Как вести себя в суде по административному делу
Перейти к содержимому

Как вести себя в суде по административному делу

  • автор:

Как вести себя в суде по административному делу

КАС РФ Статья 144. Порядок в судебном заседании

1. Участники судебного разбирательства и иные присутствующие в зале судебного заседания граждане обязаны соблюдать установленный в судебном заседании порядок.

2. При входе судей в зал судебного заседания и при их удалении для принятия судебного акта все присутствующие в зале встают. Объявление решения суда, а также объявление определения суда, которым заканчивается производство по административному делу в случае, если решение не принято, присутствующие в зале судебного заседания выслушивают стоя.

3. Участники судебного разбирательства обращаются к суду со словами: «Уважаемый суд», а к судье — «Ваша честь». Участники судебного разбирательства дают свои показания и объяснения суду, задают вопросы лицам, участвующим в деле, и отвечают на вопросы стоя и только после предоставления им слова председательствующим в судебном заседании. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения председательствующего в судебном заседании.

4. Судебное разбирательство происходит в условиях, обеспечивающих надлежащий порядок в судебном заседании и безопасность участников судебного разбирательства.

5. Действия лиц, которые присутствуют в зале судебного заседания и осуществляют разрешенные судом фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио, телевидению, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны нарушать установленный в судебном заседании порядок. Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

6. К лицам, нарушающим порядок в судебном заседании или не подчиняющимся законным распоряжениям председательствующего в судебном заседании, после устного замечания могут быть применены меры процессуального принуждения, предусмотренные настоящим Кодексом.

Как проходит суд по административному делу?

Что будет если не явится в суд по делу об административном правонарушении?

Если иное не установлено настоящим Кодексом, в случае неявки в судебное заседание без уважительных причин на лиц, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, налагается судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 .

Как рассматриваются дела об административных правонарушениях?

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Каковы стадии рассмотрения дела об административном правонарушении?

1) возбуждение дела об административном правонарушении; 2) рассмотрение дела об административном правонарушении; 3) пересмотр постановления или иного решения по делу об административном правонарушении; 4) исполнение постановления по делу о назначении административного наказания.

Можно ли рассмотреть дело об административном правонарушении в мое отсутствие?

Согласно положениям статьи 25.1 КоАП РФ должностное лицо вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, если: имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; этим лицом не заявлено ходатайство об отложении .

Каким Нпа регулируется вопрос привлечения к административной ответственности?

КоАП РФ Статья 1.3.1.

Кто может представлять интересы умершего человека?

Представлять интересы могут наследники умершего лица, а также представитель по доверенности, которую может выдать заявитель. Факт наследования подтверждается выданным нотариусом свидетельством.

Кто может быть защитником подсудимого?

49 УПК РФ, является приглашение для участия в судебном заседании по ходатайству обвиняемого в качестве защитника, наряду с адвокатом, одного из его близких родственников. Также Суд отметил, что при производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката. «Часть 2 ст.

Кто может быть защитником в уголовном производстве?

В соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 16.11.2000 г. защитником может быть не только адвокат, а и другие специалисты в области права, которые по закону имеют право на предоставление правовой помощи лично или по доверенности юридического лица.

Кто из участников уголовного судопроизводства не обладает правом пользоваться помощью защитника?

При этом лицо в силу ч. 6 комментируемой статьи и ст. 72 УПК не вправе участвовать в деле в качестве защитника, если оно по данному делу оказывает или ранее оказывало юридическую помощь лицу, интересы которого противоречат интересам защищаемого им подозреваемого (обвиняемого и др.)

На что ссылаться в суде по административному нарушению?

Итак, если Вам пришла повестка по административному (например по ст.6.1.1., ст.12.26 или любой другой), а так же по любому гражданскому делу в первую очередь, нужно познакомиться с материалами дела.

Право на ознакомление с материалами дела закреплено в Кодексе об административных правонарушениях, а так же в Гражданско-процессуальном кодекс – в зависимости от того в каком процессе вы участвуете.

Итак, для этого Вы должны написать заявление на ознакомление с материалами дела (бланки имеются в суде) и сдать его в канцелярию или подписать его через секретаря судьи. После этого, с подписанным заявлением обращаетесь в канцелярию суда, где Вам сотрудник канцелярии предоставит все дело для ознакомления.

При ознакомлении лучше всего сделать копии материалов путем фотографирования. Право отфотографировать абсолютно все дело у Вас тоже есть. После ознакомления с делом и изготовления фотокопий, Вы распечатываете его в полном обьеме.

Таким образом, у Вас всегда под рукой будет точная копия дела имеющегося в распоряжении суда, которым будет очень удобно пользоваться в судебном процессе при защите своих интересов.

Начинаем готовиться к процессу.

Нужно внимательно прочитать все, что есть в материалах административного (гражданского) дела, чтобы понимать в чем Вас обвиняют и какие этому есть доказательства.

Если дело гражданское, значит Вы являетесь ответчиком и к Вам предъявлены конкретные требования, суть которых так же нужно понять, а так же понять на чем основаны доводы.

Если вы истец, то вы сами подавали иск и приложения к нему, очевидно, что знакомиться со своим же иском в суде, нет никакого смысла.

Далее, после того как вы поймете, что от Вас хотят, нужно подумать, как опровергнуть доводы указанные в деле. Здесь давайте будем отдельно говорить об административных делах и гражданских делах.

Итак, если речь идет о привлечении к административной ответственности (например, по той же ст.6.1.1. Коап РФ) и вы хотите защищаться без адвоката. В деле будут иметься показания потерпевшего и свидетелей.

В отношении данных показаний Ваша задача перед судебным заседанием будет подготовить вопросы, которые вы хотите задать этим лицам, в опровержение Вашего обвинения. Вопросы нужно подготовить в письменном виде – так будет легче прочитать их в суде и четко донести свои мысли до суда и допрашиваемого.

Мы забыли сказать, что конечно же право задавать вопросы на заседании суда свидетелю у Вас тоже есть. Если суд самостоятельно не вызвал свидетелей в суде, Вы можете заявить суду такое ходатайство. Желательно заявлять ходатайство в письменном виде.

Ходатайство о вызове свидетелей пишется в простой форме. В шапке указывается, в какой суд, от кого, и кого и для чего просите вызвать.

Кроме этого, если Вы обнаружили, что в деле нет доказательств, о существовании которых Вам известно, нужно, подготовить в суд ходатайство об истребовании данных доказательств. Например, запросить записи с видеокамер наружного или внутреннего наблюдения подтверждающих Вашу невиновность.

Либо Вам известно об очевидцах, и в этом случае, Вам нужно в суде заявить ходатайство о вызове данных очевидцев и допросить их в качестве свидетелей. Вы так же должны обеспечить явку свидетелей.

Если свидетелям нужны повестки на работу, Вы можете заранее обратиться к секретарю судьи до судебного заседания и попросить выписать повестку свидетелю на дату судебного заседания.

Обращение за повесткой до заседания обоснованно в случаях когда, процесс идет уже длительное время и есть опасения, что заседание больше не будет откладываться. Если процесс только начался, то вопрос о вызове свидетелей и выдаче повесток может быть разрешен в очередном судебном заседании.

Как вести себя в суде по гражданскому делу. Что касается ведения гражданского дела ответчику или истцу, если вы решили защищать себя, без адвоката, то принципы те же.

Однако кроме вызова свидетелей, Вы так же на заседании можете воспользоваться правом заявлять ходатайства: о вызове специалистов, экспертов, назначении судебных экспертиз, допросе свидетелей, привлечении к участию в деле третьих лиц (это лица, права которых могут быть затронуты судебным решением). Кроме этого, в гражданском процессе у стороны есть право предъявить встречный иск и окончить дела мировым соглашением. В административном процессе такой возможности нет. Если говорить, об ознакомлении, то знакомиться с делом можно сколько угодно раз, при этом каждый раз нужно будет подписывать заявление на ознакомление у судьи.

Теперь о самом судебном заседании.

В административном процессе не ведется протокол, поэтому лучше вести аудиозапись. При этом разрешение суда не требуется, но нужно его об этом уведомить.

В процессе по гражданскому делу ведется письменный протокол, с которым всегда можно познакомиться. Однако Вы вправе так же вести аудиозапись, уведомив об этом суд.

Приходить в суд нужно заранее, минут за 15, дабы не пропустить судебное заседание. При входе в задние суда, нужно выключить звук у телефона, чтобы не вызвать нарекания судьи.

  • Как правильно вести себя в суде.
  • К суду нужно обращаться:
  • По административному делу – «Уважаемый суд» или «Ваша честь»
  • В гражданском процессе к одной судье – только «Уважаемый суд».

Обращение к судье по имени отчеству или «девушка», или «мужчина» может быть расценено как неуважение к суду. И ни дай Вам бог пререкаться с судом. За это может быть наложен административный штраф.

Еще важные моменты:

Суд не консультирует и не дает рекомендаций и сам не добывает доказательства. Суд не вправе вставать на чью-либо сторону. Суд является беспристрастным.

  1. Стороны представляют доказательства, а суд только оценивает их и выносит решение (по гражданскому делу) или постановление (по делу об административном правонарушении).
  2. Вместе с тем, если Вы сами не можете добыть какие-либо доказательства, то суд может оказать содействие в их истребовании и собирании и по Вашему ходатайству запросить их из места , органа или от лица, которые Вы укажете.
  3. Если Вам потребуется помощь в защите по административном делу или представление интересов по гражданскому делу, наша адвокатская контора готова в этом помочь.
  4. Удачи Вам в защите Ваших прав в суде.

Как применить обратную силу закона, смягчающего административную ответственность

6 апреля 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этим законом внесен ряд изменений в КоАП РФ, направленных на смягчение ответственности субъектов МСП:

  • 1) административный штраф должен быть заменен на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в рамках КНД;
  • 2) размер административного штрафа для ЮЛ – малых предприятий устанавливается по новым правилам;
  • 3) от административной ответственности должно быть освобождено ЮЛ, которое приняло все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, если к ней привлечено его должностное лицо или другой работник;
  • 4) за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в рамках КНД, которые охватываются одним составом, должно быть назначено одно административное наказание.

По правилу части 2 статьи 1.

7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, распространяется и на тех лиц, которые совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу, при условии, что вынесенное в их отношении постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Чтобы воспользоваться этим правилом и изменить или отменить административную ответственность, исходя из последних изменений в КоАП РФ, сделайте 3 основных шага:

ШАГ 1. Определите, какой конкретной цели вы хотите достичь:

1) заменить административный штраф на предупреждение (часть 3 статьи 3.4, статья 4.11 КоАП РФ).

Для этого убедитесь в выполнении следующих условий:

  • правонарушение совершено впервые;
  • правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правонарушение не связано с причинением (угрозой причинения) вреда или имущественным ущербом (если постановление по делу об административном правонарушении уже вынесено, и в нем приводятся фактические доводы, связанные с наличием вреда (реальной угрозой его причинения) или конкретного имущественного ущерба, замена штрафа на предупреждение маловероятна);
  • правонарушение не входит в перечень, указанный в части 2 статьи 4.11 КоАП РФ (правонарушение не предусмотрено статьями 13.15, 13.37, 14.31 — 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.51, 19.6, 19.75-2, 19.8 — 19.82, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28);

2) пересчитать размер административного штрафа, назначенного ЮЛ – малому предприятию (микропредприятию), по новым максимальным значениям (статья 4.12 КоАП РФ).

  1. Проверьте, какое из следующих правил назначения административного штрафа применимо к вашему ЮЛ, исходя нормы КоАП РФ, содержащей состав правонарушения:
  2. – если санкцией предусмотрен штраф для ИП, то штраф будет назначаться в пределах границ штрафа для ИП;
  3. – если для ИП санкцией штраф не предусмотрен, то штраф будет назначаться в пределах границ ½ размера штрафа для ЮЛ.
  4. Одновременно проверьте, выполняются ли следующие условия:
  • размер назначенного вам штрафа – не меньше предусмотренного санкцией минимального размера штрафа для должностного лица;
  • нормой КоАП РФ, по которой вы привлечены к ответственности, санкция для ИП не приравнена к санкции для ЮЛ.

3) освободить от административной ответственности ЮЛ, которое привлечено к ней одновременно с должностным лицом (иным работником) (часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ).

Предварительно убедитесь в том, что выполняются следующие условия:

  • ЮЛ и должностное лицо (иной работник) ЮЛ привлечены к ответственности в рамках одного дела об административном правонарушении;
  • должностное лицо (иной работник) привлекается к ответственности в связи с невыполнением (нарушением) своих должностных обязанностей, закрепленных во внутренних документах ЮЛ/договоре;
  • ЮЛ в рассматриваемой ситуации приняло все предусмотренные законом меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность;

4) назначить одно наказание за совершение нескольких правонарушений, охватываемых одним составом, выявленных в рамках контрольно-надзорного мероприятия (в том числе уменьшить суммарный размер назначенного штрафа) (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ).

Проверьте наличие следующих обязательных условий:

  • все административные правонарушения выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия;
  • ответственность за все правонарушения предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ.

! Возможно совмещение сразу нескольких целей: 1 и 4, 2 и 4.

  • ШАГ 2. Определите, на какой стадии рассмотрения дела об административном правонарушении вы находитесь:
  • – дело в процессерассмотрения;
  • постановление по делу вынесено, но еще не вступило в законную силу (не истекли 10 суток со дня вручения копии постановления);
  • постановление по делу вынесено и вступило в законную силу.
  • ! В любом случае важно, чтобы постановление по делу, если оно уже вынесено, не было исполнено (штраф не был уплачен в полном объеме, срок административного приостановления деятельности или лишения специального права либо дисквалификации не истек)

ШАГ 3. Действуйте!

Вариант 1. Если дело об административном правонарушении еще не рассмотрено и постановление по делу не вынесено, направьте в суд, в орган, должностному лицу, которые рассматривают дело, ходатайство в произвольной форме, в котором укажите:

  • право на применение закона, смягчающего ответственность, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ;
  • конкретное требование о применении нормы КоАП РФ, которой ответственность смягчается, изменяется или исключается, исходя из обстоятельств дела и цели (целей), которые вы хотите достичь, со ссылкой на соответствующие нормы КоАП РФ.

!Если срок рассмотрения дела подходит к концу, и вы полагаете, что требуется дополнительное время для выяснения всех обстоятельств, связанных с вашим требованием, в ходатайстве укажите также о необходимости продления срока рассмотрения дела, ссылаясь на часть 2 статьи 29.6 КоАП РФ (продление срока допускается не более чем на 1 месяц).

! Важно: будьте готовы представить дополнительные доказательства, подтверждающие ваши доводы и выполнение условий для применения закона, смягчающего или изменяющего вашу ответственность.

Вариант 2. Если постановление по делу уже вынесено, но не вступило в законную силу, обжалуйте это постановление.

Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.

Жалобу подавайте (статья 30.1 КоАП РФ):

  • в районный суд, если постановление вынесено должностным лицом, коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с региональным законом;
  • в вышестоящий суд, если постановление вынесено судьей (постановление мирового судьи обжалуется в районный суд, а постановление районного судав областной или другой соответствующий ему суд субъекта РФ);
  • в арбитражный суд по правилам АПК РФ (глава 25), если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности ЮЛ или ИП.
  1. Постановление может быть обжаловано также вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, если оно вынесено должностным лицом.
  2. !Важно:
  3. – жалобу подавайте в суд, должностному лицу, в вышестоящий орган, юрисдикция которого распространяется на территорию, на которой совершено правонарушение;
  4. – если жалоба подана одновременно в суд и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то рассматривать ее будет суд;
  5. – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
  6. – успейте подать жалобу в течение 10 суток со дня вручениякопии постановления по делу или получения ее иным способом. По истечении этого срока постановление, если оно не обжаловано, вступает в законную силу;

– постановления, вынесенные за совершение правонарушений, связанных с нарушением или невыполнением норм законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, обжалуйте в суды общей юрисдикции.Такие правонарушения не относятся судами к связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому не могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:

  • 10 дней, если она подана вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган;
  • 2 месяца, если она подана в суд.

! Если обжалуется постановление, которым назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, жалоба на него должна быть рассмотрена в 5-дневный срок со дня поступления в суд.

По результатам рассмотрения жалобы:

  • может быть приняторешение об изменении постановления в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Вариант 3. Если постановление по делу вынесено, вступило в законную силу (в том числе после обжалования), подайте жалобу о пересмотре постановления.

Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.

Жалобу подавайте (статья 30.13 КоАП РФ):

  • в кассационный суд общей юрисдикции, если постановление до этого в таком суде не было обжаловано;
  • в Верховный Суд Российской Федерации, если постановление ранее обжаловалось в кассационном суде общей юрисдикции либо если исчерпаны все возможности обжалования в арбитражных судах (включая апелляционную и кассационную инстанции).

!В России создано 9 кассационных судов общей юрисдикции, которыми охвачены все регионы. Перечень этих судов с указанием территорий их юрисдикции, адресов и ссылок на их официальные сайты приведен здесь: https://www.vsrf.ru/press_center/news/28148/.

  • Важно:
  • – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
  • – подавайте жалобу в любой срок после вступления постановления в законную силу (главное, чтобы постановление не было исполнено в полном объеме);
  • – вместе с постановлением обжалуйте решение по жалобе на него, а также решение по последующей жалобе на постановление, если этими решениями постановление оставлено в силе полностью или в части;
  • – обязательно приложите к жалобе, подаваемой через почту или канцелярию суда, копию постановления, копии решений по жалобам, выданные вынесшими их судом, органом или должностным лицом.

Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:

  • 2 месяца со дня поступления в суд;
  • + 1 месяц со дня поступления дела об административном правонарушении в суд, если оно истребовано им у другого суда или органа (должностного лица).

По результатам рассмотрения жалобы:

  • может быть приняторешение об изменении постановления, решения по результатам рассмотрения жалобы в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 4 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение (пункт 3 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ).

Образцы материалов для обжалования актов по делам об административных правонарушениях

Нарушение правил территориальной подсудности рассмотрения дел об административных правонарушениях как основание для отмены судебных решений

Часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации гласит: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».

Данный принцип в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) раскрыт в главе 23.

Говоря о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, стоит учитывать правила, также изложенные в ст. 29.5 КоАП РФ.

Согласно общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения.

Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, — место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Специальное правило при определении территориальной подсудности по делам об административных правонарушениях действует и распространяется на правонарушения, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей, либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

Также, в случае определения территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, по которым административное расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, необходимо учитывать положение части 2 статьи 29.5 КоАП РФ, согласно которому дела, по которым проводились административные расследования, подлежат рассмотрению судьей районного суда по месту нахождения названного структурного подразделения, проводившего административное расследование.

Иных исключений из правил о территориальной подсудности данных дел законом не предусмотрено, однако общая территориальная подсудность может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица. При этом необходимо учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможность передачи дела для рассмотрения по месту нахождения юридического лица в случае поступления такого ходатайства от его законного представителя (защитника).

Верховный Суд Российской Федерации в п. 3 Постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечает, что по делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29.

5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных частями 1.1, 2, 3 и 6 статьи 29.

5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).

Несмотря на непростую градацию в правилах о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, с соблюдением правил территориальной подсудности при первоначальном направлении протоколов и материалов к ним в суды, ошибок практически не возникает.

Одновременно с этим, вопрос о территориальной подсудности жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами административных органов, до сих пор вызывает сложности на практике.

Из смысла п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

На первый взгляд может показаться, что законодатель связывает вопрос подачи жалобы с фактическим местом нахождения органа, должностным лицом которого было рассмотрено дело об административном правонарушении, однако данное толкование нормы права не является корректным.

По данному факту Верховным Судом РФ были даны разъяснения. Позиция Верховного Суда РФ изложена в п.

30 указанного Постановления Пленума, из которой следует, что при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенным должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ.

Аналогичный порядок применяется при определении территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц, принятые по результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ.

Так, при буквальном толковании нормы права, изложенной в п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, с учетом позиции, изложенной в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г.

№ 5, очевидно, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом административного органа либо на решение вышестоящего должностного лица, территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа. Иначе говоря, применяется общее правило определения территориальной подсудности по делам об административных правонарушениях.

Комплексный анализ норм КоАП РФ и позиции Верховного Суда РФ также позволяет прийти к выводу о том, что исключением из указанного правила будут являться случаи, когда должностным лицом административного органам по делу проводилось административное расследование. В таком случае жалоба на постановление должностного лица либо вышестоящего должностного лица подлежит рассмотрению судом по месту нахождения структурного подразделения административного органа, проводившего административное расследование.

Стоит отметить особую важность соблюдения требований закона о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, нарушение которых служит основанием для отмены судебных решений по жалобам на постановления по указанным делам по п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и расценивается как существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Анастасия Миллер, юридический кабинет А. Миллер

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. Последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания.

Цель административного наказания

В связи с этим применяемое наказание:

  • должно не озлоблять и «уничтожать» нарушителя, а вразумлять;
  • назначаться не бездумно ко всем, а с учетом конкретных обстоятельств дела и, прежде всего, отвечать принципу соразмерности (адекватности).

Потому, например, суд не может назначить более строгое наказание, чем положено по обстоятельствам дела, даже если об этом просит сам правонарушитель. Ярче всего подобное проявляется при больших суммах штрафов, когда даже административное приостановление деятельности для организации будет выгоднее, чем его уплата, и потому компании часто просят суд о замене наказания.

Общество привлекли к ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ (производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии) со штрафом в 1,5 млн руб. ООО просило суд сменить наказание на административное приостановление деятельности из-за тяжелого финансового положения.

Суд округа отказал, поскольку система административных наказаний построена по принципу усиления меры ответственности – от менее к более строгой (ст. 3.2 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности – более строгое наказание, чем штраф, носит исключительный характер и назначается только в случаях, указанных в КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Поэтому применить его в качестве альтернативы штрафу суд не может, поскольку это более строгий вид административного наказания, даже если оно и не представляется таким правонарушителю. Ссылка ООО на его тяжелое финансовое положение в таких обстоятельствах не имеет значения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2019 № Ф07-9121/2019 по делу № А21-16807/2018).

В то же время если цель наказания уже достигнута или может быть достигнута «малой кровью», то суд, напротив, может смягчить ответственность.

Суд отметил, что ответчиком предприняты действия по исправлению ситуации, цели административного наказания можно достигнуть, применив в отношении него меру ответственности в виде предупреждения (постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 № 20АП-4449/2019, Арбитражного суда Центрального округа от 05.02.2020 № Ф10-6700/2019 по делу № А68-1398/2019).

Конечно, можно сказать, а причем здесь цель административного наказания и смягчающие обстоятельства? Какая между ними связь? Давайте посмотрим на примере.

Есть два общества «А» и «Б». Они оказывают медицинские услуги и допустили нарушение – принимают пациентов не только по адресу, указанному в лицензии, но и по другим адресам.

Как определить меру соразмерного наказания, чтобы цель административного наказания была достигнута? Формально обе организации совершили правонарушение по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и должны, например, быть оштрафованы.

Но «А» совершает правонарушение впервые, остановило прием по «нелицензионному» адресу, предприняло шаги для внесения в лицензию дополнительного адреса; оперативно предоставляло во время проверки все документы и пояснения, направляло представителя при рассмотрении дела в указанные сроки и т.п. «Б», напротив, попадается уже повторно, требования о предоставлении документов игнорирует, всячески затягивает рассмотрение дела, дополнять лицензию не спешит и т.п.

Будет ли справедливым назначить им одинаковое наказание, правонарушение же одно и то же? Конечно, нет. Ведь общество «А» старается исправиться, осознав свою ошибку, а «Б» упорствует в игнорировании закона.

Для «А» цель административного наказания фактически уже достигнута – правонарушение почти устранено. Но до «Б» еще не дошло, в чем претензии к нему и в чем опасность его правонарушения.

Опасность в том, что скрыта от надзорного органа еще одна точка оказания медуслуг и неизвестно, соответствует ли она всем требованиям соответствующих норм, нет ли опасности для жизни и здоровья пациентов.

Потому для «Б», которое повторно совершает правонарушение и упорствует в своей нелюбви к закону, может быть стоит применить наказание пожестче, а вот к «А», если совсем не освободить от наказания, то выбрать более мягкий вид (меру).

По сути, в случае с обществом «А» мы и видим, что соразмерность наказания, степень достижения цели административного наказания надзорный орган или суд смогут увидеть через особые обстоятельства, которые и позволяют смягчить ответственность.

В этом и связь смягчающих обстоятельств с целью наказания – они служат индикатором отношения правонарушителя к своему нарушению.

Как по определенным симптомам и показаниям в анализах можно определить состояние здоровья, отсутствие или наличие определенного заболевания, так и отдельные обстоятельства правонарушения и поведения нарушителя показывают состояние его «правового здоровья» и степень запущенности «правовой болезни».

Продолжая аналогии, скажем, что административный орган / судья используют смягчающие обстоятельства в качестве реакции на признаки выздоровления или легкого недомогания, при которых не требуются радикальные меры в виде операции. А отягчающие – тяжелого поражения, запущенной стадии «отрицания закона».

Перечень смягчающих обстоятельств приведен в ст. 4.2 КоАП РФ. При этом он является открытым: законодатель в ч.

1 статьи перечисляет десять пунктов, а судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и иные, не указанные в КоАП РФ или законе субъекта РФ, обстоятельства в зависимости от условий совершения правонарушения и поведения привлекаемого к ответственности лица.

Например, таковым могут признать совершение правонарушения впервые (решение Верховного суда Республики Марий Эл от 15.11.2017 № 7р-413/2017, постановления Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2020 № Ф05-541/2020 по делу № А40-88285/2019, Самарского УФАС России от 27.02.2020 по делу № 063/04/14.32-63/2020).

К сожалению, не всегда суды или должностные лица отражают в своих актах, какое конкретно обстоятельство они посчитали смягчающим, просто ссылаясь на ст. 4.2 КоАП РФ (решение Магаданского областного суда от 26.05.

2017 по делу № 5-14/2017), что затрудняет анализ правоприменительной практики для организаций при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении. Впрочем, и без этого даже законодательно установленного перечня более чем достаточно, ведь он охватывает весьма широкий круг обстоятельств.

Хотя все десять пунктов законодателя применимы только к физическим лицам, к организациям – не более семи. Прежде всего, суды обращают внимание на:

  • 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • 2) добровольное прекращение противоправного поведения;
  • 3) оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу;
  • 4) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Затем по частоте…

Административная жалоба вышестоящему лицу

Нет дыма без огня. Всякая проверка экономического субъекта способна выявить противоправные действия или бездействие должностных лиц. Между тем и сами постановления об административном правонарушении нередко содержат основания для их обжалования.

Ни один бизнес не обходится без административных штрафов. Получили по итогам проверки неблагоприятное решение? – Попытайтесь его обжаловать.

Во-первых, можно в принципе не согласиться с вменными вам нарушениями. Ведь зачастую надзорный орган трактует закон в пользу бюджета.

Во-вторых, не возбраняется сослаться на ваши заявления о смягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 4.1, ст. 4.2 КоАП РФ) или малозначительности правонарушения (п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.

2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), не принятые во внимание контролерами. В первом случае размер штрафа может быть снижен до минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Во втором случае штрафа не полагается вовсе – нарушителю будет вынесено устное замечание (ст. 2.9 КоАП РФ).

Наконец, если ваша компания является субъектом малого или среднего предпринимательства, то административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение (ч. 3 ст. 1.4, ч. 3 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ).

Вопреки распространенному мнению, за оспариванием административного постановления можно обратиться не только в суд. Проверки на местах осуществляют территориальные органы соответствующих ведомств.

Поэтому компания вправе направить жалобу в вышестоящий надзорный орган – в надежде, что он смягчит неблагоприятное решение.

И кто, как не бухгалтер малого предприятия, позаботится о снижении штрафных санкций? Расскажем, как нужно действовать.

«Как платим административные штрафы с 2018 года»

Кому адресовать жалобу

Сначала определимся, куда жаловаться. Варианты предусмотрены статьей 30.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – Кодекс). В соответствии с пунктом 3 части 1 данной статьи постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ):

  • в вышестоящий орган;
  • вышестоящему должностному лицу;
  • в районный суд по месту рассмотрения дела.

В суд мы всегда успеем. Для начала направим жалобу «вверх по должностной лестнице».

Скажем, в отношении вашей компании вынесено постановление по статье 5.27 (ч.ч. 1, 3, 4, 6) или 5.27.1 (ч.ч. 1–4) Кодекса.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях осуществляет Роструд (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ).

Перечень лиц, уполномоченных от имени Роструда рассматривать такие дела, представлен в части 2 статьи 23.12 Кодекса. Этот список определяет иерархию должностных лиц и подразделений Роструда, исходя из которой и выбирают вышестоящего адресата для жалобы.

Еще пример, на этот раз более конкретный. Предположим, на вашу компанию наложен штраф за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ). Постановление вынесено руководителем Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям.

В соответствии с частью 2 статьи 23.15 Кодекса обжаловать такое постановление нужно непосредственно в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), находящуюся в городе Москве.

Рассматривать жалобу будет руководитель профильного структурного подразделения Россельхознадзора – Управления земельного надзора – либо его заместитель. На решение заместителя можно пожаловаться его руководителю.

В свою очередь решение руководителя вышеозначенного Управления обжалуется заместителю руководителя Россельхознадзора. Ну а выше – уже только суд по месту нахождения Россельхознадзора.

Итак, в судебном порядке можно обжаловать не только первоначальное постановление, но и решение по жалобе, вынесенное вышестоящим должностным лицом. Подробности – в статье 30.9 (ч.ч. 1, 3) Кодекса.

В жалобе необязательно указывать наименование структурного подразделения вышестоящего органа. Такой информацией заявитель жалобы обычно не располагает, да и не обязан располагать.

Вышестоящий орган будет действовать в соответствии с внутренним регламентом и самостоятельно определит, кто будет осуществлять контроль за обжалуемым решением.

Проще говоря, «распишет» вашу жалобу непосредственному исполнителю.

Принципиальный нюанс: если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вывод: до вынесения решения по вашей жалобе вышестоящей инстанцией в суд обращаться не следует. В противном случае обжалование по подчиненности теряет всякий смысл.

Результат обжалования

При рассмотрении жалобы проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ). И все же – на что конкретно может рассчитывать заявитель жалобы?

Возможен один из четырех вариантов решения (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):

  1. об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  2. об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  3. об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 (ввиду малозначительности), 24.5 (при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу) Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  4. об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Организация может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве).

Справка по последнему варианту: процессуальные требования установлены главами 24–29 Кодекса.

Решение по жалобе оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу (ч.ч. 1, 2 ст. 30.8 КоАП РФ).

Куда подавать жалобу

Казалось бы, жалобу необходимо подать непосредственно тому лицу, которое уполномочено ее рассматривать (лично либо почтовым отправлением). Такой порядок допускает часть 3 статьи 30.2 Кодекса. Между тем данный способ не является основным.

В соответствии с частью 1 статьи 30.2 Кодекса жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу.

А они обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Согласитесь, такой порядок обеспечивает знакомство «верховной» инстанции с делом.

При этом в адресатной части жалобы указывают обе инстанции, например: «В Россельхознадзор через Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям».

Не пропустите срок обжалования

В общем случае жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). По истечении этого срока постановление считается вступившим в законную силу. В этом случае его возможно обжаловать только через суд (ч. 1 ст. 30.13 КоАП РФ).

Правда, срок обжалования, пропущенный по уважительной причине, можно восстановить. Для этого необходимо заявить ходатайство (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Самое главное – не ошибитесь с исчислением 10-суточного срока.

Исчисление сроков регламентирует статья 4.8 Кодекса. Из части 1 данной статьи следует, что срок, исчисленный сутками и днями, – не одно и то же.

Если срок исчисляется днями и его окончание приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день (ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ).

А вот для срока, исчисляемого сутками, такой «поблажки» (привычной для бухгалтера) не предусмотрено.

Течение 10-суточного срока начинается на следующий день со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ).

Предположим, постановление получено вами на почте 1 ноября 2017 года. Отсчет 10-суточного срока следует начать со 2 ноября. Значит, срок оканчивается 11 ноября. Несмотря на то, что это суббота, последний день срока переносу не подлежит.

«Жалоба в Конституционный Суд – в течение года»

Процедура рассмотрения жалобы

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ). Обратите внимание: на этом этапе срок исчисляется уже в днях, а не в сутках.

Жалоба рассматривается должностным лицом единолично (ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ).

При подготовке к рассмотрению жалобы (п. 2 ст. 30.4 КоАП РФ) должностное лицо разрешает ходатайства (ст. 24.4 КоАП РФ), при необходимости назначает экспертизу (ст. 26.4 КоАП РФ), истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы.

При рассмотрении жалобы (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В частности, заслушиваются объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, рассматриваются заключения экспертов, исследуются иные доказательства.

P.S. Надеемся, наша статья поможет вашей компании сэкономить на юридических услугах, весьма дорогостоящих.

Елена Диркова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Как вести себя в суде по административному делу

Лица, участвующие в деле, их представители и иные участники арбитражных процессов обязаны:
1. Соблюдать установленный в суде пропускной режим и нормы поведения в общественных местах.
2. По прибытии на судебное заседание подняться на соответствующий этаж и ожидать начало судебного заседания в присутственной зоне около зала судебных заседаний, указанного в определении суда.
Вход в зал судебных заседаний осуществляется по приглашению секретаря судебного заседания либо судебного пристава.
3. Перед началом судебного заседания представить секретарю судебного заседания:
— документ, удостоверяющий личность;
— документ, подтверждающий статус и полномочия, либо доверенность, выданную и оформленную в соответствии с федеральным законом;
— при необходимости – командировочное удостоверение.
Отключить мобильные телефоны.
4. В судебном заседании вести себя корректно, в том числе:
— не вмешиваться в действия судей и других участников судебного процесса, не мешать ведению судебного разбирательства вопросами, репликами без разрешения суда, не допускать нарушений общественного порядка;
— выполнять требования и распоряжения судей, работников аппарата суда и судебных приставов, не допуская проявлений неуважительного отношения к ним, а также к другим участникам судебных процессов.
5. По окончании судебного заседания иногородние участники получают у секретаря судебного заседания командировочные удостоверения, подписанные судьей и заверенные печатью. В отсутствие секретаря судебного заседания, лица, участвующие в деле, заверяют подпись судьи в командировочном удостоверении в канцелярии (вестибюль у главного входа в здание).
6. Бережно относиться к имуществу суда, соблюдать чистоту, тишину и порядок в здании и на территории суда. При пользовании лифтами не допускать задержки дверей лифтовой кабины.

Выписка из Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Статья 154. Порядок в судебном заседании

1. При входе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают. Решение арбитражного суда все находящиеся в зале судебного заседания лица выслушивают стоя.
2. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса обращаются к арбитражному суду со словами: «Уважаемый суд!». Свои объяснения и показания суду, вопросы другим лицам, участвующим в деле, ответы на вопросы они дают стоя. Отступление от этого правила может быть допущено только с разрешения суда.
3. Судебное заседание проводится в условиях, обеспечивающих нормальную работу суда и безопасность участников арбитражного процесса. Действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенные судом кино- и фотосъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны мешать порядку в судебном заседании. Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
4. Лица, присутствующие в зале судебного заседания или участвующие в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи либо системы веб-конференции, обязаны соблюдать установленный порядок. Лицо, нарушающее порядок в судебном заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала судебного заседания или отключено от видеоконференц-связи либо веб-конференции.
4.1. Председательствующий в судебном заседании вправе ограничить от имени суда выступление участника судебного разбирательства, если он самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.
4.2. Об ограничении выступления участника судебного разбирательства арбитражный суд указывает в протоколе судебного заседания. Возражения лица, в отношении которого приняты такие меры, также заносятся в протокол судебного заседания.
5. Арбитражный суд может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в судебном заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, судебному штрафу в порядке и в размере, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

Глава 11. Судебные штрафы

Статья 119. Наложение судебных штрафов

1. Судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать пять тысяч рублей, на должностных лиц — тридцать тысяч рублей, на организации — сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
5. Арбитражный суд вправе наложить судебный штраф на лиц, участвующих в деле, и иных присутствующих в зале судебного заседания лиц за проявленное ими неуважение к арбитражному суду. Судебный штраф за неуважение к суду налагается, если совершенные действия не влекут за собой уголовную ответственность.

Выписка из Уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования

1. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование

Посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, специалиста, сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность, —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Статья 296. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования

1. Угроза убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, специалиста, сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, а равно их близких в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 297. Неуважение к суду

1. Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до четырех месяцев.
2. То же деяние, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Статья 298.1. Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации

1. Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде —
наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, —
наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

Выписка из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 17.3. Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов

1. Неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 17.8. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, находящегося при исполнении служебных обязанностей, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 27.2. Доставление

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 3, 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:
14) должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), — в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции);

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *