Чем грозит злоупотребление служебным положением
Должностное правонарушение классифицировалось по УК РСФСР (1960 г.) как злоупотребление служебным положением, или властными полномочиями.
По УК Российской Федерации поступки должностных лиц, связанные с умышленным применением служебного положения не в служебных интересах, а в собственных или интересах третьих лиц, ставшие причиной ущерба интересам общественным/государственным или отдельных граждан, называют злоупотреблением должностными полномочиями.
Понятие подразумевает не один, а ряд составов преступления, имеющих некоторые различия.
Должностные лица и пределы их полномочий
Должностными считаются лица, представляющие властные структуры по роду своей трудовой занятости. К таковым отнесены:
- Работники правоохранительных органов, независимо от уровня или ведомства, занимающие какие-либо должности в указанной структуре (прокуратуре, полиции, СК).
- Государственные работники федерального, регионального, муниципального подчинения, на некоторой должности в правительстве (государства, области), администрациях, мэрии.
К должностным отнесены также те лица, которые не выступает непосредственно как представители власти, но исполняют во властных структурах некоторые хозяйственные или иные функции: руководители кадровых подразделений, заведующие хозяйственным управлением.
Наделение гражданина правами должностного лица может быть как постоянным, так и временным, включающим специальное поручение разового характера. К примеру, присяжный заседатель становится должностным лицом, представляющим власть, на период прохождения судебного процесса.
Совокупность и размер обязанностей/прав представителя власти определяется положениями трудового контракта, инструкцией или приказами. К примеру, согласно требованиям по служебной деятельности в отношении работников полиции, оговоренных ФЗ о полиции (№ 3, 07.02.2011), ФЗ о службе в ОВД РФ (№ 342, 30.11.2011), допускается применение табельного оружия полицейским:
- для предотвращения опасности, возможной в отношении третьих лиц;
- при задержании вооруженного нарушителя (преступника);
- в ходе обстановки или операции, позволяющей использование спецсредства.
Поэтому использование служебного оружия не всегда разрешено законом, за нарушение которого предусмотрены меры дисциплинарной ответственности или согласно УК РФ.
Варианты злоупотребления полученными полномочиями
Применять полномочия в собственных целях могут как должностные лица, так и не отнесенные к властным государственным структурам руководители организаций общественного или коммерческого типа. Поэтому согласно уголовному законодательству выделяют ряд схожих правонарушений:
- злоупотребление служебными (должностными) полномочиями;
- несоблюдение пределов полученных прав;
- злоупотребление возможностями управления в негосударственной компании.
Злоупотребление должностными полномочиями
Указанный вариант правонарушения признан наиболее опасным из-за причинения человеком, действующим от лица государства/структур власти в личных интересах или по инициативе третьих лиц, вреда отдельным гражданам или государству в целом.
Подобного рода противоправные действия не только наносят прямой ущерб, но и оказывают негативное воздействие на авторитет власти, ведя к правовому нигилизму. Поэтому меры наказания за преступление суровы: ограничение свободы на период от 4 лет до 10 лет (ст. 285 УК РФ).
Злоупотребление служебными правами трактуется как преступление уголовного типа, когда:
- Имеющий полномочия виновник обладал возможностью издавать приказы, обязательные для исполнения иными гражданами (сотрудниками).
- Полученные полномочия были направлены лицом на исполнение действий, противоречащих интересам, для исполнения которых данные полномочия предусматривались.
- Допущенное нарушение соотносится с личными интересами виновника, в том числе целями обогащения или улучшения положения связанных с ним лиц.
Пример. Сотрудник ГИБДД, курирующий вопросы выдачи водительских удостоверений, за некоторое денежное вознаграждение выдал документ знакомому физическому лицу без сдачи необходимого экзамена последним.
В ситуации присутствуют как злоупотребление полномочиями со стороны сотрудника (для получения материальной выгоды), так и нанесение урона интересам государства в результате несоблюдения правил и порядка, установленных государственной структурой (при получении удостоверения водителя).
К сведению! В ряде ситуаций гражданин, виновный в превышении или злоупотреблении имеющимися полномочиями, а также исполнявший приказ, обязательный для него, может не привлекаться к уголовной ответственности. Для подобного решения требуется подтверждение мотивов поведения сотрудника, связанных с соображениями безопасности третьих лиц, общества или государства в целом (ст. 42 УК РФ).
Превышение должностных полномочий
По действующему законодательству наказание при превышении прав с преступными намерениями определяется отдельно (ст. 286 УК РФ), при этом:
- виновный гражданин, который является должностным лицом, действовал при наличии документа, подтверждающего его права в отношении определенных служебных функций: инструкции, положения;
- действия виновного должностного лица превысили границы его прав, то есть не имели на то законных оснований;
- имело место значительное нарушение прав иных граждан или организаций, государственных или общественных интересов.
К сведению! Причина, повлекшая совершение правонарушения должностного характера, не влияет на принятие решения по ситуации, но указанный мотив поступка может учитываться при определении меры наказания.
Пример. Группой государственных служащих за денежное вознаграждение производилось незаконное распределение земельных наделов. Один из виновных в ходе следствия признал вину, объяснив свои действия недостатком материальных средств для дорогостоящего лечения члена его семьи, что было подтверждено документально. Все фигуранты дела были приговорены к ограничению свободы, но мотивация одного из виновных была принята во внимание судом и выразилась в смягчении наказания: для него срок лишения свободы был уменьшен.
С учетом субъекта, совершившего преступление, и последствий деяния наказание по ст. 286 УК РФ определяется:
- для граждан, имеющих властные полномочия по причине занятия государственных должностей (государства или субъекта РФ), а также для руководителей местного самоуправления, превысивших собственные властные полномочия, в виде штрафной выплаты до 300 000 руб. или ограничение свободы до 7 лет с запретом работать на должности, аналогичной последней;
- для иных граждан, превысивших имеющиеся властные полномочия, в виде штрафа до 80 000 руб. или лишения свободы до 4 лет с запретом работы на определенных должностях до 5 лет.
Указанные преступления могут стать причиной более жесткой ответственности (ст. 111, 112 УК РФ) при наличии отягчающих обстоятельств в виде:
- факта избиения или его угрозы;
- использования оружия или иных травматических средств;
- нанесения тяжких последствий третьим лицам.
При этом допустима мера в виде ограничения свободы до 10 лет с запретом работать на некоторых должностях и заниматься определенными видами деятельности до 3 лет.
К сведению! Гражданин, совершивший умышленное деяние, предусмотренное ст. 285, 286 УК РФ, вызванное выполнением незаконного распоряжения (приказа), ответственен по общим правилам. Поступки руководителя, издавшего соответствующий документ, классифицируемый позднее как подстрекательство/посягательство на государственные нормы, подпадают под действие Особенной части УК (со ссылкой на ст. 33). Работник, издавший незаконное распоряжение, привлекается к ответственности как исполнитель правонарушения.
Злоупотребление должностными полномочиями в частной компании
Использование лицом, не относящимся к государственной структуре власти, служебных полномочий в собственных целях, ставшее причиной нанесения ущерба компании (негосударственной организации), влечет меры по ст. 201 УК РФ.
Преступление в таких ситуациях имеет место, если:
- Нарушены интересы предприятия, в котором виновный наделен определенной властью и служебными полномочиями.
- Нарушение совершено с учетом личной заинтересованности самого виновного или иного гражданина. Ошибка, повлекшая причинение урона организации, но совершенная при отсутствии корыстного интереса, уголовно не наказывается.
К сведению! Состав правонарушения, совершенного работниками негосударственных структур, не рассматривается с позиции превышения имеющихся полномочий. Указанное обстоятельство связано с несопоставимостью размеров власти, имеющейся в распоряжении государственных должностных лиц и руководителей/владельцев частной или общественной компании. Поэтому совершенное деяние классифицируется как преступное только в пределах общих норм уголовного права.
Использование служебного положения в личных целях как называется
УК РФ Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 16-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий
Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий
- Блог, Статьи
- 14800
В российском уголовном праве есть две сходные, но, тем не менее, абсолютно разные статьи – злоупотребление должностными полномочиями и их превышение. Нередко действия должностных лиц трактуются неверно – злоупотребление полномочиями заявляется как их превышение и наоборот.
В данной статье мы расскажем, какие существуют различия между преступлениями, как отличить одно деяние от другого, а также их основные признаки.
Злоупотребление и превышение должностных полномочий: определяемся с понятиями
Когда идет речь о должностных правонарушениях и различиях между ними, важно понимать, кто выступает субъектом преступления, в чем выражается объективная и субъективная стороны. Далее мы рассмотрим подробно каждое из данных деяний.
Злоупотребление должностными полномочиями
Согласно Уголовному кодексу (ст. 285) объектом преступления выступает должностное лицо – то есть, государственный служащий, представитель местной или федеральной власти, чиновник, руководитель государственных предприятий и т.д. Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что указанное лицо действует против интересов службы в собственных корыстных целях, используя имеющиеся полномочия. При этом обязательным условиям для трактовки деяния по данной статье должно иметь место существенное ущемление прав и свобод граждан, нарушение интересов компаний, общества или государства. Субъективная сторона преступления, она же обязательный признак злоупотребления должностными полномочиями – это корыстный мотив, действия в личных целях, в интересах родственников или приближенных лиц.
Если разбирать более подробно, то признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищений бюджетных средств и т.д.). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.
Превышение служебных полномочий
Как и в предыдущем случае, в качестве субъекта преступления, квалифицируемого по ст. 286 УК РФ, может выступать исключительно должностное лицо – представитель власти, руководитель государственной компании, другой госслужащий, наделенный определённым кругом полномочий. Объективная сторона преступного деяния – совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства. Примеры таких действий – принятие решений, которые входят в компетенцию другого должностного лица, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального утверждения, нарушение установленного порядка выполнения того или иного действия (например, игнорирование требований по обязательному согласованию решения с вышестоящими органами) и т.д.
Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями
Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:
- Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
- Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
- Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.
Помощь адвоката по уголовным делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий
Столкнуться с обвинениями в злоупотреблении или превышении служебных полномочий может практически каждый чиновник или руководящее звено государственных компаний – очень большой круг действий, даже вполне безобидных, могут трактовать как нарушение законодательства, потому нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Первое, что рекомендуется – это обратиться за помощью адвоката по уголовным делам. Это нужно сделать сразу же, как только появилась информация о возбуждении уголовного или при выдвижении обвинений. Даже если вы уверены, что не нарушали закон, все равно помощь адвоката по ст. 285 УК РФ будет незаменимой – он сможет быстро доказать вашу невиновность. А в случае, если все-таки правонарушение имело место, приложит все усилия для минимизации наказания – к примеру, добившись условного срока или штрафа вместо реального лишения свободы.
Заключение
Несмотря на некоторое сходство и двоякую трактовку, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение – это два совершенно разных правонарушения, за которые предусмотрено различное наказание. Они имеют свои отличительные черты и характерные признак. Но по какой бы статье не было выдвинуто обвинение, грамотный адвокат поможет минимизировать наказание.
Использование полицейским своего должностного положения в личных целях
Лица, наделённые властью, часто выходят за пределы своих должностных прав. Что может причинить вред государственным и личным интересам граждан. При таких правонарушениях, пишется жалоба в прокуратуру на превышение должностных полномочий.
Проблема заключается в том, что далеко не все граждане понимают, где заканчиваются служебные обязанности должностного лица и начинается состав преступления. Именно такая юридическая безграмотность помогает виновным избежать наказания. Здесь важно чётко понимать, что считается преступлением, куда подаётся жалоба и ответственность за такие правонарушения.
Чем отличаются понятия злоупотребления и превышения должностных полномочий
На первый взгляд, это одинаковые понятия, которые отличаются лишь формулировкой. Это не так. Правонарушения значительно различаются и даже наказание за них назначается разными статьями Уголовного кодекса.
Превышением считается ситуация, когда служащий выходит за рамки должностных правомочий. Например:
- превышение прав и обязанностей, указанных в должностной инструкции;
- выполнение обязанностей, которые входят в сферу интересов вышестоящего лица или другого структурного ведомства;
- выполнение своих непосредственных обязанностей, но разрешённых к применению по коллегиальному соглашению, в рамках, установленных законодательством.
В принципе, это довольно хрупкая грань, где служебное рвение граничит с превышением полномочий. Соблюдать это равновесие должны представители власти, действуя только в рамках возложенных правомочий. На практике, эта грань нарушается довольно часто, вследствие чего, обыкновенные граждане вынуждены терпеть несправедливость.
Кто такие должностные лица
Под это определение попадают лица, которые принято называть представителями власти. Сюда относятся:
- Все правоохранительные органы вне зависимости от подчинённых ведомств и структурных подразделений. Следовательно, должностным лицом можно в равной степени считать патрульного постовой службы и начальника УВД, сотрудников, занимающих любые должности в прокуратуре и следственном комитете.
- Государственные/муниципальные служащие федерального и регионального уровня. К этой группе относятся правительственные чиновники любого ранга, представители мэрии или администрации района, области, города.
Помимо этого, должностным лицом считается человек, не наделённый властью, но занимающий управленческие посты в перечисленных выше организациях. Например, начальник хозчасти или отдела кадров также попадают под определение «должностное лицо».
Важно! Временными должностными лицами могут становиться присяжные заседатели, которые обретают определённую власть на время проведения судебного заседания.
Где заканчиваются границы должностных полномочий
Рамки служебных правомочий определяются должностными инструкциями, условиями контракта или приказами по отдельно взятому ведомству. Наиболее ярко, должностные полномочия можно проследить на примере сотрудников правоохранительных органов. Здесь должностной статус регламентирован законом о полиции, и выходить за его рамки, сотрудники не имеют права.
В частности, табельное оружие имеется у каждого полицейского, однако, воспользоваться им, представитель органов власти может далеко не всегда.
Применение оружия допустимо:
- при задержаниях;
- по распоряжению вышестоящего руководства;
- в случае явной угрозы гражданским лицам или жизни самого сотрудника.
Даже если сотрудник применил орудие правомерно, расследованием каждого отдельно взятого случая занимается специальная комиссия.
Если после анализа обстоятельств дела, члены комиссии приходят к выводу, что действия полицейского вышли за рамки должностных полномочий, к сотруднику будут применены взыскательные меры, вплоть до уголовного наказания.
Когда происходит превышение власти
Уголовная ответственность за превышение служебных правомочий наступает при условии:
- Статус должностного лица подтверждён официально: имеются документы, определяющие круг служебных прав и обязанностей. Если гражданин не наделён определёнными полномочиями, следовательно, он не может их превысить.
- Должностное лицо явно превысило свои правомочия. Например, сотрудник департамента подписывает документы и отдаёт распоряжения вместо непосредственного руководителя. Второй пример превышения, руководитель департамента природных ресурсов подписывает документы, разрешающие строительство торгового павильона в центре города.
- На лицо явное нарушение прав третьих лиц. Здесь идёт речь о нарушении государственных, общественных и гражданских интересов.
Важно! При рассмотрении дел о превышении должностных полномочий, суд не рассматривает мотивы, толкнувшие к совершению правонарушения. Даже вполне объективный мотив может учитываться лишь в качестве смягчающего обстоятельства, но не освобождает от ответственности и не служит оправдательным фактором.
Ответственность по статье 286 УК РФ
Статья 286 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет меру наказания за превышение должностных полномочий. Здесь предусмотрено 3 степени ответственности:
- Для граждан, наделённых властью, но не занимающих государственные/муниципальные должности в правительстве и органах местного самоуправления. Здесь превышение власти карается денежным штрафом до 80 000 рублей либо отбыванием наказания сроком до 4-х лет.
- Для граждан, занимающих посты и должности в муниципальных органах самоуправления. Здесь ответственность намного жёстче и подразумевает л/с сроком до 7 лет или денежный Штраф в размере 300 000 рублей.
- Здесь предусмотрена ответственность за превышение должностных полномочий с отягчающими обстоятельствами: применение оружия, физическое насилие, причинение тяжкого вреда здоровью. За такие противоправные действия можно получить до 10 лет заключения.
Важно! По всем пунктам статьи 286 предусмотрено ограничение по виду трудовой деятельности: запрет занимать определённые должности установленное судом количество лет. Скачать для просмотра и печати:
Статья 286 Уголовного кодекса РФ
Куда подавать заявление
Столкнувшись с явным превышением должностных обязанностей со стороны сотрудника полиции, о правонарушении нужно сообщить в надзорный орган — прокуратуру. Заявление подаётся при личном посещении или пересылается по почте с уведомлением о вручении.
Заявления допускается составлять в произвольной форме, но здесь обязательно должна соблюдаться такая структура заполнения:
- название территориального органа, куда подаётся жалоба;
- данные заявителя с указанием адреса фактического проживания и личных контактов;
- наименование документа: заявление о совершённом преступлении;
- изложить обстоятельства дела в хронологическом порядке, с конкретным указанием нарушенных прав и последствий, которые повлекло за собой правонарушение.
Заявление заполняется в официальном стиле, без лишних эмоций и отступлений.
Образец заявления
Образец заявления о превышении должностных полномочий
Ответственность по статье 285 УК РФ
Наказание за злоупотребление служебным положением не особо отличается от ответственности по статье 286. Здесь предусмотрены аналогичные меры ответственности:
- денежный штраф от 80 000 до 300 000 рублей;
- заключение сроком от 4 до 10 лет.
Однако при злоупотреблении должностными полномочиями учитываются такие особенности:
- бездействие;
- исполнение должностных обязанностей при отсутствии необходимости;
- мотивы: корыстные цели и личная выгода.
В некоторых случаях, злоупотребление служебным положением влечёт за собой другие преступления.
Скачать для просмотра и печати:
Статья 285 Уголовного кодекса РФ
Можно ли избежать ответственности
- В юридической практике, допускается освобождение от ответственности за превышение должностных полномочий даже при доказанном составе преступления.
- Например, если выходящее за рамки служебных правомочий было совершено в целях обеспечения безопасности населения или соблюдения государственных интересов.
- Кроме этого, к ответственности не могут привлекаться лица, действующие в соответствии с приказами вышестоящего начальства, которые воспринимаются как законные распоряжения.
Видео о порядке подачи жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел 15 марта 2018, 00:20 Дек 10, 2018 20:29 О правонарушениях Ссылка на текущую статью
Статьи 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением
Каждый знает, что использование своего служебного положения в личных целях запрещено законом. Поэтому при совершении таких противозаконных действий, человек может получить соответствующее наказание.
В некоторых отягощенных случаях, при нанесении вреда гражданину или организации в результате своих действий, возможна даже уголовная ответственность.
О наказании по статьям 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями, можно почитать немного ниже.
Злоупотребление должностными полномочиями
Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.
В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.
Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.
Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.
Объективная сторона нарушения
- Объектом злоупотребления должностными полномочиями чаще всего является нормальная деятельность определенного человека в лице государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления и так далее.
- Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем.
- Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:
- Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
- Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
- Причинную связь между последствием и деянием.
Отличия между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями
- Согласно установленному уголовному законодательству злоупотребление и превышение должностных полномочий квалифицируются как преступления непосредственно должностных лиц.
- Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти.
- Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.
- По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества.
В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя.
- могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
- относятся к возможностям другого должностного лица;
- никто не имеет право совершать;
- совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.
Уголовная ответственность
Злоупотребление служебным положением УК РФ превращается из простого нарушения установленных законодателем норм в серьезное преступление, которое предусматривает наказание по Уголовному кодексу, при следующих обстоятельствах:
- Если виновное лицо имело соответствующие полномочия, то есть могло отдавать распоряжения, предусматривающие обязательное исполнение.
- Когда нарушение было напрямую связано с личными интересами лица. Это означает, что человек воспользовался своим служебным положением для улучшения положения знакомых лиц либо для личного обогащения.
- Если полномочия были использованы не в интересах того, ради чего лицо ими наделялось. По соответствующим нормативным актам и законам всегда можно определить интересы, ради которых лицо получило полномочия, поэтому при их использовании также можно определить, насколько правильно они были применены.
Соблазн улучшить свои жизненные условия с помощью наделенной властью есть практически у каждого, пока существует государственный аппарат.
Однако мириться с этим совершенно невозможно, поэтому для борьбы с такой неблагоприятной практикой есть соответствующая статья в уголовном законе. Применение наказания на практике показало, что оно серьезно помогает сдерживать коррупцию.
Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями в 2022 году рассматривается крайне редко.
При нарушении своих служебных полномочий, в результате которых был нанесен существенный вред, должностное лицо может наказываться лишением свободы до десяти лет с абсолютным лишением права занимать разные должности либо заниматься определенной деятельностью на время до трех лет.
Помощь при нарушении
- В случаях, когда у должностного лица отсутствует корыстный мотив либо личная заинтересованность, то злоупотребление должностными полномочиями может быть переквалифицировано в дисциплинарный проступок.
- Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом.
- Действующий Закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.
Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам.
Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство. Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб.
- Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями
Как доказать использование служебного положения в личных целях
Использование служебного положения в личных целях – это нарушение законодательства, за что предусмотрено уголовное наказание.
Но, проблема в том, что доказать использование служебного положения в личных целях не так-то просто. О том, как собрать доказательную базу, как написать заявление и куда со всем этим идти поговорим далее.
Использование служебного положения для своей выгоды: состав преступления
Злоупотребление должностными полномочиями – это уголовное преступление средней тяжести. Но, при наличии отягощающих обстоятельств оно может быть переквалифицировано в тяжкое.
Под этим преступлением подразумевается использование полномочий вопреки интересам организации или служебного долга гражданина.
Например: Иванов занимается закупками продуктов и средств гигиены для интернатных учреждений. Пользуясь своим положением, он закупает больше, чем надо, а излишки реализует на стороне как частное лицо.
В данном случае он использует свое рабочее положение для получения дополнительной выгоды себе.
А если бы он выручку от реализации излишков клал на счет организации, интернатных домов, то преступления не было б.
- В составе преступления есть объективная и субъективная сторона.
- Объектом преступления является деятельность определенного человека в лице государственных органов, учреждений и муниципальных организаций.
- Объективной стороной преступления выступают три фактора:
- Последствия от действий в виде нарушений прав граждан.
- Использование служебного положения не по должностным интересам.
- Причинная связь между деянием и последствием этого.
Субъективной стороной преступления будет следующее:
- Лицо умышленно совершало определенные действия. Если следствием будет доказано, что это было ненамеренно, то преступление могут переквалифицировать в халатность.
- Действия имели корыстный мотив: желание получить выгоду для себя или для кого-то из близких, родственников, знакомых. Но, если превышение должностных полномочий будет осуществлено в счет интересов третьего лица и чиновник получит за это деньги, то здесь также может идти речь о взятке.
Для государственных лиц наказание предусмотрено по статье 285 УК РФ, а для лиц из частных организаций по статье 201 УК РФ.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
- Телефон в Москве и Московской области: +7 (495) 266-02-45
- Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 603-78-25
- Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20
Меры наказания
Статья 285 УК предусматривает наказание по четырем частям. По первой части:
- Штраф до 80 000 рублей.
- Лишение свободы на срок до 4 лет.
- Лишение права занимать определенные должности на срок до 5 лет.
- Арест до полугода.
Вторая часть статьи предусматривает меры наказания для тех должностных лиц, которые в своей работе должны регулироваться законодательными актами. Наказание будет аналогично тому, что описано выше, но штраф будет до 100 000 рублей, а лишить свободы могут до 7 лет.
Наказание по третьей части будет применено в том случае, если есть отягощающие обстоятельства. Например: из-за превышения или злоупотребления полномочиями, случилась авария, есть пострадавшие и даже погибшие люди. Предположим, какой-то чиновник закупил дешевые строительные материалы, положил разницу в себе карман. А из-за этого здание обрушилось и погибли люди.
Наказание по третьей части статьи 285 УК жестче: тут уже не предусмотрен штраф, только лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности сроком до трех лет.
Что делать, если вы стали очевидцем преступления?
В таком случае рационально будет написать заявление в прокуратуру. Обращаться в полицию то же можно, но эти дела не в их компетенции.
Одного заявления в данном случае будет недостаточно. Свои слова нужно будет подкрепить доказательной базой. Это может быть следующее:
- Показания очевидцев. Это могут быть работники той же организации, подчиненные чиновника или начальника на частном предприятии. Важно, чтобы эти люди смогли подтвердить свои показания не только на следствии, но в ходе судебных разбирательств.
- Документы: сметы, договора, финансовая отчетность и так далее. Не обязательно это должны быть оригиналы, подойдут и копии. Если не будет оригиналов, суд может их запросить сам.
- Фото и видео данные.
Для доказательной базы подойдет все, что имеет отношение к делу и добыто законным путем. В обратном случае следователь может отказаться приобщать доказательства или свидетельские показания к делу.
Доказать виновность должностного лица сложно, потому что такие системы часто коррумпированы, собрать доказательства сложно так как нет необходимых документов в свободном доступе, а свидетели не всегда готовы открыто заявлять о чем-то. Поэтому лучше в подобной ситуации нанять грамотного адвоката. Получить бесплатную консультацию можно на нашем сайте.
Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий — Ошеров, Онисковец и Партнеры
В российском уголовном праве есть две сходные, но, тем не менее, абсолютно разные статьи – злоупотребление должностными полномочиями и их превышение. Нередко действия должностных лиц трактуются неверно – злоупотребление полномочиями заявляется как их превышение и наоборот.
В данной статье мы расскажем, какие существуют различия между преступлениями, как отличить одно деяние от другого, а также их основные признаки.
Злоупотребление и превышение должностных полномочий: определяемся с понятиями
Когда идет речь о должностных правонарушениях и различиях между ними, важно понимать, кто выступает субъектом преступления, в чем выражается объективная и субъективная стороны. Далее мы рассмотрим подробно каждое из данных деяний.
Злоупотребление должностными полномочиями
Согласно Уголовному кодексу (ст. 285) объектом преступления выступает должностное лицо – то есть, государственный служащий, представитель местной или федеральной власти, чиновник, руководитель государственных предприятий и т.д.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что указанное лицо действует против интересов службы в собственных корыстных целях, используя имеющиеся полномочия.
При этом обязательным условиям для трактовки деяния по данной статье должно иметь место существенное ущемление прав и свобод граждан, нарушение интересов компаний, общества или государства.
Субъективная сторона преступления, она же обязательный признак злоупотребления должностными полномочиями – это корыстный мотив, действия в личных целях, в интересах родственников или приближенных лиц.
Если разбирать более подробно, то признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищений бюджетных средств и т.д.). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.
Превышение служебных полномочий
Как и в предыдущем случае, в качестве субъекта преступления, квалифицируемого по ст. 286 УК РФ, может выступать исключительно должностное лицо – представитель власти, руководитель государственной компании, другой госслужащий, наделенный определённым кругом полномочий.
Объективная сторона преступного деяния – совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства.
Примеры таких действий – принятие решений, которые входят в компетенцию другого должностного лица, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального утверждения, нарушение установленного порядка выполнения того или иного действия (например, игнорирование требований по обязательному согласованию решения с вышестоящими органами) и т.д.
Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями
Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:
- Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
- Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
- Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.
Помощь адвоката по уголовным делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий
Столкнуться с обвинениями в злоупотреблении или превышении служебных полномочий может практически каждый чиновник или руководящее звено государственных компаний – очень большой круг действий, даже вполне безобидных, могут трактовать как нарушение законодательства, потому нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Первое, что рекомендуется – это обратиться за помощью адвоката по уголовным делам. Это нужно сделать сразу же, как только появилась информация о возбуждении уголовного или при выдвижении обвинений. Даже если вы уверены, что не нарушали закон, все равно помощь адвоката по ст. 285 УК РФ будет незаменимой – он сможет быстро доказать вашу невиновность. А в случае, если все-таки правонарушение имело место, приложит все усилия для минимизации наказания – к примеру, добившись условного срока или штрафа вместо реального лишения свободы.
Несмотря на некоторое сходство и двоякую трактовку, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение – это два совершенно разных правонарушения, за которые предусмотрено различное наказание. Они имеют свои отличительные черты и характерные признак. Но по какой бы статье не было выдвинуто обвинение, грамотный адвокат поможет минимизировать наказание.
Пособие Использование служебного Интернета работниками в личных целях: правовая оценка Автор Долгов В
Использование служебного положения в совокупности со злоупотреблением полномочиями находятся под контролем Уголовного кодекса РФ. Ученые правоведения относится к подобным юридическим выражениям неоднозначно. Нет единой трактовки явления со стороны судебных практиков. Краток УК РФ.
Ведь в статье 201 нет определения и понятия использования служебного положения, текст посвящен злоупотреблениям, где подчеркнуто, что должностные лица не должны действовать, нарушая интересы предприятия, в котором пришлось работать, а также причинять вред другим гражданам.
Осужденных по данной статье наказывают крупными штрафами и даже лишают свободы.
Тесная связь
Как бы ни рассматривали вопросы, связанные с деятельностью высоких чинов, которые совершают разной степени должностные нарушения, направленные на ущемление чьих-то гражданских прав и свобод, в судебной практике разновидности преступных деяний высокопоставленных лиц часто пересекаются. Правоведение разделило неправомерные действия на виды, когда должностные лица:
- злоупотребляют своей должностью;
- превышают полномочия, исполняя обязанности;
- деяние квалифицируют, как использование служебного положения.
В каждом случае имеются юридические элементы:
Сколько дадут за убийство человека? Статьи, наказания, сроки
- субъекта;
- объекта;
- сторон субъективных и объективных.
Для квалификации и признания действия преступным необходим доказанный факт о корыстных намерениях.
Должностные лица и пределы их полномочий
Должностными считаются лица, представляющие властные структуры по роду своей трудовой занятости. К таковым отнесены:
- Работники правоохранительных органов, независимо от уровня или ведомства, занимающие какие-либо должности в указанной структуре (прокуратуре, полиции, СК).
- Государственные работники федерального, регионального, муниципального подчинения, на некоторой должности в правительстве (государства, области), администрациях, мэрии.
К должностным отнесены также те лица, которые не выступает непосредственно как представители власти, но исполняют во властных структурах некоторые хозяйственные или иные функции: руководители кадровых подразделений, заведующие хозяйственным управлением.
Наделение гражданина правами должностного лица может быть как постоянным, так и временным, включающим специальное поручение разового характера. К примеру, присяжный заседатель становится должностным лицом, представляющим власть, на период прохождения судебного процесса.
Отличие между ст. 285 и 286 УК РФ: злоупотребление и превышение должностными полномочиями
При осуществлении защиты по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) всегда необходимо выяснять, является ли привлекаемое к уголовной ответственности лицо субъектом указанных преступлений — должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.
Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.
), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.
В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.
Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе.
К ним следует относить: лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка); лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.
- Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.
- Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.
- При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний).
- Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
При осуществлении защиты по уголовным делам данной категории необходимо иметь в виду, что в случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).
Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.
При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как Исполнитель преступления.
Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).
Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) виновного лица состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать: корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.