С какого возраста можно быть наблюдателем на выборах
Территориальная избирательная комиссия
Жарковского района Тверской области
Адрес: 172460, Тверская область, посёлок Жарковский, улица Советская, д. 18
Тел/факс: (48273) 2-15-67. E-mail: zharkitik@yandex.ru
- Главная
- О комиссии
- Регламент
- Постановления 2013 года
- Постановления 2013 года
- Постановления 2011 года
- Постановления 2012 года
- Постановления 2014 года
- Постановления 2014 года.
- Постановления 2015 года
- Постановления 2016 года
- Постановление 2017 года
- Постановления 2018 года_часть1
- Постановления 2018 года_часть2
- Постановления 2019 года (часть 1)
- Постановления 2019 года (часть 2)
- Постановления 2020 года
- Постановления 2021 года
- Постановление 2022 года (1 часть)
- Постановление 2022 года (2 часть)
- Архив новости
- Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Методические материалы
- Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
- Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
- Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
- Контактная информация
- Письменные обращения граждан
- Личный прием граждан
- Документы и материалы
- Права и обязанности избирателей
- Будущим избирателям
- СМИ
- Избирателям с ограниченными возможностями
- Наблюдателям
Деловая игра «Учусь быть гражданином»
ТИК Жарковского района приняли участие в траурном митинге
Председатель ТИК Жарковского района Иванова Н. приняла участие в очередном заседании Консультативного совета.
игра «ВЫБОРЫ В ЛЕСУ»
Правовой статус наблюдателей при проведении выборов и референдумов
Кто такой наблюдатель?
В избирательном законодательстве наблюдатель определяется как гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.
Каковы цели наблюдения за выборами и референдумами?
Основные цели наблюдения за выборами и референдумами – контроль за соблюдением законодательства при проведении голосования и подсчете голосов, обеспечение открытости и гласности избирательного и референдумного процессов.
Кто вправе быть наблюдателем на выборах и референдумах?
Наблюдателем на выборах и референдумах может быть любой гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18-летнего возраста, не подпадающий под ограничения, установленные законодательством.
Кому запрещено быть наблюдателем?
Законодательством установлен ряд лиц, которым запрещено быть наблюдателями. В частности, не могут быть назначены наблюдателями:
- губернаторы;
- главы муниципальных образований;
- главы местных администраций;
- лица, находящиеся в непосредственном подчинении глав местных администраций;
- депутаты всех уровней;
- судьи;
- прокуроры;
- члены комиссий с правом решающего голоса.
Права и обязанности наблюдателей
В какой период наблюдатель вправе присутствовать в помещении избирательной комиссии?
Наблюдатель имеет право присутствовать в помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
В помещении иной комиссии наблюдатель вправе присутствовать в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.
Какие действия вправе совершать наблюдатель?
Наблюдателю принадлежат следующие права, связанные с осуществлением деятельности по наблюдению в избирательной комиссии:
- знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
- присутствовать при проведении участковой избирательной комиссией досрочного голосования;
- наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
- присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
- наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;
- наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;
- знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
- наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
- обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
- знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов;
- носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;
- обжаловать действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;
- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;
- производить фото- и видеосъемку в помещении для голосования.
Каким образом наблюдатель может осуществлять фото- и видеосъемку?
При осуществлении фото- и видеосъемки не должно допускаться вмешательство в деятельность избирательных комиссий, не должен нарушаться принцип тайны голосования (нельзя снимать заполненный избирателем бюллетень, места для тайного голосования), не должно нарушаться законодательство о персональных данных (не допускается съемка паспортных данных избирателей, списка избирателей).
Какие действия запрещено совершать наблюдателю?
Федеральным законодательством установлен ряд запретов к деятельности, осуществляемой наблюдателем в избирательной комиссии. В частности, наблюдателю запрещено:
- выдавать избирателям бюллетени;
- расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
- заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
- принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
- совершать действия, препятствующие работе комиссии;
- проводить агитацию среди избирателей;
- участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Какие гарантии деятельности наблюдателей предусмотрены избирательным законодательством?
Избирательным законодательством предусмотрен ряд норм, обеспечивающих возможность осуществления наблюдателями своей деятельности, в частности:
- наблюдателю должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;
- увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;
- помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей;
- председатель участковой избирательной комиссии обязан предложить наблюдателю присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования;
- участковая избирательная комиссия обязана обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями;
- по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования.
Какими могут быть последствия для наблюдателя, если он нарушает закон?
Наблюдатель, допустивший нарушение законодательства о выборах, референдуме может быть удален из помещения для голосования по мотивированному решению участковой или вышестоящей избирательной комиссии, принятому в письменной форме. Копия этого решения выдается наблюдателю. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают исполнение решения комиссии об удалении наблюдателя и принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральным законодательством.
Наблюдатель, нарушающий общественный порядок в помещении для голосования, удаляется из него сотрудниками органов внутренних дел, которые принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральным законодательством.
Какой порядок обжалования действий (бездействия), нарушающих избирательные права?
Наблюдатели вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.
Наблюдатель может обжаловать в избирательную комиссию процедурные нарушения в организации и проведении голосования, установлении его итогов, а также решения и действия комиссии, непосредственно нарушающие его права. Наблюдатель не вправе оспаривать решения и действия, затрагивающие права иных участников избирательного процесса (избирателей, кандидатов, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса).
Жалоба может быть устной и письменной.
Как правило, если наблюдатель обращается с устной жалобой на нарушения в порядке организации голосования или установления его итогов, председатель избирательной комиссии принимает меры к улаживанию конфликтной ситуации посредством разъяснения положений законодательства о выборах либо незамедлительного устранения (если это возможно) тех недостатков, на которые обращает внимание наблюдатель.
В случае если наблюдатель подаёт письменную жалобу, она подлежит регистрации в специальном реестре.
Все поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и в процессе установления его итогов жалобы должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования. При этом информация о количестве таких жалоб отражается в итоговом протоколе участковой комиссии, а сами жалобы и решения комиссии, принятые по результатам их рассмотрения, прилагаются к протоколу об итогах голосования.
Жалобы наблюдателей, поступившие в иные избирательные комиссии, связанные с проведением голосования, подсчётом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий, рассматриваются на итоговом заседании до подписания данной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов.
Копия решения избирательной комиссии, принятого по результатам рассмотрения жалобы, выдается наблюдателю. В последующем наблюдатель вправе обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд.
С какого возраста можно быть наблюдателем на выборах
Статья 36. Наблюдатели
1. Наблюдателей вправе назначить инициативная группа по проведению референдума, политические партии, иные общероссийские общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с федеральным законом, а также инициативные агитационные группы. В пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее межрегиональное, региональное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке. В пределах территории муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее местное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке.
2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий правом на участие в референдуме. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры.
3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, политической партией, иным общественным объединением. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии референдума, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. В случае направления наблюдателя инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой не требуется и проставление печати. Направление действительно при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
4. Указанное в части 3 настоящей статьи направление может быть предъявлено в участковую комиссию в любое время со дня ее первого заседания и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, в иную комиссию референдума — в период с начала голосования на участках референдума до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах референдума, в том числе о результатах повторного подсчета голосов участников референдума.
5. В каждую участковую комиссию инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа, политическая партия, иное общественное объединение могут назначить несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении участковой комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной инициативной группы по проведению референдума, одной инициативной агитационной группы, одной политической партии, одного иного общественного объединения.
6. Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списком участников референдума;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона;
3) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума, числа бюллетеней, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней, открепительных удостоверений, голосов участников референдума на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в бюллетенях отметки участников референдума;
6) визуально знакомиться при подсчете голосов участников референдума с любым заполненным или незаполненным бюллетенем; наблюдать за составлением комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона;
7) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;
8) знакомиться с протоколами комиссии референдума, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах референдума, получать от соответствующей комиссии референдума заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие комиссии референдума либо составленных этими комиссиями в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, в том числе копии списка лиц, присутствовавших при голосовании, либо изготавливать копии указанных протоколов и иных документов, при этом по требованию наблюдателя комиссия референдума обязана заверить указанные копии;
9) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой или иной комиссии референдума, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую комиссию референдума или в суд;
10) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях референдума;
11) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества. Если наблюдатель направлен инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой, это также может быть указано на нагрудном знаке. Если наблюдатель направлен политической партией, иным общественным объединением, на нагрудном знаке может быть указано наименование политической партии, иного общественного объединения.
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать участникам референдума бюллетени;
2) расписываться за участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня;
3) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней, проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса;
Прокурор разъясняет — Прокуратура Новгородской области
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наблюдателями не могут быть назначены
· выборные должностные лица,
· высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации),
· главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц,
· члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с законом.
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Новгородской областиПрокуратура Новгородской области
20 февраля 2020, 00:00
Кто не может быть наблюдателем?
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наблюдателями не могут быть назначены
· выборные должностные лица,
· высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации),
· главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц,
· члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с законом.
С какого возраста можно быть наблюдателем на выборах
Онлайн
трансляция
Обращение в редакцию
сетевого издания
Версия
для слабовидящих
Карта
сайтаСтатус наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голо-са, представителей средств массовой информации
При проведении выборов зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), избирательное объединение, зарегистрировавшее краевой список кандидатов, вправе назначить наблюдателей в каждую УИК, в том избирательном округе, в котором кандидат, кандидаты либо краевой список кандидатов зарегистрированы.
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), избирательное объединение, зарегистрировавшее краевой список кандидатов, не позднее, чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса. Наблюдатели могут осуществлять свою деятельность в том избирательном округе, в котором зарегистрирован назначивший их кандидат. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения.
В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, интересы которого представляет данный наблюдатель. Обращаем внимание, что доверенным лицом направление не выдается. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законом. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе (а в случае направления наблюдателя кандидатом, — проставление печати) не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Наблюдатель вправе представить избирательной комиссии номер своего контактного телефона, который должен быть зафиксирован в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования, результатах выборов.
Направление, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке. Установление иных, кроме указанных в Законах, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.
Наблюдатель не вправе:
— выдавать избирателям бюллетени;
— расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня;
— заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетень;
— предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
— принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней;
— препятствовать работе УИК;
— проводить агитацию среди избирателей;
— участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Наблюдатель вправе:
— находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;
— обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
— носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию, при этом величина и толщина шрифта, которым нанесена информация о фамилии, имени и отчестве зарегистрированного кандидата или наименовании избирательного объединения не может быть больше, чем у иной информации на нагрудном знаке;
— визуально знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
— наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
— присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
— наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;
— визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
— наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
— знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
— обжаловать в порядке, установленном законом, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд;
— присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
Осуществление указанных прав наблюдателем не должно приводить к приостановке процесса голосования, в том числе выдачи избирателям бюллетеней для голосования и осуществлению избирательных прав граждан, находящихся в помещении избирательного участка либо ожидающих прибытия к ним членов участковой избирательной комиссии, иных лиц, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования по поданным ими заявлениям.
Члены комиссии с правом совещательного голоса.
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе назначить по одному члену в каждую участковую избирательную комиссию с правом совещательного голоса.
Членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица:
— не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство;
— признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
— не достигшие возраста 18 лет;
— выборные должностные лица, а также главы местных администраций;
— судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;
— лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, — в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
— члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
Документы, подтверждающие полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса:
— письменное заявление от зарегистрированного кандидата;
— заявление гражданина о согласии быть членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса;
— паспорт или заменяющий его документ.
Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе:
— выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
— знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию), требовать заверения указанных копий;
— удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям;
— обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд;
— присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования;
— поставить свою подпись на мешках или коробках с запакованными избирательными бюллетенями после завершения подсчета голосов избирателей.
Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса не вправе:
— выдавать и подписывать бюллетени;
— участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
— составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов;
— участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;
— составлять протоколы об административных правонарушениях.
На заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации.
Документом, подтверждающим полномочия представителя СМИ, является редакционное и аккредитационное удостоверения, которое действительно при наличии паспорта или иного документа удостоверяющего личность. Срок действий аккредитационных удостоверений выданных на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации завершился 20 августа 2017 года.
В редакционном удостоверении, как правило, должна содержаться следующая информация:
— Ф.И.О. представителя СМИ;
— статус представителя СМИ;
— фотография представителя СМИ;
— указан срок действия редакционного удостоверения;
— подпись руководителя организации, выпускающей СМИ (или иного уполномоченного на то лица), заверенная печатью организации.
В случае отсутствия редакционного удостоверения представителем СМИ должен быть предъявлен иной документ, подписанный руководителем организации, выпускающей СМИ (или иным уполномоченным на то лицом), и заверенный печатью организации.
Если редакционное удостоверение либо иной документ представителя СМИ не имеет фотографии, то лицо, позиционирующее себя как представитель СМИ, обязано дополнительно предъявить паспорт или документ, его заменяющий.
Данные документы журналист, согласно пункту 9 статьи 49 Закона о СМИ, обязан предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию. Кроме этого, при возникновении спорных ситуаций, требуется сообщить контактные телефоны редакции СМИ.
Председатель избирательной комиссии либо по его поручению иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе проверить в редакции СМИ, выдавшей предъявленный документ, его достоверность и полномочия предъявителя.
Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, вправе:
1) присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей;
2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
3) находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку. При этом не допускается нарушение тайны голосования и контроль за волеизъявлением избирателей. Изображение гражданина не должно занимать большую часть снимка (экрана). Запрещается проводить съемку мест, предназначенных для заполнения бюллетеней. При съемке работы УИК со списком должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.
Представитель средства массовой информации не вправе:
— вести съемку списков избирателей, других избирательных документов, содержащих персональные данные избирателей, в результате которой эти данные могут быть несанкционированно использованы;
— нарушать тайну голосования;
— производить фото- и видеосъемку избирателей, требующих прекратить эти действия в отношении них;
— своими действиями препятствовать работе избирательных комиссий, а также вмешиваться в их деятельность.
Представители средств массовой информации не имеют полномочий наблюдателей.
Законодатель не ограничивает одновременное присутствие в помещении для голосования нескольких представителей одного СМИ.
- Регламент