Глава 2. Структура и задачи министерства финансов
Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.
С декабря 2011 года пост Министра финансов занимает Силуанов Антон Германович, пост первого заместителя Министра – Нестеренко Татьяна Геннадьевна.
В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.
Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата определенное количество департаментов по основным направлениям деятельности:
Департамент управления делами и контроля;
Департамент бюджетной методологии;
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики;
Департамент государственного долга и государственных финансовых активов;
Департамент финансовой политики;
Департамент межбюджетных отношений;
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности;
Департамент бюджетной политики;
Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;
Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки;
Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы;
Департамент долгосрочного стратегического планирования;
Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета;
Департамент международных финансовых отношений;
Департамент бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса;
Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса.
Подведомственные организации Министерства финансов:
Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации»;
Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации»;
Федеральное государственное унитарное предприятия «Гознак»;
Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации»;
Федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации»;
Федеральное государственное унитарное предприятие «Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт»;
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский финансовый институт».
Подведомственные органы власти:
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор);
Федеральное казначейство (Казначейство России);
Федеральная налоговая служба (ФНС России).
Основными задачами Министерства на 2014 являются:
Реализация ответственной бюджетной политики, направленной на долгосрочную устойчивость
Формирование и исполнение сбалансированного бюджета (при безопасном уровне дефицита и долговой нагрузки), укрепление устойчивости бюджетной системы в долгосрочном периоде.
Условия решения задачи с точки зрения тенденций экономического развития достаточно сложные, особенно в 2014 году. Рост ВВП оценивается на достаточно низком уровне (0,5%). Существуют риски снижения цен на нефть, при этом цена на нефть, которая балансирует бюджет, в 2013 году составила 113 долларов за баррель, а не нефтегазовый дефицит бюджета устойчиво закрепился выше отметки в 10% ВВП.
В условиях значительных геополитических рисков особенно важным становится соблюдение обеспеченности расходных обязательств доходами бюджетов в долгосрочном периоде. При этом простое увеличение бюджетных расходов не способно обеспечить выход на траекторию устойчивого экономического роста: оно приводит к негативным эффектам (замедлению потенциальных темпов роста и росту инфляции) и потере Россией конкурентных преимуществ — низкого уровня дефицита, долговой нагрузки, значительных резервов.
Достигнутый уровень бюджетных расходов достаточно велик. На современном этапе возрастает актуальность повышения качества использования имеющих ресурсов, ориентированность на лучшие мировые практики управления публичными финансами. Оптимальной стратегией реализации бюджетной политики является не рост расходов, а реальное повышение их эффективности, расширение горизонтов планирования, учет финансовых и макроэкономических рисков
Устойчивое функционирование финансовой системы, снижение уязвимости от внешних рисков, развитие внутреннего инвестора
Для устойчивого финансирования финансовой системы Российской Федерации требуется решение задачи по созданию национальной платежной системы.
В условиях ухудшения доступа к внешним финансовым рынкам, существенного объема накопленного внешнего корпоративного долга ключевой задачей становится развитие внутреннего инвестора, обладающего длинным финансовым ресурсом.
Недавние действия операторов международных платёжных систем выявили необходимость дополнительного усиления ответственности платёжных систем, направленных на обеспечение бесперебойности обслуживания российских граждан и организаций, исключение самой возможности отключения российских банков от системы расчётов. Такие законодательные предложения подготовлены и поэтапно будут реализованы и приняты до конца текущего года.
Источником длинного инвестиционного ресурса экономики в нынешних сложных для инвестиций условиях должны стать средства накопительной пенсионной системы. За последний год введены новые правила инвестирования; объёмы накоплений теперь гарантируются государством; система пенсионных фондов проходит детальную проверку в рамках созданного регулятора. Всё это позволит перезапустить систему с 1 января 2015 года
В 2014 году Министерству необходимо разработать законопроект, предусматривающий создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и определение налогового резидентства организаций. Введение нового понятия налогового резидента позволит предотвратить вывод прибыли из-под налогообложения в российской юрисдикции.
Вместе с уже внесенным в Правительство проектом закона о ратификации Многосторонней конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах это позволит приблизиться к решению задачи, поставленной в послании Президента, — заставить российские компании платить налоги в России вне зависимости от их места регистрации.
Также необходимо вести работу совместно с Росфинмониторингом по созданию системы определения бенефициарного собственника организаций, действующих в России, и повышению прозрачности российской экономики. Как компетентный орган по применению заключенных Россией соглашений об избежание двойного налогообложения, Министерство будет внедрять в практику применения таких соглашений принцип фактического получателя дохода — льготы по соглашениям должны предоставляться только в тех случаях, когда претендующие на них лица являются фактическими получателями льготируемого дохода.
Обеспечение сбалансированного развития региональных и местных бюджетов, интеграция двух новых субъектов РФ
К настоящему времени не в полной мере удалось решить проблему сбалансированности региональных бюджетов, преодолеть тенденцию к росту регионального и муниципального долга. В 2013 году финансовое положение регионов остается достаточно сложным, увеличился дефицит и уровень задолженности.
Важнейшая задача Министерства — не допускать опасного увеличения долговой нагрузки регионов, что может привести к ухудшению условий исполнения обязательств публичной власти перед гражданами.
Для этого будет осуществляться усиленный мониторинг за субъектами Российской Федерации, которые достигли опасной планки — 50% долга к собственным доходам, реализация мер по финансовому оздоровлению территорий.
Уже введены дополнительные контрольные меры по подготовке бюджета, ограничению дефицитов бюджетов, контролю со стороны Счётной палаты Российской Федерации за исполнением бюджетов и прочее.
Министерство также готово предоставлять регионам бюджетные кредиты, которые имеют достаточно низкие процентные ставки, хорошие условия и длительные сроки при условии реализации программ финансового оздоровления территорий, повышения эффективности управления бюджетами.
Повышенного внимания требуют два новых субъекта Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. В рамках принятой «дорожной карты» по интеграции этих регионов в финансовую систему России предстоит обширная работа по бюджетному, налоговому, банковскому законодательству
Налоговые стимулы для экономического роста
Перед налоговой системой, помимо традиционной задачи обеспечения доходной части бюджета, стоит задача активного использования налоговых стимулов для ускорения экономического роста.
Для реализации задачи предусмотрено установление двухлетних налоговых каникул для вновь зарегистрированных предпринимателей, упрощение регистрации, уплата налоговых платежей для работающих по патенту, определение порядка работы территорий опережающего развития на территории Дальнего Востока и Восточной Сибири, создание особых условий для работы в регионах и округах, таких как Дальний Восток, Республика Крым и Севастополь, Калининград.
Начата разработка механизма предоставления налоговых льгот в пределах общего объёма осуществляемых капитальных вложений для вновь создаваемых предприятий.
Необходимо в целом оптимизировать систему планирования и реализации налоговой политики. Для этого, в частности, следует повысить эффективность, обоснованность и адресность налоговых льгот, установив конкретные сроки их действия, обеспечить регулярную оценку эффективности налоговой системы, ее воздействия на экономический рост. Также будет повышена стабильность налоговой системы за счет минимизации изменений в законодательство о налогах и сборах
Центральный аппарат Министерства финансов РФ
I. Департамент бюджетной политики, включающий:
Отдел бюджетного законодательства
Отдел бюджетного планирования
Отдел межгосударственных финансов
Отдел организации исполнения федерального бюджета
Сводный отдел анализа и прогнозирования доходов
Отдел анализа и прогнозирования доходов от прямых налогов и прочих
Отдел анализа и прогнозирования доходов от косвенных налогов и ресурсных платежей Отдел резервных фондов
Отдел бюджетной политики в сфере государственной службы Отдел финансового обеспечения судебной системы Отдел нормативного правового обеспечения государственной службы Отдел оплаты труда государственных служащих и анализа административных расходов
Отдел методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации
Отдел методологии формирования расходных обязательств и исполнения бюджетов
II. Департамент бюджетной политики в отраслях экономики, в структуру которого входят:
Отдел бюджетной политики в области транспорта, дорожного хозяйства и связи
Отдел бюджетной политики в сфере землепользования, недропользования и экологии
Отдел бюджетной политики в области гражданской промышленности и энергетики
Отдел бюджетной политики в области сельского хозяйства и рыболовства
Отдел бюджетной политики в области формирования федеральных целевых программ, программ развития регионов
Отдел бюджетной политики в области жилищных субсидий и методологии финансирования бюджетных капитальных расходов
III. Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки, включающий:
Отдел бюджетной политики в сфере образования
Отдел бюджетной политики в сфере здравоохранения и физической культуры
Отдел бюджетной политики в сфере научной и научно-технической деятельности и гражданского назначения
Отдел бюджетной политики в сфере социального обеспечения и программ государственной занятости населения
Отдел обязательного социального страхования и государственных внебюджетных фондов
Отдел бюджетной политики в сфере культуры и средств массовой информации
IV. Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа:
Отдел сводного анализа в сфере национальной обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности
Отдел нормативного правового обеспечения в сфере государственной военной и правоохранительной службы Отдел бюджетной политики в сфере национальной обороны Отдел бюджетной политики в сфере безопасности государства и правоохранительной деятельности
Отдел бюджетной политики в сфере юстиции, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Отдел бюджетной политики в сфере военно-технического сотрудничества
Отдел бюджетной политики в сфере государственного оборонного заказа, мобилизационной подготовки экономики и материального резерва
V. Департамент межбюджетных отношений:
Отдел организации бюджетного процесса в субъектах РФ Отдел мониторинга и взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ Отдел муниципальных образований Отдел реформы ЖКХ
Отдел методологии межбюджетных отношений
VI. Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов:
Отдел международного сотрудничества
Отдел взаимоотношений с международными банками
Отдел внешнего долга
Отдел внешних активов
Отдел государственных внутренних активов
Отдел внутреннего долга
Отдел методологии и регулирования долга субъектов РФ и муниципальных образований Отдел учета, анализа и отчетности
Отдел по управлению средствами Стабилизационного фонда
VII. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики:
Отдел координации и контроля деятельности Федеральной налоговой службы, анализа и общих вопросов
Отдел применения общих правил законодательства о налогах и сборах Отдел налогообложения прибыли (дохода) организаций Отдел налогообложения доходов граждан и единого социального налога Отдел имущественных и прочих налогов
Отдел налогов и доходов от использования природных ресурсов Отдел косвенных налогов
Отдел международного налогообложения Отдел таможенных платежей
Отдел нормативного регулирования определения таможенной стоимости
VIII. Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности:
Отдел регулирования финансово-бюджетного надзора и финансового мониторинга
Отдел методологии бухгалтерского учета и отчетности Отдел нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности Отдел регулирования аттестации, лицензирования и повышения квалификации аудиторов, координации контроля в сфере обязательного аудита и деятельности профессиональных аудиторских объединений
IX. Департамент финансовой политики:
Отдел пенсионной реформы
Отдел финансовых рынков и имущественных отношений Отдел регулирования лотерейной деятельности и производства защищенной полиграфической продукции Отдел регулирования страховой деятельности Отдел организации комплексных выплат Отдел банковской деятельности Отдел денежно-кредитной политики
X. Правовой департамент:
Отдел правового обеспечения государственной долговой политики, оборонного комплекса и правоохранительных органов, финансового рынка и межбюджетных отношений
Отдел правового обеспечения бюджетной политики, деятельности подведомственных организаций и систематизации нормативных актов Отдел правового обеспечения налоговой и таможенно-тарифной политики, контроля и надзора, аудита, бухгалтерского учета и отчетности Отдел судебной защиты
Министерство финансов РФ
Министерство финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти , осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих направлениях и сферах деятельности:
- Бюджет
- Налоговые отношения
- Бухгалтерский учет и отчетность
- Аудиторская деятельность
- Государственный долг
- Резервный фонд
- Фонд национального благосостояния
- Международные финансовые отношения и международное сотрудничество
- Реформы
- Финансовые рынки
- Страховая деятельность
- Банковская деятельность
- Кредитная кооперация
- Микрофинансовая деятельность
- Организация и проведение лотерей, азартных игр
- Электронный бюджет
- Производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции
- Производство, переработка и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней
- Инвестирование средств для финансирования накопительной пенсии
- Финансовые взаимоотношения с регионами и муниципальными образованиями
- Государственная поддержка жилищного (ипотечного) кредитования
Министр финансов Российской Федерации с декабря 2011 года – Силуанов Антон Германович.
История Минфина
1802 – 1917 годы
Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждено Министерство финансов, на обязанности которого лежало «управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов». На министра финансов манифест возлагал еще обязанность «при конце каждого года делать для наступающего подробный штат общих государственных расходов». Ведомство государственного казначея осталось неприкосновенным.
При преобразовании министерств в 1810—1811 годах управление государственными доходами и расходами было распределено между тремя ведомствами: 1) Министерство финансов, которое ведало все источники доходов, 2) государственным казначейством, ведавшим движением сумм, и 3) государственным контролем, которому была поручена ревизия всех счетов.
В 1817 г. в ведение Министерство финансов передан (из Министерства внутренних дел) департамент мануфактур и внутренней торговли, а в 1821 г. — департамент государственного казначейства. В 1824 г. учреждена особенная канцелярия по кредитной части, в 1828 г. — мануфактур-совет, в 1829 г. — коммерческий совет. С учреждением Министерства государственных имуществ, от Министерства финансов отошло в 1838 г. управление казенными крестьянами, землями, лесами и оброчными статьями. 27 октября 1861 г. открыло свои действия главное выкупное учреждение, упраздненное в 1895 г.
Наркомфин России
Наркомфин входил в состав Временного рабочего и крестьянского правительства России, образованного «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2-ым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. Наркомат был призван обеспечивать проведение единой финансовой политики, а также осуществлять общее руководство в области организации финансов в стране.
Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 г. национализированы частные банки и организован подчинённый НКФ единый Народный банк РСФСР. Под управлением НКФ также находились Департамент государственного казначейства и местные казначейства. Тем же декретом были введены прямое налогообложение буржуазии, аннулированы государственные займы царского и временного правительства, ликвидированы биржи, занимавшиеся сделками с ценными бумагами.
НКФ также проводила мероприятия по оздоровлению денежного обращения, на подготовку денежной реформы и замены старых денежных знаков, монополизации страхового дела, на укрепление сметно-бюджетной дисциплины и т. д.
Условия Гражданской войны и политика военного коммунизма значительно ослабили роль финансового аппарата, снижалось экономическое значение денег, приостанавливалось взимание налогов, товарно-денежные отношения заменялись прямым распределением материальных ценностей из центра. В связи с этим в начале 1920-х была полностью упразднена кредитная система. Был ликвидирован Народный банк РСФСР и на его базе образовано Центральное бюджетно-расчётное управление НКФ (СУ РСФСР).
В соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе Наркомфина было создано организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами. В губернских и уездных финотделах налоговые подразделения остались без особых изменений. Были упразднены податные инспекторы при уездных финотделах и сформирован штат фининспекторов, который осуществлял контроль за взиманием прямых налогов и подчинялся непосредственно губфипотделам.
Наркомфин СССР
В 1925 году НКФ СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции финансовых инспекторов, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов, объектов налогообложения. Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавалось кассовым органам, а взимание платежей — налоговым агентам.
В 1932 году было закончено строительство общежития для работников наркомата. К 1930 году налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс. человек. Из них половина работала в финансовых органах, а остальные входили в аппарат наружного налогового надзора. Учитывая, что к этому времени с капиталистическим элементом как в городе, так и на деревне в основном было покончено, налоговая реформа 1930 г. внесла изменения и в организацию налогового аппарата. Основным звеном системы стала налоговая инспекция — структурное подразделение районных и городских финансовых отделов. К руководящим и контролирующим звеньям относились налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР.
В соответствии с законом от 15 марта 1946 года Наркомфин СССР преобразован в Министерство финансов СССР.
1991-2014 годы
Указом Президента РСФСР от 11 ноября 1991 года № 190 Министерство финансов РСФСР было объединено с Министерством экономики РСФСР в одно Министерство экономики и финансов РСФСР. Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 года № 8 Министерство финансов СССР было ликвидировано, а его предприятия и организации переведены в подчинение Министерства экономики и финансов РСФСР.
С 25 декабря 1991 года по 19 февраля 1992 года министерство носило название Министерство экономики и финансов РФ. Указом Президента РФ от 19 февраля 1992 года № 156 оно было вновь разделено на два министерства —Министерство экономики РФ и Министерство финансов РФ.
Минфин сформировал три новых департамента
МОСКВА, 17 апреля. /ТАСС/. Министерство финансов РФ сформировало департамент регулирования имущественных отношений, департамент налоговой политики и департамент таможенной политики и регулирования алкогольного рынка. Об этом говорится в пятницу в сообщении пресс-службы министерства.
Директором департамента регулирования имущественных отношений назначен Андрей Воронцов. Координацию и контроль деятельности департамента осуществляет замминистра Алексей Моисеев.
"Департамент осуществляет реализацию функций Минфина России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, за исключением гражданского оборота недвижимого имущества. Среди основных задач — реализация полномочий собственника имущества, регулирование порядка учета имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Реализация прав Российской Федерации в сфере приватизации государственного и муниципального имущества", — говорится в тексте сообщения.
Департамент также распоряжается изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством РФ. Департамент участвует в осуществлении Минфином России координации и контроля деятельности, находящегося в его ведении Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Директором департамента налоговой политики назначен Данил Волков. Координацию и контроль деятельности департамента осуществляет статс-секретарь — замминистра Алексей Сазанов. Департамент осуществляет реализацию функций Минфина России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов.
Директором департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка назначен Никита Золкин. Координацию и контроль деятельности департамента также осуществляет Алексей Сазанов. Департамент реализует функции Минфина России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенной деятельности и алкогольного рынка.