Полномочия следователя в стадии возбуждения уголовного дела
Главным элементом процессуального статуса следователя, определяющим его роль и назначение в системе правоохранительных органов, является его компетенция. Под компетенцией следователя понимаются его права и обязанности, а также задачи; возложенные на него функции; территория его деятельности; ответственность. Дармаева, В.Д. О процессуальной самостоятельности следователя / В.Д. Дармаева // Следователь. — 2002. — № 10. — С. 43 — 46.
Говоря об элементах правового статуса следователя можно выделить и другие элементы статуса, такие как: порядок его работы, его роль и природа власти в системе правоохранительных органов.
Полномочия следователя очень широкие.
- 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
- 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
- 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
- 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
- 5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
- 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора. (ст. 38 УПК РФ).
Таким образом, следователь наделяется широкими субъективными правами и обязанностями. Они реализуются в рамках уголовно-процессуальных отношений, возникающих между ним и всеми субъектами уголовного процесса. В обязанности следователя входят: раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, выявление причин и условий, подтолкнувшие к совершению правонарушения. Для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, следователь должен выявлять не только уличающие, но и оправдывающие или смягчающие вину обстоятельства. Согласно закону, он обязан разъяснить обвиняемому его права и обеспечить возможность их осуществления.
УПК РФ не определяет конкретные задачи, стоящие перед следователем. Анализ норм УПК РФ позволяет сформулировать следующие задачи, которыми руководствуется в своей деятельности следователь:
- — обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в ходе производства по уголовному делу;
- — всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела в целях изобличения виновных и обеспечения правильного применения закона;
- — обеспечение законности и обоснованности вовлечения физических и юридических лиц в сферу уголовного судопроизводства, а также защита их прав и законных интересов;
- -ограждение от необоснованного обвинения и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию;
- — обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства;
- — создание условий для обеспечения гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в ч.1 ст.104-1 УК РФ;
- — предупреждение преступлений путем выявления обстоятельств, способствовавших их совершению, принятия мер по их устранению, а также оказания превентивного воздействия на преступное поведение лиц;
- — подготовка материалов уголовного дела к судебному разбирательству. Эти задачи решаются следователем на протяжении всего предварительного следствия по уголовному делу.
Основными особенностями деятельности следователя являются:
- -правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений работников правоохранительных органов, юридических служб и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности;
- — властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов;
- -экстремальный характер правоохранительной деятельности следователей;
- -нестандартный, творческий характер труда следователя;
- — процессуальная самостоятельность, персональная ответственность следователей, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.
Уголовно- процессуальным законодательством следователь отнесен к стороне обвинения.
Для стороны обвинения основными задачами является охрана государственных интересов и выполнение функций, направленных на достижение задач уголовного процесса.
«Но в российском уголовном судопроизводстве следователь осуществляют не только функцию обвинения и расследования преступления, но и функцию разрешения уголовного дела. В УПК провозглашено построение уголовного судопроизводства на основе состязательности, предусмотрены средства ее адекватной реализации при рассмотрении дела в суде. С другой стороны, УПК сохранил смешанную форму уголовного процесса с присущим ей предварительным производством при широких полномочиях органов расследования и прокурора, принимающих решения о возбуждении уголовных дел, их расследовании и разрешении (в форме прекращения)»См.: Божьев, В. Состязательность на предварительном следствии / В. Божьев // Законность. -2004. — № 1.- С.3.
Такое регулирование правового статуса следователя представляется противоречивым. Изменение процессуального положения следователя привели к значительному ограничению его процессуальной самостоятельности. Принцип процессуальной самостоятельности следователя — это закрепленное в нормах действующего законодательства положение, состоящее в праве и обязанности следователя принимать все решения по находящемуся в его производстве уголовному делу и материалам самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, совести и долгу, отвечая в полной мере за их законность, обоснованность, справедливость и своевременное проведение в жизнь.
По мнению Рябининой Т.К.: «Возникает парадоксальная ситуация — считают, что следователь должен быть самостоятельным и независимым, но от кого независим, не ясно. Следователь — обвинитель не может быть независим ни от прокурора, ни от руководителя следственного органа. Более того, в таком случае законодателю следовало бы более четко регламентировать полномочия каждого из них, скоординировав их деятельность, имеющую единую направленность, на выполнение задач, которые ставит перед ними государство и общество.
При таком подходе к деятельности следователя вполне разумным и рациональным видится введение единого Следственного комитета, независимо от того, при Правительстве РФ или Президенте РФ он будет состоять. Относиться он должен тогда к органам исполнительной власти» Рябинина, Т.К. Следственный комитет или судебный следователь? /Т.К. Рябинина //Уголовное судопроизводство. -2011. — № 1. — С.17 — 21.
Можно согласиться с данной точкой зрения.
Независимый статус следователь может получить, если предварительное следствие будет освобождено от выполнения функции уголовного преследования. Основным его предназначением должно стать расследование — исследование обстоятельств совершенного преступления, проведенное всесторонне, полно и объективно. А обеспечить такое независимое и объективное исследование может только суд.
Возбуждение уголовного дела — первоначальная стадия уголовного процесса, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, следователя, прокурора и ограниченном участии суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для начала предварительного расследования.
С выявлением повода следователь принимает меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактические данные о наличии в деянии признаков состава преступления и отсутствию обстоятельств, исключающих производство по делу.
В ст.140 УПК РФ закреплен исчерпывающий перечень поводов для возбуждения уголовного дела. Здесь же говорится о фактических основаниях для возбуждения уголовного дела.
- 1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
- 2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. (ст.140 УПК РФ).
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении регламентирован ст. 144 УПК РФ.
Следователь обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Руководитель следственного органа вправе по ходатайству соответственно следователя, продлить до 10 суток срок, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя вправе продлить этот срок до 30 суток.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении следователь принимает одно из следующих решений:
- 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;
- 2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
- 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.
Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица. В последнем случае уголовное дело возбуждается, когда фактические данные преступления органически связаны с конкретным лицом (неуплата алиментов, взятка, злоупотребление служебным положением и т. д.). Лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, с момента возбуждения уголовного дела приобретает статус подозреваемого, должно быть допрошено не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда место его нахождения не установлено.
В качестве примера приведем материалы судебной практики. Постановлением Новокузнецкого районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 22 ноября 2011 года заявителю Ч. в принятии жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ отказано.
В надзорной жалобе заявитель Ч. выражает несогласие с постановлением как необоснованным и незаконным, поскольку, по мнению заявителя, имеются достаточные основания для возбуждения уголовного дела в отношении следователя, который сфальсифицировал обвинительное заключение по уголовному делу в отношении него. Как усматривается из судебных решений, заявитель Ч. обратился в суд с жалобой в порядке ст.125 УПК РФ с просьбой проверить факты фальсификации обвинительного заключения по уголовному делу и возбудить уголовное дело по ст. 303 УК РФ, так как он 15.04.2009 года был осужден по ст.111 ч.4 УК РФ по недопустимым доказательствам. Отказывая в принятии жалобы, судья обоснованно указал на отсутствие предмета обжалования в порядке ст.125 УПК РФ, поскольку Ч. обжалует действия следователя по уголовному делу, по которому уже постановлен обвинительный приговор и он вступил в законную силу. Решение Новокузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области/ Архив Новокузнецкого районного суда
В соответствии с действующим законодательством, если по уголовному делу, по которому поступила жалоба, постановлен приговор, и он вступил в законную силу, судья (согласно пункта 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ») выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, что имело место в данном случае. Оснований не согласиться с данным решением суда не имеется.
Одной из важнейших процессуальных функций следователя со стадии возбуждения уголовного дела является собирание доказательств.
Собирание доказательств представляет собой деятельность дознавателя, следователя, прокурора, суда при участии других субъектов, заключающуюся в поисках и обнаружении источников информации, получении ее из найденных источников сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела, и в закреплении добытых сведений в установленном законом порядке.
Основным способом собирания доказательств является производство следственных действий.
Виды следственных действий перечислены в гл.гл. 23, 24, 25, 26, 27 УПК РФ. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Производство других процессуальных действий не предусмотрено. Данное обстоятельство вызывает затруднения в собирании доказательств по делу и влечет невозможность расследования дела по «горячим следам». Очевидна необходимость расширения перечня следственных действий, проведение которых возможно до возбуждения дела, и наделение следователя большей процессуальной самостоятельностью. Деришев, Ю.В. Проблемы организации досудебного производства по УПК РФ : Монография / Ю.В. Деришев. — Омск: Омский юридический институт, 2003. — 100 с.
На практике органами дознания в ходе проверки сообщения о преступлении отбираются объяснения у лиц-участников процесса, затем после возбуждения уголовного дела следователь производит допрос указанных лиц. Согласно ст.74 УПК РФ объяснения не относятся к доказательствам по уголовному делу. Существует определенная проблема. Часто при даче объяснений лица дают правдивые показания, а затем в ходе допроса отказываются от своих показаний и отрицают свою причастность к совершению преступления. Иногда в следственной практике практикуется приобщение объяснений к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств. Тогда они используются в качестве доказательств. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 УПК РФ.
Решение о возбуждении уголовного дела облечено в определенную процессуальную форму, которой является постановление о возбуждении уголовного дела. Следователь в пределах своей компетенции уполномочен возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ.
Согласно ст.146 УПК РФ при наличии повода и основания, предусмотренных ст.140 УПК РФ следователь в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. Копия постановления следователя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Правовой анализ вышеуказанной нормы, закрепленной в части 4 ст.146 УПК РФ, позволяет сделать вывод о том, что с точки зрения логического построения ее формулировка не вполне удачна и нуждается в корректировке.
Она сформулирована таким образом, что в итоге не совсем понятны, закрепленные в ней полномочия прокурора, связанные с признанием постановления о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованными и на какие случаи они распространяются.
Таким образом, отменить незаконное или необоснованное постановление следователя о возбуждении уголовного дела может только руководитель следственного органа.
В то же время существует еще проблема, когда признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а тот, в свою очередь, не согласен с решением прокурора.
Руководитель следственного органа рассматривает требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований. (ч.4 ст.39 УПК РФ)
В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти. Подобные формулировки практически лишают прокурора действенного механизма реагирования на нарушения федерального законодательства, допущенные следователями в ходе производства предварительного расследования по уголовным делам. Драпкин, Л.Я., Шуклин, А.Е. Следователь: профессиональная характеристика и основные методы деятельности / Л.Я. Драпкин, А.Е. Шуклин // Российский юридический журнал. — 2011. — № 1. — С. 203 — 210.
Подводя итог можно сделать вывод, что реформирование предварительного расследования, направленное на действительное, а не мнимое наделение следователя самостоятельностью и независимостью, должно быть связано с отделением дознания от предварительного следствия; возложением на дознание функции уголовного преследования под контролем суда и надзором прокурора, а на следствие — функции предварительного разрешения дела с передачей следствия под юрисдикцию судебных органов, лишением его прокурорской опеки и расширением состязательных начал.
Назначение уголовно-процессуальной деятельности — это ее цель, на достижение которой должны быть направлены действия органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. В свою очередь, цель судопроизводства состоит в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также личности от незаконного и необоснованного обвинения или осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела — это первая самостоятельная стадия уголовного процесса, которая состоит в установлении следователем условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела или при отсутствии таких условий — об отказе в этом. Стадия возбуждения уголовного дела еще далека от совершенства.
Фактические данные, полученные в стадии возбуждения уголовного дела, в последующем добываются вторично уже путем осуществления следственной деятельности. Это сопровождается многочисленными повторными вызовами свидетелей и потерпевших и нередко выглядит, по существу, как обычная волокита, часто вызывая у граждан непонимание и неприятие.
Порядок возбуждения уголовного дела
Порядок возбуждения уголовного дела — стадия уголовного судопроизводства, которая регулируется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ).
Порядок возбуждения уголовного дела включает в себя несколько основных этапов:
- вынесение постановления — делает это уполномоченное лицо (орган), копия постановления направляется прокурору,
- получение согласия прокурора — если прокурор признает постановление незаконным или необоснованным, он вправе отменить его, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело;
- уведомление о принятом решении заявителя и подозреваемого.
Для того, чтобы возбуждение уголовного дела происходило в установленном порядке, без ущемления Ваших законных прав, лучше всего воспользоваться услугами уголовного адвоката.
Помощь адвоката может потребоваться на стадии возбуждения уголовного дела как подозреваемому в совершении преступления, так и заявителю, свидетелю преступления.
Адвокат по уголовным делам нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» даст все необходимые юридические консультации, касающихся процедуры возбуждения уголовного дела.
УПК РФ, Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела
Статья 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения
При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.
В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:
1) дата, время и место его вынесения;
2) кем оно вынесено;
3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;
4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.
Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.
Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Уголовные дела в отношении лиц, указанных в статье 447 настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса.
Статья 147. Возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения
Уголовные дела о преступлениях, указанных в части второй статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя:
1) в отношении конкретного лица — в порядке, установленном частями первой и второй статьи 318 настоящего Кодекса;
2) в отношении лица, указанного в статье 447 настоящего Кодекса, — в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса.
2. Если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.
Уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 20 настоящего Кодекса, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке.
Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей статьи 20 настоящего Кодекса, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 20 настоящего Кодекса
Статья 148. Отказ в возбуждении уголовного дела
При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.
1.1. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.
При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.
Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.
Статья 149. Направление уголовного дела
После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса:
1) утратил силу. — Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ;
2) следователь приступает к производству предварительного следствия;
3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, производит дознание.
Порядок расследования уголовного дела: этапы, правила, процедуры
Расследование уголовного дела — это процесс, направленный на установление обстоятельств преступления и выявление виновных лиц. Такая процедура является неотъемлемой частью правосудия и необходима для вынесения справедливого и обоснованного решения по каждому конкретному уголовному делу. В данной статье рассмотрим основные этапы, правила и процедуры расследования уголовного дела в Российской Федерации.
Первый этап расследования — это принятие заявления о преступлении. Заявление может быть подано потерпевшим, свидетелем, правоохранительными органами или иными заинтересованными лицами. После получения заявления начинается проверка информации и установление ее достоверности. Если есть основания полагать, что преступление совершено, возбуждается уголовное дело. Важно отметить, что расследование уголовного дела проводится только компетентным правоохранительным органом.
На втором этапе происходит сбор необходимого доказательства преступления. В ходе расследования проводятся допросы свидетелей, потерпевших и подозреваемых, становится известна версия преступления, устанавливаются мотивы и возможные участники преступления. Наряду с допросами проводятся следственные действия, такие как обыск, осмотр места происшествия, изъятие вещественных доказательств и другие.
На третьем этапе расследования уголовного дела происходит аккумуляция и анализ всех собранных доказательств и фактов. Их проверяют на предмет достоверности и соответствия действительности. Важно отметить, что на данном этапе проводится обязательное сравнение найденных доказательств с требованиями закона и современной криминалистики.
Возбуждение уголовного дела: начало процесса
Возбуждение уголовного дела — это первый этап уголовного процесса, на котором решается вопрос о наличии оснований для расследования преступления. Возбуждение уголовного дела осуществляется компетентным органом, таким как следователь или прокурор.
Процесс возбуждения уголовного дела предусматривает выполнение следующих шагов:
- Поступление сообщения о преступлении. Возбуждение уголовного дела начинается с поступления сообщения о совершении преступления. Сообщение может быть подано самим потерпевшим, свидетелем, полицейским или любым другим лицом, имеющим информацию о преступлении. Важно отметить, что не все полученные сообщения обязательно приводят к возбуждению дела, так как не все из них содержат достаточно информации о совершенном преступлении.
- Проведение предварительного исследования. Когда сообщение о преступлении поступает в орган расследования, проводится предварительное исследование для выяснения обстоятельств преступления. В процессе предварительного исследования собираются доказательства, опрашиваются свидетели, составляются протоколы и проводятся иные процессуальные действия.
- Принятие решения об отказе в возбуждении дела. Если в результате предварительного исследования орган расследования приходит к выводу, что преступление несостояло, несоответствует уголовно-правовой квалификации или лицо, подавшее сообщение, не заинтересовано в привлечении виновных к ответственности, может быть принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
- Принятие решения об возбуждении дела. Если в результате предварительного исследования собраны достаточные доказательства о совершении преступления и имеются основания для возбуждения дела, орган расследования принимает решение о возбуждении уголовного дела. В этом случае дело передается следователю или прокурору для дальнейшего расследования.
Возбуждение уголовного дела является важным этапом в процессе расследования преступлений. От правильности и своевременности принятия такого решения зависит дальнейшее надлежащее проведение уголовного процесса и установление истины.
Предварительное расследование: сбор и анализ доказательств
Предварительное расследование является первым этапом уголовного процесса и направлено на сбор и анализ доказательств по делу. Целью предварительного расследования является установление обстоятельств совершения преступления, выявление и сбор доказательств, необходимых для дальнейшего уголовного преследования.
Сбор доказательств является важным этапом предварительного расследования. Доказательства могут быть различного характера: письменные, фотографические, видеозаписи, заключения экспертов и т.д. При сборе доказательств следует учитывать требования закона, чтобы доказательства были получены законным путем и могли быть использованы в дальнейшем судебном процессе.
Анализ доказательств также играет важную роль в предварительном расследовании. Анализ проводится с целью выяснения степени и достоверности доказательств, а также их роли в совершении преступления. Анализируя полученные доказательства, следователь может определить наличие или отсутствие уголовно-правовых качеств преступления, установить обстоятельства, имеющие значение для дела и вынести решение о дальнейшем ходе расследования.
Для более удобной организации сбора и анализа доказательств, следователь может использовать специальные таблицы и схемы. Например, таблица с описанием доказательств, их признаков и значения, помогает систематизировать полученную информацию. Также можно использовать схемы для визуализации связей между доказательствами и обстоятельствами преступления.
Сбор и анализ доказательств являются ключевыми этапами предварительного расследования. От качества собранных доказательств зависит дальнейшая успешность уголовного дела и возможность привлечения подозреваемых к ответственности. Необходимо соблюдать требования закона при получении доказательств и тщательно анализировать их для выяснения всех обстоятельств совершенного преступления.
Судебное следствие: проверка правильности расследования
После завершения расследования уголовного дела и передачи его обвиняемому и его защите, следует процесс судебного следствия. Судебное следствие является этапом проверки правильности расследования и установления обстоятельств дела в судебном порядке.
Во время судебного следствия прокурор, защита и обвиняемый имеют право представлять свидетельские показания, доказательства и другие детали дела. Задача суда на этом этапе заключается в выяснении всех факторов, определении истины и принятии справедливого решения.
Один из главных моментов судебного следствия — это проверка доказательств, представленных обвинением. Суд должен убедиться в законности и достоверности собранных доказательств, их связи с делом и соответствии требованиям процессуального закона. Если суд признает доказательства недостоверными или полученными незаконно, они не могут использоваться в качестве основы для приговора.
Также на судебном следствии может быть проведена повторная экспертиза материалов дела или назначена дополнительная проверка. Это может быть необходимо, если сторона обвинения или защиты выразила сомнения в правильности проведенного расследования или представленных доказательствах.
Во время судебного следствия также проводится допрос обвиняемого. Ему предоставляется возможность выступить с защитой, представить свидетелей и доказательства в свою пользу. Суд должен обеспечить равноправие сторон, соблюдение принципа презумпции невиновности и других норм уголовно-процессуального законодательства.
После проведения судебного следствия, суд принимает решение — оправдание или приговор. Решение суда должно быть обоснованным и основываться на доказательствах и свидетельствах, представленных сторонами.
Судебное следствие является важным этапом уголовного процесса, на котором определяется справедливость расследования и выносится приговор. Важно, чтобы суд принимал решение на основании действительности и соблюдал все процессуальные нормы.
Составление обвинительного акта: основа для следующего этапа
После завершения предварительного расследования и сбора всех необходимых доказательств следственный орган приступает к составлению обвинительного акта. Этот документ является основой для следующего этапа уголовного процесса — судебного разбирательства.
Обвинительный акт содержит детальное изложение обстоятельств дела, имеющих значение для установления обвиняемому преступления и определения меры наказания. В нем перечисляются обвиняемые лица, их роль в совершении преступления, а также указываются статьи Уголовного кодекса, по которым им будет предъявлено обвинение.
Составление обвинительного акта — ответственная задача, поскольку от его качества зависит успех расследования и проведение обвинительного процесса в суде. В документе должны быть точно и полно изложены все факты, собранные во время расследования, а также приведены доказательства их подтверждающие. Важно учесть, что обвинительный акт должен быть составлен в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Обвинительный акт состоит из следующих основных частей:
- Вступительная часть, в которой дается общая характеристика случившегося преступления, указывается его место и время совершения, а также основания и порядок возбуждения уголовного дела.
- Основная часть, в которой излагается сущность преступления, включая его формы, мотивы, степень общественной опасности и последствия. В этой части должны быть указаны действия обвиняемого лица, направленные на совершение преступления, а также описание прямых и косвенных доказательств его вины.
- Заключительная часть, в которой делается заключение обвинительного характера, предлагается мера наказания для обвиняемого лица и указываются привлекаемые к уголовной ответственности статьи Уголовного кодекса.
Составление обвинительного акта требует тщательного исследования всех материалов уголовного дела, анализа доказательств и обстоятельств. Важно, чтобы обвинительный акт содержал все необходимые сведения для объективного и справедливого рассмотрения дела судом.
Правильно составленный обвинительный акт является неотъемлемой частью уголовного процесса. Он дает суду полную информацию о деянии обвиняемого и доказательствах его совершения, что позволяет ему принять правильное решение по делу.
Судебное разбирательство: последний этап расследования
Судебное разбирательство является последним этапом расследования уголовного дела. Оно проводится в судебном заседании и призвано объяснить обвиняемому его права, предоставить возможность защитить свои интересы и определить его виновность или невиновность.
На этапе судебного разбирательства принимают участие следующие стороны: прокурор, обвиняемый и его защитник, потерпевший, свидетели и эксперты. Судебное разбирательство проводится судьей либо судовым составом, в зависимости от юрисдикции.
Судебное заседание начинается с оглашения судебного акта, в котором содержится обвинение, квалификация преступления и доказательная база. Далее начинается допрос обвиняемого, где он имеет право назвать свою версию событий и представить свою позицию по каждому обвинению.
После допроса обвиняемого следует допрос свидетелей. В ходе допроса свидетелей устанавливаются факты, связанные с преступлением. Затем проводятся следственные и экспертные действия, при наличии необходимости. Эксперты представляют свои заключения, которые могут быть использованы в ходе доказывания виновности или невиновности обвиняемого.
После проведения всех допросов и доказательств, обвиняемый и его защитник имеют право выступить с последним словом. Защитник может представить аргументацию, опровергнуть обвинительные доводы и привести свидетельские показания, подтверждающие невиновность. Обвиняемый также может использовать это время для прояснения обстоятельств дела в свою пользу.
По окончании процессуальных действий суд принимает решение о виновности или невиновности обвиняемого. В случае признания обвиняемого виновным, суд определяет назначение наказания. Если обвиняемый признан невиновным, дело закрывается и он освобождается от уголовной ответственности.
Судебное разбирательство является важным этапом расследования уголовного дела, так как оно позволяет определить правомерность обвинения и назначить справедливое наказание, если обвиняемый признан виновным.
Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»
Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.
Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.
Визит к Минотавру
Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.
Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений. А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.
Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».
Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов. За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках.
Супер-акция до 13 августа: обучение с удостоверением ФИС ФРДО 40 ак. часов за 4990 руб. Записаться со скидкой
Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.
«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.
Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.
Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инструкций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:
приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;
приказ Минюста РФ от 11.07.2006 г. № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях»;
приказ ФСБ РФ от 16.05.2006 г. № 205 «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности»;
приказ МЧС РФ от 02.05.2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
приказ Минюста РФ от 02.05.2006 г. № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях»;
приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.03.2006 г. № 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации»;
приказ МВД РФ от 01.12.2005 г. № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»;
приказ МВД РФ от 22.09.2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».
Там, где служба и опасна, и трудна
Обычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники милиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД. По ряду причин здесь частенько приходится сталкиваться с ситуациями, когда человека, обратившегося с требованием возбудить дело и провести расследование, под разными предлогами выставляют за дверь, так и не начав расследования.
Кому-то пообещают разобраться в кратчайшее время, кого-то убедят, что его случай на общем криминальном фоне слишком малозначителен и лишь отвлечет доблестные органы от более важных дел. А у некоторых заявление принимается «как положено», но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают1 . Не подумайте, что в милиции совсем не осталось порядочных сотрудников. Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится. А главная причина, побуждающая некоторых сотрудников любой ценой избегать официальной регистрации обращений, – это необходимость отчитаться перед начальством, необходимость показать высокую раскрываемость и т.п.
Итак, человек, – возможно, представитель фирмы – собирается в отдел милиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом – если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В милиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол.
Но, когда подобная оперативность уже бессмысленна или, допустим, имеется обоснованное сомнение в адекватной реакции правоохранителей на ваше обращение, либо существует опасность преждевременно вспугнуть правонарушителя – спешка пагубна для интересов дела. Тут уж надо готовиться обстоятельно и, по меньшей мере, необходимо загодя написать заявление.
Схематично эту бумагу составляют следующим образом:
кому (начальнику органа внутренних дел …);
от кого (Ф.И.О., адрес);
наименование документа (заявление);
краткое изложение обстоятельств;
Например, заявление гражданина, подвергшегося нападению неизвестных, будет выглядеть так.
Когда с заявлением обращается представитель юридического лица, то в обращении должны быть указаны реквизиты фирмы; подписывается бумага руководителем или уполномоченным им лицом.
К заявлению иногда целесообразно приложить документы, подтверждающие изложенные в заявлении факты.
Руководство акционерного общества, заявляя о факте мошенничества, может приложить к заявлению копии накладных, телеграмм, писем, объяснения и т.п.
Можно пойти и по другому пути. Представляя интересы гражданки, потерпевшей от насильственных действий супруга, мы при подготовке заявления в милицию собрали объяснения очевидцев происшествия. Эти объяснения в виде приложения к заявлению поступили вместе с ним в отдел внутренних дел, тем самым была нейтрализована попытка коррумпированных чиновников «замять» дело.
Обычно первым на пути заявителя оказывается дежурный по отделу или его помощник. Приняв от посетителя заявление, он выдаст взамен номерной талон-уведомление. Но чаще с заявителем предварительно побеседует сотрудник, например, оперуполномоченный или один из руководителей отдела. Вне зависимости от содержания этих бесед помните, что покидать отдел можно, только имея на руках документальное подтверждение факта своего обращения. Кроме упомянутого выше талона-уведомления, таким документом может быть, например, завизированная копия заявления.
Но далеко не каждый заявитель получает на руки заветный документ. Кому-то приходится уходить с пустыми руками, уповая на то, что «уболтавший» его милиционер выполнит обещание и сделает все возможное для розыска преступника.
Как-то, анализируя со своими студентами показатели преступности, мы спросили у нескольких групп студентов юридического вуза, известно ли им о фактах уклонения от принятия у граждан заявлений о преступлении. В среднем каждый третий опрошенный сказал, что ему известно о таких случаях от ближайших родственников или из личного опыта.
В свою очередь, изученная нами правоприменительная практика показывает, что большинство столкнувшихся с нежеланием принять заявление граждан сдается уже после первой неудачной попытки передать информацию о преступлении в ближайшее отделение милиции. Думается, что это неправильно, ведь таким образом мы сами поощряем бездеятельность сотрудников правоохранительных структур, создаем у них уверенность в безнаказанности такого бездействия. Между тем в министерских верхах отношение к «отфутболиванию» сограждан негативное. Во всяком случае, с ним боролись почти все министры внутренних дел, но, к сожалению, особых успехов не достигли…
Однако руководство МВД не унывает. Более года назад из недр МВД вышел очередной документ – приказ от 01.12.2005 г. № 985. Продолжая традицию предшественников, милицейский министр Нургалиев попытался покончить с нарушениями законности в органах внутренних дел при рассмотрении сообщений о правонарушениях и для этого утвердил специальную инструкцию. Называется она, как отмечалось выше, – «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» (далее – Инструкция).
Так вот, все наши обращения в милицию Инструкция относит к определенным категориям в зависимости от содержания и формы поступления к адресату. Рассмотрим порядок прохождения таких обращений, как «заявление о преступлении» и «сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения».
Иную информацию о происшествиях в милиции тоже обязаны принимать, порядок приема аналогичен, а потому мы не будем на это отвлекаться.
Во-первых, обращаем внимание на пункт 5 Инструкции. Если дежурный в отделении милиции начнет «пудрить мозги» тем, что приходите, мол, завтра или в соседнее отделение, напомните ему содержание именно этого пункта. Там, в частности, сказано, что «поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях и ему присвоен соответствующий регистрационный номер». А пункт 7 Инструкции предписывает круглосуточно принимать заявления в любом органе внутренних дел вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также вне зависимости от полноты содержащихся в них сведений и формы представления.
Это еще раз подчеркивает и пункт 15 Инструкции, обязывая осуществлять регистрацию сообщений о происшествиях круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания.
Во-вторых, человек, лично явившийся с заявлением в милицию, может указать дежурному и на пункт 22 Инструкции, согласно которому, а также в соответствии с частью 4 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса, одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в дежурной части органов внутренних дел «оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю». В свою очередь заявитель подписывается в получении талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
Но при личной явке в отдел надо учитывать, что сотрудникам секретариата запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел непосредственно заявителем (абз. 2 п. 8 Инструкции). Проще говоря, если вы принесете жалобу на плохую работу участкового, то ее примут в секретариате, а если вы принесете сообщение о преступлении, то заниматься с таким посетителем должен только дежурный или его помощники.
И, наконец, в-третьих. Инструкция, перечисляя формы, в которых в милицию поступает информация о преступлениях, указывает, что протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации2 .
Всему на свете приходят сроки
Теперь несколько слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении. Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно – Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Правда, часть 3 указанной статьи позволяет продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок аж до 30 суток.
Если все приведенные выше сроки прошли, а из милиции – ни слуха ни духа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства. Вообще-то пункт 34 Инструкции, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы милиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.
Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.
Не ждите наступления странной даты «когда-нибудь». Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред – пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении.
Не помогло такое обращение – смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), так и бездействие можно обжаловать в суд. Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно:
кто, когда, к кому и с каким заявлением обратился;
чем подтверждается факт обращения;
в чем конкретно выражается обжалуемое действие или бездействие чиновника;
чьи права и свободы нарушены, и какие именно;
о чем просит лицо, подающее жалобу.
Иногда для достижения искомого результата достаточно одной жалобы. Но если и вышестоящая структура решила закрыть глаза на лень или нерадивость подчиненных, то заявитель вправе добиваться своего, обращаясь во все инстанции, включая Верховный Суд РФ.
Несколько слов о возбуждении уголовного дела
Все описанные выше шаги преследуют, по сути, единственную цель – принятие заявления правоохранительным органом, его регистрацию и возбуждение уголовного дела. Соответственно, начинается уголовное дело с поступления к уполномоченному на его возбуждение лицу соответствующей информации.
Многие читают Уголовный кодекс, указывают на статью и говорят, что надо, мол, посадить злодея за такое-то преступление. Однако не все так просто, как может показаться. Государство не сразу реализует свое право наказания преступника. Этому моменту предшествует многоступенчатая процедура, начало которой мы рассматриваем. В целом же она включает в себя такие элементы, как возбуждение уголовного дела, проведение расследования, судебное разбирательство и некоторые другие. Такая процедура детально регламентирована уголовно-процессуальным правом, подзаконными актами, которые упоминались выше.
Соответственно, возбуждение уголовного дела – это первая и обязательная стадия уголовного процесса. Можно сравнить эту стадию судопроизводства с фундаментом многоэтажного дома. Малейшая неточность при закладке фундамента приводит к тому, что огромная конструкция складывается как карточный домик.
Также и здесь: небольшая оплошность – и уголовное дело «развалится». И останется заявитель ни с чем. Правда, от заявителя здесь, собственно, и зависит-то не много. Он, пожалуй, может лишь проявить определенную настойчивость, требуя от сотрудника правоохранительного органа или надзирающего за ним прокурора скорейшего принятия решения по поданному заявлению. Требования свои можно предъявлять в любой форме: писать письма, жалобы, запросы, ходить на личный прием к руководителям правоохранительного органа.
Повторюсь еще раз – мы сегодня рассматриваем ситуацию, когда пришлось столкнуться с неквалифицированной работой сотрудников правоохранительных органов. Если же по заявлению гражданина или обращению от имени юридического лица работа правоохранителями ведется качественно, то честь им и хвала, а заявителю в подобном случае остается лишь по мере возможности помогать сотрудникам правоохранительных органов: являться по вызовам, приносить документы и т.п.
Так вот, когда вместо работы по вашему обращению вы видите бездействие должностных лиц, то предлагаемый сегодня материал может быть полезен. Ведь эффективное оспаривание столь специфического бездействия возможно только тогда, когда подающий жалобу человек понимает, в чем же суть стадии возбуждения уголовного дела.
А происходит на этом этапе работы правоохранительных органов следующее. Здесь компетентные органы и должностные лица должны проанализировать поступившую информацию – поводы для возбуждения уголовного дела, к которым, кроме рассмотренного выше заявления о преступлении, относятся:
явка с повинной,
сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников (например, публикация в газете, рапорт сотрудника).
Если в таком источнике информации имеются сведения о признаках преступления, то есть о соответствии случившегося события описанию конкретного преступления в Уголовном кодексе, то должно быть вынесено постановление о возбуждении дела. Если таких признаков нет, то выносится другое постановление – об отказе в возбуждении уголовного дела. Возможна также передача сообщения по подследственности (то есть органу или должностному лицу, уполномоченному на разбирательство такого обращения).
В заявлении, поступившем участковому, говорится о шпионской деятельности некой подпольной организации. Разумеется, в отделении милиции таким заявлением заниматься не будут, а переправят его либо в ФСБ, либо, с учетом личности заявителя, его лечащему врачу – психиатру.
Довольно часто бывает так: гражданин получает в ответ на свое заявление послание, где говорится, что в возбуждении дела отказано, поскольку, мол, не удалось обнаружить всех признаков преступления. Человек, далекий от уголовного судопроизводства, прочитав такой ответ, может растеряться, опустить руки. Но при получении подобного ответа можно смело писать жалобу прокурору или в суд, где указать, что Уголовно-процессуальный кодекс, регламентируя возбуждение дела, и не требует обнаружения всех до единого признаков преступления. В качестве обязательного условия для возбуждения уголовного дела необходим лишь тот минимум, который позволяет дать предварительную уголовно-правовую квалификацию содеянному.
При осмотре места происшествия было обнаружено, что взломан замок на дверях магазина и пропал сейф, или, скажем, обнаружен труп человека со следами насильственной смерти. При таких условиях уголовное дело в первом случае возбуждается по признакам кражи с проникновением, а во втором – по признакам убийства без отягчающих обстоятельств. В ходе расследования по мере получения доказательств квалификация может быть изменена. Не исключена возможность, что содеянное в магазине будет расценено как разбой, а случай с трупом квалифицируют как причинение смерти по неосторожности.
Бывает и так, что заявителю из милиции или от прокурора приходит петиция, где говорится о невозможности начать судопроизводство, поскольку не установлен виновник. Это опять же отписка. В Уголовном кодексе имеется крайне мало составов, по признакам которых уголовное дело может быть возбуждено лишь при наличии данных о личности человека, совершившего противоправное деяние. Это, например, дела о получении взятки.
Для принятия решения о возбуждении уголовного дела обычно не требуется установления лица, совершившего преступление. Необходимы лишь такие данные, которые свидетельствуют о наличии самого события преступления. Ведь уголовное дело возбуждается по факту обнаружения объективных признаков преступления.
Между тем при определенных законом условиях (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению и некоторые другие) компетентные лица выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
В этом случае заявитель получает соответствующее уведомление, где в числе прочего ему обязаны разъяснить право на обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
В следующем номере мы расскажем о том, как обратиться в ФСБ.
Автор — кандидат юридических наук, доцент, Адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и человек»