10 фактов о законе FATCA, которые вы должны знать
Закон FATCA перевернул понятие о мировом праве, доведя ситуацию до того, что локальное национальное право преобладает над мировым и правом иных стран. Это прямое вторжение в жизнь и законы всех государств мира, которое не должно было произойти, которому должны были дать отпор.
Однако США выбрали правильный метод: мы ничего вам не навязываем, однако если не будете делать то, что говорят, вам грозит наказание. Только в Америке. И, казалось бы, что этого должно хватить, чтобы спокойно дальше жить. Но проблема в том, что банковская и финансовая система США является центром нашей вселенной, а значит практически любые деньги, которые кочуют по миру, в любой момент могут оказаться в Штатах.
Тех же проблем добавляет и тот факт, что американский доллар является резервной валютой, которая используется во всех мировых торговых сделках: даже внутри Европы приходиться, платя из евро в евро, переводить деньги через доллары. Что уж говорить про остальной свет.
И именно благодаря этим двум факторам FATCA является тем, чем является. И все американцы, у которых более 50 000 долларов на иностранном счету должны быть под колпаком у налоговой службы США IRS, иначе банку или иной финансовой структуре не поздоровится.
1. Инструмент для создания давления
Американская налоговая система и так серьезно отличается от всего, что есть в мире: являясь гражданином этой страны или даже владельцем постоянного вида на жительство, лицо обязано платить налоги в казну США независимо от того, где оно проживает. Напомним, что в остальном мире меняя своё местожительство более, чем на определенный срок, вы лишаетесь налогового резидентсва на старом месте и приобретаете его на новом – т.е. платите налоги там, где пребываете в данный момент.
В США по-другому. Однако те, кто жил за границей умудрялись, благодаря банковской тайне и т.п. вещам скрывать часть своих активов от несправедливого налогообложения. Но вот когда начали проявляться признаки FATCA, а также началось давление на финансовые центры, то всё изменилось. Например, Швейцарским банкам пришлось заплатить гигантские штрафы за укрывательство и непредставление информации об американских налогоплательщиков. UBS заплатил 780 миллионов, а в Credit Suisse расстались с 2,6 миллиардами.
В общем FATCA оказалась отличным подспорьем по борьбе с укрывательством от налогов, при этом серьезно ограничила деятельность тех институтов, кто на этом хорошо зарабатывал.
информация от специалиста о налогах
и возможных налоговых льготах юрисдикции,
подходящей структуре компании.
информация от специалиста о налогах и возможных налоговых льготах юрисдикции, подходящей структуре компании.
Свяжемся с вами в течение 10 минут
Свяжемся с вами в течение 10 минут
2. Закон действует по всему миру
Эта особенность национального законодательства возмутила всех. Но сделать ничего с ним пока не могут. Десятки стран, в том числе классические офшорные юрисдикции, подписали это соглашение, как и десятки тысяч финансовых учреждений по всему свету. И всё ради того, чтобы не получить 30% штраф на все банковские переводы, связанные с США и долларами США.
3. Согласие дали даже геополитические противника США: Россия и Китай
Скрыться с деньгами от всевидящего ока IRS стало очень сложно, тем более даже самые ярые противники американского контроля вынуждены были подписать это соглашение. Россия, конечно, пыталась найти свой путь, но когда после начала проблем на Украине США отказались вести переговоры, России пришлось поменять законы и быстро подготовиться к начавшему действовать с июля американскому закону.
Финансовая система России и так испытывает проблемы, так ещё и получить вечные штрафы – вообще не комильфо. Китай тоже завязан на Америку, поэтому пока что действовать приходится по их правилам.
4. FATCA – это огромная дубина
Американские власти нашли отличный способ всех запугать и вынудить действовать по нужной им схеме. 30% налог на все переводы в США плюс исключение компаний с рыка Штатов – это реально катастрофа для любого финансового учреждения на сегодняшний день. Если отказываешься выдавать информацию налоговикам – готовься вылететь с рынка. Вообще.
Именно поэтому так дружно весь мир подписал это соглашение. Пока нет реальной альтернативы, чтобы выжить.
5. Все ищут у себя американцев
При открытии нового счета или при работе со старыми клиентами, банки вынуждены выяснить, точно ли это не американец. Если же человек оказался подданным звездно-полосатого флага, то практически вся личная информация о нём должна быть передана в IRS: имя, номера счетов, баланс счета, адрес, идентификационные номера.
В общем, это своего рода охота на ведьм, только в реалиях 21 века. И сжигают не сразу, а только в особых пиар-случаях.
6. Другая отчетность также необходима
В Америке нужно заполнить очень много бумажек, особенно по налоговым вопросам (именно поэтому у них профессия налогового консультанта очень востребована). Тем более список вопросов очень большой и запутанный. Есть такой отчет, который называется FBAR, и он во многом копирует FATCA. Но вместо того, чтобы упразднить его или объединить в один, необходимо заполнять оба.
Двойная работа – ведь это так удобно всем…
Добавьте к этому серьезное наказание за не заполнение этих бумаг: при нецеленаправленных нарушениях штраф составит 10 тысяч долларов (это при том, что при наличии этих самых 10 000 нужно начинать подавать документы). А если решено, что лицо специально уклонялось от налогов, то грозит штраф до 100 000 (или даже до 50% от суммы на счету за КАЖДЫЙ год) и до 10 лет тюрьмы.
7. Необходимо строгое соответствие
Чтобы всё прошло гладко, необходимо строгое соответствие всех бумаг правильному заполнению. Если этого нет, есть не так много времени, чтобы внести исправления, иначе придётся обратиться к предыдущему пункту. И штрафы за нарушения продолжают расти.
8. Банкинг больше не будет таким как прежде.
Вынужденная прозрачность, которую заставили ввести Штаты вместе со своим FATCA, привели к тому, что по подобному пути пошли и некоторые другие страны (например, Россия). Добавьте к этому политику деофшоризации, автоматический обмен налоговой информацией в формате ОЭСР и привыкайте к тому, что стать невидимым теперь невероятно сложно.
А вот попасть на штраф или наказание за мелкую оплошность – ещё проще, чем раньше.
9. Отказа от FATCA не будет
Возможно, кто-то надеется, что от FATCA откажутся (и были такие поползновения, между прочим). Но дело в том, что помимо небольших налоговых сборов, эта система даёт серьезный контроль над людьми и другими странами. И добровольно отказываться от него никто не будет.
По крайней мере, пока, если не случится какого-то глобального потрясения. Например, падения доллара.
10. Другие паспорта против FATCA помогут не всем
По крайней мере, так можно сказать про американцев – в других странах этот вопрос может быть ещё не проработан. Другими словами, если у вас возникла идея открывать счета за границей не с паспортом США, а, например, с Кипрским, то это не сильно поможет избежать внимания IRS – банки обязаны проверять клиентов полностью, чтобы избежать штрафа.
К тому же подобное поведение может вызвать дополнительное подозрение в том, что вы хотите скрыться от налогов. А в IRS это не любят и с удовольствие влепят вам штраф. Который, между прочим, может оказаться очень и очень большим.
Если банковский счет открыть на второй паспорт, который получен, например, на Карибах и Ваше второе гражданство не США, шансы сохранить конфиденциальность информации о своем зарубежном счете пока есть.
Так что, если у вас есть американское гражданство, возможно пришла пора задуматься над тем, нужно ли оно вам в дальнейшем? Также можно поразмыслить и о гражданстве других стран, которые идут по пути FATCA.
FATCA — что это? Формы FATCA
Тому факту, что сегодня все менее популярным становится быть гражданином США, мы во многом обязаны закону, принятому в этой стране в 2010 году и вступившему в силу с 01.07.2014 «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act – FATCA). Идея принятия этого закона возникла, когда правительством США были подсчитаны недополученные налоги. Их сумма приблизительно составила 100 000 млрд $, и это только офшорные схемы, не учитывая вклады граждан в иностранных банках. В результате подсчета было решено принять меры по исправлению данной проблемы в виде законопроекта, который после подписания главой американского государства вступил в силу. Что и явилось основной причиной большого числа отказов от гражданства США среди ее резидентов, проживающих и работающих на территории других стран.
Что собой представляет FATCA
FATCA — что это? Это закон о налогообложении, принятый в США, который обязывает иностранные финансовые организации отчитываться перед налоговой службой этой страны (IRS) о клиентах, являющихся американскими налогоплательщиками. Официальная цель принятия FATCA – не допустить уход от налогов американских граждан. По законодательству США, все физические и юридические лица, имеющие гражданство или являющиеся резидентами этой страны, обязаны платить налог, независимо от места, где они проживают и получают доход от трудовой деятельности, ведут бизнес или владеют имуществом. Но такое положение дел многих граждан не устраивает, поэтому финансовую деятельность они стараются вести через банки, находящиеся за пределами своей страны.
До принятия закона как-то отслеживать их финансовую деятельность и получать информацию по счетам в иностранных банках соответствующие службы США не имели возможности. Но ситуация резко изменилась после вступления в силу FATCA. Что это дало спец службам? С этого времени все страны или их финансовые организации должны передавать сведения в целях FATCA в IRS о клиентах, являющихся налогоплательщиками Америки. Закон является, мягко говоря, высокомерным, так как затрагивает интересы не только граждан США, но и юридических лиц всех остальных государств.
Рычаги воздействия, способ контроля за исполнением FATCA
Чтобы беспрепятственно передавать сведения FATCA, иностранным финансовым организациям или странам предложено заключить особые соглашения с соответствующей службой США по обеспечению контроля за счетами налогоплательщиков американской страны. Всех отказавшихся от предложения ждет ряд сюрпризов, в которые входят такие меры, как санкции, принудительное удержание 30% от суммы переводов клиентов через банковскую систему США, а также через банки, подписавшие такое соглашение, или даже закрытие доступа к основной резервной валюте для целых стран с последующим сокращением части международной торговли. Поэтому за подписанием соглашения выстроилась внушительная очередь, состоящая из различных государств и отдельных финансовых организаций, которые понимают, какое значение в движении финансовых средств имеет система США, но в то же время стараются избежать нарушения закона о неприкосновенности частной жизни. Соглашение может быть заключено не только с различными странами в межправительственной форме, но и с отдельными финансовыми институтами, в случае если государство, на территории которого они ведут свою деятельность, по каким-либо причинам не может принять данное соглашение.
Модели соглашений
Так как закон FATCA предусматривает два варианта межправительственных соглашений, то и предусмотренных ими моделей передачи информации также две:
- Согласно первой модели, финансовые организации сдают отчетность по счетам клиентов, относящихся к американским налогоплательщикам, во внутренние службы своей страны. Впоследствии этими службами информация передается специальным службам США.
- Вторая модель подразумевает передачу данных по таким клиентам самими финансовыми организациями, заключившими прямое соглашение с налоговыми органами США.
Российской Федерацией к 2017 году не было подписано межправительственное соглашение для передачи сведений в целях FATCA. Что это означает для российских граждан? Формально банки и прочие организации не обязаны отчитываться перед службами Америки. Но это обстоятельство обещает клиентам российских финансовых институтов нежелательные проблемы при расчетах и транзакциях через американские корсчета в виде санкций.
Российское законодательство дает добро отечественным банкам на передачу информации службам США
В результате жарких дискуссий российского правительства на тему вступления в силу FATCA, его возможных последствий и противоречий с законами РФ, главой государства был подписан закон, призванный помочь отечественным финансовым компаниям осуществить регистрацию на сайте налоговых служб США для соблюдения FATCA. Что это позволяет российским организациям? На законных основаниях передавать требуемые сведения об американских налогоплательщиках в рамках соглашения об обмене информацией, но только с согласия клиента. В случае получения от него отказа на передачу данных, любой банк имеет право не работать с этим лицом. Все данные перед передачей должны пройти через Центробанк и Росфинмониторинг, который имеет право ее остановить.
Форма отчетности FATCA
В попытке исключить нежелательные удержания со счетов клиентов, 90% банков и организаций из России в частном порядке пошли на соглашение и зарегистрировались в федеральной службе США. Поэтому при открытии счетов во многих банках сегодня можно столкнуться с неизбежностью заполнения определенного документа. Форма FATCA представляет собой небольшую анкету, при помощи которой легко определить необходимость передачи информации о данном клиенте службам Америки. Если клиент не имеет отношения к налогам в США, то информация о нем останется закрытой для американских служб.
Опасения банкиров
Такой механизм сбора информации может оказаться недостаточно эффективным, что в результате окажется причиной штрафов, удержаний или потерь компаниями, полученных при регистрации идентификационных номеров (GIIN). Отсутствие такого номера у финансовой организации является основанием к применению к ней санкций за неисполнение FATCA. Количество отечественных институтов, которым удастся сохранить GIIN после передачи данных, в 2017 году остается пока неясным. Многие банкиры высказывают опасения, что американское правительство при желании найдёт массу нарушений в действиях российских организаций. Поэтому угроза санкций в связи с нарушениями FATCA более реальна, чем возможная блокировка платежных систем, которую прогнозировали банки. FATCA имеет много неясностей и двусмысленностей, которые оставляют широкий простор действий для служб, контролирующих его исполнение.
Регистрация в целях FATCA, Сбербанк. Что это?
Одной из первых организаций, зарегистрировавшихся в налоговой (IRS) США, является Сбербанк. Компания в полном составе, включающем главное ведомство и 208 подконтрольных ему учреждений, получила статус финансового института, выполняющего требования FATCA. Что это значит? Сбербанк обязан выявлять среди своих клиентов тех, кто имеет отношение к оплате налогов в Штатах. На дату регистрации банк имеет около 20 000 клиентов, которые являются гражданами Америки или входят в число остальных категорий, обязанных платить налог в этой стране. К ним относятся:
- организации, где резиденты имеют долю более 10%;
- компании, имеющие регистрацию в Америке.
- американское гражданство;
- зеленая карта;
- рождение на территории Америки;
- почтовый адрес в США;
- американский телефонный номер;
- оформленная доверенность на лицо с адресом в США;
- право подписи лицу с тем же адресом;
- инструкции по перечислению сумм в США;
- адрес «до востребования», если он единственный для счета.
В дальнейшем количество клиентов, относящихся к этим категориям, может возрасти, так как не существует препятствий для обслуживания лиц, готовых дать согласие на передачу информации в Штаты. Эта информация необходима для выполнения обязательных условий FATCA (Сбербанк). Что это меняет в обслуживании? Сбербанк просит заполнить дополнительную анкету, прилагаемую к пакету документов.
Порядок действий банка
При работе с клиентами Сбербанк определяет FATCA-статус по каждому на основании данных заполненных анкет, а затем формирует отчет. По результатам полученной информации выявляются те, кто имеет отношение к американским налогам. Далее происходит:
- Информирование клиента о наличии у него признаков принадлежности к американским налогоплательщикам.
- Подтверждение клиентом статуса формами w-9 или w-8. Или документальное подтверждение несоответствия этому.
- Получение от клиента согласия на передачу данных в IRS. Либо, в случае отсутствия форм или документов опровержения, его переход в статус отказников.
Факт регистрации Сбербанка в IRS обязывает его предоставлять в случае необходимости доступ американскому правительству к счетам налогоплательщиков США, находящихся в учреждении Сбербанка на территории РФ. При этом Сбербанк не видит препятствий для выполнения своих регулярных обязанностей с появлением необходимости информировать Штаты о накоплениях их налогоплательщиков.
Вступление России в европейский FATCA
В скором времени России предстоит присоединение к Евро-FATCA. Это новый законопроект, схожий с американским по регулированию, но в отличие от которого, в случае отказа от сотрудничества предусматривает не штрафные санкции, а полный запрет деятельности для отказников на территории ЕС. Присоединение России планируется на 2018 год в рамках европейской Конвенции от 1988 года, согласно которой, участники обязаны оказывать друг другу помощь и обмениваться информацией по налоговым делам. Со дня вступления в Евро-FATCA российские службы смогут не только передавать данные о налогоплательщиках ЕС, но и получать информацию о европейских счетах отечественных граждан.
FATCA
FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) — американский закон о налогообложении иностранных счетов, главная цель которого препятствовать уклонению от уплаты налогов американских граждан, работающих и проживающих на территории других государств.
Закон обязывает банки и другие финансовые институты предоставлять информацию о своих клиентах — физических и юридических лицах (данные о номерах счетов и остатках на них, а также оборотах по счетам) налоговой службе США (IRS).
Существуют две возможности взаимодействия банка и IRS.
Первый способ предполагает прямое общение финучреждения и американской налоговой службы. В этом случае банк или другая финансовая компания обязана не только сообщать о любых нарушениях в уплате налогов американскими гражданами, но и раскрывать информацию о том, как проходит работа в учреждении (оценка, подбор клиентов). Таким образом, организация попадает под прямой контроль IRS.
Второй вариант предусматривает заключение межгосударственного соглашения страны с США. При этом IRS взаимодействует с государственной налоговой службой другой страны, которая в свою очередь централизованно собирает информацию со своих банков (финансовых компаний), контролирует систему отбора и оценки клиентов (физических и юридических лиц) и уплату ими налогов в казну США. По состоянию на апрель 2014 года, такие соглашения заключили с США более 20 стран мира, среди которых Норвегия, Испания, Великобритания, Мексика, Швейцария, Франция, Германия, Канада, Италия, Япония.
Соблюдать требования FATCA российским банкам необходимо уже с 1 июля 2014 года, а зарегистрироваться в IRS нужно успеть до 5 мая. При этом для банков, которые не присоединятся к FATCA, предусмотрено наказание. Санкции могут быть назначены в виде штрафов, а в отдельных случаях будет применяться закрытие корсчетов.
Закон FATCA
Концепция Закона о соблюдении условий налогообложения зарубежных счетов или «FATCA» (Foreign Account Tax Compliance Act), предполагает реализацию права налоговых органов США получить сведения о счетах в зарубежных финансово-кредитных учреждениях, которые принадлежат американским налогоплательщикам.
Формализованная процедура FATCA закреплена законом [1], принятого Конгрессом США в 2010 году, направлена на противодействие уклонению от налогов граждан США.
«FATCA» содержит положения, являющиеся абсолютно новым подходом к борьбе с уклонением от уплаты налогов. Закон вводит требование, чтобы зарубежные банки и другие финансовые организации отчитывались перед американской налоговой службой об имеющихся у них счетах американских клиентов и удерживали некоторые налоги в пользу американского бюджета. Для этого зарубежная финансовая организация должна заключить соответствующее соглашение с налоговыми органами США. Предусмотрено исключение для счетов, сумма средств на которых не превышает $50000, но финансовая организация может отказаться от применения этого исключения [2].
Формально, данный закон позволяет США, начиная с 2014 года, требовать от всех стран систематического получения банковских данных по счетам живущих там американских граждан. На практике же это означает отказ стран, ратифицировавших «FATCA», от института банковской тайны в отношении США.
В отношении конкретных банков, отказавшихся выполнять положения «FATCA», если в данной юрисдикции закон был ратифицирован, предусматриваются санкции. Налоговое управление США может выставить такому банку счет налоговой доплаты исходя из ставки в 30%, взимаемых с финансового источника, принадлежащего гражданину США, в рамках осуществляемых транзакций. Таким образом, чтобы заставить любой зарубежный банк подчиниться требованию американского закона, закон вводит «штрафное» налогообложение на доходы таких банков от источников в США. Налогом облагаются не только пассивные доходы, такие как дивиденды, но и валовой доход от продажи ценных бумаг. Налог удерживается и уплачивается в бюджет США американской финансовой организацией или же зарубежной организацией, заключившей упомянутое соглашение с налоговыми органами США.
В рамках данного закона американскими налогоплательщиками признаются:
- граждане США,
- граждане США с двойным гражданством,
- владельцы Green Card,
- лица, которые долгое время работают в США,
- все американские юридические лица.
Кроме того, согласно требованиям данного закона граждане США, чье состояние превышает 50000$ при декларировании, обязаны использовать более подробный формуляр в целях детализации средств.
Положения «FATCA» вступают в силу по частям, начиная с 2011 года, окончательное вступление в силу всех положений датируется 2017 годом. Согласно данному закону, зарубежные банки должны заключить все необходимые соглашения с «Internal Revenue Service» США до конца 2013 года, а удерживать соответствующие налоги они должны, начиная с 1 января 2014 года.
Страны, заключившие соглашение с США в рамках FATCA
На основании достигнутых соглашений и в соответствии с «FATCA» финансово-кредитные организации должны испрашивать у своих клиентов согласие на передачу информации, составляющей банковскую тайну, а затем уже непосредственно передавать соответствующие сведения американским налоговым властям, т.е. «Internal Revenue Service» США. Вместе с тем, предполагается, что в отношении тех клиентов, чье согласие не было получено, налоговое управление США сможет направлять коллективные запросы, цель которых должна состоять в том, чтобы получить соответствующие налоговые сведения о таких клиентах. Таким образом, в любом случае, банковская тайна перестает распространяться на всех американских клиентов, вне зависимости от того, готовы ли они сотрудничать с американской налоговой службой или не имеют намерений для такого сотрудничества. Следовательно, принцип банковской тайны не сможет гарантировать тайну вклада американских клиентов банков.
Таким образом, можно сделать вывод, что ратификация «FATCA» означает переход к обмену банковскими данными в полуавтоматическом режиме. Априори, данный факт означает, что принцип банковской тайны перестает действовать. Достижение полной транспарентности банковской информации предполагает нивелирование значения принципа банковской тайны, так как у других стран не остается возможностей избежать внимания американских налоговых органов, что практически полностью уничтожает банковскую тайну.
«FATCA» затрагивает все без исключения банки, вне зависимости от того, есть ли у них отделения или филиалы в США, или нет. Вместе с этим, у банков, которые откажутся сотрудничать с налоговыми органами США будут существенно ограничены возможности для совершения финансовых операций – таким банкам будет запрещено производить расчеты в долларах США и иметь акции американских компаний.
Де факто, реализация возможности отказа от сотрудничества с «Internal Revenue Service» США означает и отказ от проведения финансовых операций в долларах США. Вместе с тем, дедолларизация существенно расширяет возможности банков: они могут отказаться от использования расчетов в долларах США и перевести свои операции в другие валюты.
Следует отметить, что «FATCA», помимо декларируемых целей, имеет задачу ослабить конкуренцию и снизить конкурентоспособность иностранных финансово-кредитных организаций.
Модели применения FATCA
Концепция «FATCA» предполагает наличие двух моделей применения данного акта.
- Первая модель основана на использовании автоматического режима обмена данными, сведения и иной информации по банковским счетам нерезидентов.
- Вторая модель предусматривает передачу данных в США банками с официального согласия клиента в распоряжение «Internal Revenue Service».
Следует отметить, что в соответствии со второй моделью FATCA предусматривает возможность коллективных запросов со стороны США в отношении клиентов, отказавшихся сотрудничать с «Internal Revenue Service» США. Коллективный запрос предполагает формулирование однозначной просьбы американских властей об оказании им правовой помощи для получения затребованной банковской информации о клиентах, не давших свое согласие банкам на передачу данных в США.
Последствия «FATCA»
Последствия реализации FATCA следует рассматривать в глобальном плане наравне с тем влиянием, которое данный закон окажет на локальные финансово-кредитные системы и мировые финансовые центры.
Если рассматривать FATCA на уровне глобального явления, то становится очевидным, что США в своей империалистической манере разработали действенную стратегию по тотальному доминированию на мировом финансовом рынке и контролю мировой финансовой системы.
В соответствии с концепцией FATCA законодатели в США предусмотрели все возможные действия, направленные на контроль американских налогоплательщиков и обеспечение жесткой налоговой дисциплины. В результате американские налогоплательщики не смогут получать доходы на свои зарубежные счета в безналоговом режиме, по крайней мере, под это подпадают все операции на фондовых рынках США. Можно было бы поздравить американскую законодательную и налоговую системы с достижением таких результатов, однако они будут обеспечиваться за счет существенных административных обязательств неамериканских банков, зарубежных инвестиционных фондов и других финансовых организаций.
На международном уровне на неамериканские финансово-кредитные организации возложены тяжелые административно-организационные обязательства, невыполнение которых ведет к фактическому ограничению доступа для таких организаций к американскому фондовому рынку. Концепция FATCA делает невыгодной работу иностранных финансовых и кредитных институтов на американском фондовом рынке. Это достигается созданием таких условий, в которых такие организации предпочтут соблюдать положения FATCA, чем лишиться доступа к фондовому рынку США.
В совокупности, это означает реализацию налоговыми органами США контроля мировой финансовой системы на глобальном уровне. Очевидная природа законодательного империализма США направлена на ликвидацию любых возможностей уклонения от уплаты налогов и минимизации объемов налоговых выплат с помощью зарубежных финансовых организаций и юрисдикций со щадящими налоговыми режимами.
В том случае, если американский налогоплательщик, к которым относятся граждане США и резиденты США, в том числе владельцы «грин-карты», не отчитался перед Internal Revenue Service по своим зарубежным счетам и компаниям, то за него это сделает зарубежный банк. В этом проявляются последствия реализации FATCA в связи с его влиянием на локальные финансово-кредитные системы.
В результате, участники локальных финансово-кредитных систем, в особенности небольшие финансовые организации и коммерческие банки, которые расположены в юрисдикциях за пределами США, вообще могут отказаться от обслуживания американских клиентов, в том числе держателей «грин-карт». Такой подход представляется разумным, поскольку принятие на себя административных обязательств в сфере обременительных процедур, связанных с отчетной деятельностью перед Internal Revenue Service, окажется для таких организаций чрезмерной нагрузкой в организационно-управленческом плане. Однако, это не освобождает их от необходимости заключить соответствующее соглашение с Internal Revenue Service, в противном случае финансовые организации и коммерческие банки попадут под действие штрафного 30% налога даже при отсутствии у них клиентов, относящихся к категории американских налогоплательщиков.
Результат такого подхода, безусловно, благоприятен для США. Теперь все те сведения об американских налогоплательщиках, которые Internal Revenue Service ранее приходилось получать с большими трудозатратами, теперь будут поступать к американским налоговикам на регулярной основе, при этом иностранные банки и финансовые организации будут направлять такие сведения абсолютно добровольно. Однако, очевидно полное отсутствие учета интересов всех иных участников этих отношений, включая даже иностранных клиентов банков, не относящихся к категории американских налогоплательщиков.
Последствия для мировых финансовых центров, обусловленные реализацией концепцией FATCA, связаны с их конкурентоспособностью на международном финансовом рынке.
Мировые финансовые центры смогут игнорировать FATCA при продолжающейся дедолларизации международных расчетов, а также при развитии других фондовых рынков. Это сделать максимально безболезненным отказ соблюдать положения FATCA.
Единственно разумным выходом может быть реализация единых принципов налогообложения и принятие законодательных актов, регулирующих данные принципы, что ослабит недоверие налогоплательщиков к государствам, которые стремятся ознакомиться с их финансовыми операциями, что, безусловно, является нежелательным для владельцев финансовых ресурсов. При этом следует считаться с возможностью дальнейших ограничений банковской тайны.