Проезд нерегулируемых перекрестков по главной дороге
В очередной статье из серии «Правила проезда перекрестков» речь пойдет о проезде нерегулируемого перекрестка по главной дороге.
Именно на неравнозначных перекрестках происходит большое количество столкновений, поэтому рассматриваемые в этой статье правила необходимо знать каждому водителю.
В предшествующей статье серии были рассмотрены ПДД на регулируемом перекрестке. Сегодня же речь идет о другом типе перекрестков — о нерегулируемых неравнозначных. Причем будут рассмотрены только те случаи, в которых автомобиль приближается к перекрестку по главной дороге. Перекрестки, к которым автомобиль приближается по второстепенной дороге, рассмотрены в следующей статье серии.
Итак, Ваш автомобиль приближается к перекрестку по главной дороге. На первый взгляд кажется, что главная дорога развязывает водителю руки и ему не придется пропускать другие автомобили на перекрестке. На самом деле это не так.
Далее мы рассмотрим три возможных направления главной дороги на перекрестке и правила поведения в каждой из ситуаций:
1. Главная дорога не меняет направления (идет прямо)
При этом перед перекрестком может быть установлен один из следующих знаков:
Обратите внимание, если под знаком 2.1 «Главная дорога» установлена табличка, показывающая направление главной дороги, то это другая ситуация и она будет рассмотрена ниже.
Поворот направо
С поворотом направо всё оказывается очень просто. Белый автомобиль не должен уступать дорогу другим транспортным средствам и может спокойно повернуть.
Движения прямо
В этой ситуации всё также оказывается предельно просто. Белый автомобиль имеет приоритет при проезде перекрестка.
Поворот налево или разворот
В данном случае дело обстоит сложнее. Следует уступить дорогу автомобилям, которые едут со встречного направления прямо или направо (синему). Правила дорожного движения, пункт 13.12:
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
2. Главная дорога поворачивает направо
При этом перед перекрестком должны быть установлены одновременно 2 знака:
Ситуация регламентируется пунктами 13.10 и 13.11 ПДД:
13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Теперь перейдем к применению этого правила на практике.
Поворот направо
В этом случае можно спокойно выполнить поворот. Уступать дорогу никому не придется, т.к. справа от белого автомобиля не могут оказаться другие транспортные средства.
Движение прямо
При движении прямо необходимо пропустить все автомобили, которые едут справа по главной дороге (оранжевую машину). При этом не имеет значения, какой маневр планирует выполнить оранжевый (поворот, разворот или движение прямо). При въезде на перекресток он в любом случае имеет преимущество.
Обратите внимание на ситуацию, когда оранжевый автомобиль выполняет разворот. При въезде на перекресток оранжевая машина находится справа от Вас, т.е. имеет преимущество. Однако в процессе разворота автомобиль может оказаться слева от Вас, и в этом случае преимущество получите Вы.
Поворот налево или разворот
Также, как и в предшествующем случае, необходимо пропустить все транспортные средства, которые приближаются по главной дороге справа (оранжевую машину).
3. Главная дорога поворачивает налево
При этом перед перекресток должна быть установлена следующая комбинация знаков:
Ситуация регламентируется тем же самым пунктом 13.11 ПДД:
13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Поворот направо
При повороте направо белая машина имеет преимущество, т.е. никого пропускать не нужно.
Обратите внимание, при приближении к перекрестку по главной дороге и последующем повороте направо Вы всегда имеете преимущество.
Движение прямо
Белый автомобиль имеет преимущество и никого пропускать не обязан.
Поворот налево
При выполнении данного маневра также никого пропускать не нужно
Разворот
Это единственный маневр, при выполнении которого в данной ситуации справа от Вашего автомобиля может оказаться транспортное средство, имеющее приоритет. При выполнении разворота нужно пропустить автомобили, которые едут по главной дороге, т.к. в завершающей фазе разворота они находятся справа от Вас. Речь идет о зеленом автомобиле на картинке.
Отмечу, что при проезде перекрестка по главной дороге не требуется уступать дорогу автомобилям, которые приближаются по второстепенной дороге. Правила дорожного движения, пункт 13.9:
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
Особенности проезда перекрестка по главной дороге
При подъезде к неравнозначному перекрестку всегда нужно помнить о том, что водитель автомобиля на второстепенной дороге может не знать правил дорожного движения и попытается проехать перекресток первым.
Естественно, в случае столкновения его виновником окажется именно нарушитель, однако второму водителю от этого легче не будет. Оформление ДТП и ремонт машины отнимают довольно много времени. Поэтому лучше притормозить и пропустить автомобиль на второстепенной дороге, чем оказаться участником ДТП.
Так что при подъезде к перекрестку по главной дороге в первую очередь убедитесь, что Вам действительно уступают.
Разворот на перекрестке по главной дороге
Продолжаем отвечать на вопросы читателей и в этот раз на повестке дня два похожих вопроса по теме разворотов на перекрестке.
Вопрос 1: Главная дорога на перекрестке меняет направление. Оба автомобиля на главной дороге.
Один из них поворачивает направо, а второй разворачивается. Траектории пересекаются. Кто пропускает?
Ответ: Пропускает тот, кто разворачивается, потому что оба участника движутся по главной дороге и находятся в равных правах (пункт 13.10 ПДД).
Вопрос 2: Я на главной дороге совершаю разворот, одновременно с второстепенной дороги выезжает другой водитель направо, то есть получается, что мы собираемся ехать дальше в одном направлении.
Оба совершаем маневр, только я с главной, а он с второстепенной! Кто кому должен уступить дорогу?
Ответ: Уступает автомобиль, поворачивающий с второстепенной дороги (пункт 13.9 ПДД).
Теперь, подробнее. Теме разворотов на перекрестках посвящена статья Выполнение разворота. Часть2.
Поскольку в вопросах присутствует термин «главная дорога», то и речь, соответственно, пойдет о проезде перекрестков неравнозначных дорог.
Рассмотрим эти две, казалось бы, похожие, но в корне отличающиеся ситуации более подробно.
Эти два случая похожи в том, что оба перекрестка одинаковы конструктивно: имеется «прямая» дорога и примыкающая (либо пересекающая, что, собственно, не очень важно).
Но в первом случае главная дорога поворачивает на перекрестке (меняет свое направление, на что указывает знак 8.13 «Направление главной дороги»), а во втором случае главная дорога «прямая», а второстепенная дорога примыкает к ней (либо пересекает ее).
Разберем каждый вариант по отдельности, и начнем с более простого (второго) варианта, когда главная дорога «прямая».
Предположим, вы едете по дороге и видите, что впереди перекресток (у вас либо знак 2.1 «Главная дорога», либо знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», а слева примыкает второстепенная дорога).
По примыкающей дороге к перекрестку приближается автомобиль и «мигает» правым «поворотником». Вам необходимо развернуться, и вы, соответственно, включаете левый указатель поворота.
Водитель того автомобиля вас видит, видит ваш включенный указатель левого поворота, и что он может предположить? Первое, что он подумает, это то, что вы будете поворачивать налево (на дорогу, с которой он сам выезжает).
Если другими словами, то он еще не знает, что вы намереваетесь развернуться. А тем временем, оба автомобиля въезжают на перекресток, и нужно очень быстро принимать решение.
Юридическое преимущество на вашей стороне (пункт 13.9 ПДД – ваш автомобиль движется по главной дороге, а оппонент выезжает с второстепенной дороги – обязан уступить).
Но если между водителями (читайте — между вами и оппонентом) нет взаимопонимания обоюдных намерений, то возможен любой исход, в т.ч. и столкновение.
Водитель с второстепенной дороги может попытаться успеть выехать, так сказать, под прикрытием (он, ведь, не знает, что вы разворачиваетесь).
Вы, в свою очередь, уверены в том, что у вас преимущество (вы – на главной дороге), поэтому разворачиваетесь с предположением, что вас пропустят вперед (что вам уступят дорогу).
Создается опасная ситуация. Как из нее выйти, точнее, как не столкнуться, однозначного ответа нет.
