Кто должен спиливать деревья на придомовой территории многоквартирного дома
Перейти к содержимому

Кто должен спиливать деревья на придомовой территории многоквартирного дома

  • автор:

Кто должен спиливать деревья на придомовой территории многоквартирного дома

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Собственники МКД (многоквартирного дома) желают провести обрезку деревьев, расположенных на земельном участке, который размежеван для данного МКД. Имеется кадастровый номер участка.
Имеет ли право управляющая организация по решению собственников самостоятельно произвести жесткую обрезку или необходимо для этого получать порубочный билет в администрации города?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для проведения обрезки деревьев, расположенных на земельном участке, отнесенном к многоквартирному дому, требуется оформление порубочного билета.

Обоснование вывода:
Согласно пп. 2, 3 ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Таким образом, деревья, находящиеся на земельных участках, которые принадлежат собственникам помещений в многоквартирных домах (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ), также находятся в их общей долевой собственности.
Тем не менее, согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Законодательство в области охраны окружающей среды состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Так, охрана зеленых насаждений на территории Калининградской области регулируется Законом Калининградской области от 21.12.2006 N 100 Об охране зеленых насаждений (далее — Закон N 100), действие которого распространяется на отношения в сфере охраны зеленых насаждений, расположенных на территориях поселений и городских округов Калининградской области.
В ч. 2 преамбулы Закона N 100 указано, что его действие не распространяется на правоотношения в сфере использования, охраны, содержания и воспроизводства зеленых насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, зеленых насаждений в лесопарковых зеленых поясах, зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, зеленых насаждений на земельных участках, предназначенных для обслуживания индивидуального жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства на приусадебных земельных участках, земельных участках, расположенных на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также при проведении мелиоративных мероприятий.
Поскольку рассматриваемый земельный участок не относится к перечисленным исключениям, действие Закона N 100 в полной мере распространяется и на него.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 100 вырубка (снос), обрезка и/или пересадка зеленых насаждений осуществляются на основании разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, выдаваемой органами местного самоуправления в установленном ими порядке. При этом ст. 5-1 Закона N 100 предусмотрена компенсационная стоимость предстоящей вырубки. В части 2 указанной статьи указано, что компенсационная стоимость рассчитывается органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешительной документации на вырубку (снос), обрезку и/или пересадку зеленых насаждений, и взимается во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений*(1).
Обращаем внимание, что за несанкционированную вырубку (уничтожение) зеленых насаждений предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 7 Закона N 100, ст. 73.1 Закона Калининградской области от 12.05.2008 N 244 «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях»).
Учитывая изложенное, в преддверии вырубки деревьев на земельных участках, которые принадлежат собственникам помещений в многоквартирных домах, на последних (в лице управляющей организации (ст. 162 ЖК РФ) или одного из собственников по решению общего собрания (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ)) лежит обязанность по получению порубочного билета*(2).
Тот факт, что деревья находятся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, имеет значение применительно к вопросам распоряжения данным имуществом. Согласно п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Поскольку уничтожение деревьев, очевидно, относится к распоряжению ими, решение о спиле необходимо принять на общем собрании собственников помещений.
В качестве примеров из судебной практики по данному вопросу можем привести следующие судебные акты: решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.02.2021 по делу N А21-11082/2020, решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 24.03.2017 по делу N 2-135/2017.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артемьева Елена

Ответ прошел контроль качества

26 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В данной норме предусмотрены случаи, когда такая стоимость не взимается, но рассматриваемая ситуация к таковым не относится.
*(2) Правила выдачи порубочного билета на территории Гусевского городского округа Калининградской области смотрите в Разделе 2 Положения «О порядке выдачи разрешительной документации на вырубку (снос), пересадку и обрезку зеленых насаждений на территории муниципального образования «Гусевский городской округ», утвержденного решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области от 01.08.2018 N 51.

Как жильцам защитить деревья у дома?

Если у «дровосеков» нет разрешения на вырубку, вы можете потребовать приостановить уничтожение деревьев и вызвать полицию. А если нарушители уже повредили зеленые насаждения на придомовой территории, обращайтесь в администрацию муниципального образования и прокуратуру с заявлениями о проведении проверок

Как жильцам защитить деревья у дома?

«При установке столбов уличного освещения на придомовой территории многие деревья были повреждены. Жалобы жильцов дома игнорируются. Как привлечь к ответу нарушителей?» – на этот вопрос попросила дать ответ читательница «АГ».

Как охраняются зеленые насаждения?

Чтобы прояснить ситуацию, давайте рассмотрим вопрос о правовом режиме зеленых насаждений на придомовой территории.

В соответствии со сложившейся судебной практикой собственники жилых помещений в многоквартирном доме (далее – МКД), как правило, должны содержать земельный участок под зданием, фактически находящийся в их пользовании, даже если он не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. Эта обязанность реализуется через управление МКД – например, управляющей организацией. Соответственно, на нее возлагается обязанность по содержанию придомовой территории, в том числе зеленых насаждений на ней. Если же насаждения находятся за границами придомовой территории, то обязанность по их содержанию несет местная администрация.

Зеленые насаждения охраняются. Самовольный спил деревьев запрещен.

В каждом муниципальном образовании существуют правила охраны и содержания зеленых насаждений. Их соблюдение контролирует орган управления зеленым фондом администрации – он выявляет факты нарушения названных правил, проводит проверки.

В каждом населенном пункте орган местного самоуправления принимает положение, которое регулирует порядок выдачи разрешений на вырубку деревьев, в том числе на придомовой территории МКД. Этот документ называется порубочным билетом. За его получением нужно обратиться в местную администрацию. За уничтожение или повреждение до степени прекращения роста зеленых насаждений без порубочного билета грозит административная или уголовная ответственность.

Поскольку уничтожение деревьев на придомовой территории относится к распоряжению общим имуществом, решение о спиле должны принимать собственники квартир на общем собрании. И на них же – в лице управляющей организации или выбранного активиста – лежат обязанности по получению порубочного билета и выплате компенсации в бюджет.

В рассматриваемой ситуации повреждение зеленых насаждений произошло из-за установки столбов уличного освещения. Потому встает вопрос еще и из смежной области – о соблюдении правил в сфере содержания охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Как привлечь к ответу нарушителей?

Рекомендуем обратиться в администрацию муниципального образования и прокуратуру с заявлениями о проведении проверок:

  • по факту порчи зеленых насаждений до степени прекращения роста при установке уличного освещения;
  • соблюдения установленных требований в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства при установке уличного освещения и порядка размещения уличных фонарей.

В случае выявления нарушений материалы проверок должны быть переданы должностным лицам, уполномоченным привлекать к административной ответственности. Кроме того, прокуратура должна выдать виновным лицам представление с требованием устранить нарушения.

Если заявления собственников квартир в МКД будут проигнорированы, можно обратиться с жалобой на бездействие сотрудников прокуратуры или должностных лиц в вышестоящий орган – в областную прокуратуру или к главе муниципалитета соответственно.

Также обратите внимание на такую возможность защиты зеленых насаждений: если житель МКД увидит, что кто-то пытается спилить деревья на придомовой территории, то он имеет право потребовать у лиц, осуществляющих спил, разрешительные документы. Если эти документы не будут представлены, гражданин вправе потребовать приостановить уничтожение деревьев до выяснения обстоятельств. Также он может вызвать полицию, если его требование проигнорировали. При этом рекомендуем все фиксировать с помощью фото- и видеокамеры. В дальнейшем можно будет обратиться в полицию с заявлением по факту незаконного спила (вырубки) зеленых насаждений, приложив к нему снимки и видеоролики в подтверждение нарушения.

Должна ли УО содержать деревья на придомовой территории

Во вчерашней статье в числе экопроектов, которые можно реализовать после снятия карантинных мер, мы порекомендовали вам совместную с жителями посадку деревьев во дворе МКД. Возникает вопрос: кто должен далее содержать высаженные деревья и кусты? Предлагаем разобраться.

Кто ответит за вред здоровью из-за плохого содержания земли у дома

Земельный участок в составе общедомового имущества

В состав общедомового имущества входит земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании информации государственного кадастрового учёта (пп. «е» п. 2 Правил № 491).

Решение о благоустройстве такой придомовой территории, в том числе о том, что и куда посадить, как обслуживать и эксплуатировать элементы озеленения и благоустройства, принимает ОСС большинством голосов от общего числа голосов участвующих в данном собрании собственников (пп. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Содержание общего имущества в зависимости от его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния, геодезических и природно-климатических условий расположения дома включает в себя содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, которые размещены на земельном участке (пп. «ж» п. 11 Правил № 491).

  • с элементами озеленения и благоустройства;
  • с объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации дома (пп. «в» п. 3 Правил № 290).

Обслуживание зелёных насаждений на придомовом участке

За сохранность деревьев и других зелёных насаждений на придомовой территории и за надлежащий уход за ними отвечают организации по обслуживанию жилищного фонда или специализированные организации по договору. Это указано в п. 3.8.3 Правил, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Отметим, что техническая эксплуатация жилфонда включает в себя уход за зелёными насаждениями (пп. «в» п. 1.8 Правил № 170).

В постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10 по делу № А08-4962/2009-27 содержится важный вывод об осуществлении управляющими организациями всех текущих, неотложных, обязательных сезонных работ и услуг. Перечисленные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания МКД как объекта.

Управляющие организации осуществляют их в обязательном порядке, независимо от того, есть ли в договоре управления упоминание конкретных действий и принято ли по вопросу необходимости их выполнения решение ОСС.

В этих отношениях управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Именно поэтому определение в договоре управления размера оплаты за содержание и текущий ремонт дома с учётом его естественного износа – их предпринимательский риск.

Из перечисленных выше норм законодательства можно сделать вывод, что содержать на придомовой территории деревья, кусты и другие зелёные насаждения обязаны организации, управляющие МКД.

Жители дома могут по своему желанию поливать кусты и обрезать мешающие им ветки деревьев или решить совместно с УО по договору передать вопрос обслуживания зелёных насаждений специализированной организации. Но если что-то случится, отвечать за это и разбираться с подрядчиками будет именно управляющая организация.

Можно ли размещать на придомовой территории объекты торговли

Управляющая организация должна ухаживать за зелёными насаждениями

На перечисленные выше нормы законодательства обычно ссылаются суды, когда рассматривают многочисленные дела о падении деревьев на припаркованные во дворах машины.

Так произошло и с решением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29.03.2018 по делу № 33-4990/2018. Управляющую организацию обязали возместить истцу ущерб, причинённый машине из-за падения на неё ветки тополя.

Суд пришёл к выводу, что зелёные насаждения на прилегающей к дому территории содержались в ненадлежащем состоянии. А то, что автомобиль был припаркован прямо под деревом, а на улице дул сильный ветер, никак не влияет на дело. Ущерб машине был причинен вследствие ненадлежащего контроля управляющей компании за содержанием деревьев на обслуживаемой территории.

Отметим также, что обычно суды обязывают УО возместить материальный ущерб, в компенсации морального вреда отказывают. Такой вывод содержится, например, в решении Ленинского районного суда г. Курска от 24.08.2016. Ветка, упавшая с дерева, повредила автомобиль. Его владелец обратился с иском к управляющей компании, в котором попросил суд обязать её возместить материальный ущерб и моральный вред.

Суд не удовлетворил требования в части компенсации морального вреда. С учётом положений ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда предусмотрена при нарушении личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов граждан. Требования же собственника носили материальный характер, компенсация морального вреда в данном случае не предусмотрена.

Ещё о двух подобных делах мы написали в этой статье.

Как УО реагировать на раскопки во дворе многоквартирного дома

В заключение

Близится лето, пройдитесь по дворам многоквартирных домов, находящихся у вас на управлении, и проверьте, в каком состоянии находятся там деревья и кустарники. Не надо ли их привести в порядок.

Можно ли обрезать деревья во дворе многоквартирного дома?

Самостоятельно спилить ветки дерева, растущего на территории многоквартирного дома, нельзя. Если они находятся рядом с окнами, царапают стекла либо могут отломаться или упасть, то необходимо спилить дерево или обрезать ветки.

Но, согласно постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, пересадить или срубить деревья и кустарники, в том числе сухостойные и больные, без соответствующего разрешения нельзя. За сохранность деревьев отвечают организации по обслуживанию жилищного фонда или специализированные организации.

На каком расстоянии должны расти деревья?

Согласно действующим санитарным правилам, зеленые насаждения должны расти на расстоянии:

  • при диаметре кроны не более 5 м — на расстоянии 5 м от ствола до стены дома;
  • если диаметр составляет больше 5 м, ствол должен быть удален от стены более чем на 5 метров;
  • кустарник не должен быть выше нижнего края окна квартиры, располагающейся на первом этаже.

При расположении деревьев и кустарников на более близком расстоянии может снижаться освещенность помещений. Кроме того, растения могут быть ветхими и создавать угрозу для жильцов дома.

Можно ли срезать ветки, если из-за них в комнате недостаточно света?

Можно, но для замера освещенности помещения нужно пригласить сотрудников Роспотребнадзора. Специалисты с помощью люксметра оценят отсутствие или недостаток необходимого естественного освещения и выдадут решение.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», коэффициент естественной освещенности (количество света от всего небосвода, попадающего внутрь помещения) в жилых комнатах и кухнях должен быть не менее 0,5% в середине помещения. Определение КЕО проводят специалисты аккредитованных лабораторий при вымытых окнах. Для измерений выбирают дни со сплошной облачностью, покрывающей весь небосвод.

Что делать, если дерево действительно загораживает свет?

Для начала нужно направить заявление в управляющую компанию, которая должна решить вопрос с администрацией города. После того как специалист Роспотребнадзора составит акт, подтверждающий, что естественный свет действительно поступает в помещение не по нормативам, будет принято решение. Скорее всего, дерево не спилят полностью, а обрежут ветки, чтобы они не мешали проникать свету.

Кто должен обрезать деревья во дворе?

Если земля принадлежит жильцам многоквартирного дома, то за ее содержание отвечает УК или ТСЖ. Заявки на спил веток дерева на придомовой территории многоквартирного дома управляющие компании делают в муниципальные компании по благоустройству и озеленению. Если необходимо спилить ветви, в заявлении нужно указать:

  • адрес дома;
  • адрес квартиры;
  • ФИО и ряд других контактных данных;
  • причины, по которым требуется обрезка или спил.

Управляющая компания обязана вам ответить в течение 10 дней.

Если территория принадлежит муниципалитету, обязательства по ее содержанию ложатся на местный отдел администрации. Он может называться по-разному, например, отдел по озеленению и благоустройству. Поэтому заявление нужно подавать в соответствующий орган управления зеленым фондом.

Куда жаловаться, если на заявление об обрезке веток не отреагировали?

Если в УК, ТСЖ или в отделе по озеленению и благоустройству не отреагировали на заявление, можно написать жалобу в местную администрацию. В заявлении сошлитесь на нормы освещенности, а также укажите тот факт, что ответственные органы нарушили порядок рассмотрения жалоб и не ответили в установленные сроки.

А что будет, если самому спилить дерево или обрезать ветки?

За обрезку веток (корчевание растения), а также за спил дерева без разрешительных документов предусмотрено административное наказание.

Согласно пункту 8.6.10 приказа Минрегиона России от 27.12.2011 г. № 613 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований», нарушитель обязан возместить ущерб в размере стоимости дерева. В столице, согласно ст. 4.19 КоАП г. Москвы, штраф за уничтожение дерева составляет от 4000 до 4500 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *