От чего зависит налоговый статус юридического лица
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО СТАТУСА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА [c.88]
Налоговый статус юридического лица может зависеть от [c.128]
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все предприятия и организации, вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т. д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность, и на которых в соответствии в налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС. [c.159]
В случае, если стороной соглашения является объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, доход, полученный каждой организацией, являющейся участником указанного объединения, определяется пропорционально доле соответствующего участника в общем доходе такого объединения за отчетный (налоговый) период. [c.279]
В случае, если в качестве инвестора по соглашению выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование на условиях соглашения, подлежат все организации, входящие в состав указанного объединения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. [c.287]
Наиболее характерен процесс П.н. для сферы обращения, где П.н. осуществляется путем включения налогов в цены реализуемых товаров (работ, услуг). Например, плательщиками НДС согласно налоговому законодательству РФ являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары (услуги). Однако фактически налоговое бремя по данному налогу ложится на пользователей производимых указанными предприятиями товаров (работ, услуг). Подобные процессы происходят и при уплате акцизов, налогов с оборотов, налога с продаж и пр. [c.155]
Организации и граждане при использовании судебного порядка защиты своих прав в налоговых правоотношениях (как публичных правоотношениях) согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ (ст. 4, 26, 29)1 вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд. К организациям и гражданам в данном случае АПК РФ относит организации, как имеющие, так и не имеющие статуса юридического лица, а также граждан, имеющих и не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, с учетом подведомственности арбитражному суду дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. [c.346]
Таким образом, с 1 января 2002 года (даты вступления в силу главы 24 Налогового кодекса РФ) главы члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются плательщиками ЕСН в порядке, определенном для индивидуальных предпринимателей, в не зависимости от наличия у них статуса юридического лица. Возникает противоречие. [c.811]
Термин постоянное представительство применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Дочерние компании инофирм рассматриваются как независимые юридические лица и, следовательно, являются самостоятельными налогоплательщиками. [c.246]
Презумпция добросовестности проявляется и при оценке существа заключенных налогоплательщиком сделок, характера деятельности налогоплательщика. Уклонения от уплаты налогов нередко совершаются через придание тем или иным сделкам и операциям такого внешнего вида , который приводит к снижению или освобождению от налоговых обязательств. В таком случае подлежит оценивать существо отношений, а не их форму. Однако не исключены злоупотребления правом оценивать существо сделок или непрофессиональные подходы к этой проблеме. Чтобы ограничить такие проявления и учитывая, что налогоплательщик по общему правилу поступает добросовестно, НК РФ устанавливает, что налоговые органы не могут в бесспорном порядке взыскивать доначисленные суммы налогов, если доначисление сделано в связи с изменением налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика (ст. 45 части первой НК РФ). Только суд вправе признать сделку притворной или мнимой и определить последствия, в том числе налоговые. [c.165]
Представляется, что наиболее правильным был бы компромиссный подход. Основной смысл перечисленных суверенных прав заключается в возможности государства извлекать для себя материальные блага именно от разведки, разработки и сохранения природных ресурсов данных территорий. Следовательно, государство вправе предоставлять эти природные ресурсы в пользование иностранным государствам, юридическим и физическим лицам за плату и иным образом извлекать выгоду от использования этих территорий. Поэтому при отсутствии специального международного соглашения государство не вправе использовать данные территории для определения налогового статуса находящихся на них лиц, но вправе взимать с пользователей природных ресурсов те налоги, которые, по сути, носят характер встречного предоставления за использование природных ресурсов (арендная плата за использование государственной собственности). В Российской Федерации такими [c.359]
Институт постоянного представительства используется исключительно для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Наличие или отсутствие аккредитации иностранного юридического лица для целей налогообложения значения не имеет. [c.369]
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ О бухгалтерском учете , все предприятия независимо от организационно-правового статуса и формы собственности обязаны осуществлять бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в установленном объеме учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также соответствующим государственным органам. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны предъявлять налоговым службам декларации о доходах и расходах, которые невозможно правильно составить без ведения бухгалтерского учета по установленной методологии. [c.413]
Решение вопроса о праве государства взимать налог с дохода иностранного юридического лица в РФ зависит от характера деятельности (в том числе от вида и постоянства деятельности этого лица на территории РФ). При оценке характера деятельности используется концепция постоянного представительства. Понятие постоянного представительства применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Постоянным представительством могут быть филиал, представительский офис иностранного юридического лица, а также любое место осуществления деятельности этого лица. Постоянное представительство возникает при условии одновременного соблюдения нескольких общих условий наличия места деятельности, постоя -ства места деятельности и осуществления регулярных операций через место деятельности. Например, под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимаются бю- [c.147]
Действующие соглашения по вопросам налогообложения позволяют определить налоговый статус иностранных или российских юридических и физических лиц, осуществляющих разрешенную в установленном порядке деятельность. [c.194]
Термин постоянное представительство применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица или его агента и не имеет организационно-правового значения. Постоянным представительством может быть признан филиал иностранного юридического лица, представительство, любое иное место осуществления деятельности в зависимости от того, подпадает ли такая деятельность иностранного юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями об избежании двойного налогообложения под определение постоянного представительства . [c.195]
Для отделений иностранных юридических лиц, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства, либо в случае, когда налоговый статус (постоянное представительство или нет) отделения иностранного юридического лица не может быть определен заранее, но иностранное юридическое лицо предполагает, что его деятельность в России не будет образовывать постоянного представительства, оно может обратиться в соответствующий налоговый орган для согласования ведения налогового учета по упрощенной форме. [c.201]
Указанные выше нормы п. 1 запрещают налоговым органам во внесудебном порядке взыскивать с налогоплательщиков недоимки, если основанием доначисления соответствующих сумм явилось изменение налоговым органом юридической квалификации заключенных налогоплательщиком сделок, а также статуса и характера деятельности налогоплательщика. В этих случаях налоговому органу придется обращаться в суд с требованием о взыскании с налогоплательщика — юридического лица дополнительно начисленных по приведенным основаниям сумм налога. [c.111]
С введением в действие части первой Кодекса филиалы и представительства российских юридических лиц утрачивают статус налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов, которым они обладали в соответствии с действовавшим до 1 января 1999 г. законодательством об уплате отдельных налогов или сборов. Филиалы и представительства иностранных и международных организаций продолжают оставаться участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (см. ст. 19 части первой Кодекса). [c.387]
При организации бизнес-инкубатора следует обратить особое внимание на обеспечение организационно-правового статуса взаимоотношений инкубатора с инкубируемыми фирмами как в процессе их функционирования в инкубаторе, так и после оставления ими последнего. Данное положение особенно актуально в силу того, что инкубируемые фирмы с самого начала их функционирования в инкубаторе являются юридическими лицами, а также по причине недостаточного развития системы правового обеспечения хозяйственной деятельности, что свойственно становлению рыночной российской экономики. Необходим четкий учет действующих налоговых, антимонопольных и иных правовых актов. В процессе этого должен быть разработан типовой договор между бизнес-инкубатором и инкубируемой фирмой. [c.149]
В случае, когда налоговый статус (постоянное представительство или нет) отделения иностранного юридического лица не может быть определен заранее, но иностранное юридическое лицо предполагает, что его деятельность в РФ не будет образовывать постоянного представительства, оно может обратиться в соответствующий налоговый орган для согласования ведения налогового учета по упрощенной форме. [c.342]
Термин постоянное представительство применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. [c.347]
Для юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, основной категорией для определения порядка налогового статуса лица является постоянное деловое учреждение . [c.369]
Для юридических лиц статус резидента обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления или других аналогичных критериев. Для лиц, признанных резидентом данной страны, налоговый режим определяется на основе принципа неограниченной налоговой ответственности , в соответствии с которым они подлежат обложению в этой стране на основе ее законодательства по всем своим доходам из любых источников, включая и зарубежные. Для нерезидентов данной страны, напротив, существует лишь ограниченная налоговая ответственность они обязаны платить налоги только по доходам, происходящим из источником в этой стране. Несовпадение критериев определения резидента, применяемых разными странами, может приводить к признанию одних и тех же лиц резидентами сразу двух или более стран. Разрешение спорных ситуаций осуществляется на основе норм внутреннего права каждой из стран или путем применения соответствующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения. Понятие резидент , применяемое в гражданском праве, торговом праве, валютном законодательстве и др., по своему содержанию может не совпадать с его значением в налоговом законодательстве даже в пределах одной страны. [c.395]
РЕЗИДЕНТ (НЕРЕЗИДЕНТ) НАЛОГОВЫЙ — субъект налогообложения. Определяется принципом постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц, имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты), и лиц, не имеющих в нем постоянного пребывания (нерезиденты). Отнесение налогоплательщика к той или иной категории устанавливает его налоговый статус, определяет налоговую обязанность (полную или неполную соответственно), а также иные различия в налогообложении (порядок декларирования и уплаты налога и др.). Для налогоплательщиков — юридических и физических лиц существуют различные правила определения резидентства. [c.174]
Основой для определения резидентства юридических лиц являются следующие тесты или их комбинации тест инкорпорации — лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано) тест юридического адреса — лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в ней свой юридический адрес тест места осуществления центрального управления и контроля — лицо признается резидентом в стране, если с территории этой страны осуществляется центральное (общее) руководство компанией и контроль за ее деятельностью тест места осуществления текущего управления компанией — лицо признается резидентом в стране, если на ее территории находятся органы, осуществляющие текущее управление деятельностью (исполнительная дирекция) тест деловой цели — лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны (см. Налоговый статус). [c.174]
РЕЗИДЕНТ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ — лицо (юридическое или физическое), имеющее постоянное местопребывание в данной стране. Физическое лицо рассматривается как резидент страны, если проживает в ней более 6 месяцев в данном налоговом году, имеет там центр своих жизненных и деловых интересов , или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством этой страны. Для юридических лиц статус резидента обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления , других аналогичных критериев. [c.146]
Аудитор по статусу — независимый эксперт, то есть он самостоятелен и осуществляет свою деятельность под собственную ответственность. Он может работать самостоятельно, имея именную личную (на физическое лицо) лицензию и зарегистрировавшись в налоговом органе как предприниматель а может осуществлять свою деятельность от независимой аудиторской фирмы (юридического лица), имеющей лицензию на фирму. При этом сам аудитор, имея личную лицензию, обязан иметь квалифицированный аттестат желательно, чтобы аудитор имел опыт работы по финансово-хозяйственной деятельности не менее 10—15 лет. За рубежом хороший аудитор предполагается в возрасте от 40 лет, но не старше 60 лет. [c.23]
Организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ. К этой группе относятся как коммерческие, так и некоммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, за исключением бюджетных учреждений и организаций. В рассматриваемом Законе в качестве плательщиков налога перечислены также филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций. Однако с момента введения в действие части первой НК РФ такие подразделения юридических лиц утратили статус самостоятельных налогоплательщиков, и теперь они могут участвовать в налоговых правоотношениях только от имени создавшего их юридического лица. Закрепляется специальный механизм расчета и уплаты налога на имущество предприятий юридическими лицами, имеющими в своей структуре филиалы и другие аналогичные подразделения. [c.428]
Все указанные операции осуществляют физические и юридические лица, имеющие статус резидента либо нерезидента в соответствии с Законом РФ О валютном регулировании и валютном контроле . Важно заметить, что статус валютного резидента отличается от статуса налогового резидента. В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Закона резиденты — это [c.715]
Суд признал неправомерным привлечение к налоговой ответственности за нарушение Закона РФ О налоге на добавленную стоимость администрации муниципального образования, учредившей образовательное муниципальное учреждение. Управлением образования администрации Хорошевского муниципального округа г. Москвы были предъявлены требования к налоговой инспекции по Хорошевскому району г. Москвы о признании недействительным ее решения в части применения санкций по НДС. При этом установленные актом документальной проверки нарушения в определении налогооблагаемой базы были допущены муниципальными учреждениями, каждое из которых является юридическим лицом, прошедшим государственную регистрацию в установленном порядке. Учитывая, что все указанные в акте проверки учреждения являлись плательщиками НДС, поскольку имели статус юридических лиц, а к ответственности за нарушения налогового законодательства привлекаются налогоплательщики, суд признал неправомерным привлечение к налоговой ответственности Управление образования, являющегося учредителем проверяемых учреждений (решение от 10 марта 1999г.). [c.275]
Ст. 37 НК РФ устанавливает правило, в соответствии с которым органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действие (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Как представляется, во введении такой нормы в Налоговый кодекс не было необходимости. Формулировка п. 1 ст. 37 НК РФ практически дословно повторяет формулировку ст. 16 ГК РФ, что вполне естественно, так как отношения, возникающие при причинении вреда (убытков) имуществу, или личности гражданина, или имуществу юридического лица, являются гражданско-правовыми и представляют собой не что иное, как обязательства вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ весьма полно урегулировал различные аспекты деликтных обязательств и нет необходимости в подобной законодательной тавтологии. Не было необходимости и в отдельном указании на ответственность органов налоговой полиции вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей, так как ст. 14 Закона РФ от 24.06.1993 г. указывает, что представителем государственной власти сотрудник органа налоговой полиции является лишь при исполнении служебных обязанностей. Следовательно, в случаях, когда сотрудник органов налоговой полиции находится не при исполнении своих служебных обязанностей (к сожалению, этот момент не определяется ни в Законе, ни в Положении и можно исходить лишь из аналогии с сотрудниками милиции или военнослужащими) и причиняет какой-либо вред гражданину либо юридическому лицу, возникает деликтное обязательство, должником по которому является уже не сотрудник органа налоговой полиции, а конкретное физическое лицо, которое несет самостоятельную ответственность. Если же сотрудник органа налоговой полиции находится при исполнении служебных обязанностей, то в силу ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. То есть все положения ст. 37 НК РФ уже содержатся в действующем законодательстве. Единственным обстоятельством, которое позволяет примириться с подобным шагом законодателя, является то, что при применении положений ГК РФ в ряде случаев могла бы возникнуть проблема применительно к местным органам налоговой полиции (см. комментарий к ст. 36 НК РФ). Как указал Высший арбитражный суд РФ в информационном письме от 7 июня 1995 г. № С1-7/ОП-314, местный орган налоговой полиции может быть не наделен статусом юридического лица. Правоспособность местных органов налоговой полиции в отношениях, складывающихся [c.86]
РЕЗИДЕНТ (лат. residens — сидящий, остающийся на месте) — 1) в налоговом праве лицо (юридическое или физическое), постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Физическое лицо рассматривается как Р. страны, если проживает в ней более 6 мес. в данном налоговом году, имеет там центр своих жизненных и деловых интересов , или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством этой страны. Для юридических лиц статус Р. обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления , других аналогичных критериев 2) дипломатическое или иное официальное представительство Российской Федерации за ее пределами 3) предприятие или организация, не являющееся юридическим лицом, созданное в соответствии с действующим законодательством, с местонахождением на территории Российской Федерации. [c.624]
Тысячи договоров такого типа заключены за долгие годы. Главное в них — закрепление правовых принципов и определенного торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это — режим наибольшего благоприятствования, национальный, преференциальный режим, принципы недискриминации, взаимной выгоды. Материально-правовое содержание этих режимов и принципов охватывает обычно широкий круг разнообразных видов торгово-экономических отношений (торговля, производственное и научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовые и налоговые вопросы, статус свободных экономических зон и т.п.), а иногда выходит за рамки чисто экономических отношений (консульские, юрисдик-ционные, социальные и т.п. вопросы). Но главный предмет — торговля в ее широком понимании, включая и так называемые невидимые статьи (транспорт, туризм, страхование и т.п.). [c.91]
3.2. Субъект налогообложения и носитель налога
Следует дифференцировать понятия «субъект налога» и «носитель налога». Второе носит не столько юридический характер (закон не определяет, кто является носителем налога), сколько экономический. В отношении многих налогов не всегда возможно определить, кто же (какое юридическое или физическое лицо) является носителем налога или налогового бремени того или иного налога.
Разграничение субъекта и носителя налога возникает вследствие переложения налога. Лицо, на которое законом возлагается обязанность уплатить налог за счет собственных средств (субъект налога), имеет возможность включить уплаченную им сумму в цену продаваемого им товара (или оказываемой услуги) и переложить этот налог на другое лицо. Последнее, если не сможет в свою очередь переложить этот налог, будет его носителем. Фактически носитель налога — это лицо или группа лиц, которые в результате переложения налога несут всю тяжесть налогового бремени. Например, субъектами обложения акцизами являются предприятия, производящие и реализующие подакцизную продукцию. Эти предприятия в соответствии с действующим законодательством рассчитывают и уплачивают в бюджет причитающиеся суммы акцизов. Акциз включается в цену товара, и покупатель подакцизной продукции оплачивает его при покупке товара. Если покупатель является потребителем данного товара, а не реализует его следующему покупателю, то он не может возместить себе расходы, возникшие из-за включения акциза в цену товара. Такой конечный потребитель и будет носителем налога (в данном случае акциза).
Для налогоплательщика важным является указание на необходимость уплаты налога из собственных средств. Это означает, что уплата налога должна приводить к сокращению доходов налогоплательщика. Данное положение фактически означает запрет налоговых оговорок, под которыми обычно понимается перекладывание обязанности уплатить налог на иное лицо.
Например, если предприятие, выплачивая доход физическому лицу, возьмет на себя уплату подоходного налога вместо физического лица, то на это предприятие будут наложены штрафные санкции. При этом доход физического лица, подлежащий налогообложению, должен быть увеличен на сумму налога, уплаченного за него предприятием.
Предусмотренная законодательством обязанность уплатить налог за счет собственных средств еще не означает необходимости для налогоплательщика делать это самостоятельно. Законодательство (гл. 4 Налогового кодекса РФ) предусматривает возможность уплаты налога за налогоплательщика его представителем. Представители могут быть законными (по закону) и уполномоченными (по назначению).
Законными представителями налогоплательщика — физического лица могут быть, например, родители несовершеннолетнего налогоплательщика или его опекуны. Этот вопрос решается в соответствии с положениями ГК РФ. Законными представителями налогоплательщика — юридического лица считаются лица, уполномоченные представлять это предприятие или организацию на основании закона или учредительных документов такой организации. Например, в соответствии с действующим российским законодательством в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории России иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговом органе, НДС уплачивается за них российскими организациями (предприятиями) из средств, перечисляемых иностранным организациям.
К числу уполномоченных представителей налогоплательщика могут быть отнесены физические или юридические лица, наделенные налогоплательщиком соответствующими правами в виде доверенности.
Например, возможна ситуация, когда налогоплательщик поручает третьему лицу уплатить налог в бюджет в счет долга, причитающегося ему от этого лица. Это приводит к сокращению долгового обязательства третьего лица перед налогоплательщиком на указанную сумму налога.
Следует различать налоговых представителей и фискальных (налоговых) агентов, а также налоговых агентов и налогоплательщиков. Весьма распространено ошибочное отождествление налоговых агентов с налогоплательщиками.
Налоговый кодекс РФ (часть первая) определяет налоговых агентов как лиц, на которых Кодексом возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (или внебюджетные фонды) налогов. Налоговым агентом является, в частности, любое предприятие, которое выплачивает заработную плату своим сотрудникам. Оно в этом случае является налоговым агентом по удержанию налога на доходы физических лиц, а не налогоплательщиком подоходного налога, хотя именно оно перечисляет подоходный налог в бюджет. Налогоплательщиком подоходного налога являются физические лица, работающие на предприятии и проживающие в России.
В рамках налогового права принято выделять два типа налогоплательщиков в зависимости от характера связи налогоплательщика и государства, которое эти налоги вводит. Это резиденты данного государства и нерезиденты. К резидентам относят налогоплательщиков, имеющих в соответствии с законодательством постоянное местопребывание в стране. Соответственно, нерезидентами считаются налогоплательщики, не имеющие в стране постоянного местопребывания.
В отношении резидентов действует так называемая полная налоговая обязанность. Это означает, что подлежат налогообложению доходы резидентов, как полученные на территории данного государства, так и происходящие с территории других государств. Для нерезидентов предполагается ограниченная налоговая обязанность — налогообложение только тех их доходов, которые происходят с территории данного государства. Есть и другие, менее значимые отличия в отношении налогообложения резидентов и нерезидентов (порядок и периодичность декларирования доходов, например).
Способы, применяемые для определения круга лиц, которые являются резидентами, весьма существенно различаются в отношении налогоплательщиков — физических лиц и налогоплательщиков — юридических лиц. Для определения статуса резидента используются так называемые тесты. Рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся в мировой практике тестов, используемых для определения круга резидентов.
Определение налогового статуса физических лиц. Наиболее распространенным тестом для определения налогового статуса физических лиц, т. е. для определения статуса резидента — физического лица, является тест физического присутствия, имеющий разные трактовки.
Например, в Российской федерации налоговым резидентом признается
физическое лицо, которое имеет постоянное место жительства в России.
Постоянное место жительства предполагает, что физическое лицо проживало
на территории РФ в течение не менее 183 дней в календарном году. Это
положение относится к гражданам как Российской Федерации, так и других
государств и лицам без гражданства.
Аналогичная схема определения факта резидентства существует и в
Канаде (пребывание на территории страны более 183 дней в календарном
году), которая дополняется определением факта резидентства той или иной
провинции (по факту фактического проживания на 31 декабря отчетного года).
Законодательство США предполагает использование более сложного теста
резидентства (основной тест — «значительный срок пребывания») из двух
позиций. Во-первых, налоговый резидент США должен находиться на
территории страны не менее 31 дня в календарном году. Во-вторых,
учитывается фактическое время его пребывания в стране в течение трех лет
(включая отчетный). При расчете периода пребывания физического лица в
стране для целей определения резидентства используются разные
коэффициенты, применяемые к количеству дней фактического пребывания в
стране в течение этих трех лет. Для отчетного года этот коэффициент 1, для
предыдущего года — 1/3 и для третьего года — 1/6. Если сложение
рассчитанного числа дней превышает 183, то человек признается резидентом
для обложения подоходным налогом. Из этого правила сделаны
определенные исключения, касающиеся лиц, пребывающих в США для
лечения и обучения и некоторых других целей. При этом если иностранец
соответствует критерию значительного срока пребывания, то он не считается
резидентом, если он пребывал в США менее 183 дней в течение текущего
года и уплачивал налог в другой стране, с которой у него более тесная связь,
Как видно из приведенных примеров, вполне возможна ситуация, при которой, исходя только из теста физического присутствия, человек может оказаться налоговым резидентом одновременно двух и более стран. В этом случае используются и некоторые другие тесты, позволяющие определить факт резидентства для целей налогообложения. К их числу относятся:
• определение места расположения привычного (постоянного) жилища;
• определение центра жизненных интересов;
• определение места обычного проживания;
Последовательность применения приведенных тестов (их более четкое определение) отражена как в национальных законодательствах, так и в международных соглашениях.
Так, для законодательства США весьма значимым является и факт
гражданства. Граждане США фактически обязаны платить в этой стране налог
с доходов, полученных во всем мире, даже если в соответствии с тестом они
являются налоговыми резидентами других стран. Еще в 1924 г. Верховный
суд решил, что взимание США налога с получаемых налогоплательщиком (в
том конкретном случае с гражданина США—налогового резидента Мексики) 7
доходов во всем мире не было нарушением ни Конституции, ни
международного права. Суд обосновал такой подход тем, что преимущества
гражданства США распространяются и за пределы его территории (США
стремятся защищать интересы своих граждан в любой стране мира), тем
самым граждане этой страны имеют своего рода страховой полис или договор
с правительством. А платой за такой договор и выступают налоги с их
Определение налогового статуса юридических лиц также базируется на широком круге традиционно используемых тестов. Назовем основные из них, которые наиболее часто встречаются в практике.
Тест инкорпорации. Юридическое лицо (предприятие, фирма, организация) считается налоговым резидентом страны, если оно в ней основано (зарегистрировано, инкорпорировано).
По законодательству РФ налогоплательщиками признаются юридические лица (предприятия, учреждения, организации), зарегистрированные в Российской Федерации как таковые. Именно они выступают плательщиками налога на прибыль как с доходов, полученных на территории страны, так и с доходов от деятельности на территории других стран.
Аналогичный критерий действует в отношении юридических лиц (в первую очередь корпораций) в США. Здесь критерий резидентства для корпораций существенно проще, чем для физических лиц: под полную налоговую обязанность подпадают корпорации, зарегистрированные в США (Кодекс внутренних доходов, ст. 7701а п. 3 и 4).
Несколько более сложным является тест на резидентство для корпораций в Канаде. Здесь в соответствии с Законом о подоходном налоге резидентом Канады признается такая корпорация, которая удовлетворяет хотя бы одному из следующих условий:
• корпорация была инкорпорирована (на уровне федерации или в какой-либо из провинций) в Канаде после 26.04.65;
• инкорпорированные до этой даты корпорации считаются резидентами, если в любой момент в рамках налогового года или в любой момент в предшествующем налоговому году такая корпорация была резидентом Канады или осуществляла бизнес в стране.
При таком подходе к определению корпораций-резидентов достаточно часто возникают ситуации, когда та или иная корпорация рассматривается налоговым законодательством в качестве резидента двух и более стран. В этом случае вступают в действие двусторонние соглашения с другими государствами об избежании двойного налогообложения, где указаны и иные тесты для определения факта налогового резидентства.
Тест юридического адреса означает, что резидентом признается лицо (фирма, предприятие), которое регистрирует в стране свой юридический адрес. Так, во Франции, в частности, признается резидентом в налоговых целях корпорация, если она либо зарегистрирована во Франции, либо регистрирует здесь свой юридический адрес.
В соответствии с тестом места осуществления центрального правления и контроля лицо (корпорация) признается резидентом по налоговому законодательству страны, если с ее территории осуществляется центральное (общее) руководство деятельностью компании и контроль за ее деятельностью. Пример — Великобритания, где резидентами наряду с фирмами, которые здесь инкорпорированы, признаются также компании, учрежденные за рубежом, если их органы центрального управления и контроля находятся в стране. Одним из более частных критериев определения местонахождения органов центрального управления является частое проведение заседаний Совета директоров компании в Великобритании.
Тест места осуществления текущего управления компанией предполагает, что для признания факта резидентства для целей налогообложения необходимо, чтобы органы текущего управления компании (например, исполнительная дирекция) находились на ее территории. Примером такой страны может считаться Португалия, где резидентом считается корпорация (компания), если ее головной офис или исполнительная дирекция расположены на территории Португалии.
Исходя из теста деловой цели лицо (компания) признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны. К использованию этого теста прибегают, в частности, в Италии. Если компания имеет формальную или функционирующую штаб-квартиру или ее основные деловые цели реализуются на территории этой страны, она рассматривается как налоговый резидент Италии.
Как видно из приведенных примеров, тест инкорпорации, как правило, является основным в определении налогового статуса юридических лиц. Остальные из перечисленных тестов носят преимущественно вторичный характер и дополняют первый.
Налоговый статус юридических лиц (компаний) зависит и от некоторых относительно частных критериев. Как правило, режимы налогообложения дифференцируются по следующим основным критериям:
• организационно-правовая форма предприятия (компании). Различаются налоговые режимы для акционерных обществ, частных компаний и полных товариществ;
• отраслевая принадлежность. Зачастую имеют место различные налоговые режимы для компаний, являющихся финансовыми институтами и банками и для иных (нефинансовых) компаний;
• масштабы предприятия. Иногда для предприятий малого бизнеса могут предусматриваться самостоятельные налоговые режимы.
Какие налоги платит ООО с НДС: какими обязательными платежами облагается общество с ограниченной ответственностью в год
Как только завершается процесс официальной регистрации деятельности компании, владельцу (или нескольким) предстоит определиться с системой налогообложения. В зависимости от нее будет задаваться величина обязательных регулярных платежей, график внесения денег и особенности ведения бухгалтерского учета. Поэтому необходимо разобраться, сколько и какие налоги платит ООО с НДС и без. Так как, от верности выбора зависит финансовая нагрузка на предприятие в целом.
Основы налоговой схемы
Законодательством российской Федерации установлены определенные условия, согласно которым любая коммерческая компания должна производить взносы в указанный период. Параллельно она обязана вести соответствующую отчетность. Число подготавливаемых отчетов и объем вносимых денег разнятся в зависимости от плана налогообложения, задействованного в работе организации.
Начинающие бизнесмены далеко не всегда осознают значимость правильно принятого решения в отношении уплаты начислений. Однако детально изучить особенности различных налоговых режимов необходимо каждому предпринимателю и участнику коммерческих объединений. Только так можно организовать действительно эффективную деятельность, способную приносить хороший доход. Соответственно, выяснить, что собой представляет налогообложение у ООО с НДС: какими налогами облагается, что оплачивает, предстоит в первую очередь.
В последнее время особенно распространена такая форма предприятий, как общество с ограниченной ответственностью. Объясняется это легкостью формирования учреждений и возможностью самостоятельно выбирать схему, согласно которой будут производиться начисления.
Независимо от выбранной системы, организация должна осуществлять полный бухучет и передавать своевременно подготовленную декларацию в уполномоченный орган. К определению типа налогообложения предстоит подойти максимально ответственно. Каждый из них отличается собственным размером ставок, от чего в итоге варьируется объем вносимых денежных средств в государственную казну или внебюджетный фонд.
Что платит ООО: виды налогов для общества с ограниченной ответственностью
В действительности целесообразно будет говорить не о разновидностях налогообложения, а о типах налоговых режимов, подходящих для работы данных компаний. Такое наименование можно встретить в НК РФ, именно его следует рассматривать как основное. Опираясь на законодательные акты, несложно узнать, что коммерческая организация может функционировать в рамках одной из следующих схем:
- базовая или общая система ОСНО;
- упрощенка УСН (с учетом доходов или прибыль минус расходы);
- сельскохозяйственный ЕСХН.
До января 2021 года существовал еще и ЕНВД. Но ко всеобщему разочарованию предпринимателей был отменен, согласно вступившему в силу закону.
От чего зависит налоговый статус юридического лица
НК РФ Статья 207. Налогоплательщики
При внесении изменений в ст. 207 законодателем, видимо, допущена неточность: не исключена запятая после слов «от источников». Текст ст. 207 приведен в точном соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2000 N 166-ФЗ.
1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла п. 2 ст. 207 см. Постановление КС РФ от 25.06.2015 N 16-П.
2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
(п. 2 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.09.2013 N 268-ФЗ, от 03.04.2017 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
2.2. Физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации от 90 до 182 календарных дней включительно в течение периода с 1 января по 31 декабря 2020 года, признается налоговым резидентом Российской Федерации в налоговом периоде 2020 года в случае представления таким физическим лицом в налоговый орган по месту своего жительства (в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации, в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) заявления, составленного в произвольной форме. Указанное заявление должно обязательно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и идентификационный номер налогоплательщика — физического лица и должно быть представлено в налоговый орган в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса для представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2020 года.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ)
3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.
(п. 3 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
П. 4 ст. 207 (в ред. ФЗ от 25.12.2018 N 490-ФЗ) применяется к правоотношениям по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц за налоговые периоды начиная с 2018 года.
4. В случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе — меры ограничительного характера), такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации, если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не признается налоговым резидентом Российской Федерации на основании его заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство этого физического лица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства), или составленного в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанное в настоящем пункте заявление представляется в срок, предусмотренный настоящим Кодексом для представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее 30 календарных дней со дня получения указанных в настоящем пункте заявления и документов уведомляет физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, о наличии возможности не признавать такое лицо налоговым резидентом Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде на основании настоящего пункта либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для такого решения.