Как не попасть в ДТП, многое зависит от второстепенных факторов: кто подъехал раньше и разгадал намерения оппонента, кто первый обнаружил опасность столкновения и принял меры (например, затормозил, уступил), и др.
Есть такое неформальное правило: преимущество в движении определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП.
Теперь рассмотрим приоритеты в более сложном случае разворота, когда главная дорога на перекрестке меняет свое направление. Он как-бы сложный и простой одновременно.
Сложность в том, чтобы дать понять окружающим, что ваши намерения именно развернуться, а не повернуть налево.
Для этого следует заранее сбавить скорость, включить левый «поворотник», и занять место на проезжей части для разворота (крайнюю левую полосу).
В случае, как изображено на картинке, оба участника едут по главной дороге и юридическое преимущество на стороне автомобиля, поворачивающего направо (пункт 13.10 ПДД).
Т.е. дорогу уступает тот, кто разворачивается. Какие опасные моменты могут возникнуть в этой дорожной ситуации?
Самая большая опасность может возникнуть в случае банального несоблюдения приоритета (кто был должен уступить – не уступил), или в случае настоятельного упорства на своем преимуществе (т.е. я прав, и точка!).
Опасность первого случая устраняется повышением внимания к дорожной обстановке, второй случай, к сожалению, не «лечится».
Потому что, как было уже сказано выше, реальное преимущество определяется гарантией отсутствия ДТП – еще следует убедиться в том, что вам уступают дорогу.
Понятно, что ситуации на рисунках упрощенные, поскольку отсутствуют другие участники движения, это ведь просто нарисованная схема.
В реальности машин на дороге гораздо больше, они все движутся, и тем самым общая обстановка усложняется, но расстановка приоритетов от этого не изменяется.
Бывают ситуации, когда нет уверенности, что разворот не будет противоречить ПДД, либо, нет уверенности, что сам маневр пройдет гладко, например, за один заход или один оборот, т.е. не придется сдавать назад.
Обычно, на перекрестке места для разворота бывает достаточно, но нужно помнить, что движение задним ходом на нем (на перекрестке) запрещено (пункт 8.12 ПДД).
В статье Разворот на перекрестке. Задний ход рассмотрен случай с задним ходом на перекрестке.
Если, все-таки, возникают сомнения, целесообразно воздержаться от маневра, и поискать для него другое место, например, развернуться вне перекрестка с использованием обочины или прилегающей территории.
Разворотам вне перекрестка посвящена статья Выполнение разворота. Часть1.
О том, как развернуться через обочину, когда не хватает места для разворота, можно прочесть в одноименной статье Разворот на дороге вне перекрестка через обочину, где был дан ответ именно на этот вопрос.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «разворот на перекрестке по главной дороге», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 10.07.2023
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Еще по теме из раздела: Вопрос — Ответ
Самые читаемые разделы сайта
24 комментария
Вопрос 1: Главная дорога на перекрестке меняет направление. Оба автомобиля на главной дороге.
Один из них поворачивает направо, а второй разворачивается. Траектории пересекаются. Кто пропускает?
Ответ: Пропускает тот, кто разворачивается, потому что оба участника движутся по главной дороге и находятся в равных правах (пункт 13.10).
А как же пункт 13.11, по которому водитель должен уступать ТС приближающемуся справа?
Авто, который разворачивается, приближается справа, значит тот кто поворачивает направо, должен уступить, разве нет?
Автомобиль, который приближается к перекрестку с правой стороны, движется по своей половине проезжей части, и если бы он двигался «прямо» или поворачивал налево, то пути машин не пересеклись бы.
После того, как автомобиль (на схеме это красный), разворачиваясь по главной дороге, опишет дугу на перекрестке, то второй авто, также движущийся по главной дороге (на схеме это белый), окажется у него с правого борта.
В соответствии с пунктом 13.10, который, в свою очередь, отсылает к пункту 13.11, белый автомобиль, поворачивая по главной дороге направо, будет иметь преимущество.
Для лучшего понимания приоритетов в этой ситуации попробуем «распрямить» главную дорогу. Два автомобиля едут навстречу друг другу по главной дороге (оба в равных правах).
Тот, кто разворачивается, обязан уступить второму, который продолжает ехать по главной.
Здравствуйте, а если во втором случае (главная и второстепенная дороги) присутствует светофор где для автомобиля на главной дороге, совершающего разворот, горит зеленый + поворот налево, а для автомобиля на второстепенной дороге горит дополнительный поворот на право, кто должен уступить?
А что означает «горит дополнительный поворот на право»? Полагаю, вы под этим подразумеваете, что со стороны второстепенной дороги у светофора горит красный сигнал и зеленая стрелка «направо» в дополнительной секции.
В таком случае, автомобиль, поворачивающий на стрелку в доп.секции, когда она горит вместе с основным красным или желтым сигналом светофора, должен уступить тр.средствам, едущим с других направлений (пункт 13.5).
Ответ на ваш вопрос – выполняющий разворот проедет первым, т.е. он имеет преимущество.
Ну а выезжающий со стороны второстепенной дороги, соответственно, должен уступить.
Еще не следует забывать, что работающий в режиме «красный-желтый-зеленый» светофор отменяет действие знаков приоритета.
Если я еду по главной, а на перекрестке главная уходит направо, я иду на разворот, должна ли пропустить встречный авто с второстепенки?
Нет, не должны. Вы движетесь по главной дороге, у вас преимущество перед ТС, подъехавшим к этому перекрестку по второстепенной дороге.
Уступить потребуется только транспорту, который подъезжает справа, по главной дороге (пункт 13.10 ПДД).
В статье Съезд и поворот с главной дороги есть схема приоритетов на таком перекрестке.
Здравствуйте. Подскажите как правильно я должна была поступить: я ехала по главной дороге и совершала разворот на нерегулируемом перекрёстке.
Я ждала и пропускала автомобиль, двигающийся во встречном направлении, в это время справа с второстепенной дороги водитель автомобиля совершал поворот на главную дорогу поворачивая налево.
Я не пропустила этого настырного товарища, который и не думал пропустить меня, а ведь я совершала манёвр на главной дороге.
Мне пришлось с помощью звукового сигнала дать ему понять, что он не прав. Наглость, с которой он почти создал аварийную ситуацию, поколебала меня в моей правоте.
Кто должен был уступить, я или он?
А если, двигаясь по главной дороге, совершая разворот, не хватило радиуса поворота колес?
Заезжаешь на второстепенную, и там сталкивается с автомобилем, который поворачивает направо. Кто виноват?
Поскольку вы на главной дороге, у вас было преимущество по отношению к автомобилю, который выезжал с второстепенной дороги. Т.е. уступить должен был он.
В любых дорожных ситуациях всегда следует предполагать нарушения другими водителями. Причины, по которым они нарушают, НЕ важны.
Вполне возможно, что оппонент не знает ПДД, может быть что он торопится, и едет на эмоциях. Это не важно.
Важно не столкнуться. Для этого нужно видеть, что происходит.
Можно дать звуковой сигнал на стадии развития ситуации, как поступили вы, либо пропустить вперед, если оппонент не понимает. В общем, по ситуации.
Обычно, в простых ситуациях ДТП неофициально виноваты оба. Один участник, имея приоритет, не видит, куда сам едет, а второй участник, который должен уступить, не замечает первого.
Официальным виновником всегда является нарушитель ПДД. Степень вины второго — выясняют по ситуации.
Автомобиль на второстепенной дороге в соответствии с пунктом 13.9 ПДД должен был уступить второму, который разворачивался по главной дороге.
Дальше возникает немало вопросов, которые необходимо рассматривать на месте ДТП: что значит «не хватило радиуса», в каком месте столкнулись, при каких дорожных обстоятельствах и другие вопросы.
Со слов ситуацию не составишь: слов всегда недостаточно.
Я выезжаю со второстепенной дороги на главную, остановилась, показываю поворот направо, в это время по главной едет авто, и показывает поворот налево. Перекресток нерегулируемый.
Я понимаю, что мы друг другу никаким образом не мешаем, но в этот момент выяснилось, что он совершает разворот. Перед самым носом.
Как мне нужно было догадаться, что он собирается сделать разворот?
Вы никак не сможете догадаться до тех пор, пока оппонент не приступит к маневру, т.е. либо начнет поворачивать налево, либо приступит к развороту. Понимание приходит с опытом.
Есть смысл не спешить с поворотом, пока не будете уверены, что проезд безопасен.
Стрелка налево вместе с красным, я иду на разворот. Слева выезжает авто на стрелку направо, так же с красным.
Кто едет первым?
Так не должно быть, потому что данная комбинация сигналов вводит в заблуждение водителей, движущихся с этих двух направлений.
Все светофоры должны работать во взаимно согласованных режимах.
По такой схеме, в соответствии с пунктом 13.5 ПДД, оба водителя должны уступить дорогу друг другу, поскольку оба едут на «зеленую стрелку + красный».
Возникает вопрос: кто из них проедет первым? В этой ситуации ответ один — тот, кто первым «вырвется» вперед, а это аварийно-опасно.
Если оба станут ждать, пока другой проедет, то оба никогда не выедут с перекрестка.
Можно сделать вывод, что схема сигналов у этих светофоров некорректная. Чтобы не столкнуться в этих условиях, достаточно не препятствовать друг другу.
Комбинация «стрелка + красный» на этом перекрестном направлении должна быть с какой-то одной стороны.
Здравствуйте. У меня вопрос о развороте на регулируемом перекрёстке.
Если я заканчиваю разворот уже на запрещающий сигнал светофора, должна ли я уступить дорогу автомобилям справа, двигающимся на уже включённый зелёный. Или здесь действует пункт 13.8?
Поспорила сегодня с инструктором, который требует пропустить помеху справа, а не выполнить завершения маневра. Кто из нас прав?
На обычных, не сложных, перекрестках действует правило: для вас — пункт 13.7 (дает право выехать с перекрестка), для тех, у кого включился зеленый — пункт 13.8 (они вам обязаны дать возможность выехать с перекрестка).
Но если на вашем пути имеется светофор и стоп-линия (пункт 13.7), то на запрещающий сигнал вы должны остановиться перед стоп-линией.
Еще существуют разновидность перекрестков, на котором ПДД не обязывают остановиться после того, как включился запрещающий сигнал, но остановка будет крайне целесообразна (как бы против правил).
Т.е., если вы не успели выехать, то можно остановиться (например, между газонами), дождаться своего следующего зеленого, и продолжить выезд с перекрестка.
Поэтому мне сложно судить, о чем вы спорите со своим инструктором, я не могу сказать, кто из вас прав.
Четырёхсторонний перекрёсток, главная уходит направо. Въезжаю на перекрёсток со второстепенной, где должен пропустить всех, следую прямо.
По главной навстречу мне с левым поворотом к перекрёстку подъезжает легковая.
Я въехал на перекрёсток первым, успел проехать его, и всё бы прошло гладко, но встречный на большой скорости уходит в левый разворот, объезжая разделительную полосу, и сигналя при этом мне.
Я уже не успеваю закончить свой манёвр, теперь наши траектории движения должны пересечься и я аварийно торможу.
Главнюк с горящим взглядом и ещё кое чем завершает разворот перед моим носом и уходит в даль. Все целы, но осадочек остался.
Я бы на его месте не давил на клаксон, а просто сбавил бы скорость на развороте. Так как намерение «второстепенника»»проехать прямо» видно и понятно, его же намерение было «не повернуть, а развернуться».
И поворот, и разворот, по здравому смыслу, подразумевают уменьшение скорости. Я это понимаю, рассчитываю, что успею проехать, но .
Но стремление проскочить перекрёсток до того, как «главный» успеет въехать на него, визави ошибочно не учитывает. Назревает аварийная ситуация.
Юридически он прав, а я нет, но принцип ДДД создавшуюся напряжённость бы разрядил. Но это правило под силу только мудрым и спокойным людям и их на дорогах очень немного.Увы.
Вы предполагали, что ваш оппонент окажется человеком мудрым и спокойным, но это оказалось не так.
Когда принимается решение действовать на грани «успею/не успею», на помощь приходит интуиция (разумеется, только у тех, кто с ней дружит).
Ваша интуиция очень вовремя подсказала вам, что целесообразно тормозить! а не надеяться, что оппонент пойдет навстречу. Это и спасло.
По отношению к другим на дороге, вы, со своей стороны, можете поступать как вам нравится: по-доброму, относиться с пониманием, проявлять соучастие и т.д.
Но нет смысла ждать такой же доброй ответной реакции в свой адрес. Если «Да», то хорошо, если «Нет», ну и ладно.
Ну, и как, в итоге, все может повернуться, описано в статье Прав — Не прав. Реальность.
Хороших, в смысле, понимающих, людей однозначно больше, но поступать следует по обстоятельствам.
Здравствуйте. Перекресток с двойным пересечением. Главная дорога та, которую разделяет разделительная полоса.
Автомобиль выезжает с второстепенной, знак уступи дорогу и знак выезд на дорогу с односторонним движением направо.
Я на главной дороге, на перекрестке, делаю разворот. Кто должен уступить дорогу?
На ваш вопрос дает ответ пункт 13.9 ПДД.
Вы движетесь по главной дороге нерегулируемого перекрестка, поэтому, независимо от направления вашего движения у вас преимущество перед ТС, которые подъехали к этому перекрестку по второстепенной дороге.
Уступить должен ваш оппонент. Но если вы увидите, что он игнорирует ваш приоритет (возможно, у него иное мнение), то нет смысла ему препятствовать.
Если, вдруг, не сможете разъехаться, то будете вместе с ним ждать аваркома.
Ответ водителя, который не уступил: у него знак уступи дорогу действует на первое пересечение, а дальше, на втором, у него помеха справа.
Я, когда делаю разворот, оказываюсь в разрыве между пересечениями, и становлюсь в равные с ним положения, то есть как на второстепенной, и я должен уступить ему, так как, он делает поворот направо, а я налево.
Знак «Уступите дорогу» действует НЕ на пересечение, а на перекресток дорог. Главная дорога вашего перекрестка имеет разделительную полосу. См. термин «дорога», пункт 1.2 ПДД.
2.4 «Уступите дорогу»: Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге .
Второе пересечение для едущего через перекресток по второстепенной дороге НЕ может быть равнозначным (как утверждает ваш оппонент, ссылаясь на помеху справа), потому что на главной дороге (с которой вы начали разворот) установлен знак 2.1.
Знак 2.1 «Главная дорога» делает ВСЮ дорогу (вместе с разделительной полосой) главной по отношению к пересекаемой дороге.
Если всю эту совокупность пересечений рассматривать как два совершенно разных перекрестка, тогда знаки приоритета должны быть установлены перед каждым! пересечением.
Если такого нет, то ваш оппонент, мягко говоря, вводит вас в заблуждение.
Проблема проезда подобных перекрестков в том, что есть общие правила проезда нерегулируемых перекрестков, но разделительная полоса бывает узкой и широкой.
Когда она узкая, то вопросов с приоритетом не возникает. Все разъезжаются по обычной схеме: уступает тот, кто на второстепенной дороге.
Но если разделительная полоса широкая, то участок между пересечениями становится протяженный, и даже может быть разделен сплошной линией разметки.
Если внутри перекрестка между пересечениями не установлены дополнительные знаки приоритета, то как определить, статус этого участка (главная или второстепенная)? ПДД не дают ответ.
Вот и появляются рассуждения как у вашего визави: каждый интерпретирует так, как может.
Я не знаю, как выглядит ваш перекресток, кроме того, что у главной дороги есть разделительная полоса, поэтому отвечаю, исходя из общего правила проезда нерегулируемых перекрестков.
Но, еще раз, знаки приоритета действуют на ВЕСЬ перекресток дорог.
Сергей Д. спасибо большое за отличное разъяснение.
Пожалуйста, Вадим. Возможно, еще будет интересна серия статей Главная дорога.
Проезд и разворот на перекрестке по главной дороге: что нужно знать
Здравствуйте, уважаемые читатели! Продолжаем серию статей, посвященных вопросам проезда перекрестка, а также разворотам. Сегодня говорим про разворот на перекрестке по главной дороге и о том, как правильно двигаться на машине в такой ситуации.
Вопрос касается именно нерегулируемых перекрестков, что вполне логично. Когда установлен светофор, либо работает регулировщик, никаких проблем и споров не возникает. На зеленый ты едешь, а на красный стоишь, пропуская других участников движения.
Здесь же перекресток нерегулируемый, а также неравнозначный.
Многих начинающих водителей интересует следующая ситуация — главная дорога меняет направление, кто кому уступает в этом случае.
Представьте, что машина приближается к перекрестку. При этом транспорт движется по главной дороге. Изначально кажется, что главная открывает все возможности, а также развязывает водителю руки. У него явный приоритет, а потому никого пропускать не нужно. Но это не так.
Рассмотрим 3 основные ситуации с главной дорогой, и разберем, как нужно вести себя, выполняя тот или иной маневр:
- главная направления не меняет;
- идет поворот главной направо;
- главная поворачивает налево.
Касательно некоторых вариантов разворота уже были подробные материалы. В частности, речь шла о развороте с прилегающей территории , обсуждался разворот через выезд со двора , а также разворот через обочину вне перекрестка .
Сейчас на очереди движение и развороты на главной.
Главная направления не меняет
Предположив, что вы движетесь по главной, приближаетесь к перекрестку, но при этом дорога направления своего не меняет. То есть она продолжает идти прямо.
В этой ситуации перед перекрестком должен быть установлен соответствующий знак.
Теперь узнаем, как в такой ситуации выполняются те или иные маневры.
- Правый поворот . Тут случай предельно простой. При правом повороте уступать никому не нужно. Потому можно со спокойной душой включить поворотник, дабы обозначить свои намерения, и повернуть направо;
- Движение прямо . Поскольку вы на главной, у вас приоритет. Проезжая прямо через перекресток, уступать не нужно. А вот другие автотранспортные средства обязаны вас пропустить;
- Левый поворот или разворот . Тут предстоит выполнить разворот на главной дороге и кому уступать не сразу понятно. Здесь ситуация более сложная. Тут потребуется уступить тем, кто движется по встречному направлению прямо, либо выполняет правый поворот. Это прописано в пункте 13.12 действующих правил дорожного движения.
Ситуация, когда главная направления не меняет, наиболее простая. Но не единственная, с которой можно столкнуться.
Главная поворачивает направо
Здесь установлен знак Главная дорога меняет направление. А если конкретно, то идет поворот в правую сторону.
В таком случае перед перекрестком обязательно устанавливается пара знаков.
Здесь водители должны отталкиваться от пунктов 13.10 и 13.11.
В пункте 13.10 говорится следующее. Когда главная на перекрестке меняет свое направление, то водители автотранспортных средств, движущиеся по главной, должны отталкиваться от правил проезда перекрестка равнозначных дорог. Аналогичные правила станут основой для действий тех, кто находится на второстепенной дороге.
В пункте 13.11 также есть важные моменты. На перекрестках равнозначных дорог автомобилисты обязаны уступать транспорту, который приближается с правой стороны. По такому же принципу действуют и водители трамваем.
Теперь более конкретно о маневрах.
- Правый поворот . Чтобы выполнить правый поворот, никому уступать не потребуется. Все просто. Ведь справа от машины, которая поворачивает, других автомобилей быть не может;
- Машина движется прямо . Если водитель намерен проехать прямо, то сначала придется пропустить тех, кто едет справа по главной. При этом не имеет значения, какой маневр намеревается выполнить автомобиль справа. Так или иначе, приоритет на его стороне. Вы обязаны пропустить;
- Левый поворот, а также разворот . Как и в предыдущем случае, сначала придется дать проехать тем, кто приближается к вам по главной с правой стороны. Уже только после этого сможете спокойно проехать налево, либо развернуться.
С этой ситуацией также разобрались. Осталась еще одна.
Главная поворачивает налево
Есть и такие нерегулируемые перекрестки, где главная уходит в левую сторону. При этом устанавливаются перед перекрестком соответствующие знаки. Это основной знак главной дороги (белый ромб с желтой серединой), а также указатель того, что главная поворачивает в левую сторону.
Здесь также следует опираться на пункт 13.11 действующих правил движения на дорогах.
- Поворачиваем направо . При правом повороте с главной у вас будет преимущество. А потому уступать другим автотранспортным средствам не придется. Причем преимущество всегда будет у того, что едете по главной, приближается к перекрестку, и собирается выполнить правый поворот;
- Продолжаем движение прямо . Тут также преимущество за вами. Уступать нет необходимости;
- Левый поворот . И снова уступать не требуется. У вас приоритет. Продолжайте движение, как и задумали;
- Разворот . Единственный случай, когда при развороте с права от вашего автомобиля может оказаться иное автотранспортное средство. Причем у него будет приоритет. Потому при развороте сначала придется пропустить все машины, которые движется по главной. Ведь в завершающей стадии разворота они окажутся с правого борта от вашего авто. А вот уступать машинам, которые приближаются, двигаясь по второстепенной дороге, не нужно. Это прописано в пункте 13.9.
Не самая сложная тема. Но и в ней следовало детально разобраться.
Подводим итоги
Фаркопы и выхлопные системы Bosal: европейское превосходство
В теории ситуация выглядит довольно легко. В большинстве случаев уступать не приходится. Можно повернуть, проехать прямо, либо развернуться, а другие автотранспортные средства вам уступят.
Но это так лишь в теории. На практике нужно помнить, что не все автомобилисты детально знают правила движения. А потому, двигаясь по второстепенной, некоторые могут считать, что они главные, и имеют право проехать перекресток раньше вас.
Понятно, что когда произойдет столкновение, накажут водителя, нарушившего правила. Но сомневаюсь, что вам от этого хоть чуточку станет легче.
Ведь при столкновении придется сначала оформлять ДТП. А это сомнительное удовольствие. Затем потребуется ремонтировать автомобиль. Не факт, что страховая сразу же выплатит деньги, либо возьмет все заботы по восстановлению машины на себя.
Какой из этого следует вывод. Иногда, имея приоритет, лучше затормозить. Дать проехать тому, кто не учил правила, и считает свой маневр правомерным. Это лучше, чем идти до конца, и в итоге стать участником ДТП.
Запомните следующее. Прежде чем воспользоваться приоритетом, находясь на перекрестке, а также двигаясь по главной дороге, первым делом удостоверьтесь, что другие участники действительно намерены вас пропустить. Если нет, то смиритесь с необразованностью водителя. И уже после его проезда закончите маневр.
Водители, которые не знают, а также игнорируют ПДД, рано или поздно за свои ошибки расплачиваются. И будет лучше, если расплатой не станет момент столкновения именно с вашим автомобилем.
Разворот через главную дорогу
Продолжаем тему выполнения разворотов. Мы уже рассмотрели как выполняется разворот с трамвайных путей и разворот с использованием прилегающей территории. Сейчас разберемся, как разворачиваться на Т-образном перекрестке.
Давайте рассмотрим правильное выполнение разворота на Т-образном нерегулируемом перекрестке при движении по второстепенной дороге. Здесь на следующие моменты нужно обратить внимание:
- во-первых, подъезжая к перекрестку, необходимо пропустить пешеходов, переходящих дорогу;
- во-вторых, перед въездом на перекресток, нужно пропустить транспортные средства, движущиеся по главной дороге;
- в третьих, необходимо запомнить, что разворот в этом случае производят через центр перекрестка;
- в четвертых, пересекая центр перекрестка, необходимо оказаться на крайней левой полосе, чтобы автомобили, движущиеся в попутном направлении, могли Вас объехать справа;
- в пятых, необходимо пропустить встречный транспорт, так как теперь он является для Вас «помехой справа»;
- и в заключение, нельзя забывать о том, что когда Вы покидаете перекресток, Вы снова пересекаете пешеходный переход, и необходимо пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть.
На видео: Выполнение разворота на Т-образном перекрестке при движении по второстепенной дороге.