Чем фз отличается от фкз
Перейти к содержимому

Чем фз отличается от фкз

  • автор:

Нормативно-правовые акты: иерархия в РФ

Официальные документы, в которых есть нормы права, называют нормативно-правовыми актами. Они разделяются по сферам регулируемых отношений, по территории действия и по силе.

Что такое нормативный правовой акт

НПА существуют, чтобы установить правила общественной жизни государства в сфере экономики, культуры, политики и др.

Их понятие в законе не закреплено. Признаки указывает Минюст в Приказе № 105 от 23.04.2020 и пленум ВС РФ в Постановлении № 50 от 25.12.2018:

  • издание его органом власти, местного самоуправления, организацией или должностным лицом, который управомочен на это;
  • содержание в нем правовых норм.

Управомоченными на издание НПА являются федеральные и муниципальные органы власти, Госдума, президент и правительство, министерства и службы. Помимо этого, такие органы издают индивидуальные правовые акты, которые распространяются на одного человека и применяются единожды: приказ о награждении или о назначении на должность. Они не являются НПА, так как отсутствует признак нормативности: в них нет норм права.

Норма права — это такое правило, которое:

  • является обязательным для всех;
  • формально установлено государством;
  • применяется многократно;
  • может повлечь государственные санкции за неисполнение.

Особенными признаками НПА являются:

  • особая форма и порядок издания: письменный официальный документ, который издает правотворческий орган;
  • особая структура и специальный язык юридической терминологии;
  • правотворческий характер: направленность на установление, изменение и отмену норм права;
  • распространение на всех граждан и организации;
  • неоднократное и длительное действие.

Иерархия нормативных правовых актов в РФ

Все НПА имеют свое место в системе, в которой нижестоящие не должны противоречить вышестоящему. Это правило пригодится, если возникла коллизия норм: правила, которые находятся в нескольких НПА, содержат противоречащие друг другу нормы. Применяется та, что расположена в вышестоящем акте.

Конституция РФ

Это высший юридический акт страны, которому остальные должны соответствовать. В нем закреплены основные принципы правового строя, права и обязанности граждан, основы функционирования органов государства. Международные договоры, которые не соответствуют Конституции, не применяются и не вводятся в действие (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ ).

Международные правовые акты

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции , в правовую систему РФ входят международные принципы, нормы и договоры, подписанные и ратифицированные. Это значит, что международные акты имеют обязательную силу на территории РФ. Если в международном договоре указаны иные правила, чем в законе, применяются правила договора.

Федеральные конституционные законы

На необходимость их принятия указано в Конституции. Например, согласно ч. 3 ст. 118, судебная система устанавливается Конституцией и ФКЗ. Таким ФКЗ стал Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 31.12.1996 . Помимо этого, ФКЗ регулирует введение военного или чрезвычайного положения, изменение статуса региона или проведение референдума. ФКЗ выше в иерархии, чем ФЗ, но ниже Закона о поправках к Конституции.

Федеральные законы

Процесс создания и принятия федеральных законов включает несколько этапов. Инициатива по принятию законов исходит от президента, правительства, членов федерального собрания, от законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Законопроект проходит ряд процедур, включая рассмотрение и голосование, принятие его в обеих палатах федерального собрания и подписание президентом. ФЗ принимаются по различным вопросам: пенсионное обеспечение, процедура банкротства, реклама, закупки, деятельность банков. Также к ФЗ относятся кодексы, которые заключают в себе масштабный свод правил по конкретной отрасли: гражданской, уголовной, семейной, налоговой, трудовой, земельной, бюджетной и т. д.

Федеральные подзаконные акты

Подзаконные акты издают на основе и во исполнение законов. Они разъясняют и конкретизируют правила, которые в них установлены, дополняют положения и уточняют порядок их применения. Сюда включены:

  • президентские указы в отношении политики, обороны, безопасности, международных отношений и т. д.;
  • постановления правительства, которые издаются с целью регулирования вопросов, установленных ФЗ;
  • акты федеральных органов власти, таких как Министерство образования, здравоохранения, труда и т. д.

Последние, если они касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер, регистрируются в Минюсте.

Региональное законодательство

Регулирование отдельных вопросов находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. НПА субъектов РФ распространяются на лиц, проживающих в нем, или приезжих. Иерархия региональных НПА соответствует федеральной. У субъектов РФ есть основные законы: уставы и конституции, которые, в свою очередь, не должны противоречить Конституции РФ. Законы и региональные подзаконные акты соответствуют Конституции, федеральным законам и федеральным подзаконным актам. Региональное законодательство не может устанавливать правила, которые ухудшают положение людей, по сравнению с федеральным законодательством.

Муниципальные акты

Уровнем ниже стоят муниципальные акты, которые касаются вопросов муниципального управления, земельных вопросов, строительства и т. д. Они распространяются на жителей соответствующего города или района и на приезжих. Это устав муниципального образования, постановление администрации о порядке предоставления услуг, решение о бюджете.

Порядок вступления в силу НПА

Согласно положениям статьи 15 Конституции РФ, чтобы признаваться действующими, все законы должны опубликоваться в периодическом издании или на правовом информационном портале. Официальные издания, предназначенные для публикации, включают Парламентскую газету, Российскую газету и собрание законодательства РФ.

Официальный интернет-портал правовой информации

Дата вступления в силу нормативных правовых актов указывается в самих актах или связывается с определенным событием. В случае отсутствия указанной даты обычно применяется правило о том, что НПА вступает в силу через 10 дней после его официальной публикации (ст. 6 Федерального закона № 5-ФЗ от 14.06.1994 ). Это правило применяется к федеральным конституционным законам, федеральным законам и актам палат федерального собрания. Есть исключения:

НПА Вступление в силу
Законодательство о налогах и сборах Не ранее месяца со дня публикации и не раньше первого числа налогового периода, если акт относится к налогам, или не ранее чем через месяц со дня публикации, если акт относится к сборам (ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса ).
ФЗ, которые вносят изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 относительно планирования закупок, определения исполнителей, контроля, мониторинга и аудита Не ранее 1 января следующего года, или не ранее 1 января года, следующего за текущим годом, если акты приняты после 1 октября (ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013).
Закон (решение) о бюджете С 1 января (ч. 1 ст. 5 Бюджетного кодекса ).
Законодательство в сфере таможенного регулирования Не раньше 30 дней со дня публикации (ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 ).

Порядок опубликования и вступления в силу НПА президента, правительства и федеральных органов исполнительной власти установлен Указом президента № 763 от 23.05.1996 .

Акты президента вступают в силу через 7 дней после их публикации. Акты правительства, касающиеся прав и свобод человека, устанавливающие правовой статус органов власти и организаций, вступают в силу через 7 дней после их официальной публикации. В самих документах может быть указан иной порядок.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального конституционного закона № 4-ФКЗ от 06.11.2020, НПА правительства, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека, вступают в силу не ранее дня их публикации.

Федеральный конституционный закон и федеральный закон: сравнительная характеристика.

1) Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ст. 108 Конституции РФ). То есть, какие могут быть и должны быть ФКЗ прямо перечислено в Конституции. Например, согласно ч. 3 ст. 118 Конституции судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ.

2) Федеральный закон принимаются по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (по любым вопросам).

ФЗ не могут противоречить ФКЗ (часть 3 ст. 76 Конституции).

3) Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ч. 2 ст. 108), т.е. Президент не может отклонить ФКЗ.

4) Федеральный закон принимает Государственная Дума. Некоторые из них подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (не все, см. ст. 106), например, по вопросам федерального бюджета и т.д.

ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

ФЗ считается одобренным Совета Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения ФЗ Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Советом Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Советом Федерации. ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (по ФКЗ это невозможно). Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его.

Если он в течение этих 14 дней отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации могут преодолеть вето Президента большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совет Федерации и депутатов Государственной Думы, тогда Президент обязан его подписать и обнародовать в течение 7 дней.

Конституционное право России как наука: понятие, предмет, методы, система, источники.

Наука конституционного права — это совокупность различных теорий, взглядов, идей, концепций о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношений.

Под системой науки обычно понимается структура расположения накопленных знаний в их логической последовательности. При рассмотрении этой системы наиболее часто применяются два подхода, опирающиеся на систему отрасли конституционного права, на структуру Конституции. Один из них предполагает следующую структуру системы науки конституционного права:

общетеоретические вопросы науки и отрасли конституционного права;

учение о Конституции;

основы конституционного строя (конституционные основы устройства общества и государства);

конституционный статус индивидов, их объединений;

территориальная организация государственной (публичной) власти;

конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности.

Источники науки конституционного права:

1. Нормативные правовые акты, в том числе и ранее действовавшие.

2. Теоретические (труды ученых, создающие необходимые общие суждения по конституционно-правовым проблемам.

3. Результаты социологических исследований и практики, конституционно-правовой деятельности (эксперимент, практика отношений области, автономных округов).

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе.

Вот почему наука конституционного права и изучает все правовые институты в историческом развитии, выявляя их связь с общественными процессами. Эта наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства.

В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного (конституционного) права дооктябрьской России.

Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Уже отмечалось выше, что наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует и систему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выявлению места отрасли конституционного права в общей системе права Российской Федерации, соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор — важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общественных отношений и на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.

Обрабатывая данные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые, политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократических по форме правовых установлениях.

Метод конкретно-социологических исследований используется наукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых норм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовых норм.

Чем фз отличается от фкз

2.1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания

2.1.1. С 15.06.1994 по настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальные источники опубликования: «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», дополнительно с 26.10.1999 — «Парламентская газета», дополнительно с 10.11.2011 — размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

2.1.2. С 01.01.2000 вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах имеет свои особенности. В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов (за исключением специальных налоговых режимов) и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, размеры сборов, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, то они не имеют обратной силы.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

При этом с 24.08.2013 акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренными этими актами, но не ранее даты их официального опубликования; с 01.01.2009 по 23.08.2013 такие акты могли вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривали это.

В таком же порядке вступают в силу нормативные правовые акты о налогах и сборах Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

С 02.06.2016 статья 5 Налогового кодекса РФ дополнена нормой, устанавливающей особый порядок вступления в силу нормативных правовых актов, предусматривающих утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов). Такие акты вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.

В 2020 и 2022 годах Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по изданию нормативно-правовых актов, предусматривающих в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 и с 01.01.2022 по 31.12.2022 продление установленных налоговым законодательством сроков уплаты налогов, представления бухгалтерской отчетности, направления и исполнения требований об уплате налогов и др. меры, направленные на стабилизацию экономической ситуации (пункты 3 и 4 статьи 4 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ также устанавливает особенности применения актов законодательства о налогах и сборах в отношении отдельных категорий налогоплательщиков:

— налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов (пункт 4.1 статьи 5);

— налогоплательщиков — резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и налогоплательщиков — резидентов свободного порта Владивосток (пункт 4.2 статьи 5);

— налогоплательщиков (плательщиков сборов), являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений (пункт 4.3 статьи 5);

— налогоплательщиков, имеющих статус международной холдинговой компании (пункт 4.4 статьи 5);

— налогоплательщиков — участников свободной экономической зоны на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области (пункт 4.5 статьи 5).

2.1.3. С 01.01.2021 установлен особый порядок вступления в силу федеральных законов, вносящих изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с частью 5 статьи 2 указанного Закона федеральные законы, вносящие изменения в положения этого закона, касающиеся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контроля в сфере закупок, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, вступают в силу не ранее с 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия, за исключением случаев их принятия после 1 октября текущего календарного года, при которых такие федеральные законы вступают в силу не ранее с 1 января года, следующего за очередным календарным годом <*>.

<*> Действие части 5 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ приостановлено с 04.11.2022 до 01.01.2024 Федеральным законом от 04.11.2022 N 420-ФЗ.

2.1.4. С 01.01.2008 установлен особый порядок вступления в силу законов (решений) о бюджете. В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

2.1.5. Особый порядок вступления в силу установлен и для актов законодательства о таможенном регулировании:

С 04.09.2018 акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением следующих случаев:

— положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу в случаях, если предусматривают это;

— акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании могут иметь обратную силу в случаях, если это предусмотрено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или федеральными законами.

Основание: Статья 6 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ.

С 29.12.2010 по 03.09.2018 в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле вступали в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не было установлено таможенным законодательством Таможенного союза.

Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, улучшающие положение лиц, также имели обратную силу, если прямо предусматривали это. В иных случаях они имели обратную силу, если это было прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами.

С 01.01.2018 по 03.09.2018 в случае, если законодательные акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в области таможенного дела, противоречили Таможенному кодексу ЕАЭС, соответствующие правоотношения регулировались нормативными правовыми актами Минфина России, которые могли вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования (статья 322.1 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).

С 01.01.2004 по 28.12.2010 в соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса РФ акты таможенного законодательства вступали в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты таможенного законодательства, улучшающие положение лиц, имели обратную силу, если прямо предусматривали это. В иных случаях они могли иметь обратную силу, если это было предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

2.1.6. Особенности вступления в силу актов таможенного законодательства Таможенного союза (с 1 января 2015 года — Евразийского экономического союза):

С 1 июля 2010 года территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию Таможенного союза.

С 1 января 2015 года указанные страны учредили Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрено, что международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу Договора, входят в право ЕАЭС в качестве международных договоров в рамках ЕАЭС и применяются в части, не противоречащей Договору.

С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. До указанной даты применялся Таможенный кодекс Таможенного союза с учетом ограничений, установленных статьей 101 Договора о Евразийском экономическом союзе.

В соответствии пунктом 2 статьи 31 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется:

— международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, регулирующими таможенные правоотношения;

В соответствии со статьей 6 Договора о ЕАЭС право ЕАЭС составляют:

— международные договоры в рамках ЕАЭС;

— международные договоры ЕАЭС с третьей стороной;

— решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

2.1.6.1. Вступление в силу международных договоров государств — членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе ЕАЭС:

а) Договором о Евразийском экономическом союзе не предусмотрен общий порядок вступления в силу международных договоров в рамках ЕАЭС. Статьей 111 Договора установлено требование об официальном опубликовании договоров на официальном сайте ЕАЭС http://www.eaeunion.org. В качестве официального данный сайт определен Решением Высшего Евразийского экономического союза от 21.11.2014 N 90.

б) До 1 января 2015 года решение о вступлении в силу международного договора, направленного на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, принималось высшим органом Таможенного союза (Межгосударственным Советом ЕврАзЭС) при наличии информации депозитария о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу этого международного договора.

Основание: Протокол от 06.10.2007 «О порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним».

2.1.6.2. Вступление в силу решений Высшего Евразийского экономического совета:

Решения Высшего Евразийского экономического совета вступают в силу с даты их официального опубликования на официальном сайте ЕАЭС http://www.eaeunion.org, если этими решениями не определен иной срок вступления в силу (Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 N 96, Решение Высшего Евразийского экономического совета от 21.11.2014 N 90).

2.1.6.3. Вступление в силу решений Евразийского межправительственного совета:

Решения Евразийского межправительственного совета вступают в силу с даты их официального опубликования на официальном сайте ЕАЭС http://www.eaeunion.org, если этими решениями не определен иной срок вступления их в силу (Решение Высшего Евразийского экономического совета от 21.11.2014 N 89, Решение Высшего Евразийского экономического совета от 21.11.2014 N 90).

2.1.6.4. Вступление в силу решений Евразийской экономической комиссии:

а) С 01.01.2015 решения ЕЭК вступают в силу не ранее чем по истечении 30 календарных дней с даты их официального опубликования. Датой официального опубликования признается дата публикации решения на официальном сайте ЕАЭС http://www.eaeunion.org.

Решения ЕЭК, улучшающие положение физических и (или) юридических лиц либо принимаемые в исключительных случаях, требующих оперативного реагирования, могут предусматривать иной срок вступления в силу, но не менее 10 календарных дней с даты их официального опубликования.

Решения ЕЭК, улучшающие положение физических и (или) юридических лиц, могут иметь обратную силу.

Решения ЕЭК, ухудшающие положение физических и (или) юридических лиц, обратной силы не имеют.

С 26.01.2019 решения ЕЭК о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер посредством введения предварительных специальных, предварительных антидемпинговых и предварительных компенсационных пошлин вступают в силу по истечении 15 календарных дней с даты их официального опубликования.

С 30.03.2020 решения ЕЭК по вопросам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, таможенного регулирования, осуществления транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного контроля, технического регулирования, трудовой миграции, макроэкономическим вопросам, направленные на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и устранение негативных последствий для экономик государств-членов Евразийского экономического союза, вступают в силу в течение 10 календарных дней с даты их официального опубликования.

Основание: статья 111 Договора о Евразийском экономическом союзе; Положение о Евразийской экономической комиссии (приложение 1 к Договору); Решение Высшего Евразийского экономического союза от 21.11.2014 N 90 и Порядок официального опубликования, утвержденный указанным Решением; Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2018 N 99; Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 25.03.2020 N 11.

б) С 02.02.2012 до 01.01.2015 решения Евразийской экономической комиссии, имеющие обязательный характер, вступали в силу не ранее чем по истечении 30 календарных дней с даты их официального опубликования.

Источник официального опубликования:

с 02.02.2012 по 18.05.2013 — официальный сайт www.tsouz.ru.

Основание: статья 5 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011; Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.04.2013 N 83.

Распоряжением Правительства РФ от 22.08.2013 N 1479-р уполномоченной организацией Российской Федерации, ответственной за опубликование решений Евразийской экономической комиссии, определена «Российская газета». Решения Евразийской экономической комиссии подлежат опубликованию в течение 30 дней со дня их получения «Российской газетой».

в) До 02.02.2012 регулирующим органом Таможенного союза была Комиссия Таможенного союза (КТС):

С 09.12.2010 до 02.02.2012 решения КТС, имеющие обязательный характер, вступали в силу по истечении тридцати календарных дней после дня их официального опубликования (размещения на официальном Интернет-сайте КТС www.tsouz.ru).

До 09.12.2010 решения КТС, имеющие обязательный характер, вступали в силу не ранее чем через месяц с даты их официального опубликования (размещения на официальном Интернет-сайте КТС www.tsouz.ru).

Основание: статья 8 Договора о Комиссии таможенного союза от 06.10.2007; раздел VII Правил процедуры Комиссии таможенного союза, утвержденных Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 15.

2.1.7. В отношении законодательных актов, принятых ранее 15.06.1994 (до вступления в силу Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ), если иное не было установлено при принятии акта, следует руководствоваться следующими положениями:

1) с 06.04.1994 по 14.06.1994 — федеральные законы вступали в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 05.04.1994 N 662);

2) с 25.12.1993 по 05.04.1994 — порядок вступления в силу законов фактически отсутствовал. Правовой вакуум образовался в результате принятия новой Конституции РФ и признания в связи с этим недействующими и не подлежащими применению целого ряда нормативно-правовых актов, в числе которых был и Закон РСФСР от 13.07.1990 N 89-1, регулировавший порядок вступления в силу законодательных актов (Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288);

3) с 22.07.1990 по 24.12.1993 — законы РСФСР, другие акты Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР нормативного характера вступали в силу на всей территории РСФСР одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования в «Российской газете» и «Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР» (Закон РСФСР от 13.07.1990 N 89-1);

4) с начала 1959 года по 21.07.1990 — законы РСФСР, постановления и иные акты Верховного Совета РСФСР, указы и постановления Президиума Верховного Совета РСФСР общенормативного характера вступали в силу на всей территории РСФСР одновременно по истечении десяти дней после их опубликования в «Ведомостях Верховного Совета РСФСР» или газете «Советская Россия». Опубликованные акты Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета РСФСР ненормативного характера вступали в силу с момента их принятия (Указ Президиума ВС РСФСР от 30.09.1958, утвержденный Законом РСФСР от 27.12.1958 (Указ опубликован в Ведомостях ВС РСФСР, N 10 — 07.10.1958; Закон опубликован в Ведомостях ВС РСФСР, N 1 — 03.01.1959));

5) с 20.08.1989 — законы СССР, другие акты Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР нормативного характера вступали в силу на всей территории СССР одновременно по истечении десяти дней после их опубликования в «Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР» или газете «Известия».

Указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, не имеющие общего значения, могли быть не опубликованы и направлялись соответствующим государственным органам и общественным организациям для доведения до сведения предприятий, учреждений, организаций и лиц, на которых распространялось их действие. Эти акты вступали в силу с момента их получения государственными органами и общественными организациями (Закон СССР от 31.07.1989 N 307-1).

С начала 1959 года по 19.08.1989 — законы СССР, постановления и другие акты Верховного Совета СССР, указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР общенормативного характера вступали в силу на всей территории СССР одновременно по истечении десяти дней после их опубликования в газете «Известия» или в «Ведомостях Верховного Совета СССР». Все другие акты, не имеющие общенормативного характера, вступали в силу с момента их принятия (Указ Президиума ВС СССР от 19.06.1958, утвержденный Законом СССР от 25.12.1958 (Указ опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, N 14 — 17.07.1958; Закон опубликован в Ведомостях ВС СССР, N 1 — 01.01.1959)).

Характеристика федерального конституционного закона и его отличие от федерального закона

Федеральный конституционный закон рассматривается мировой законодательной практикой как особая категория правовых актов. В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие “федеральный конституционный закон” впервые закреплено Конституций Российской Федерации 1993 года.

Федеральные конституционные законы занимают особое место в российском законодательстве. Одно из предназначений таких законов — обеспечить стабильность Конституции как Основного Закона государства, закрепляющего устои его конституционного строя. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы.

Конституцией Российской Федерации определяется четкий круг вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, тогда как принятие федеральных законов может прямо и не оговариваться в Конституции, а вытекать из логики конституционного регулирования.

Различие федерального конституционного закона и федерального закона состоит не только в юридической силе и различии предметов ведения, которые в них затрагиваются, но и порядком принятия и возможностью применения Президентом Российской Федерации в отношении их отлагательного вето.

Как уже указывалось ранее в работе конституционные законы принимаются квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания (не менее трех четвертых от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы), а федеральные законы принимаются простым большинством голосов. Как конституционные, так и федеральные законы принимаются палатами Федерального Собрания раздельно.

Федеральные конституционные законы, принятые палатами Федерального Собрания, как и принятые поправки к Конституции не могут быть отклонены Президентом Российской Федерации и возвращены в парламент на новое рассмотрение.

Изучив Конституцию Российской Федерации можно составить следующий перечень Конституционных законов:

Название и дата принятия ФКЗ

или одобрения законопроекта

Порядок введения чрезвычайного положения

ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ

“О чревычайном положении” одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001

Порядок принятия в РФ и образование в ее составе нового субъекта РФ, измене-ние конституционно-правового статуса субъекта РФ

проект ФКЗ “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ” одобрен в первом чтении 01.12.1999, рассмотрен Советом Гос. Думы 27.04.2000, 20.06.2000, предложен депутатами Гос.Думы М.С. Гуцериевым, Л.А. Иванченко, А.И. Лукъяновым, М.З. Юрьевым

Описание, порядок официального использования государствен-ных флага, герба и гимна

ФКЗ от 25.12.2000 № 1-ФКЗ

“О государственном флаге РФ”

одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000

ФКЗ от 25.12.2000 № 2 ФКЗ

“О государственном гербе РФ”

одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000

ФКЗ от 25.12.2000 № 3 -ФКЗ

“О государственном гимне РФ”

одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000

ФКЗ от 22.03.2001 № 2 — ФКЗ

“О внесении изменений и дополнений в ФКЗ “О государственном гимне РФ”

одобрен СФ ФС РФ 14.03.2001

Порядок назначения референдума Прези-

ФКЗ от 10.10.1995 № 2 -ФКЗ

“О референдуме РФ”

одобрен СФ ФС РФ 03.10.1995

Режим военного положения

Порядок действия Уполномоченного по правам человека

ФКЗ от 26.02.1997 № 1 -ФКЗ

“Об Уполномоченном по правам человека в РФ”

одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997

Порядок деятельности Правительства РФ

ФКЗ от 17.12.1997 № 2- ФКЗ

“О правительстве РФ”

одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997

О судебной системе

ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ

“О судебной системе РФ”

одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996

проект ФКЗ “О внесении дополнений в ФКЗ “О судебной системе РФ” (в части образования административных судов) одобрен в первом чтении 22.11.2000 предложен Верховным Судом РФ

Полномочия, порядок образования и деятельности Конститу-

ционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж-ного Суда РФ и иных федеральных судов

ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ

“О Конституционном Суде РФ” одобрен СФ ФС РФ 12.07ю1994

ФКЗ от 08.02.2001 № 1-ФКЗ

“О внесении изменений и дополнений в ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”

одобрен СФ ФС РФ 31.01.2001

ФКЗ от 28.04.1995 № 1 — ФКЗ

“Об арбитражных судах в РФ” одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995

ФКЗ от 23.06.1999 № 1 -ФКЗ

“О военных судах РФ”

одобрен СФ ФС РФ 09.06.199

проект ФКЗ “О судах общей юрисдикции в РФ” рассмотрен Советом Гос.Думы 22.12.1998, предложен Президентом РФ

проект ФКЗ “О полномочиях судов общей юрисдикции по проверке соответствия нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативно правовыми актам” одобрен Гос.Думой 24.12.1999, предложен Верховным Судом РФ

проект ФКЗ “О полномочиях арбитражных судов по проверке соответствия нормативных правовых актов федеральными конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу” рассмотрен Советом Гос.

Думы 16.05.2000, предложен Высшим Арбитражным Судом РФ

проект ФКЗ “О внесении изменения и дополнения в ФКЗ “О военных судах РФ” (в части определения подсудности военных судов в связи с созданием административных судов) рассмотрен Советом Гос.

Думы 03.10.2000, предложен Верховным Судом РФ

проект ФКЗ “О федеральных административных судах в РФ” одобрен в первом чтении 22.11.2000, предложен Верховным Судом РФ

проект ФКЗ “О Верховном Суде РФ” рассмотрен Советом Гос.Думы 16.01.2001, предложен Верховным Судом РФ

Порядок созыва Конституционного Собрания

“О Конституционном Собрании” рассмотрен Советом Гос.Думы 04.07.2000, предложен депутатами Гос.Думы Б.Б. Надеждиным, А.И. Лукъяновым, В.А. Крюковым, В.В. Володиным, Е.Б. Мизулиной

“О Конституционном Собрании” рассмотрен Советом Гос.Думы 21.09.2000, предложен депутатом С.А. Ковалевым

Из приведенной выше таблицы видно, что одно положение Конституции, предусматривающее регулирование на уровне федерального конституционного закона, служит основой для принятия нескольких конституционных законов. Примером может служить п.1 ст.70, принято три основных конституционных закона “О государственном флаге РФ”, “О государственном гербе РФ”, “О государственном гимне РФ” и четвертым законом внесены изменения и дополнения в ФКЗ “О государственном гимне РФ”. Аналогичная ситуация складывается и с п.3 ст. 128, которой предусматривается принятие федеральных конституционных законов, регламентирующих полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ (принят основной закон, а другим внесены поправки), Верховного Суда РФ (проект закона рассмотрен Советом Гос.Думы), Высшего Арбитражного Суда РФ (принят закон) и иных федеральных судов (принят закон “О военных судах РФ”, а в отношении иных федеральных судов проекты законов находятся в различных стадиях законодательного процесса).

Принятие одних федеральных законов прямо предусмотрено Конституцией Российской Федерации, например, ч.1 ст.6 “О гражданстве РФ”, п.2 ст.39 “О государственных пенсиях в РФ”, п.2 ст.59 “О воинской обязанности и воинской службе”, п.4 ст. 81 “О выборах Президента РФ”, а принятие других вытекает из логики конституционного регулирования: ст. 38 “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, ст. 41 “О здравоохранении в РФ”, ст. 43 “Об образовании”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *