Статья 10 БК РФ. Структура бюджетной системы Российской Федерации
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
Комментарии к ст. 10 БК РФ
Комментируемая статья раскрывает составляющие бюджетной системы РФ.
Необходимо учитывать, что положения абзаца 5 статьи 10 БК РФ о включении в бюджеты бюджетной системы РФ бюджетов городских округов с внутригородским делением применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 года). На это указывает часть 6 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ.
Зачастую на практике возникает вопрос о включении в бюджеты бюджетной системы РФ бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В Определении ВАС РФ от 30.04.2008 N 5515/08 суд заключил, что требования пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 БК РФ в полной мере распространяются и на денежные средства государственных внебюджетных фондов, поскольку в соответствии со статьями 10 и 143 БК РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в состав бюджетной системы РФ, а средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.
В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 N 17АП-12262/2013-АК суд удовлетворил требования о признании незаконными действий ТФОМС, выразившихся в требовании о восстановлении на счет ТФОМС средств ОМС и штрафных санкций, а также признал незаконными действия ТФОМС, выразившиеся в требовании о восстановлении на счет ТФОМС средств РПМЗ и штрафных санкций. Суд обратил внимание на то, что по смыслу статей 10 и 13 БК РФ бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 N 05АП-9220/2013 суд частично удовлетворил требования о признании незаконным решения Управления ПФР о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах и взыскании судебных расходов. Суд подчеркнул, что по смыслу статьи 10 БК РФ бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, его доходная и расходная части ежегодно утверждаются федеральным законом, которым расходы на оплату услуг представителей не предусмотрены.
Статья 10 БК РФ. Структура бюджетной системы Российской Федерации (действующая редакция)
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 10 БК РФ
Комментируемая статья раскрывает составляющие бюджетной системы РФ.
Необходимо учитывать, что положения абзаца 5 статьи 10 БК РФ о включении в бюджеты бюджетной системы РФ бюджетов городских округов с внутригородским делением применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 года). На это указывает часть 6 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ.
Зачастую на практике возникает вопрос о включении в бюджеты бюджетной системы РФ бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В Определении ВАС РФ от 30.04.2008 N 5515/08 суд заключил, что требования пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 БК РФ в полной мере распространяются и на денежные средства государственных внебюджетных фондов, поскольку в соответствии со статьями 10 и 143 БК РФ бюджеты государственных внебюджетных фондов входят в состав бюджетной системы РФ, а средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.
В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 N 17АП-12262/2013-АК суд удовлетворил требования о признании незаконными действий ТФОМС, выразившихся в требовании о восстановлении на счет ТФОМС средств ОМС и штрафных санкций, а также признал незаконными действия ТФОМС, выразившиеся в требовании о восстановлении на счет ТФОМС средств РПМЗ и штрафных санкций. Суд обратил внимание на то, что по смыслу статей 10 и 13 БК РФ бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 N 05АП-9220/2013 суд частично удовлетворил требования о признании незаконным решения Управления ПФР о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах и взыскании судебных расходов. Суд подчеркнул, что по смыслу статьи 10 БК РФ бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, его доходная и расходная части ежегодно утверждаются федеральным законом, которым расходы на оплату услуг представителей не предусмотрены.
Бюджетная система
Бюджетная система может состоять из двух или трех звеньев. В унитарных государствах предусмотрены центральные и местные бюджеты. В федеративных предусмотрено еще одно звено — бюджет субъектов. Например, в России — это бюджеты субъектов РФ, в США — бюджеты штатов, в Германии — бюджеты федеративных земель и т. д.
Бюджетная система РФ
Бюджетная система РФ — совокупность федерального, региональных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Такая совокупность регулируется нормами права России и ее субъектов.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
Бюджетная система России децентрализована, поскольку бюджеты, которые входят в ее состав, самостоятельны. В бюджетную структуру РФ в качестве самостоятельных звеньев входят федеральный бюджет, бюджеты регионов и различные местные бюджеты (районов, городов, сел и т. д.).
Тем не менее все уровни бюджетной системы тесно взаимосвязаны между собой и функционируют по единым правилам.
Бюджетная система России основана на принципах:
— единства бюджетной системы РФ;
— разграничения доходов и расходов между всеми уровнями системы;
— эффективности использования бюджетных средств;
— целевого характера и адресности использования средств.
Федеральный бюджет и бюджет фондов утверждаются специальными законами. Бюджеты регионов и территориальных внебюджетных фондов утверждаются законами субъектов РФ. Местные бюджеты утверждаются правовыми актами.
Бюджетная классификация
Бюджетная классификация государства является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов в рамках бюджетной системы страны. Используется для составления и исполнения бюджетов.
Бюджетная классификация также является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов или операций систем государственного управления. Используется для ведения бюджетного учета, составления бухгалтерской и иной финансовой отчетности.
Бюджетная система Российской Федерации
Бюджетная система – это комплекс бюджетов различных уровней организации.
Бюджет государства является финансовым планом, разрабатываемым уполномоченными органами власти на следующий календарный год. В нем обозначаются потенциальные доходы, а также планируемые расходы. Разработка бюджета осуществляется согласно принципу баланса, то есть при его создании соблюдается соответствие доходов и расходов. При практическом исполнении бюджета отслеживается его дефицит или профицит, проводятся действия по формированию относительного баланса бюджета.
Российская бюджетная система состоит из следующих уровней:
- Местный уровень включает в себя бюджеты муниципального образования, внебюджетные организации местного значения.
- Региональные внебюджетные организации и бюджеты.
- Федеральный бюджет.
Каждый уровень бюджета имеет свои источники финансирования. Они могут быть налоговыми, неналоговыми и внебюджетными. Большую часть доходов приносят обязательные платежи субъектов хозяйствования в пользу государства. Неналоговые поступления формируются за счет эксплуатации государственного имущества, а также оказания государством услуг населению. Внебюджетные фонды аккумулируют доходы, имеющие целевое значение.
Бюджетные средства, прежде всего, расходуются на обеспечение функционирования аппарата государственной власти. Так же они идут на поддержание обороноспособности страны. С помощью бюджетных денег решаются вопросы социально-экономической политики. Внебюджетные фонды создаются преимущественно для решения социальных задач общества.
Бюджетная система включает в себя все элементы движения денежных средств, находящихся в государственном управлении. Характер ее функционирования определяется социально-экономическими отношениями, а также политическим строем. Структура системы зависит от формы административного и государственного устройства. По типу устройства бюджетная система может быть централизованной, децентрализованной и смешанной.
Бюджетная система России, ее особенности
Российский бюджет регулируется соответствующим кодексом. Вышеперечисленные уровни бюджета могут рассматриваться в качестве консолидированного бюджета, охватывающего все существующие элементы. По сути, это свод всех бюджетов страны.
Разработка и создание бюджета отвечает следующим принципам:
- Сохранение единства благодаря единой направленности работы законодательства, денежной системы, классификации бюджетов, документооборота и другого.
- Четкое разделение на расходную и доходную часть по уровням бюджета.
- Самостоятельность каждого бюджетного уровня, при этом обеспечивается межбюджетное взаимодействие.
- Бюджет РФ сбалансирован, то есть стремится к уравновешиванию доходов и расходов. бюджета подразумевает рационально использования бюджетных средств.
- Данные бюджетной системы должны быть достоверными с целью обеспечения своевременных действий по регулированию.
- Данные по отдельным статьям бюджета должны отражаться полностью.
- Соблюдение адресности при целевом использовании средств бюджета.
Бюджетная система страны выступает инструментом управления экономикой и финансами. В условиях рыночной экономики роль государственного вмешательства резко ограничена. Однако, через бюджетную систему государство может управлять процессами, поддерживая стабильность национальной хозяйственной системы.
Для структуризации доходов и расходов используется бюджетная классификация. С ее помощью происходит распределение финансовых поступлений по статьям бюджета, осуществляется координация движения денежных средств. Налоговые доходы делятся между уровнями бюджета, иногда в определенных пропорциях. Неналоговые поступления классифицируются для дальнейшего отражения их движения по счетам бюджета. Сюда же относят безвозмездные перечисления, такие как налоги от нерезидентов, перечисление средств от бюджетов других уровней, средства внебюджетных фондов, средства наднациональных организаций и другое.
Межбюджетные отношения в России
Частью бюджетной системы страны являются межбюджетные отношения. Их регулирование осуществляется с соблюдением следующих положений:
- Учет интересов всех сторон экономического взаимодействия.
- Соблюдение независимости каждого бюджетного уровня.
- Разделение расходной и доходной части.
- Рациональное распределение средств.
- Обеспечение общего единства.
На законодательном уровне осуществляется четкое разграничение доходной части бюджета от расходной. Часть доходов закреплена за уровнем бюджета на постоянной основе в законодательстве страны. Существуют доходы регулирующего характера. Они складываются из процентных долей от общих поступлений. Субвенции применяются для заранее оговоренных целей, в течение оговоренного срока. Дотации выплачивают в случае нехватки средств бюджета. Субсидии обычно направляются для поддержки субъектов хозяйствования. Существуют так же бюджетные кредиты и ссуды, предоставляющие более выгодные условия заемщикам.
Осуществление функционирования бюджетной системы РФ происходит благодаря деятельности высших органов власти. Президент РФ в ежегодном послании к Правительству определяет ряд приоритетных задач, необходимых к рассмотрению при планировании бюджета. Непосредственной разработкой проекта занимается Федеральное собрание с помощью аудиторского контроля со стороны Счетной палаты. Разработанный план бюджета принимается к рассмотрению сначала Государственной Думой, а затем Советом Федерации. В случае возникновения разногласий создается комиссия из представителей различных органов власти, занимающаяся поиском компромисса. Непосредственным исполнением бюджета занимается Федеральное казначейство. Оно имеет полномочия открывать соответствующие счета бюджета, закрывать их, присваивать определенный статус.
Бюджетная система России представляет собой сложный механизм перераспределения общественного продукта.