Закупка запланирована на третий или последующие годы реализации плана закупки что это значит
Перейти к содержимому

Закупка запланирована на третий или последующие годы реализации плана закупки что это значит

  • автор:

Закупка запланирована на третий или последующие годы реализации плана закупки что это значит

от 17 сентября 2012 г. N 932

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ ПЛАНА ЗАКУПКИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169,

от 11.11.2015 N 1217, от 25.12.2015 N 1442, от 30.12.2015 N 1509,

от 14.12.2016 N 1355, от 27.12.2019 N 1906, от 07.11.2020 N 1799,

1. План закупки товаров (работ, услуг) формируется заказчиком по форме согласно приложению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и содержит следующие сведения:

1) наименование, адрес местонахождения, телефон и адрес электронной почты заказчика;

2) порядковый номер, который формируется последовательно с начала года;

3) предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) с обязательным заполнением разделов, классов и рекомендуемым заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2015 N 1217)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам), предусмотренным договором, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета договора, позволяющие идентифицировать предмет договора (при необходимости);

5) единицы измерения закупаемых товаров, в том числе поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, единицы измерения закупаемых работ, услуг и код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) сведения о количестве закупаемых товаров, в том числе поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, об объеме закупаемых работ, услуг в натуральном выражении. В случае если предметом договора являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о количестве закупаемого товара указывается в отношении товара, который в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств;

(пп. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

8) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

9) планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);

10) срок исполнения договора (год, месяц);

11) способ закупки;

12) закупка в электронной форме (да/нет);

13) о закупке товаров (работ, услуг) путем проведения торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

(пп. 13 введен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169)

14) о закупке товаров (работ, услуг), удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства;

(пп. 14 введен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169)

15) об отнесении (об отсутствии критериев отнесения) закупки к перечню закупок, предусмотренных пунктом 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (при необходимости, по выбору заказчика);

(пп. 15 введен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169)

16) информация об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по каждому коду целевой статьи расходов, коду вида расходов. Такая информация указывается при планировании закупки, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет субсидии, предоставляемой в целях реализации национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;

(пп. 16 введен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799)

Пп. 17 п. 1 применяется к планам закупки, планам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, первый год реализации которых начинается с 2023 года.

17) информация о проведении закупки в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон).

(пп. 17 введен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

1(1). План закупки товаров (работ, услуг) заказчиков, определяемых в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Федерального закона, формируется по форме согласно приложению к настоящему документу и содержит в том числе раздел об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, формируемый с учетом следующих особенностей:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.2019 N 1906, от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) на первый год реализации план закупки товаров (работ, услуг) должен содержать сведения, указанные в подпунктах 1 — 17 пункта 1 настоящего документа;

(пп. 1 введен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1906; в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799, от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) на второй год реализации план закупки товаров (работ, услуг) должен содержать сведения, указанные в подпунктах 1 — 4, 7, 9, 10, 13, 14 и 17 пункта 1 настоящего документа;

(пп. 2 введен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1906; в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) на третий год реализации план закупки товаров (работ, услуг) должен содержать сведения, указанные в подпунктах 1 — 4, 7, 13, 14 и 17 пункта 1 настоящего документа.

(пп. 3 введен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1906; в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169)

1(2). План инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств заказчиков, определяемых в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Федерального закона, формируется по форме согласно приложению к настоящему документу и содержит в том числе раздел об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.

(п. 1(2) введен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169)

2. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств формируется с учетом следующих особенностей:

1) на первый год реализации план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств должен содержать сведения, указанные в подпунктах 1 — 4, 8 — 10 и 17 пункта 1 настоящего документа. На второй — четвертый годы реализации план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств должен содержать сведения, указанные в подпунктах 1 — 4, 9 — 10 и 17 пункта 1 настоящего документа. При этом сведения, указанные в подпункте 3 пункта 1 настоящего документа, должны содержать предмет договора с рекомендуемым указанием идентификационного кода закупки, состоящего из кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) с заполнением разделов, подразделов и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) с заполнением разделов, подразделов;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.12.2015 N 1442, от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) на пятый — седьмой годы, следующие за текущим календарным годом, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств должен содержать сведения, указанные в подпунктах 1 — 4, 9 — 10 и 17 пункта 1 настоящего документа. При этом сведения, указанные в подпункте 3 пункта 1 настоящего документа, должны содержать предмет договора;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) планируемая дата или период размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд извещения о проведении закупки, а также планируемый срок исполнения договора, предусмотренные подпунктами 9 и 10 пункта 1 настоящего документа, указываются в формате (год).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2015 N 1509, от 27.12.2019 N 1906)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае если период исполнения договора превышает срок, на который утверждаются планы закупок (долгосрочные договоры), в планы закупок также включаются сведения на весь период осуществления закупки до момента исполнения договора, в том числе об объемах оплаты такого договора и объемах привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в течение каждого года его исполнения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2016 N 1355)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях проведения оценки соответствия и мониторинга соответствия, предусмотренных Федеральным законом, заказчик отражает в проектах изменений, вносимых в план закупки товаров (работ, услуг), а также в изменениях, внесенных в такие планы, следующие сведения:

1) совокупный годовой объем планируемых закупок товаров (работ, услуг) в соответствии с планом закупки товаров (работ, услуг) (с учетом изменений в такие планы закупки, которые не представлялись для проведения оценки соответствия или мониторинга соответствия);

2) совокупный годовой объем планируемых закупок товаров (работ, услуг), которые исключаются при расчете годового объема закупок товаров (работ, услуг), которые планируется осуществить по результатам закупки товаров (работ, услуг), участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

3) годовой объем закупок, которые планируется осуществить по результатам закупки, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, предусмотренный в части, касающейся первого года реализации, раздела, указанного в пункте 1(1) настоящего документа.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1906)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 введен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1169)

5. В целях проведения оценки соответствия и мониторинга соответствия, предусмотренных Федеральным законом, заказчик отражает в проектах изменений, вносимых в план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, а также в изменениях, внесенных в такие планы, сведения, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа.

Планирование закупок по 44-ФЗ

44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует закупочную деятельность, где в роли заказчиков выступают государственные и муниципальные бюджетные учреждения.

В 44-ФЗ описаны правила размещения закупки, выставления стоимости, установки требований, а также правила формирования плана-графика, о котором и пойдёт речь в этой статье. Мы расскажем об «обоснованных» закупках, содержании плана закупок, а также сроках его действия и размещения.

Правила планирования

План закупок — это документ в электронном или бумажном виде (для закупок со сведениями, составляющими гостайну), который содержит информацию о предстоящих закупках товаров, работ или услуг. Официально этот документ называется план-график.

Заказчики могут осуществлять только те закупки, которые заранее спланированы и отражены в специальном плане-графике. Законом установлены требования к форме таких планов-графиков, а также порядок их формирования и размещения. Заказчик может разместить извещения о проведении закупки и найти исполнителей, только если соответствующая закупка заранее была включена в план-график.

Масштабные изменения относительно планирования закупок по 44-ФЗ были внесены Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ. В документе утвердили множество поправок: изменён способ обоснования закупок, отменён документ «план закупок» и проработаны другие элементы закупочной деятельности. Эти правила зафиксированы в ст. 16 44-ФЗ, которая является одним из основных ориентиров при составлении плана-графика.

С 2020 года заказчик должен составлять только один документ — план-график. Раньше нужно было составлять также план закупок, но его отменили, так как соответствующая статья утратила силу с 1 октября 2019 года. Больше заказчику не нужно детализировать информацию об объекте закупки, приводить сведения о начальной максимальной цене контракта, этапах оплаты. Были исключены и другие правила, которые правительство посчитало излишними.

Сейчас заказчик должен придерживаться правил, утверждённых в ст. 16 44-ФЗ. В ч. 2 этой статьи, например, даётся перечень того, что необходимо включать в план-график. В ч. 8 приведён обширный список случаев, при которых график можно изменить. Об этом мы поговорим в соответствующих разделах этой статьи.

Что такое «обоснованная» закупка

Статус «Обоснованная» даётся той закупке, которая соответствует правилам нормирования (ст. 19 44-ФЗ) и правилам выставления начальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком и начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги (ст. 22 44-ФЗ).

До 1 октября 2019 года обоснование представлялось отдельным документом, который подтверждал, что закупка соответствует целям заказчика. Обоснованность подтверждалась в форме (1, 2). В 2022 году составлять специальный документ для обоснования закупки не требуется, однако сама процедура осталась.

Как проверяют обоснованность

Проверку обоснованности проводят в ходе аудита, то есть независимой экспертизы. Этим занимаются контролирующие органы, в частности, органы финансового контроля и Счётная палата. Обоснование направлено на достижение результативности и эффективности закупок.

Закупка должна соответствовать целям заказчика и быть рациональной. Значительная экономическая нагрузка переносится на бюджет, поэтому правительство уделяет большое внимание тому, чтобы закупки и траты были обоснованными.

При выявлении нарушений закупку могут объявить необоснованной. Следом за этим заказчику должны предъявить список нарушений и рекомендации по их устранению. Отражать закупку в плане-графике можно только после разрешения проблем согласно этим предписаниям. Должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ, поэтому закупки лучше сразу составлять в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Как обосновать закупку

Чтобы избежать нарушений, которые могут быть замечены в ходе аудита, при планировании закупок достаточно следовать простым правилам. Заказчик может самостоятельно проверять обоснованность закупки каждого товара из списка, опираясь на требования ст. 19 и ст. 22 44-ФЗ. Другими словами, планировать закупки и их объём нужно исходя из потребностей и обоснованных цен.

Как уже говорилось, предъявлять специальный документ контролирующим органам не нужно. Обоснованию также больше не подлежат объект и способ закупки. В документах по планированию НМЦК также не обосновывается, однако в закупочной документации обоснование начальной максимальной цены контракта всё равно обязательно. Обоснование закупки — один из элементов подготовки к закупочному мероприятию.

Форма плана-графика и порядок его формирования

После отмены обязательного составления плана закупок с 2020 года составлять нужно только план-график (ч. 1 ст. 16 44-ФЗ). Формировать план и размещать его на портале закупок должен каждый заказчик, ориентируясь на установленные государством требования. Основополагающим документом, на который нужно опираться всем заказчикам, является Постановление Правительства РФ № 1279 от 30 сентября 2019 года и ст. 16 44-ФЗ.

График нужно составлять исключительно в электронном формате и подписывать квалифицированной электронной подписью. В дальнейшем, после осуществления контроля он автоматически размещается в «ЕИС».

Заказчики, перечисленные в пп. а–д п. 2 ПП РФ № 1279, формируют график через систему «Электронный бюджет». Остальные заказчики составляют план на портале ЕИС или через региональные и муниципальные информационные системы.

План-график формируется на срок действия закона о федеральном бюджете или других законов о бюджете (например, региональных). Заполнять документ нужно и на ближайший финансовый год и на плановый период, то есть на три года. Заказчики в обязательном порядке включают в график:

  • идентификационные коды закупок;
  • наименования объектов закупок;
  • объём финансового обеспечения;
  • сроки осуществления;
  • информацию об обязательном общественном обсуждении закупок;
  • наименование организатора закупки или уполномоченного органа.

Заказчик должен составить график в течение 10 рабочих дней с момента, как стало известно о его финансовых возможностях на текущий год. За нарушение срока размещения плана-графика предусмотрена административная ответственность.

Как проверяют план-график

После того как заказчик утвердил план-график, документ автоматически через ЕИС направляется в орган по контролю для проверки. Проверка проводится течение одного рабочего дня со дня, следующего за днём поступления плана-графика. Если проверяющие не находят нарушений, заказчику направляют соответствующее уведомление, а затем документ автоматически размещается в ЕИС.

Проверку осуществляют на соответствие положениям Постановления Правительства РФ № 1279 . При выявлении нарушений заказчик получает протокол, в соответствии с которым он должен внести изменения в план. Документ при этом не размещается на платформе до тех пор, пока не пройдёт проверку.

В каких случаях план-график можно изменять

В документ можно вносить правки, но не позднее чем за один рабочий день до размещения извещения о проведении закупки или направления приглашения на участие поставщику. То же касается и заключения контракта с единственным поставщиком: если до этого момента остаётся меньше одного рабочего дня, заказчик не вправе вносить изменения в график.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

При закупках определённых товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании экстренной или неотложной медицинской помощи в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93, допускается внесение изменений не позднее дня заключения контракта, то есть в этот же день (п.23 Положения, утверждённого Постановлением №1279).

Причины для внесения изменений в график перечислены в ст. 16 44-ФЗ:

  • изменились требования к закупаемым товарам, работам или услугам;
  • изменился доступный бюджет заказчика, как следствие изменения показателей планов, соответствующих решений или соглашений о предоставлении субсидий;
  • принято решение общественного обсуждения закупки, вследствие которого её нужно изменить;
  • нужно использовать экономию, полученную при осуществлении закупки.

Вносить изменения в план-график нужно, если изменился порядок их формирования и утверждения. Можно менять информацию, которая относится к любому периоду, указанному в документе. Старая версия документа заменяется новой: заказчик размещает новую редакцию в ЕИС и указывает дату внесения изменений. При этом дата утверждения графика меняется на дату изменения документа.

Планирование закупок: методы и формулы расчета

Управление закупками – одна из важнейших задач для бизнеса любого масштаба – как розничного, так и онлайн. От того насколько правильно будет спланирован заказ поставщиками, зависит лояльность потребителей. Ведь при грамотных закупках удается своевременно удовлетворить спрос.

Алгоритм планирования закупок

Предпринимателю важно уделять внимание закупкам, ведь имеющиеся продукты, полуфабрикаты и сырье – это один из главных активов, позволяющих зарабатывать.

Однако заказывать большие объемы, не ориентируясь на фактические объемы производства или продаж, – неправильно. Вот почему:

  • запасы могут стать непригодными к дальнейшему использованию. Например, у некоторых продуктов питания и сырья короткий срок годности. Если не использовать или не продать их сразу после заказа, можно понести убытки. Ведь деньги за заказ этих продуктов будут отданы поставщику, а прибыль с их реализации не получена;
  • площадь склада – ограничена, то есть рано или поздно все доступное место будет занято имеющимися запасами. Однако в любой момент может потребоваться закупка другой продукции или материалов. И складировать ее будет некуда. Аренда или постройка нового склада является дополнительной статьей расходов;
  • если товары не продать, они могут стать невостребованными. Например, продукция, спрос на которую продиктован сиюминутной модой и трендами;
  • компания тратит на закупку «лишних» товаров и материалов деньги, которые могла бы расходовать более рационально. Ликвидность предприятия снижается.

Важно не делать лишних закупок, но и не допускать ситуаций, когда торговля или производство «встают» из-за отсутствия нужных запасов. Чтобы придерживаться золотой середины в управлении закупками, важно понимать:

  • сколько продукции или сырья требуется закупать;
  • как оптимизировать заказы и исключить простои на складе;
  • какие условия сотрудничества с поставщиками самые выгодные;
  • как составить план расходов.

Предварительные операции

Планирование закупок начинается с предварительной подготовки и анализа. Сперва необходимо спрогнозировать спрос, то есть потребность клиентов в продукте или услуге. Вот какие исходные данные потребуются для прогнозирования спроса:

  • объем продаж на текущий и прошлые периоды;
  • количество товара, которое осталось на складе;
  • наличие неудовлетворенного спроса потребителей. Например, клиенты нуждаются в определенном товаре, который не представлен на рынке или находится в дефиците;
  • анализ ассортимента и сегментирование его по спросу на отдельные позиции;
  • план продаж на прошлые периоды и процент его выполнения.

Для составления плана продаж и для организации работы отдела сбыта формируется прогноз по каждой позиции. Но для планирования закупок подойдет прогноз по группам взаимозаменяемой продукции.

На втором этапе предварительных работ планируются продажи. Например, спрос на товар составляет 100 единиц в месяц, но реально сотрудники отдела могут продавать по 80 единиц. Фактические результаты компании ложатся в основу планирования продаж.

После формирования плана по продажам можно приступать к планированию закупочных объемов и страховых запасов. Важно заранее учесть отклонение от прогнозов в большую сторону. Например, в среднем отдел продаж с имеющимися ресурсами может продавать по 80 единиц товара ежемесячно. Но в любой момент может попасться крупный клиент, благодаря которому будет продано 90 товаров. Важно закупиться необходимым количеством, чтобы избежать неприятных последствий. Но загвоздка в том, что величина закупок должна оставаться оптимальной, чтобы избежать переполненных складов, замораживания денежных активов. Оптимальное значение в каждой компании и отрасли может отличаться.

Анализ дополнительных факторов

Кроме прогнозируемого спроса и фактических продаж, необходимо учитывать сезонные факторы. Например, есть товары, которые востребованы у клиентов только в определенный сезон: елочные игрушки, наборы подарков к праздникам, товары для пикника, сада и огорода. Закупку таких позиций надо продумывать на шаг вперед. Но количество также должно быть оптимальным.

Кроме сезонности, есть еще факторы, которые надо учитывать в работе:

  • изменения тенденций моды и новые тренды;
  • появление конкурентов на рынке или сокращение конкуренции. Если появились новые компании, которые предлагают такие же товары, то часть клиентов уйдет к ним. Значит, объем закупок можно сократить либо вложить больше средств в маркетинг для удержания покупателей;
  • погодные условия;
  • экономическая ситуация в регионе.

Расчет заказа

Когда проанализированы продажи, спрос и дополнительные факторы, необходимо сформулировать точный объем заказа. Чтобы рассчитать заказ поставщику, можно использовать усредненную формулу. В ней уже учтены нюансы, влияющие на размер заказа.

Следует учитывать график поставок. Необходимо составить годовой календарный план закупок, согласовав его с поставщиком. Например, в понедельник работник отдела закупок формирует заявку и подает ее поставщику. В среду тот привозит продукцию. Следующий день формирования заказа – понедельник на следующей неделе, то есть следующая партия товаров должна приехать через неделю, в среду. Значит, при формировании заказа важно указать такой объем товаров и сырья, которого хватило бы до следующей даты поставки, а не до следующей даты формирования заказа.

Однако при таком подходе важно определить периодичность подачи заявок на товар. Продукцию повседневного спроса можно заказывать по мере истощения запасов, тогда нужно определить критический минимум. Как только объем запасов дойдет до этой отметки, работники закажут новую партию. Такая периодичность подходит для работы с теми поставщиками, у которых есть минимальный порог для заказа и он является высоким. В ином случае формировать заявки можно, не дожидаясь истощения запасов. Например, раз в месяц или в неделю.

Второй нюанс, который надо учесть – минимальное количество товарных единиц, при котором магазин сможет нормально функционировать. Это особенно важно для офлайн-магазинов, ведь там нежелательны пустые полки. Чтобы рассчитать, какое количество продукции необходимо для работы магазина:

  • реальные средние продажи в день. Чтобы вычислить их, можно взять период, например, месяц. Сумму ежемесячных показателей нужно разделить на число рабочих дней. Важно смотреть на даты, где продажи значительно превышали средний объем. Например, в один из дней прошлого месяца было продано вдвое больше товара, чем обычно, потому что проводилась акция. Если аналогичная акция будет проводиться в будущем, то учитывать этот повышенный объем продаж нужно. Но если мероприятие было разовым, то лучше изначально исключить этот день и пересчитать среднедневной объем продаж;
  • прогнозируемый объем продаж за сутки. Полученный результат необходимо скорректировать с учетом коэффициента сезонности, а также внутренних и внешних факторов;
  • страховой запас. Чтобы магазин работал без перебоя до следующей закупки, необходимо иметь страховой запас. Он рассчитывается на основании прогнозируемого объема продаж;
  • товарные остатки, которые будут на складе в момент поставки новой партии. Так как между датой оформления заявки и датой поставки товара проходит некоторое время, нужно учитывать этот период. Необходимо просчитать товарный остаток на момент поставки новой партии. Для этого от текущих остатков нужно отнять ежедневные продажи, а затем полученное значение умножить на количество дней до поставки.

Как формировать заказы поставщикам

После того как составлен план закупок, можно формировать заказ поставщикам. Но перед этим следует найти тех, кто готов предоставить продукцию на выгодных условиях. Заказы им могут быть сформированы вручную или с помощью автоматизированных программ. Если формировать заказы вручную, то будет преимущество – получится своевременно среагировать на изменения рынка, возникновения новых трендов. Однако ручной метод требует больше времени, к тому же при его использовании повышается риск ошибок из-за человеческого фактора. Например, сотрудник может формировать заказ на позиции ассортимента, основываясь на субъективных представлениях о том, какой товар хорош и востребован, а какой – нет. Кроме того, работник может указать в заказе неверные цифры или названия сырья.

Более современный способ закупок предполагает использование специальных программ. ПО учитывают данные из аналитики продаж. Вот какие преимущества есть у такого метода:

  • влияние человеческого фактора сводится к нулю;
  • при формировании ассортимента на будущий период нет личного субъективного мнения работников;
  • трудозатраты работников сокращаются, а значит, работодатель может сэкономить на оплате труда;
  • все ассортиментные позиции всегда будут в наличии в магазине.

Кроме того, многие программы для закупок дают еще другие возможности. Например, можно в онлайн-режиме анализировать данные о продажах. После каждой продажи количество товара на остатке уменьшается, то есть пользователь видит, какая продукция и в каком количестве была продана за смену. Вот еще что можно делать в программном обеспечении:

  • корректировать цены и устанавливать скидки, акции;
  • контролировать движение денежных средств;
  • подключить онлайн-кассы, чтобы работать в соответствии с федеральным законом № 54;
  • упростить и оптимизировать работу персонала за счет формирования отчетности по движению товара и денежных средств.

Методы закупок

Есть несколько подходов, которые помогают компаниям поддерживать товарный запас:

  • приобретение конкретных товаров одной партией. Так у поставщика можно получить скидку. Однако чем больше партия, тем больше места на складе требуется для хранения. Метод подходит для закупки товаров, которые пользуются высоким спросом у потребителей и продаются регулярно;
  • закупки мелкими партиями. Подходят для предприятий, у которых нет большого складского помещения. Продукцию в небольших партиях можно оплачивать по мере поступления. Это будет ускорять оборачиваемость капитала;
  • приобретение по мере необходимости. Товары закупаются нерегулярно, и у компании нет четких обязательств по объему закупок. Обычно таким способом пополняют запасы товаров с нерегулярным спросом.

Очевидно, что закупки сырья и товаров – важный, но не простой этап работы компании. Грамотная организация процесса повысит ликвидность предприятия, сделает его более привлекательной как с точки зрения инвесторов, так и с точки зрения клиентов.

План закупок

Управление закупками является важной задачей для любого предприятия. Процедура формирования плана закупок – этап, без которого невозможно преуспеть ни в одной из отраслей экономики. В плане по закупкам необходимо предусмотреть наперед шаги не только для бизнеса в целом, но и для каждой его функции.

План закупок

Благодаря грамотному планированию можно предотвратить плохие показатели. От правильности составления плана закупок, формирования заказов будет зависеть своевременность удовлетворенности запросов покупателей, что, непосредственно, влияет на прибыль компании.

Алгоритм формирования плана закупок

Алгоритм формирования плана

Под планом при закупках понимают прогнозирование цен и количества расходного материала на следующий период, а также прочих затрат с учетом налогообложения, предполагаемого графика по закупкам, запасов продукции и вероятности влияния тех или иных внешних факторов при закупках.

Для утверждения планов закупок следует придерживаться общего алгоритма планирования. Он состоит из следующих шагов:

  1. Планирование цены. Планы по закупкам отличаются в зависимости от того, статические у вас цены (которые не меняются либо меняются очень редко) или меняются исходя из сезонных колебаний. Рекомендуем при составлении планов брать во внимание прогнозную динамику изменения цен.
  2. Корректировка цен. Программа обычно содержит специальные инструменты, которые помогают скорректировать цены с учетом воздействия различных факторов из вне. Для расчетов берут модели скользящих средних.
  3. Указание расходов. Для каждого продукта устанавливают норматив расхода на единицу.
  4. Корректировка графика проведения закупок. Производится при необходимости. Например, для учета влияния сезонных факторов.
  5. Учет страхового запаса. Исчисляется в процентах предельный уровень страхового запаса.
  6. Расчет закупок и нормативных затрат по каждому материалу.
  7. Итоговый расчет.

Расчет в плане объема продукции

Расчет в плане объема продукции

Основным активом предприятия считаются продукция либо материалы, которые используют в сервисных нишах. Именно им нужно уделять особое внимание, чтобы обеспечить бесперебойную работу компании.

Важно правильно рассчитать необходимый объем продукции. Для этого следует понимать ряд моментов:

  • в каком количестве закупать тот или иной товар;
  • каким образом оптимизировать заказы, чтобы предотвратить длительные простои продукции на складе;
  • на каких условиях строить сотрудничество с поставщиками;
  • как сформировать план финансовых расходов.

С чего начать процедуру формирования закупки?

С чего начать процедуру формирования закупки

В первую очередь необходимо провести предварительную подготовку и анализ. Для начала важно понимать прогнозируемый спрос, т.е. потребность покупателей в том или ином товаре либо услуге.

С этой целью анализируют следующие показатели:

  • объемы продаж;
  • текущие остатки на складе;
  • наличие либо отсутствие неудовлетворенного спроса;
  • самые продаваемые виды товара в аналогичный период;
  • насколько выполнены показатели предыдущего плана и т.д.

Прогнозирование должно выполняться по группам товаров, которые являются взаимозаменяемыми.

Следующий этап – планирование будущих продаж. Здесь для каждой группы товаров следует определить реалистичные цели, которые в обязательном порядке должны согласовываться с общей политикой компании, а также прогнозируемым спросом.

После всего нужно спланировать закупочные объемы и страховые запасы. Важно подстраховаться на тот случай, если на практике возникнет отклонение от прогнозов.

Согласно существующим нормативным требованиям, план закупок составляется не менее, чем на 1 год.

Отбор процедур, используемых при составлении плана закупки

Отбор процедур

В плане закупок отмечают каждую процедуру, которую планируют использовать в предстоящем периоде. При этом следует учитывать, что в данный перечень не включают ряд закупок:

  • информация о которых содержит государственную тайну;
  • по которым есть отдельно вынесенное специальное решение правительства;
  • ведомости о кредитах, вкладах, аренде;
  • начальная цена которых составляет менее 100 тыс. руб. (менее 500 тыс. руб. для заказчиков с годовой выручкой свыше 5 млрд руб.).

Способы планирования закупок

При утверждении планов закупок в данный процесс включают планирование:

  • цены;
  • расходов (норматива) на единицу того или иного продукта;
  • графиков по закупкам;
  • страхового запаса.

При этом использует несколько способов планирования предстоящих затрат:

  1. функция «продолжить тренд» (подходит, когда цена меняется не чаще, чем 1 раз в полгода);
  2. функция «интерполяция ряда по тренду» (если уже есть заполненный ряд, то его значения можно интерполировать по ряду сезонности);
  3. планирование по годовым значениям (для этого необходимо иметь несколько значений: цены на начало года, а также показатель их колебаний в зависимости от сезонности).

Заполнение согласно форме планов закупок

Для планов по закупкам все нужно делать по специально установленной форме. Представляем пошаговую инструкцию, как заполнить план закупки по 223-ФЗ:

  1. укажите идентификационные данные заказчика;
  2. подберите соответствующий код ОКВЭД2 и ОКПД2;
  3. заполните информацию, содержащую условия договора (минимальные требования к товару, его требуемые объемы, регион поставки продукции, данные о ее первоначальной цене, планируемые дата и время размещения тендера, сроки исполнения положений договора);
  4. отметьте способ определения поставщика;
  5. укажите, в электронной форме будет проводиться закупка или нет;
  6. заполните ведомости о наличии процедур с ограничениями;
  7. отметьте, планируется ли приобретение инновационной и высокотехнологической продукции.

Процедуры утверждения и размещения планов по закупкам

Процедуры утверждения и размещения планов по закупкам

В каждом плане обязательно должна быть подпись руководителя или уполномоченного лица. Но некоторые заказчики могут устанавливать другой порядок утверждения документации.

Определенные проекты также подлежат оценке соответствия. В таком случае их можно утвердить только после получения соответствующего заключения.

После всего утвержденные планы подлежат размещению, для чего используется функционал личного кабинета. Процедуру размещения планов проводят на протяжении 10 дней с момента его утверждения, но не позднее последнего дня текущего года.

При необходимости в запланированную закупку можно внести те или иные изменения. Главное, чтобы вносимые изменения не противоречили изначальному положению о данной закупке.

Напомним, что за нарушение требований, касающихся сроков размещения документов планирования закупок, наступает ответственность и как результат – обязанность выплатить штрафные санкции.

Упростите планирование закупок на 30% в программе на платформе 1С

Как составить план закупок, если в вашей компании много подразделений? А если часть из них это региональные филиалы? Каким образом сформулировать требования к нужным вам товарам и услугам? Как планировать эту работу с малым бизнесом? Как рассчитать план в денежном выражении? И можно ли его быстро согласовать, если в вашей фирме много отвечающих за это сотрудников? Все эти вопросы решаемы в программе «Корпос: Управление закупками для 1С«.

Планирование муниципальных, государственных и коммерческих закупок в программе Корпос в несколько раз сокращает документооборот. Система контролирует все процессы: от этапа формирования заявок и вплоть до поступления товаров на склад. Автоматизация планирования позволит без ошибок выполнить федеральные законы № 223 и № 44, а также сэкономить время. Программа может работать как отдельная система, и обмениваться данными с другими конфигурациями на платформе 1С, так встраивается в решения 1С, как дополнительная подсистема. https://www.youtube.com/embed/1mI1IbUTpZo

Возможности плана закупок в 1С

  • сопоставление номенклатуры и ЛОТов в планах
  • сопоставление номенклатуры и статьей расходов БДР
  • загрузка кодов (ОКПД 2, ОКВЭД) из ЕИС
  • определение даты начала тендеров
  • консолидация заявок от разных подразделений
  • использование цены последней закупки в качестве плановой
  • применение коэффициентов инфляции при определении цен планирования
  • планирование, как по компании, так и по подразделениям
  • определение способов закупки

Управление потребностями

Программа Корпос управляет сбором потребностей и консолидирует информацию о том, что именно нужно купить и в каком количестве. Первичные данные об этом в систему вносят «Инициаторы». Обычно это руководители подразделений или главные специалисты. Они решают, что именно необходимо компании для выполнения поставленных целей.

Бизнес-планирование, производственная и инвестиционная программы: все это важные этапы еще до начала организации тендеров. Ведь без точного, количественного описания стратегических целей предприятия составить реалистичный план не получиться.

Подробнее о том, как программа помогает в определении потребностей читайте на странице Расчет потребностей.

Минимальные требования, технические характеристики и нормирование

Отдел снабжения работает хорошо, когда заказчик получает материалы, работы или услуги нужного качества и вовремя, и при этом экономит как можно больше денег. Эффективно организовать все процессы позволяет подробный сбор описаний того, что требуется купить еще на этапе сбора потребностей. Занимаются этим «Инициаторы», люди, определяющие потребности организации.

Минимальные требования или технические характеристики — это описание предмета закупки, которые должен предоставить заказчик. Количество документов зависит технической сложности изделий и их стоимости. Программа Корпос позволяет внести минимальные требования либо в виде текстовой строки, либо в виде архивах документов, чертежей и описаний узлов и агрегатов.

Нормирование позволяет определить какие именно материалы (услуги или работы) используются на предприятии, в зависимости от технологических процессов или проектной документации. Это еще и количественный норматив расходования на единицу полезного результат.

Цена планирования (НМЦ)

Любой план имеет денежную оценку, но по какой стоимости планировать будущие поставки? Есть ряд подходов к определению стоимости товаров, работ или услуг на этапе планирования.

Программа Корпос помогает управлять этим процессом Например, можно взять прошлогодние показатели и умножить их на коэффициент инфляции, или собрать предложения поставщиков и сохранить их для обоснования. Удобная функция — возможность автоматически загружать предложения поставщиков и сравнивать их между собой.

Стыковка с бюджетом затрат

Еще на этапе планирования важно понимать — достаточно ли средств для оплаты будущих поставок. Сбор потребностей, формирование плана закупок и бюджета — это параллельные процессы. Система автоматизации определяет статьи во время сбора потребностей, устанавливает лимиты и контролирует их превышение.

Способы закупки и структурированный план

План определяет каким образом будет выбираться поставщик по каждому из будущих договоров. В программе Корпос этот структурированный документ позволяет гибко управлять спецификацией будущих приобретений. То есть можно включить или исключить из будущего ЛОТа потребности отдельных подразделений, укрупнять их, или дробить на более мелкие. Для каждого из ЛОТов задается свой способ определения поставщика.

Работа с малым и средним бизнесом (СМП)

Законодатель определил для большинства участников торгов минимальный процент договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства (СМП). Поэтому желательно заранее понять, какие сделки будут проводиться только с участием малого или среднего бизнеса. Какие именно товары, работы или услуги закупаются у таких поставщиков — регулируется отдельными нормативными актами.

В систему Корпос загружается рекомендованный список кодов ОКПД 2 по которым предлагается покупать у поставщиков, входящих в реестр СМП, а также определить свой собственный список. При формировании структурированного плана система автоматически установит признак необходимости работы с малым бизнесом. Система отчетности еще на начальном этапе позволяет рассчитать планируемый процент договоров с СМП.

Публичность плана закупок и электронный обмен

Большинство крупных заказчиков стремятся сделать свои потребности открытым, чтобы привлечь к поставками максимальное количество поставщиков. Конкуренция среди поставщиков позволяет получить лучшие условия сделок. Законодательство также обязывает отдельные категории заказчиков публиковать план-график.

Программа Корпос легко интегрируется с внешними интернет-системами, такими как: сайт компании, ЕИС или региональные системы, электронные торговые площадки.

Изменение плана закупок

Жизнь не стоит на месте. Планы иногда приходиться корректировать. Система Корпос гибко управляет заявками на изменение плана закупок. В программе можно прикладывать к ним обоснования и запускать процедуру согласования изменений. Если план уже публиковался в Единой информационной системе, то его можно загрузить в Корпос и на его основе подготовить новый, внеся необходимые правки

План закупок по № 44-ФЗ

План-график по № 44-ФЗ это главный документ для организации, определяющим долгосрочную стратегию. В нем указываются цели проводимых тендеров, сроки процедуры и принятия заявок, выделенные на это суммы, данные о заказчике и другая информация, необходимая для работы с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Организации формируют этот документ в два этапа:

  1. Составляется общий план, учитывающий все потребности компании, сроком на три календарных года. Прописываются общие требования к качеству товаров, работ или услуг.
  2. Утверждается график на один год. В нём подробно всё расписывается и утверждаются окончательные требования к поставкам.

Все эти документы размещаются на портале ЕИС.

План закупок по № 223-ФЗ

В этом случае предусмотрено составление плана сроком только на один календарный год. Есть важное исключение — документ со сроком действия от пяти до семи лет, составляется заказчиком в случаях, когда предполагаются поставки высокотехнологичных изделий, а также товаров медицинского назначения.

На основании информации, содержащейся в конкурсной документации, представители потенциального исполнителя могут принять обоснованное в финансовом аспекте решение об участии в торгах, ведь именно там можно почерпнуть информацию о том, сможет ли исполнитель выполнить требования заказчика.

Как работает планирование в Корпос

Цель бизнес-процесса в 1С «Планирование закупок» – сформировать соответствующий план для компании на будущий год. После этого, он публикуется на портале госзакупок (zakupki.gov.ru). Для планирования государственных и муниципальных закупок применяется «Номенклатура для планирования». Этот справочник обобщает материалы, товары или услуги, которые планируется приобретать в тех наименованиях, который будут использоваться на торговых площадках.

Номенклатура для планирования

Этап подготовка плана закупок состоит из сбора потребностей от уровня подразделений и укрупнение потребностей для компании в целом. Инициаторы, создавая список потребностей, должны вводить не только номенклатуру для планирования. При оформлении документов система сама подсказывает какой способ закупки необходим, какую статью выбрать, и какие коды использовать.

Оформляя заявку, программа дает возможность выбрать статью затрат или создать новую. Автоматически она указывается, если при начале работы системы задано сопоставление номенклатуры и статей затрат. Статьи затрат — стандартный для «1С Бухгалтерии» справочник. В государственных компаниях используется бюджетный классификатор. Ввод статей затрат на этапе оформления заявок позволяет анализировать соответствие планов закупок и планам затрат.

Проверка на соблюдение лимитов может быть активирована при применении в компании планов бюджетирования. Лимиты по статьям программа позволяет загрузить, в том числе и используя модуль загрузки данных из формата xls. Если экономическое планирование ведется в других программах 1С, между ними можно запустить синхронизацию информацией (в типовой поставке поддерживается синхронизация с 1С:ERP)

Планирование по № 223-ФЗ и № 44-ФЗ завершается подготовкой и публикацией структурированного плана закупок и/или плана-графика.

План МТО

Работа с документом возможна в несколько этапов. Создают документ инициаторы закупки: руководители подразделений или ответственные на уровнях, где выполняются работы. Первичная регистрация потребностей происходит на основе производственных, коммерческий и других планов. Производственным планам предшествует постановка целей компании на будущий год. Производственный план, план ремонтов, создание резервных фондов запасных частей, поставка материалов и планирование потребления услуг в каждом из подразделений регистрируется в документе «Заявка на потребность».

Планируют по номенклатуре с детализацией до отдельных элементов закупки. Номенклатура для планирования при размещении на ЕИС будет использована как предмет закупки. Элементы автоматически заполнятся в спецификацию договора.

Потребности в поставке товаров и услуг распределяются по календарному графику. При распределении по графику программа учитывает необходимое время на конкурсные процедуры.

После регистрации предварительный план закупок попадает в финансовый отдел, где для товаров и услуг устанавливается своя статья затрат. Собранные плановые закупки по статьям, становятся основой для бюджетного планирования. Программа формирует отчеты по планируемым затратам в разрезе каждой статьи.

Сбор потребностей может быть ограничен лимитами по отдельным статьям затрат. Это позволяет еще на этапе регистрации потребностей управлять расходами компании.

Программа использует процедуру согласования документа «Заявка на потребность» после проверки всеми подразделениями. Согласование настраивается под административную структуру компании. История согласования храниться в программе для контроля прохождение документа по всем этапам визирования.

Контрактная служба определяет будущий способ проведения тендера, исходя из своих потребностей. В дальнейшем его можно будет поменять. После формирования итогового плана, изменения возможны только через специальные документы корректировки, которые также публикуются на ЕИС.

Собранные вместе документы по потребностям собираются в итоговый план. При его создании, заявки отдельных подразделений могут быть объединены. Возможно и перенести тендер на более ранний срок, если в это нужно. Итог работы системы планирования — план-график закупок.

План закупок

Программа управление закупками по № 223-ФЗ гибко настраивается, что позволяет отключить этап планирование, если в нем нет необходимости. Это повлияет только на анализ сопоставление плана и факта, но не мешает работе других подсистем.

Оставьте заявку, мы покажем все возможности и предоставим демо версию, чтобы вы оценили на сколько программа вам подходит в базовой поставке.

Мы так же всегда можем обсудить настройку системы под особенности Вашего предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *