Перечень неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств
Перейти к содержимому

Перечень неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

  • автор:

Перечень неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 27 мая 2023 г. № 837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 18, ст. 1985; 2001, № 11, ст. 1029; 2002, № 9, ст. 931; 2003, № 20, ст. 1899; № 40, ст. 3891; 2005, № 52, ст. 5733; 2006, № 11, ст. 1179; 2008, № 8, ст. 741; № 17, ст. 1882; 2009, № 5, ст. 610; 2010, № 9, ст. 976; № 20, ст. 2471; 2012, № 15, ст. 1780; № 30, ст. 4289; № 47, ст. 6505; 2013, № 5, ст. 404; № 29, ст. 3966; 2014, № 14, ст. 1625; № 44, ст. 6063; 2015, № 17, ст. 2568; 2017, № 14, ст. 2070; № 30, ст. 4666; 2018, № 49, ст. 7618; 2020, № 14, ст. 2098; 2022, № 41, ст. 7100).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 мая 2023 г. № 837

Изменения, которые вносятся в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

а) в абзаце втором слова ", тракторов и других самоходных машин" исключить;

б) в абзаце четвертом слова "государственный технический осмотр или" исключить;

в) дополнить абзацем следующего содержания:

"тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, предусмотренных перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. № 916 "Об утверждении перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники".".

2. В абзаце втором пункта 12 слова "государственный технический осмотр или" исключить.

3. Приложение к указанным Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения изложить в следующей редакции:

"ПРИЛОЖЕНИЕ
к Основным положениям
по допуску транспортных средств
к эксплуатации и обязанностям
должностных лиц по обеспечению
безопасности дорожного движения
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 27 мая 2023 г. № 837)

Перечень
неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

1. Тормозные системы

1.1. Рабочая тормозная система не обеспечивает выполнение нормативов эффективности торможения согласно таблице 1.3 (при проверках на роликовых стендах) или таблице 1.4 (при проверках в дорожных условиях) приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011) (далее — технический регламент). Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

1.2. Герметичность трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе нарушена. Указанная неисправность выявляется органолептическим методом (визуально) путем определения наличия следов тормозной жидкости на трубопроводах и соединениях, не связанных с проведением технического обслуживания транспортного средства.

1.3. Нарушена герметичность пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов и (или) имеется утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер. Указанные неисправности выявляются с использованием средств технического диагностирования в тормозной системе.

1.4. Тормозные трубопроводы и шланги имеют перегибы, трещины, видимые перетирания, надрывы, надрезы, разрывы.

1.5. Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы неисправны.

1.6. Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, соединяются друг с другом с использованием дополнительных переходных элементов. Расположение и длина гибких тормозных шлангов не обеспечивают герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес транспортного средства.

Расположение или длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов приводит к их повреждениям при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).

1.7. Детали тормозного привода имеют трещины или остаточную деформацию.

1.8. Регулятор тормозных сил, предусмотренный изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства (далее — эксплуатационная документация), демонтирован.

1.9. Стояночная тормозная система не обеспечивает выполнение требований пункта 1.8 приложения № 8 к техническому регламенту.

1.10. Элементы антиблокировочной тормозной системы не закреплены и отсоединены, имеются видимые повреждения.

1.11. Антиблокировочная тормозная система, предусмотренная изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, неисправна. Указанная неисправность выявляется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния антиблокировочной тормозной системы.

2. Рулевое управление

2.1. Усилитель рулевого управления, предусмотренный изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, неисправен или отсутствует.

2.2. Имеется подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления. Указанная неисправность выявляется органолептическим методом (визуально) путем определения наличия следов рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления, не связанных с проведением технического обслуживания транспортного средства.

2.3. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает предельные значения, установленные в пункте 2.3 приложения № 8 к техническому регламенту. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

2.4. Детали крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма повреждены или отсутствуют. Резьбовые соединения не затянуты и не зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации. Неисправно устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса. Имеются не предусмотренные конструкцией транспортного средства перемещения деталей и узлов рулевого привода.

2.5. В рулевом механизме и рулевом приводе применяются детали со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами.

2.6. Происходит самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе.

3. Устройства освещения и световой сигнализации

3.1. Количество, расположение, назначение, режим работы, цвет огней внешних световых приборов и световой сигнализации на транспортном средстве не соответствуют требованиям, предусмотренным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

3.2. Класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации, не соответствует классу такого источника света, предусмотренному изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

3.3. Регулировка фар не соответствует требованиям пунктов 3.8.4 — 3.8.8 приложения № 8 к техническому регламенту. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

3.4. Устройства автоматического корректирующего устройства угла наклона фар, фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации либо установленные при внесении изменений в конструкцию транспортного средства, неисправны или отсутствуют.

3.5. Рассеиватели внешних световых приборов отсутствуют или повреждены.

3.6. Установлены не предусмотренные конструкцией светового прибора оптические элементы. Указанное требование не распространяется на оптические элементы, предназначенные для коррекции светового пучка фар, при соблюдении требований раздела 9 приложения № 9 к техническому регламенту.

3.7. Устройства освещения и световой сигнализации излучают красный цвет в направлении вперед или белый цвет в направлении назад (за исключением света от фонаря заднего хода и освещения государственного регистрационного знака). Указанное требование не распространяется на устройства освещения, устанавливаемые для внутреннего освещения транспортного средства.

3.8. В фарах применяются источники света, не соответствующие требованиям пункта 3.8.2 приложения № 8 к техническому регламенту.

3.9. При включении передачи заднего хода фонари заднего хода не включаются и не работают в постоянном режиме.

3.10. При воздействии на органы управления рабочей или аварийной тормозной системы сигналы торможения (основные и дополнительные) не включаются и не обеспечивают излучение в постоянном режиме.

3.11. Габаритные и контурные огни не работают в постоянном режиме.

4. Обзорность транспортного средства

4.1. Стекла, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, отсутствуют.

4.2. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).

4.3. Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, составляет менее 70 процентов, а для транспортных средств, оснащенных броневой защитой, менее 60 процентов.

В верхней части ветрового стекла транспортных средств категорий и , а также и (с кузовом закрытого типа) имеется светозащитная полоса, выполненная в массе стекла, шириной более 140 миллиметров (при установлении изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации ширины светозащитной полосы, выполненной в массе стекла, — не соответствующая этой ширине), либо прозрачная цветная пленка шириной более 140 миллиметров, а на транспортных средствах категорий и — шириной, превышающей минимальное расстояние между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

4.4. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют требованиям, предусмотренным таблицей 4.1 и пунктом 4.12 приложения № 8 к техническому регламенту.

4.5. Стеклоочистители и стеклоомыватели, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, неисправны или отсутствуют.

4.6. На стекла нанесены покрытия, создающие зеркальный эффект, за исключением задних стекол, если это не предусмотрено изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

5. Колеса и шины

5.1. На транспортном средстве установлены шины, размерность, категория скорости и несущая способность которых не предусмотрены изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

5.2. На транспортном средстве установлены шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период (июнь, июль, август).

На транспортном средстве категорий и не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль).

Зимние шины, шины с шипами противоскольжения (в случае их применения) установлены не на все колеса транспортного средства.

5.3. На транспортном средстве установлены шины с высотой протектора, равной высоте хотя бы одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин) этой шины.

5.4. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;

для транспортных средств категорий — 1 мм;

для транспортных средств категорий — 1,6 мм;

для транспортных средств категорий — 2 мм.

Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

5.5. Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками "M+S", "M&S", "М S" (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет 4 мм и менее. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

5.6. Шины имеют местные повреждения (пробои, сквозные и несквозные порезы и прочие), которые обнажают корд, а также шины имеют расслоения в каркасе, брекере, борте (вздутия), местные отслоения протектора, боковины и герметизирующего слоя.

5.7. Отсутствует хотя бы один болт или гайка крепления дисков и ободьев колес, имеются трещины или следы их устранения сваркой, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес.

5.8. На одну ось транспортного средства установлены шины разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимние и не зимние, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. Указанные требования не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины.

5.9. На передней оси транспортного средства установлены шины, восстановленные наложением нового протектора. На других осях установлены:

а) повторно восстановленные шины с ранее уже восстанавливавшимся протектором;

б) шины с восстановленным протектором, возраст которых превышает 7 лет;

в) восстановленные шины, в маркировке которых отсутствует слово "Retread";

г) шины с восстановленным протектором, на которых помимо маркировки отсутствует проставленный международный знак официального утверждения, состоящий из круга, в котором указана буква "Е", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение, предусмотренный Правилами Организации Объединенных Наций № 108 и Правилами Организации Объединенных Наций № 109, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов и оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г.;

д) шины с восстановленным протектором, в маркировке которых указаны более высокие категории скорости и индекс несущей способности, чем до восстановления.

5.10. На задней оси транспортного средства категории М, средней оси транспортного средства категории , средних и задней осях транспортного средства категории N, на всех осях транспортного средства категории О установлены шины с отремонтированными местными повреждениями, а в случае шин, имеющих маркировку "Regroovable", применяются шины с рисунком протектора, выполненным углубленным методом нарезки с нарушением требований, предусмотренных изготовителем шин в эксплуатационной документации.

5.11. На колесах вместо золотников установлены заглушки, пробки и другие приспособления.

6. Сцепные устройства

6.1. Сцепной шкворень, гнездо шкворня, опорная плита, тяговый крюк, шар тягово-сцепного устройства деформированы или имеют разрывы, трещины.

Детали сцепных устройств и их крепления отсутствуют.

6.2. Предохранительные приспособления (цепи, тросы) на одноосных прицепах (за исключением роспусков) и прицепах, не оборудованных рабочей тормозной системой, неисправны (в том числе длина предохранительных цепей (тросов) не предотвращает контакт сцепной петли дышла с дорожной поверхностью и не обеспечивает управление прицепом в случае обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства) или отсутствуют.

6.3. На прицепах (за исключением одноосных и роспусков) устройство, поддерживающее сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тягачом, неисправно или отсутствует.

6.4. Сцепная петля или дышла прицепа имеют деформации, нарушающие положение их относительно продольной центральной плоскости симметрии прицепа, разрывы, трещины.

6.5. Болтовые соединения и фиксация крепления дышла к прицепу, сцепной петли к дышлу, шкворня и гаек реактивных штанг не затянуты и не зафиксированы.

Гайка оси дышла не завернута до отказа и не зашплинтована.

Гайка крепления сцепной петли дышла не завернута до отказа и не зафиксирована замковой шайбой и гайкой.

Стопорные шайбы шкворня не фиксируют завернутую до отказа гайку.

Имеется продольный люфт в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача.

7. Удерживающие системы пассивной безопасности

7.1. Ремни безопасности, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, а также ремни безопасности на транспортном средстве категорий и , используемом для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, отсутствуют или находятся в состоянии, при котором невозможно их использование по назначению.

7.2. Ремни безопасности имеют следующие дефекты:

надрыв на лямке;

замок не фиксирует "язык" лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;

лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);

при резком вытягивании лямки ремня с аварийным запирающимся втягивающим устройством не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки).

8. Двигатель

8.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные в таблице 9.1 и пункте 9.2 приложения № 8 к техническому регламенту. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

8.2. Системы питания и выпуска отработавших газов транспортного средства некомплектны и негерметичны. Имеется подтекание и каплепадение топлива в системе питания двигателей. Имеет место подсос воздуха и (или) утечка отработавших газов, минуя систему выпуска. Системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов и вентиляции картера, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, некомплектны и негерметичны.

8.3. Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия подачи топлива неисправны. Крышки топливных баков не фиксируются в закрытом положении, уплотняющие элементы крышек повреждены. Детали крепления элементов системы питания отсутствуют, повреждены или ослаблены.

8.4. Система питания газобаллонных транспортных средств, ее размещение и установка не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 9.8 приложения № 8 к техническому регламенту.

8.5. Уровень шума выпуска отработавших газов транспортного средства превышает величины, установленные в таблице 9.2 приложения № 8 к техническому регламенту. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

9. Прочие элементы конструкции и оборудование

9.1. Задние и боковые защитные устройства, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, отсутствуют или изменены места их размещения.

9.2. Замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя и пассажиров, устройство обдува ветрового стекла, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, неисправны или отсутствуют.

9.3. Звуковой сигнальный прибор неисправен (при приведении в действие органа его управления не издает непрерывный и монотонный звук) или отсутствует.

9.4. Контрольное устройство (тахограф) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, предусмотренное Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), или тахограф неисправны или отсутствуют (в случае если оснащение транспортного средства такими устройствами является обязательным).

9.5. Имеются трещины и разрушения деталей подвески и карданной передачи, щек кронштейнов подвески, а также стоек либо каркасов бортов и приспособлений для крепления грузов.

9.6. Имеются видимые разрушения, короткие замыкания и следы пробоя изоляции электрических проводов.

9.7. Транспортное средство оборудовано устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов и (или) на наружную поверхность транспортного средства нанесена специальная цветографическая схема в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2012 г. № 635 "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства" и постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 г. № 548 "Об утверждении требований к транспортным средствам, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, и специальным оперативно-служебным транспортным средствам уголовно-исполнительной системы для перевозки лиц, находящихся под стражей, а также к специальным оперативно-служебным транспортным средствам таможенных органов Российской Федерации".

9.8. Транспортные средства категории L имеют следующие неисправности:

неисправен или отсутствует рулевой демпфер, предусмотренный изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

отсутствуют подножки или рукоятки для пассажиров на седле, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

дуги безопасности, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, отсутствуют или приведены в состояние, при котором невозможно их использование по назначению;

имеется люфт в соединениях рамы транспортного средства с рамой бокового прицепа.

9.9. Транспортные средства категорий и имеют следующие неисправности:

неисправны или отсутствуют аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверями и сигнализация их работы;

не обозначены соответствующим знаком или надписью детали приведения в действие аварийных выходов (рукоятки, скобы, ручки);

в салоне установлены дополнительные элементы конструкции, ограничивающие свободный доступ к аварийным выходам;

отсутствуют или ненадежно закреплены поручни в местах, предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

имеется сквозная коррозия или разрушение пола пассажирского салона.

9.10. В конструкцию колесного транспортного средства внесены изменения в нарушение требований, предусмотренных Правилами внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. № 413 "Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

9.11. На транспортные средства категорий М 1 и N 1 установлены конструкции, выступающие вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемые из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Указанное требование не распространяется на конструкции, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации и (или) прошедшие оценку соответствия в установленном порядке, а также на металлические решетки массой менее 0,5 килограмма, предназначенные для защиты только фар, государственный регистрационный знак и элементы его крепления.

9.12. Специализированные транспортные средства не соответствуют требованиям пунктов 15.1 — 15.3, 15.6 — 15.8 приложения № 8 к техническому регламенту. Неисправность транспортного средства, выражающаяся в его несоответствии требованиям пункта 15.8 приложения № 8 к техническому регламенту, выявляется с использованием средств технического диагностирования.

9.13. Специальные транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог не соответствуют требованиям раздела 16 приложения № 8 к техническому регламенту. Неисправность транспортного средства, выражающаяся в его несоответствии требованиям пунктов 16.1 и 16.3 приложения № 8 к техническому регламенту, выявляется с использованием средств технического диагностирования.

9.14. Транспортные средства для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска не соответствуют требованиям пунктов 17.1, 17.3 и 17.4 приложения № 8 к техническому регламенту.

9.15. Автоэвакуаторы не соответствуют требованиям раздела 18 приложения № 8 к техническому регламенту.

9.16. Транспортные средства с грузоподъемными устройствами не соответствуют требованиям раздела 19 приложения № 8 к техническому регламенту.

9.17. Транспортные средства для перевозки опасных грузов не соответствуют требованиям раздела 20 (за исключением пунктов 20.8.9 и 20.8.10) приложения № 8 к техническому регламенту. Неисправность транспортного средства, выражающаяся в его несоответствии требованиям пунктов 20.2, 20.5, 20.12 и 20.14.24 приложения № 8 к техническому регламенту, выявляется с использованием средств технического диагностирования.

9.18. Транспортные средства — цистерны не соответствуют требованиям раздела 21 приложения № 8 к техническому регламенту.

9.19. Транспортные средства — цистерны для перевозки и заправки нефтепродуктов не соответствуют требованиям раздела 22 приложения № 8 к техническому регламенту. Неисправность транспортного средства, выражающаяся в его несоответствии требованиям пунктов 22.2 и 22.3 приложения № 8 к техническому регламенту, выявляется с использованием средств технического диагностирования.

9.20. Транспортные средства — цистерны для перевозки и заправки сжиженных углеводородных газов не соответствуют требованиям раздела 23 приложения № 8 к техническому регламенту. Неисправность транспортного средства, выражающаяся в его несоответствии требованиям пункта 23.1 приложения № 8 к техническому регламенту, выявляется с использованием средств технического диагностирования.

9.21. Транспортные средства — фургоны не соответствуют требованиям раздела 24 приложения № 8 к техническому регламенту.

9.22. Транспортные средства — фургоны, имеющие места для перевозки людей, не соответствуют требованиям раздела 25 приложения № 8 к техническому регламенту.

9.23. Троллейбусы не соответствуют требованиям раздела 27 приложения № 8 к техническому регламенту. Неисправность транспортного средства, выражающаяся в его несоответствии требованиям пунктов 27.1 — 27.3 приложения № 8 к техническому регламенту, выявляется с использованием средств технического диагностирования.

10. Комплектность транспортных средств

10.1. Государственный регистрационный знак транспортного средства, способ и место его установки не отвечают требованиям национального стандарта ГОСТ Р 50577-2018 "Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования".

Государственный регистрационный знак закреплен на транспортном средстве с применением устройств или материалов, препятствующих его идентификации либо позволяющих его видоизменить или скрыть.

10.2. Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения".

10.3. На транспортном средстве категорий и , использующем в качестве топлива сжиженный нефтяной газ или компримированный природный газ, не нанесены предусмотренные Правилами Организации Объединенных Наций № 67 и Правилами Организации Объединенных Наций № 110, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов и оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., опознавательные знаки (в виде ромба зеленого цвета с каймой белого цвета, в середине которого располагаются буквы "СНГ" или "КПГ" высотой более 25 миллиметров и шириной букв более 4 миллиметров и который имеет горизонтальную диагональ 110 — 150 миллиметров и вертикальную диагональ 80 — 110 миллиметров и ширину каймы 4 — 6 миллиметров). Указанные опознавательные знаки не размещены спереди и сзади, а также по правому борту транспортного средства снаружи дверей.

10.4. Транспортные средства категорий и , за исключением транспортных средств, относящихся к категории и , не укомплектованы цепями противоскольжения в зимний период (декабрь, январь, февраль) при условии отсутствия зимних шин. Указанное требование в отношении транспортного средства категории не применяется в случае, если использование цепей противоскольжения на этом транспортном средстве невозможно в связи с особенностями его конструкции.

Примечания. 1. Методы проверки предусмотренных настоящим документом неисправностей автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов и троллейбусов регламентированы межгосударственным стандартом ГОСТ 33997-2016 "Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки" или эксплуатационной документацией на средства измерений.

2. В настоящем документе категории колесных транспортных средств приводятся в соответствии с приложением № 1 к техническому регламенту.".

Обзор документа

Правительство обновило перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Он распространяется на автомобили, автобусы, автопоезда, прицепы, мотоциклы, мопеды и троллейбусы. Для тракторов и других самоходных машин список неисправностей установлен отдельным постановлением, изданным в 2022 г.

Перечень неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Постановление Правительства России от 27.05.2023 № 837

Комментарий

Правительство России утвердило новый перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства. Соответствующие изменения в постановление Правительства России от 23.10.2023 № 1090 вступят в силу с 01.09.2023.

Список неисправностей будет расширен. Так, с 01.09.2023 автомобиль нельзя будет эксплуатировать, если:

  • в летний период (июнь, июль, август) на нем установлены шины с шипами;
  • в зимний период (декабрь, январь, февраль) на нем установлена летняя резина;
  • зимняя резина с шипами установлена не на все колеса;
  • имеет место подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления (ГУР);
  • неисправна антиблокировочная тормозная система (ABS), о чем сигнализирует соответствующая лампа на приборной панели;
  • самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе.

Уточнены требования к обеспечению обзора с водительского места. Так, предусмотренные изготовителем автомобиля стекла должны быть на месте, при этом не должно быть дополнительных предметов, которые ограничивают водителю обзор (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).

Будут ли считаться такими предметами держатели для мобильных телефонов или видеорегистраторы, установленные на лобовом стекле, пока не ясно.

Напомним, за управление транспортным средством с неисправностями, исключающими его эксплуатацию, грозит предупреждение или штраф по ст. 12.5 КоАП РФ (в большинстве случаев он составляет 500 рублей).

Смотрите также

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

С какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль с 1 сентября 2023: полный список

Пару лет назад мы подробно разбирались в том, с какими неисправностями запрещено эксплуатировать автомобиль. Уже тогда этот раздел ПДД ссылался на давно отмененные ГОСТы, и уже тогда в разработке находился новый Перечь неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация автомобиля. На его окончательное формирование и утверждение потребовалось еще два года, и только недавно, 27 мая 2023 года, было подписано соответствующее постановление, а в силу новые правила вступят с 1 сентября 2023 года. Давайте подробно разберемся в том, что изменилось.

Те, кто следит за эволюцией ПДД и других автомобильных регламентов, не увидят в новом Перечне ничего нового. Дело в том, что старый Перечень не только ссылался на недействующие устаревшие ГОСТы, но и банально не соответствовал по своей полноте давно действующему Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС), который является основным документом, устанавливающим требования как к выпускаемым в эксплуатацию, так и уже эксплуатируемым транспортным средствам. Так что стоит понимать, что нынешние изменения – это не новоизобретенные поправки, а лишь подгонка ПДД под давно существующие нормы.

Ну а теперь давайте подробно, по пунктам, разберем, что же изменилось в ПДД. Разумеется, мы будем перечислять только те пункты, которые подверглись изменениям, причем изменениям фактическим. То есть, те пункты, которые просто привязали к Техрегламенту Таможенного союза вместо ГОСТ, оставим в стороне, если в них не будет серьезных изменений.

Для удобства восприятия перечислим изменения, внесенные в Перечень неисправностей, запрещающих эксплуатацию, по существующим категориям.

1.2. Герметичность трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе нарушена. Указанная неисправность выявляется органолептическим методом (визуально) путем определения наличия следов тормозной жидкости на трубопроводах и соединениях, не связанных с проведением технического обслуживания транспортного средства.

Теперь в Перечне устранена возможность неоднозначной трактовки некоторых его требований: для тех неисправностей, которые можно диагностировать только с использованием специального оборудования, прописана эта необходимость, а для тех неисправностей, которые инспектор ГИБДД способен выявить самостоятельно, прописана возможность визуального диагностирования.

1.4. Тормозные трубопроводы и шланги имеют перегибы, трещины, видимые перетирания, надрывы, надрезы, разрывы.

Раньше пункт о повреждениях и дефектах тормозных магистралей был только в процедурах техосмотра, а теперь его справедливо добавили и в Перечень неисправностей, запрещающих эксплуатацию.

1.5. Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы неисправны.

Раньше в списке неисправностей упоминались только манометры пневматических тормозных систем, относящиеся к грузовикам. Теперь же запрещено ехать, если неисправна, например, сигнальная лампа стояночного тормоза и недостаточного уровня жидкости в тормозной системе, а также при неисправном храповике рычага ручного тормоза (это тоже пришло из ТР ТС – пункта 1.8.3 Приложения 8).

1.6. Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, соединяются друг с другом с использованием дополнительных переходных элементов. Расположение и длина гибких тормозных шлангов не обеспечивают герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес транспортного средства.

Новый пункт запрещает использование переходников для тормозных шлангов, а также использование нештатных шлангов недостаточной длины.

1.7. Детали тормозного привода имеют трещины или остаточную деформацию.

Это тоже полностью новый пункт, не требующий дополнительного пояснения.

1.8. Регулятор тормозных сил, предусмотренный изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства (далее – эксплуатационная документация), демонтирован.

Еще один полностью новый пункт, запрещающий удалять штатный регулятор тормозных усилий (многие помнят его как «колдун»).

1.10. Элементы антиблокировочной тормозной системы не закреплены и отсоединены, имеются видимые повреждения.

Демонтаж или отключение штатной АБС отныне запрещают эксплуатацию автомобиля.

1.11. Антиблокировочная тормозная система, предусмотренная изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, неисправна. Указанная неисправность выявляется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния антиблокировочной тормозной системы.

То же самое касается неисправности штатной АБС: если водитель видит горящую сигнальную лампу, то он, согласно пункту 2.3.1 ПДД, может только следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

2.2. Имеется подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления. Указанная неисправность выявляется органолептическим методом (визуально) путем определения наличия следов рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления, не связанных с проведением технического обслуживания транспортного средства.

Раньше утечки из контура ГУР учитывались только при техосмотре, а теперь ездить на автомобиле с подтекающим рулевым управлением запрещено.

2.3. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает предельные значения, установленные в пункте 2.3 приложения № 8 к техническому регламенту. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

Пункт о запрете избыточных люфтов руля был в Перечне и раньше, но теперь указано, что инспектор не может определять его на глаз, а должен использовать средства технического диагностирования.

2.4. Детали крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма повреждены или отсутствуют. Резьбовые соединения не затянуты и не зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации. Неисправно устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса. Имеются не предусмотренные конструкцией транспортного средства перемещения деталей и узлов рулевого привода.

В списке проблем рулевого управления появилось отсутствие или повреждение крепежа.

2.5. В рулевом механизме и рулевом приводе применяются детали со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами.

По видимости, этот пункт призван не только исключить возможные эксплуатационные неисправности в дороге, но и предупредить автовладельцев о недопустимости ремонта с заменой деталей на деформированные или поврежденные б/у элементы.

2.6. Происходит самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе.

Этот новый пункт адресован, например, владельцам машин с неисправным электроусилителем руля, который самовольно поворачивает руль. При первых признаках такой неисправности водитель обязан прекратить эксплуатацию и озаботиться ремонтом.

Из пункта 3.1 исчезло примечание о том, что «на транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей». То есть, теперь нештатная оптика оказалась под запретом.

3.2. Класс источника света, установленного в устройствах освещения и световой сигнализации, не соответствует классу такого источника света, предусмотренному изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

В старой редакции имелся запрет на несоответствие типа внешних световых приборов тому, что указан в документах на автомобиль. В новой редакции тип источников света вынесли в отдельный пункт и конкретизировали. Теперь любимые многими «гаражными тюнерами» ксенон и диоды в галогеновых фарах запрещены еще более ясно.

3.4. Устройства автоматического корректирующего устройства угла наклона фар, фары ближнего света, имеющие источники света с номинальным световым потоком более 2000 люмен, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации либо установленные при внесении изменений в конструкцию транспортного средства, неисправны или отсутствуют.

Проще говоря, новый пункт запрещает демонтаж или неисправность автокорректора фар для мощной оптики – например, ксеноновой или диодной.

3.5. Рассеиватели внешних световых приборов отсутствуют или повреждены.

Раньше запрет эксплуатации был предусмотрен за отсутствие рассеивателя, а теперь и за его повреждение. Проще говоря, разбитая или треснувшая фара – это уже запрет.

3.6. Установлены не предусмотренные конструкцией светового прибора оптические элементы. Указанное требование не распространяется на оптические элементы, предназначенные для коррекции светового пучка фар, при соблюдении требований раздела 9 приложения № 9 к техническому регламенту.

В этом новом пункте все понятно, а исключение касается прежде всего элементов корректировки светового пучка на праворульных автомобилях для их соответствия ТР ТС.

3.8. В фарах применяются источники света, не соответствующие требованиям пункта 3.8.2 приложения № 8 к техническому регламенту.

Пункт 3.8.2 ТР ТС указывает, что в «фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство», и что «не допускается использование в фарах транспортных средств сменных источников света, не имеющих знака официального утверждения, либо с не соответствующими установленному изготовителем в эксплуатационной документации классом источника света, цоколем, мощностью, цветовой температурой, а также переходников с цоколя источника света одного класса на другой при установке источника света в световой модуль». Проще говоря, лампы в фарах должны быть штатными.

3.9. При включении передачи заднего хода фонари заднего хода не включаются и не работают в постоянном режиме.

3.10. При воздействии на органы управления рабочей или аварийной тормозной системы сигналы торможения (основные и дополнительные) не включаются и не обеспечивают излучение в постоянном режиме.

3.11. Габаритные и контурные огни не работают в постоянном режиме.

Три последних пункта регламентируют обязательную исправность световых приборов. Однако любопытно, что об обязательной исправности фар головного света в новой редакции перечня, по сути, не сказано – лишь о соответствии режимов работы и источников света заводской конструкции. А ведь в старой редакции все это включал в себя простой пункт 3.3, который запрещал эксплуатацию, если «не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели».

4.3. Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, составляет менее 70 процентов, а для транспортных средств, оснащенных броневой защитой, менее 60 процентов. В верхней части ветрового стекла транспортных средств категорий М1 <…> имеется светозащитная полоса, выполненная в массе стекла, шириной более 140 миллиметров (при установлении изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации ширины светозащитной полосы, выполненной в массе стекла, – не соответствующая этой ширине), либо прозрачная цветная пленка шириной более 140 миллиметров <…>. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

Старый Перечень ссылался на устаревший и недействующий ГОСТ 5727-88, в котором светопропускание бронированных стекол оговорено не было. В новом Перечне указано, что на бронированных автомобилях стекла могут иметь более низкое светопропускание. Кроме того, установлено, что светозащитная полоса на верхней части лобового стекла не может быть шире 140 миллиметров или величины, установленной производителем.

4.5. Стеклоочистители и стеклоомыватели, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, неисправны или отсутствуют.

В старой редакции Перечня в разделе 4 были упомянуты только неисправности штатных стеклоочистителей и стеклоомывателей – теперь же в список неисправностей добавили и их отсутствие.

4.6. На стекла нанесены покрытия, создающие зеркальный эффект, за исключением задних стекол, если это не предусмотрено изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

В старом Перечне зеркальные стекла были под запретом без исключений – теперь же есть оговорка, что запрещены лишь те зеркальные покрытия, которые не предусмотрены производителем автомобиля.

5.1. На транспортном средстве установлены шины, размерность, категория скорости и несущая способность которых не предусмотрены изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

Раньше в Перечне были упомянуты только размер и допустимая нагрузка шин, а в современной версии появилась и категория скорости, которая тоже должна соответствовать указанной производителем.

5.2. На транспортном средстве установлены шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период (июнь, июль, август). На транспортном средстве категорий M1 и N1 не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль).

Штраф за шины не по сезону, наконец, становится реальностью. Правда, что это за «шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период», неясно – формулировка остается за составителями нового Перечня. Однако из нее можно сделать важный вывод, что за нешипованную зимнюю резину летом штрафовать не будут, и ее новый Перечень не запрещает. А вот за летние шины зимой – будут, потому что их Перечень запрещает.

5.3. На транспортном средстве установлены шины с высотой протектора, равной высоте хотя бы одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин) этой шины.

Еще одна загадочная формулировка означает, что если хоть одна из шин на автомобиле изношена до минимального показателя индикатора износа, то эксплуатация автомобиля запрещена до замены шин.

5.7. Отсутствует хотя бы один болт или гайка крепления дисков и ободьев колес, имеются трещины или следы их устранения сваркой, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес.

Новый Перечень неисправностей «догоняет» ТР ТС и техосмотр, запрещая использовать диски, отремонтированные при помощи сварки.

5.8. На одну ось транспортного средства установлены шины разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимние и не зимние, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. Указанные требования не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины.

Помимо добавления индекса скорости в список параметров шин здесь устранили пробел в допустимости «разношинницы» при установке запасного колеса.

5.10. На задней оси транспортного средства категории М <…> установлены шины с отремонтированными местными повреждениями.

Новый Перечень запрещает устанавливать отремонтированные шины на заднюю ось – то есть, после прокола или пореза шину можно ставить только вперед.

5.11. На колесах вместо золотников установлены заглушки, пробки и другие приспособления.

Еще один новый пункт, пришедший из ТР ТС, запрещает нештатные средства поддержания давления в шине.

7.1. Ремни безопасности, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, <…> отсутствуют или находятся в состоянии, при котором невозможно их использование по назначению.

Ремни безопасности, заправленные под задний диван, пропущенные за спинками передних сидений или спрятанные иными методами, мешающими их использованию, теперь под запретом.

7.2. Ремни безопасности имеют следующие дефекты:

  • надрыв на лямке;
  • замок не фиксирует «язык» лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства;
  • лямка не вытягивается или не втягивается во втягивающее устройство (катушку);
  • при резком вытягивании лямки ремня с аварийным запирающимся втягивающим устройством не обеспечивается прекращение (блокирование) ее вытягивания из втягивающего устройства (катушки).

В старом Перечне помимо надрывов на лямке было сказано, что недопустимо эксплуатировать автомобиль, если «ремни безопасности неработоспособны». В новой редакции параметры неработоспособности расписали более конкретно и подробно.

8.2. Системы питания и выпуска отработавших газов транспортного средства некомплектны и негерметичны. Имеется подтекание и каплепадение топлива в системе питания двигателей. Имеет место подсос воздуха и (или) утечка отработавших газов, минуя систему выпуска. Системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов и вентиляции картера, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, некомплектны и негерметичны.

В старой редакции были кратко запрещены негерметичность системы питания, неисправность системы выхлопа и негерметичность системы вентиляции картера. Теперь же список неисправностей двигателя, запрещающий эксплуатацию, ощутимо расширен.

8.3. Запорные устройства топливных баков и устройства перекрытия подачи топлива неисправны. Крышки топливных баков не фиксируются в закрытом положении, уплотняющие элементы крышек повреждены. Детали крепления элементов системы питания отсутствуют, повреждены или ослаблены.

В пункте 7.4 старого Перечня были упомянуты только неисправные пробки топливных баков. Теперь же в список попали и другие элементы топливной системы, а сам пункт перенесен в раздел «двигатель».

8.4. Система питания газобаллонных транспортных средств, ее размещение и установка не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 9.8 приложения № 8 к техническому регламенту.

Новый пункт касается норм установки газобаллонного оборудования – в частности, самого баллона и его магистралей.

9.5. Имеются трещины и разрушения деталей подвески и карданной передачи, щек кронштейнов подвески <…>.

Новый пункт запрещает эксплуатацию машин с неисправностями подвески.

9.6. Имеются видимые разрушения, короткие замыкания и следы пробоя изоляции электрических проводов.

Это тоже новый пункт – в старом Перечне электрика не упоминалась, а теперь дефекты проводки означают запрет на эксплуатацию.

9.11. На транспортные средства категорий М1 и N1 установлены конструкции, выступающие вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемые из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Указанное требование не распространяется на конструкции, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации и (или) прошедшие оценку соответствия в установленном порядке, а также на металлические решетки массой менее 0,5 килограмма, предназначенные для защиты только фар, государственный регистрационный знак и элементы его крепления.

Новый пункт запрещает эксплуатацию автомобилей с кенгурятниками и прочими элементами, выступающими за плоскость переднего бампера. Исключение – сертифицированные и штатные элементы, а также маленькие решетки для защиты фар.

10.1. Государственный регистрационный знак транспортного средства, способ и место его установки не отвечают требованиям национального стандарта ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования». Государственный регистрационный знак закреплен на транспортном средстве с применением устройств или материалов, препятствующих его идентификации либо позволяющих его видоизменить или скрыть.

Помимо замены старого ГОСТ на новый в пункте об установке номерных знаков появился запрет на эксплуатацию машин с устройствами или материалами, позволяющими видоизменить или скрыть номерной знак.

Неисправности ТС, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 года

Эксплуатация ТС с кенгурятником запрещена

1 сентября 2023 года вводится новый перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Этот документ является большим разделом правил дорожного движения и в нем содержатся все неисправности, наличие которых является нарушением.

А в данной статье речь пойдет о неисправностях прочих элементов конструкции и оборудования. Название у рассматриваемого раздела не самое впечатляющее и может показаться, что в него включены какие-то прочие неисправности, на которые не стоит обращать внимания. На самом же деле это не так. Данный раздел содержит неисправности, которым по смыслу не нашлось места в предшествующих темах. Сами же неисправности не менее значимые.

Информация о нормативном документе

2023.08.17 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 №837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 2 июня 2023 года.

Документ вступает в силу 1 сентября 2023 года.

Неисправности защитных устройств

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

9.1. Задние и боковые защитные устройства, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, отсутствуют или изменены места их размещения.

В данном пункте в дополнение к задним защитным устройствам добавлены боковые защитные устройства. Под защитными устройствами при этом понимаются специальные металлические балки, которые устанавливаются на грузовиках и служат для того, чтобы в случае ДТП легковой автомобиль не «поднырнул» под кузов грузовика.

Кроме того, с 1 сентября 2023 года из перечня неисправностей будут исключены грязезащитные фартуки и брызговики. То есть отсутствие брызговиков с 1 сентября не будет являться неисправностью, при которой запрещена эксплуатация автомобиля.

Неисправности замков, запоров, фиксаторов

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

9.2. Замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, механизмы регулировки и фиксирующие устройства сидений водителя и пассажиров, устройство обдува ветрового стекла, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, неисправны или отсутствуют.

Приведенные Выше пункты довольно сильно различаются по своему тексту, поэтому рассмотрим их основные различия:

1. Все требования нового пункта 9.2 присутствовали в «старой» редакции ПДД, то есть этот пункт ничего нового не вводит.

2. Неисправности пробок топливных баков, которых не оказалось в новом пункте 9.2, все же включены в новую редакцию правил. Речь о них шла в предшествующей статье серии.

3. Неисправности тахографа, аварийного выключателя дверей, сигнала требования остановки, аварийных выходов и устройств приведения их в действие, приводов управления дверями будут рассмотрены ниже в данной статье (новые пункты 9.4 и 9.9).

4. Из перечня неисправностей исключены требования к работоспособности приборов внутреннего освещения салона автобуса, спидометра, противоугонного устройства, устройства обогрева стекол.

Неисправности звукового сигнала

7.2. Не работает звуковой сигнал.

9.3. Звуковой сигнальный прибор неисправен (при приведении в действие органа его управления не издает непрерывный и монотонный звук) или отсутствует.

Новый пункт 9.3 содержит более подробные требования к звуковому сигналу, который должен издавать непрерывный и монотонный звук.

Неисправности тахографа

9.4. Контрольное устройство (тахограф) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, предусмотренное Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), или тахограф неисправны или отсутствуют (в случае если оснащение транспортного средства такими устройствами является обязательным).

Требования к тахографам с 1 сентября будут расписаны чуть более подробно, однако по сути смысл пункта сохранился. Тахограф должен быть установлен и должен работать.

Требования к подвеске

9.5. Имеются трещины и разрушения деталей подвески и карданной передачи, щек кронштейнов подвески, а также стоек либо каркасов бортов и приспособлений для крепления грузов.

Пункт 9.5 содержит абсолютно новые требования, которых ранее в тексте ПДД не было. С 1 сентября неисправностями, при которых запрещена эксплуатация, будут считаться повреждения:

  • деталей подвески;
  • деталей карданной передачи;
  • щек кронштейнов подвески;
  • стоек или каркасов бортов;
  • приспособлений для крепления грузов.

Требования к электрической проводке

9.6. Имеются видимые разрушения, короткие замыкания и следы пробоя изоляции электрических проводов.

С 1 сентября 2023 года вводятся новые требования к электрической проводке, повреждения которой также могут повлечь штрафы ГИБДД.

Требования к спецсигналам

7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.

9.7. Транспортное средство оборудовано устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов и (или) на наружную поверхность транспортного средства нанесена специальная цветографическая схема в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2012 г. N 635 «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства» и постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 548 «Об утверждении требований к транспортным средствам, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, и специальным оперативно-служебным транспортным средствам уголовно-исполнительной системы для перевозки лиц, находящихся под стражей, а также к специальным оперативно-служебным транспортным средствам таможенных органов Российской Федерации».

Основное различие пунктов 7.8 и 9.7 заключается в том, что с 1 сентября 2023 года наличие опознавательного знака «Федеральная служба охраны Российской Федерации» не будет считаться неисправностью, запрещающей эксплуатацию.

Примечание. Опознавательный знак «ФСО РФ» не описан в тексте правил дорожного движения, поэтому до 1 сентября 2023 года обычный водитель мог лишь догадываться, что именно ему запрещено размещать на автомобиле.

Требования к мотоциклам

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.16. На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.

7.17. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.

9.8. Транспортные средства категории L имеют следующие неисправности:

  • неисправен или отсутствует рулевой демпфер, предусмотренный изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
  • отсутствуют подножки или рукоятки для пассажиров на седле, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
  • дуги безопасности, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации, отсутствуют или приведены в состояние, при котором невозможно их использование по назначению;
  • имеется люфт в соединениях рамы транспортного средства с рамой бокового прицепа.

В целом, требования к мотоциклам остались прежними.

Требования к автобусам

9.9. Транспортные средства категорий M2 и M3 имеют следующие неисправности:

  • неисправны или отсутствуют аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверями и сигнализация их работы;
  • не обозначены соответствующим знаком или надписью детали приведения в действие аварийных выходов (рукоятки, скобы, ручки);
  • в салоне установлены дополнительные элементы конструкции, ограничивающие свободный доступ к аварийным выходам;
  • отсутствуют или ненадежно закреплены поручни в местах, предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
  • имеется сквозная коррозия или разрушение пола пассажирского салона.

С 1 сентября 2023 года для автобусов вводятся новые неисправности, запрещающие эксплуатацию:

  • не обозначение знаком или надписью деталей приведения в действие аварийного выхода;
  • наличие элементов конструкции, ограничивающих доступ к аварийным выходам;
  • отсутствие поручней;
  • повреждение пола пассажирского салона.

Требования об отсутствии изменений конструкции

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

9.10. В конструкцию колесного транспортного средства внесены изменения в нарушение требований, предусмотренных Правилами внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. N413 «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Пункт 9.10 содержит универсальное требование, запрещающее вносить изменения в конструкцию ТС без разрешения ГИБДД:

Это требование могло бы заменить многие требования, рассмотренные в рамках данной серии статей. Оно говорит о том, что любое несогласованное изменение конструкции запрещается. И, в принципе, оно позволяет исключить из документа все требования, в которых содержится фраза «не предусмотренных изготовителем ТС». Однако законодатели почему-то решили выделить некоторые требования в отдельны пункты.

Если у Вас есть мысли по поводу того, для чего это сделано, напишите их в комментариях к данной статье.

Требования к решеткам и «кенгурятникам»

9.11. На транспортные средства категорий M1 и N1 установлены конструкции, выступающие вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемые из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Указанное требование не распространяется на конструкции, предусмотренные изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации и (или) прошедшие оценку соответствия в установленном порядке, а также на металлические решетки массой менее 0,5 килограмма, предназначенные для защиты только фар, государственный регистрационный знак и элементы его крепления.

Пункт 9.11 запрещает устанавливать на автомобили категории В так называемые кенгурятники, то есть решетки, защищающие переднюю часть автомобиля при движении по бездорожью. Ранее в ПДД подобного запрета не было.

Требования к группам транспортных средств

9.12. Специализированные транспортные средства не соответствуют требованиям пунктов 15.1 — 15.3, 15.6 — 15.8 приложения N8 к техническому регламенту. Неисправность транспортного средства, выражающаяся в его несоответствии требованиям пункта 15.8 приложения N8 к техническому регламенту, выявляется с использованием средств технического диагностирования.

9.13. Специальные транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог не соответствуют требованиям раздела 16 приложения N8 к техническому регламенту. Неисправность транспортного средства, выражающаяся в его несоответствии требованиям пунктов 16.1 и 16.3 приложения N 8 к техническому регламенту, выявляется с использованием средств технического диагностирования.

9.14. Транспортные средства для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска не соответствуют требованиям пунктов 17.1, 17.3 и 17.4 приложения N8 к техническому регламенту.

9.15. Автоэвакуаторы не соответствуют требованиям раздела 18 приложения N8 к техническому регламенту.

9.16. Транспортные средства с грузоподъемными устройствами не соответствуют требованиям раздела 19 приложения N8 к техническому регламенту.

9.17. Транспортные средства для перевозки опасных грузов не соответствуют требованиям раздела 20 (за исключением пунктов 20.8.9 и 20.8.10) приложения N8 к техническому регламенту. Неисправность транспортного средства, выражающаяся в его несоответствии требованиям пунктов 20.2, 20.5, 20.12 и 20.14.24 приложения N8 к техническому регламенту, выявляется с использованием средств технического диагностирования.

9.18. Транспортные средства — цистерны не соответствуют требованиям раздела 21 приложения N8 к техническому регламенту.

9.19. Транспортные средства — цистерны для перевозки и заправки нефтепродуктов не соответствуют требованиям раздела 22 приложения N8 к техническому регламенту. Неисправность транспортного средства, выражающаяся в его несоответствии требованиям пунктов 22.2 и 22.3 приложения N8 к техническому регламенту, выявляется с использованием средств технического диагностирования.

9.20. Транспортные средства — цистерны для перевозки и заправки сжиженных углеводородных газов не соответствуют требованиям раздела 23 приложения N8 к техническому регламенту. Неисправность транспортного средства, выражающаяся в его несоответствии требованиям пункта 23.1 приложения N8 к техническому регламенту, выявляется с использованием средств технического диагностирования.

9.21. Транспортные средства — фургоны не соответствуют требованиям раздела 24 приложения N8 к техническому регламенту.

9.22. Транспортные средства — фургоны, имеющие места для перевозки людей, не соответствуют требованиям раздела 25 приложения N8 к техническому регламенту.

9.23. Троллейбусы не соответствуют требованиям раздела 27 приложения N8 к техническому регламенту. Неисправность транспортного средства, выражающаяся в его несоответствии требованиям пунктов 27.1 — 27.3 приложения N8 к техническому регламенту, выявляется с использованием средств технического диагностирования.

В отдельную группу нововведений можно включить требования, предъявляемые к различным типам транспортных средств, а именно к:

  • специализированным ТС;
  • специальным ТС;
  • ТС для перевозки грузов с прицепом-роспуском;
  • автоэвакуаторам;
  • ТС с грузоподъемниками;
  • ТС для перевозки опасных грузов;
  • цистернам;
  • цистернам для нефтепродуктов;
  • цистернам для сжиженных газов;
  • фургонам;
  • фургонам для перевозки людей;
  • троллейбусам.

В данном случае примечательно, что законодатели решили не переносить в текст ПДД многочисленные требования, а просто привели отсылку к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»:

При этом с точки зрения водителя остается непонятным, почему некоторые пункты технического регламента, рассмотренные в предшествующих статьях, были перенесены в ПДД практически дословно, а некоторые — нет. Если у Вас есть какие-то мысли по этому поводу, напишите их в комментариях к данной статье.

Штрафы за прочие неисправности ТС

Обратимся к статье 12.5 КоАП:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 1 1 — 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
.
4. Управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств.

6. Управление транспортным средством, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

Если на автомобиле установлены специальные световые и звуковые сигналы (мигалки), либо на нем нанесены цветографические схемы специальных служб, то водителя ждет наказание в виде лишения прав на срок 12-18 месяцев.

За прочие неисправности, перечисленные в статье, водителя ждет предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

В заключение предлагаю Вам изучить полный текст обновленных правил дорожного движения:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *