Что входит в совет федерации
Перейти к содержимому

Что входит в совет федерации

  • автор:

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.)

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.

В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

3. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах «б» и «в» части 2 настоящей статьи.

4. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

6. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.

В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

3. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах «б» и «в» части 2 настоящей статьи.

4. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

6. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания ‑‑ парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации.

Порядок формирования

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

Регламент Совета Федерации

Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече – собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров.

Историческая справка

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образован в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, как палата парламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства.

Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.

Исторически во многих странах верхние палаты «выросли» из собраний советников при правителях и носили сословный характер. В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума. Она просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в Сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков и получили впоследствии название Земских Соборов. Земские Соборы избирали на царство государей, рассматривали вопросы войны и мира, принимали в состав государства новые территории, рассматривали вопросы взыскания налогов. Функции и сферы ведения Земских Соборов достаточно точно совпадали с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными парламентами стран Западной и Центральной Европы. К концу XVII века по мере укрепления абсолютизма Земские Соборы утратили свое значение.

Первая попытка создания двухпалатного парламента, аналогичного тем, которые существовали в Западной Европе, приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I трудами выдающегося государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского были разработаны контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета. В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

В последние годы жизни царя-реформатора Александра II идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Убийство Александра II и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России к его созданию.

В первые годы ХХ века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 – зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, существовавший к тому времени уже почти сто лет. Манифестом 20 февраля 1906 года император Николай II установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».

Государственный совет – верхняя палата первого российского парламента – формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначались царем, другая половина – избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (6 членов от духовенства православной Российской церкви, 18 от губернских дворянских обществ, 6 членов от Академии наук и университетов, по 6 — от промышленных и торговых корпораций).

Первому русскому парламенту был отмерен недолгий век – чуть больше десяти лет. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.

С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них, и Совет Национальностей, который формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо от населения) – по 5 человек и от каждой автономной области или республики – по 1 человеку.

Конституция 1936 года сохранила принцип двухпалатности, заменив двухступенчатые выборы палат прямыми. Был предусмотрен также механизм согласительных процедур в случае разногласий между палатами и даже возможность роспуска обеих палат в случае недостижения согласия. Верховный Совет СССР также состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России, определила вопросы ведения и полномочия Совета Федерации. В соответствии со статьей 95 было предусмотрено, что в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

Депутаты верхней палаты первого созыва избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Российской Федерации (один округ на территории каждого субъекта Российской Федерации). Кандидаты в члены Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями. В соответствии с переходными положениями Конституции Российской Федерации депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Филиппович Шумейко.

В конце 1995 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран Егор Семенович Строев, Глава администрации Орловской области.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с ним представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Полномочия членов Совета Федерации осуществлялись на постоянной основе.

5 декабря 2001 года Председателем Совета Федерации был избран Сергей Михайлович Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта. Законом был установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации могли доработать свой срок полномочий. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 года.

10 сентября 2011 года Председателем Совета Федерации была избрана Валентина Ивановна Матвиенко, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга.

В ноябре 2011 года серьезные изменения претерпела внутренняя структура Совета Федерации: вместо прежних 16 комитетов и 11 постоянных комиссий было создано 10 комитетов.

В 2012 году рабочей группой Совета Федерации был разработан и вынесен на общественное обсуждение проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий более активное участие граждан страны в формировании «палаты регионов». Инициатива получила поддержку общества, и в июне законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу.

20 ноября 2012 года новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 28 ноября одобрен Советом Федерации и 3 декабря подписан Президентом России. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2013 года.

Согласно закону, представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа. При этом соответствующее решение региональный парламент должен принять большинством голосов от общего числа своих депутатов в течение месяца со дня первого заседания нового созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации каждый кандидат на эту должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти.

Устанавливается, что претендентом на должность члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. При этом законом предусматривается ряд исключений из этого правила.

В 2014 году вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий назначение Президентом Российской Федерации членов Совета Федерации — представителей Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи со вступлением в силу изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», расширены состав и полномочия Совета Федерации, изменены требования к сенаторам Российской Федерации.

Согласно статье 95 Конституции Российской Федерации в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации — на срок полномочий соответствующего органа; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (в качестве таких сенаторов Российской Федерации могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности).

Федеральным законом установлены общие требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Кроме того, установлены ограничения, препятствующие гражданину быть кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации.

К кандидату для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации установлено дополнительное требование, согласно которому кандидатом может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории данного субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от субъекта Российской Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению. Определен перечень исключений из этого требования.

Кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа.

Наделение полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа.

Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, принявший решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, подает в Совет Федерации письменное заявление, подтверждающее такое решение. Заявление может быть подано однократно.

Сенаторы Российской Федерации — представители Российской Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет.

Расширение представительства Совета Федерации позволяет эффективнее обеспечивать баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

Федеральный закон от 22.12.2020 N 439-ФЗ (ред. от 29.05.2023) О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.

2. В Совет Федерации входят:

1) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации — на срок полномочий соответствующего органа;

2) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки (далее — Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий), — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

3) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

3. Наделение полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации.

4. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в том числе до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, реализует свое право на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации в случае принятия им соответствующего решения.

5. Сенаторы Российской Федерации — представители Российской Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет.

6. Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Сенаторы Российской Федерации не создают фракции и партийные объединения.

1. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

2. Представителями Российской Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

3. Не может претендовать на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

3) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления на день принятия решения о назначении выборов соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо на день вступления в силу указа Президента Российской Федерации о назначении сенатора Российской Федерации — представителя Российской Федерации, либо на день подачи письменного заявления, подтверждающего решение Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации;

4) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

5) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

6) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление на день принятия решения о назначении выборов соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо на день вступления в силу указа Президента Российской Федерации о назначении сенатора Российской Федерации — представителя Российской Федерации, либо на день подачи письменного заявления, подтверждающего решение Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, а также осужденный за совершение указанного преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости, если на такого гражданина не распространяется действие пунктов 4 и 5 настоящей части;

7) осужденный к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьей 106, частью второй статьи 107, частью третьей статьи 110.1, частью второй статьи 112, частью второй статьи 119, частью первой статьи 126, частью второй статьи 127, частью первой статьи 127.2, частью второй статьи 133, частью первой статьи 134, статьей 136, частями второй и третьей статьи 141, частью первой статьи 142, статьей 142.1, частями первой и третьей статьи 142.2, частью первой статьи 150, частью второй статьи 158, частями второй и пятой статьи 159, частью второй статьи 159.1, частью второй статьи 159.2, частью второй статьи 159.3, частью второй статьи 159.5, частью второй статьи 159.6, частью второй статьи 160, частью первой статьи 161, частью второй статьи 167, частью третьей статьи 174, частью третьей статьи 174.1, частью второй статьи 189, частью первой статьи 200.2, частью второй статьи 200.3, частью первой статьи 205.2, частью второй статьи 207.2, статьей 212.1, частью первой статьи 228.4, частью первой статьи 230, частью первой статьи 232, частью первой статьи 239, частью второй статьи 243.4, частью второй статьи 244, частью первой.1 статьи 258.1, частями первой и второй статьи 273, частью первой статьи 274.1, частью второй статьи 280, частью второй статьи 280.1, частью первой статьи 282, частью третьей статьи 296, частью третьей статьи 309, частями первой и второй статьи 313, частью первой статьи 318, частью второй статьи 354, частью второй статьи 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и имеющий на день принятия решения о назначении выборов соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо на день вступления в силу указа Президента Российской Федерации о назначении сенатора Российской Федерации — представителя Российской Федерации, либо на день подачи письменного заявления, подтверждающего решение Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, а также осужденный к лишению свободы за совершение указанных преступлений, судимость которого снята или погашена, — до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости;

8) подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 или 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, — до истечения срока, в течение которого гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию;

9) причастный к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в течение соответствующего срока ограничения пассивного избирательного права, установленного пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин Российской Федерации, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 части 3 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

1. Кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории данного субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению.

2. Кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий требованиям, предусмотренным статьей 2 настоящего Федерального закона, а также частью 1 настоящей статьи.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.05.2023 N 184-ФЗ.

4. Требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не распространяется на кандидата для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации, который:

1) на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации является:

а) сенатором Российской Федерации — представителем от данного субъекта Российской Федерации;

б) депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

избранным по одномандатному избирательному округу, образованному на территории данного субъекта Российской Федерации;

входившим в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую данному субъекту Российской Федерации, или группе субъектов Российской Федерации, в которую входит данный субъект Российской Федерации, или части территории данного субъекта Российской Федерации;

в) лицом, имеющим воинское звание высшего офицера или специальное звание высшего начальствующего состава либо соответствующий им классный чин юстиции;

г) лицом, замещающим должность федеральной государственной гражданской службы и имеющим классный чин, соответствующий воинскому званию генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала;

2) в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации:

а) проходит или проходил военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, налоговых органах Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах прокуратуры Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации;

б) проходит или проходил дипломатическую службу и имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла;

в) являлся сенатором Российской Федерации (членом Совета Федерации) — представителем от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации;

г) замещает или замещал должности федеральной государственной гражданской службы на территории данного субъекта Российской Федерации;

д) замещает или замещал государственные должности или должности государственной гражданской службы данного субъекта Российской Федерации;

е) замещает или замещал муниципальные должности или должности муниципальной службы данного субъекта Российской Федерации.

5. Кандидат для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации, которому не запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, обязан закрыть такие счета (вклады), прекратить такое хранение наличных денежных средств и ценностей и (или) осуществить отчуждение таких финансовых инструментов до регистрации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации соответствующего кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо до рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующей кандидатуры на указанную должность. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

1. Кандидатуры для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, отвечающие требованиям, предусмотренным статьями 2 и 3 настоящего Федерального закона, вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов этого органа. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации.

2. Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры (кандидатур) для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа.

3. Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

5. В случае, если все депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избраны по одномандатным избирательным округам, депутат этого органа, наделенный полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от этого органа, вправе совмещать осуществление полномочий сенатора Российской Федерации и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

1. В случае, если высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие требованиям, предусмотренным статьями 2 и 3 настоящего Федерального закона, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Список кандидатур и сведения о кандидатурах представляются кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствующую избирательную комиссию одновременно с документами, необходимыми для его регистрации в качестве кандидата на указанную должность.

2. В случае, если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти данного субъекта Российской Федерации три кандидатуры, отвечающие требованиям, предусмотренным статьями 2 и 3 настоящего Федерального закона, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Список кандидатур и сведения о кандидатурах (фамилия, имя, отчество; дата рождения; наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства; основное место работы или службы, занимаемая должность либо в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий) представляются кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти данного субъекта Российской Федерации не позднее чем за 15 дней до дня голосования в указанном органе по его кандидатуре.

3. Сведения о кандидатурах, указанных в части 1 настоящей статьи (фамилия, имя, отчество; дата рождения; наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства; основное место работы или службы, занимаемая должность либо в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), размещаются на информационном стенде в помещении для голосования с указанием представившего их кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также могут доводиться до сведения избирателей иными способами, предусмотренными законом.

4. Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

5. В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избранного гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации, или депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и назначения временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) сенатор Российской Федерации — представитель от исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации продолжает осуществлять свои полномочия до вступления в силу решения вновь избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о наделении полномочиями нового сенатора Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, принявший решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, подает в Совет Федерации письменное заявление, подтверждающее такое решение. Заявление может быть подано однократно.

2. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, которому не запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, обязан закрыть такие счета (вклады), прекратить такое хранение наличных денежных средств и ценностей и (или) осуществить отчуждение таких финансовых инструментов до подачи им заявления, указанного в части 1 настоящей статьи.

1. Кандидатура для назначения сенатором Российской Федерации — представителем Российской Федерации должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 2 настоящего Федерального закона.

2. Кандидат для назначения сенатором Российской Федерации — представителем Российской Федерации, которому не запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, обязан закрыть такие счета (вклады), прекратить такое хранение наличных денежных средств и ценностей и (или) осуществить отчуждение таких финансовых инструментов до дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации о назначении сенатора Российской Федерации — представителя Российской Федерации.

1. Кандидат для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации обязан представить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

1) сведения о размере и об источниках своих доходов, а также доходов своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий году, в котором он может быть наделен полномочиями сенатора Российской Федерации;

2) сведения об имуществе, принадлежащем ему, а также его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности;

3) заявление с обязательством в случае наделения полномочиями сенатора Российской Федерации прекратить деятельность, несовместимую со статусом сенатора Российской Федерации;

4) сведения о принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, а также сведения о своих обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации и о таких обязательствах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в отношении каждой сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка;

6) письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

2. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, принявший решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, наряду с письменным заявлением, подтверждающим такое решение, представляет в Совет Федерации документы, перечисленные в пунктах 1 — 6 части 1 настоящей статьи.

3. Кандидат для назначения сенатором Российской Федерации — представителем Российской Федерации обязан представить Президенту Российской Федерации документы, перечисленные в пунктах 1 — 6 части 1 настоящей статьи.

1. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления в силу такого решения, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

2. Президент Российской Федерации не позднее дня, следующего за днем вступления в силу указа о назначении сенатора Российской Федерации — представителя Российской Федерации, направляет указ в Совет Федерации и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Информация об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, размещается на официальном сайте Совета Федерации в сети «Интернет» не позднее дня, следующего за днем поступления в Совет Федерации заявления, указанного в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

1. Полномочия сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями сенатора Российской Федерации.

2. Сенатор Российской Федерации — представитель от субъекта Российской Федерации в трехдневный срок со дня вступления в силу решения о наделении его полномочиями сенатора Российской Федерации направляет в Совет Федерации и орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший указанное решение, копии заявления об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом сенатора Российской Федерации.

3. Осуществление полномочий сенатора Российской Федерации Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, начинается со дня поступления в Совет Федерации заявления, указанного в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

4. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, принявший решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, в трехдневный срок со дня поступления в Совет Федерации заявления, указанного в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, направляет в Совет Федерации заявление об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом сенатора Российской Федерации.

5. Полномочия сенатора Российской Федерации — представителя Российской Федерации, назначенного указом Президента Российской Федерации, начинаются со дня вступления в силу этого указа.

6. Сенатор Российской Федерации — представитель Российской Федерации, назначенный указом Президента Российской Федерации, в трехдневный срок со дня вступления в силу этого указа направляет в Совет Федерации и Президенту Российской Федерации копии заявления об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом сенатора Российской Федерации.

7. Полномочия сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового сенатора Российской Федерации — представителя от этого органа в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

7.1. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации, вправе внести в Совет Федерации представление об отзыве сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации до истечения срока его полномочий. Представление об отзыве вносится в Совет Федерации для рассмотрения и принятия решения о досрочном прекращении полномочий такого сенатора Российской Федерации.

7.2. Представление об отзыве не может быть внесено в течение одного года со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации, а также менее чем за три месяца до истечения срока полномочий такого сенатора Российской Федерации.

7.3. Если по результатам рассмотрения Совет Федерации отклонил представление об отзыве сенатора Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации, может повторно внести представление не ранее чем через шесть месяцев со дня принятия Советом Федерации решения об отклонении представления с учетом сроков, предусмотренных частью 7.2 настоящей статьи.

8. Полномочия сенатора Российской Федерации, осуществляемые Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, и сенатора Российской Федерации — представителя Российской Федерации, назначенного Президентом Российской Федерации пожизненно, прекращаются по соответствующему заявлению.

9. Полномочия сенатора Российской Федерации — представителя Российской Федерации, назначенного указом Президента Российской Федерации, прекращаются по истечении шести лет со дня вступления в силу этого указа.

1. Полномочия сенатора Российской Федерации прекращаются досрочно по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2. В случае досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации — представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации решение о наделении полномочиями нового сенатора Российской Федерации — представителя от этого органа должно быть принято в порядке, установленном статьей 4 настоящего Федерального закона, не позднее чем через один месяц со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего сенатора Российской Федерации.

3. В случае досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в десятидневный срок наделяет полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от этого органа одну из кандидатур, которые были представлены им в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 настоящего Федерального закона при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

4. В случае принятия Советом Федерации постановления о досрочном прекращении полномочий сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным пунктами «в» — «г» части первой статьи 4 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока обращения в Верховный Суд Российской Федерации гражданина Российской Федерации, в отношении которого принято указанное постановление, с заявлением о его оспаривании либо, если такой гражданин обратился в суд, после вступления в законную силу решения суда о признании законным постановления Совета Федерации о досрочном прекращении полномочий сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации принимается решение о наделении полномочиями нового сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи.

5. В случае, если на день досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации будет установлено, что ни одна кандидатура из списка кандидатур, указанного в частях 1 и 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не может быть наделена полномочиями сенатора Российской Федерации, кандидатурой для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации может быть:

1) депутат законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации. При этом в случае, если все депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации избраны по одномандатным избирательным округам, депутат этого органа, наделенный полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе совмещать осуществление полномочий сенатора Российской Федерации и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

2) депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

а) избранный по одномандатному избирательному округу, образованному на территории данного субъекта Российской Федерации;

б) входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую данному субъекту Российской Федерации, или группе субъектов Российской Федерации, в которую входит данный субъект Российской Федерации, или части территории данного субъекта Российской Федерации;

3) лицо, которое замещало должность высшего должностного лица данного субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации);

4) лицо, имеющее воинское звание высшего офицера или специальное звание высшего начальствующего состава либо соответствующий им классный чин юстиции;

5) лицо, замещающее должность федеральной государственной гражданской службы и имеющее классный чин, соответствующий воинскому званию генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала;

6) лицо, которое в совокупности в течение пяти лет, предшествующих наделению полномочиями сенатора Российской Федерации:

а) проходит или проходило военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, налоговых органах Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах прокуратуры Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации;

б) проходит или проходило дипломатическую службу и имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла;

в) являлось сенатором Российской Федерации (членом Совета Федерации) — представителем от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации;

г) замещает или замещало должности федеральной государственной гражданской службы на территории данного субъекта Российской Федерации;

д) замещает или замещало государственные должности или должности государственной гражданской службы данного субъекта Российской Федерации;

е) замещает или замещало муниципальные должности или должности муниципальной службы данного субъекта Российской Федерации.

6. Кандидатура для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 2 и 3 настоящего Федерального закона.

7. В случае, если полномочия сенатора Российской Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращены досрочно в период после досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), наделение полномочиями нового сенатора Российской Федерации — представителя от этого органа осуществляется временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего сенатора Российской Федерации и оформляется соответствующим указом (постановлением). Кандидатурой для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации в таком случае может быть:

1) одна из кандидатур, представленных в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 настоящего Федерального закона при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), полномочия которого прекращены досрочно;

2) депутат законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации. При этом в случае, если все депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации избраны по одномандатным избирательным округам, депутат этого органа, наделенный полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе совмещать осуществление полномочий сенатора Российской Федерации и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

а) избранный по одномандатному избирательному округу, образованному на территории данного субъекта Российской Федерации;

б) входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую данному субъекту Российской Федерации, или группе субъектов Российской Федерации, в которую входит данный субъект Российской Федерации, или части территории данного субъекта Российской Федерации;

4) лицо, которое замещало должность высшего должностного лица данного субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации);

5) лицо, имеющее воинское звание высшего офицера или специальное звание высшего начальствующего состава либо соответствующий им классный чин юстиции;

6) лицо, замещающее должность федеральной государственной гражданской службы и имеющее классный чин, соответствующий воинскому званию генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала;

7) лицо, которое в совокупности в течение пяти лет, предшествующих наделению полномочиями сенатора Российской Федерации:

а) проходит или проходило военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, налоговых органах Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах прокуратуры Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации;

б) проходит или проходило дипломатическую службу и имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла;

в) являлось сенатором Российской Федерации (членом Совета Федерации) — представителем от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации;

г) замещает или замещало должности федеральной государственной гражданской службы на территории данного субъекта Российской Федерации;

д) замещает или замещало государственные должности или должности государственной гражданской службы данного субъекта Российской Федерации;

е) замещает или замещало муниципальные должности или должности муниципальной службы данного субъекта Российской Федерации.

8. Кандидатура для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 2 и 3 настоящего Федерального закона.

9. В случае, если на день досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации до истечения срока полномочий такого сенатора Российской Федерации оставалось менее трех месяцев, наделение полномочиями нового сенатора Российской Федерации — представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не допускается.

10. В случае досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации — представителя Российской Федерации его должность считается вакантной до назначения Президентом Российской Федерации нового сенатора Российской Федерации — представителя Российской Федерации.

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6952);

2) статью 4 Федерального закона от 2 апреля 2013 года N 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1638);

3) статью 21 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2329);

4) статью 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 147-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3439);

5) статью 1 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 191-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 8 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3397);

6) Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 196-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3402);

7) Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 417-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 9 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст. 6926);

8) Федеральный закон от 2 мая 2015 года N 123-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 18, ст. 2626);

9) Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 310-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4243);

10) статью 20 Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия «иностранные финансовые инструменты» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 1, ст. 46);

11) Федеральный закон от 1 июля 2017 года N 140-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст. 3937);

12) статью 125 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 40, ст. 5488);

13) Федеральный закон от 2 декабря 2019 года N 424-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 49, ст. 6983).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе направить в Совет Федерации заявление, предусмотренное частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *