Экспертиза по 44-ФЗ
Экспертиза — обязательная процедура, которую должен выполнять каждый заказчик. В этой статье мы разберёмся, что она из себя представляет, кто её может проводить, можно ли отказаться от неё и какую ответственность заказчики несут за нарушения.
Экспертиза по 44-ФЗ — это процедура, которая подтверждает представленные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результаты на соответствие условиям контракта. Заказчик обязан проводить экспертизу (ч.3 ст. 94 44-ФЗ). Мероприятие бывает внутренним и внешним, то есть заказчик может выполнить его своими силами или привлечь специалистов.
Важно: приёмка результатов — это не то же, что и экспертиза, но заказчик также обязан её выполнять. Если экспертиза показывает отрицательные итоги, то заказчик не имеет права принимать результаты исполнения контракта.
Экспертизу нужно проводить по итогам исполнения контракта в целом. Если же договор содержит этапы, то процедуру выполняют по каждому этапу отдельно.
В ходе проведения экспертизы специалисты проверяют, соответствуют ли результаты выполнения контракта его условиям. Эксперты или ответственные лица обращают особое внимание на качество исполнения и объём.
Примеры, на что может осуществляться проверка:
- отсутствие брака;
- целостность товара и его упаковки;
- свойства товара и его соответствие санитарно-гигиеническим нормативам;
- наличие необходимых сертификатов.
Кто проводит экспертизу по 44-ФЗ
Как уже было сказано выше, экспертизу заказчик выполняет своими силами (внутренняя) или привлекает экспертов (внешняя). Экспертом может быть физическое и юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель.
Если это внешняя экспертиза, то заказчик заключает договор с соответствующим экспертом или экспертной организацией. Для начала нужно понять, кто не может быть допущен к процедуре. В соответствии с ч.1 ст.41 44-ФЗ экспертами не могут стать физические лица, которые:
- были должностными лицами или работниками поставщика или заказчика в течение двух лет, предшествующих экспертизе;
- имеют имущественные интересы в заключении контракта, относительно которого должна быть проведена экспертиза;
- являются близкими родственниками заказчика или имеют с ним другую близкую связь (например, были усыновлены).
Экспертами не смогут стать и юридические лица, в организациях которых заказчик имеет право распоряжаться более 20% голосов, акций, долей и т.п.
Как провести экспертизу по 44-ФЗ
Внешняя экспертиза
Внешнюю экспертизу заказчик выполняет с помощью экспертов. Чтобы привлечь специалиста, заказчик заключает с ним договор в соответствии с 44-ФЗ. Как уже было сказано раньше, привлекаемые эксперты должны быть независимы как от заказчика, так и от поставщика.
Заказчик подписывает соответствующий документ с экспертом, где оговорены обязанности сторон, сроки выполнения, порядок оплаты, предмет экспертизы и т.д. Эксперт или экспертная организация же проводит процедуру: изучает контракт, сравнивает его положения с полученным результатом.
Результаты мероприятия приводят в виде заключения, соответствующего правилам 44-ФЗ:
- документ подписывает эксперт или представитель экспертной организации;
- документ должен быть объективным и обоснованным;
- документ не должен нарушать законодательство РФ.
Эксперты могут включить в заключение предложения по устранению выявленных нарушений и срок выполнения этой задачи. Важно отметить, что это относится только к тем нарушениям, которые не препятствуют приёму.
Заказчик обязан учитывать заключение экспертов, когда принимает решение о приёмке товаров, работ или услуг, либо мотивированному отказу от него.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
Кроме оформления заключения, эксперт (экспертная организация) обязан направить контрагенту письменное уведомление о своём участии в проверке товара (работы, услуги). Такое требование прямо закреплено в ч.3 статьи 41 Закона № 44-ФЗ.
Внутренняя экспертиза
Заказчик не обязан проводить мероприятие, привлекая для этого экспертов или соответствующие организации. Он может выполнить экспертизу своими силами, и такая процедура будет называться внутренней.
Заказчик своим приказом для проведения внутренней экспертизы может:
- назначать отдельное лицо из числа своих сотрудников;
- создать специальную экспертную комиссию (письмо Минэкономразвития РФ от 10.05.2016 № Д28и-1312 и от 14.03.2016 №Д28и-707);
- возложить обязанности по экспертизе на комиссию по приёмке ТРУ.
Если заказчиком проводится экспертиза своими силами — по результатам такой экспертизы оформляется документ о приёмке (акт сдачи-приёмки), который подписывается заказчиком (в случае создания приёмочной комиссии подписывается всеми её и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (ч.7 ст.94). В соответствии с разъяснениями Минфина России (письмо от 31 августа 2017 г. № 24-03-07/56034) отдельный документ о проведённой экспертизе в этом случае можно не составлять.
Если же локальными актами заказчика предусмотрено при проведении внутренней экспертизы оформление отдельного документа, то это может быть протокол комиссии или заключение.
Как и в случае с внешней экспертизой, документ должен содержать выводы, и если были обнаружены нарушения, рекомендации по их устранению.
Ниже приведён образец заключения экспертизы по 44-ФЗ своими силами.
Как видно из образца, заключение содержит четыре раздела, основными из которых являются «Контракт (основание)» и «Проведённая экспертиза». В первом описаны предмет контракта и обязательства, во втором — результаты исполнения контракта.
Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 22 сентября
Полезные материалы для скачивания
Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19
Изменения в законодательстве по госзакупкам
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Новые условия заключения прямого договора
Аукцион в электронной форме
Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия
Планирование закупок по 44-ФЗ
Кадровое обеспечение по 44-ФЗ
Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Когда не требуется проведения экспертизы по 44-ФЗ
- Кто может проводить внутреннюю экспертизу по 44-ФЗ
- Что проверять во время внутренней экспертизы по 44-ФЗ
- Как проводится внутренняя экспертиза по 44-ФЗ
Когда обязательства поставщика по контракту исполнены, заказчиком должна быть проведена внешняя или внутренняя экспертиза по 44-ФЗ. Не так много ситуаций, когда покупатель обязан использовать внешнюю экспертизу, в большинстве случае можно обойтись своими силами.
Для этого из числа сотрудников формируется комиссия, которая проводит приемку поставленного товара или выполненных услуг. Выбранные на роль экспертов работники несут ответственность за проведение экспертизы, поэтому обязательно знать все ее этапы и тонкости.
Когда не требуется проведения экспертизы по 44-ФЗ
Актуальное законодательство, регулирующее сферу государственных закупок, требует проведения экспертной оценки выполненных по контракту работ. Данная проверка осуществляется заказчиком, при этом рассматриваются все контракты, цель которых состоит в обеспечении нужд государственного, муниципального уровня при любой форме закупки. Однако нужно понимать, что последняя определяет, будут ли привлекаться к контрольным мероприятиям внешние эксперты, либо заказчик ограничится внутренней экспертизой по 44-ФЗ.
Закон 44-ФЗ позволяет отказаться от услуг приглашенных специалистов при закупках, осуществляемых на основании ряда пунктов. К ним относятся:
- пункты 1–9, распространяющиеся на случаи, когда вышестоящие государственные органы устанавливают исполнителя контракта либо последний входит в число естественных монополии;
- пункты 14, 15, фиксирующие правила приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, посещение культурных мероприятий, если те считаются объектами авторского права;
- пункты 17–30, устанавливающие определение поставщика по итогам несостоявшихся процедур, по договорам на управление МКД, оказанию услуг по охране объектов. Сюда же относится удовлетворение потребностей госорганов, предоставляющих услуги, направленные на управление государством;
- пункты 32, 33, 36, 40–42, 44–48, используемые в процессе подписания соглашений на выдачу банковских гарантий, закупку лекарств, пр.
Указанное выше правило не распространяется на несостоявшиеся электронные торги, осуществляемые в любой форме. Необходимость во внутренней либо внешней экспертизе по 44-ФЗ определяется в соответствии с размером НМЦК, зафиксированной до начала закупки, и с ценой, по которой в результате было подписано соглашение с выбранным поставщиком.
Можно вовсе избежать использования экспертной оценки, если:
- Цель закупки состоит в определении исполнителя по контракту на предоставление услуг экспертов. В такой ситуации не учитывается формат торгов, также неважно, физическое либо юридическое лицо играет роль потенциального исполнителя.
- Это тендер, проводимый в любой форме, организованный для подготовки документации по объектам капитального строительства, либо разыгрывается право на проведение инженерных разработок, изысканий, при условии, что данные услуги оказывались до этого и на данный момент необходимо повторное исследование.
В любой другой ситуации придется провести экспертизу, если закупка организована в рамках интересующего нас ФЗ. В некоторых случаях договор с исполнителем подписывается на базе правового основания по другому контракту. Тогда, по действующему законодательству, организатор торгов государственного либо муниципального уровня имеет право отказаться от оценки экспертами итогов работ.
Экспертная оценка также не нужна, если у продавца в конкретном случае отсутствуют конкуренты. Выбор среди разных исполнителей может быть ограничен, допустим, в связи с существованием исключительных прав в данной сфере.
Кто может проводить внутреннюю экспертизу по 44-ФЗ
Внутренняя экспертиза продукции, принимаемой от поставщика в рамках договора, может проводиться любым лицом. В 99 случаях из 100 в роли эксперта выступает сотрудник, входящий в штат заказчика, либо несколько таких специалистов. Также собственная проверка может быть включена в обязанности приемочной комиссии, комиссии по проведению закупок либо работников контрактной службы – тогда проверка ТРУ проходит коллегиально.
Подчеркнем, что закон 44-ФЗ не требует, чтобы экспертиза проводилась только одним сотрудником, поэтому покупатель сам может выбирать наиболее подходящий ему формат.
Закон 44-ФЗ не устанавливает требований по отношению к работникам, осуществляющим экспертизу от лица заказчика. Однако подобные условия предусмотрены для членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, специалистов соответствующей службы. Поэтому такие сотрудники заказчика не всегда могут похвастаться образованием в сфере закупок, даже могут не иметь отношения к соответствующей предметной области. Тем не менее, именно на них ложится ответственность при приемке товара заказчиком по итогам экспертизы. Особенно серьезная ситуация складывается, когда продукция не отвечает характеристикам, указанным в соглашении.
Нужно понимать, что во время внешней и внутренней экспертизы по 44-ФЗ ответственность специалистов фиксируют разные акты. Для работников, привлеченных извне, законодательство устанавливает административную (ст. 7.32.6 КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 200.6 УК РФ).
Приведенные выше акты не действуют на штатных специалистов заказчика, выбранных для осуществления проверки. Дело в том, что в понятийном аппарате закона 44-ФЗ они не считаются экспертами, экспертными организациями. Это должностные лица, которые проверяют продукцию от имени заказчика. Их промахи караются согласно нормам законодательства, при этом мера зависит от того, насколько серьезны последствия ошибки.
Что проверять во время внутренней экспертизы по 44-ФЗ
Основным пунктом, который рассматривают во время контрольных мероприятий, является надлежащее качество, объем поставленных ТРУ.
Допускаются два типа проверки качества:
- Сплошная, предполагающая проверку всего товара.
- Выборочная, при которой оценивается некоторая доля продукции, а результаты распространяются на весь полученный от поставщика объем товара. Использование данного подхода должно быть обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки, контрактом.
Помимо оценки качества, эксперт проверяет комплектность, маркировки, соответствие тары, упаковки нормам, прописанным в технических регламентах, ГОСТах, ТУ.
Порядок проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ требует, чтобы специалист убедился в подлинности всей документации, переданной исполнителем. Сюда относят счета, накладные, акты приемки, спецификации, пр. Также необходимо проверить, все ли полученные бумаги имеют отношение к поставленной продукции. Если у эксперта возникли трудности, сомнения по данному вопросу, в своем заключении он делает соответствующую пометку с указанием причин.
Проверяющий также должен доложить руководству, если получен не весь пакет документов. Далее руководитель принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы.
Не секрет, что есть товары и услуги, полностью оценить которые удается исключительно во время их потребления или окончательного исполнения. Речь идет о топливе, пищевых продуктах, реактивах, услугах по ремонту, пр. Тогда ТРУ оценивается на основании мнения и претензий самих потребителей.
Если заказчик удовлетворен результатами экспертизы и уверен, что продукция отвечает положениям договора, он подписывает товарную накладную/акт выполненных работ. По закону нет необходимости в других документах, подтверждающих соответствие товара изначально заявленным характеристикам.
Проверка может показать недостатки, несоответствия требованиям, тогда готовится протокол разногласий, акт расхождений либо другой аналогичный документ. Отметим, что при его составлении используется произвольная форма.
Как проводится внутренняя экспертиза по 44-ФЗ
Делая выбор в пользу проведения экспертизы ТРУ штатными специалистами, заказчик может сэкономить значительную сумму, так как ему не требуется приглашения эксперта. Не менее важно, что такая приемка требует меньше времени, но позволяет убедиться, что работы выполнены в соответствии с условиями соглашения.
В своих письмах Минэкономразвития РФ разъяснило порядок проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ. Согласно информации из письма МЭР № Д28и-477 от 11.04.2014 г., заказчику необязательно содержать в своем штате отдельных специалистов, ответственных за экспертизу по определенным направлениям.
Внутренняя экспертиза делится на следующие этапы:
- Издание приказа, фиксирующего факт создания комиссии для проведения оценочных мероприятий. В нее должны входить не менее пяти сотрудников заказчика, имеющих необходимый опыт. Прописываются ключевые условия соглашения, то есть реквизиты, сроки проведения работ, этапность.
- Оценка итогов работ по договору. На нее выделяется временной отрезок, указанный в самом договоре.
- Подготовка документа о приемке по результатам экспертизы, то есть акта приема-передачи после внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заключения с выводами, сделанными специалистами. В документе обозначаются все работы, сроки исполнения обязательств по договору, претензии сторон, если они есть.
- Отказ в приемке товара до устранения нарушений, допущенных исполнителем, если таковые обнаружены в процессе проверки.
- Подготовка отчета о ненадлежащем/надлежащем исполнении условий контракта.
- Публикация отчета в единой информационной системе. Помимо него на портале размещается документ, где закрепляются итоги работы экспертной группы.
После внутренней экспертизы вся информация оформляется отдельным документом, допустим, в виде заключения, либо сведения об итогах проверки могут быть внесены в документ о приемке – в товарную накладную/акт сдачи-приемки.
В документе о приемке обязательно фиксируется способ, использованный для проведения экспертизы, то есть была ли она проведена силами компании либо приглашались сторонние эксперты, экспертные организации. Еще одно обязательное условие – это наличие подписей всех членов приемочной комиссии, изначально утвержденной руководителем. Если имела место внутренняя экспертиза по 44-ФЗ, подпись на документе ставит руководитель или уполномоченный представитель, как указано в ч. 7 ст. 94 закона о госзакупках.
Основываясь на результатах проверки, заказчик решает, подходит ли поставленный товар под изначально установленные условия. При отсутствии возражений со стороны заказчика на акте приемки товара, работ и услуг ставится подпись.
Чтобы отвечать нормам закона 44-ФЗ, обозначенный выше акт должен включать в себя:
- список ТРУ с указанием цены;
- заключение приемочной комиссии, в основу которого легла проведенная экспертная оценка;
- сведения о выявленных во время проверки недочетах, при условии, что они были найдены;
- подпись уполномоченного представителя экспертной группы;
- документы и заключение по результатам работы комиссии.
Поставщик не всегда готов подписать акт о приемке поставленного товара, выполненных работ. Заказчик должен знать, что в подобном случае закон допускает проведение приемки в одностороннем порядке.
Остановимся на данной ситуации подробнее. Если работа экспертной комиссии привела к составлению отрицательного приемочного документа, поставщик в рамках государственного или муниципального контракта часто отказывается заверять его своей подписью. Обычно это связано с тем, что он не согласен с заключением экспертов. Тогда для того, чтобы документ имел юридическую силу, достаточно всего одной подписи покупателя, то есть работы принимаются в одностороннем порядке. Однако исполнителю важно понимать, что такая его реакция может спровоцировать нежелательные последствия, например, он будет внесен в РНП.
В некоторых случаях при поставке товара в рамках госконтракта никак не удается избежать проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ. Но чаще всего заказчик может сам принять решение относительно использования экспертных услуг организаций, привлеченных извне.
Если организатор торгов хочет упростить, ускорить проверку ТРУ, она может быть проведена при помощи внутренней экспертизы. Лишь на ряд ситуаций распространяются специальные Постановления Правительства РФ и Министерства экономического развития – именно от них приходится отталкиваться, рассматривая возможные варианты осуществления экспертной оценки.
Вне зависимости от выбора внешней или внутренней проверки, заказчик обязан опираться на актуальное законодательство в области контрактной системы. Только в таком случае проверка имеет юридическую силу и может лечь в основу акта о приемке итогов работы по контракту.
Экспертиза результатов исполнения государственных и муниципальных контрактов
В Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) подробно описано, каким образом Заказчик в ходе исполнения государственного или муниципального контракта должен осуществлять приёмку товаров и документально её оформлять (части 6-8 статьи 94 Закона №44-ФЗ).
Одним из элементов приёмки товара является проведение заказчиком экспертизы соответствия условиям контракта в отношении предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов (часть 3 статьи 94 Закона №44-ФЗ). Указанную экспертизу заказчик может провести самостоятельно либо с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключённых в соответствии с Законом №44-ФЗ.
Приглашаем пройти дистанционный online курс повышения квалификации:
Закупки по правилам Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ, действующим в 2022 г.
Стоимость: 16800 руб. Подробнее
В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона №44-ФЗ эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Федеральным законом №44-ФЗ.
Данное определение распространяется на экспертов и экспертные организации, которые привлекаются заказчиком на основе договора (т.н. «внешних» экспертов).
Необходимо сразу уточнить, что Федеральный закон №44-ФЗ выделяет две категории экспертиз:
Выбор категории экспертизы остается за заказчиком.
Для проверки соответствия результатов предоставленных исполнителем услуг условиям контракта в соответствии с частью 3 статьи 94 проводится обязательная экспертиза во всех без исключения случаев, вне значимости от того, кем она производится: собственными силами Заказчика или с помощью привлеченных лиц. Причем, часть 7 статьи 94 устанавливает требование, если контракт устанавливает поэтапную приемку результатов услуг, то их проверка осуществляется в сроки и в порядке, которые указаны в контракте.
Кроме того, обязательная экспертиза также подразделяется на:
— экспертизу, осуществляемую собственными силами Заказчика («внутреннюю» экспертизу);
— экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций на основе договора («внешнюю» экспертизу).
Случаи, когда обязательная экспертиза может проводиться не иначе, как с привлечением экспертов, экспертных организаций на основе договора («внешняя» экспертиза) следуют из перечисления пунктов части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ.
Из 22 случаев, первоначально установленных 44-ФЗ, осталось 8, данное сокращение было осуществлено нормами 140-ФЗ в июне 2014 г.
Перечислим случаи обязательного привлечения независимых экспертов, это закупки по заключенным контрактам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по статье 93 часть 1 пунктам 10, 11, 12, 13, 16, 31, 34, 35. К ним относятся следующие случаи:
— поставка культурных, музейных ценностей для государственных учреждений (музеев, архивов…),
— поставка товара, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемых предприятиями УИС,
— закупки с целью трудоустройства осужденных,
— закупка произведений литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, закупка печатных и электронных изданий определенных авторов (обладающих исключительными правами),
— контракты на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком, который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия,
— приобретение для обеспечения федеральных, субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения,
— лечение гражданина РФ за пределами территории РФ в случае, если запрос предложений, проведенный в соответствии с пунктом 3 частью 2 статьи 83, признан не состоявшимся,
— закупки федеральными или региональными инновационными площадками за счет средств выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования.
Федеральный закон 44-ФЗ устанавливает случаи, когда привлечение эксперта, экспертной организации допускается (возможно, но не является обязательным):
1) заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям (часть 1 статья 58 Федерального закона №44-ФЗ)
2) заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ.
Согласно нормам закона заказчик обязательно должен привлечь стороннего эксперта или экспертную организацию, если речь идет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Закон содержит исключения из этого правила:
— пункты 1-9, 14,15,17-23,24 (только для федеральных нужд), 25,26,28-30,32,33,36, относящиеся к части 1 статьи 93 (единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) (пункт 1 часть 4 статья 94);
— получение услуг экспертов и экспертных организаций (пункт 2 часть 4 статья 94);
— результатом контракта является проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу (пункт 3 часть 4 статья 94).
Несомненно, законодатель, прописывая данные нормы, исходил из благих намерений и принципа объективности проведения экспертизы.
Правительство нашей страны может установить и иные случаи, когда привлечение экспертов обязательно, но пока такой перечень не установлен.
Критерии, которые позволяют провезти экспертизу, изложены в статье 41. Закон идет от обратного, т.е. прописаны моменты, запрещающие эксперту исполнять свои функциональные обязанности.
К проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены (часть 2 статья 41):
1) физические лица:
а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
Должен ли эксперт показать корочки об образовании: такого в законе нет. Возможно, что должен представить необходимые документы: сертификат, документ об образовании и др.
Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (пункт 15 статья 3).
Закон 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе он должен руководствоваться общим порядком, установленным указанным Законом.
Итак, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций Заказчику необходимо:
1) определить предмет экспертизы;
2) выбрать способ определения исполнителя — эксперта, экспертной организации. При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Законом N 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т.д.);
3) провести процедуру определения исполнителя — эксперта, экспертной организации. Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в СРО), отбор экспертов, экспертных организаций осуществляется из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (часть 8 статьи 41 Закона N 44-ФЗ);
4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.
Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, форма контракта должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.
В проекте контракта необходимо обязательно указать:
1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с 44-ФЗ;
2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;
3) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика доп. материалы, относящиеся к предмету экспертизы (часть 6 статьи 41);
4) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (часть 7 статьи 41).
При привлечении к проведению экспертизы сторонних экспертных организаций, а также просто экспертов бюджетному учреждению следует знать, что согласно пункту 5 статьи 94 Закона о контрактной системе они имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации, должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ.
Обязанностью эксперта, экспертной организации являются:
— оформлять своевременно и правильно экспертное заключение,
экспертное заключение должно быть объективным, обоснованным, соответствовать законодательству,
— уведомить в письменной форме заказчика, поставщика о допустимости своего участия в экспертизе.
В федеральном законе 44-ФЗ прописана ответственность экспертов, экспертных организаций:
— за предоставление недостоверных результатов экспертизы,
— предоставление недостоверного экспертного заключения,
— предоставление заведомо ложного экспертного заключения,
— не выполнение экспертами требований об уведомлении о допустимости (недопустимости) их привлечения к проведению экспертизы.
По результатам работы эксперта, экспертной организации заказчик должен получить от них заключение о том, может ли быть принято исполнение по контракту или нет. Само заключение должно быть подписано экспертом или представителем экспертной организации. Оно также может содержать предложения по устранению выявленных нарушений условий контракта и сроков их устранения, если данные нарушения не мешают в целом принять исполнение
Какими могут быть результаты экспертизы?
1.Экспертное заключение положительное — экспертом полностью подтверждаются результаты исполнения контракта поставщиком,
2.Экспертное заключение отрицательное — эксперт не подтверждает каких-либо характеристик или условий исполнения контракта,
3.Условно положительное заключение — установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
Формы документа экспертизы закон не устанавливает, т.е. формы экспертного заключения нет. Главное, чтобы этот документ бы оформлен. Это может быть экспертное заключение, акт об экспертизе, подготовка экспертного заключения.
Финансирование экспертных исследований (услуг) заказчиком осуществляется путем включения затрат по этим услугам в смету его бюджетных расходов (оплата за час работы эксперта или % от ЦК).
Письмо МЭР от 29.11.2013 N Д28и-2263 рекомендует, если в случае, когда по условиям заключенного контракта этапы оказания услуг не предусмотрены, но закреплена их ежемесячная оплата, экспертиза с составлением отчета в соответствии с ч. 9 ст. 94 должна проводиться ежемесячно.
Эксперт может быть отдельным приказом введен в состав комиссии.
Необходимо отметить, что нормы Федерального закона №44-ФЗ не содержат требований о необходимости принятия какого-либо локального акта Заказчика (приказа, распоряжения), определяющего перечень лиц, ответственных за проведение экспертизы, осуществляемой собственными силами Заказчика (т.н. «внутренней» экспертизы).
Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика.
Заметим, что экспертиза результатов контракта нужна в любом случае, а также при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на суммы не менее ста тысяч рублей и для осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.
Но в этом случае закон позволяет проводить экспертизу собственными силами Заказчика (т.е. привлекая штатного сотрудника).
Внутренняя экспертиза проводится своими силами (сотрудниками заказчика) при приемке товаров, работ, услуг, автоматически с подписанием акта-приемки.
Необходимо заметить, что данный момент в законе не урегулирован, закон также не предусматривает обязанность Заказчика подготавливать дополнительные документы.
По выбору заказчика экспертиза может проводиться одним сотрудником или может быть создана целая приемочная комиссия, в состав которой должны войти не менее 5 человек (часть 6 статья 94 Закона №44-ФЗ).
Какой квалификацией должны обладать штатные сотрудники заказчика при проведении экспертизы силами заказчика?
Положениями 44-ФЗ не установлена обязанность заказчика иметь в штате сотрудников, получивших дополнительное образование по конкретной экспертной специальности.
Данная обязанность заказчика прослеживается, если буквально толковать норму закона (часть 10 статья 94). При этом данное положение не соответствует нормам частей 5 и 7 указанной статьи, где указывается, что подобный документ оформляется, когда привлекаются сторонние эксперты. О том требуется ли оформление подобного документа или нет, если экспертиза проводится сотрудником заказчика, разъяснений компетентных органов пока не поступало.
Порядок проведения экспертизы сотрудниками заказчика и процедура привлечения сотрудников к выполнению данной работы не урегулированы законом, в отличие от проведения экспертизы сторонним экспертом, по которой даны небольшие инструкции в законе.
По общему смыслу трудового законодательства и при проведении аналогии можно сделать вывод о том, что возложение полномочий на сотрудника по проведению экспертизы – это дополнительные трудовые обязанности. Поэтому следует придерживаться норм трудового кодекса, регулирующих процедуру изменения трудовых отношений с работником в связи с изменением его трудовой функции. Напомним, что изменение трудовой функции работника возможно только с его согласия. Если работник согласен на новые условия, то необходимо заключить дополнительное соглашение к его трудовому договору и внести изменения в его должностную инструкцию. Кроме того, не лишним будет разработать внутренний локальный акт в организации, который бы регулировал процедуру проведения экспертизы.
Сам процесс проведения экспертизы в отсутствии специального регулирования можно сопоставить с проверкой поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ. Данная проверка проводится в соответствии с гражданским законодательством в рамках заключенных соответственно договоров поставки, оказания услуг и подряда (ст. 474, 513, 720 ГК РФ).
Принятые заказчиком товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, контрактом или обычаями делового оборота. В этот же срок товары должны быть проверены по количеству и качеству.
О выявленных несоответствиях или недостатках необходимо письменно уведомить поставщика (ст. 513 ГК РФ)
Порядок приемки товаров регулируется:
- положениями главы 30 «Купля-продажа» Гражданского Кодекса Российской Федерации;
- Инструкцией о порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 года №П-6;
- Инструкцией о порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 года №П-7;
- Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 года;
- Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».
Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах.
При приемке товаров по качеству и комплектности должны выполняться требования к качеству товаров, предусмотренные договором или контрактом.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт (формы №ТОРГ-2 и №ТОРГ-3), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании.
Акт по форме №ТОРГ-2 применяется при приемке отечественных товаров и составляется в четырех экземплярах.
Акт по форме №ТОРГ-3 применяется в случае получения импортных товаров и составляется в пяти экземплярах.
Возврат товара поставщику при обнаружении брака, при несоответствии товара стандарту, ТУ или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется оформления расходной накладной (форма №ТОРГ-12).
Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в контракте.
Если контрактом для определения качества продукции предусмотрен отбор образцов (проб), лица, участвующие в приемке продукции по качеству, обязаны отобрать образцы (пробы) этой продукции.
Отобранные образцы (пробы) опечатываются либо пломбируются и снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвующими в отборе.
Об отборе образцов (проб) составляется акт, подписываемый всеми участвующими в этом лицами.
В акте должно быть указано:
а) время и место составления акта, наименование получателя продукции, фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе образцов (проб);
б) наименование изготовителя (отправителя), от которого поступила продукция;
в) номер и дата счета-фактуры и транспортной накладной, по которым поступила продукция, и дата поступления ее на склад получателя, а при доставке продукции поставщиком и при отпуске продукции со склада поставщика — номер и дата накладной или счета-фактуры, по которой сдана продукция;
г) количество мест и вес продукции, а также количество и номера мест, из которых отбирались образцы (пробы) продукции;
д) указание о том, что образцы (пробы) отобраны в порядке, предусмотренном контрактом, со ссылкой на номер и дату.
Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и (или) экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы. Акты составляются с участием представителей организаций поставщика.
Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Товарно-материальные ценности, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».
В акте отражается состав комиссии с обязательным указанием должности, фамилий и инициалов её членов. Акт подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем заказчика.
При приемке работ или услуг заказчик обязан осмотреть результат, удостовериться в его качестве.
Если заказчик принял работу без проверки, он в дальнейшем лишается права ссылаться на явные недостатки работы (ст.720 ГК РФ).
Приемка заказчиком услуг осуществляется в соответствие с условиями контракта и проводится по завершении оказания всего объема услуг или отдельных их этапов, предусмотренных условиями контракта договора, с представлением заказчику четко и правильно оформленной отчетной документации в установленной комплектности и необходимом количестве экземпляров.
При приемке услуг осуществляется определение фактического объема оказанных услуг на соответствие его требованиям контракта.
При приемке качества услуг проверяются свойства и характеристики результатов услуги, придающие услуге способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые производственные и (или) личные потребности, на их соответствие требованиям контракта, соответствующей нормативной и технической документации.
Документы, которые должен оформить Заказчик по результатам экспертизы:
— документ о приемке;
— заключение по результатам экспертизы.
В качестве примеров такого документа можно привести акты приёмки-передачи выполненных работ, приёмки-передачи оказанных услуг и др.
Порядок и сроки приемки и оценки результатов исполнения контракта должны быть указаны в контракте. В соответствии с данными условиями и проводится экспертиза. По результатам экспертизы заказчик должен оформить документ о приемке и подписать его. Если заказчик создал приемочную комиссию, то данный документ подписывает эта комиссия, а заказчик лишь утверждает её. Когда принять исполнение контракта не представляется возможным, то в сроки, установленные контрактом, заказчик направляет поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
Заказчик вправе не отказывать в приёмке товара, работы, услуги либо результатов отдельного этапа исполнения контракта, если выявленное несоответствие их условиям контракта не препятствует приёмке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено контрагентом (часть 8 статья 94 Закона №44-ФЗ).
Также обратим внимание, что частью 2 статьи 94 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что контрагент в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.
Важно отметить, что экспертиза проводится не только на предмет соответствия количества и качества поставляемых товаров требованиям контракта, нужно обязательно отразить в экспертном заключении:
— соблюдение промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
— ненадлежащее исполнение контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены.
К сожалению, приходится констатировать, что официальных разъяснений относительно необходимости оформления документов в ходе проведения экспертизы и приемки результатов контракта силами заказчика в данный момент нет.
Законодатель возложил на заказчика обязанность помимо составления документа о приемке, составление отчета, который должен отражать информацию о результатах исполнениях контракта (о поставленном товаре, об оказанной услуге или выполненной работе). Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию (п. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе):
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены;
3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
На основании части 11 статьи 94 Закона № 44-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в ЕИС в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (вместе с «Положением о подготовке и размещении в единой информационной системе отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения») утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения.
Данным Постановлением определен срок размещения отчета — семь рабочих дней со дня:
А) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения заказчиком по отдельному этапу,
Б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке ТРУ, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения заказчиком,
В) расторжения контракта – со дня, определенного соглашением сторон о расторжения контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По мнению Минэкономразвития России, при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно.
Таким образом, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения (в том числе ежемесячная, ежеквартальная или иная этапность оплаты), то отчет в соответствии с Положением формируется заказчиком по результатам приемки и оплаты такого этапа, а также в случае завершения исполнения контракта или его расторжения.
Каких-либо исключений при составлении отчета по контрактам, заключенным в целях осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и т.п., Закон № 44-ФЗ не содержит.
Как в ЕИС познакомиться с документацией закупки
Все подробности о предмете закупки, ее процедуре и требованиях к поставщику можно узнать из закупочной документации. Это необходимо, чтобы случайно не подать заявку на контракт, который поставщик будет не в состоянии исполнить. В статье расскажем, где в ЕИС найти документацию и на что обратить особое внимание при ее изучении. Для наглядности разберем один из состоявшихся аукционов по 44-ФЗ, предметом которого стали ремонтные работы.
Где спрятана документация в ЕИС
Зайдя в систему, прежде всего нужно найти интересующую закупку. Сделать это несложно — в строке поиска нужно ввести необходимые параметры. Это могут быть ключевые слова, описывающие объект закупки, ее номер (если он известен), наименование заказчика и так далее. Для примера мы отобрали закупку № 0873500000817001045. Это аукцион на закупку услуг по текущему ремонту здания.
Во вкладке «Сведения» представлена основная информация об аукционе. Здесь можно найти данные о заказчике, о самой процедуре, включая НМЦК и объект закупки, а также требования, которые предъявляются к участникам. Во вкладке «Документы закупки» приводится список документов, среди которых необходимо отыскать файл документации. Единых требований для названия файлов нет, поэтому он может иметь любое имя. В данном примере он носит имя ElectronicAuction12886743.docx (присвоено автоматически).
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Аукционная документация
Общая информация о торгах
В первой части документации содержатся общие сведения о проведении аукциона в электронной форме. Начинающим поставщика рекомендуется внимательно ознакомиться с этой частью. Из нее можно узнать, что представляет собой контрактная система, каковы ее основные принципы, кто является заказчиком и исполнителем, какие существуют методы определение поставщика и так далее. В общем, это краткий конспект всего 44-ФЗ.
Сведения о закупке
В следующей части содержится информация о проведении конкретной закупки, к которой и разработана эта документация. По сути, она повторяет все то, что содержится в карточке закупки в ЕИС. Здесь можно найти подробные данные о заказчике, о местонахождении объекта, в котором требуется провести работы (напоминаем, что мы рассматриваем закупку работы по текущему ремонту). Также здесь указана начальная (максимальная) цена контракта, метод, которым она определялась, и источники финансирования.
В этой части содержится еще множество пунктов, но большинство из них в рассматриваемой закупке не применяются.
Обратите внимание! В пункте 12.3 установлено преимущество. Его в данной закупке имеют субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Требования к исполнителю
В следующей части документации описываются требования, которые предъявляются к исполнителю контракта. Здесь установлены общие требования в соответствии со статьей 31 закона 44-ФЗ. В частности, заказчик должен вести деятельность, не должен находиться в процессе ликвидации, иметь задолженности по налогам, состоять в реестре недобросовестных поставщиков. Кроме того, между заказчиком и поставщиком не должно быть конфликта интересов.
Что касается физических лиц — учредителей, руководителей и прочих должностных лиц, а также индивидуального предпринимателя — они не должны иметь судимости, быть лишены права заниматься деятельностью, связанной с исполнением предмета контракта, а также фигурировать в реестре недобросовестных поставщиков.
Состав заявки
В первой части заявки должно содержаться согласие участника аукциона на выполнение предусмотренных документацией работ, включая использование товаров с конкретными показателями.
Во второй части заявки должны содержаться такие данные:
- Общая информация о поставщике — наименования, адрес, ИНН (в том числе учредителей, директора).
- Документ, подтверждающий соответствие товаров работ и услуг требованиям, установленным законодательством.
- Декларация о принадлежности поставщик как СМП и СОНО.
- Решение об одобрении или о совершении крупной сделки, если она является крупной для поставщика.
- Документы, которые подтвердят что предлагаемые поставщиком товары, работы и услуги соответствует национальному режиму.
Ключевые даты
В следующей части документа указаны определенные заказчиком даты:
- для окончания приема заявок;
- для окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе;
- проведения электронного аукциона.
Обратите внимание! Время проведение аукциона назначается оператором, то есть электронной торговой площадкой.
Изменение существенных условий
44-ФЗ не разрешает менять существенные условия контракта, кроме ситуаций, предусмотренных пунктом 1 статьи 95. Это должно быть указано в документации и проекте контракта. В данном случае заказчик предусмотрел возможность изменить условия, а именно:
- снизить цену без уменьшения объема работ, которые подлежат исполнению;
- изменить цену контракта в любом направлении в пределах 10% при одновременном пропорциональном изменении объема выполняемых работ.
Информация о разъяснениях и заключение контракта
В следующих блоках предоставляются сведения о том, с кем будет заключен контракт. Имеется в виду, кто выступает заказчиком.
Далее указан срок подписания контракта, расписан порядок внесения изменений в аукционную документацию и обращение поставщиков за разъяснениями его положении. Также указаны даты начала и окончания срока предоставления таких разъяснений заказчиком.
Обеспечение заявки и контракта
В следующем блоке расписана информация об обеспечении, его размере, сроках и порядке представление. В данном примере обеспечение заявки составляет 1%, а обеспечение контракта — 5% от начальной (минимальной) цены. Сумма обеспечения исполнение контракта разбита на две части и должна быть переведена на реквизиты двух разных учреждений. Также указаны требования, предъявляемые заказчиком к банковской гарантии.
Прочие положения
Далее приводится порядок заключения контракта и указывается, что будет, если аукцион не состоится. Затем идут приложения — это формы, рекомендуемые заказчиком для поставщиков (форма согласия на поставку товара, форма декларации соответствия), а также инструкция по заполнению заявки.
Заказчик прилагает к документации рекомендуемые формы, однако поставщик не обязан использовать именно их.
Техническое задание
Техническое задание — это тот документ, который поставщик должен изучить от корки до корки. В начале ТЗ кратко дублируется вся информация о закупке, а затем расписываться конкретные условия. В нашем примере это условия выполнения строительных работ, например, режим работы, использование минимально необходимого количества технических средств (чтобы создавать меньше шума и пыли), уборка рабочей зоны за собой — вывоз мусора и так далее.
Приводится в Техническом задании и порядок выполнения работ, требования к качеству, к безопасности, соблюдение технических регламентов (СНиПов, ГОСТов). Отдельно описывается порядок приемки работ, гарантийные и иные требования.
Таким образом, именно из технического задания поставщик поймет, какие конкретно работы по ремонту ему нужно исполнить, каких регламентов придерживаться, а также получит всю прочую важную для исполнения контракта информацию.
Сведения о товаре (форма №2)
Еще один документ, на котором хотелось бы остановиться в рамках этой статьи — сведения о товаре. Это довольно сложный документ, во всяком случае, в рамках закупки строительных работ. В нем нужно указать параметры строительных материалов, которые будут использованы при ремонте. Заказчик прилагает собственную форму, в которую остается только вписать значение. Хотя участник вправе подать требуемые сведения в иной форме.
Основная сложность в том, что по каждому виду материала нужно указывать по нескольку параметров, причем они должны соответствовать техническому регламенту и требованиям заказчика. Например, в рассматриваемой закупке таких материалов около 400 наименований.
Дело осложняется еще и тем, что заказчики применяют различные условные обозначения. Пример приведен на следующем изображении:
Здесь мы видим, что некоторые значения отмечены звездочкой (*), между некоторыми параметрами стоит знак «;», а между другими — «,». Чтобы понять, что имеет в виду заказчик, нужно спуститься вниз, под таблицу — там дается инструкция, в которой приводятся условные обозначения.
В частности, звездочка обозначает, что крайнее значение диапазона допустимо. А вот при отсутствии звездочки в диапазонном параметре его крайнее значение недопустимо. Например, «Пластик бумажнолистный декоративные однотонный» должен иметь толщину от 1,3* мм. Это значит, что пластик толщиной 1,3 мм использовать допустимо. Если бы была указана толщина 1,3 мм (без звездочки) то в рамках этой аукционной документации такой пластик применять было бы запрещено.
В дополнение рекомендуем познакомиться с фрагментом вебинара по изучению закупочной документации: