За счет чего формируются в основном доходы государственных социальных внебюджетных фондов
Перейти к содержимому

За счет чего формируются в основном доходы государственных социальных внебюджетных фондов

  • автор:

Государственные внебюджетные фонды в РФ

Государственные внебюджетные фонды — фонды с денежными средствами, которые образуются вне бюджета государства, с целью реализации прав граждан в области пенсионного обеспечения, социального страхования и охраны здоровья.

Общая характеристика государственных внебюджетных фондов России

Формирование доходов и расходов государственных внебюджетных фондов осуществляется в предусмотренном Бюджетным кодексов РФ порядке. Помимо этого, учитываются положения иных законодательных актов, в том числе законов о бюджете РФ на предстоящий год.

Внебюджетные фонды рассматривают как форму по организации ресурсов в финансовой сфере, направленную на их использование и перераспределение с целью финансирования некоторых потребностей общества.

Государство нуждается в том, чтобы перераспределять ресурсы бюджета в случае, когда они ограничены, и экономика находится в непростом финансовом состоянии. Поскольку доходы не закреплены за определенными видами расходов, бюджетные средства являются достаточно мобильными. При этом не исключается опасность урезания бюджетных расходов на потребности социума, что заставляет определять наиболее значимые участки поступления средств в бюджет и обеспечивать их использование только для реализации поставленных целей.

В качестве одного из способов, способных решить сложившуюся ситуацию, рассматривается формирование внебюджетных фондов, имеющих конкретное назначение — расширение источников финансирования нужд социума с целью обеспечить реализацию прав граждан, предоставленных им Конституцией РФ.

При помощи рассматриваемых фондов реализуется определенный круг задач, поставленных перед государством: оказание влияния на производство путем кредитования, субсидирования, финансирования российских предприятий; предоставление населению социальных услуг, например, в виде выплаты пособий и пенсий; обеспечение реализации мероприятий в области охраны природы; возможность предоставления займов, в том числе и для партнеров за рубежом.

Создание и деятельность внебюджетных фондов страны относится к ведению местных, республиканских и центральных государственных органов, что регламентируется законом.

Характер и масштаб задач, которые стоят перед внебюджетными фондами, а также финансовое и экономическое положение государства, в основном обуславливают источники их формирования.

Создание внебюджетных фондов происходит двумя способами: путем выделения имеющих важное значение расходов из бюджета или путем формирования фонда с определенной целью и с принадлежащими ему источниками доходов. При этом цель формирования фонда, как правило, прослеживается в его названии.

Национальный доход является практически самым важным источником для подавляющего числа фондов. Для того, чтобы его перераспределить, применяются бюджетные средства, займы, сборы и налоги. При этом сборы и налоги устанавливаются законом государства.

Источники поступления доходов во внебюджетные фонды включают в себя: целевые сборы и налоги, которые устанавливаются в законодательстве страны; средства государственного бюджета представленные безвозмездными субсидиями или отчислениями; отчисления от полученной предприятиями и организациями прибыли; прибыль, полученная в результате коммерческой деятельности отдельных лиц и фондов; займы, которые предоставляются коммерческими банками или Центральным банком РФ; другие, предусмотренные законом виды доходов.

Доходы поступают в фонды с помощью органов исполнительной власти, которые занимаются сбором налогов для федерального бюджета.

К основным особенностям внебюджетных фондов государства относятся следующие: планирование деятельности и строгая направленность на поставленные государственными органами цели; финансы, находящиеся во внебюджетных фондах, подлежат использованию с целью покрыть расходы государства, которые не включены в государственный бюджет; возможно использование внебюджетными фондами в качестве источника их формирования обязательных отчислений юридических и физических лиц; поступление взносов в форме общеобязательных налогов, которые устанавливаются государством; фондовые средства не изымаются для использования не предусмотренных назначением фонда целей; основанием учета расходов фонда является распоряжение Правления самого фонда и Правительства РФ.

Внебюджетные социальные фонды государства

По значению и размерам к основным социальным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Фонд социального страхования.

Ранее в этот список входил и Государственный фонд занятости населения РФ, функции которого сейчас выполняет Федеральная служба по труду и занятости РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Пенсионный фонд РФ можно считать не только одним из самых важных институтов в социальной сфере, но и высшей финансовой федеральной системой в области социального государственного обеспечения населения. Он был официально основан Постановлением Верховного Совета в 1990-м году 22 декабря. Стоит подчеркнуть, что Пенсионный фонд РФ является внебюджетной системой накопления финансов, и средства фонда не подлежат перенаправлению в общий бюджет России. При этом деньги, находящиеся в бюджете, могут использоваться для различных социальных выплат гражданам государства.

Данная государственная организация является независимой и имеет кредитно-финансовую направленность деятельности. Она выполняет функции по сбору и накоплению с работающего населения государства страховых взносов, с целью осуществления пенсионных государственных выплат, а также других социальных выплат для населения страны.

Бюджет Пенсионного фонда РФ пополняется на основании страховых отчислений, поступающих от частных предпринимателей и от населения страны, трудоустроенного официально.

В структуру Пенсионного фонда РФ входит 84 отделения ПФР. В качестве высшего органа выступает Правление Пенсионного фонда РФ, за деятельность которого несет ответственность Исполнительная дирекция Пенсионного фонда России.

В мае 2019 года государство объявило о своих планах по подготовке к тому, чтобы придать Пенсионному фонду РФ статус публично-правовой компании. Данные действия позволят осуществить переход управления на государство, работодателей и представителей профсоюзов. После такой реорганизации Пенсионный фонд России сможет претендовать на получение дополнительной прибыли за счет поступивших инвестиций.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Данный внебюджетный фонд также является государственным. Он создан с целью финансового обеспечения обслуживания граждан Российской Федерации в области медицины. Создание организации пришлось на 1993 год, а именно на 24 февраля, после того, как было вынесено Постановление Верховного Совета № 4543-I.

Регулирование функционирования фонда предусмотрено положениями Бюджетного кодекса РФ, федерального закона “Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, а также законодательных и нормативных актов.

К основным функциям фонда можно отнести следующие: выровнять условия работы территориально расположенных фондов медицинского страхования в области финансирования различных программ; обеспечить в рамках медицинского обязательного страхования финансирование программ, преследующих конкретные цели; осуществить контроль за использованием финансов обязательного страхования в медицинской сфере только в соответствии с поставленными целями.

Фонд социального страхования (ФСС). Данная организация является кредитно-финансовым, специализированным учреждением, имеющим в качестве назначения управление денежными средствами в области социального страхования. Фонд носит государственный характер.

К главным задачам Фонда социального страхования относятся следующие:

За счет чего формируются в основном доходы государственных социальных внебюджетных фондов

Ст. 146 (в ред. ФЗ от 14.07.2022 N 264-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.

БК РФ Статья 146. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:

1) в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации:

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в части обязательного пенсионного страхования — по нормативу 72,8 процента, если иное не установлено настоящим подпунктом;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, в части обязательного пенсионного страхования — по нормативу 80,1078 процента;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период;

страховые взносы по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, зачисляемые в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

взносы, уплачиваемые организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату ежемесячной доплаты к пенсии, зачисляемые в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

штрафы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

суммы пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 настоящего Кодекса, в части обязательного пенсионного страхования — по нормативу 75 процентов, если иное не установлено настоящим подпунктом;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы шестнадцатый — семнадцатый утратили силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

недоимки, пени и штрафы по взносам, уплачиваемым организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — по нормативу 8,9 процента, если иное не установлено настоящим подпунктом;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей, с указанных выплат;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

абзац утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

суммы пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 настоящего Кодекса, в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — по нормативу 6,5 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

штрафы по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

недоимки, пени, штрафы и проценты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

доходы от размещения средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

денежные средства, полученные от обращения по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления от нерезидентов;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 264-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 14.07.2022 N 264-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

доходы от уплаты налога на профессиональный доход — по нормативу 37 процентов;

страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в части обязательного медицинского страхования — по нормативу 18,3 процента, если иное не установлено настоящим подпунктом;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, в части обязательного медицинского страхования — по нормативу 19,8922 процента;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей, с указанных выплат;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

штрафы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

суммы пеней, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 настоящего Кодекса, в части обязательного медицинского страхования — по нормативу 18,5 процента;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

недоимки, пени, штрафы по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 264-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы четвертый — девятый утратили силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 06.10.2011 N 270-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Источники формирования финансов государственных внебюджетных фондов

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

  • 1. Обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
  • 2. Добровольных взносов физических и юридических лиц.
  • 3. Других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Средства ПФР формируются за счет:

  • 1. Налогов (единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения).
  • 2. Страховых взносов:
    • — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для

    финансирования трудовой пенсии

    — страховые взносы в виде фиксированного платежа для финансирования трудовой пенсии;

    • — страховые взносы по дополнительному тарифу для работода- телей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
    • 3. Доходов от размещения временно свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
    • 4. Субвенций из федерального бюджета.

    Фонды занятости образуются в зависимости от территориальной принадлежности.

    Местные фонды формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйственных субъектов), взносов с заработка работающих граждан. Республиканские, краевые, областные — за счет отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах в части обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан. Федеральная часть ГФЗ образуются от отчислений из фондов занятости республик, автономной области, округов, краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург в части обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан, а также за счет:

    • — ассигнований из городских и районных бюджетов; республиканских, краевых, областных бюджетов, республиканского бюджета РФ;
    • — доходов от размещения средств фондов занятости на депозитных счетах в учреждениях ЦБ РФ;
    • — доходов от кредитных вложений: на договорных началах под гарантию сохранения и создания рабочих мест; подготовку и переподготовку кадров, безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;
    • — дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящий фондов;
    • — добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений и граждан и др.

    Средства фонда социального страхования образуются за счет:

    • 1. Налогов:
      • — единый социальный налог;
      • — единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
      • — единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
      • — единый сельскохозяйственный налог.
      • — страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
      • 4. Капитализированных платежей предприятий;
      • 5. Субвенций из федерального бюджета;
      • 6. Средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации на оплату дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказание им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.

      Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:

      • 1. Обязательных страховых взносов страхователей.
      • 2. Взыскиваемых штрафов и пени.
      • 3. Капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей.
      • 4. Иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

      Средства федерального фонда обязательного медицинского страхования образуются за счет:

      • 1. Налогов, в том числе:
        • — единый социальный налог;
        • — единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
        • — единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
        • — субвенции на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами;
        • — дотации на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей);
        • — дотации на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров;
        • — дотации на денежные выплаты медицинским работникам;
        • — дотации на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.

        Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов РФ образуются за счет:

        • 1. Налогов, в том числе:
          • — единый социальный налог;
          • — единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
          • — единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
          • — единый сельскохозяйственный налог.
          • 2. Страховых взносов (страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения).
          • 3. Доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов ОМС.
          • 4. Дотации, поступившие из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выполнение территориальной программы в рамках базовой программы ОМС.
          • 5. Средства федерального бюджета, поступившие из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет территориального фонда:
            • — на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами;
            • — субсидии на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей);
            • — субвенции на денежные выплаты участковым врачам-тера- певтам и педиатрам, врачам общей (семейной) практики и медицинским сестрам;
            • — субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
            • — дотации на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров в рамках территориальной программы ОМС;
            • — субсидии на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам.
            • — бюджетов субъектов Российской Федерации;
            • — местных бюджетов.

            В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы от следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

            Лекция на тему: «Государственные внебюджетные фонды»

            Государственные внебюджетные фонды – это денежные фонды, с помощью которых государство осуществляет финансовую деятельность, т.е собирает, распределяет и использует средства для решения государственных задач.

            В состав государственных внебюджетных фондов входят:

            1. Пенсионный фонд РФ;

            2. Фонд социального страхования РФ;

            3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

            Государственные внебюджетные фонды входят в структуру бюджетной системы РФ. Они существуют на федеральном и региональном уровнях бюджетной системы РФ наряду с федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ.

            Бюджеты Федеральных государственных внебюджетных фондов принимаются в форме законов одновременно с принятием Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

            Признаки государственных внебюджетных фондов

            1. средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности (ст. 143 БК РФ).

            2. сбор и контроль за поступлением платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляется налоговыми органами.

            3. средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат (ст. 143 БК РФ).

            4. средства государственных внебюджетных фондов находятся в оперативном управлении государственных внебюджетных фондов.

            Доходы государственных внебюджетных фондов формируется, в основном, за счёт страховых взносов.

            Кроме того, доходную часть обеспечивают:

            1. доходов от размещения (инвестирования) средств фондов;

            2. суммы пеней и иных финансовых санкций за неуплату и просрочку уплаты страховых взносов;

            3. безвозмездных поступлений (например, во внебюджетные фонды в случае их дефицита переводятся дополнительные деньги из федерального бюджета);

            4. прочих доходов.

            Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется на цели, предусмотренные законодательством РФ.

            Институт государственных внебюджетных фондов представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по формированию и использованию средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Нормы, составляющие этот институт, могут быть объединены в следующие группы:

            1. нормы, устанавливающие систему государственных внебюджетных фондов;

            2. нормы, устанавливающие структуру доходов и направления расходов государственных внебюджетных фондов;

            3. нормы, устанавливающие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов;

            4. нормы, определяющие порядок расходования средств государственных внебюджетных фондов.

            Институт государственных внебюджетных фондов является комплексным. Он тесно связан с бюджетным правом как подотраслью права финансового и с институтом расходов государственных внебюджетных фондов.

            Пенсионный фонд это государственный внебюджетный фонд, предназначенный для обязательного пенсионного страхования РФ.

            Государство собирает, распределяет и использует средства Пенсионного фонда РФ для осуществления стоящих перед ним социальных задач: выплаты пенсий и социальных пособий.

            Пенсионный фонд РФ формируется только на федеральном уровне. Госдума ежегодно принимает бюджет Пенсионного фонда РФ в форме федерального закона.

            Бюджет Пенсионного фонда РФ – это форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования РФ.

            Составление проекта закона РФ о бюджете Пенсионного фонда РФ и его отчет о его исполнении осуществляется Пенсионным фондом РФ и вносится в Правительство РФ.

            Средства Пенсионного фонда РФ расходуются:

            · на выплату страховых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

            · доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;

            · финансовое и материально-техническое обеспечение Пенсионного фонда РФ (включая зар. плату работников);

            В случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ в нем создается резерв для обеспечения устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.

            Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.

            Обязательное медицинское страхование в соответствии с действующим законодательством является всеобъемлющим для населения Российской Федерации, гарантирует объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам и реализуется согласно принципам, определенным в федеральных и территориальных программах.

            Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются:

            · финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями;

            · организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

            · субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;

            · межбюджетные трансферты из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

            · дотации территориальным фондам обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования;

            · мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры;

            Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Госдумой в ходе бюджетного процесса на федеральном уровне.

            Бюджет территориального фонда составляется на один финансовый год.

            Фонд социального страхования РФ был создан с целью обеспечения государственных гарантий в вопросах социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Деятельность его региональных и отраслевых отделений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Фонде социального страхования РФ» от 12 февраля 1994 г.

            Денежные средства являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

            Бюджет фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Госдумой в ходе бюджетного процесса.

            Направлениями расходов фонда являются:

            · выплаты пособий по временной нетрудоспособности (т.н. «больничные»), беременности и родам, при рождении ребенка и до достижения им возраста полутора лет;

            · финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации;

            · оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание;

            · частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *