Энциклопедия решений. Сфера действия Закона N 44-ФЗ: исключения
Перечень исключенных из сферы действия Закона N 44-ФЗ отношений, подпадающих под его регулирование исходя из общего правила, установлен ч. 2 ст. 1 этого Закона. Согласно этой норме Закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с:
— оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
— закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и Федеральным законом от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
— закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов РФ, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни (п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
— назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ) либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
— привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
— закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством РФ о выборах и референдумах (п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
— привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (п. 7 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ);
— осуществлением строительного контроля в процессе строительства, реконструкции и (или) капитального ремонта объектов инфраструктуры, предназначенных для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, закупкой товаров, работ, услуг, связанных с изготовлением, учетом, выдачей, заменой, использованием и поддержкой (обеспечением) функционирования персонифицированных карт зрителей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, созданием и эксплуатацией необходимых информационных систем в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 8 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, применяется по 30.07.2018 включительно (ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 266-ФЗ));
— закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти (п. 9 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).
По смыслу этой нормы, а также ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ данный перечень должен рассматриваться как закрытый, исчерпывающий. Однако существует ряд отношений, в которых применение требований Закона N 44-ФЗ затруднительно, вследствие чего правоприменительная практика по таким отношениям складывается неоднозначной.
Так, в письме Минэкономразвития России и ФАС России от 05.03.2014 NN 4332-ЕЕ/Д28и, АЦ/7864/14 указывается, что порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков в уголовном судопроизводстве определен положениями УПК РФ, которые не позволяют применять Закон N 44-ФЗ для целей регулирования правоотношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками. Такой вывод делается, в частности, из установления ст.ст. 69, 70, 71 УПК РФ возможности отвода дознавателем, следователем, прокурором или судом переводчиков, экспертов, специалистов. Отметим, что аналогичные разъяснения были даны в письме Минэкономразвития России от 18.09.2007 N 14026-АП/Д04 относительно размещения заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Аналогично в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" высказана позиция, что положения Закона N 44-ФЗ не регулируют отношения, связанные с назначением экспертизы судом, которое осуществляется по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее — АПК РФ).
На наш взгляд, в указанных ситуациях имеет место коллизия законодательных норм, и приведенная правоприменительная практика представляется не бесспорной. Дело в том, что ни УПК РФ, ни АПК РФ не содержат норм, регулирующих процедуры отбора экспертов, переводчиков, специалистов. При этом Закон N 44-ФЗ действительно не содержит норм, позволяющих реализовывать требования указанных законодательных актов об отводе экспертов, переводчиков, специалистов, однако в отсутствии норм, исключающих указанные отношения из сферы действия этого Закона, это может считаться пробелом в регулировании. Полагаем, что данная проблема может быть по-настоящему решена только изменением в законодательстве.
Что не регулируется нормами 44 фз
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контроль в сфере закупок).
2. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с:
1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
2) закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;
3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты драгоценные металлы и драгоценные камни;
(п. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 203-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации или в административном судопроизводстве в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации;
(п. 4 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
(п. 5 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
6) закупкой товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением избирательных комиссий муниципальных образований, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах;
(п. 6 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.02.2020 N 27-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) привлечением избирательными комиссиями, комиссиями референдума граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума в период подготовки и проведения выборов, референдума, по гражданско-правовым договорам, заключаемым с физическими лицами, в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
(п. 7 введен Федеральным законом от 09.03.2016 N 66-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.02.2020 N 27-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) утратил силу с 31 июля 2018 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 266-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
9) закупкой товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе при возложении на них полномочий окружной избирательной комиссии, при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти;
(п. 9 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 474-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.02.2020 N 27-ФЗ, от 29.05.2023 N 184-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) взиманием оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки платы в соответствии с частью 4 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;
(п. 10 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
11) заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством;
(п. 11 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
12) оплатой судебных издержек (издержек) в случаях и в порядке, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
(п. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
3. Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами.
Что не регулируется нормами 44 фз
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
22 марта 2013 года
27 марта 2013 года
В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приказываю:
— отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.
по строке 1001 — суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 — 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <2> (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 — 12 — по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» <3> (далее — Федеральный закон N 223-ФЗ);
в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>
19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).
Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поддерживается в актуальном состоянии.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
На кого не распространяется закон 44-ФЗ
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 23 сентября
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Суть закона 44-ФЗ
- Сферу действия закона 44-ФЗ
- На кого не распространяется 44-ФЗ
- 5 видов закупок, на которые не распространяется действие закона 44-ФЗ
- Распространяется ли 44-ФЗ на автономные учреждения
Людям, занимающимся закупками, нужно четко понимать, на кого не распространяется закон 44-ФЗ, а также в каких ситуациях этот законодательный акт не применим. Вообще, его положениями руководствуются на всех этапах работы: от планирования закупок и определения НМЦК до заключения договора с тем или иным исполнителем.
Однако в ряде случаев нормы закона 44-ФЗ не действуют. И каждому специалисту, работающему в данной сфере, просто необходимо знать как об этих исключениях, так и о всевозможных тонкостях, с ними связанных. Поэтому поговорим об этом более подробно.
Суть закона 44-ФЗ
Закон о госзакупках представляет собой объемный, постоянно корректируемый акт, в котором используется большое количество терминов. Несмотря на сложность данного документа, каждому поставщику нужно представлять себе его содержание и знать, на кого не распространяется 44-ФЗ. Дело в том, что именно в нем устанавливается порядок выбора исполнителей, способы осуществления каждого вида тендеров, принцип заключения, выполнения условий договоров и их расторжения.
На самом деле в данном законе рассматривается значительно больше вопросов, но указанные выше темы представляют основную ценность для заказчиков и исполнителей. Именно их понимание позволяет покупателю найти поставщиков и в дальнейшем выстроить с ними долговременные и выгодные деловые отношения. В противном случае компания может совершить серьезные, даже фатальные ошибки во время проведения закупки.
Если кратко изложить принцип проведения тендеров по 44-ФЗ, он выглядит таким образом:
- Заказчик, в роли которого выступает государственный орган, размещает извещение, где сообщает о своем намерении закупить определенные ТРУ. Также он публикует всю необходимую для проведения мероприятия документацию.
- Поставщик, то есть юридическое, физическое лицо либо ИП, направляет заявку на участие в закупке, указывая в ней параметры предлагаемых ТРУ и свои данные.
- Заказчик рассматривает заявки, после чего проводит торги в электронном формате, в процессе которых выбирает наиболее выгодный из предложенных вариантов.
- Покупатель и продавец подписывают соглашение через ЭТП.
- Поставщик выполняет свои обязательства по контракту, не нарушая зафиксированные в документах сроки и предоставляя услуги необходимого качества. Далее он получает заранее оговоренную сумму за поставленные ТРУ.
Заказчиками на торгах, проводимых по закону 44-ФЗ, являются органы и учреждения, бюджетные организации государственного, муниципального уровня. В роли участника может выступать любое юридическое, физическое лицо, ИП.
Полезные материалы для скачивания
Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19
Изменения в законодательстве по госзакупкам
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Новые условия заключения прямого договора
Аукцион в электронной форме
Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия
Планирование закупок по 44-ФЗ
Кадровое обеспечение по 44-ФЗ
Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты
Права подать заявку на тендер лишены организации, ИП, физические лица, если:
- они находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства, конкурсного производства;
- их задолженность превышает 25 % от балансовой стоимости активов;
- есть судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ;
- они были привлечены за дачу взятки к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ не ранее чем за два года до тендера;
- они внесены в РНП;
- их интересы сталкиваются с интересами заказчика либо другого участвующего в торгах исполнителя – могут также быть близкие родственные связи;
- они являются офшорной компанией;
- на них действуют ограничения для участия в подобных мероприятиях, установленные Правительством РФ.
Поставщику необходимо подтвердить, что он может участвовать в госзакупке, не входит ни в одну из перечисленных выше категорий. Если он решил подать заявки на торги, проходящие на разных ЭТП, подтверждение нужно будет предоставить на каждой площадке.
Сфера действия закона 44-ФЗ
Закон 44-ФЗ начал действовать в 2013 году. Основной задачей, которую преследовали законотворцы при создании данного акта, была полная регламентация системы государственных закупок. Таким образом планировалось расширить возможности для реализации ТРУ, принадлежащих разным субъектам бизнеса, предпринимательства, государственным организациям и объектам естественных монополий.
Сегодня закон 44-ФЗ используется на всех уровнях власти: от федеральных министерств и ведомств и до муниципальных учреждений, таких как сельские клубы и пр.
Поскольку интересующий нас закон должен применяться для всех одинаково, министерство экономического развития подготовило разъяснения по его толкованию и соответствующие письма во время его внедрения и переходного этапа использования, отметив, на кого не распространяется 44-ФЗ. Таким образом был запущен процесс формирования ключевых механизмов проведения тендеров, которые позволяют в точности следовать принципам, установленным в данном акте.
Сфера применения интересующего нас закона закреплена в его первой статье, где говорится, что 44-ФЗ должен использоваться для планирования всех видов закупок федерального, регионального, муниципального уровня. Также он устанавливает принципы определения поставщика при помощи ряда процедур и последующего заключения договоров, выполнения их условий. Помимо этого, нормы 44-ФЗ распространяются на аудит в сфере закупок, контроль соблюдения актуальных законодательных актов, позволяющих добиться прозрачности проведения тендеров.
Но по ч. 2 ст. 1 данный акт может использоваться не во всех случаях – об этом будет сказано далее.
Оговоримся, что для приобретения продукции, произведенной за пределами РФ, закон о госзакупках устанавливает национальный режим.
На кого не распространяется 44-ФЗ
Чтобы понять, на кого не распространяется 44-ФЗ, необходимо сравнить его нормы с установленными в законе 223-ФЗ. На основании первого закона приобретают ТРУ за счет бюджетных средств, тогда как по 223-ФЗ оплата происходит на внебюджетных деньги. Это могут быть доходы покупателя, полученные в процессе законной платной деятельности, которые остаются в его собственности и которыми он имеет право распоряжаться по своему усмотрению.
Нормами закона 223-ФЗ руководствуются предприятия, в которых доля государства составляет свыше 50 %. Чтобы организовать торги по данному акту, требуется утвердить специальное «Положение о закупках» – в данном документе фиксируются принципы урегулирования основных вопросов по торгам.
Закон 223-ФЗ является рамочным, то есть общим законодательным актом, в котором прописаны основные положения, но отсутствует жестко установленный принцип действий заказчика. Если «Положение о закупках» не было утверждено, необходимые ТРУ приобретаются на внебюджетные средства на основании закона 44-ФЗ. Дело в том, что в данном акте более подробно прописаны действия заказчика, кроме того, он лишает покупателя полной свободы действий во время торгов.
На кого не распространяется 44-ФЗ? На заказчиков, действующих по закону 223-ФЗ, то есть на компании с долей государства более 50 %, их дочерние организации, а также субъекты естественных монополий. Под последними понимают предприятия нефтегазового сектора, РЖД, пр. Также закон 44-ФЗ не действует на организации, которые осуществляют деятельность в регулируемых сферах, таких как энергетика, водоснабжение. Нередко под 44-ФЗ не подпадают бюджетные учреждения при условии, что они проводят закупки на собственные деньги, гранты, средства субподряда.
5 видов закупок, на которые не распространяется действие закона 44-ФЗ
Данный закон жестко фиксирует взаимоотношения сторон, участвующих в торгах, на всех этапах: от планирования мероприятия до подписания договора с победителем. Поэтому важно понимать, на кого не распространяется 44-ФЗ и в каких случаях его нормы не могут использоваться:
-
Приобретение услуг международных финансовых организаций.
Предметом торгов считается оказание услуг международными финансовыми учреждениями, образованными на основании международных договоров, в которых участвует Россия. Если наша страна сама заключила международный договор с подобной компанией, то закон 44-ФЗ также не действует.
Речь идет о приобретении ТРУ, позволяющих обеспечить безопасность людей, подлежащих госзащите: прокуроров, следователей, судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, присяжных заседателей, лиц, осуществляющих дознание, представителей ряда внутренних войск МВД.
Отметим, что данное правило распространяется на федеральный Госфонд и аналогичные учреждения субъектов России.
Для случаев приобретения драгоценных металлов и камней с целью пополнения госфондов регионов, в пределах которых они были добыты, закон 44-ФЗ также не имеет юридической силы.
Закон 44-ФЗ не применяется, если орган дознания, предварительного следствия, суд должен предоставить адвоката для защиты по уголовному делу. Аналогичным образом закупаются услуги адвокатов для представления в суде при рассмотрении гражданских либо административных дел. При приобретении таких услуг для оказания населению бесплатной юридической помощи 44-ФЗ не используется.
Проведение избирательных компаний предполагает осуществления ряда закупок без опоры на нормы закона 44-ФЗ. Речь идет о приобретении товаров, необходимых для проведения выборов, участковыми, территориальными, окружными избирательными комиссиями либо избиркомами муниципальных образований. Под это правило не подпадают только избирательные комиссии муниципальных образований, имеющие статус столиц или административных центров субъектов РФ. При этом комиссии должны работать в рамках закона РФ о выборах и референдумах.
Также закон 44-ФЗ не используется, если избирательные комиссии разного уровня решают пользоваться услугами граждан для выполнения каких-либо работ во время избирательной компании.
В любых других ситуациях госзаказчики и исполнители должны отталкиваться от норм 44-ФЗ.
Распространяется ли 44-ФЗ на автономные учреждения
Закупки автономных учреждений отличаются от других тендеров, так как данная категория организаций имеет возможность проводить подобные мероприятия по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.
По ст. 15 закона 44-ФЗ бюджетные и автономные учреждения могут организовывать госзакупки в соответствии с положениями законодательного акта 223-ФЗ, если соблюдаются установленные законом условия. В результате они получают ряд дополнительных возможностей. А именно в законе 223-ФЗ не указано требование обосновывать торги и НМЦК.
Однако ошибочно полагать, что подобные организации – это те, на кого не распространяется 44-ФЗ, а все тендеры у них проходят на основании закона 223-ФЗ. В 2020 году автономные учреждения осуществляют закупки только по закону 44-ФЗ, если:
- ТРУ приобретаются на бюджетные средства, которые направлены на проведение капитальных вложений в объекты государственной/муниципальной собственности;
- государственные/муниципальные заказчики передали свои полномочия таким организациям.
При использовании любых иных средств автономные организации могут упростить себе задачу, используя для закупки положения закона 223-ФЗ.
Некоторые закупки уже сейчас проводятся по закону 44-ФЗ на основании общих правил осуществления подобных публичных процедур. Данный законодательный акт устанавливает перечень действий заказчиков и не требует составления дополнительного акта, то есть «Положения о запланированных торгах».
Изначально автономные учреждения должны были начать пользоваться законом 44-ФЗ в 2017 году. Однако законопроект не был вынесен на рассмотрение в Государственную Думу. Когда органы власти будут готовы к такому шагу, автономные учреждения перейдут на закон о госзакупках точно так же, как это сделали ранее государственные и муниципальные унитарные предприятия.