II. Термины, определения
В настоящих методических рекомендациях применяются следующие основные термины и определения:
объекты (территории) — комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и системы, имеющие общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки (далее — органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий);
акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта (территории), повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
антитеррористическая защищенность объекта (территории) — состояние защищенности объекта (территории), препятствующее совершению на нем террористического акта;
безопасность объектов (территорий) — состояние защищенности объектов (территорий) от актов незаконного вмешательства;
инженерно-техническая укрепленность объекта (территории) — совокупность прочностных характеристик и свойств конструктивных элементов зданий, помещений и ограждения охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам;
инженерно-технические средства охраны — технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта (территории), предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект (территорию) или выявления несанкционированных действий в отношении объекта (территории);
критические элементы объекта (территории) — потенциально опасные элементы (участки) объекта (территории), совершение акта незаконного вмешательства, в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории), его повреждению или к аварии на объекте (территории);
обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов (территорий);
паспорт безопасности объекта (территории) — документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта (территории) и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории);
потенциально опасные участки — объекты (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;
правообладателем государственного и муниципального имущества (объекта (здания), переданного государственным и муниципальным организациям на праве оперативного управления, являются организации, которым передано это имущество;
правообладателем территорий (земельных участков), находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), являются организации, которым передан этот земельный участок;
требования обеспечения безопасности объектов (территорий) и требования антитеррористической защищенности объектов (территорий) — правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов (территорий) и антитеррористическую защищенность объектов (территорий);
уязвимые места — критические элементы объекта (территории), в отношении которых в силу их недостаточной защищенности или устойчивости могут быть спланированы и успешно реализованы несанкционированные действия, а также элементы системы физической защиты, преодолевая которые, нарушитель может успешно реализовать свои цели;
экспертная оценка состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемого объекта (территории) — процесс установления соответствия объекта (территории) предъявляемым требованиям к его антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности.
5. Что такое «критический элемент объекта» и его «уязвимое место»?
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее — критический элемент) — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций
Уязвимые места — Критические элементы объекта, в отношении которых в силу их недостаточной защищенности или устойчивости могут быть спланированы и успешно реализованы несанкционированные действия, а также элементы системы физической защиты, преодолевая которые, нарушитель может успешно реализовать свои цели.
Критический элемент объекта тот, выход из строя которого однозначно приводит к прекращению функционирования объекта в целом и, в случае потенциально-опасных объектов, — к чрезвычайным ситуациям.
Уязвимые места объекта — те его критические элементы, в отношении которых в силу их недостаточной устойчивости или низкого уровня защищенности могут быть успешно реализованы злоумышленные акции.
6. Расскажите о риске возникновения чрезвычайной ситуации.
Риск – это величина, характеризующая вероятность возникновения нежелательной чрезвычайной ситуации и количественно отражающей максимальные убытки, которые могут понести объекты, лежащие поблизости, в случае катастрофы.
С целью защиты безопасности важно рассчитать риски чрезвычайных ситуаций и определить, на кого и как они повлияют. Наибольшую опасность представляют негативные последствия чрезвычайных ситуаций, риски которых неизвестны. Поэтому необходимо разработать единую методологическую основу выявления риска появления тех или иных катастроф и разработать механизмы их преодоления.
Оценка риска должна быть поэтапной и включать такие шаги:
а) определение опасности;
б) оценка опасности контакта с объектами, подвергшихся техногенному воздействию;
в) характеристика риска.
На первом этапе выполняется:
– идентификация техногенной катастрофы;
– исследование причин и механизма ее возникновения;
– выявление причины возникновения катастрофы;
– вычисление вероятности появления начального события;
– выявление различных путей развития начального события и построение “дерева событий”;
– вычисление вероятности развития начального события;
– определение конечных событий, которые могут повлечь тот или иной путь развития начального события;
– анализ каждого из возможных конечных событий и выявление среди них катастрофических;
– вычисление вероятности появления каждой из этих ситуаций и выявления среди них тех, которые представляют угрозу для людей, окружающей среды или других объектов;
– разработка и разработка мероприятий по предотвращению появлению соответствующего начального события.
Таким образом, оценка риска – это системный подход к оценке и описания проблемы опасности, создаваемой вредными веществами в исследуемой местности. Для минимизации риска появления техногенных катастроф надо внедрить систему управления рисками.
Процесс управления риском включает:
1. Предотвращение возникновения техногенной аварии;
2. Ликвидацию и минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций в случае, когда их невозможно отвлечь.
Экономический метод управления рисками возникновения чрезвычайной ситуации опирается на стимулирование экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности, то есть управляющее воздействие субъекта управления подкрепляется стимулами, усиливают экономическую заинтересованность объекта.
Важные средства экономической системы управления рисками чрезвычайных ситуаций – это страхование и налоговые последствия.
Выявление потенциально-опасных участков и критических элементов объекта в процессе его обследования
ТСБС Антитеррор
В процессе обследования и категорирования объекта (территории) межведомственная комиссия обязана выявить потенциально опасные участки и критические элементы объекта.
Потенциально опасные участки (ПОУ) – это такие зоны/участки объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.
Социально-экономическими последствиями вследствие ЧС (в т.ч. теракта), учитываемыми государством при оценке ущерба, являются:
— расходы на ликвидацию ЧС, включающие проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ, эвакуацию и расселение, питание и коммунальное обслуживание пострадавших, выплаты им единовременной материальной помощи и т.п.;
— изменения важнейших показателей социально-экономического состояния территорий и регионов, в которых имела или может иметь место ЧС природного или техногенного характера, в сферах социальной, промышленной деятельности, сельском хозяйстве, экологической, а также косвенный экономический ущерб, под которым понимается не получение продукции в результате выбытия производственных мощностей.
В качестве ПОУ рассматриваются зоны наибольшего скопления людей на объекте (коридоры, залы или зоны ожидания, торговые залы, зрительские трибуны, средства временного размещения людей и т.п.)
Критические элементы объекта (КЭО) – это такие элементы объекта (территории), совершение теракта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем.
В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:
— зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
— элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории);
— места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории);
другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
Так, к КЭО можно отнести: трансформаторную подстанцию с высоким напряжением, аварийный (автономный) дизель-генератор, главный распределительный щит, тепловой пункт, котельную, сооружения водоснабжения и т.п.
Наличие ПОУ и КЭО на объекте по сути и определяет количество пострадавших и/или материальный ущерб, которые могут возникнуть при совершении терактов, а, следовательно, непосредственно влияет на определение категории по степени потенциальной опасности объекта в целом.
В дальнейшем, именно в отношении ПОУ и КЭО предпринимаются повышенные меры обеспечения безопасности и инженерно-технической укрепленности.
Правильность определения ПОУ и КЭО объекта зависит от компетентности членов межведомственной комиссии по обследованию и категорированию.
По закону правообладатель объекта вправе привлечь для этого внешнего эксперта.
Что рассматривается в качестве критических элементов объекта территории
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и подведомственных ей организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2019 г. № 1243
МОСКВА
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и подведомственных ей организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации постановляет:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и подведомственных ей организаций;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и подведомственных ей организаций.
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 24 сентября 2019 г. № 1243
ТРЕБОВАНИЯ к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере образования и наукии подведомственных ей организаций
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности комплексов технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, прилегающих к ним территорий, правообладателями которых являются Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и подведомственные ей организации (далее — соответственно объект (территория) , орган (организация) .
2. Настоящие требования не распространяются:
а) на объекты (территории) , подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;
в) на объекты (территории) , требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.
3. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается:
а) на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, курирующего вопросы административной и хозяйственной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, в отношении объектов (территорий) , находящихся непосредственно в ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
б) на руководителей подведомственных Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки организаций в отношении объектов (территорий) , находящихся в ведении соответствующих организаций;
в) на должностных лиц, осуществляющих руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (далее — руководитель объекта) .
II. Категорирование объектов и порядок его проведения
4. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения осуществляется категорирование объектов (территорий) .
Категорирование проводится в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) , при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий) , которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории объекту (территории) .
5. Категорирование объекта (территории) осуществляется с учетом степени потенциальной угрозы совершения на нем террористического акта, значимости объекта (территории) для инфраструктуры и жизнеобеспечения, наличия на объекте (территории) критических элементов, на которых совершение террористического акта приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем, а также с учетом возможных последствий совершения на объекте (территории) террористического акта.
Отнесение объекта (территории) к определенной категории осуществляется с учетом степени угрозы совершения террористического акта, а также на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, возможном материальном ущербе и об ущербе окружающей природной среде в результате совершения террористического акта.
6. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории) , о возможных угрозах совершения террористических актов, а также на основании статистических данных о совершенных и предотвращенных в районе расположения объекта (территории) террористических актах за последние 12 месяцев (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) о совершении террористического акта) .
Прогнозный показатель количества людей, которые могут пострадать в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) , принимается равным сумме количества штатных работников и среднесуточного количества посетителей объекта (территории) .
Прогнозный показатель возможного материального ущерба в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) принимается равным балансовой стоимости объекта (территории) или оценке стоимости, выполненной по результатам обследования и категорирования объекта (территории) .
7. Для осуществления категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации) , являющегося правообладателем объекта (территории) , создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее — комиссия) :
а) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) — в течение 4 месяцев со дня утверждения настоящих требований;
б) при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) — в течение 2 месяцев со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.
8. По результатам обследования объекта (территории) комиссия не позднее одного месяца со дня ее создания принимает решение об отнесении объекта (территории) к конкретной категории.
9. В состав комиссии включаются:
а) руководитель органа (организации) , в ведении которого находится объект (территория) , или уполномоченное им лицо в качестве председателя комиссии;
б) руководитель объекта или лицо, его замещающее;
в) работники органа (организации) , в ведении которого находится объект (территория) , отвечающие за защиту государственной тайны, пожарную безопасность, охрану и инженерно-техническое оснащение;
г) представители территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию) .
10. К работе комиссии могут привлекаться специалисты из числа работников специализированных организаций в области проектирования, строительства и эксплуатации технологических систем, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий) .
11. Различаются следующие степени угрозы совершения террористического акта:
а) высокая — более 5 совершенных и (или) предотвращенных террористических актов в районе расположения объекта (территории) ;
б) средняя — от 1 до 5 совершенных и (или) предотвращенных террористических актов в районе расположения объекта (территории) ;
в) низкая — совершенные и (или) предотвращенные террористические акты в районе расположения объекта (территории) не зафиксированы.
12. В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:
а) элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок, находящихся на объекте (территории) ;
б) другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории) , необходимость физической защиты которых выявлена в результате изучения состояния их защищенности.
13. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий) :
а) объекты (территории) первой категории:
объекты (территории) с высокой степенью угрозы совершения террористического акта;
объекты (территории) , прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 500 человек;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет более 50 млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории:
объекты (территории) со средней степенью угрозы совершения террористического акта;
объекты (территории) , прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет от 50 до 500 человек;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 1 до 50 млн. рублей;
в) объекты (территории) третьей категории:
объекты (территории) с низкой степенью угрозы совершения террористического акта;
объекты (территории) , прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет менее 50 человек;
объекты (территории) , в результате совершения террористического акта на которых возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 1 млн. рублей.
14. Всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 13 настоящих требований.
15. На объекте (территории) независимо от присвоенной категории выделяются потенциально опасные участки, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы объекта (территории) , совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта в целом, его повреждению или аварии на нем.
16. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) , который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии, а также при равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.
Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории) с изложением своего особого мнения, которое приобщается к материалам обследования и категорирования объекта (территории) .
17. Акт обследования и категорирования объекта (территории) является основанием для разработки паспорта безопасности объекта (территории) и хранится на объекте (территории) вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории) . Решением руководителя объекта в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) .
Служебная информация о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) , содержащаяся в акте обследования и категорирования объекта (территории) , и принимаемых мерах по ее усилению является служебной информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенностиобъектов (территорий)
18. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории) , что достигается посредством:
организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля за их функционированием;
разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории) ;
своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;
оснащения при необходимости объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны или обеспечения охраны объектов (территорий) охранными организациями;
обеспечения контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий) ;
организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории) ;
б) выявления потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях) , а также признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, что достигается посредством:
своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса и провоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории) ;
принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера;
организации санкционированного допуска лиц и транспортных средств на объекты (территории) ;
исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий) ;
поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий) ;
контроля состояния систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта и складских помещений;
организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
в) пресечения попыток совершения террористического акта на объектах (территориях) , что достигается посредством:
своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса и ввоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории) ;
организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и транспортных средств;
исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;
организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода потенциально опасных объектов (территорий) ;
осуществления взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) при пресечении попыток совершения террористического акта на объектах (территориях) ;
г) минимизации возможных последствий террористического акта на объектах (территориях) и ликвидации угрозы его совершения, что достигается посредством:
своевременного выявления и немедленного доведения до сведения территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении;
разработки порядка эвакуации работников объекта (территории) , а также посетителей в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении;
обучения работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;
проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений) ;
своевременного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений) и обеспечения технических возможностей эвакуации;
д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий) , в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий) , что достигается посредством:
ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий) ;
обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий) ;
осуществления мер по выявлению и предупреждению возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий) ;
подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, что достигается посредством:
исключения бесконтрольного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
разработки порядка действий работников объектов (территорий) при получении подозрительных почтовых отравлений;
организации и осуществления взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам ликвидации угрозы и минимизации возможных последствий от террористического акта с применением токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов на объектах (территориях) .
19. В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
а) организация пропускного режима на объектах (территориях) ;
б) периодический обход и осмотр объектов (территорий) , их помещений, систем подз