Лица, не подлежащие банкротству
Не подлежат банкротству в порядке, предусмотренном законом о банкротстве:
казенные предприятия (п.2 ст.1 Закона о банкротстве)
Казенное предприятие — это унитарное предприятие на праве оперативного управления (ст.115 ГК РФ), которое может быть учреждено Правительством РФ (федеральное казенное предприятие), органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (муниципальное казенное предприятие) (ст.8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 №161-ФЗ (ред. от 08.12.2003, с изм. от 18.12.2006)).
Казенное предприятие не подпадает под действие Закона о банкротстве в силу прямого указания закона, тем не менее, оно может быть ликвидировано. Это можно осуществить по решению собственника имущества казенного предприятия или по решению суда по основаниям, указанным в Гражданском Кодексе или в других федеральных законах (пп.1 и 2 ст. 35 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Необходимо отметить, что нормы, регламентирующие банкротство казенных предприятий, не урегулированы. Так, в случае если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом (п.3 ст. 35 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). В то же время, нормы Закона о банкротства к таким предприятиям не применимы. В п.5 ст. 115 ГК РФ указано, что собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. В законодательстве четко не прописан механизм банкротства казенных предприятий.
! федеральные государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия, а также акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, в которых государство является участником (акционером), могут быть признаны банкротами наравне с другими организациями
учреждения (п.2 ст.1 Закона о банкротстве).
Учреждение — организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (п.1 ст.120 ГК РФ).
По видам собственников законодательство делит учреждения на частные, государственные и муниципальные.
Частное учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п.2 ст. 120 ГК РФ, ст.9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 26.06.2007)).
Бюджетное учреждение (государственное, муниципальное) — организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. К ним относятся организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, за исключением казенных предприятий и автономных учреждений (ст. 120 ГК РФ, ст. 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.04.2007))
Автономное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. В отличие от бюджетных организаций, оно само отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (ст. 120 ГК РФ, Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).
По отраслевому признаку законодательство выделяет следующие типы учреждений:
Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ст. 11 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 02.02.2006)). В данном случае возникает вопрос, подпадают ли общественные учреждения под действие Закона о банкротстве, т.к. общественные объединения среди организаций, не подпадающих под действие этого закона, в нем не перечислены. Следовательно, общественные организации могут быть признаны банкротами и должны проводить процедуры на основании Закона о банкротстве.
Учреждения социального обслуживания (независимо от форм собственности): комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги (ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 22.08.2004), ст. 30 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004)).
Образовательное учреждение — учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст.12 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 30.06.2007)):
дошкольные учреждения: детские сады различного вида, центры развития ребенка (Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» от 01.07.1995 № 677 (ред. от 01.02.2005));
общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
учреждения начального профессионального образования: профессиональное училище; профессиональный лицей — центр непрерывного профессионального образования; учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие учреждения (Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об учреждении начального профессионального образования» от 05.06.1994 № 650 (ред. от 31.03.2007))
учреждения среднего профессионального образования,
учреждения высшего профессионального (университеты, академии, институты) и послевузовского профессионального образования; (ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 20.04.2007), Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (Высшем учебном заведении) Российской Федерации» от 05.04.2001 № 264 (ред. от 17.01.2006));
учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) взрослых: академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования), институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные, курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости (Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (Повышения квалификации) специалистов» от 26.06.1995 №610 (ред. от 31.03.2003)).
специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей): детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты, в том числе специальные (коррекционные) (Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 01.07.1995 № 676 (ред. от 23.12.2002));
учреждения дополнительного образования детей: центры дополнительного образования детей, развития творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детские и детско-юношеские центры различных направлений; дворцы, дома и станции детского (юношеского) творчества, юных натуралистов, спорта, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); детские школы искусств, детско-юношеские спортивные школы, в том числе специализированная ДЮСШ олимпийского резерва (Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 07.03.1995 № 233 (ред. от 07.12.2006)).
учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) (ст. 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2006)),
другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Исправительные учреждения: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения (п.1 ст. 74 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 06.06.2007), ст.6 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 19.06.2007)).
Государственные судебно-экспертные учреждения — специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы (ст.11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 05.02.2007)).
Консульские учреждения: консульские отделы дипломатических представительств, генеральные консульства, консульства, вице — консульства и консульские агентства (ст.2 Указа Президиума ВС СССР «Об утверждении Консульского устава СССР» от 25.06.1976 (утв. Законом СССР от 29.10.1976).
Автономное учреждение организации культуры (ст. 46,47 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 29.12.2006)))
Учреждения в области здравоохранения (государственные, муниципальные и частные): научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, амбулаторно-поликлинические, стационарно-поликлинические и больничные учреждения (ст.12,13,14,38 «Основ законодательства Российской Федерации о охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 №5487-1 (ред. от 29.12.2006))
Библиотеки (Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 26.06.2007))
Музеи — некоммерческие учреждения культуры (Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 №54-ФЗ (ред. от 26.06.2007))
При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, за исключением автономного учреждения, несет собственник соответствующего имущества (п.2 ст.120 ГК РФ). Автономное учреждение отвечает само по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения (п.2 ст.120 ГК РФ, ст.2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ). При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения (ст.19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 26.06.2007)).
политические партии (п.2 ст.1 Закона о банкротстве).
Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. (ст. 3 Федерального закона «О политических партиях» от 11.07.2001 №95-ФЗ (ред. от 26.04.2007), ст. 12.2. Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа — съезда — либо по решению Верховного Суда Российской Федерации (п.1 ст. 41 Федерального закона «О политических партиях»), а также в случае осуществления партией экстремистской деятельности (Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 10.05.2007)).
Необходимо отметить, что законом «О политических партиях» не рассматривается даже сама возможность того, что у политической партии будет имущества меньше, чем долгов.
религиозные организации (п.2 ст.1 Закона о банкротстве).
Религиозная организация — добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены для религиозных организаций, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования (ст. 8, 23 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 06.07.2006)).
Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда.
! Все остальные некоммерческие организации могут быть признаны банкротами.
Некоммерческие организации, кроме выше перечисленных, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
потребительский кооператив, в том числе жилищный накопительный кооператив
ст.50 ГК РФ, закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 №3085-1 (ред. от 21.03.2002), Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 № 215-ФЗ (ред. от 16.10.2006)
общественная организация (объединение), в том числе профсоюз, объединение работодателей
ст.50 ГК РФ, ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 26.06.2007), Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 09.05.2005), Федеральный закон «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 №156-ФЗ (ред. от 05.12.2005)
социальный, благотворительный и иной фонд, в том числе негосударственный пенсионный фонд
ст.50 ГК РФ, ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ, Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 3 75-ФЗ (ред. от 16.10.2006)
ассоциация, союз, в том числе союз и ассоциация кредитных организаций
——-«———, ст.3 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 17.05.2007)
государственная корпорация (кроме Российской корпорации нанотехнологий)
ст.7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
товарищество собственников жилья и их объединение
ст.291 ГК РФ, ст.135 Жилищного Кодекса РФ
ст.161 Бюджетного Кодекса РФ
ст.24 «Основ законодательства РФ о нотариате», утвержденных ВС РФ 11.02.1993 №4462-1 (ред. от 26.06.2007)
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 №63-ФЗ (ред. от 20.12.2004)
общественное объединение инвесторов
ст.18 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 №46-ФЗ (ред. от 27.07.2006, с изм. от 26.04.2007)
саморегулируемая организация арбитражных управляющих
ст. 21 Закона о банкротстве
ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
автономная некоммерческая организация
товарная биржа, биржевой союз, ассоциация и другие объединения
Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.1992 №2383-1 (ред. от 15.04.2006)
Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 07.07.1993 №5340-1 (ред. от 08.12.2003)
Агентство по страхованию вкладов
ст.14 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23.12.2003 №177-ФЗ (ред. от 13.03.2007)
Благотворительная организация (может создаваться в формах: общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах)
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 №135-ФЗ (ред. от 30.12.2006)
Государственные академии наук: Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств)
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 04.12.2006)
Таким образом, все эти некоммерческие организации могут быть признаны банкротами в соответствии с Законом о банкротстве.
атомные электростанции (п.3 ст.1 Закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», закон действует до 01.01.2009)
физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей (глава Х Закона о банкротстве «Банкротство гражданина» существует, однако она не вступила в силу).
! Индивидуальные предприниматели могут быть признаны банкротами.
Паевые инвестиционные фонды
Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) — это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. ПИФ не является юридическим лицом (Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 15.04.2006)).
В связи с тем, что банкротом может стать гражданин или юридическое лицо, а ПИФ юридическим лицом не является, то он и не может быть объявлен банкротом. К нему даже применяется не термин «ликвидация», а только термин «прекращение». При этом управляющая компания паевым инвестиционным фондом может быть признана банкротом.
! Акционерный инвестиционный фонд подпадает под действие Закона о банкротстве, поскольку он регистрируется в форме открытого акционерного общества.
Банковские группы и банковские холдинги
Банковская группа — не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций). Банковский холдинг — не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций) (Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 17.05.2007)).
Так же, как и ПИФы, банковские группы и банковские холдинги по закону не являются юридическим лицом, значит их нельзя обанкротить. Однако юридические лица и кредитные организации, входящие в структуру банковских холдингов и банковских групп, подпадают под действие Закона о банкротстве.
Российская корпорация нанотехнологий (Федеральный закон от 19.07.2007 № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»)
Частные учреждения под запретом на банкротство. Как безболезненно ликвидировать частное образование в посткарантинный период
На сегодняшний день уже не осталось причастных к бизнесу лиц, которые свято верят в светлое будущее и безболезненное восстановление экономики после завершения пандемии.
Помимо волны передела собственности и привлекательных активов, бизнес сообщество ждет новая практика выстраивания договорных отношений между участниками гражданского оборота, а также взаимодействия с государством и госорганами в посткарантинных обстоятельствах. Предприниматели, у которых не останется финансовой возможности продолжить свое дело, будут вынуждены судорожно думать как спасти рентабельные активы, да и свое личное «честно нажитое непосильным трудом» имущество. К сожалению, рано или поздно, бизнес ждет волна банкротств либо распродажи привлекательных активов.
В критической ситуации оказались многие организации из сферы услуг. Хочу остановиться на востребованных и активно развивающихся до «карантина» частных образовательных учреждениях, к которым относятся сетевые и частные школы иностранных языков, негосударственные учреждения дополнительного образования, курсы повышения квалификации и тп.
По прогнозам экспертов, в этой сфере неизбежен кризис и снижение потребительского интереса. Причем, языковые школы оказались в крайне невыгодном положении: сначала никому не было понятно, относится ли к частным языковым курсам предписанное мэрией временное закрытие учреждений дополнительного образования, и как действовать в этой ситуации. А 26 марта стало известно, что школы не попадают под анонсированные президентом льготы для поддержки малого и среднего бизнеса, пострадавшего от пандемии. При этом, на школах сказываются те же затруднения, с которыми столкнулись бизнесы в других сферах: простой, плата за аренду, необходимость выплачивать зарплаты на фоне оттока клиентов — которые, кстати, не стремятся переходить на онлайн-форматы и в большинстве своём просят возврата средств или приостановку занятий до отмены режима самоизоляции / карантина. Причем, крупным сетевым школам сложнее работать в текущей ситуации в сравнении с небольшими частными школами, так как доля постоянных расходов и риски выше. Эти организации имеют очень высокую налоговую нагрузку, особенно страховые взносы, ведь основные расходы приходятся на оплату труда преподавателей.
В этой связи, для многих игроков рынка ситуация чревата закрытием. В скором времени собственникам частных образовательных учреждений придется задуматься либо о сокращении своих филиалов/представительств либо о ликвидации.
Но с юридической точки зрения не всё так просто в этой отрасли при завершении деятельности. У частных учреждений есть ряд особенностей и недосказанностей на законодательном уровне, к которым относится предусмотренный Гражданским кодексом РФ мораторий на ликвидацию через банкротство, несменяемость собственника, а также остро стоит вопрос с дополнительной (субсидиарной) ответственностью создателя такого негосударственного некоммерческого образования. Остановимся подробнее.
Почему разные понятия в федеральных законах?
В силу п. 3 ст. 48 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 05.05.2014 N 99-ФЗ) учреждения относятся кюридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права.
П. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ раскрывает понятие учреждения – это унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Причем, п. 2 вышеуказанной статьи содержит условие о том, что при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Оно может быть создано единолично либо гражданином, или юридическим лицом (частное учреждение), либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Аналогичное определение частного учреждения дублируется в федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 02.12.2019) "О некоммерческих организациях" (далее – Закон об НКО). В соответствии со ст. 9 Закона об НКО частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
А вот уже на понятии частной образовательной организации, содержащемся в федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании), можно легко оступиться при поиске ответов на вопросы: возможно ли создавшему частное учреждение лицу выйти из состава учредителей (собственников) некоммерческой организации этой формы? возможно ли вообще изменить субъектный состав ее собственников?
Вернемся к понятию, закрепленному в п. 7 ст. 22 Закона об образовании. Частная образовательная организация – образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций. Усматривается, что указанная множественность лиц-создателей не приведена в соответствие с действующей редакцией Гражданского кодекса РФ. Это обусловлено тем, что до 01.09.2014 г. (до внесения в ГК РФ изменений Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ) допускалось создание учреждения несколькими лицами.
Но на сегодняшний день законодатель четко отграничил частное учреждение от иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, заложив короткий маршрут к личной ответственности единственного собственника по неисполненным обязательствам образовательного учреждения.
В чем заключаются особенности правового статуса частного учреждения?
При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Это прямо предусмотрено в п. 2 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ.
После регистрации частного учреждения собственник не приобретает корпоративного статуса в органах управления, он не становится ни членом, ни участником созданной им некоммерческой организации. Это связано с тем, что в частных учреждениях права по управлению и контролю над деятельностью учреждения неразрывно связаны с правом собственности на имущество, закрепленное собственником учреждения за учреждением на праве оперативного управления.
Учитывая особенности данной организационно-правовой формы юридического лица, учредитель после принятия решения о создании учреждения приобретает статус его собственника, который осуществляет (может осуществлять) соответствующие функции по управлению учреждением.
В качестве второй особенности законодатель выделил то, что изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании частной некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения), а также выход из состава собственников учреждений не предусмотрен. Сведения об учредителях частных учреждений вносятся в ЕГРЮЛ единожды в соответствии с решением о создании, представленным в уполномоченный орган для государственной регистрации некоммерческой организации, и в последующем изменению не подлежат.
Таким образом, вывести старых и ввести новых учредителей в учреждениях практически невозможно. Это обстоятельство фактически парализует действия самого учредителя (собственника) образовательного учреждения, поскольку при недостаточности в распоряжении юридического лица денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, субсидиарную ответственность по его обязательствам, в силу п. 2 ст. 123.23 Гражданского кодекса РФ, будет нести собственник его имущества.
Не будем забывать, что к такому развитию экономической ситуации, с которым мы столкнемся ближайшим летом, российский бизнес не был готов, соответственно, развивающиеся частные образовательные учреждения не успели накопить «подушку безопасности» в виде чистой прибыли от своей деятельности, достаточной для покрытия нарастающих с конца марта 2020г. долгов перед кредиторами, работниками, государством. В таком случае, шах/мат напрямую объявляется кошельку собственника частного учреждения.
Запрет на банкротство частного учреждения.
Еще одной особенностью данной организационно-правовой формы некоммерческой организации является ее включение в исключительный перечень юридических лиц, которые не подлежат признанию несостоятельными (банкротами) в судебном порядке. </o:p>
Так согласно п. 1 ст. 65 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Указанная статья накладывает вето на банкротство частного образовательного учреждения.
Казалось бы, в данном вопросе должна складываться единообразная судебная практика – суды должны отказывать заявителям в рассмотрении вопроса о признании частных учреждений несостоятельными (банкротами)… Но при исследовании судебных актов удивлению не было предела! Оказалось, что разные судьи по-разному толкуют возможность ликвидации частного учреждения через банкротство. Причем, статистика процессов, по которым суды прекращают производство по делам о признании несостоятельными (банкротами) частных учреждений в связи с законодательным мораторием, не преобладает над статистикой возбуждаемых и рассматриваемых по существу банкротных дел.
Привожу примеры из судебной практики о прекращении дел о признании несостоятельным (банкротом) частных образовательных учреждений:
— определение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2019, оставленное в силе Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу № А40-192798/2019,
— определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2020 по делу № А56-36528/2019,
— определение Арбитражного суда Московской области от 16.01.2018 по делу № А41-85982/2017,
— определение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2018 по делу № А40-108913/2017,
— определение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2017 по делу № А53-11375/2017.
А также примеры банкротных дел, в которых частные учреждения признаются несостоятельными (банкротами) в обычном порядке:
— решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2018 по делу № А56-4020/2018,
— определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2019 по делу № А65-19787/2019,
— решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2019 по делу № А40-292364/2018,
— решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2019 по делу № А40-103088/2018.
В первой подборке судебных актов суды пришли к выводу о том, что поскольку должники являются учреждениями, они не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Во втором же блоке судебных актов суды, рассматривая по существу дела о несостоятельности (банкротстве) учреждений, не ссылались на особенные нормы о правовом статусе учреждений-должников, а руководствовались общими банкротными основаниями. Примечательно, что все эти судебные акты не обжаловались участниками процесса… В любом случае, несмотря на порочную судебную практику, признавать в общем порядке частные образовательные учреждения банкротами нельзя в силу закона.
Какой порядок привлечения к субсидиарной ответственности собственника учреждения?
Остановимся на субсидиарной ответственности собственника, учредившего частное учреждение. Закон прямо предусматривает данный род дополнительной ответственности по обязательствам учреждения в п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ.
В случае невозможности удовлетворения требований кредиторов, последний вправе предъявить в суд требование о привлечении собственника частного образовательного учреждения к субсидиарной ответственности.
В данном случае законодатель предусмотрел соблюдение кредитором правила очередности предъявления требований. Так, до предъявления требований к собственнику учреждения кредитор должен предъявить требование к основному должнику, получить судебный акт и пройти процедуру принудительного исполнения судебного акта.
В судебной практике применяется подход, согласно которому дополнительная (субсидиарная) ответственность может быть признана обоснованной только после установления невозможности взыскания денежных средств с основного должника. В противном случае (когда не предъявлялись требования к основному должнику и, более того, когда не установлена невозможность взыскания задолженности с него), привлечение к субсидиарной ответственности собственника частного учреждения не представляется возможным. Пример из судебной практики: решение Арбитражного суда Республики Хакасии от 18.02.2019 по делу № А74-15724/2018.
Имеется и исключение из общего правила. В случае, когда у кредитора есть достаточные для суда доказательства отсутствия денежных средств у основного должника (его письма, выписка из банка, иное подтверждение неплатежеспособности), он может предъявить требование о привлечении к субсидиарной ответственности и без возбуждения исполнительного производства.
Как ликвидировать частное образовательное учреждение?
Поскольку банкротство не доступно указанной категории юридических лиц, единственным возможным способом прекращения деятельности и исключения из ЕГРЮЛ является ликвидация учреждения. Ликвидация может быть как добровольной (по решению собственника), так и принудительной (в связи с указанными в ст. 61 Гражданского кодекса РФ основаниями).
Решение о принудительной ликвидации может быть вынесено уполномоченными государственными органами (налоговой инспекцией) на рассмотрение суда при обнаружении перечисленных в ст. 61 Гражданского кодекса РФ оснований (например, противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр).
Порядок добровольной ликвидации учреждения предусмотрен в ст. 63 Гражданского кодекса РФ и состоит из совокупности последовательных действий, являющихся общими при добровольной ликвидации большинства юридических лиц разных организационно-правовых форм.
При добровольной ликвидации учреждения у кредиторов имеется 2 месяца на предъявление своих требований к ликвидатору или ликвидационной комисии. В таком случае неспособность удовлетворения денежных требований устанавливается отсутствием погашения обязательства в течение ликвидации. В силу п. 1 ст. 64.1. Гражданского кодекса РФ в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» при недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.
В случае пропуска 2х месячного срока кредитор (взыскатель) рискует остаться без удовлетворения своих требований, поскольку в общем порядке с ликвидацией юридического лица (без правопреемства) прекращаются все права и обязанности частного учреждения, в том числе и субсидиарная ответственность собственника, что следует из положений п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ. В качестве примера взыскания задолженности в субсидиарном порядке в процессе ликвидации учреждения – Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2017 по делу № А63-9884/2017.
После «режима каникул», которые Верховный суд РФ ожидаемо не засчитал в выходные дни, некоторым собственникам учреждений придется столкнуться с неизбежным – принятием решения о закрытии бизнеса. Очевидно, кризис настиг так стремительно, что не успел подготовить учредителей к такому исходу, многие из них будут вынуждены отвечать по нарастающим долгам своим личным имуществом. Как избежать такого прямого удара? Закон предоставил не так много выходов. Можно преобразоваться в автономную некоммерческую организацию и через эту форму красиво обанкротиться, можно просто бросить юридическое лицо, тогда ликвидацией несуществующего учреждения займется налоговая, можно обанкротить самого собственника или лишить его активов (очистить) иным законным путем и т.д. В каждом отдельном случае решение будет приниматься индивидуально. Причем, задуматься об экономических и правовых последствиях «режима каникул», систематизировать то, что еще можно сохранить, расставшись с безнадежными активами, подобрать наиболее эффективный способ защиты имущества собственника – просто начать действовать, однозначно нужно уже сегодня!
Самое важное про банкротство юридических лиц в 2023 году
Если компания накопила долги, а денег на их погашение нет, банкротство часто единственно верный выход. Все активы и имущество фирмы уйдут с молотка, чтобы рассчитаться по долгам с кредиторами. Если денег не хватит, долги аннулируются
Виктор Подгорский
Эксперт по налогообложению
Если компания накопила долги, а денег на их погашение нет, банкротство часто единственно верный выход. Все активы и имущество фирмы уйдут с молотка, чтобы рассчитаться по долгам с кредиторами. Если денег не хватит, долги аннулируются
Виктор Подгорский
Эксперт по налогообложению
Стоит ли руководителю продолжать попытки спасти бизнес или начать процедуру банкротства юридического лица? Рассказываем, как действовать бизнесу при угрозе банкротства.
Что такое банкротство
Банкротство юридического лица — это процедура, когда суд признает, что компания не в состоянии выплачивать долги, например по кредитам, налогам и заработной плате. В итоге компанию ликвидируют, а непогашенные в ходе банкротства долги списывают. По-другому эту ситуацию еще называют «несостоятельность юридического лица».
Например, компания «Кактус» изготавливает мебель. Работает уже 5 лет, есть большой штат сотрудников — 80 человек. Трудности начались несколько месяцев назад, когда упали продажи. В итоге директор стал задерживать зарплату, потому что денег на все не хватало. Общие долги за несколько месяцев достигли 1 млн рублей, а просрочка по ним превысила три месяца. Самостоятельно рассчитаться с долгами компания не может.
Директор Кактуса должен начать процедуру банкротства. Это поможет компании избавиться от долгов, а кредиторы смогут хоть что-то получить в счет долга.
Виды банкротства
Условно выделяют четыре вида банкротства юридических лиц: реальное, техническое, фиктивное и преднамеренное.
Реальное. Возникает, когда компания накопила долги и не может с ними рассчитаться. Выход один — ликвидация фирмы.
Техническое, или временное, означает, что у компании есть просрочка по задолженностям, но объем активов у компании выше, чем сумма долга. Этот вид банкротства не смертелен для бизнеса: после продажи активов и погашения долгов компания может продолжить работу.
У ООО «Мозаика» есть оборудование и транспорт общей стоимостью 20 млн рублей, а долг перед кредиторами — 5 млн рублей. Причем компания не платит по счетам больше трех месяцев. Мозаика может продать грузовой автомобиль за 8 млн рублей и рассчитаться с кредиторами. То есть технически признаки банкротства есть, но реально оно, скорее всего, не состоится.
Фиктивное банкротство означает, что на самом деле у компании есть деньги на погашение долгов. Просто она не хочет их выплачивать. Цель фиктивного банкротства — списать долги и сохранить активы. Чтобы обмануть суд и контрагентов, компания может, например, продать имущество родственникам директора или дочерней фирме. Если убытки кредиторов превысят 2 250 000 ₽, такую попытку получить статус банкрота могут расценить как уголовное преступление.
Преднамеренное. В этой ситуации руководитель компании специально увеличивает убытки и разоряет предприятие. Это также противозаконно и подпадает под статью уголовного кодекса, если долги превысят 2 250 000 ₽.
Кто может инициировать банкротство
Инициатором банкротства может быть сам должник, налоговая, сотрудники компании или ее партнеры. Но признать компанию банкротом может только арбитражный суд.
В зависимости от того, кто подает заявление в суд, банкротство бывает добровольным и принудительным. При добровольном банкротстве компания-должник сама подает заявление в суд. При принудительном заявление подают кредиторы — те, кому бизнес должен денег.
Основания для банкротства юридического лица
Для начала принудительного или добровольного банкротства должны быть основания. Должны одновременно выполняться два условия признания банкротом юридического лица:
- у компании больше 3 месяцев просрочка по платежам;
- долг — больше 300 000 ₽.
Важно вовремя заметить признаки банкротства. Если компания не начнет эту процедуру, руководителя могут привлечь к субсидиарной ответственности. Расплачиваться с долгами придется директору личным имуществом и сбережениями.
Риски при банкротстве
Перед банкротством нельзя прятать или продавать имущество. Суд проверит все операции должника за три года, и любую подозрительную сделку аннулируют.
Такая проверка не означает, что отменят все-все сделки за три года. Скорее всего, три года назад бизнес не думал о банкротстве и мог что-то продать с целью развития бизнеса. На практике обычно аннулируют только сделки, которые по ряду признаков похожи на фиктивные.
Что нельзя делать в течение 3 лет до начала процедуры банкротства:
❌ Выводить активы через сомнительные сделки — не имеющие очевидного экономического смысла или законной цели.
❌ Продавать имущество родственникам.
❌ Продавать имущество ниже рыночной стоимости.
❌ Уничтожать или скрывать бухгалтерские документы.
У банка отозвали лицензию, и суд отменил сделку по продаже офиса
Что случилось. В июле 2014 года у банка «Фининвест» отозвали лицензию. За несколько дней до этого руководство банка продало здание головного офиса. Здание купил обычный человек за 300 млн рублей, а после сразу перепродал его другому человеку.
Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением об оспаривании сделки. Он доказал, что покупатель даже не перечислил деньги за здание.
Решение суда. 4 июля 2017 года сделку аннулировали.
Как должнику начать процедуру банкротства
Чтобы начать добровольное банкротство, надо провести собрание участников. На нем принимают решение подать иск в арбитражный суд, чтобы признать компанию банкротом, и фиксируют это в протоколе. Если у ООО единственный участник, он и принимает соответствующее решение.
Дальше порядок банкротства юридического лица состоит из четырех шагов.
Шаг 1. На сайте Федресурса директор или бухгалтер публикует информацию о предстоящем банкротстве. Сделать это надо не позже чем за 15 календарных дней до подачи иска в арбитражный суд.
Шаг 2. На этом же сайте нужно выбрать арбитражного управляющего. Это главное действующее лицо в процедуре. Он будет вести переговоры с кредиторами, искать деньги для оплаты долгов, проверять все сделки и имущество компании.
Впоследствии судья может не согласиться с вашим выбором и назначить своего управляющего. Это может произойти, если судья обнаружит аффилированность между арбитражным управляющим, кредитором или должником. Например, если есть вероятность, что арбитражный управляющий будет действовать в интересах только одного кредитора. Или же постарается распределить имущество среди знакомых компании-банкрота, игнорируя остальных кредиторов.
Шаг 3. Подать в суд заявление в произвольной форме. Срок — в течение 1 месяца, как появился долг в 300 000 ₽ и есть просрочка по платежам больше 3 месяцев. В документе должны быть реквизиты и контактные данные суда, компании и причины долгов, а также кандидатура арбитражного управляющего. Заявление подписывает директор или уполномоченное лицо.
К заявлению нужно приложить документы, которые подтверждают сумму долга и то, что компания не в состоянии его оплатить. В законе перечислены такие документы:
- учредительные документы — устав, выписка из ЕГРЮЛ с реквизитами компании;
- свидетельство о государственной регистрации;
- бухгалтерская отчетность за предыдущий год;
- решение единственного участника или протокол собрания участников о банкротстве;
- список кредиторов компании, их реквизиты и суммы долгов;
- если есть — отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком;
- квитанция об уплате госпошлины. В 2023 году это 6000 ₽ — подп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.
Документы можно принести в суд лично, направить по почте заказным письмом с описью вложения или подать в электронном виде — через систему «Мой арбитр».
Шаг 4. Направить копию искового заявления кредиторам, участникам и сотрудникам компании. Это тоже можно сделать через обычную почту или электронную.
Стадии процедуры банкротства
Процедура банкротства состоит из четырех этапов:
- Наблюдение.
- Финансовое оздоровление.
- Внешнее управление.
- Конкурсное производство.
Компания может пройти через все четыре стадии по порядку, закончить процедуру на любой из них или перейти с первой стадии сразу на последнюю. Какими именно будут действия юридического лица при банкротстве — решают управляющий, кредиторы и арбитражный суд. На каждом этапе суд назначает нового ответственного за процедуру банкротства.
На практике компании редко проходят стадии оздоровления и внешнего управления, обычно после наблюдения суд сразу назначает конкурсное производство.
Также на любом этапе процедуры компания-должник и кредиторы могут заключить мировое соглашение. Оно позволит избежать банкротства, но компания должна будет рассчитаться со всеми долгами.
Как происходит объявление предприятия банкротом
Наблюдение. Когда суд принял иск, он утверждает кандидатуру арбитражного управляющего. Управляющий анализирует финансовое положение компании, считает активы, проверяет сделки должника.
Также он публикует на сайте Федресурса сообщение о том, что начата процедура наблюдения. После этого кредиторы могут подавать свои требования, срок — в течение 30 дней после публикации. На основе этого управляющий составляет реестр требований кредиторов и проводит первое собрание кредиторов.
Если по итогам наблюдения выяснится, что у компании есть перспективы выхода из кризиса, суд назначит нового управляющего и запустит следующую процедуру — финансовое оздоровление.
Финансовое оздоровление. Административный управляющий вместе с кредиторами и должником составляют план оздоровления бизнеса, ищут деньги и разрабатывают график погашения долгов. Новый управляющий, которого назначил суд, следит за выполнением этого плана. Руководитель компании сохраняет свои полномочия и продолжает вести бизнес. Подробно про финансовое оздоровление рассказали в отдельной статье.
Внешнее управление. На этом этапе полномочия руководителя прекращаются. Суд назначает очередного управляющего — внешнего. Задача внешнего управления — исполнить все обязательства должника и завершить дело о банкротстве. Например, управляющий может уволить директора и его замов либо перевести их на другие должности, упразднить какие-то подразделения и т. д.
Конкурсное производство. Запускается, если компания так и не смогла рассчитаться с долгами. Для этого этапа суд назначает конкурсного управляющего. Он будет проводить инвентаризацию, оценку и продажу имущества с торгов и рассчитываться с оставшимися долгами. Если какие-то долги погасить не удастся, их списывают.
В итоге компанию признают банкротом и исключают из ЕГРЮЛ. Для директора компании почти не будет никаких ограничений. Но если, например, обанкротился банк, бывший директор не сможет учредить или возглавить новый банк.
Как уволить сотрудников
Увольнять сотрудников до начала конкурсного производства нельзя. Подчиненные смогут оспорить решение в суде, а работодателю все равно придется платить зарплату сотрудникам. При этом во время наблюдения, оздоровления или внешнего управления сотрудники могут уйти сами либо можно провести сокращение штата. Рассмотрим три ситуации более подробно.
Увольнение сотрудников во время конкурсного производства. На этом этапе увольняют всех работников без исключения и без предложения другого места работы. Этим занимается конкурсный управляющий. Специальных правил для увольнения при банкротстве нет — работников увольняют по правилам, действующим для ликвидации компании: с выплатой выходного пособия и сохранением среднего заработка на время трудоустройства.
Как выглядит процедура увольнения
Что надо сделать | Особенности |
---|---|
Уведомить профсоюз и службу занятости | Срок — не позже чем за 3 месяца до увольнения |
Уведомить сотрудников о предстоящем увольнении | Срок — минимум за два месяца до даты увольнения |
Оформить приказа об увольнении | Каждый работник должен ознакомиться с приказом и поставить свою подпись |
Рассчитаться с сотрудниками | Работникам нужно выдать зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие в размере средней зарплаты. |
Увольнение по собственному желанию. Пока идет процесс банкротства, компания оплачивает простой сотрудникам. При этом сотрудники могут уйти в отпуск за свой счет или написать заявление об увольнении по собственному желанию.
Сокращение штата. В период банкротства компания может сократить штат по общим правилам. При этом будет нужно заранее уведомить об этом сотрудников, подготовить необходимые документы и выплатить положенные компенсации.
Очередность выплат при банкротстве компании
Долги гасят в определенной очередности. В первую очередь нужно рассчитаться по текущим платежам. К ним относятся:
- судебные расходы по делу о банкротстве, выплаты управляющим;
- зарплата и пособия сотрудникам компании-банкрота;
- выплаты экспертам. Например, оценщикам или аудиторам;
- коммунальные услуги;
- остальные обязательства, возникшие после возбуждения банкротного дела.
После погашают долги кредиторам из реестра требований. Очередность такая:
- долги кредиторам, которым был причинен вред жизни или здоровью, если за это несет ответственность должник;
- выходные пособия и заработная плата. Сюда включаются долги, которые образовались на дату признания должника банкротом, в том числе невыплаченные отпускные и страховые взносы;
- остальные требования из реестра. В начале выплачиваются суммы основного долга и процентов, затем неустойки и возмещения из-за упущенной выгоды.
Если денег на все требования не хватает, то долги аннулируются, а компания ликвидируется.
В каких случаях возможна упрощенная процедура банкротства
Упрощенная процедура банкротства — это переход сразу к конкурсному производству, минуя этапы наблюдения, оздоровления и внешнего управления. Так компания-банкрот экономит время и деньги: вместо двух лет ликвидация компании займет 6—8 месяцев, и меньше платить за услуги управляющих.
Можно ли провести банкротство по упрощенной процедуре, решает арбитражный суд. Это возможно в таких ситуациях:
- у компании недостаточно имущества, чтобы погасить требования кредиторов;
- при принудительном банкротстве, если руководитель компании отсутствует и установить его место нахождения невозможно.
Чтобы воспользоваться правом на упрощенное банкротство, должник должен подать заявление на упрощенную схему не позднее 10 дней с момента, когда участники утвердили протокол или единственный участник — решение о банкротстве.
Банкротство юридических лиц. Понятие, признаки, стадии, права кредиторов, правовые последствия
Что означает понятие банкротства или несостоятельности компании? В каких случаях целесообразно проводить эту процедуру и почему? Какие нормативно-правовые акты регулируют осуществление подобного мероприятия в России? И как происходит ликвидация ООО. Разберемся подробнее в основных нюансах.
Понятие о банкротстве юридических лиц и процедуры банкротства
С юридической точки зрения, банкротство представляет собой особую правовую ситуацию юридического лица, при которой оно больше не способно в полном объеме отвечать по своим денежным обязательствам перед кредиторами.
Несостоятельность или банкротство обязательно должны быть доказаны и подтверждены в арбитражном суде. Именно наличие непогашенных денежных обязательств является законным поводом для обращения кредиторов в суд. Состав и размер задолженности указывается с учетом числа, когда заинтересованное лицо подает иск.
Законодательство РФ устанавливает необходимость прохождения нескольких процедур банкротства. Их виды закреплены в ГК РФ:
- наблюдение. Порядок и схема процедуры наблюдения направлены, прежде всего, на сохранение имущества, имеющегося у должника, а также на текущую проверку его финансового состояния и экономической деятельности;
- финансовое оздоровление. Сущность данной процедуры состоит в том, что она дает шанс должнику поправить свое текущее экономическое положение, например, с помощью инвестиций, и уберечь собственную организацию от дальнейшего банкротства;
- внешнее управление. Внешнее управление как процедура банкротства, заключается в назначении арбитражного управляющего, который временно принимает на себя обязательства по контролю за текущей экономической деятельностью организации;
- конкурсное производство. Под данной процедурой следует понимать определенные действия в отношении должника, направленные на скорейшее удовлетворение требований кредиторов в полном объеме. Конкурсное производство ведется конкурсным управляющим;
- мировое соглашение. Оно представляет собой процедуру банкротства юридического лица, при которой производство дела о банкротстве может быть прекращено, если причиной этому послужило мировое соглашение между кредитором и должником. Мировое соглашение заключается по взаимному желанию сторон. Юридическая природа мирового соглашения выделяет его как особый документ, который может являться главным и единственным основанием для отмены судебного производства.
Все о банкротстве юридических лиц в РФ
Основания для признания организации банкротом, определение понятий, порядок проведения процедуры, права и обязанности участвующих сторон – это все регламентируется статьями Федерального закона № 127-ФЗ.
Фактическая неспособность юридического лица исполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами, выплачивать обязательные платежи, а также производить оплату труда сотрудникам, в соответствии с условиями заключенного трудового договора, приводят к тому, что компания прибегает к процедуре банкротства.
Несостоятельность (банкротство)
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
Разъяснение
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.
Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.
Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Признаки банкротства
1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);
2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.
3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.
Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации
Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:
Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…
К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.
Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.
Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
НДС при банкротстве
Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.
Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).
НДС до 01.01.2015
До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).
Признание банкротом юридического лица
Обращение в суд для признания банкротства предприятия является вынужденной мерой по спасению убыточного бизнеса. Если неспособность выполнить свои обязательства компании удалось предвидеть, то учредители юрлица имеют право обратиться с заявлением в суд для инициации банкротства. В этом случае шанс минимизировать финансовые потери выше. Можно обратиться в компанию, которая окажет вам юридические услуги, и значительно сократить время на судебные разбирательства.
Однако закон указывает на обязанность должника подать такое заявление при наступлении следующих обстоятельств:
- выполнение требований перед одними кредиторами, сделает невозможность погашение обязательств перед другими;
- уполномоченным органом компании принято решение о подаче в суд заявления должника;
- взыскание имущества приведет к невозможности дальнейшей деятельности;
- в организации присутствуют признаки неплатежеспособности;
- обязательства по выплатам сотрудникам просрочены более чем на три месяца.
Признаки неплатежеспособности юридического лица
Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:
- неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
- недостаточное количество имущества и активных средств.
Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:
- временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
- хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
- абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.
Субъекты банкротства
- Должники – юридические лица и предприниматели.
- Кредиторы.
- Арбитражные управляющие.
- Государственные уполномоченные органы.
Цели банкротства заключаются в защите должника от действий кредиторов, защите кредиторов от неправомерного поведения должника. В результате проведенных мероприятий, направленных на оздоровление предприятия и сохранение его жизнедеятельности, при возможности максимально погашаются накопленные обязательства. Если же при всех принятых мерах полностью расплатиться по долгам не реально, проводится признание должника банкротом с распродажей его активов, исключением фирмы из Единого Реестра, то есть компания ликвидируется.
Таким образом, на местном уровне сущность банкротства состоит в восстановлении нормальной платежеспособности должника и конечном исполнении обязательств через реорганизацию или ликвидацию предприятия. Действующий институт банкротства на высшем уровне защищает интересы всех участников процедуры и через исключение убыточных хозяйствующих субъектов направлен на укрепление экономики и улучшение рыночной ситуации страны.
Задачи банкротства
- возврат долгов кредиторам;
- восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.
Основания для проведения процедуры
В соответствии с положениями вышеуказанного федерального нормативного акта основаниями для того, чтобы признать юридическое лицо банкротом, следует считать:
- наличие задолженности по оплате требований кредиторов сроком более трех месяцев;
- требования к должнику в совокупности превышают триста тысяч рублей;
- наличие просрочки по обязательствам перед сотрудниками в виде выплаты заработной платы и выходных пособий, а также по обязательствам, возникшим в результате причинения вреда жизни и здоровью физических лиц. Срок такой просрочки, необходимый для возбуждения дела о банкротстве юридического лица, определяет арбитражный суд в ходе рассмотрения поданного заявления от лиц, уполномоченных на такое действие;
- наличие просрочек по исполнению решений судов в случае, если по такому решению был выдан исполнительный лист.
Все эти долги могут рассматриваться как задолженность перед различными группами кредиторов, к числу которых могут относиться также и государственные органы и фонды.
Критерии банкротства предприятия
Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.
Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?
Неформальные признаки неплатежеспособности предприятия
Кроме формального понятия и признаков процедуры несостоятельности банкротства, описанных в статьях 2 и 3 ФЗ, существуют и неформальные признаки определения неспособности должника вести дальнейшую предпринимательскую деятельность в надлежащем объеме.
- Финансовый. Заключается в выявлении резких скачков размеров ликвидных активов, роста дебиторской задолженности предприятия одновременно с дефицитом платежей за реализованный продукт. Наблюдается рост задолженности перед работниками по зарплате, существенное падение прибыли.
- Документарный. Отражается в документации компании — нарушаются сроки её предоставления, ухудшается качество финансовых отчетов.
- Управленческий. Здесь главную роль играет человеческий фактор — один из руководителей компании концентрирует все управление на себе, либо рассеивает полномочия между большой группой лиц, снижая уровень ответственности. Также может иметь место нарушение основных принципов ценообразования как в сторону снижения, так и повышения стоимости продукции.
Основания для признания должника банкротом
- Минимальный срок задолженности для признания организации банкротом – должен составлять 3 мес. от момента их возникновения (стат. 3). При этом в производство принимаются дела по просроченным долгам свыше 3 мес., а общий период процедуры может растянуться до 2 лет с учетом времени на санацию предприятия.
- Минимальная величина задолженности – установлена в 300000 руб. для юрлиц (стат. 6), 500000 руб. – для физлиц, а также глав КФХ (стат. 33).
Указанные основания для признания банкротом работают «в паре», то есть наличия только одного критерия для возбуждения производства недостаточно, обязательно должно соблюдаться условие по времени просрочки долгов и размер обязательств. Если говорить об индивидуальных предпринимателях, также следует помнить, что согласно стат. 24 ГК по своим обязательствам граждане отвечают всем принадлежащим им имуществом, кроме единственного жилья, личных предметов, земли, домашних питомцев и других объектов, запрещенных к взысканию гражданско-процессуальным законодательством РФ.
Обратите внимание! На владельцев юридических лиц полная имущественная ответственность не распространяется – размер ограничен величиной уставного капитала или доли в нем.
Кто может быть признан банкротом
Абсолютно несостоятельными банкротами могут быть признаны должники, не выполняющие расчеты по обязательствам более 3 мес. Инициирование процедуры возможно по желанию предприятия – добровольное банкротство или же по заявлению кредиторов, а также уполномоченных органов. Среди последних чаще всего запускают признание несостоятельности налоговые инспекции, социальные органы – ПФР или ФСС, трудовая инспекция, суд.
Если организация добровольно подает документы о банкротстве, заявление представляется в арбитражный суд по месту официальной регистрации должника. Форма составляется письменно, имеет унифицированную структуру и подписывается руководителем компании. В обязательном порядке прикладываются документы, подтверждающие накопленный размер обязательств – к примеру, по налоговым платежам, это могут быть акты сверок с ИФНС, решения или требования об уплате сумм и т.д. При наличии ходатайств их также следует предъявить.
После детального рассмотрения заявления и при обоснованности представленных доказательства арбитражным судом может выноситься решение об инициировании процедуры банкротства упрощенным или полным способом. Последовательность дальнейших действий включает проведение наблюдения, финоздоровления, конкурсного производства непосредственно погашения долгов и мирового соглашения.
Организационно-правовая форма и отраслевая принадлежность бизнеса никак не ограничивают права юрлица на инициирование процедуры банкротства. Заявить о своей неплатежеспособности могут ООО, ЗАО, ОАО, НПФ, ИП, главы КФХ, сельхозорганизации, финансовые структуры, страховые компании, ПИФ, НПФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные кооперативы (банкротство кредитора), застройщики, банки, физлица (путем личного банкротства гражданина) и др. Полный перечень содержится в Законе № 127-ФЗ.
Законное банкротство, защищая интересы должника и кредиторов, включает мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия под контролем управляющего. Если изыскиваются возможности для реорганизации бизнеса, работа направлена на укрепление финансово-хозяйственной деятельности организации с постепенным погашением всех долгов и возвратом к нормальному функционированию.
Процедуры банкротства юридических лиц
Дела о банкротстве юридических лиц сложны и многоэтапны. Законодательством предусмотрены 4 основных процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство. Завершение дела о банкротстве также возможно путем заключения мирового соглашения.
Каждая из стадий, в свою очередь, состоит из множества фактических и юридических действий арбитражного управляющего, самого юридического лица и кредиторов.
Исключительно редко дела о банкротстве характеризуются прохождением всех стадий. Большинство дел о банкротстве включает в себя процедуры наблюдения и конкурсного производства, не сталкиваясь с необходимостью и возможностью введения других процедур.Каждая процедура банкротства вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов – после анализа судом конкретных обстоятельств и влечет наступление определенных правовых последствий. Рассмотрим пошагово каждый из этапов.
Алгоритм подачи документов в суд и последствия обращения
Подача заявления в арбитражный суд для реализации в отношении предприятия-должника процедуры банкротства имеет свой алгоритм, который должен быть тщательно соблюден, так как, в противном случае, обращение может быть не рассмотрено судом, как не имеющее под собой оснований:
- не менее, чем за пятнадцать дней до даты подачи документов в арбитражный суд необходимо известить организацию-должника о своем намерении инициировать процедуру банкротства. В том случае, если документы подает учредитель организации или ее руководитель, то такое извещение направлено, в первую очередь, на всех существующих кредиторов должника. Извещение происходит с помощью публикации сведений о заявленном намерении в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц;
- по истечении указанного срока с момента публикации в случае, если организация-должник не начала предпринимать никаких действий по расчету по имеющимся долгам, либо общая сумма задолженности превышает триста тысяч рублей, хотя организация начала рассчитываться с имеющимися задолженностями, следует обращение в судебные органы;
- после того как заявление принято судом к рассмотрению, следует заявить свои требования как кредитора, для включения в реестр требований. На практике это происходит только после того, как суд рассмотрел возможность проведения процедуры банкротства для предприятия-должника и назначил этап наблюдения.
Начало судебного производства
С момента подачи заявления свою работу начинает временный управляющий, которого определяет суд либо сторона, инициировавшая рассмотрение дела. Оплата услуг такого специалиста полностью лежит на стороне заявителя и составляет 25 тысяч рублей за один этап.
Чтобы отделить факт технического, ложного и преднамеренного банкротства от реального, Федеральный закон в лице Арбитражного суда предоставляет временному управляющему 7 месяцев. В этот отрезок обязанность временного управляющего — провести анализ финансового состояния субъекта и выявить.
- Существует ли возможность погасить задолженность в полном объеме, реализовав часть активов компании.
- Есть ли шанс для восстановления экономической деятельности данного предприятия путем введения стороннего антикризисного управления либо применения комплекса мер по финансовому оздоровлению.
- Вероятность выплаты заработной платы работникам компании.
- Наличие средств, достаточных для покрытия судебных издержек.
На основе своей работы арбитражный управляющий составляет отчет, который предоставляет на собрании кредиторов. Также антикризисный менеджер должен предоставить сторонам процесса план по возвращении платежеспособности предприятию с учетом следующих пунктов:
- мероприятия, направленные на улучшение деятельности юр лица;
- расходы, которые понесёт должник;
- приблизительный срок, необходимый для реализации плана.
Порядок рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде
Обратиться в суд и подать иск о банкротстве могут любые заинтересованные лица. Чаще всего ими являются кредиторы должника. Но для открытия дела в суде необходимо подтвердить два основания: наличие у юридического лица долгов на сумму не менее 500 МРОТ и срок давности этих долгов – не менее 3-х месяцев.
Исковое заявление, подаваемое кредитором, должно быть подписано не только самим кредитором, но и представителем. Суд рассматривает иск в течение 3-х дней. После рассмотрения он принимает его и открывает дело, при отсутствии каких-либо проблем.
После начала рассмотрения, суд выясняет наличие возражений должника на требования кредитора. При наличии таких возражений – в арбитражном суде проверяется их обоснованность. Уже на данной, начальной стадии, между сторонами может быть заключено мировое соглашение.
Установленный порядок судопроизводства и его принципы предполагают, что процедура рассмотрения по существу любого дела о банкротстве должна пройти в течение 3-х месяцев с даты открытия судебного производства.
В данный срок судья может принять одно из нескольких решений:
- о признании банкротом указанного должника и о дальнейшем открытии процедуры конкурсного производства;
- об отказе в признании организации банкротом, если имеются обоснованные причины;
- о введении и назначении конкурсного управляющего;
- о прекращении судебного производства о банкротстве организации.
Факт признания должника банкротом в арбитражном суде обязательно должен быть обнародован в соответствующих печатных изданиях за счет должника.
В том случае, если у него не имеется денежных средств – публикация осуществляется за счет кредиторов.
На любых стадиях рассмотрения дела сторонами может быть заключено мировое соглашение.
Кто не может быть признан несостоятельным банкротом
В нынешних экономических условиях от кризиса не застрахована ни одна фирма. Даже нормы гражданского законодательства оговаривают, что бизнес ведется на собственный страх и риск. Безусловно, банкротство порой представляет собой максимально эффективный выход, чтобы законно справиться с проблемами. А кто не может быть признан несостоятельным согласно законодательным требованиям?
Объявить себя банкротом ни при каких условиях не могут некоммерческие религиозные или политические организации, государственные учреждения, общественные движения. По всем прочим субъектам признание несостоятельности допускается только при соответствии перечисленным основаниям банкрота – размер обязательств от 300000 руб. и срок непогашения от 3 мес. Для граждан минимальный объем долгов составляет 500000 руб. Для физлиц не ограничена возможность самостоятельно инициировать процедуру: как и в случае с юрлицами для этого потребуется подать заявление и приложить все подтверждающие документы. Разница состоит в том, что банкротством физиков занимаются не арбитражные суда, а суды общей юрисдикции по месту проживания.
Вывод – в этом материале мы рассмотрели основные моменты признания банкротства, включая признаки несостоятельности и условия для объявления должника неплатежеспособным. Конечной целью комплексных мероприятий, если невозможно в полной мере рассчитаться по долгам, становится ликвидация предприятия и исключение из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Не могут быть признаны несостоятельными (банкротами)
- Фонд, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
- Публично-правовая компания.
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».