3. Понятие и сущность местного самоуправления.
Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Сущность местного самоуправления обусловливает его трехаспектное конституционное значение:
оно является важнейшим институтом гражданского общества в Российской Федерации и в этом качестве – одной из основ конституционного строя;
это форма (сегмент) народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы;
местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности. Этим обусловлены богатство нормативно-правового содержания и сложный, многоструктурный характер институтов местного самоуправления в их конституционном и текущем законодательном оформлении.
Сущность местного самоуправления заключается в том, что данное объединение является средством улучшение качества жизни населения, направленное главным образом на решение вопросов местного значения. 4. Права граждан Российской Федерации на местное самоуправление. Обеспечение реализации прав граждан на местное самоуправление в постановлениях Конституционного Суда РФ.
Статья 3 Конституции. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ.
Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Установленные Конституцией и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
Граждане имеют право избирать и быть избранными в ОМСУ.
Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе.
Граждане имеют право обращаться в ОМСУ и к должностным лицам МСУ.
ОМСУ и должностные лица МСУ обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
формы прямого волеизъявления. Референдумы, сходы, обращения, выборы.
опосредованное участие. через выборные и иные органы.
Население даже по своей воле не вправе упразднять местное самоуправление. Конституционный Суд в Постановлении от 30 ноября 2000 г. указал, что как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан на осуществление МСУ возникает на основе Конституции и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования. Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции положения ряда законов Курской области, в которых предусматривалась возможность для населения посредством проведения референдума отказаться от реализации права на организацию местного самоуправления. 5. Местное самоуправление в системе народовластия.
Местное самоуправление играет важную роль в системе определенных форм реализации принадлежащей народу власти, единственным источником которой народ и является. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Самостоятельный характер реализации власти народа органами местного самоуправления обусловлен также и положениями ст. 12 Конституции РФ о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Концептуальные положения гл. 1 Конституции РФ о народовластии и роли в нем местного самоуправления нашли свое отражение в Законе об общих принципах организации местного самоуправления.
Если раньше к публичному праву относили преимущественно вопросы государственной власти, отношения граждан и государственной администрации, то сейчас публичное право охватывает и другие сферы, в том числе местное самоуправление. Нередко местное самоуправление характеризуется как «муниципальная публичная власть». Муниципальная власть и власть государственная — формы публичной власти, власти народа.
Особенности МСУ как формы народовластия
самостоятельный институт публичной власти
Наличие особого уровня управления, ограниченного территориями муниципальных образований
Правовая возможность самостоятельного решения населением вопросов, в сфере ведения МО в формах непосредственной демократии
Реализация выборного начала при замещении муниципальных должностей и формировании ОМСУ
Учет исторических и иных местных традиций при организации и осуществлении МСУ
Положение ст. 12 Конституции РФ о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти не означает, что они совершенно независимы друг от друга. Возможность наделения законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, а также право органов государственной власти в соответствии с законом осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления являются свидетельством того, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не только не обособляются, но и тесно взаимодействуют друг с другом.
Власть местного самоуправления самостоятельна как форма публичной власти, но не самодостаточна и нуждается в существенной поддержке со стороны государственной власти. Органы государственной власти обеспечивают защиту прав местного самоуправления. При этом государственные органы, должностные лица, предприятия, учреждения и организации, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать права местного самоуправления. 6. Конституционно-правовые основы местного самоуправления.
Статья 3 Конституции. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ.
Статья 12. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Понятие « М . о — комплексное многообразное социально-политическое явление. Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое и правовое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, а также в местном самоуправлении. Оно признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации в ст. 3, 12, 130—133 и др. Как одна из основ конституционного строя РФ, М.с. представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического правления в России. В соответствии со ст. 12 Конституции органы М.с. не входят в систему органов государственной власти и, следовательно, не могут рассматриваться как структурные подразделения государственной системы управления. Однако это не означает, что М.с. — это лишь область гражданской самостоятельности и общественной активности граждан, институт гражданского общества. По существу, это целостная система общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, с его конституционным правом самостоятельно решать вопросы местного значения, вопросы устройства и ф у н к ц и о н и р о в а н и я м е с т н о й ( м у н и ц и п а л ь ной) власти на основе федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и собственных уставов муниципальных образований. М.с. — особый, специфический уровень власти. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: непосредственно (те. путем референдума, выборов); через органы государственной власти и органы М.с. Таким образом, М.с. — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Определение, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » 1995. Статья 2 этого Закона гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие М.с. в системе народовластия. 1) Прежде всего субъектом права М.с. признается местное население. Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление М.с. Это право оно может реализовать путем образования самостоятельного муниципального образования, а также через другие формы, к которым относится прежде всего территориальное общественное самоуправление (самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения). 2) М.с. имеет свой объект управления: вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных л и ц М . с , в пределах их полномочий по вопросам местного значения, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно- правовых форм, а также самими органами М.с. и гражданами. 3) М.с. занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Хотя его органы не являются основной частью государственного механизма управления, местное управление и государственная власть в РФ тесно взаимосвязаны — у них единый источник: власть народа. М.с. (муниципальная власть) и власть государственная — это формы публичной власти, власти народа. Значительная часть публично-властной деятельности М.с. — это решение вопросов, на которые государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы М.с. в соответствии со ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Вместе с тем запрещается осуществление М.с. органами государственной власти и государственными должностными лицами, а также образование ими органов М . с , назначение его должностных лиц. 4) Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность М.с. как формы организации местной (муниципальной) власти, — самостоятельность, гарантируемая государством (ст. 12 Конституции РФ). Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности М . с , его органов в системе управления обществом и государством, в праве населения самостоятельно определять структуру его органов. Важным проявлением самостоятельности М.с. и ее гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций М.с. 5) Важнейшим признаком М . с , отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований, прежде всего и главным образом ответственность его органов и должностных л и ц перед населением, государством, а также физическими и юридическими лицами. Формы ответственности за издание противоправных нормативных актов установлены законом 2000 г. М.с. как система общественных отношений, связанных с осуществлением населением права на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, выступает предметом регулирования муниципального права. Лит:. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997. В.И. Фадеев . смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
(МСУ)в РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через избираемые им органы (органы местного . смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
одна из форм непосредственного народовластия, саморегулирующееся общественное устройство, позволяющее территориальным образованиям решать вопросы местного значения без привлечения органов центральной власти. Во всем мире местное самоуправление считается важным элементом устройства общества. Местное самоуправление имеет давнюю историю и возникло вместе с появлением городов. Большинство городовполисов Древней Греции были самоуправляемыми, все вопросы решали городские собрания. В средневековой Европе, где крупные города были как правило резиденциями епископов, княжеская и королевская власть весьма ограниченно распространялась на порядок жизни горожан. В наше время принятая в объединенной Европе Хартия местного самоуправления гарантирует не только сохранность существующих органов местного самоуправления в условиях стандартизации законов европейских стран, но также обеспечивает этим органам достаточную свободу в принятии решений, находящихся вне компетенции органов центральной власти. В США роль местного самоуправления столь велика, что в их компетенцию входят ряд полицейских и даже законотворческих функций. В России история местного самоуправления начинается почти с самого момента ее зарождения. Не только Великий Новгород, но и многие другие, малые города, управлялись народными собраниями — Вече. Позже местное самоуправление осуществлялось в приграничных и колонизируемых территориях, прежде всего в казацких общинах и дружинах. Особенное значение в жизни дореволюционной России местное самоуправление получило в конце XIX в. с введением института земства, ведавшего такими важными социальными функциями как медицина, образование и т. п. После Октябрьской революции местному самоуправлению была отведена декоративно-декларативная роль, в реальности все сколько-нибудь важные решения принимались централизованно либо по жесткой схеме, не дающей возможности для принятия собственного решения. Конституция Российской Федерации 1993 г. вернула органам местного самоуправления дореволюционное значение, определив, что они не входят в систему государственных учреждений. Исходя из положений Основного Закона РФ, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, с учетом сложившихся традиций, соображений целесообразности и т. д. Экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность — собственность городских и сельских поселений и других муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, принимают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления в РФ могут осуществлять и некоторые функции государственных органов. В этом случае государство обеспечивает необходимое финансирование органов местного самоуправления и осуществляет контроль этой части их деятельности. Конституция РФ запрещает органам субъектов федерации или иным государственным органам ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами. Однако следует признать, что современное местное самоуправление в России едва ли реализует и половину своих функциональных возможностей. Дело в том, что в основе эффективного функционирования органов местного самоуправления лежит творческая инициатива местного населения, дефицит которого наблюдается в нашей стране. В то же время, пользуясь бесконтрольностью, многие мэры российских городов стали фигурантами многочисленных уголовных дел. Хищения, злоупотребления и проч. стали нормой. В этой связи, начиная, с 2006 г., в стране начала осуществляться реформа местного самоуправления, которая, с одной стороны, призвана увеличить степень ответственности органов власти местного самоуправления как перед народом, так и перед государством, а с другой стороны, пробудить инициативу широких слоев населения. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность граждан по решению непосредственно или через . смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. См. Территория муниципального образования. К основным вопросам местного значения относятся местное нормотворчество и контроль за реализацией законодательства на местном уровне; вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; местный бюджет; местное налогооблажение; вопросы комплексного социально-экономического развития территории и другие. Самостоятельность предполагает инициативное участие населения в решении вопросов местного значения, как непосредственно (путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, собраниях граждан и других формах прямой демократии), так и через формируемые органы местного самоуправления. См. Демократия прямая и представительная, Муниципальные выборы, Референдум местный, Органы местного самоуправления. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14) закрепляет обязательность наличия и формирования в каждом муниципальном образовании выборного органа. См. Выборный орган. Свобода действий (самостоятельность) населения в решении вопросов местного значения корреспондируется с ответственностью. Государство, гарантируя самостоятельность, возлагает на население и ответственность за последствия своих действий, за социально-экономическое развитие соответствующих муниципальных образований. Местное самоуправление как одна из форм народовластия признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. В качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации устанавливается самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Конституция России содержит положения о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Законодательную основу местного самоуправления составляют принятые в соответствии с конституционными положениями Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", иные федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" каждое муниципальное образование должно иметь свой устав — основной правовой документ в нормативно-правовой системе местного самоуправления. См. Устав муниципального образования. . смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через . смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Местное самоуправление ответственно за оказание ряда услуг населению какой-то части страны. Спектр деятельности местных органов самоуправления и степень их автономии могут быть самыми различными. Во многих западноевропейских и скандинавских странах формирование органов местного самоуправления регулируется нормами конституции, а в Соединенных Штатах — конституциями штатов. В таких странах, как Франция, Италия, Швеция и Дания, местное самоуправление обладает общей юрисдикцией, то есть наделено правом выполнения любых функций, кроме тех, что прямо запрещены законодательством страны. В Великобритании и Ирландии местное самоуправление не имеет конституционного статуса, его деятельность регулируется законодательством, и осуществлять оно может только те функции, которые предписаны принятыми парламентом законами. Такая ситуация существенно ограничивает автономию местного самоуправления в этих странах, хотя благодаря существующему в Великобритании дискреционному[4] праву оно все же обладает определенной свободой действий и инициатив. Местное самоуправление выполняет в либерально-демократических политических системах ряд важных функций. Оно обеспечивает более широкое участие граждан в политической жизни, предоставляя возможность голосовать на местных выборах и претендовать на должности в органах местной власти. Органы местного самоуправления могут действовать как группы интересов, доводя до более высоких уровней власти потребности своих регионов и обеспечивая внимание к ним. Они же служат эффективным инструментом оказания коммунальных и других общественных услуг на своей территории. Выборный механизм формирования местного самоуправления является ключевым фактором отзывчивости и оперативности их действий в решении местных проблем. Во многих странах местное самоуправление играет роль стартовой площадки для политиков, которые впоследствии занимают более высокие государственные посты. Оно же может быть связующим звеном между местными жителями и общенациональными лидерами. Последнее особенно характерно для Франции, где политики национального уровня иногда занимают также посты в органах местного самоуправления, тем самым обеспечивая себе мощную базу электоральной поддержки на местах. См. также статьи «Внепарламентская политическая деятельность», «Выборы», «Группы интересов», «Конституция», «Либеральная демократия», «Подотчетность», «Политическое участие», «Федеративная система правления». смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
сложный по природе, многообразный по формам социально-управленческий феномен, оказывающий огромное влияние на общественное развитие и формирование гражданского общества. Основные теоретические положения о его природе и сущности, во многом сохранившие актуальность и сегодня, выдвинуты в первой половине X I X в. в трудах Токвиля, Гнейста, Лабанда, Штейна и других немецких ученых. Однако еще в 1790 г. французом Турэ в докладе по законопроекту о реформе местного управления в Национальном собрании Франции сформулированы два тезиса: понятие о собственно общинных делах, присущих по своей природе муниципальному управлению, и понятие о делах государственных, которые передаются им органам местного самоуправления. В России развитию местного самоуправления дали толчок земская (1864) и городская (1870) реформы Александра I I , хотя зачатки просматривались и ранее (опыт вече Новгорода, попытки Петра преобразовать российскую жизнь по западноевропейскому образцу и создание земских изб и т.д.). Земские учреждения были сформированы во всех российских губерниях в период с 1865 по 1867 г. В Европейской хартии местное самоуправление трактуется как право и реальная способность управлять делами на месте под свою ответственность и в интересах местного населения, решая назревшие социальные, экологические, политические и иные проблемы жизнеобеспечения соответствующих территорий. Экономическую основу местного самоуправления составляют определяемые законом налоговые отчисления и объекты муниципальной собственности. Не следует путать местное самоуправление с общественным самоуправлением (различные общественные организации, комитеты, инициативные группы и др.), так как оно является обязательным, законодательно закрепленным элементом системы государственного управления. К настоящему времени эффективная система местного самоуправления пока не создана ни в одной из стран на постсоветском пространстве, что затрудняет развитие демократии, формирование гражданского общества, решение социальных проблем населения [83, 98, 102]. . смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
реализуемое на практике право населения, проживающего на соответствующей территории, самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы М. с. М. с. организуется в городских и сельских поселениях. В каждой стране существует свое название территорий, на которых организуется М. с. Всем гражданам предоставляются равные права на осуществление М. с. как непосредственно, так и через своих представителей, право на равный доступ к муниципальной службе, право избирать и быть избранным в органы М. с. В рамках М. с. решаются следующие задачи: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; формирование и использование местного бюджета; установление местных налогов и сборов; содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; содержание и развитие учреждений муниципального образования, здравоохранения; благоустройство территорий; охрана общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; организация транспортного обслуживания населения; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения и др. Для решения перечисленных задач в каждом муниципальном образовании создаются органы М. с. К ним относятся выборные представительные органы, а также органы местной администрации. Наименование этих органов, регламент их работы определяются уставами муниципальных образований. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
— в РФ — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций: управление собственными делами в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах. Органы М.с. не входят в систему органов государственной власти. Органами М.с. в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются: собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т.п.), глава М.с. (глава администрации, мэр, староста и т.д.). В городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек М.с. может осуществляться непосредственно через собрания, сходы и выборным главой М.с., который периодически отчитывается перед собранием, сходом. В более крупных населенных пунктах выборными органами являются собрание представителей и глава М.с. (глава администрации). В районах органом М.с. является глава администрации района, в сельсоветах — глава администрации сельсовета М.с. и его органы обособлены от органов государства, которые освобождаются от части своих полномочий и передают их в ведение органов самоуправления, действующих автономно. Оно осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.<br>. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций: управление собственными делами в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах. Органы М.с. не входят в систему органов государственной власти. Органами М.с. в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются: собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т.п.), глава М.с. (глава администрации, мэр, староста и т.д.). В городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек М.с. может осуществляться непосредственно через собрания, сходы и выборным главой М.с., который периодически отчитывается перед собранием, сходом. В более крупных населенных пунктах выборными органами являются собрание представителей и глава М.с. (глава администрации). В районах органом М.с. является глава администрации района, в сельсоветах глава администрации сельсовета М.с. и его органы обособлены от органов государства, которые освобождаются от части своих полномочий и передают их в ведение органов самоуправления, действующих автономно. Оно осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность граждан по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения. М.с. как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя РФ (ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г.). М.с. осуществляется населением через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты и т.д.), соответствующие органы управления (местную администрацию), местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления. Органы М.с., как правило, не входят в систему органов государственной власти (в т.ч. в РФ). Согласно ст. 131 Конституции РФ М.с. осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; структуру органов М.с. население определяет самостоятельно. Органы М.с. могут наделяться рядом государственных полномочий, реализация которых подконтрольна центру.<br><br><br>. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность граждан по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения. М.с. как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя РФ (ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г.). М.с. осуществляется населением через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты и т.д.), соответствующие органы управления (местную администрацию), местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления. Органы М.с., как правило, не входят в систему органов государственной власти (в т.ч. в РФ). Согласно ст. 131 Конституции РФ М.с. осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; структуру органов М.с. население определяет самостоятельно. Органы М.с. могут наделяться рядом государственных полномочий, реализация которых подконтрольна центру.<br>. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
гарантированное законом право территориальных общностей граждан и органов, которые они избирают, самостоятельно, под свою ответственность решать все вопросы местного значения, действуя в рамках закона и исходя из интересов населения. Местное самоуправление предполагает децентрализацию управления, обеспечивающую автономию нижестоящих административных единиц по отношению к центру, выборность должностных лиц, в том числе право их отзыва избирателями, широкое непосредственное участие граждан в управлении с помощью общественных советов, комиссий, референдумов, опросов и других форм прямой, непосредственной формы народовластия. В каждом государстве независимо от его устройства, исторических, национальных и иных особенностей местное самоуправление имеет специфическую правовую форму. В данное время идеи о местном самоуправлении нашли воплощение во Всеобщей декларации о местном самоуправлении и Европейской хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. . смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
одна из форм управления в гражданском демократическом обществе. В криминально-коррумпированных государствах — хорошо организованная (на принципах местного самоуправления) группировка, занимающаяся, как правило, «бизнесом» на государственных ресурсах. В отличие от центральной государственной власти специализируется преимущественно на «поддержки» малого и среднего бизнеса. «Честные» руководители органов власти непосредственно не берут взяток. Исполнительная власть выполняет роль «крыши» для специализированных «фирм» (банд), осуществляющих государственный рэкет в обрасти малого и среднего бизнеса и незаконную продажу всевозможных разрешений. Взятки (за архитектурные, земельные, пожарные, санитарные, экологические и прочие разрешения ) составляют прибыль «фирмы», распределяемую согласно статусных коммуникаций. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.<br><p itemprop="source">Словарь бизнес-терминов.<span itemprop="author">Академик.ру</span>.<span itemprop="source-date">2001</span>.</span></em></p>. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Местное самоуправление Местное самоуправление — в РФ — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятел. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
управление всей совокупностью дел, отнесенных к компетенции местных органов власти, с помощью избранных населением органов власти и управления. Органы местного самоуправления обладают полной свободой действий в пределах своей компетенции. К его основным функциям относятся совокупность административно-хозяйственных вопросов, затрагивающих проблемы жизнеобеспечения соответствующих территорий, решения назревших социальных, экологических, политических и иных проблем. Экономическую основу местного самоуправления составляют определяемые законом налоговые отчисления и объекты муниципальной собственности. [Социологическая энциклопедия / Рук. д.полит.н. Г.Ю. Семигин. -М.: Мысль, 2003.-С. 621]. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
". 2. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией . смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
категория конституционного и муниципального права. МСУ является элементом конституционного строя РФ и одной из форм осуществления власти народа. Соглас. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
право местного населения на основе законов реализовать общие интересы самостоятельно и под свою ответственность. Органы местной власти инициируют общественные работы в области социально-бытовых условий, благоустройства, коммунального хозяйства за счет коллективных средств сообщества — налогов, различных сборов, платежей. Экономическим условием местного самоуправления является муниципальная собственность. В ее состав входят средства муниципального бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов МС, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. . смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе конституции и законов данного государства. Осуществляется населением через представительные органы власти, соответствующие органы управления, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения. . смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
– система организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции и законов государства. Осуществляется населением в городских и сельских поселениях через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты), соответствующие органы управления (местную администрацию), местные референдумы и пр., а также органы территориального общественного самоуправления населения. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
local selfgoverning) — в Российской Федерации признаваемая и гарантируемая Конституцией федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. М.с. как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Органы М.с. не входят в систему органов государственной власти. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
решение вопросов местного значения в рамках административно-территориальных единиц с помощью организации представительных органов, не зависящих от государственной власти. смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
local self-government* * *local self-government
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
local self-government* * *local self-government
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
жергілікті өзін-өзі басқару
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
самостоятельная инициативная деятельность местных сообществ по решению вопросов местного значения. М.с. это такая признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации населения (местного сообщества), которая, исключая управление *сверху*, позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, обеспечивать владение, пользование муниципальной собственностью и ее распределение исходя из своих интересов, т.е. потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом. К наиболее существенным признакам, характеризующим природу М.с. в РФ, следует отнести следующие: 1. М.с. есть форма выражения власти народа РФ и одна из основ конституционного строя. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, М.с. обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому М.с. является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. Признание М.с. в качестве одного из конституционных принципов организации и осуществления власти предполагает учреждение независимой от органов государственной власти децентрализованной системы управления, закрепление демократических основ взаимоотношений центра и мест, центральных и местных органов власти. Очевидно, что для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных (РФ и субъектов РФ) и местных, т.е. общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных интересов и призвано играть М.с. Особую роль играет М.с. в становлении гражданского общества в России, являясь одновременно и механизмом формирования такого общества, и его неотъемлемой составной частью. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления народовластия. 2. М.с. в РФ это право каждого гражданина на осуществление М.с. и право населения (местного сообщества) на самостоятельное решение местных дел. Участие граждан в осуществлении М.с. гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы М.с, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы М.с, обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов М.с., самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы М.с, так и путем прямого волеизъявления), самостоятельно определять структуру органов М.с. Признавая это право, государство признает самостоятельность М.с. в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. В соответствии с Конституцией РФ М.с. самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы М.с. не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции). Государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения относятся к основам конституционного строя РФ и направлены на обеспечение политической и правовой стабильности положения М.с. в системе публичной власти. В соответствии с Конституцией и Федеральным законом от 28 августа 1995 г. *Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации* граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы М.с, имеют равный доступ к муниципальной службе, вправе обращаться в эти органы и к их должностным лицам, а последние обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с соответствующими документами и материалами, затрагивающими права и свободы человека и гражданина. М.с. есть форма, способ организации и осуществления населением власти на местах, при этом такая власть осуществляется как непосредственно самим населением (посредством участия в муниципальных выборах, в местных референдумах, в собраниях или сходах, в реализации народной правотворческой инициативы, через обращения граждан, разнообразные формы территориального общественного самоуправления), так и опосредованно, через выборные и иные органы. Таким образом, М.с. представляет собой определенную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих институтов власти, обеспечивающих конституционное право каждого гражданина на М.с. Через институты местного самоуправления граждане непосредственно включаются в систему демократии. М.с. в РФ есть деятельность, которая исходит из интересов населения и обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Тем самым организация и деятельность М.с. в РФ в полной мере способны отобразить местную природно-географическую и экономическую специфику, уклад жизни людей (местного сообщества), их общение, язык, культуру. В то же время М.с. в РФ позволяет оптимизировать использование общенациональных ресурсов. Местные сообщества способны решать свои проблемы в наиболее эффективных формах с учетом конкретных условий каждой отдельной территории. Поэтому реально действующее М.с. в РФ позволяет государственной власти сконцентрироваться на решении проблем федерального и регионального уровня, способствует повышению эффективности государственного управления. М.с. в РФ характеризуется присущими ему атрибутами: наличие определенной территории, населения, выборных органов власти и форм непосредственного участия населения в М.с., местных финансов (муниципальной собственности, муниципального бюджета, местных налогов и сборов), муниципальных нормативных актов. Правовая основа организации и деятельности (правовая оформленность), система М.с., компетенция его органов, границы осуществления и гарантии деятельности определяются законом. (В.Ч.). смотреть
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: НАРОДОВЛАСТИЕ И ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»
Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андреева Ольга Александровна
В статье показано, что реформирование местного самоуправления является фактором, обеспечивающим стабилизацию общественной жизни и непосредственное народовластие, с одной стороны, а с другой, будучи формой публичной власти , становится посредником между государством и гражданами. Защищая и выражая интересы муниципальных территорий, местное самоуправление может стать механизмом коррекции управленческой системы в целом, оберегая ее от стагнации и застоя. В результате установлено, что в системе общественных отношений народовластие является формой самоуправления в рамках публичного коллектива, особенность муниципальной власти в том, что она определяет сущность местного самоуправления .
Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Андреева Ольга Александровна
Текст научной работы на тему «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: НАРОДОВЛАСТИЕ И ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ»
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Доктор философских наук Профессор кафедры теории и истории государства и права ЧОУВО ТИУиЭ, г. Таганрог
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: НАРОДОВЛАСТИЕ
И ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ
В статье показано, что реформирование местного самоуправления является фактором, обеспечивающим стабилизацию общественной жизни и непосредственное народовластие, с одной стороны, а с другой, будучи формой публичной власти, становится посредником между государством и гражданами. Защищая и выражая интересы муниципальных территорий, местное самоуправление
Власть, местное самоуправление, публичная власть, гражданское общество, представительная власть.
Тематический рубрикатор e-Library: 10.16.03.
Местное самоуправление является естественной формой самоорганизации населения, звеном публичной власти, наиболее приближенным к нему, его цель — обеспечение устойчивого демократического развития всей системы общественных отношений в процессе формирования самоуправленческих начал гражданского общества. Такой подход позволяет в рамках реализации основных положений Конституции РФ, национальных проектов и программ определить конкретные цели и задачи его реформирования на основе принципов демократии и правового государства. Без их реализации на практике любой режим, где эти принципы провозглашаются, но не обязательно реализуются, можно называть правовым формально. Диалектика общественных отношений не определяется размышлениями или простым наблюдением, она предполагает выполнение определенных условий поиска социальных и правовых механизмов привлечения населения к диалогу с публичной властью на любом ее уровне с учетом сложившихся интересов.
Социальные и правовые науки являются продуктом сложной человеческой деятельности по формированию когнитивных систем коммуникационных и управленческих процессов, состоящих из конкретных операций по управлению социумом, административными структурами, необходимыми для получения общезначимого результата или общественной поддержки. А.А. Уваров отмечает, что «. местное самоуправление, по своей природе как публичная власть, в наибольшей степени приближено к интересам и потребностям местного населения» [1, с.38]. Поэтому процессы демократизации общественной жизни берут начало от местного уровня, так как здесь
может стать механизмом коррекции управленческой системы в целом, оберегая ее от стагнации и застоя. В результате установлено, что в системе общественных отношений народовластие является формой самоуправления в рамках публичного коллектива, особенность муниципальной власти в том, что она определяет сущность местного самоуправления.
право, государство, управление, муниципальное право,
протекает повседневная жизнь людей, решаются вопросы, связанные с обеспечением их жизнедеятельности, реализуются права и свободы и т.д., что является формой активного взаимодействия человека с социальной средой.
Исследование института местного самоуправления, его отдельных аспектов с различных теоретико-правовых позиций позволяет определить предмет и метод анализа прогностических проектов его реформирования в системе публичной власти и народовластия. Власть народа является формой самоуправления в рамках публичного коллектива. Особенность муниципальной власти заключается в том, что она есть сущность местного самоуправления. Эффективность представительной власти на местном уровне во многом определяется развитием форм прямой демократии, действующих в пределах своих компетенций. Этим достигается эшелонирование публичной власти, когда каждый его уровень соответствует определенной общественной структуре, имеет свою специфику, цели, задачи, что в результате определяет результативность всей системы управления и самоуправления. В то же время невозможно обойти трудности, возникающие на пути концептуализации идеи местного самоуправления как формы народовластия, её конституционного замысла и достижения соответствия принципам Европейской Хартии местного самоуправления. Реальное состояние муниципальных образований в РФ показывает, что они пока еще не обладают ни теоретическими, ни материальными ресурсами, необходимыми для выполнения функций, возлагаемых на них законом. В условиях, когда нет четкой концепции народовластия, муниципальные органы не могут без помощи государства обеспечи-
вать даже минимальный уровень социальной и правовой защиты граждан, содержание образовательной и культурной сфер, создание местной нормативной правовой базы и так далее.
Согласно Конституции РФ, местное самоуправление является способом реализации принципа народовластия в тех формах, которые установлены правовой базой государства. Как элемент структуры гражданского общества, оно базируется на принципах демократии, а как форма народовластия означает качественный скачок в реализации суверенитета народа. Анализ основных положений Конституции РФ помогает наметить конкретные цели и задачи совершенствования местного самоуправления. Так, например, поправка к ст. 132 Конституции РФ устанавливает, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории» [2]. Таким образом, одной из целей местного самоуправления становится достижение социального консенсуса, главным принципом которого является справедливость как равенство людей не только перед законом, устанавливающим неравенство, но и в мире социальных ценностей.
Для реализации возможностей, заложенных в формуле местного самоуправления, предстоит еще большая нормотворческая работа как на государственном, так и на муниципальном уровнях. Сюда относятся вопросы организации местного самоуправления, разделение предметов ведения с другими властными структурами, формирование местных бюджетов и т.д. Используя институты гражданского общества, органы местной власти могут в большей мере реализовывать субъективное право граждан на участие в публичной власти. В то же время полное самоуправление не может быть конституционной целью, поскольку в таком случае невозможно разграничить его с анархией. П.А. Кропоткин — теоретик российского анархизма последней четверти XIX -начала XX в. считал, что свободное развитие личности гражданина будет связано с местным самоуправлением, так как «. политический переворот . не ограничивается одним усилением власти парламента. Рядом с расширением политических прав народа расширяются права местного самоуправления, особенно в главном его органе — сельском приходе» [3, с. 741]. Напомним, что местное самоуправление воспринималось Кропоткиным как проявление на практике принципа взаимопомощи, совместной деятельности людей с целью достижения всеобщего благосостояния, поэтому он относил его к прогрессивным явлениям.
Как в прошлом, так и в настоящее время концепции местного самоуправления носят дискуссионный характер, поскольку вопросы теории иногда подменяются анализом его места в системе публичной власти, компетенций муниципальных структур и т.д., что, в общем, обедняет прогностическую функцию
таких исследований1. Наука местного самоуправления занимается не только пересмотром традиционных теорий или формированием новых методологических подходов, ее задача — анализ интерпретаций института местного самоуправления в условиях социальных трансформаций, что позволяет, с одной стороны, выявлять их причины, а с другой — обеспечить его эффективность. В первом случае подразумевается методология науки местного самоуправления, а во втором — метод, с помощью которого обосновывается необходимость формирования концепта местного самоуправления и его дальнейшая реализация в практической деятельности. Системно-структурный и функциональный анализ механизмов преодоления противоречий во взаимоотношениях государства и местного самоуправления позволяет получить достоверные знания об истории их взаимоотношений, влиянии на них экономического, социального, культурного развития. Использование в этом процессе методик частных наук приводит к фрагментарности его теоретической репрезентации и, как следствие, к аберрации сущности местного самоуправления в теоретико-правовой рефлексии, что в результате обедняет теоретические исследования.
Разрабатывая стратегию деятельности местной власти, условно от нее не зависимой, государственная власть на основе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 [4] получила право отстаивать, прежде всего, свои интересы. Например, в ст. 74 установлено право высшего должностного лица субъекта РФ освобождать от должности глав муниципальных образований и местных администраций в указанных в законе случаях. Статья 48 допускает отмену муниципальных правовых актов органами государственной власти, которые в иных случаях могут быть отменены только в судебном порядке, и т.д. Кроме того, победа на муниципальных выборах большинства представителей правящей партии позволяет им проводить политику государства, демонстрируя единство с государственной властью. В то же время наблюдается активность населения муниципальных образований в общественно-политической жизни, о чем свидетельствует тот факт, что постепенно в большинстве регионов массовая поддержка различных политических программ или лидеров приобретает решающее значение в процессе их предвыборной конкуренции.
Опыт европейского местного самоуправления представляет собой пеструю конгломерацию исторических форм, дополненных поправками на соответствие Европейской Хартии местного самоуправления. Европейская позиция по вопросам местного самоуправления не отличается строгостью логичес-
1 См.: Чичерин Б. Н. Курс государственной науки: Общее государственное право. М., 1894; Васильчиков А. И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений: в 3 т. СПб., 1872; Градовский А. Д. Переустройство нашего местного управления: собр. соч.: в 9 т. СПб., 1899; Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1909. Т. 2 и др.
ких построений, ей присущи аморфность и неопределенность в отношении дефиниций ключевых понятий, как, например, понятие «под свою ответственность», которое имеет различные трактовки. А.В. Русанов, рассуждая о соотношении политической и юридической ответственности, пишет, что «содержательные плоскости понятий политической и юридической ответственности не параллельны, они переплетаются, проникая друг в друга» [5, с.337]. Поэтому при формировании принципов местного самоуправления необходимы более точные их формулировки, соответствующие тексту ст.130 Конституции РФ, определяющей объем властных полномочий муниципальных образований. Без самостоятельности решения населением вопросов местного значения самоуправление теряет практический смысл. Впрочем, неясность описательных средств можно объяснить неразвитостью общих принципов местного самоуправления.
Реформирование местного самоуправления в РФ не должно копировать советских или западных его моделей в силу исторических, культурных и иных различий, но учитывать его тесную связь с федеральным характером государства, его историческими, культурными, национальными и межконфессиональными особенностями. Местное самоуправление не имеет властной вертикали, и в этом его главное отличие от государственного управления, местные власти могут устанавливать неформальные взаимосвязи как внутри, так и между самоуправляющимися территориями, создавать совместные проекты в сферах своих компетенций, что укрепляет их единство и права граждан на него.
Информационно -коммуникационные технологии расширили возможности воздействия жителей муниципальных образований на местную власть, принятие ею решений, приносящих наибольшую пользу для населения и развития инфраструктуры территории в целом. Такое взаимодействие становится прообразом организации системы публичной власти, которая вынуждена обеспечивать свое функционирование посредством предоставления гражданскому обществу возможностей и информации с целью взаимодействия, с одной стороны, а с другой — влияния на результаты управленческой деятельности. Открытость и доступность информации о деятельности органов публичной власти, процедурах принятия решений позволяет сбалансировать общественное развитие в процессе поиска новых жизнеспособных объединений граждан, что представляется необходимой частью реформы местного самоуправления, более того, без них реформа может пойти по бюрократическому пути.
На уровне местных поселений пока еще не так много связующих звеньев и возможностей для коллективного волеизъявления населения, принятия им самостоятельно ответственных решений. Большинство реформ местного самоуправления ориентировано на развитие общественных инициатив граждан, но такого типа неформальных общественных объединений очень мало, чаще они отсутствуют вообще. Рассуждая о проблемах гражданского участия, Санан Салех оглы Гамидов отмечает, что «на
уровне муниципального образования гражданское участие включает в себя взаимодействие институтов гражданского общества и органов местной власти» [6, с. 4]. Поэтому рост общественных инициатив через посредство объединения граждан, использование информационно-коммуникационных и других технологий может создать большие возможности для реализации принципа гражданского участия. Привлекаемые к сотрудничеству с местной властью общественные организации зачастую ограничивают свою деятельность участием в официальных мероприятиях, тогда как должны заниматься вопросами сплочения поселенческих сообществ.
Ряд нерешенных проблем, вызванных экономическими и другими трудностями, неполнота законодательного регулирования, а главное, отсутствие четкого разграничения компетенций между федеральными, муниципальными и региональными органами власти приводят к разногласиям и конфликтам между ними при разделении ответственности по социальным обязательствам государства. Вопреки существующему мнению, государство не уходит от их решения, передавая на местный уровень с соответствующим финансовым обеспечением, а в необходимых случаях и с прямой финансовой помощью местной власти. В конечном счете это позволяет в большей мере реализовывать конституционное право граждан на участие в публичной власти как в непосредственной форме, так и через институты гражданского общества. Создание общественных организаций, кроме политических целей, направлено на расширение участия населения в реализации принципа народовластия не только на федеральном, но и на местном уровне.
Нравственная оценка населением местной власти в муниципальном образовании зависит от гражданской позиции, которая побуждает его участвовать во власти как непосредственно, так и посредством делегирования ей полномочий. В процессе формирования местной власти могут возникать ситуации, когда от позиции гражданского общества зависит полученный в ходе выборов результат. В такой практике иногда возникают парадоксальные ситуации, когда электоральные предпочтения ставят дилемму выбора между долгом и интересом. Не исключены ситуации, когда «цель оправдывает средства», а личные интересы становятся важнее общественных. В таком случае появляются вопросы: может ли гражданская позиция быть источником принятия управленческих решений, могут ли эти решения стать основой построения отношений между гражданским обществом и властью. Если да, то может ли население рассматривать себя в качестве соучастника процесса формирования властных отношений, что становится неоднозначным, когда результаты выборов представляют угрозу существованию сложившихся стабильности и правопорядка.
Для человека ценность местного самоуправления связана, прежде всего, с его личностным выбором, от которого зависят электоральные предпочтения, поэтому проблема позитивного образа публичной власти местного уровня заключается в общем смысле в формировании духовно-нравственного простран-
ства современного социума. В условиях рыночной экономики интересы местного самоуправления могут носить сублимированный характер, делающий их общественную природу объектом манипуляций со стороны властвующих элит. В такие периоды местное самоуправление становится фактором, обеспечивающим стабилизацию общественной жизни и непосредственное народовластие, с одной стороны, а с другой — формой публичной власти и посредником между государством и гражданами. Защищая и выражая интересы муниципальных территорий, оно становится механизмом коррекции управленческой системы в целом, оберегая ее от стагнации и застоя.
БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Уваров А.А. О муниципальном функционировании в сфере решения задач социального государства / А.А. Уваров. — Текст : непосредственный //Государственная власть и местное самоуправление. — 2020. — №2. — С. 38.
2. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020]. — Текст : электронный. -URL: https ://www. zakonrf.info/konstitucia/
3. Кропоткин П.А. Письма о текущих событиях. Анархия, ее философия, ее идеал/ П.А. Кропоткин. — Текст : непосредственный. — Москва, 2004. — С. 741.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ : Федеральный закон от 06.10. 2003 № 131-Ф3. — Текст : электронный. — URL: https://legalacts.ru/doc/131_FZ-ob-obwih-printipah-organizacii-mestnogo -samoupravlenij a
5. Русанов А.В. К вопросу о соотношении политической и конституционно-правовой ответственности / А.В. Русанов. — Текст : непосредственный // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Право. -2008. — С. 337.
6. Гамидов Санан Салех оглы. Современные проблемы гражданского участия в осуществлении местного самоуправления в России / Санан Салех оглы Гамидов. — Текст : непосредственный // Управление. — 2019. — №2. — С. 4.
© Ольга Александровна Андреева, 2021 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2021
Природа местного самоуправления
Традиции местного самоуправления имеют многовековую историю. Многие исследователи отмечают, что местное самоуправление по своей природе — это явление общественно-государственное.
Основы муниципальных систем большинства европейских стран, а также США, Японии и ряда других государств заложены в ходе муниципальных реформ XIX в. Однако многие элементы общинного, городского самоуправления уходят своими корнями в глубину веков — к первичным ячейкам общества, ведь необходимость объединиться с себе подобными, чтобы выжить, существовала с момента возникновения человека. История знает множество видов организации совместной деятельности людей; эти виды в итоге приобрели конкретные формы государственных институтов.
Первичной формой организации совместной деятельности людей стала родовая община, где впервые появились регламентация деятельности и разделение общественных обязанностей, обозначились групповые интересы как в производственной жизни, так и в сфере потребления.
По мере совершенствования способов ведения хозяйства община утрачивала некоторые из своих функций, прежде всего в сфере хозяйства, что привело к усложнению отношений между людьми, изменению соотношения частных и общественных интересов. В результате появилась потребность в их регулировании и, следовательно, возникли общественные институты, которые выполняли эти функции в сфере организации как хозяйства, так и жизни. Речь идет о властных структурах и государстве, регулирующем отношения между людьми.
Для конкретных стран историческое развитие хозяйственной жизни при постоянном усложнении общественных отношений носило цикличный характер. Между структурами управления обществом и формами хозяйственной жизни, существующими в рамках данного цикла , обнаруживается тесная связь . Так, многовековое господство натурального хозяйства с его унификацией производственных схем и ограниченностью хозяйственных взаимосвязей породило бюрократические, административные системы управления (монархии), которые полностью соответствовали господствовавшим тогда хозяйственным отношениям. И лишь отдельные «островки» демократических институтов на этом этапе находились в центрах развития ремесла (Венецианская, Новгородская и Псковская республики). Кстати, сама борьба городов с феодалами и получение городами различных прав автономии также свидетельствуют о том, что унифицированная бюрократическая система управления государством не соответствовала типу хозяйственных отношений, существовавшему в городах в указанный период (товарное производство).
Все эти примеры позволяют сделать вывод о том, что система управления государством в целом и местным хозяйством в частности зависит от вида и типа хозяйства, существующего в рамках как цикла (способа производства), так и конкретной экономической системы государства.
Вид общественных отношений определяется моделью хозяйственного развития, господствующей в данном обществе, и циклом развития данной модели. Выбор между унитарной и демократической моделями местного управления напрямую зависит от едино- или многообразия форм хозяйственной жизни.
Таким образом, система государственной и местной власти возникает там, где общество начинает осознавать потребность в регулировании отношении между людьми, между частными и групповыми (общественными) интересами.
Местное самоуправление есть реакция общества на необходимость регулирования общественных отношений и реализации общих интересов. Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе.
Слово «самоуправление» буквально значит: «сам управляю собой, своими делами», что предполагает возможность решать свои внутренние проблемы независимо от центральных органов. Несмотря на многовековую историю местного самоуправления, в обществе до сих пор не сложилось четкого понимания сущности этого явления. Как отмечает Е. С. Шугрина, понятие «самоуправление», как и большинство терминов в социальных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и разными авторами трактуется различно. Впервые это понятие было использовано еще в XVII в. в Англии (self-government), откуда его в XIX в. заимствовали государствоведы Германии и России.
Англичанин И. Редлих определял местное самоуправление как «осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву (common law)».
Во Франции соответствующего термина не существует, вместо него используется словосочетание «муниципальная власть» (pouvoir municipal). По мнению зарубежных ученых, понятие «самоуправление» здесь впервые начали употреблять в годы Великой французской революции в связи с фактом самостоятельности общины в отношениях с государством.
Немецкие ученые связывают появление указанного термина с деятельностью прусского министра барона Г. фон Штейна, который рассматривал местное самоуправление как активную форму участия граждан в управлении делами государств. Позиция министра нашла отражение в «Прусском уложении об уставе городов», принятом в 1808 г.
По мнению известного германского государствоведа Г. Еллинека, данное понятие означает «государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, — управление, которое в противоположность государственно-бюрократическому есть управление через посредство самих заинтересованных лиц».
Русский государствовед Н. И. Лазаревский под местным самоуправлением понимал «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением».
Отечественный ученый Л. А. Велихов уже в советское время дал «марксистское» определение местного самоуправления: это «государственное управление каким-либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения».
В статье 3 части I Европейской хартии о местном самоуправлении, принятой Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 г., под местным самоуправлением понимаются право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
В исследовании Г. Холлиса и К. Плоккер также дано толкование ряда терминов, относящихся к местному самоуправлению. Так, под «местным управлением» понимаются «все уровни ниже государственного», под «местной властью» — «организация, представляющая и действующая в интересах своих избирателей через избираемый совет и его исполнительный орган», а под «местным самоуправлением» — «право демократически автономной единицы субнационального уровня управления регулировать и управлять значительной частью проблем общественности в интересах местного населения».
Еще 50 лет назад американские специалисты писали о роли самоуправления так: «Различные подробности и обычаи штатов и даже отдельных районов внутри штатов подтверждают тот принцип, что знакомство и полное понимание местных особенностей, обычаев и норм являются краеугольным камнем успешного самоуправления. Местное судопроизводство является существенной частью любого демократического правления. Ни один государственный орган, даже самый благонамеренный. не может находиться в таком тесном контакте с управляемыми, как местные органы в штатах и их подразделениях. Принцип «самоуправления» принимался творцами Конституции за аксиому. Решающим признаком самоуправления является не то, как оценивают его посторонние, а то, как оценивают его управляемые».
Статья 130 Конституции Российской Федерации определяет местное самоуправление как самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Если использовать дословный перевод, термин «муниципалитет» (от лат. municipium, где munus — обязанность и cipio — беру) означает «город с правом самоуправления», т.е. самоуправление — это взятое на себя бремя общественных дел. В этом смысле муниципалитет является своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Имеется в виду, что население (местное сообщество) и образуемые им органы могут сами решать задачи повышения уровня и качества своей жизни гораздо лучше, чем государственные органы при централизованном управлении местными делами.
Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия. В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.
Характеризуя сущность местного самоуправления, профессор В. Г. Игнатов выделяет следующее:
- местное самоуправление — это не самоцель, а лишь средство улучшения качества жизни населения, образующего местное сообщество;
- местное самоуправление направлено главным образом на решение вопросов местного значения; однако такая ориентация не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, — эти задачи следует решать только в соответствии с законом или при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов;
- местное самоуправление базируется на системе принципов, основополагающим из которых является самоответственность;
- местное самоуправление должно опираться на разнообразные формы прямого волеизъявления граждан: местные референдумы, собрания (сходы), муниципальные выборы и др.;
- обязательный элемент местного самоуправления — наличие в муниципальных образованиях выборных органов местной власти.
Как известно, в демократическом государстве разделение власти происходит не только по «горизонтали» — на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по «вертикали» — на центральную и местную. В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцируется и выделяются уже три уровня власти — центральная (федеральная), региональная (субъектов федерации) и местная (местное самоуправление). Наличие местного самоуправления обусловливается тем, что центральная и региональная власти не в состоянии эффективно решать разноуровневые проблемы. К тому же единообразный подход в управлении не может учесть всех особенностей местных территорий, поэтому последние и получают определенную автономию в решении местных дел. При федеративном устройстве государства местное самоуправление является одним из уровней власти, самым нижним, но самым близким к населению той или иной территории.
Таким образом, местное самоуправление — это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Это означает, что государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного и независимого уровня власти, принадлежащей народу и им же самим осуществляемой. Однако система местного самоуправления — это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами государства и общества, хотя и занимает в ней особое место , обладая определенной автономией. Местное самоуправление представляет собой ту специфическую » ветвь власти», которая на местном уровне, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой — наиболее полно учитывает интересы населения.
Для России местное самоуправление — это не только элемент демократии, но и неотъемлемый атрибут сложных экономических отношений — отношений различных форм собственности, закрепляемых на конституционном уровне, и их субъектов. Другими словами, становление рыночных отношений и развитие местного самоуправления в значительной степени взаимообусловлены. Реализация современных принципов организации местного самоуправления на основе традиций российской муниципальной школы не только гарантирует становление и развитие демократических традиций в обществе, но и обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие страны. Экономический потенциал муниципальных образований должен составлять значительную часть экономического потенциала всей России. Когда местное самоуправление берет на себя вопросы жизнеобеспечения на локальном уровне, оно способствует не только сохранению, но и укреплению государства.
Как видно из приведенных выше определений, разные исследователи описывают сущность местного самоуправления по -разному, в зависимости от точки зрения на политико-правовую природу этого явления. А эта точка зрения, в свою очередь , связана с той или иной теорией местного самоуправления.