Кодекс добросовестных практик что это
Кодекс добросовестных практик
Кодекс этической деятельности (работы) в сети Интернет
Введение
Мировой и российский опыт показывают, что сегодня современные информационно-телекоммуникационные технологии, кроме прогрессивного и инновационного направления, связанного с предоставлением новых услуг и расширением возможностей для социально-экономического развития, могут нести реальные угрозы нарушения фундаментальных прав и свобод гражданина, безопасности общества и государства.
Мы, нижеподписавшиеся, заинтересованы в максимально эффективном и безопасном использовании возможностей сети Интернет, выражаем уверенность в том, что данные условия возможны исключительно при условии совместных усилий органов государственной власти, профессиональных, общественных и образовательных объединений и организаций, бизнес-сообщества.
Принимая во внимание вышеизложенное, мы подписываем Кодекс добросовестных практик (далее — Кодекс), базирующийся на положениях законодательства Российской Федерации и разделяющий принципы международных актов, стороной которых является Российская Федерация.
Цели принятия Кодекса:
формирование и обеспечение реализации условий для взаимодействия граждан, государства, общества и бизнеса;
снижение рисков, связанных с неосведомленностью всех заинтересованных лиц об угрозах вмешательства в частную жизнь, о требованиях законодательства Российской Федерации, о рекомендациях и стандартах профессиональных объединений и лучших практиках по защите прав и свобод гражданина как субъекта персональных данных, в том числе путем медиаобразования;
выявление, снижение и предупреждение рисков, связанных с возможным опасным и потенциально опасным контентом, а также относительно к действиям лиц, использующих возможности сети Интернет в противоправных целях;
установить основы для диалога с целью достижения и поддержания баланса интересов граждан, государства, общества и бизнеса в вопросах надлежащего поведения в сети Интернет;
привлечь органы государственной власти, профессиональные, общественные, образовательные объединения и организации, а также бизнес-сообщество к проблемам защиты прав субъектов персональных данных в сети Интернет, как первоочередного вопроса в формировании безопасного информационного пространства в сети Интернет путем создания надлежащих условий для его формирования и определения основных направлений, решений его развития.
Достичь:
повышения внимания граждан, органов государственной власти, общества и бизнес-сообщества на необходимость построения безопасного информационного пространства в сети Интернет, обеспечивающее надежную защиту прав субъектов персональных данных, повышения информированности общества и частных пользователей относительно существующих угроз неприкосновенности частной жизни в связи с использованием информационных технологий;
организации и стимулирования новых исследований по вопросам функционирования сети Интернет и цифрового суверенитета, использование полученных данных для обеспечения и внедрения практических решений;
освещение положительного опыта деятельности в сети Интернет применительно к соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
Основные подходы (механизмы)
Подписывая Кодекс, заинтересованные стороны заявляют о своей готовности в содействии в обеспечении безопасного информационного пространства в сети Интернета руководствуясь следующими подходами:
соблюдение требований законодательства Российской Федерации, положений международных договоров Российской Федерации и рекомендаций уполномоченных органов государственной власти;
информированность пользователей и открытость содержания правоотношений при оказании услуг в сети Интернет;
формирование условий для обеспечения безопасного и правомерного обмена информацией в сети Интернет;
создание, развитие и внедрение мероприятий по формированию культуры безопасного поведения в сети Интернет.
Заключительные положения
Кодекс открыт для присоединения к нему любой заинтересованной стороны.
Сторона, которая присоединяется к Кодексу, предварительно направляет заявление о присоединении к Кодексу, подписанное его уполномоченным представителем, в адрес уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
Положения Кодекса могут применяться Сторонами на территории Российской Федерации в качестве делового поведения и практик, и не распространяются на их взаимоотношения, складывающиеся на территории иностранных государств.
Кодекс добросовестных практик что это
Статья 1. Цели и сфера применения Кодекса
Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров (далее — «Кодекс» или «Кодекс добросовестных практик») представляет собой свод рекомендуемых правил взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Практики, не включенные в настоящий Кодекс, не могут быть признаны противоречащими принципам разумности, добросовестности и справедливости только по той причине, что такие практики не включены в Кодекс или не полностью соответствуют нормам Кодекса. Разработка Кодекса добросовестных практик осуществляется в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Основными целями Кодекса являются:
— формирование практик взаимодействия, основанных на принципах добросовестности, при заключении и исполнении договоров между поставщиками и торговыми сетями и обеспечение баланса коммерческих интересов торговых сетей и поставщиков;
— повышение эффективности взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками и оптимизация издержек по всей цепочке поставок;
— создание условий для соблюдения всеми участниками рынка этических правил использования рыночной силы и содействие развитию конкуренции на рынке;
— содействие в удовлетворении потребностей покупателей в качественных потребительских товарах.
Правила, содержащиеся в Кодексе, могут применяться поставщиками и торговыми сетями на территории России в качестве делового обыкновения в преддоговорных и договорных отношениях в рамках договоров поставки и оказания услуг, и не распространяются на их взаимоотношения, складывающиеся на территории других стран.
Положения настоящего Кодекса не являются обязательными для торговой сети и/ или поставщика за исключением случаев выражения соответствующим хозяйствующим субъектом письменного согласия с положениями настоящего Кодекса (далее также «присоединение к Кодексу»).
Кодекс добросовестных практик
В декабре 2012 года 7 ведущих отраслевых союзов и ассоциаций участников потребительского рынка (АКОРТ, «Русбренд», «СОЮЗМОЛОКО», «Руспродсоюз», Национальная мясная Ассоциация, Рыбный Союз, Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции), Комитет по потребительскому рынку ТПП РФ и Союз потребителей РФ подписали «Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров«. В церемонии подписания принял участие 1-й заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, руководители Министерства промышленности и торговли, Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития. В 2013 году Кодекс подписали Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности (СОЮЗЛЕГПРОМ) и Союз Независимых Сетей России, в 2014 году — Союз российских пивоваров, а в 2015 году — Союз производителей алкогольной продукции и Российская гильдия пекарей и кондитеров. Также к Кодексу присоединились участники потребительского рынка Рязанской, Московской, Калужской, Волгоградской областей и ряда других регионов.
В августе 2013 года Межотраслевым экспертным советом создана Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик, в состав которой вошли по три представителя от ассоциаций производителей и розничных торговых сетей, а также три независимых члена. Ответственным секретарем Комиссии по применению Кодекса единогласным решением Межотраслевого экспертного совета избран управляющий партнер компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, в 2012 году возглавлявший рабочую группу по разработке Кодекса добросовестных практик.
В апреле 2014 года Комиссия по применению Кодекса утвердила форму дополнительного соглашения к договору поставки и договору об оказании услуг по продвижению потребительских товаров, обеспечивающего внедрение в договорные практики взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками норм Кодекса добросовестных практик. Дополнительное соглашение предусматривает, что стороны договора: 1) присоединяются к Кодексу добросовестных практик; 2) согласны с применением к правоотношениям между ними Кодекса добросовестных практик включая «Положение о Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик» 3) согласны на передачу споров по вопросам применения Кодекса добросовестных практик на рассмотрение Комиссии по применению Кодекса в порядке, предусмотренном Положением «О Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик». В июне 2014 года ФАС России письмом №АК 24749/14 от 20.06.2014 сообщила, что «замечаний к тексту дополнительного соглашения не имеет». С начала 2015 года крупнейшие торговые сети, входящие в состав Ассоциации «АКОРТ», подписывают с поставщиками дополнительные соглашения, обеспечивающие внедрение в договорные практики норм Кодекса добросовестных практик .
2 октября 2014 года на заседании Правительства Российской Федерации Председатель Правительства Дмитрий Медведев, Первый заместитель Председателя Правительства Игорь Шувалов, Министр промышленности и торговли Денис Мантуров и Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев высоко оценили развитие саморегулирования на потребительском рынке и внедрение в деловой оборот норм Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, а также деятельность Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик по внесудебному урегулированию конфликтных ситуаций между торговыми сетями и поставщиками. Выдержки из протокола заседания Правительства Российской Федерации, основным в повестке которого был вопрос «О конкуренции в сфере торговли» доступны по ссылке.
11 марта 2015 года на Совещании в Правительстве Российской Федерации Министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил, что «Мы считаем, что в закон (ФЗ-381) должны имплементироваться только те принципы и подходы, которые уже отработаны в рамках механизма саморегулирования. Они должны основываться прежде всего на решениях, которые консолидированно приняты производителями и торговлей и успешно действуют в рамках применения Кодекса добросовестных практик». Выдержки из протокола совещания в Правительстве Российской Федерации, основным в повестке которого был вопрос «О государственном регулировании в сфере торговли» доступны по ссылке .
3 июля 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный Закон №273-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и Кодекс РФ об административных правонарушениях». В марте 2017 года Комиссия по применению Кодекса проинформировала участников потребительского рынка о том, что в связи со вступлением в силу поправок утратила силу часть норм статьи 16 Кодекса «Обмен документами» , определяющих практики обмена документами при приемке продовольственных товаров, в то время как остальные статьи и нормы Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров продолжают действовать .
По мнению первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Ивановича Шувалова, «возможность совмещения государственного надзора и саморегулирования бизнеса позволяет создать эффективный механизм, направленный на цивилизованное развитие сектора розничной торговли в России. Это подтверждает многолетний опыт существования Кодекса добросовестных практик и Комиссии по его применению, деятельность которой базируется на принципах взаимного уважения и добросовестного поведения участников рынка. Очень важно, чтобы положения Кодекса соблюдались всеми присоединившимися к нему отраслями и игроками на рынке нашей страны».
Цели Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров :
- формирование практик взаимодействия, основанных на принципах добросовестности, при заключении и исполнении договоров между поставщиками и торговыми сетями и обеспечение баланса коммерческих интересов
- повышение эффективности взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками и оптимизация издержек по всей цепочке поставок
- создание условий для соблюдения всеми участниками рынка этических правил использования рыночной силы и содействие развитию конкуренции на рынке
- содействие в удовлетворении потребностей покупателей в качественных потребительских товарах
Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров
Кодекс добросовестных практик что это
Розничные сети и поставщики продукции приняли решение подписывать дополнительные соглашения к договорам поставки, сообщают «Ведомости». Данные соглашения должны придать юридические полномочия кодексу добросовестных практик (КДП).
КДП устанавливает четкие нормы взаимоотношений ритейлеров и поставщиков. Он был подписан в прошлом году Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят крупные торговые сети, Союзом Независимых Сетей, «Русбрендом», «Руспродсоюзом» и другими большими отраслевыми объединениями. Год назад, когда был подписан Кодекс, он не налагал юридически обязывающих условий на организации, подписавших его. Новые дополнительные соглашения, которые добровольно взялись подписывать участники рынка, придадут ему юридический вес и поспособствуют разрешению проблем во взаимоотношениях крупных сетей и поставщиков.
Теперь у организаций, подписавших КДП, появится возможность разрешать споры в специальной комиссии, по сути, в отраслевом третейском суде. Это серьезный шаг в сторону саморегулирования на потребительском рынке. Он послужит сигналом готовности ритейлеров и поставщиков к самостоятельному решению споров без необходимости ужесточения законов.