Такая процедура несостоятельности банкротства как проводится в целях соразмерного удовлетворения
Перейти к содержимому

Такая процедура несостоятельности банкротства как проводится в целях соразмерного удовлетворения

  • автор:

Процедура банкротства юридических лиц: от подачи заявления до сравнения вариантов

Процедура банкротства юридического лица напрямую затрагивает как его интересы, так и интересы лиц, имеющих к нему претензии. Законодательство «мотивирует» руководителей к активной самозащите, иначе они априори могут быть признаны виновными в банкротстве компании [1] . Как правильно «провести» банкротство и избежать указанных рисков — рассмотрим в нашем обзоре.

Процедура банкротства юридических лиц

Над материалом работали:

Белоногова Нарцисса

Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

Основания для банкротства юридического лица

Процедура банкротства регулируется гражданским и арбитражным законодательством. Понятие этого института закреплено в статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в редакции от 18 июня 2017 года. Исходя из определения, банкротство можно рассматривать как:

  • состояние юридического или физического лица;
  • систему взаимосогласованных процедур;
  • цель или конечный результат осуществляемых мероприятий.

помощь в снижении рисков

Юридическое лицо признается банкротом исключительно по решению арбитражного суда. Фактическим основанием этого решения является подтвержденное в установленном порядке длительное отсутствие возможности погасить задолженность перед кредиторами по взятым на себя обязательствам.

Закон определяет временной и финансовый признаки банкротства юридического лица. Для признания несостоятельности компании она должна не исполнять обязательства свыше трех месяцев. При этом минимальный совокупный размер долга должен составлять 300 тысяч рублей.

Участники процедуры банкротства

Всех участников процедуры банкротства можно разделить на группы в зависимости от наличия заинтересованности в ее результатах:

  • лица, имеющие личный интерес;
  • лица, представляющие государственный интерес;
  • лица, содействующие правосудию.

должник и кредитор

К первой группе относятся должник и кредитор. Кроме них, личные интересы в процедуре банкротства отстаивают представители собственников имущества юридического лица, работники компании, контролирующее должника лицо.

Федеральная налоговая служба

Вторую группу участников составляют Федеральная налоговая служба Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления.

арбитражный управляющий

В третью группу, кроме стандартных участников судебного процесса, входит арбитражный управляющий. Согласно Закону о банкротстве это гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, предъявляющей к нему квалификационные требования.

Рассматривая процедуру банкротства, можно выделить как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на интересы ее участников. Среди плюсов для кредиторов — повышение вероятности взыскания задолженности по сравнению с процедурой исполнительного производства. Получить деньги становится возможным даже с юридического лица, у которого согласно текущим отчетам отсутствует имущество. Это достигается с помощью следующих инструментов:

  • привлечения руководителя и учредителей к субсидиарной ответственности;
  • инициации уголовного судопроизводства по преднамеренному банкротству;
  • оспаривания сделок должника.

Негативом банкротства для кредитора при этом является тот факт, что на средства должника претендуют и другие субъекты, о которых ранее могло быть неизвестно.

юрист

С точки зрения должника, банкротство — это эффективный правовой инструмент ликвидации задолженности. С его помощью компания может избавиться от непосильного бремени кредитов, процентов, невыполненных обязательств и пеней за их просрочку. Процедура банкротства, в отличие от ликвидации предприятия путем реорганизации или слияния, является прозрачной. Среди минусов для юридического лица следуют отметить потребность в финансовых и временных затратах.

Число российских компаний, признанных банкротами, в 2018 году сократилось на 3,1% по сравнению с 2017 годом — до 13 117, как следует из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Около 60% банкротств в экономике, как в 2017 г., так и в 2018 г., пришлось на три отрасли: торговлю, строительство и операции с недвижимостью. Во всех этих отраслях число банкротств снизилось за год: в торговле — на 3,4% (до 3701 компаний), в строительстве — на 3,5% (до 2670), в сфере операций с недвижимостью — на 4,1% (до 1405 компаний). [2]

Как начать процедуру банкротства юридического лица

Инициировать процедуру банкротства могут как физические, так и юридические лица. Согласно Закону о банкротстве это сам должник, ФНС, органы исполнительной власти и местного самоуправления, конкурсный кредитор, а также работники компании. Все указанные лица, за исключением должника, перед обращением в арбитражный суд обязаны предварительно дождаться вступления в силу решения суда о взыскании с него денежных средств.

Для должника инициация банкротства — это и право, и обязанность. Последняя возникает через месяц после появления обстоятельств, описанных в статье 9 Закона о банкротстве. Право же на подачу заявления в арбитражный суд имеет место при предвидении несостоятельности. Рассмотрим требования к процедуре подачи заявления при инициировании банкротства самим должником.

Согласно закону этот документ оформляется в письменной форме. В нем необходимо отразить следующие сведения:

  1. наименование суда;
  2. суммы всех имеющихся задолженностей;
  3. обоснование отсутствия возможности погасить имеющиеся долги;
  4. описание имущества и имеющихся денежных средств;
  5. регистрационные данные и номера счетов в банках;
  6. сведения о саморегулируемой организации для утверждения временного управляющего.

К заявлению прилагаются документы, обосновывающие указанную информацию, а также те, которые, по мнению юридического лица, необходимы для принятия обоснованного судебного решения. Более подробно об этом говорится в ст. 38 Закона о банкротстве, а также в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации. За 15 дней до подачи заявления должник обязан разместить информацию о своем намерении в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Порядок их опубликования регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В рамках представления интересов кредитора юридическая фирма может:

  • проконтролировать сроки подачи заявлений;
  • представить заемщика на собрании кредиторов, в судах;
  • обжаловать действия конкурсного управляющего в случае выявленных нарушений.

кредитор

Этапы банкротства юридического лица

Судебное дело о банкротстве — это цепь последовательных этапов на пути к достижению цели — удовлетворению обоснованных требований к должнику. Законом предусмотрены наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Этапы банкротства юридического лица

Планирование

Этап 1. Наблюдение

Наблюдение — первый обязательный этап в процедуре. Его целью является анализ и сохранение активов должника, определение общей суммы долговых обязательств и выявление возможности вернуть платежеспособность. Основными признаками наблюдения являются следующие:

  • ограничение полномочий руководителя компании;
  • приостановление исполнительных производств, снятие арестов и иных ограничений;
  • запрет на выплаты долей, дивидендов, процентов, зачет встречных требований, изъятие имущества владельцем;
  • прекращение начисления штрафов, пеней.

Наблюдение завершается вынесением арбитражным судом решения о переходе к одной из следующих стадий банкротства или прекращении этой процедуры. Наблюдение может перерасти в любую из существующих стадий, пропустив остальные.

Финансовое оздоровление

Этап 2. Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление — это необязательная процедура, направленная на погашение задолженностей юридического лица в установленный период и в соответствии с согласованным графиком и на восстановление финансовой стабильности по заранее составленному плану действий. На этом этапе сохраняются все запреты и ограничения, предусмотренные наблюдением, а также еще больше сужаются полномочия руководителя.

Этап завершается принятием решения о переходе к стадии внешнего управления или конкурсного производства. В случае, когда по результатам санации требования кредиторов удовлетворены, суд прекращает производство по делу.

Внешнее управление

Этап 3. Внешнее управление

Внешнее управление — один из приемлемых (необязательных) этапов процедуры банкротства, обусловленный объективной возможностью вернуть юридическому лицу платежеспособность.

В отличие от всех предыдущих этапов, этот предусматривает устранение бывших руководителей компании от осуществления управленческих функций и приостановление погашения задолженностей. Компания фактически переходит «в руки» внешнего управляющего, который может считать для нее необходимым:

  • смену вида деятельности;
  • прекращение работы одного или нескольких направлений;
  • реализацию собственности;
  • иные изменения.

Внешнее управление завершается прекращением производства при удовлетворении требований кредиторов или переходом к этапу конкурсного производства.

Конкурсное производство

Этап 4. Конкурсное производство

На этапе конкурсного производства арбитражный суд подтверждает несостоятельность должника. Для покрытия долгов и убытков юридическое лицо подлежит реализации. Эти меры возлагаются на конкурсного управляющего и осуществляются в процессе торгов. По завершению этого этапа юридическое лицо ликвидируется.

Анализ торгов по банкротству и активности ЭТП (электронных торговых площадок) по результатам 2018 года показывает, что в предыдущем году число выставленных на ЭТП лотов увеличилось на 39% по сравнению с 2017 годом и достигло 350 тысяч. [3]

Мировое соглашение

Этап 5. Мировое соглашение

Мировое соглашение — это альтернативная иным этапам, бесконфликтная процедура банкротства. Она представляет собой заключение письменного мирового договора между сторонами конфликта.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом свидетельствует о прекращении процедуры банкротства. В случае нарушения взятых сторонами обязательств или расторжения договора процедура банкротства развивается в обычном порядке.

В каких случаях возможна упрощенная процедура банкротства

Упрощенная процедура банкротства — это альтернативная программа ликвидации юридического лица в сокращенный срок. Законодатель допускает эту схему для отсутствующего и ликвидируемого должника. В первом случае процедура реализуется при совокупности следующих условий:

  1. компания фактически не осуществляет свою деятельность;
  2. руководитель организации находится в неустановленном месте;
  3. у юридического лица существует задолженность.

Во втором случае для инициации упрощенной процедуры необходимо наличие решения о ликвидации компании и присутствие у нее долгов, которые невозможно покрыть имеющимся имуществом.

Суть упрощенной процедуры состоит в том, что после рассмотрения заявления о ее начале суд назначает конкурсное производство, пропуская остальные этапы. Безусловно, это экономит время должника и кредиторов, а также существенно сокращает финансовые затраты на организацию и проведение процедуры банкротства.

Крупные юридические фирмы

Варианты организации процедуры

Наличие долгов у юридического лица требует либо их погашения в установленном законом порядке, либо передачи правопреемнику. Во втором случае возможна продажа компании. Эта процедура регулируется гражданским законодательством и предполагает:

поиск нового владельца

поиск нового владельца;

подготовку уставной и финансовой документации

подготовку уставной и финансовой документации, сдачу отчетности;

регистрацию договора купли-продажи

регистрацию договора купли-продажи;

внесение изменений в государственный реестр

внесение изменений в государственный реестр и предоставление данных о смене руководителя в контролирующий орган.

Вместе с тем продавцу необходимо учитывать, что законодательством о банкротстве в некоторых случаях предусмотрена обязанность объявить себя банкротом. Кроме этого, передача долгов иному лицу не ограждает бывшего руководителя от субсидиарной, административной и уголовной ответственности за незаконные действия.

В августе 2018 года был обновлен рекорд по сумме субсидиарной ответственности в рамках отдельно взятого дела о банкротстве. В деле ООО «БТК» определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворено заявление Агентства по страхованию вкладов (АСВ), конкурсного управляющего «БАНК ГОРОД». Привлечены к субсидиарной ответственности четыре гражданина на сумму 13 787,6 млн рублей. Суд не прислушался к уверениям ответчиков, что они лишь номиналы, а реально контролирующим является другое лицо, поскольку не было представлено соответствующих доказательств. [4]

Для реализации процедуры банкротства юридическое лицо не обязано привлекать посредника. Закон определяет, что должник сам имеет право обратиться в арбитражный суд. Руководствуясь этим утверждением, многие руководители берутся за процедуру банкротства силами компании. Такой подход исключает дополнительные затраты на поиск представителя и оплату его услуг. Вместе с этим, учитывая сроки такой процедуры, а также многочисленные процессы, специалисты компании на длительный период времени фактически полностью отстраняются от выполнения своих непосредственных обязанностей. Кроме этого, закон в любом случае обязывает привлекать для этой процедуры арбитражного управляющего, так что исключительно собственными силами все равно не обойтись.

Преимущества привлечения профессионалов для реализации процедуры банкротства

Привлечение профессионалов — один из вариантов организации управляемого банкротства. Он предполагает заключение договора с юридической компанией на предоставление услуг. Преимущества этого способа организации следующие:

  • комплексный подход (команда профессиональных помощников по банкротству обеспечивает комплексную работу юристов, финансистов и оценщиков по проблемам клиента);
  • возможность привлечь специалистов на любом этапе;
  • юридически грамотный подход к защите интересов должника;
  • получение актуальных рекомендации по минимизации финансовых и имущественных потерь.

Каждый из описанных вариантов организации процедуры банкротства имеет свои недостатки и преимущества. Принимая решение, руководителю целесообразно учитывать условия, последствия и степень личной ответственности при каждом из вариантов осуществления банкротства (ликвидации) компании.

Как выбрать юридическую фирму для проведения процедуры банкротства?

На сегодняшний день накопилось достаточно много свидетельств того, что процедура банкротства юридического лица при правильной организации может быть выгодна [5] . Она законна и управляема. Основное условие для получения ее положительного эффекта — своевременное привлечение профессионалов. Но какие моменты поможет сгладить обращение в юридическую фирму по сопровождению банкротства? Об этом нам рассказал Денис Ладыгин, руководитель практики структурирования бизнеса, эксперт крупной консалтинговой компании КСК групп:

«Сегодня профессиональный консалтинг по сопровождению банкротства является успешным инструментом урегулирования финансовых задолженностей. Взвешенные решения опытной команды способны отразить негативные последствия и устранить риск возможной субсидиарной ответственности. Более того, при грамотном подходе к проведению банкротства собственники компании не лишаются репутации и перспектив возвращения в бизнес.

КСК групп лояльно работает как с должниками, так и с кредиторами в рамках одного дела, действуя строго в пределах правового поля. Нашими клиентами могут выступать обе стороны конфликта. Должнику мы способны обеспечить гарантии защиты от негативных последствий при ликвидации компании. Кредитору при участии КСК групп удается получить стопроцентную выплату заявленных претензий либо моральное удовлетворение, полагающееся по закону. И в том, и в другом случае экспертами нашей компании определяется наиболее выгодная стратегия.

При работе с должником в ней отражаются предстоящие риски и способы их минимизации, резюмируется предварительный объем затрат и просчитываются варианты снятия ответственности с клиента законными методами. Для этого мы:

  • представляем интересы клиента на заседаниях суда и собраниях кредиторов, осуществляя опротестование судебных актов и коррекцию решений собраний;
  • занимаемся составлением реального и интересного клиенту реестра кредиторов;
  • обеспечиваем контроль за открытыми торгами, реализующими имущество банкрота, и многое другое.

По согласованию с клиентом экспертами КСК групп подбирается максимально лояльный арбитражный управляющий. Итогом усилий наших специалистов является ликвидация компании-должника без наступления неблагоприятных последствий для собственника бизнеса либо лиц, контролирующих его.

Для компании-кредитора договор с КСК групп — это планомерная защита интересов клиента на всех этапах банкротства должника. Сюда входит:

  • сбор сведений о должнике из официальных источников (в целях исключения случаев банкротства предприятия без каких-либо активов);
  • изыскание дебиторской задолженности и получение ее от имени клиента и в его интересах;
  • грамотная инвентаризация имущества должника;
  • возврат ранее реализованного имущества предприятия в конкурсную массу (анализ и оспаривание сделок в данных целях);
  • сопровождение реализации конкурсной массы с открытых торгов.

С КСК групп можно заключить договор как на предварительном этапе, когда у собственника появляется обоснованное предвидение несостоятельности, так и уже в процессе банкротства — для компетентного решения возникающих вопросов. На каждом из этапов команда наших профессионалов, свободно ориентирующихся в законодательных, бухгалтерских и налоговых перипетиях, сможет предложить цивилизованный выход из проблемной ситуации».

P. S. Более детальную информацию о реализованных проектах можно получить на сайте КСК групп. Здесь же можно оставить заявку на бесплатную первичную консультацию. Менеджеры компании разъяснят все интересующие моменты и сориентируют по срокам. Стоимость проведения обязательных в деле о банкротстве мероприятий, в частности, расходы на привлечение оценщика или организатора торгов, обсуждается с клиентом отдельно.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Брянской области

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (статья 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ).При этом под должником понимается как юридическое лицо, так и гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного в статье 213.3 Федерального закона № 127-ФЗ. Федеральным законом №127-ФЗ установлены основания признания судом физического лица несостоятельным (банкротом) и очередность удовлетворения требований кредиторов.

Признаками (основаниями) банкротства гражданина являются неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) неспособность должника в полном объеме исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление о несостоятельности (банкротстве) гражданина подается в арбитражный суд по месту жительства этого лица. Документами, подтверждающими место жительства, являются документы о регистрации по месту жительства или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Если место жительства неизвестно или оно находится за границей, необходимо обращаться в арбитражный суд по последнему месту регистрации в России. С таким заявлением в арбитражный суд вправе обратиться сам гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган (статья 213.3 Федерального закона № 127-ФЗ); заявление может быть подано путем личного обращения, по почте либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Условия подачи кредитором заявления о банкротстве гражданина (в совокупности) следующие: задолженность составляет 500 тыс. рублей и более (без учета неустоек, штрафов и других финансовых санкций);уплата задолженности просрочена минимум на 3 месяца; задолженность подтверждена вступившим в силу решением суда (без такого постановления заявление кредитора будет оставлено без движения).

Закон обязывает самого гражданина обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее 30 рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом. К заявлению необходимо приложить документы, предусмотренные процессуальным законодательством и законодательством о банкротстве граждан (пункт 4 статьи 37, пункт 3 статьи 213.4 Федерального закона № 127-ФЗ). В заявлении о признании гражданина банкротом должно быть указано наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.

Денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему, вносятся в депозит арбитражного суда. По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе предоставить гражданину отсрочку внесения средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему сроком до даты судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления о признании гражданина банкротом. Дело о банкротстве должника рассматривается арбитражным судом по месту жительства гражданина-должника. В деле о банкротстве гражданина применяются следующие процедуры: реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение (статья 213.2 Федерального закона № 127-ФЗ).Реструктуризация долгов гражданина – реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Реализация имущества гражданина – реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Признание арбитражным судом гражданина банкротом влечет для него последствия такие, как: в течение 5 лет гражданин не может взять кредит или заем без указания на факт своего банкротства, а также повторно заявить о возбуждении дела о признании его банкротом; гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица или иным образом участвовать в его управлении в течение 10 лет в отношении кредитной организации, 5 лет – в отношении страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или микрофинансовой компании, 3 года – в отношении иных организаций. Такие же последствия применяются в случае завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина. С 01.09.2020 вступили в силу положения Федерального закона № 127-ФЗ, предусматривающие возможность признания гражданина банкротом во внесудебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 223.2 Федерального закона № 127-ФЗ гражданин имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке при соблюдении следующих условий: общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей гражданина, в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, а также обязательств по уплате алиментов и по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее 50 тыс. и не более 500 тыс. рублей (абзац 4 пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 127-ФЗ);на дату подачи заявления в отношении должника окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и не возбуждено иное исполнительное производство. Заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается им лично или через представителя в многофункциональный центр по месту жительства или месту пребывания заявителя. При этом он обязан представить список всех известных ему кредиторов. Рассмотрение такого заявления осуществляется без взимания платы (пункты 2, 4 статьи 223.2, пункт 1 статьи 223.7 Федерального закона № 127-ФЗ).

На основании информации из банка данных в исполнительном производстве многофункциональный центр в течение трех рабочих дней осуществляет включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. По истечении шести месяцев со дня включения таких сведений в указанный реестр процедура внесудебного банкротства гражданина завершается. По завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом. Задолженность перед такими кредиторами в общем случае признается безнадежной. Признание гражданина банкротом не влечет ограничение его дееспособности, то есть способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Дубровского района Н.Н. Коняшкин

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Брянской области

Прокуратура Брянской области

30 ноября 2020, 14:11

Особенности процедуры банкротства граждан

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (статья 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ).При этом под должником понимается как юридическое лицо, так и гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного в статье 213.3 Федерального закона № 127-ФЗ. Федеральным законом №127-ФЗ установлены основания признания судом физического лица несостоятельным (банкротом) и очередность удовлетворения требований кредиторов.

Признаками (основаниями) банкротства гражданина являются неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) неспособность должника в полном объеме исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление о несостоятельности (банкротстве) гражданина подается в арбитражный суд по месту жительства этого лица. Документами, подтверждающими место жительства, являются документы о регистрации по месту жительства или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Если место жительства неизвестно или оно находится за границей, необходимо обращаться в арбитражный суд по последнему месту регистрации в России. С таким заявлением в арбитражный суд вправе обратиться сам гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган (статья 213.3 Федерального закона № 127-ФЗ); заявление может быть подано путем личного обращения, по почте либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Условия подачи кредитором заявления о банкротстве гражданина (в совокупности) следующие: задолженность составляет 500 тыс. рублей и более (без учета неустоек, штрафов и других финансовых санкций);уплата задолженности просрочена минимум на 3 месяца; задолженность подтверждена вступившим в силу решением суда (без такого постановления заявление кредитора будет оставлено без движения).

Закон обязывает самого гражданина обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее 30 рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом. К заявлению необходимо приложить документы, предусмотренные процессуальным законодательством и законодательством о банкротстве граждан (пункт 4 статьи 37, пункт 3 статьи 213.4 Федерального закона № 127-ФЗ). В заявлении о признании гражданина банкротом должно быть указано наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден финансовый управляющий.

Денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему, вносятся в депозит арбитражного суда. По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе предоставить гражданину отсрочку внесения средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему сроком до даты судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления о признании гражданина банкротом. Дело о банкротстве должника рассматривается арбитражным судом по месту жительства гражданина-должника. В деле о банкротстве гражданина применяются следующие процедуры: реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение (статья 213.2 Федерального закона № 127-ФЗ).Реструктуризация долгов гражданина – реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Реализация имущества гражданина – реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Признание арбитражным судом гражданина банкротом влечет для него последствия такие, как: в течение 5 лет гражданин не может взять кредит или заем без указания на факт своего банкротства, а также повторно заявить о возбуждении дела о признании его банкротом; гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица или иным образом участвовать в его управлении в течение 10 лет в отношении кредитной организации, 5 лет – в отношении страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или микрофинансовой компании, 3 года – в отношении иных организаций. Такие же последствия применяются в случае завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина. С 01.09.2020 вступили в силу положения Федерального закона № 127-ФЗ, предусматривающие возможность признания гражданина банкротом во внесудебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 223.2 Федерального закона № 127-ФЗ гражданин имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке при соблюдении следующих условий: общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей гражданина, в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, а также обязательств по уплате алиментов и по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее 50 тыс. и не более 500 тыс. рублей (абзац 4 пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 127-ФЗ);на дату подачи заявления в отношении должника окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и не возбуждено иное исполнительное производство. Заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается им лично или через представителя в многофункциональный центр по месту жительства или месту пребывания заявителя. При этом он обязан представить список всех известных ему кредиторов. Рассмотрение такого заявления осуществляется без взимания платы (пункты 2, 4 статьи 223.2, пункт 1 статьи 223.7 Федерального закона № 127-ФЗ).

На основании информации из банка данных в исполнительном производстве многофункциональный центр в течение трех рабочих дней осуществляет включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. По истечении шести месяцев со дня включения таких сведений в указанный реестр процедура внесудебного банкротства гражданина завершается. По завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом. Задолженность перед такими кредиторами в общем случае признается безнадежной. Признание гражданина банкротом не влечет ограничение его дееспособности, то есть способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Дубровского района Н.Н. Коняшкин

Адрес: 241023, г. Брянск, ул. им. А.М. Рекункова, д. 1
Телефон: +7 (4832) 65-42-00
Прием граждан осуществляется
С понедельника по четверг: с 9.00 до 18.00
По пятницам: с 9.00 до 16.45
Кроме выходных и праздничных дней
Обеденный перерыв: с13.00 до 13.45

Личный прием руководителями прокуратуры (прокурором области и его заместителями) осуществляется по предварительной записи.

Запись на прием осуществляется по телефону +7 (4832) 65-42-05 или непосредственно в прокуратуре области
С понедельника по четверг: с 9.00 до 17.00
По пятницам: с 9.00 до 16.45

Такая процедура несостоятельности банкротства как проводится в целях соразмерного удовлетворения

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 192-ФЗ, от 31.12.2004 № 220-ФЗ, от 24.10.2005 № 133-ФЗ, от 18.07.2006 № 116-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 30.12.2008 № 296-ФЗ, от 30.12.2008 № 306-ФЗ, от 28.04.2009 № 73-ФЗ, от 19.07.2009 № 195-ФЗ, от 17.12.2009 № 323-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ, от 27.07.2010 № 219-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 28.12.2010 № 429-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ, от 03.05.2011 № 91-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 12.07.2011 № 210-ФЗ, от 18.07.2011 № 228-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 30.11.2011 № 346-ФЗ, от 30.11.2011 № 362-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 03.12.2011 № 390-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ, от 07.12.2011 № 415-ФЗ, от 28.07.2012 № 144-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 30.12.2012 № 294-ФЗ, от 07.06.2013 № 113-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 02.07.2013 № 189-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 28.12.2013 № 410-ФЗ, от 28.12.2013 № 414-ФЗ, от 28.12.2013 № 419-ФЗ, от 12.03.2014 № 30-ФЗ, от 12.03.2014 № 33-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 01.12.2014 № 405-ФЗ, от 22.12.2014 № 432-ФЗ, от 29.12.2014 № 457-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 29.12.2014 № 482-ФЗ, от 29.06.2015 № 154-ФЗ, от 29.06.2015 № 167-ФЗ, от 29.06.2015 № 176-ФЗ, от 29.06.2015 № 186-ФЗ, от 13.07.2015 № 224-ФЗ, от 13.07.2015 № 229-ФЗ, от 13.07.2015 № 236-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 29.12.2015 № 407-ФЗ, от 29.12.2015 № 409-ФЗ, от 02.06.2016 № 172-ФЗ, от 23.06.2016 № 222-ФЗ, от 03.07.2016 № 292-ФЗ, от 03.07.2016 № 304-ФЗ, от 03.07.2016 № 360-ФЗ, от 03.07.2016 № 372-ФЗ, от 28.12.2016 № 488-ФЗ, от 01.05.2017 № 84-ФЗ, от 18.06.2017 № 127-ФЗ, от 26.07.2017 № 212-ФЗ, от 29.07.2017 № 218-ФЗ, от 29.07.2017 № 266-ФЗ, от 29.07.2017 № 281-ФЗ, от 25.11.2017 № 328-ФЗ, от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 07.03.2018 № 53-ФЗ, от 23.04.2018 № 87-ФЗ, от 23.04.2018 № 93-ФЗ, от 23.04.2018 № 106-ФЗ, от 01.07.2018 № 175-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 12.11.2018 № 419-ФЗ, от 28.11.2018 № 451-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 18.12.2018 № 473-ФЗ, от 25.12.2018 № 478-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 29.05.2019 № 105-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ, от 03.07.2019 № 173-ФЗ, от 04.11.2019 № 359-ФЗ, от 12.11.2019 № 377-ФЗ, от 26.11.2019 № 378-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 27.12.2019 № 469-ФЗ, от 27.12.2019 № 507-ФЗ, от 18.03.2020 № 66-ФЗ, от 01.04.2020 № 98-ФЗ, от 24.04.2020 № 149-ФЗ, от 25.05.2020 № 163-ФЗ, от 08.06.2020 № 166-ФЗ, от 08.06.2020 № 181-ФЗ, от 13.07.2020 № 202-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 268-ФЗ, от 31.07.2020 № 289-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 442-ФЗ, от 22.12.2020 № 447-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ, от 30.12.2020 № 542-ФЗ, от 24.02.2021 № 23-ФЗ, от 20.04.2021 № 92-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 01.07.2021 № 273-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ, от 02.07.2021 № 353-ФЗ, от 30.12.2021 № 436-ФЗ, от 30.12.2021 № 446-ФЗ, от 30.12.2021 № 476-ФЗ, от 30.12.2021 № 484-ФЗ, от 28.06.2022 № 212-ФЗ, от 20.10.2022 № 409-ФЗ, от 21.11.2022 № 452-ФЗ, от 28.12.2022 № 556-ФЗ, от 28.12.2022 № 569-ФЗ, от 24.07.2023 № 344-ФЗ, от 24.07.2023 № 372-ФЗ, от 04.08.2023 № 474-ФЗ)
(С учетом федеральных законов от 19.07.2007 № 139-ФЗ, от 23.11.2007 № 270-ФЗ, от 01.12.2007 № 317-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ, от 16.10.2012 № 174-ФЗ, от 13.07.2015 № 215-ФЗ; постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.2022 № 4-П, от 03.02.2022 № 5-П, от 21.07.2022 № 34-П; Федерального закона от 07.10.2022 № 377-ФЗ; постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2022 № 58-П, от 31.05.2023 № 28-П)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом) , регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) , порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

31. Порядок выплаты компенсации работнику в случае утраты заработной платы, причитающейся работнику, но не выплаченной работодателем, являющимся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) , устанавливается федеральным законом. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

41. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 186-ФЗ, от 31.07.2020 № 289-ФЗ)

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения) , вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия) . Конкурсным кредитором, действующим в интересах участников синдиката кредиторов, признается кредитный управляющий, действующий в порядке, предусмотренном главой X1 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 23.06.2016 № 222-ФЗ, от 22.12.2020 № 447-ФЗ)

уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 219-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 289-ФЗ)

мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство) , осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 410-ФЗ; от 23.06.2016 № 222-ФЗ)

финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

абзац; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ)

вред, причиненный имущественным правам кредиторов, — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 27.07.2010 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 405-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом. (Дополнение частью — Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ)

Основные стадии банкротсва: пошаговая инструкция

Основанием для банкротства юридического лица является его неплатежеспособность, то есть неспособность удовлетворить требования кредиторов (ст. 2, 127-ФЗ п. 2 ст. 3 Закона от 26.10.2002 N – далее Закона N 127-ФЗ). Подать заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом может руководитель организации-должника (а в некоторых случаях он должен это сделать), конкурсный кредитор, уполномоченный орган, работник или бывший работник, конечно, при наличии у заявителя требований к должнику ( 127-ФЗп. 1 ст. 7 Закона N ). Если суд примет заявление о признании должника банкротом, то далее компания-должник должна будет пройти стадии банкротства.

Основные признаки банкротства юридического лица

Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.

Процедура банкротства юридического лица схожа с банкротством физического лица, когда физ. лицу нужно объявить себя банкротом перед банком. Но есть и различия.

Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2015 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.

Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:

  • совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
  • срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
  • имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.

Задолженность может возникать вследствие различных обстоятельств и представлять собой:

  • долги перед поставщиками товаров или материалов, которые отгружены, но не оплачены по выставленным счетам;
  • не выплаченную зарплату, начисления за нее в бюджет;
  • не возвращенные кредитным организациям займы;
  • долги перед учредителями предприятия;
  • задолженность, которая образовалась перед государственными фондами.

В эту сумму могут входить различные штрафные санкции, судебные выплаты или претензии со стороны клиентов.

Вариант признания банкротства не распространяется на бюджетные учреждения, политические и религиозные организации. Для государственных предприятий такая процедура применяется только в случае, если имеется соответствующий пункт в уставе. Само признание несостоятельности проводится только в арбитражном суде по месту регистрации потенциального банкрота.

Кто может начать процедуру банкротства юр. лица

Банкротство юридических лиц, пошаговая инструкция которого определена вышеуказанным законом, предполагает, что инициаторами судебной процедуры может выступать любая финансово заинтересованная сторона:

  • само руководство предприятия;
  • учредители и владельцы убыточной фирмы;
  • кредиторы;
  • социальные фонды;
  • государственные службы и прокуроры;
  • наемный персонал при значительной задержке заработной платы.

Для всех видов кредиторов возможность подать иск в суд – это право, которое они могут реализовать по своему желанию. Для руководителей – это прямая обязанность, способная помочь убыточному предприятию выйти из долговой ямы, найти скрытые ресурсы, восстановить платежеспособность.

  • Скачать образец иска от конкурсного кредитора;
  • Скачать образец заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом.

Руководство фирмы обязано инициировать процедуру самостоятельно:

  • если юридическое лицо не располагает достаточными финансовыми ресурсами для покрытия долгов перед кредиторами;
  • если при начале ликвидации убыточного бизнес-проекта обнаружены признаки несостоятельности юридического лица.

При последнем варианте руководителю (или уполномоченному представителю от лица учредителей) необходимо обратиться с заявлением в арбитражный суд не более чем через 30 календарных дней после выявления подобных фактов. Зачастую это происходит после независимой аудиторской проверки или на основании полученных годовых отчетов с неутешительной статистикой.

stadii-bankrotstva

Основные этапы банкротства – цели и взаимосвязи

Каждый из этапов признания фирмы несостоятельной тесно взаимосвязан друг с другом и проводится ради достижения поставленных целей. Сроки мероприятий, их цели и задачи перечислены в Законе № 127-ФЗ. Рассмотрим подробнее все пять процедур:

Стадия 1. Наблюдение

Анализ текущего материального положения должника проводится на предварительном наблюдательном этапе (стат. 62—75 № 127-ФЗ). Для независимой оценки финсостояния назначается временный управляющий, который публикует уведомление о введении наблюдения. Эта стадия назначается также для обеспечения неприкосновенности активов предприятия, уведомления кредиторов, составления реестра требований. Руководство компании сохраняет свои полномочия, но с некоторыми (весьма существенными) ограничениями.
Максимальная продолжительность наблюдения составляет 7 мес. За этот период управляющий проводит полный сбор сведений о должнике, его финансово-хозяйственной деятельности, величине активов и обязательств, возможности восстановления нормального функционирования хозяйствующего субъекта. По итогам управляющий подготавливает сводный отчет, который наряду с протоколом первого кредиторского собрания, представляется в арбитраж. Затем судом принимается решение о целесообразности дальнейшего рассмотрения банкротства или прекращении дела в связи с возможностью оздоровления организации с целью погашения долгов в полных объемах. Также возможно подписание мирового соглашения и реструктуризация обязательств.

Стадия 2. Финансовая санация

Целью оздоровления должника становится восстановление финансовой платежеспособности юрлица и, соответственно, погашение образовавшихся долгов. Процедура проводится по законодательным нормам согласно стат. 76—92 Закона № 127-ФЗ. Этап назначается не во всех случаях, а только при выявлении скрытых потенциалов реанимации бизнеса. Решение о применении утверждается на первом кредиторском собрании совместно с разработкой предварительного графика погашения долгов.
Среди последствий санации нужно выделить следующие шаги:

  • Отмена абсолютно всех досудебных действий по погашению долгов, включая уже выпущенные приказы о взыскании.
  • Приостановление выдачи дивидендов, запрет на выплату процентов по акциям.
  • Запрет на проведение любых операций с обязательствами (бартеры, зачеты и т.д.).
  • Снятие арестов с активов должника, приостановление начисления санкций на суммы долгов.

Ответственным за выполнение принятого плана финоздоровления назначается независимый управляющий. Максимальный срок проведения составляет 2 года (календарных). Если же предпринятые меры не принесли ожидаемых результатов в виде улучшения финсостояния юрлица, осуществляется переход к внешнему управлению или сразу к конкурсному производству, то есть к распродаже активов.

Стадия 3. Внешнее управление

В соответствии с требованиями стат. 93—123 Закона № 127-ФЗ этап внешнего управления вводится по итогам санации при невозможности возврата к успешной жизнедеятельности должника. Или же применяется как единственная альтернатива при отсутствии резервов восстановления нормального материального положения компании. План управления разрабатывается экспертом-управляющим и в том числе включает в себя:

  • Закрытие убыточных направлений бизнеса.
  • Смену стратегии деятельности и перепрофилирование производственных проектов.
  • Реализацию имущественных объектов организации.
  • Взыскание дебиторских обязательств.
  • Получение займов от третьих лиц, увеличение размеров вкладов участников.
  • Дополнительный выпуск собственных акций для обращения на фондовом рынке.
  • Проведение инвентаризации всех активов, выявление внутренних резервов бизнеса.

План управления может включать самые радикальные меры, необходимые для оздоровления должника, вплоть до массового сокращения персонала, прекращения выпуска продукции и привлечения сторонних квалифицированных управленцев. Максимальный период проведения равен полутора годам, в виде исключения пролонгируется до 2 лет. Если никакие действия не приносят результатов, долги не погашаются, судом выносится решение о внедрении конкурсного производства, а точнее свободной реализации активов юрлица.

Стадия 4. Конкурсное производство

Завершением признания несостоятельности должника выступает введение конкурсного производства. Сама процедура проводится строго по регламенту Закона № 127-ФЗ (стат. 124—149) и означает неизбежность банкротства бизнеса. По-прежнему и на этом этапе сторонам разрешается заключать мировое соглашение. Основная цель производства – максимально полное погашение кредиторских требований через продажу активов компании на свободных торгах. Руководством занимается назначаемый арбитражным судом конкурсный управляющий, на которого возлагаются следующие функции:

  • Проведение инвентаризационных действий для определения перечня активов и их стоимости путем независимой оценки.
  • Создание конкурсной массы с включением в специальный фонд расчетов с кредиторами всех ТМЦ должника, основных фондов и других видов активов, выявленных в ходе инвентаризации.
  • Прием кредиторских требований для проведения торгов в целях соразмерного погашения совокупных обязательств.

По завершении этапа конкурсного производства и в случае нехватки активов для осуществления полных расчетов все непогашенные долги признаются удовлетворенными, а должник считается ликвидированным. По судебному решению органами ИФНС вносится запись в единый реестр (ЕГРЮЛ), деятельность юрлица прекращается.

Стадия 5. Мировое соглашение

Составление по обоюдному взаимному согласию мирового договора допускается на любом этапе рассмотрения банкротства. Первоначальное предложение может исходить от должника или кредиторов, но в действие соглашение вступает только, если никто из участников процесса не возражает. Если инициатором выступают кредиторы, соответствующее решение необходимо единогласно утвердить на собрании. Автоматически подписание согласия подразумевает полное прекращение процедуры неплатежеспособности.
Какая информация отражается в соглашении? В первую очередь, это точный порядок погашения обязательств кредиторов; также обозначается формат расчетов, включая сроки и процентные ставки. Дополнительно в документ могут включаться и другие условия, не противоречащие законодательным требованиям. Нередко в заключении соглашения участвуют третьи лица – заинтересованные в погашении долгов инвесторы, в роли которых разрешается выступать как физлицам, так и предприятиям, в т.ч. иностранным. Нарушение исполнения условий соглашения со стороны должника служит поводом для возобновления процедуры банкротства компании.

ehtapy-bankrotstva

Скрытая стадия

Кроме основных стадий, существует также скрытая стадия банкротства. Главная ее особенность – это начало незаметного снижения номинальной «цены» предприятия.

Такое может происходить, даже когда налаживание специального учета еще не произошло. Причиной начала скрытой стадии банкротства юр или физ лица являются отчетливые неблагоприятные внутренние и внешние виды тенденций для предприятия.

К внутренним причинам могут относиться такие, как снижение качества решений управленческого персонала. Самый удачный пример внешних тенденций – ухудшение условий для предпринимательства и ведения дела для данного юр лица или физического лица.

Что касается ухудшения общих характеристик финансового состояния предприятия, то к началу скрытой стадии дела могут привести многие виды факторов.

Самыми распространенными являются следующие:

  • возрастание долгового объема, которое невозможно проконтролировать;
  • резкое снижение или полное отсутствие спроса на те или иные виды продукции;
  • качественное снижение показателей дебиторской задолженности;
  • расширение объема затрат организации.

Стоимость процедуры банкротства юридического лица

На момент последних изменений в арбитражном законодательстве, определяющих банкротство юридических лиц в 2019 году, были определены расходы на подачу документов в сумме:

  • 6000 рублей на государственную пошлину;
  • От 30 000 за услуги внешнего управляющего.

Если материальное положение потенциального юридического лица-должника не позволяет внести такую сумму до начала суда, рекомендовано приложить к типовому заявлению специально оформленное ходатайство. Оно предусматривает рассрочку на обязательные платежи до вынесения решения. Кроме этих расходов, потребуется проведение дополнительных экспертиз сторонними аудиторами, консультации юристов и нотариальное заверение некоторых документов и копий.

В каких случаях возможна упрощенная процедура банкротства

Упрощенная процедура банкротства — это альтернативная программа ликвидации юридического лица в сокращенный срок. Законодатель допускает эту схему для отсутствующего и ликвидируемого должника. В первом случае процедура реализуется при совокупности следующих условий:

  • компания фактически не осуществляет свою деятельность;
  • руководить организации находится в неустановленном месте;
  • у юридического лица существует задолженность.

Во втором случае для инициации упрощенной процедуры необходимо наличие решения о ликвидации компании и присутствие у нее долгов, которые невозможно покрыть имеющимся имуществом.

Это интересно!
Согласно данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в Санкт-Петербурге насчитывается более 1000 юридических лиц со статусом «ликвидируемый должник» и более 280 лиц, подпадающих под категорию «отсутствующий должник»[4].

Суть упрощенной процедуры состоит в том, что после рассмотрения заявления о ее начале суд назначает конкурсное производство, пропуская остальные этапы. Безусловно, это экономит время должника и кредиторов, а также существенно сокращает финансовые затраты на организацию и проведение процедуры банкротства.

Последствия банкротства юридического лица

После окончания последней стадии конкурсного производства и финальной распродажи всего имущества арбитражный суд заканчивает свою работу вынесением постановления, в котором признается несостоятельность (банкротство) юридического лица. Конкурсный управляющий слагает свои полномочия, а уставные и бухгалтерские документы передаются на хранение в государственный архив. На основе судебного приказа предприятие ликвидируется, а в единый реестр банкротства юридических лиц вносятся соответствующие записи о закрытии. Кроме этого:

  • Прекращаются все начисления штрафов и пени;
  • Учредители теряют свои доли в уставном фонде;
  • Штат сотрудников полностью распускается.

Также производится окончательное списание оставшихся долгов и займов, если денежных средств от продажи конкурсной массы не хватило для полного расчета.

Последствия признания несостоятельности юр. лица

После окончания всех судебных процедур собственники могут свободно заниматься любыми видами деятельности, открывать фирмы и реализовывать бизнес-проекты. Они теряют лишь сумму инвестиций при открытии предыдущего предприятия и не отвечают своим личным имуществом по его долгам.

Иногда в ходе судебных разбирательств или анализа финансового состояния могут быть выявлены факты намеренного доведения до убыточности. Тогда бывшие руководители и главный бухгалтер могут понести наказание, вплоть до уголовной ответственности.

Заключение

Проведение процедуры банкротства является сложным, многоэтапным процессом, требующим специальных знаний и подготовки. Если финансовое положение фирмы затруднительное, и период кризиса затянулся, то стоит подумать о начале процедуры банкротства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *