Как рассчитать пени по контракту
Перейти к содержимому

Как рассчитать пени по контракту

  • автор:

Как рассчитать пени по контракту

Пеня начисляется начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога п. 3 ст. 75 НК РФ.

Срок исполнения обязательств по контракту, дней

Начальная (максимальная) цена контракта [НМЦК]

Цена контракта или этапа Размер штрафа
не более 3 млн. ₽ (не включительно) 1 000 ₽
от 3 млн. ₽ до 50 млн. ₽ (включительно) 5 000 ₽
от 50 млн. ₽ до 100 млн. ₽ (включительно) 10 000 ₽
более 100 млн. ₽ 100 000 ₽
Условие Размер штрафа
цена контракта (этапа) × 1% 5 000 ₽ 5 000 ₽

Размер штрафа рассчитан от НМЦК, равной 100 млн. рублей
п.5 Постановления Правительства №1042 (в редакции до 14.08)

Размер штрафа рассчитан от цены контракта, равной 100 млн. рублей
п.5 Постановления Правительства №1042 (в редакции после 14.08)

Цена контракта Размер штрафа
не более 3 млн. ₽ (не включительно) 10,0 %
от 3 млн. ₽ до 50 млн. ₽ (не включительно) 5,0 %
от 50 млн. ₽ до 100 млн. ₽ (не включительно) 1,0 %
от 100 млн. ₽ (включительно) 0,5 %
Цена контракта (этапа) Размер штрафа
не более 3 млн. ₽ (не включительно) 10,00 %
от 3 млн. ₽ до 50 млн. ₽ (включительно) 5,00 %
от 50 млн. ₽ до 100 млн. ₽ (включительно) 1,00 %
от 100 млн. ₽ до 500 млн. ₽ (включительно) 0,50 %
от 500 млн. ₽ до 1 млрд. ₽ (включительно) 0,40 %
от 1 млрд. ₽ до 2 млрд. ₽ (включительно) 0,30 %
от 2 млрд. ₽ до 5 млрд. ₽ (включительно) 0,25 %
от 5 млрд. ₽ до 10 млрд. ₽ (включительно) 0,20 %
более 10 млрд. ₽ (включительно) 0,10 %
Начальная (максимальная) цена контракта Размер штрафа
не более 3 млн. ₽ (не включительно) 10 %
от 3 млн. ₽ до 50 млн. ₽ (включительно) 5 %
от 50 млн. ₽ до 100 млн. ₽ (включительно) 1 %
Цена контракта (этапа) Размер штрафа
не более 3 млн. ₽ (не включительно) 3 %
от 3 млн. ₽ до 10 млн. ₽ (не включительно) 2 %
от 10 млн. ₽ до 20 млн. ₽ (включительно) 1 %
Цена контракта Размер штрафа
не более 3 млн. ₽ (не включительно) 10 %
от 3 млн. ₽ до 50 млн. ₽ (включительно) 5 %
от 50 млн. ₽ до 100 млн. ₽ (включительно) 1 %
Величина коэффициента К Коэффициент
0% – 50% (не включительно) 0,01
50% – 100% (не включительно) 0,02
100% и более 0,03

Величина коэффициента К = ((дата фактического исполнения обязательства − дата исполнения обязательства по контракту) / срок исполнения обязательств по контракту) × 100%

Порядок расчёта

Примечание

Выбранный период начисления пени завершится в будущем. Расчёт произведён по актуальной на текущую дату ключевой ставке ЦБ РФ. В дальнейшем ставка может измениться.

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.

Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).

Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.

Ответственность заказчика

Пеня

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от не уплаченной в срок суммы (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

К примеру, если цена контракта составляет 500 тыс. руб., последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту – 20 марта, а фактически деньги перечислены 31 марта (в полном объеме, без частичной оплаты), то расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

500 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 1512,5 руб.

Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (300 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

300 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 907,5 руб.

Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон – ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Штраф

Что касается штрафов за все прочие нарушения контракта заказчиком (помимо просрочки), то их размер должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Причем Правила строго регламентируют размер штрафа в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту

Цена контракта Размер штрафа (в % от цены контракта)
Не более 3 млн руб. 2,5
От 3 млн руб. до 50 млн руб. 2
От 50 млн руб. до 100 млн руб. 1,5
Более 100 млн руб. 0,5

Шкала цены контракта сформулирована не совсем корректно, поэтому возникает вопрос: какой размер штрафа необходимо прописать, если цена контракта составляет, допустим, ровно 50 млн руб. – но предсказать поведение заказчика в этому случае нетрудно: скорее всего, в контракте будет закреплен меньший размер штрафа. Кстати, такая же проблема возникает и при определении размера штрафа поставщика.

Ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика)

Пеня

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, пеня рассчитывается по гораздо более сложной схеме в сравнении с расчетом пени в отношении недобросовестных заказчиков. В самом общем виде формула определения размера пени выглядит следующим образом (п. 6 Правил):

П = (Ц – В) x С ,

Ц – цена контракта;

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту (определяется на основании документов о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов);

С – размер ставки.

И если с первыми компонентами – Ц и В – вопросов не возникает, то расчет ставки (С) производится в несколько этапов. Сама по себе формула определения размера ставки достаточно проста (п. 7 Правил):

С = СЦБ x ДП ,

СЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП – количество дней просрочки.

Как мы видим, появляется еще коэффициент К, величина которого зависит от того, насколько серьезную просрочку допустил поставщик. Сам по себе этот коэффициент тоже рассчитывается довольно несложно (п. 8 Правил):

К = (ДП / ДК) x 100% ,

ДП – количество дней просрочки;

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

Следующий этап – это определение величины, на которую надо умножить ставку рефинансирования (этот показатель определяется исходя из размера коэффициента К), чтобы получить СЦБ (п. 8 Правил):

Таблица 2. Правила определения коэффициента, на который умножается ставка рефинансирования (в зависимости от величины коэффициента К)

Величина коэффициента К Размер ставки рефинансирования (СЦБ)
0-50% 0,01 ставки рефинансирования
50-100% 0,02 ставки рефинансирования
100% и более 0,03 ставки рефинансирования

Здесь мы снова сталкиваемся с некорректным определением диапазонов шкалы – например, совершенно непонятно, как рассчитать ставку, если коэффициент К равен 50%. Скорее всего, со временем шкала величин этого коэффициента будет приведена в более привычный и однозначный вид: 0-49%, 50-99%, 100% и более.

Рассчитаем размер пени на конкретных примерах.

Допустим, цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, период просрочки – 9 дней, вовремя контракт не был исполнен даже частично.

Сначала определим коэффициент К:

К = (9 / 30) x 100% = 30%

Поскольку это значение попадает в диапазон «0-50%», то в формуле расчета ставки С мы будем использовать СЦБ, равный 0,01 значения ставки рефинансирования (напомним, сегодня ее размер составляет 8,25%):

С = (0,01 x 0,0825) x 9 = 0,007425 (или 0,74%)

Наконец, можно переходить к расчету собственно пени (у нас значение В будет равно нулю, поскольку частичного исполнения контракта не было):

П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 0,74% = 3700 руб.

Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:

П = (500 000 руб. – 200 тыс. руб.) x 0,74% = 2220 руб.

Представим, что данные те же (цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, частичного исполнения нет), но просрочка составила 18 дней. Снова начинаем с конца, с расчета коэффициента К:

К = (18 / 30) x 100% = 60%

Автоматически меняется значение коэффициента К, который надо учитывать: он попадает в диапазон «50-100%», а следовательно, значение ставки рефинансирования (8,25%) нужно умножить на 0,02:

С = (0,02 x 0,0825) x 18 = 0,0297 (или 2,97%)

Итоговая ставка, с помощью которой исчисляется пеня, значительно подросла в сравнении с первым примером, и размер пени, конечно, тоже увеличится:

П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 2,97% = 14 850 руб.

Наконец, рассчитаем пеню для случая серьезной просрочки исполнения контракта, превышающей весь срок его исполнения, – например, 42 дня:

К = (42 / 30) x 100% = 140%

Снова изменился диапазон значений коэффициента К, теперь он составляет «100% и более» – то есть значение ставки рефинансирования (8,25%) надо умножить на 0,03:

С = (0,03 x 0,0825) x 42 = 0,104 (или 10,4%)

Соответственно, итоговый размер пени будет равен:

П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 10,4% = 52 000 руб.

Штраф

Предусмотрены для поставщиков и штрафы, которые применяются во всех случаях ненадлежащего исполнения обязательств, за исключением просрочки.

Таблица 3. Размеры штрафа, взыскиваемого с поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту (п. 4 Правил)

Цена контракта Размер штрафа (в % от цены контракта)
Не более 3 млн руб. 10
От 3 млн руб. до 50 млн руб. 5
От 50 млн руб. до 100 млн руб. 1
Более 100 млн руб. 0,5

Размеры штрафов выглядят более внушительными по сравнению с размерами просрочки, что может не очень благоприятно повлиять на исполнение контракта. К примеру, если срок его исполнения подходит к концу, а подрядчик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в недоделанном виде нет смысла: намного «дешевле» будет исполнить контракт с просрочкой.

К тому же, если некачественный результат работ в таком случае все-таки будет сдан, то поставщику придется не только уплачивать штраф, но и исправлять недостатки. Это с большой долей вероятности приведет к тому, что качественно работа будет выполнена уже после истечения срока исполнения контракта – а следовательно, заказчик может взыскать еще и пеню за просрочку, прямого запрета на это не содержат на Закон № 44-ФЗ, ни Правила.

Совсем-совсем недобросовестно

Правила не определяют, каким образом должен быть установлен штраф за неисполнение обязательств, речь идет только о ненадлежащем исполнении контракта или просрочке его исполнения.

При принятии Закона № 44-ФЗ в первоначальной редакции законодатель вообще забыл упомянуть об ответственности за неисполнение контракта – соответствующие поправки были внесены в ч. 5, ч. 6, ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ только в конце 2013 года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В результате этими нормами предусмотрено, что штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту должен быть закреплен в контракте в виде фиксированной суммы, которая определяется с учетом требований Правил, – но в самих Правилах речь идет только о ненадлежащем исполнении или просрочке.

Понятно, что в случае неисполнения контракта интересы заказчика будут гарантированы обеспечением исполнения контракта (например, выплатой по банковской гарантии в соответствии со ст. 45 Закона № 44-ФЗ), а поставщик будет занесен в реестр недобросовестных поставщиков (ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Но это не освобождает заказчика от обязанности предусмотреть в проекте контракта ответственность за неисполнение в виде фиксированной суммы штрафа (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Самое простое, что можно сделать в такой ситуации для предупреждения претензий ФАС России по формальному основанию – изменить формулировку контракта таким образом, чтобы фиксированная сумма штрафа распространялась на «неисполнение или ненадлежащее исполнения обязанностей по контракту».

В условиях неопределенности

«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны «

Фиксированный размер штрафа необходимо рассчитать уже на этапе разработки конкурсной документации. Однако сделать это трудно, поскольку итоговая цена контракта, в зависимости от которой будет исчисляться размер штрафа, будет известна только после определения победителя.

Поэтому можно включить в контракт пункт с незаполненными полями, например: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Контракта Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере ____ % от цены Контракта, определенной в п. ____ настоящего Контракта, что составляет ____ руб.». Потом, уже на этапе заключения договора, в пустые поля вписываются соответствующие значения.

Если заказчик уверен, что по итогам закупки начальная цена не упадет до такой степени, чтобы попасть в другой диапазон (см. табл. 1, 3) (например, в документации о закупке – 3,5 млн руб., а по итогам конкурса победителем будет признан участник, предложивший 2,9 млн руб.), то можно сразу указать конкретный процент.

Кстати, размер пени Закон № 44-ФЗ также требует прописать в контракте (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) – очевидно, в этом случае можно просто продублировать положения Правил.

Исключение из правил

В заключение напомним, что в соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика:

  • на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • если предметом закупки являются лекарственные препараты (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»

Новости по теме:

    – «ИА «ГАРАНТ», 11 марта 2014 г. – ИА «ГАРАНТ», 17 февраля 2014 г. – ИА «ГАРАНТ», 13 февраля 2014 г. – ИА «ГАРАНТ», 28 ноября 2013 г.

Материалы по теме:

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 5

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 5
Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 4

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 4
Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, как заключить контракт на аренду нежилых помещений, возможно ли создать единую контрактную службу для нескольких учреждений, включаются ли в план-график закупки у субъектов естественных монополий, а также закупки на сумму менее 100 тыс. руб. и многое другое.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3
Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 2
На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает руководитель Центра эффективных закупок «Tendery.ru», председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов.

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 1
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования», член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Мнение:

Виталий Ветров

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Как рассчитать пени по госконтракту

В настоящей статье речь пойдет о порядке расчета неустойки за просрочку срока исполнения обязательства по государственному контракту.

Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Приведенная формулировка законодателя вводит неопределенность касательно порядка расчета пени, а именно – на какую дату следует определять ключевую ставку ЦБ РФ при начислении и взыскании пеней? Как должен определять размер пени государственный заказчик и по какой ставке должен оплатить пени исполнитель?

Возможны следующие варианты:

  1. Заказчик удержал размер пени из денежных средств, причитающихся исполнителю.

В этой ситуации все более-менее понятно – пени будут рассчитаны по ключевой ставке ЦБ РФ, действовавшей на дату оплаты по контракту.

  1. Заказчик оплатил исполнителю причитающуюся по контракту плату, а потом решил выставить пени и исполнитель добровольно пени оплатил.

В этой ситуации получается, что заказчик вынужден в требовании об оплате пени рассчитать их по ключевой ставке ЦБ РФ, действовавшей на дату подготовки требования, а исполнитель при удовлетворении полученного требования должен исходить из ставки, действовавшей на дату уплаты.

  1. Заказчик оплатил исполнителю причитающуюся по контракту плату, потом решил выставить пени, а исполнитель оплатил пени частично в добровольном порядке.

В этом случае заказчик должен рассчитать пени по ключевой ставке ЦБ РФ на дату частичной оплаты пени исполнителем (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2022 года по делу №А56-39320/2022).

  1. Заказчик оплатил исполнителю причитающуюся по контракту плату, потом решил выставить пени, а исполнитель не оплатил пени в добровольном порядке.

Эта ситуация вызывает больше всего вопросов.

Верховный суд в п. 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г. (далее – Обзор ВС РФ), указал, что при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.

При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.

Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда ко всему периоду просрочки подлежит применению ставка на день его вынесения.

Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.

В то же время Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определении от 18.09.2019 года № 308-ЭС19-8291 по делу № А15-1198/2018 (далее – Определение ВС РФ) указала, что разъяснения, содержащиеся в пункте 38 Обзора ВС РФ, не затрагивают ситуацию, когда спорное обязательство было исполнено.

Судебная коллегия ВС РФ в определении разъяснила, как следует рассчитывать неустойку за просрочку срока исполнения обязательств по государственному контракту в случаях, если основное обязательство было исполнено должником на момент предъявления иска в суд: в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).

Судебная коллегия в Определении ВС РФ отметила, что суд первой инстанции в рассмотренном Верховном Суде РФ деле при расчете неустойки обоснованно руководствовался ставками ЦБ РФ, действовавшими на даты оплаты долга (исполнения обязательства).

Таким образом, Верховный Суд РФ придерживается такого подхода:

— если должник по контракту исполнил основное обязательство на момент обращения в суд с иском, то пени считаются по ключевой ставке ЦБ РФ, действовавшей на момент исполнения основного обязательства;

— если должник по контракту исполнил основное обязательство на момент обращения в суд с иском, то пени должны считаться по ключевой ставке ЦБ РФ, действовавшей на дату вынесения решения суда.

Как рассчитываются пени по 44-ФЗ и 223-ФЗ

вопросы

Пеня — разновидность неустойки за нарушение срока выполнения прописанных в договоре обязательств. Пеня начисляется в процентах от суммы, которая оговорена по договору или обозначена законодательством. Рассказываем о нюансах расчёта пени по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Как рассчитать пени по 44-ФЗ

  • ст. 530, 533, 534, 384, 720, 783 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Контрактная система предполагает два вида неустоек, которые коренным образом отличаются друг от друга:

  • пени — начисляются в случае неисполнения в срок тех или иных обязательств;
  • штрафы — налагаются за ненадлежащее исполнение (исключение — просрочка), неисполнение обязательств, прописанных в контракте.

Если подрядчик (исполнитель, поставщик) должен был выполнить строительные работы сегодня, а по факту выполнил их неделю спустя, наказанием будут пени. Штраф же налагается в том случае, если товар от поставщика, например, оказался просроченным. Начисление штрафов и пени осуществляется по правилам, которые установлены Постановлением Правительства РФ № 1042 и действуют с 9 сентября 2017 года. Пеня устанавливается в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок суммы, которая действует на дату уплаты неустойки.

Для расчёта специальный калькулятор не потребуется. Чтобы рассчитать пени по 44-ФЗ, используйте формулу:

Пеня = ЦК × (1/300 × КС) × количество дней просрочки,

где ЦК — цена контракта, а КС — размер ключевой ставки ЦБ РФ.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, в том числе за выходные и праздничные дни начиная с того, который следует за днём истечения сроков исполнения контрактных обязательств (письмо Минфина РФ от 13 апреля 2016 года № 02-04-06/21780).

Если подрядчик (поставщик, исполнитель) выполнил обязательства частично, пеня уменьшается на сумму, соответствующую объёму выполненных обязательств. В своём письме от 7 ноября 2017 года № 24-03-08/73293 Минфин РФ также разъяснил, что при определении количества просроченных дней не следует учитывать время, которое потребовалось для приёмки товаров, выполненных работ, оказанной услуги, а также для оформления результатов приёмки, если в контракте для этого не прописаны соответствующие условия.

Пример расчёта пени по контракту

Рассчитаем размер пени на конкретном примере. Допустим, ООО «Заказчик» заключило с ИП-подрядчиком контракт на выполнение ремонтно-строительных работ. Сумма контракта составила 1,2 млн рублей. Подрядчик не успел уложиться в срок, выполнив только часть работы. При этом стоимость фактически исполненных подрядчиком в установленный срок обязательств составила 800 тысяч рублей. К моменту расчёта пени количество дней просрочки составило 30 дней.

Ключевая ставка ЦБ РФ (значение, актуальное для 2021 года) — 5.0%

При расчёте по формуле получаем:

Пеня = (1 200 000 рублей — 800 000 рублей) x (1/300 х 0,05) x 30 дней

Таким образом, размер пени составит 2000 рублей.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

Законом о контрактной системе предусмотрено начисление пени не только за срыв сроков исполнения основных обязательств по контракту, но и за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по предоставлению нового обеспечения исполнения контракта, в случае если у банка, выдавшего независимую гарантию, представленную в качестве ОИК, отозвали лицензию на осуществление банковских операций. Начисляется такая пеня за каждый день просрочки, в размере и порядке, установленном частью 7 статьи 34 Закона №44-ФЗ.

Как рассчитать пени по 223-ФЗ

В соответствии со ст. 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случае нарушения сроков контрактных обязательств по 223-ФЗ заказчик может потребовать пени. Однако ни в ГК РФ, ни в самом Федеральном Законе № 223-ФЗ не содержится порядка, по которому рассчитываются пени. В ГК РФ прописаны только общие положения, которые касаются неустойки.

Сроки, в которые исполнитель обязан начислить плату за неустойку, определены в п. 65 постановления пленума ВС РФ № 7 от 24 марта 2016 года. В соответствии с этим пунктом дата фактического исполнения обязательств по контракту (поставка товара, выполнение работ) считается последним днём просрочки. Дни, в которые заказчиком проводилась приёмка товаров (выполненных работ), просрочка исполнения госконтракта в себя не включает (письмо Минфина от 24 марта 2020 года № 24-03-07/22888).

Как выбрать формулу, чтобы рассчитать пени по 223-ФЗ

Чётких правил начисления пени для организаций, которые занимаются закупками по 223-ФЗ, нормативными актами не предусмотрено. Поэтому для расчёта размера пени можно опираться на правила, установленные Постановлением Правительства РФ № 1042 для расчёта неустоек по 44-ФЗ.

Если договор не содержит пункта, который бы предусматривал начисления пени или штрафа, а также пояснял метод их расчёта, заказчик сможет потребовать взыскания неустойки с исполнителя. Такая ситуация подходит под статью 393 ГК РФ о возмещении убытков

По умолчанию Постановление Правительства РФ № 1042 распространяется только на госзаказчиков, закупающихся по 44-ФЗ. Согласно определению Верховного Суда РФ № 305-ЭС 19-8124 от 29 августа 2019 года, закупщики по 223-ФЗ могут считать размер неустойки по правилам, которые предусмотрены этим нормативным актом, лишь при условии, что основные положения данных правил прописаны в Положении о закупке и договоре.

Основания, алгоритм и формула для расчёта неустойки по 223-ФЗ указываются в разделе договора «Ответственность сторон».

Примеры расчёта пени по 223-ФЗ

Возможны несколько вариантов расчёта. Чаще всего за основу берётся ключевая ставка Центрального Банка РФ, а размер пени рассчитывается по формуле:

Пеня = ЦД × (1/300 × КС) × количество дней просрочки,

где ЦД — цена договора, а КС — ключевая ставка ЦБ РФ.

Так, если цена договора составляет 25 700 300 рублей, а стоимость фактически исполненных обязательств — 14 520 400 рублей, то при просрочке в 25 дней и актуальном значении ключевой ставки ЦБ РФ (5.0%) размер неустойки по вышеуказанной формуле будет равен (25 700 300 — 14 520 400) × (1/300 × 0,05) × 25 = 107 024,08. Таким образом, подрядчик должен будет выплатить 107 024,08 рублей.

Неустойка может рассчитываться и как фиксированная величина, умноженная на количество дней просрочки. То есть расчёт производится по формуле:

Пеня = Количество дней просрочки × Фиксированная сумма за каждый день просрочки

В том случае если подрядчик просрочил поставку товаров или выполнение работ на 5 дней, то при фиксированной величине неустойки 1500 рублей за каждый день общий размер взыскания составит 7500 рублей (5 × 1500).

Основой для расчёта пени может выступать годовая процентная ставка, прописанная в договоре. В этом случае расчёт производится по формуле:

Пеня = (Расчётная сумма × Количество дней просрочки × Y) ÷ (Количество дней в году × 100),

где Y — годовая процентная ставка.

Если расчёт осуществляется на основании процентной ставки за день, применяется формула следующего вида:

Пеня = (Расчётная сумма × Количество дней просрочки × D) ÷ 100,

где D — процентная ставка за день.

Напомним, что условия расчёта неустойки обязательно должны быть прописаны в договоре, для подписания которого вам потребуется квалифицированная электронная подпись.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *