заявление поступило?
Налоговый агент в течение 10 дней после поступления заявления должен рассчитать свои возможности по возврату суммы налога (письмо Минфина от 16.05.2011 № 03-04-06/6-112).
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога может быть произведен единовременно или периодическими платежами за счет уменьшения сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджетную систему в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание налога.
Срок такого возврата — не более трех месяцев со дня получения налоговым агентом заявления работника.
Если по оценке налогового агента нужная сумма не будет набрана за три месяца, то ему следует обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате.
Налог будет возвращен налоговому агенту?
Да, но для последующего перечисления налогоплательщику. Обратиться за возвратом излишне удержанной суммы налога напрямую в налоговый орган налогоплательщик может, если налоговый агент, излишне удержавший налог, ликвидирован.
Какие документы представляет налоговый агент для возврата излишне взысканной суммы налога?
Для возврата налога должны быть представлены заявление на возврат, копия заявления налогоплательщика, выписка из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период, платежные документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы НДФЛ в бюджет.
Если излишне удержана сумма налога за истекший налоговый период, то при любом случае возврата нужно представить взамен прежней справки 2-НДФЛ новую.
После осуществления возврата сумма налога, возвращенная налоговым агентом налогоплательщику в соответствии со статьей 231 НК РФ, указывается в форме 6-НДФЛ нарастающим итогом с начала налогового периода по строке 090 раздела I расчета. В разделе 2 расчета операция по возврату налога не отражается. При этом уточненный расчет за соответствующий предыдущий период сдавать не требуется (письмо ФНС от 12.04.2017 № БС-4-11/6925).
НДФЛ – обязанности налогового агента
А. Е. Кочерженко
автор статьи, консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения
В общем случае российские организации (а также обособленные подразделения иностранных организаций в России, ИП, нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), которые являются источником получения доходов физическим лицом, признаются налоговыми агентами по НДФЛ.
Налоговые агенты выступают в роли посредников между налогоплательщиками – физическими лицами и государством. Они исчисляют, удерживают и перечисляют НДФЛ, ведут учет выплаченных доходов и удержанных налогов, обеспечивают сохранность документов, подтверждающих корректность данного учета. Также налоговым агентам вменяется представлять в налоговый орган необходимую отчетность по НДФЛ и сообщать о невозможности удержать налог при возникновении соответствующих обстоятельств.
Согласно общему правилу, заявленному в статье 226 Налогового кодекса, в случае, если физическое лицо получает доход в результате взаимодействия с юридическим лицом (ИП, нотариусом, адвокатом, учредившие адвокатский кабинет), на хозяйствующий субъект, являющийся источником дохода, возлагаются обязанности налогового агента.
Однако из данного правила есть исключения.
Согласно статье 228, а также в соответствие с иными нормами 23 главы Налогового кодекса, граждане уплачивают НДФЛ самостоятельно в следующих ситуациях:
- при получении вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами;
- при получении доходов от продажи имущества, или имущественных прав;
- при получении выигрыша, за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе;
- при получении вознаграждения наследниками авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений;
- при получении доходов от источников, находящихся за пределами Российской Федерации;
- при участии в инвестиционном товариществе;
- при некоторых операциях с ценными бумагами.
С 1 января 2016 года список приведенных выше случаев расширился – в него добавился пункт, согласно которому самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ граждане, по отношению к которым лицо – источник дохода – не исполнило обязанности налогового агента, несмотря на требования законодательства – а именно не удержало с них НДФЛ и не уведомило налоговый орган о невозможности удержания налога.
Перечень условий, при которых физические лица исчисляют и выплачивают НДФЛ самостоятельно, согласно 23 главе Налогового кодекса, закрыт.
Круг ситуаций, при которых у организаций (ИП, нотариусов, адвокатов) возникают обязанности налоговых агентов, не ограничен.
Согласно статье 226 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить НДФЛ в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
Если же налогоплательщик получает доход в натуральной форме или в виде материальной выгоды, налоговый агент удерживает НДФЛ за счет любых доходов, выплачиваемых в денежной форме. При этом необходимо соблюдать условие, согласно которому удерживаемая сумма налога не должна превышать 50 процентов от суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
Рассмотрим основные случаи, при которых хозяйствующие субъекты исполняют роль налогового агента по НДФЛ.
Наиболее распространенной является ситуация, когда работодатель исполняет обязанности налогового агента по отношению к сотруднику. Согласно статье 223 Налогового кодекса днем получения доходов в виде оплаты труда считается последний день месяца, за который она была начислена. В 2016 году при любом способе выплаты заработной платы работодатель обязан перечислить НДФЛ в бюджет не позднее дня, следующего за выплатой.
Многие компании сотрудничают с физическими лицами на основании договоров гражданско-правового характера. В этом случае следует руководствоваться нормой пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса, согласно которой при исчислении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Таким образом, в случае, если организация оплачивает физическим лицам, являющимся исполнителями по гражданско-правовым договорам, стоимость проезда и проживания, данные выплаты признаются доходом налогоплательщиков, полученным в натуральной форме. Суммы такой оплаты также облагаются НДФЛ (письмо Минфина России от 5 ноября 2013 г. № 03-03-06/4/47090).
Получение физическим лицом доходов при сдаче имущества в аренду также является распространенной ситуацией, при которой на арендатора возлагаются обязанности налогового агента. Причем независимо от того, оплачивается аренда авансом или по завершении определенного периода, арендная плата всегда перечисляется арендодателю за вычетом удержанного НДФЛ (письма Минфина России от 27 февраля 2013 г. № 03-04-06/5601).
Вручение физическому лицу подарка также вызывает необходимость исполнить обязанности налогового агента по НДФЛ, поскольку подарок является доходом в натуральной форме. Стоимость подарка для целей налогообложения НДФЛ включает сумму НДС и акцизов. Однако, согласно пункту 28 статьи 217 Налогового кодекса, в налогооблагаемую базу не включается стоимость подарка, не превышающая 4 тысячи рублей за налоговый период.
Кроме того, в соответствии с пунктом 33 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат налогообложению подарки, которые получены, например, ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, в части, не превышающей 10 тыс. руб. за налоговый период.
Если же физическое лицо, которое получает подарок, не является сотрудником организации и потому не получает других доходов, компания должна уведомить налоговую инспекцию о невозможности удержать НДФЛ.
Также хозяйствующий субъект становится налоговым агентом по НДФЛ при предоставлении физическому лицу займа (в том числе беспроцентного).
В соответствие с п. 2 статьи 212 Налогового кодекса организации необходимо рассчитать и уплатить НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах в следующих случаях:
- если ставка по займу, сумма которого определена в рублях, меньше 2/3 ставки рефинансирования (ключевой ставки) ЦБ;
- если ставка по займу, сумма которого определена в иностранной валюте, меньше 9%.
Мы рассмотрели наиболее распространенные случаи, при которых хозяйствующий субъект становится налоговым агентом по НДФЛ. Однако, необходимо помнить, что обязанности налогового агента могут возникать и при иных обстоятельствах.
Говоря об отчетности, которую должны предоставлять налоговые агенты по НДФЛ в налоговые органы, хотелось бы напомнить, что начиная с 1 января 2016 года кроме традиционного ежегодного отчета по форме 2-НДФЛ необходимо подавать новый ежеквартальный отчет по форме 6-НДФЛ – в сроки не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом.
Сроки же подачи отчета 2-НДФЛ зависят от ситуации, при которой он подается.
Согласно пункту 5 статьи 226 Налогового кодекса в отношении налогоплательщиков, с доходов которых налоговый агент не имеет возможности удержать НДФЛ, сведения 2-НДФЛ необходимо предоставить в налоговую инспекцию до 1 марта года, следующего за отчетным. (Также о возникновении налоговой базы и невозможности удержать налог необходимо уведомить и самого налогоплательщика.)
В остальных случаях отчетность 2-НДФЛ подается в срок до 1 апреля.
Отдельно остановимся на отчетности, связанной с выплатой физическим лицам доходов в виде дивидендов.
Все акционерные общества, в том числе применяющие УСН, обязаны отражать дивиденды, выплаченные физическим лицам, в Приложении 2 к декларации по налогу на прибыль. Подавать в налоговую инспекцию справки 2-НДФЛ в отношении физлиц, получивших дивиденды, АО не должны.
ООО, выплатившие дивиденды физическим лицам, Приложение N 2 к декларации по налогу на прибыль не заполняют. Сведения об НДФЛ с дивидендов они указывают в справках 2-НДФЛ и представляют справки в налоговую инспекцию.
В завершение статьи коснемся штрафных санкций, которые предусмотрены в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанностей налогового агента по НДФЛ.
Наиболее распространенные на практике нарушения, за которые налоговые агенты по НДФЛ привлекаются к ответственности, следующие:
- нарушение сроков удержания и перечисления НДФЛ (Согласно статье 123 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и перечислению. За нарушение сроков уплаты налогов также начисляются пени на основании статьи 75 НК РФ);
- непредставление в установленный срок в налоговые органы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (на основании пп 1.2 статьи 126 НК РФ влечет штрафные санкции в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета);
- представление налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения (согласно статье 126.1 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения);
- грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения (в соответствие со статьей 120 НК РФ грозит штрафом в размере от 10 до 40 тысяч рублей).
Таким образом, ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ влечет за собой существенные штрафные санкции. Однако у наших читателей нет повода для беспокойства – актуальная и своевременная информация, предоставленная системой СПС Консультант Плюс, поможет вам с легкостью распознать обстоятельства, при которых у организации возникают обязанности налогового агента, и избежать любых налоговых рисков.