Можно ли утверждать что транспорт составляет основу внутригосударственного и международного труда
1. Какие виды транспорта составляют основу транспортной системы России и других стран бывшего СССР?
2. Назовите страны — лидеры по протяжённости трубопроводов (в том числе нефтепроводов и газопроводов).
3. Почему морской транспорт является мировым лидером по грузообороту?
Вопросы и задания
1. Можно ли утверждать, что транспорт составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда? Обоснуйте свой ответ.
2. Какое влияние оказывает транспорт на природную среду?
3. Какие факторы определяют ведущую роль морского транспорта в структуре мирового грузооборота?
4. Почему крупнейшими морскими торговыми флотами обладают далеко не самые развитые страны мира? 5. Каковы перспективы развития различных
1. Можно ли утверждать, что транспорт составляет основу внутригосударствен-
ного и международного разделения труда? Обоснуйте свой ответ.
ответ: приливно-отливные явления в арктических морях определяются в основном приливной волной, распространяющейся из Атлантического океана. В Баренцевом и Карском морях приливная волна приходит с Запада со стороны Норвежского моря, в моря Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофорта приливная волна поступает с севера, через Арктический бассейн. Преобладают приливы и приливно-отливные течения правильного полусуточного характера. В течении выражено два периода фазового неравенства (в зависимости от фаз Луны), в каждом из которых один максимум и один минимум. Значительная высота приливов (более 1,5 м) отмечается в Северо-Европейском бассейне, в южной части Баренцева и северо-восточной части Белого морей. Максимум наблюдается в Мезенском заливе, где высота прилива достигает 10 м. Далее на восток на большей части побережья Сибири, Аляски и Канады высота прилива менее 0,5 м, но в море Баффина 3—5 м, а на южном побережье Баффиновой Земли — 12 м[20].
На большей части побережья Северного Ледовитого океана сгонно-нагонные колебания уровня воды значительно больше, чем приливы и отливы. Исключение составляет Баренцево море, где на фоне крупных приливных колебаний уровня они менее заметны. Наибольшие сгоны и нагоны, достигающие 2 м и более, характеризуют моря Лаптевых и Восточно-Сибирское. Особенно сильные наблюдаются в восточной части моря Лаптевых, например, в районе Ванькинской губы экстремальная высота нагона может достигать 5—6 м. В Карском море сгонно-нагонные колебания уровня превышают 1 м, а в Обской губе и Енисейском заливе близки к 2 м. В Чукотском море эти явления ещё заметно превышают по размаху приливно-отливные, и только на острове Врангеля приливы и нагоны примерно равны[20].
Ока и Москва-река — возможно судоходство от Москвы до Нижнего Новгорода. Часто судоходство по Оке зависит от погоды. В засушливые годы даже двухпалубные теплоходы не могут пройти по Оке выше Мурома.
Река Белая — возможно судоходство от устья до Уфы. Данный участок входит в состав «Маршрута пяти рек» — путешествие от Москвы до Уфы по рекам: Москва, Ока, Волга, Кама, Белая.
Вятка — возможно плавание от устья реки Вятки до Кирова.
Северная Двина, Сухона, Северо-Двинский канал. Северо-Двинский канал соединяет реку Сухону и Волго-Балт. По этому каналу рекам возможно плавание до Кирилло-Белозерского монастыря, Вологды, Великого Устюга, Архангельска.
Волхов — возможно плавание до Тихвина и Великого Новгорода. Круизы совершает теплоход «Господин Великий Новгород».
Транспортная система мира и тенденции ее развития
Транспорт является главной составной частью хозяйства. Он служит материальной основой внутригосударственного и международного разделения труда. Развитие транспорта имеет особое значение для стран, обладающих большими размерами территории. Обширность территории обусловливает высокие затраты на транспортное строительство.
Сегодня авиалинии проходят даже через Северный полюс. Подводные тоннели соединили всю цепь Японских островов.
Транспорт различных стран и регионов мира имеет свои особенности, что связано с размерами и освоенностью территории, уровнем развития экономики, степенью включенности в международное разделение труда. Многим небольшим по площади странам развивать внутренний авиатранспорт невыгодно, поскольку их территорию в считанные минуты можно пересечь на автомобиле. Этого нельзя сказать о США, территорию которых с запада на восток грузовик преодолевает лишь за 3,5 суток. В России поезд «Москва — Владивосток» пересекает страну за 7 суток.
Высокоразвитые страны занимают ведущие места по всем главным показателям работы транспорта, в частности по грузообороту и пассажирообороту.
Особенно высоким уровнем развития транспорта отличаются страны «Большой восьмерки»: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада. При этом развитие отрасли здесь сопровождается острой конкуренцией между отдельными видами транспорта, транспортными узлами.
Транспорт стран Восточной Европы и особенно России уступает по густоте дорожной сети, ее качеству и грузообороту западноевропейским странам и США.
Из всех видов транспорта первое место в мире по грузообороту занимает морской. Он обеспечивает почти 80 % перевозок между странами, реализуя в большей мере, чем любой другой вид транспорта, возможности международного разделения труда.
Основные трубопроводы в развитых странах соединяют районы добычи нефти и газа с районами их переработки. Наиболее длинные трубопроводы мира проложены в России, Канаде и США.
Речной транспорт использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных стран, но осуществляет и международные перевозки. В Европе крупными международными речными артериями являются Рейн, Дунай, Одер, Эльба. В США главные речные перевозки идут по системе Миссисипи — Великие озера.
В мире практически не осталось районов, не обслуживаемых авиацией, а в наиболее развитых и крупных по площади странах сложилась густая сеть авиалиний.
Крупнейшей воздушной державой является США, авиакомпании которых обслуживают почти половину всего пассажирооборота зарубежного мира. Россия занимает второе место как по протяженности воздушных линий, так и по пассажирообороту.
Транспорт в мире
Играя очень важную роль, транспорт составляет материальную основу внутригосударственного и международного разделения труда. Он очень важен для стран, имеющих большие размеры. Научно-техническая революция оказала большое влияние на изменение всех видов транспорта: резко увеличилась скорость, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. В результате этого мир стал доступнее.
Особенно высоким уровнем развития транспорта отличаются страны «большой семерки» — США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада. Транспорт стран Восточной Европы и России уступает по густоте дорожной сети, ее качеству и грузообороту западноевропейским странам. Вместе с тем грузонапряженность железных дорог здесь выше, чем, например, в США, хотя это может и свидетельствовать о недостаточном развитии у нас автомобильного транспорта.
В развивающихся странах наметилась только основа современной транспортной сети, а во многих из них еще широко используется гужевой или вьючный вид транспорта. Технический уровень транспорта в этих странах сильно уступает экономически развитым странам. Во многих развивающихся странах могут отсутствовать железные дороги (Афганистан, Непал, страны Ближнего Востока, Океания). В международных связях здесь главную роль играют один-два порта. Основными видами транспорта являются сухопутный, морской, речной и авиационный.