От чего зависит состояние национальной безопасности
Перейти к содержимому

От чего зависит состояние национальной безопасности

  • автор:

Стратегия национальной безопасности и ее значение для любого государства

Стратегия национальной безопасности — это общие принципы, приоритетные цели, задачи, способы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних вторжений.

В существовании любого государства приоритетной задачей является его защита от внешних влияний и вторжений. На сегодняшний день все государства имеют свою особенную внутреннюю и внешнюю систему безопасности, которую обеспечивают внутренние органы. Основной целью формирования подобных государственных силовых ведомств является охрана государственных интересов в случае нарушений международного права другой стороной. Правильно выстроенная стратегия национальной безопасности — это основа обеспечения безопасности государства. От соблюдения данного принципа зависит возможность государства осуществлять свою политическую и экономическую деятельность.

Государство — это определенная территория, на которой проживает население, имеющее свой язык, свою культуру и традиции, историю, памятники архитектуры и так далее. Все это является великим национальным культурным наследием, нуждающимся в охране, поскольку другие страны в силу политических обстоятельств могут претендовать на культурные ценности с целью их присвоения. Любое правительство, заботящиеся о своих гражданах стремится к стремительному развитию науки, техники, культуры предусматривает наличие специального органа, контролирующего вопрос сбережения всех национальных ценностей, и разрабатывающий стратегию национальной безопасности и обороны.

Национальная безопасность является показателем готовности государства защитить свое население от внешних и внутренних угроз, которые в совокупности могут снизить качество его жизни, представляют собой угрозу самого существования этого населения. Разработкой стратегии национальной безопасности Российской Федерации занимается Федеральная служба безопасности РФ, контролирующая вопросы внутренней безопасности, внешних угроз, таких как терроризм, шпионаж и иностранная разведка. За действие национальной разведки отвечает Государственное разведывательное управление, деятельность которого является строго секретной.

Компоненты национальной безопасности

Эффективное обеспечение национальной безопасности любого государства представляет собой многоуровневую, сложную, динамическую систему, которая основана на триединстве отношений основных социальных субъектов — личности, общества и государства. Основными воздействующими факторами на организацию и функционирование системы безопасности являются: исторические, географические, этнические, демографические социально-политические, экономические, культурные, религиозные ценности государства и др.

Основываясь на содержании и национальной особенности всех сфер жизни любого общества и различных угроз безопасности как для личности, так и общества, государства в целом, национальную безопасность разделяют на политическую, социальную, экономическую, военную и др. виды безопасности:

  • политическая безопасность — это содержание политической системы, гарантирующее права и свободы гражданам, социальным группам, которое должно обеспечивать баланс внутренних интересов во всех сферах, стабильность и целостность государства, его благоприятное положение на международной арене;
  • социальная безопасность — это показатель состояния личности и всех групп населения, общества и государства, которое способствует сбережению благоприятного социального статуса;
  • экономическая безопасность — обеспечение жизненно необходимых минимумов благоприятного существования личности и общества в целом, гарантирующая сбережение национальных материальных интересов, их охрану от деструктивных действий, стабильное, социально ориентированное развитие экономики, дает возможность государству определять собственные пути и формы своего экономического развития;
  • военная безопасность — это стабильная защищенность общества и государства от всех внешних и внутренних вооруженных угроз.

В основе всех видов национальной безопасности лежат национальные интересы, цели и национальные ценности, закрепленные юридически в государственных нормативных правовых документах, которые определяют социально-экономическую организацию общества, политическую структуру, обеспечивают единство нации, государственное и культурное строительство.

Виды и признаки национальных интересов

Все необходимые потребности общества отражены в национальных интересах, ориентации этих ценностей, которые обеспечиваются экономическими, политическими, социальными, военными и другими сферами деятельности государства. В основу национальных интересов включены государственные установки, которые содержатся в конституции или других нормативных актах.

Основные виды национальных интересов государства разделяют на две основные сферы государственной деятельности:

  • внешнеполитическая (международная);
  • внутриполитическая сфера (экономическая, социальная, духовная, военная и др.).

Для точного определения сущности национальных интересов принято выделять некоторые характерные признаки:

  • социальные — обеспечивают социальные минимумы, социальную безопасность, стремительное и стабильное развитие страны;
  • общая безопасность — направлена на решение жизненно важных задач, планирование, нейтрализацию всех опасностей и угроз;
  • развитие государства — определяет мотивы и причины определенных действий государственных институтов и социальных групп;
  • политические — отвечают за реализацию и осуществление различных политических целей;
  • приоритетные — осознанные, официально признанные приоритеты в развитии государства в определенных сферах деятельности.

Национальные интересы подразделяют по социальной значимости: жизненно важные интересы (интересы, реализующие защиту важнейших ценностей, утрата которых влечет за собой угрозу существования граждан); важные интересы, реализующие конституционные прав и свободы граждан, сберегающие социально значимые ценности общества, отвечающие за преодоление социального, расового, религиозного различия, пресечение организованной преступности и т.д.; общие интересы (все существующие национальные интересы, обеспечивающие благоприятное развитие и существование общества).

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

Вопросы обеспечения национальной безопасности приобретают все большую актуальность в настоящий момент, в данной связи представляется крайне актуальным определение понятия , содержания и значения национальной безопасности , чему и посвящена настоящая статья.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В.В. Бегеза

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ»

Московский гуманитарный университет Научный руководитель — к.ю.н., доцент И. В. Кузьмина

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ

Аннотация. Вопросы обеспечения национальной безопасности приобретают все большую актуальность в настоящий момент, в данной связи представляется крайне актуальным определение понятия, содержания и значения национальной безопасности, чему и посвящена настоящая статья

Ключевые слова: национальная безопасность, стратегия, понятия, цели, содержание, значение.

Рассмотри государственную политику в области национальной безопасности.

Так, согласно Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее — Стратегия), под национальной безопасностью понимается — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Таким образом, приведенное понятие позволяет разграничить два вида воздействия на национальную безопасность — внутренне и внешнее. При этом, указанное воздействие возможно на следующие сферы жизнедеятельности:

— конституционные права и свободы граждан Российской Федерации;

— достойные качество и уровень жизни граждан;

— государственная и территориальная целостность;

— устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Таким образом, национальная безопасность обеспечивает интересы двух

направлений — частные (интересы непосредственного каждого гражданина Российской Федерации: право на социальное обеспечение, наследование, жилище, и пр.) и публичные (государственные — суверенитет, независимость, территориальная целостность пр.).

Структура национальной безопасности включает в себя:

2.виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации :

Согласно п. 12 Стратегии, в настоящий момент с внешний стороны на Россию оказывается политическое, экономическое, военное и информационное давление. Таким образом, данные сферы являются наиболее уязвимыми.

В соответствии со Стратегией, стратегическими национальными приоритетами являются:

— государственная и общественная безопасность;

— повышение качества жизни российских граждан;

— наука, технологии и образование;

— экология живых систем и рациональное природопользование;

— стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Каждое из этих направлений требует самостоятельного исследования, обозначим лишь их основные цели.

Стратегическими целями обороны страны являются создание условий для мирного и динамичного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности.

Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран — лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Особую актуальность в настоящий момент, с позиции нашего государства, представляют вопросы экономической безопасности.

Экономическая безопасность России и ее социально-экономическое развитие находятся в неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости, а к национальным интересам в долгосрочной перспективе относятся: повышение конкурентоспособности национальной экономики; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост.

Так, ряд ученых отмечает, что с позиции теории, экономическая безопасность государства представляет собой особое его состояние, с одной стороны, устойчивости российского национального хозяйства, а также стабильности развития экономики, достижения достойного качества и уровня жизни граждан независимо от внешних и внутренних воздействий. С другой — это состояние защищенности экономической сферы от угроз, инспирированных экономическими преступными группами, отдельными лицами, достигаемое путем противодействия криминальным проявлениям в сфере экономики, которое включает профилактику, борьбу и устранение причин и условий, их порождающих.

Анализ пункта 32 Стратегии, а также положение о том, что экономическая безопасность страны является неотъемлемой частью ее национальной безопасности, позволяет говорить о том, что состояние экономической безопасности явным образом зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения экономической безопасности.

При этом, эффективность функционирования такой системы — это степень соответствия ее результата целям, поставленным перед системой. В данном случае, первоочередным, представляется возможным говорить об эффективности управления в системе обеспечения экономической безопасности страны, так как, осуществляя воздействие на компоненты функционирования системы, управляя ими, можно влиять и на результат деятельности системы и, следовательно, на ее эффективность в целом .

Таким образом, в широком смысле, государственное управление в системе обеспечения экономической безопасности России — это планомерное, властное законное и обоснованное воздействие на экономическую сферу, осуществляемое преимущественно в правовой форме и направленное на непосредственную практическую организацию и регулирование поведения и деятельности субъектов экономических отношений, а также противодействие негативным явлениям в экономике России.

Эффективность управления в системе обеспечения экономической безопасности определяется как степень соответствия результата деятельности управляемого субъекта, процесса и др. целям субъекта управления, принимающего решение. Такое решение должно быть оптимальным, то есть среди множества возможных вариантов оно должно быть наилучшим в заданных условиях при заданных ограничениях.

Согласно общетеоретическим вопросам, любой завершенный цикл осуществления управленческой деятельности в системе обеспечения экономиче-

ской безопасности России состоит из следующих трех фаз: подготовки (или проектирования), реализации и рефлексии.

При этом, в настоящий момент, предприниматели осуществляют свою деятельность в условиях совершенно разнообразных внешних и внутренних рисков, а конкурентная экономическая среда скрывает многочисленные угрозы, поэтому проблема обеспечения экономической безопасности организаций является крайне актуальной.

Таким образом, правовые отношения в сфере обеспечения экономической безопасности предпринимателя, как правило, направлены на предотвращение и устранение угроз объектам таких правоотношений, а устранение угроз может выходить за рамки предпринимательских правоотношений не только за счет расширения объективного и субъективного состава, но и за счет норм права, которыми такие правоотношения будут регулироваться.

В данной связи, правовые средства регулирования предпринимательской деятельности, как частноправовые, так и публично-правовые, являются средствами обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов и оказывают существенное влияние на снижение рисков в предпринимательской деятельности .

Механизм обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта напрямую связан с механизмом правового регулирования, а правовые средства последнего широко используются для создания экономической безопасности субъектов в предпринимательской сфере. Механизм правового регулирования — это система правовых средств, с помощью которых достигаются изначально установленные цели правового регулирования. То есть правовое регулирование — это способ достижения поставленной цели с помощью правовых средств. Так, Н.И. Матузов и А.В. Малько в своей работе определяют правовые средства как "правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей" . Таким образом, правовые средства — это правовые способы достижения социально полезных целей и удовлетворения интересов субъектов правоотношений .

Публично-правовые средства в механизме обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта являются определяющими, так как именно от их регулятивных последствий зависит поведение субъектов правоотношений в сфере обеспечения экономической безопасности организаций . На сегодняшний день разработано достаточное количество публично-правовых средств в законодательстве, которые могут обеспечить экономическую безопасность хозяйствующего субъекта как представителя общественных интересов и личных интересов. Проблемой обеспечения экономической безопасности являются деяния со стороны других участников правоотношений, вступающих в данные правоотношения с целью достижения личных интересов противоправным способом. Полностью исключить подобные явления никакими правовыми средствами невозможно, несмотря на то что изначально в правоотношениях в любой сфере нормами права заложен принцип добросовестности. Орга-

низация не может быть защищена от подобных ситуаций только публично-правовыми средствами. Дополнительной защитой могут послужить частноправовые средства регулирования правоотношений в предпринимательской сфере. Публично-правовые и частноправовые средства в совокупности можно назвать системой правовых средств, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования являются:

— развитие системы научных, проектных и научно-технологических организаций, способной обеспечить модернизацию национальной экономики, реализацию конкурентных преимуществ Российской Федерации, оборону страны, государственную и общественную безопасность, а также формирование научно-технических заделов на перспективу;

— повышение социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований.

Развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, для реализации которого проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан. Стратегическими целями такой политики являются:

— увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения;

— повышение доступности и качества медицинской помощи;

— совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

— соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются:

— сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;

— сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;

— повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.

Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:

— сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики;

— ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

При этом, как справедливо отмечается в Стратегии, с целью предотвращения угроз национальной безопасности, основные усилия должны быть сосредоточены на:

— укреплении внутреннего единства российского общества;

— обеспечении социальной стабильности;

— межнационального согласия и религиозной терпимости;

— устранении структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации;

— повышении обороноспособности страны.

Таким образом, национальная безопасность является одним из приоритетных направлений нашего государства, обеспечение которой способствует как независимости, росту и развитию государства в целом, так и каждому гражданину в частности.

Список использованных источников и литературы:

1.Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2016, № 1 (ч. II). Ст. 212.

2.Конституция Российской Федерации, принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, от 25 декабря

3.Диденко А.А. К вопросу о страховании финансовых и предпринимательских рисков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014, № 96.

4.Камышанский В.П. Применение иностранного права: понятие и правовая характеристика // Образование. Наука. Научные кадры. 2014, № 5.

5.Камышанский В.П. Иммунитет государств как общепризнанный принцип международного права // Закон и право, 2014, № 11.

6.Новиков Д.А. Методология управления. М.: Либроком, 2011.

7.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ,

8.Руденко Е.Ю. Единоличный исполнительный орган юридического лица: новеллы законодательства // Власть закона. 2014. N 3(19)

9.Фирсов И.В. Методология формирования системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. . д-ра эконом. наук. М.: МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя, 2014.

Национальная безопасность и показатели ее состояния

Определение термина «национальная безопасность»

Основные показатели состояния национальной безопасности представляют собой показатели, характеризующие экономический рост, военный потенциал, рост активности инвестирования, социальное развитие, возобновление основных фондов, эволюцию инновационных технологий и так далее.

Обеспечение национальной безопасности намечает:

  • Защиту страны, личности или общества от внутренних и внешних угроз, с обязательным использованием конституционных свобод и прав граждан Российской Федерации;
  • Обеспечение хорошего уровня и качества жизни;
  • Гарантирование независимости, суверенности, территориального и государственного единства;
  • Обеспечение социально-экономического улучшения уровня жизни страны.

Есть конкретная разница в определениях «система обеспечения национальной безопасности» и «система национальной безопасности». Система национальной безопасности хорошо видна в процессах связей угроз и интересов, в тот же момент, порядок, подчиняющий силы, органы, средства различного рода предприятий, которые решают вопросы гарантии национальной безопасности, именуют системой обеспечения национальной безопасности.

Режимы оценка состояния и функционирования национальной безопасности

Национальная безопасность Российской федерации поддерживается главной системой, которая выполняет функции в четырех основных режимах, задействованных в двух диапазонах: отраслевом (региональном) и общегосударственном:

  • Режим мирного времени заключается в том, что при адекватной работе системы национальной безопасности образовываются определенные условия, при которых национальным интересам угрозы Российской Федерации практически отсутствуют (полностью нейтрализованы);
  • Режим повышенной готовности состоит в том, что при наличии угроз, которые нужно устранить, система национальной безопасности начинает действовать в этом режиме;
  • Режим чрезвычайного положения заключается в том, что работа системы национальной безопасности в случаях, которые требуют устранить и локализовать угрозы для национальных интересов Российской Федерации;
  • Режим военного времени состоит в том, что при существовании определенных угроз, которые нужно уничтожить либо отразить, система национальной безопасности действует в данном режиме. Законом России «О военном положении» регулируется режим военного времени. Исходя из его все действия и процедуры режимов чрезвычайного положения и повышенной готовности обязаны быть дополнены при помощи введение военного положения и созданием комитета по обороне на основе Государственного Совета Безопасности.

Состояние национальной безопасности оценивают по следующим показателями:

  • Количество новейших видов вооружения, специальной и военной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации, воинских органах и формированиях, отдельных войсках;
  • Степень удовлетворения жителей уровнем безопасности своих конституционных свобод и прав, имущественных и личных интересов, не забывая о защите от преступных действий;
  • Планируемая протяженность жизни;
  • Объем внутреннего валового продукта на душу населения;
  • Децильный коэффициент, который выражается в отношении доходов 10 процентов более обеспеченных граждан к 10 процентам значительно менее обеспеченных граждан;
  • Степень безработицы;
  • Степень инфляции;
  • Уровень трат в внутреннем валовом продукте, которые выделяются для эволюции науки, образования и технологий;
  • Уровень трат в внутреннем валовом продукте, которые выделяются на культуру;
  • Часть территории РФ, которая не соответствует экологическим нормативам.

Национальная экономической безопасности и ее система показателей

Комплекс сбалансированных и взаимосвязанных друг с другом интересов общества, индивидуума и государства принято именовать национальными интересами, которые и выступают в виде ядра национальной безопасности.

Уровень безопасности экономики страны определяют системой макроэкономических показателей. Таким образом, при помощи макроэкономических показателей существует возможность получения результатов макроэкономических оценки и проведения анализа предыстории их получения. Чтобы выявить степень благосостояния населения, можно использовать обобщающие показатели, к примеру, такой, как чистое экономическое благосостояние. Ценность макроэкономических показателей очень велика, так как они несут большую информативность для экономики государства. Данные показатели разделяются на внешние и внутренние. Показатели экономической безопасности могут быть базовыми, частными и общими по степени своей значимости.

Показатели в зависимости от величины объекта безопасности существуют:

  • Микроэкономический – это показатель, определяющий состояние организации, учреждения, фирмы, а также личности и семьи;
  • Мезо экономический – это показатель, характеризующий отрасль либо регион;
  • Макроэкономический – это показатель, отражающий экономическое состояние государства в общем.

Как отмечает огромный исторический опыт различных стран, провал в работе национальной безопасности страны напрямую связаны с неправильной оценкой угрозы национальной безопасности. Целесообразно, чтобы полностью вся сумма индикаторов и показателей уровня национальной безопасности аккумулировалось в объединенной федеральной базе информации о состоянии национальной безопасности, которая бы соответствовала настоящей реальности.

Ресурсы информации органов местного самоуправления и органов государственной власти, системы распределенных ситуационных центров и государственных научных предприятий в сумме составляют федеральную систему информации долгосрочного планирования.

Необходимо обязательно брать во внимание положительный опыт формирования системы социальных показателей, накопленный в некоторых странах, в ООН и иных международных организациях. Нельзя допустить, чтобы невнимание к угрозам и неправильная оценка опасностей национальной безопасности привели в итоге к нежелательному отвлечению ресурсов и средств от разрешения назревших вопросов развития и становления государства.

Национальная безопасность и экономическое планирование

Национальная безопасность страны находится в непосредственной зависимости качества оперативного и стратегического планирование в экономике. Оценивать результативность работы можно, только имея во владении системы показателей национальной безопасности, число из которых уже изложено в нормативно-правовых документах. Только название целостной системы индикаторов приводит к тому, что невозможно провести полнофункциональный анализ. В связи с этим, на этот момент времени очень действительны и актуальны исследования размеров оценки уровня национальной безопасности, применяемых на практике.

В Российской Федерации стратегия национальной безопасности и ее показатели представляют собой одни из самых важных составляющих концепции долговременного развития России. Оценка главных преимуществ Концепции показала: правовые нормы, которые обязывают ведомства исполнять свои обязанности в рамках обеспечения национальной безопасности практически полностью отсутствуют; системное планирование на государственном уровне находится в большой нехватке.

Большое количество критериев на данный момент времени показывают очень низкую защищенность интересов государства.

Непоколебимый рост численности жителей с уровнем доходов значительно ниже прожиточного минимума — это показатель негативных социально-экономических явлений. К низкой производительности труда и высокой импортозависимости от товаров с высоким качеством привел недостаток повторяющегося воспроизводства основных фондов. Проблема спецификации нужного уровня закрытости экономики Российской Федерации постоянно обновляется и является очень важной исследовательской проблемой. Только имеющееся состояние обеспечения производства и уровень образованности персонала ставят под сомнение результативность и продуктивность закрытой экономики.

В долгосрочном отношении очень важными направлениями обеспечения национальной безопасности выступают: стратегический прогноз потребностей и трендов развивающегося общества, техники и науки, формирование кадровой политики, которая ориентирована на согласованность нужд общества квалификационных характеристик специалистов и возрождение цикличности воспроизводства основных фондов.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ УКРАИНЫ

В современном мире проблема национальной безопасности выделено в отдельную отрасль политической науки и политической деятельности, значение которой постоянно растет. От уровня национальной безопасности зависит само существование и развитие человека, общества, государства. Процессы глобализации, усиления единства мира с одновременным углублением его национальной разнообразия, революция в военной сфере привели к изменению угроз и опасностей для человечества, отдельных наций и государств, требует новых подходов к глобальной, международной и национальной безопасности.

Наиболее острой проблема национальной безопасности оказалась для современных посткоммунистических государств, в том числе и для Украины, находящихся в переходном периоде. Для него характерны обострения социальных противоречий, которые провоцируют конфликты в различных сферах жизни общества, угрожают его национальной безопасности. Создание эффективной системы обеспечения национальной безопасности Украины, модернизация ее военной политики в соответствии с требованиями времени является составной процессов государственного строительства в Украине. Существование Украины как суверенного и стабильного государства, ее прогрессивное развитие, самосохранения и безопасность невозможны без разработки и внедрения целенаправленной системы политики защиты интересов от внешних и внутренних угроз. Все это обуславливает актуальность проблем национальной безопасности и военной политики Украины.

Понятие и структура национальной безопасности Украины

Проблемы национальной безопасности относятся к числу важнейших, сложных многоаспектных и интегральных явлений общественной и политической жизни. Теория национальной безопасности — это метанаука, которая сочетает прикладные аспекты социальных, военных, гуманитарных, технических, психологических, биологических и других наук с целью исследования сущности, содержания, методов, форм и средств обеспечения безопасности личности и социальных общностей различных уровней. Поэтому при изучении национальной безопасности используют немало категорий, в том числе следующие: безопасность, национальная безопасность, национальные интересы, объекты национальной безопасности, субъекты национальной безопасности, факторы обеспечения безопасности, угрозы, опасность, система обеспечения национальной безопасности, принципы национальной безопасности, функции национальной безопасности и тому подобное.

Безопасность — это состояние, когда кому, почему-то ничто и никто не угрожает; одновременно это и деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и предотвращению угрозы, способной потерять их, уничтожить материальные и духовные ценности, помешать их прогрессивному развитию. Наличие безопасности является необходимым условием и одним из основных мотивов жизнеспособности человека, общества, государства и мирового сообщества.

С возникновением национальных государств, превращением их в основной субъект международных отношений, безопасность приобрела характер национальной безопасности. Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1558-1679 pp.) В свое время сказал: национальная безопасность — не просто центр государственнической деятельности, она — главный смысл существования государства. Без нее, считал Гоббс, вообще невозможна любое государство.

Понятие национальной безопасности отражает ведущую роль нации — политической, государственно-общественного сообщества — как носителя интересов развития общества, указывает на то, что национальная государственность остается основной формой политической организации общества, а национальное государство продолжает играть роль важного субъекта международных отношений.

В современном взаимосвязанном, взаимозависимом мире одной из самых больших ценностей стала самостоятельная государственность. XX век стал триумфом национальных государств. Если перед Первой мировой войной в мире было 62 независимых государств, 1946 гг. — 74, то к концу XX в. их количество увеличилось более чем в три раза, до 193 государств. Национальная безопасность отражает состояние защищенности национальных интересов самостоятельных государств. Игнорирование национальных государств, их суверенитета и интересов — это ошибочный путь, что приводит к конфликтам.

В XX в. понятие национальной безопасности было впервые введено в политический лексикон в послании Т. Рузвельта Конгресс США 1 904 p., где он обосновывал присоединение зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. Основные идеи современного понимания национальной безопасности были изложены в «Законе о национальной безопасности», принятом в США 1947 Для обеспечения национальной безопасности сена предусматривалось решение трех главных задач:

— Укрепление координации между внешней, внутренней и военной политикой;

— Повышение потенциала и возможностей разведки;

— Рационализация «оборонного сотрудничества» с вооруженными силами.

Национальную безопасность в дальнейшем рассматривали преимущественно в военно-политическом аспекте как проблему обороны государства.

Для развития современного человечества свойственно рост национального сознания. В этом явлении отражено не только элементы здоровой реакции на экспансию в мире глобализма, но и подтверждение того, что национальный фактор остается источником исторического прогресса.

Нация — это не преходящая ценность, а современная форма самоорганизации общества, благодаря которой универсальные права человека различных этнических, культурных меньшинств и экономических сообществ приобретают конкретного содержательного наполнения. Объединяя этническое своеобразие и экономическую универсальность общественной жизни, нация не позволяет первой превратиться в архаическую сообщество фундаменталистского или расово-нацистского типа, а второй — на нивелирующий любую культурную самобытность коммунизм или космополитический национализм.

В государствах современного мира национальная безопасность стала неотъемлемым атрибутом, своеобразным категорическим императивом их внешней, внутренней и военной политики. Несмотря на это, понятие национальной безопасности остается термином со многими значениями. В американской политической науке национальной безопасности определяют как долговременную поддержку ценностей или системы, и отсутствие угрозы по отношению к ним, или как политику, обеспечивающую социальную автономию групп, уровень политического статуса, определенный минимум ожидаемого экономического благосостояния, а не только физическое выживание индивидов внутри национальных границ. На понимание понятия национальной безопасности влияют исторический и политический опыт государств, характер политических режимов, особенности международной ситуации в конкретный исторический период, цели внешней и военной политики и тому подобное.

В Концепции (Основах государственной политики) национальной безопасности Украины, одобренной Верховной Радой Украины 16 января 1997 p., Это понятие определено как «состояние защищенности жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при которых обеспечиваются стабильное развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам «.

В то же время национальная безопасность является системой оптимизации взаимоотношений между осознанными угрозами и ресурсами, имеет общество для противодействия этим угрозам. Угрозы для общества всегда, а уровень защищенности от них никогда не бывает максимальным. Поэтому национальная безопасность является динамичным средством достижения и поддержания баланса между реальными и потенциальными угрозами, с одной стороны, и способностью субъекта противодействовать им, с другой.

Национальная безопасность функционирует через систему разнообразных отношений между лицом и обществом, между гражданином и государством, между обществом и государством, между различными государствами. Поэтому национальная безопасность — это состояние внутренних и межгосударственных отношений, который определяет эффективность системы государственных, правовых и общественных гарантий прав и свобод человека и гражданина, базовых ценностей и интересов общества и суверенного государства от внутренних и внешних угроз.

Основными объектами национальной безопасности являются:

— Человек и гражданин — их конституционные права и свободы;

— Общество — его духовные, морально-этические, культурные, исторические, интеллектуальные и материальные ценности, информационное и окружающую природную среду и природные ресурсы;

— Государство — его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность;

— Нация и другие национальные сообщества, ее самобытность и факторы саморазвития;

— Социальные сообщества, их функциональные роли и факторы развития;

— Природа, природная среда — его непосредственный состояние.

Субъектами национальной безопасности является государство, Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины, суды общей юрисдикции, прокуратура Украины, граждане, общественные организации и объединения. Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство. Субъекты национальной безопасности являются субъектами политической, экономической, социальной, интеллектуальной и других видов деятельности, на основе которых возникает состояние защищенности интересов гражданина, общества, государства.

Национальная безопасность Украины за общественными сферами функционирования разделяется на следующие основные виды: политическую, экономическую, государственную, социальную, информационную, научно-технологическую, экологическую, гуманитарную и военную безопасности. Они характеризуются своеобразием, но находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Указанные элементы одинаково важны для формирования комплексной системы безопасности, но, в зависимости от исторических обстоятельств, различных факторов каждая составляющая может приобретать особое значение.

Политическая безопасность — это состояние защищенности политических интересов личности, социальных групп, государств от внутренних и внешних угроз, а также система мер по обеспечению этой защищенности. Во многих случаях она отождествляется с государственной безопасностью, однако ее содержание значительно шире. Политическая безопасность, как центральный элемент национальной безопасности, означает безопасность всей политической жизни, защищенность прав и свобод граждан, политических партий, общественно-политических объединений, движений, целостности и независимости государства от политического произвола и экстремизма внутри государства, политического давления и агрессивных направлений на международной арене.

Наиболее приемлемой формой политической организации, обеспечивающей политическую безопасность, является представительная демократия, по которой реализуются различные групповые интересы. Выдающийся английский философ Томас Гоббс подчеркнул, что именно представительная форма демократии способна привести различные интересы в обществе к общему знаменателю цивилизованными формами и методами.

Под государственной безопасностью понимают защищенность государственных институтов, необходимых для выполнения функций по управлению общеобщественными делами. К ним относятся государственный суверенитет, территориальная целостность, государственная граница, конституционный строй, государственная власть, экономический, научно-технический и оборонный потенциалы.

Экономическая безопасность — это состояние защищенности национальной экономики, который обеспечивает осуществление экономического суверенитета, экономический рост в условиях системы международных взаимосвязей и позволяет:

1) обеспечить экономическое развитие государства на основании достижений научно-технического прогресса;

2) сохранять или быстро обновлять производство в условиях прекращения внешних доставлены или чрезвычайных ситуаций внутреннего характера;

3) обеспечивать устойчивое финансирование своей кредитно-денежной системы и удовлетворения потребностей общества при неблагоприятных внутренних и внешних условий.

Суть экономической безопасности заключается в способности государства создать необходимые материальные предпосылки для всестороннего развития общества, выступать самостоятельным субъектом микрогосподарських связей. Экономическая безопасность предполагает защиту экономической жизни от незаконных и взрывных финансово-экономических действий определенных граждан, организаций и других государств. Она связана с защитой экономических прав и свобод, имущества граждан, общественных организаций и государства с обеспечением экономической равноправия, свободы торговли, экономической деятельности в рамках действующего законодательства. Важнейшим фактором экономической безопасности является соответствие системы экономических и производственных отношений не только потребностям производства, но и экономического развития страны.

Можно выделить несколько направлений экономической безопасности: демографическая, продовольственная, ресурсная, питноводна, энергетическая, ценовая, финансово-денежная, уголовное.

Социальная безопасность отражает состояние защищенности социальных интересов личности, социальных групп и общества в целом. От социальной безопасности зависят обеспечения нормальных условий жизни общества, недопущения деградации определенных социальных групп, само выживание украинской нации. Она является таким состоянием правовых норм и институтов безопасности, обеспечивающих защиту прав и свобод человека, духовных и материальных ценностей общества.

Информационная безопасность общества и государства характеризуется уровнем защищенности, устойчивостью основных сфер жизнедеятельности (экономики, сфере управления, военного дела и т.д.) по опасных, дестабилизирующих информационных воздействий. Информационная безопасность личности отражает уровень и качество ее информирование о реальном состоянии дел во всех сферах жизнедеятельности, защищенность его психики и сознания от опасных информационных воздействий — манипулирование, дезинформации и тому подобное. Это такое состояние правовых норм и соответствующих институтов, обеспечивает постоянное наличие достоверной информации для принятия обоснованных управленческих и политических решений и защита информационных ресурсов государства.

Экологическая безопасность — это состояние правовых норм и соответствующих институтов, гарантирует защиту окружающей среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов, хранения и развитие окружающей среды для обеспечения полноценной жизнедеятельности человека.

В ближайшие десятилетия наиболее актуальными будут вопросы глобальной экономической безопасности:

1) потепление климата вследствие парникового эффекта;

2) разрушение озонового слоя;

3) загрязнение поверхности океанов нефтяной пленкой

4) увеличение количества кислотных дождей;

5) проблема ядерной безопасности и ядерных отходов;

6) уничтожение лесов и нарушение баланса кислорода и т.

Научно-техническая безопасность — это состояние защищенности научного потенциала государства, имеющихся в стране конкурентоспособных технологий, а также недопущения и устранения последствий технологической несовершенства и хозяйственной деятельности.

В современных условиях понятие национальной безопасности расширяется за счет привлечения к нему все новых сфер общественной жизни. Так, стратегии национальной безопасности США в XXI веке. внесены гуманитарный аспект — систему образования, стало официальным подтверждением политики, которую проводили США — стимулирование научной сферы, создания лучших условий для развития интеллектуального потенциала государства. Мировой опыт свидетельствует: жизненный уровень населения, социально-экономическая ситуация в стране определяются степенью образованности общества и его отношением к интеллектуальным.

Поэтому национальная безопасность невозможна без интеллектуальной безопасности как составляющей гуманитарной безопасности. Гуманитарная безопасность Украины охватывает духовную жизнь общества. Это состояние защищенности гуманитарного потенциала нации: ее физического и психического здоровья, социального благополучия, нравственности, духовности, интеллектуального ресурса, психологического единства, гуманитарной активности. Интеллектуальная безопасность предусматривает создание необходимых предпосылок для развития и функционирования интеллектуального потенциала — системы образования и науки, интеллектуальной собственности, компьютерного обеспечения, системы связи, базы данных на печатных и электронных носителях.

Фундаментом национальной безопасности Украины, наряду с экономической, является военная безопасность. При обстоятельствах нарастание угроз национальной безопасности военная безопасность может приобретать приоритетное значение.

Военная безопасность — это состояние защищенности прав и свобод граждан, базовых интересов и ценностей общества и суверенного государства от возможных посягательств с применением военной силы. Некоторые ученые под военной безопасностью понимают определенное состояние межгосударственных отношений и обороноспособности государства, при которых вероятность войны становится малейшей или противодействует привлечению к ней страны.

Особенностью военной безопасности является то, что она является частью государственной безопасности и одновременно функционирует как самостоятельное явление. Военные аспекты имеют все другие виды безопасности — социальную, экономическую, экологическую, информационную и тому подобное.

Понятие военной безопасности тесно связано с военной опасностью — системой политических, экономических, военных и других факторов в отношениях между государствами, которая при определенных обстоятельствах и условиях способна привести эти государства к военному конфликту того или иного масштаба. Военная опасность для Украины, как и для других государств, заключается в возможности стать объектом военной агрессии со стороны другого государства или союза государств, а также вследствие этой агрессии.

По масштабам функционирования национальная безопасность Украины родственная, взаимодействует с международной безопасностью. По сути, национальная безопасность — это обеспечение международной безопасности в пределах самостоятельных национальных государств. Международная безопасность функционирует также на региональном (региональная безопасность) и всеобщем, глобальном уровнях (глобальная безопасность).

Международная безопасность — это такое состояние отношений между государствами и народами, который не допускает нарушения мира и создания реальной угрозы развития человечества, при котором народы могут без вмешательства, давления реализовать свой суверенитет, право на самоопределение, выбрать направления социально-политической самореализации. Международная безопасность — это также деятельность государств и международных институтов по поддержанию такого состояния, а также универсальная система механизмов и гарантий, что не допускают применения силы в международных отношениях, захвата чужих территорий, вмешательство во внутренние дела других государств. В мировой политике международная безопасность рассматривается как важная функция мирового сообщества, которая осуществляется на принципах разоружения, соблюдения демократии, уважения суверенитета, регулирования военных конфликтов, возникающих в тех или иных регионах мира. Украина рассматривает международную безопасность как важное условие и фактор своей национальной безопасности.

Основой национальной безопасности является защита национальных интересов. Определяющую роль интересов в определении поведения и действий человека, нации, социальной группы, государства отмечал немало мыслителей и политических деятелей — от философов Древней Греции до современных теоретиков политической науки. Лорд Пальмерстон высказал известный афоризм: «В Англии нет вечных друзей или врагов, в Англии есть вечные интересы».

Первое определение национальной безопасности в категориях национальных интересов принадлежит американскому журналисту и социологу У. Липпман. «Государство находится в состоянии безопасности, — писал социолог, — когда ей приходится приносить в жертву свои законные интересы с целью избегать войны и когда она в состоянии при необходимости защитить эти интересы путем войны». Основатель концепции «политического реализма» Г. Моргентау утверждал, что «отправной точкой политики любого государства должна быть концепция национальных интересов, определена в терминах силы». Несмотря на разнообразие подходов к определению национальных интересов, наличие научных и политических дискуссий об их роли в политической деятельности, они были и остаются интегральным и определяющим компонентами национальной безопасности.

Национальные интересы — это определяющие потребности общества (государства), которые соотносятся с его (ее) базовыми ценностями и выражаются в виде программных нормативных целей в определенных законодательных актах.

Национальные интересы Украины отражают:

— Фундаментальные ценности и стремления украинского народа, его потребности в надлежащих условиях жизнедеятельности, повышение устойчивости государственных институтов;

— Развитие украинской нации, исторического сознания и национального достоинства украинском, развитие этнической, культурной, языковой, религиозной самобытности всех национальностей, проживающих в Украине;

— Укрепление генофонда украинского народа, его физического и нравственного здоровья и интеллектуального потенциала;

— Создание гражданского общества, повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, развитие демократических институтов для обеспечения прав и свобод человека;

— Преодоление экономического кризиса и создание социально-ориентированной рыночной экономики;

— Сохранение и повышение научно-технического потенциала, утверждение инновационной модели развития;

— Обеспечение технологической и техногенной безопасности жизнедеятельности граждан и общества, сохранение окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов;

— Обеспечение развития и функционирования украинского языка как государственного во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины, гарантирование свободного развития, использования и защиты русского, других языков национальных меньшинств Украины;

— Создание эффективной системы национальной безопасности на местном, региональном и национальном уровнях.

К приоритетным внешних национальных интересов Украины относятся:

— Обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ;

— Интеграция Украины в европейское политического, экономического правового и к евроатлантического пространства;

— Налаживание равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами, интеграции в европейское и мировое сообщество при сохранении экономической самостоятельности;

— Недопущение доминирования иностранного экономического, политического и культурного влияния, экономического и культурно-информационного империализма;

— Достижение свободного доступа к важным экономических зон, коммуникаций и информационных потоков;

— Поддержка международного процесса нераспространения ядерных технологий, новых видов вооружений, снижение численного и боевого состава вооруженных сил;

— Участие в строительстве эффективной международной, глобальной и региональной безопасности.

Потребности развития Украины лишь в некоторых сферах государственной и общественной жизни в определенных регионах, в тех или иных временных периодах, отражают временные (преходящие и промежуточные) интересы. Примерами таких интересов могут быть: преодоление экономического кризиса, устранения разногласий во внешнеполитических ориентациях регионов, преодоление специально создаваемого врагами украинской независимости образа Украины как авторитарного государства, преодоление противоречия между необходимостью ускоренной модернизации Вооруженных сил Украины и возможностями государственного финансирования их развития и тому подобное.

Национальная безопасность как состояние отношений по поводу защищенности национальных интересов имеет своим антиподом угрозы и опасности. Угрозы национальной безопасности — это состояние отношений, когда существует очевидное намерение (обещание) одного государства (государств), юридических или физических лиц нанести ущерб национальным интересам другого государства (государств). Угрозы представляют потенциальную опасность для национальных интересов. Опасность национальным интересам — это практические действия одного государства (или групп государств), юридических или физических лиц о нанесении непосредственного вреда национальным интересам другого государства.

По степени возможного вреда интересам гражданина, общества и государства систему опасностей можно классифицировать в таком порядке:

— Риск — возможность возникновения ситуации или ее существования, при которой формируются предпосылки противодействия процесса реализации национальных интересов, ценностей, системе обеспечения национальной безопасности;

— Вызов — конкретная противодействие защиты интересов и целей, решению задач обеспечения национальной безопасности в форме официальных и неофициальных политико-дипломатических действий, экономической и информационной экспансии и тому подобное;

— Опасность — нанесение ущерба важным национальным интересам и национальной безопасности в ограниченных (локальных) масштабах;

— Угроза — непосредственная опасность причинения вреда жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, которая выходит за локальные рамки и затрагивает основные национальные ценности: суверенитет, государственность, территориальную неприкосновенность.

Угрозы и опасности для национальной безопасности необходимо рассматривать на двух уровнях. Во-первых, угрозы национальной безопасности Украины, имеют общесистемный характер и обусловлены объективными особенностями развития современной цивилизации. Это прежде всего проблемы, связанные с процессами глобализации различных сфер общественной жизни, углублением противоречий между глобализацией и национально-государственными формами общественного развитию, пессимистическим демографическими, экологическими, энергетическими прогнозами на первую половину XXI в., Вероятность не только возникновения, но и увеличение количества локальных конфликтов, возникновения конфликтов между различными цивилизациями и тому подобное. Эти угрозы носят глобальный и региональный характер. Во-вторых, угрозы, обусловленные специфическими проблемами современной Украины как независимого государства, в частности, системной экономическим кризисом, медленными темпами трансформационных процессов в Украине в направлении к демократии, а также процессов социальной и политической структуризации общества. По масштабам возможных последствий эти угрозы могут быть общенациональными, локальными, единичными.

Угрозы и опасности можно классифицировать по сферам общественной жизни, в которых они оказываются, или по типам национальной безопасности.

Угрозами политической безопасности Украины следует считать реальные воздействия, которые затрудняют или делают невозможным осуществление национальных политических интересов и создают опасность для суверенитета нации и свободы личности, независимости, соборности, стабильности и прогрессивного развития Украинского государства как равноправного субъекта международных отношений. К ним относятся:

— Нарушения со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления Конституции и законов Украины, прав и свобод человека и гражданина, в частности при проведении избирательных кампаний, недостаточная эффективность контроля за соблюдением требований Конституции и исполнения законов Украины;

— Посягательство на государственный суверенитет Украины и ее территориальную целостность, территориальные претензии со стороны других государств;

— Попытки вмешательства во внутренние дела Украины со стороны других государств;

— Военно-политическая нестабильность, региональные и локальные войны (конфликты) в разных регионах мира, прежде всего вблизи границ Украины;

— Разведывательно-подрывная деятельность иностранных специальных служб;

— Угроза посягательств со стороны определенных групп и лиц на государственный суверенитет, территориальную целостность, экономический, научно-технический и оборонный потенциал Украины, права и свободы граждан;

— Распространение коррупции, взяточничества в органах государственной власти, сращивание бизнеса и политики, организованной преступной деятельности;

— Преступная деятельность против мира и безопасности человечества, прежде всего распространение международного терроризма;

— Угроза использования с террористической целью ядерных и других объектов на территории Украины;

— Возможность незаконного ввоза в страну оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и средств массового поражения, радиоактивных и наркотических средств;

— Попытки создания и функционирования незаконных военизированных вооруженных формирований и попытки использовать в интересах определенных сил деятельность военных формирований и правоохранительных органов государства;

— Проявления сепаратизма, попытки автономизации по этническому признаку отдельных регионов Украины.

В системе национальной экономической безопасности Украины угрозами являются действия, направленные против осуществления экономического суверенитета государства, становления Украины как равноправного участника международных экономических отношений. Примером таких угроз могут быть:

— Существенное сокращение внутреннего валового продукта, снижение инвестиционной и инновационной активности и научно-технического и технологического потенциала, сокращение исследований на стратегически важных направлениях инновационного развития;

— Ослабление системы государственного регулирования и контроля в сфере экономики;

— Нестабильность в правовом регулировании отношений в сфере экономики, в частности финансовой (фискальной) политики государства;

— Отсутствие эффективной программы предотвращения финансовых кризисов;

— Рост кредитных рисков;

— Критическое состояние основных производственных фондов в новейших отраслях промышленности, агропромышленном комплексе, системах жизнеобеспечения;

— Обострение проблемы поддержания в надлежащем техническом состоянии ядерных объектов на территории Украины;

— Недостаточные темпы воспроизводственных процессов и преодоления структурной деформации в экономике;

— Критическая зависимость национальной экономики от конъюнктуры внешних рынков, низкие темпы расширения внутреннего рынка;

— Нерациональная структура экспорта с преимущественно сырьевым характером и низким удельным весом продукции с высокой долей добавленной стоимости;

— Большая долговая зависимость государства, критические объемы государственных внешнего и внутреннего долга;

— Опасное для экономической независимости Украины роста доли иностранного капитала в стратегических отраслях экономики;

— Неэффективность антимонопольной политики и механизмов государственного регулирования естественных монополий, затрудняет создание конкурентной среды в экономике;

— Критическое состояние с продовольственным обеспечением населения;

— Неэффективность использования топливно-энергетических ресурсов, недостаточные темпы диверсификации источников их поставки и отсутствие активной политики энергосбережения, что создает угрозу для энергетической безопасности государства;

— «Тенизация» национальной экономики;

— Преобладание в деятельности управленческих структур личных, корпоративных, региональных интересов над общенациональными.

Угрозы для социальной безопасности охватывают действия, направленные против утверждения Украины как социального государства, создание ответственного, солидарного общества, против национальных социальных интересов, которые отражают потребности украинского народа в благосостоянии, достойных условий жизнедеятельности.

Крайне опасными являются:

— Несоответствие программ реформирования экономики страны и результатов их осуществления определенным социальным приоритетам;

— Неэффективность государственной политики по повышению трудовых доходов граждан, преодоления бедности и сбалансирования продуктивной занятости трудоспособного населения;

— Кризис системы здравоохранения и социальной защиты населения и, как следствие, опасное ухудшение состояния здоровья населения; распространение наркомании, алкоголизма, социальных болезней;

— Обострение демографического кризиса;

— Снижение возможностей получения качественного образования представителями бедных слоев общества;

— Проявления моральной и духовной деградация общества;

— Рост детской и подростковой безнадзорности, беспризорности, бродяжничества;

— Неконтролируемые миграционные процессы в Украине;

— Наличие постоянного безработицы;

— Тенизация процессов формирования среднего и высшего классов и тому подобное.

В системе экологической безопасности угрозы направлены против тех правовых норм и соответствующих им институтов безопасности, гарантирующих защиту среды обитания. Для Украины крайне актуальны такие группы угроз:

— Значительное антропогенное нарушение и техногенная перегруженность территории Украины, рост рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

— Нерациональное, изнурительное использование минерально-сырьевых природных ресурсов как невозобновляемых, так и возобновляемых;

— Непреодоленность негативных социально-экологических последствий Чернобыльской катастрофы;

— Ухудшение экологического состояния водных бассейнов, обострение проблемы трансграничных загрязнений и снижение качества воды;

— Обострение техногенного состояния гидротехнических сооружений каскада водохранилищ на реке Днепр;

— Неконтролируемый ввоз в Украину экологически опасных технологий, веществ, материалов и трансгенных растений, возбудителей болезни, опасных для людей, животных, растений и организмов, экологически необоснованное использование генетически измененных растений, организмов, веществ и производных продуктов;

— Неэффективность мер по преодолению негативных последствий военной и другой экологически опасной деятельности;

— Опасность техногенного, в том числе ядерного и биологического, терроризма;

— Усиление влияния вредных генетических эффектов в популяциях живых организмов, в частности, генетически измененных организмов и биотехнологий;

— Устарелость и недостаточная эффективность комплексов по утилизации токсичных и экологически опасных отходов и тому подобное.

С понятием «информационная безопасность» связано понятие «информационная угроза». Это такой внутренний или внешний информационный влияние, при котором возникает реальная или потенциальная опасность изменения направления или темпов прогрессивного развития общества, индивида, государства. Информационные угрозы влияют на сознание, подсознание, информационные ресурсы и другие объекты информационной инфраструктуры страны. Основной информационной угрозой для национальной безопасности Украины является угроза из-за влияния на сознание людей, информационные ресурсы и информационную инфраструктуру навязать гражданам, государству, обществу систему ценностей и интересов, которые выгодны для другого государства. Информационное воздействие направлено, по сути, на подрыв суверенитета Украины, ее самостоятельности и независимого развития. Информационные угрозы является предпосылкой информационной войны.

К угрозам информационной безопасности Украины относятся:

— Проявления ограничения свободы слова и доступа граждан к информации;

— Распространение средствами массовой информации культа насилия, жестокости, порнографии;

— Компьютерные преступность и терроризм;

— Разглашение информации, которая является государственной и другой, предусмотренной законом, тайну, а также конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства или направлена на обеспечение потребностей и национальных интересов общества и государства;

— Попытка манипулировать общественным сознанием, в частности, распространение недостоверной, неполной или предвзятой информации;

— Манипулирование общественным мнением со стороны государственной власти, финансово-политических кругов;

— Попытки введения цензуры и т.

Обеспечение гуманитарной безопасности предполагает выявление и устранение угроз, связанных с действиями, направленными на подрыв гуманитарного, интеллектуального потенциала нации, прав и свобод человека и гражданина. Среди этих угроз необходимо прежде всего отметить следующие:

— Нарастающее научно-технологическое отставание Украины от развитых стран;

— Неэффективность государственной инновационной политики, механизмов стимулирования инновационной деятельности;

— Низкая конкурентоспособность продукции;

— Неразвитость внутреннего рынка высокотехнологичной продукции и отсутствие его эффективной защиты от иностранной технической и технологической экспансий;

— Снижение внутреннего спроса на подготовку научно-технических кадров для научных, конструкторских, технологических учреждений и высокотехнологичных предприятий, неудовлетворительный уровень оплаты научно-технического труда, спад ее престижа, несовершенство механизмов защиты прав интеллектуальной собственности;

— Отток ученых, специалистов, квалифицированной рабочей силы за пределы Украины;

— Неопределенность государственной научно-образовательной политики и тому подобное.

Особое место в системе национальной безопасности принадлежит угрозам развития этнонациональной сферы или этнонациональной безопасности. К ним относятся действия, направленные на подрыв этнонациональной стабильности в государстве, ограничения использования украинской нацией всех ее потенциальных возможностей; недооценка или игнорирование роли украинского языка как государственного, попытки навязать обществу отжившие схемы этнонациональных отношений, которые выгодны для других государств и тому подобное. Основной угрозой в этнонациональной сфере, как и в системе национальной безопасности, является недооценка роли национальной идеи в трансформации украинского общества на пути к демократии, защите суверенитета, территориальной целостности украинского государства.

Вопрос сохранения национальной самобытности волнует субэтносы многих стран. В современном мире возникла острая необходимость совершенствования межэтнических отношений через воплощение на практике апробированных принципов национальной политики, а именно:

1) принцип самоопределения народов;

2) выравнивание уровней социально-экономического развития и поддержка относительно равных условий жизни этносов многонациональных государств;

3) приоритет общечеловеческих интересов над национальными;

4) определение народами своего внутреннего политического статуса без вмешательства извне;

5) территориальная целостность;

6) демократизм межнациональных отношений;

7) борьба против всех форм расовой и этнической враждебности и ксенофобии.

Потенциальную угрозу этнонациональной безопасности Украины составляет сосуществования в этнополитической сфере нескольких разнонаправленных моделей национальной идентичности. Известный английский политолог Е. ВИЧ сон проанализировал шесть моделей национальной идентичности, которые возникли в Украине за годы независимости. К таким моделям относятся национально-этнокультурная модель (одновременное национальное возрождение как украинской нации, так и национальных меньшинств, определяющая роль украинской нации, «украинизация» — восстановление исторической справедливости), «модель языковых групп» (этнос и язык совпадают), модель двойной идентичности (идея единого российско-украинского культурного пространства и размытых границ, выдвигают россияне и русскоязычные украинцы), модель евразийской идентичности (идея славянского единства), синтетическая модель (сочетание элементов советской и украинской этнокультурной традиции). Модель «украинская политическая нация» выстраивается различными политическими силами на несколько разных основах. Наличие этих моделей национальной идентичности является основой разнонаправленных политических ориентаций, некоторые из которых создают опасность потери государственности.

В Концепции национальной безопасности Украины в основных угроз национальной безопасности Украины в военной сфере относятся:

— Посягательство на государственный суверенитет Украины и ее территориальную целостность;

— Наращивание вблизи границы Украины группировок войск и вооружений, которые нарушают соотношение сил, сформировавшихся;

— Военно-политическая нестабильность и конфликты в соседних странах;

— Возможность применения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения против Украины;

— Снижение уровня боеспособности военной организации государства;

— Политизация силовых структур государства;

— Распространение оружия массового поражения и средств его доставления;

— Накопление большого количества устаревшей и ненужной для Вооруженных сил Украины военной техники, вооружения, взрывчатых веществ;

— Незавершенность договорно-правового оформления и недостаточное обустройство государственной границы Украины;

— Неудовлетворительный уровень социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

— Создание и функционирование незаконных вооруженных формирований.

Спектр наиболее опасных угроз для важных национальных интересов Украины в военной сфере значительно шире. 1997, по результатам экспортного опроса ведущих специалистов по проблемам военной безопасности и представителей министерств и ведомств, которые составляют основу военной организации государства, насчитывалось 40 таких угроз.

Национальный интерес Украины в стабилизации военно-политической обстановки в Центральной Европе и недопущении вооруженных конфликтов сталкивался с опасностью таких угроз (в дальнейшем угрозы подаются по уровню их опасности) как создание и существование незаконных военизированных формирований, обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий, наличие иностранных военных формирований на территории Украины, выдвижение территориальных претензий к Украине, заявления и акции, дискредитирующие внутреннюю и внешнюю политику Украины, активизация сепаратистских сил и поддержка их извне. Значительную опасность составляли такие угрозы как нестабильность военно-политической обстановки вокруг Украины и в некоторых странах Центральной Европы, заинтересованность в установлении контроля над стратегическими объектами, сырьевыми ресурсами и коммуникациями Украины, стремление к доминированию в регионе определенных государств, вмешательство во внутренние дела Украины, воинственность политического руководства соседних стран.

Для развития Военной организации Украины опасность составляли отсутствие четко определенной военной и военно-технической политики, концепции военного строительства, осуществление необоснованных военных реформ, бессистемное определение количественного состава военной организации, неучет реальных экономических возможностей государства и геополитических условий, формирующихся отток из военной организации младших офицеров.

Поддержка боеспособности формирований Военной организации на требуемом уровне не обеспечивалась из-за снижения возможностей поддержания боевой подготовки войск, уменьшение расходов на оборону, ухудшение демографической ситуации, снижение уровня военной дисциплины. Снижение уровня технического и материального обеспечения соединений и частей, старение и выход из строя военной техники, разрушения оборонно-промышленного комплекса, разрыв кооперационных связей в сфере производства вооружения и военной техники, потерю престижа военной сужба и снижение морально-психологического уровня личного состава.

Реализация национального интереса в обеспечении мобилизационных ресурсов и запасов наталкивалась на такие угрозы, как спад уровня подготовки мобилизационных резервов, углубления дисбаланса между мобилизационными потребностями и имеющимися возможностями, потеря системы мобилизационного развертывания государства и его Военной организации, отсутствие четкой нормативно-правовой базы мобилизационного развертывания государства и ее Военной организации.

Развитие отечественной военной науки происходило под действием таких угроз, как потеря научного потенциала в военной сфере, снижение требований военной науки, ослабление внимания к развитию современного военного искусства, отставание в разработке критических технологий и технологий двойного назначения, потеря контроля за системой подготовки научных кадров.

Угрозами в создании системы обеспечения военной безопасности были отсутствие единой политики военной безопасности, неурегулированность системы обеспечения военной безопасности законами, несовершенное законодательное, информационное, организационное и научное обеспечение совместного боевого применения формирований Военной организации, отсутствие единой системы автоматизированного управления войсками, оружием, техническими средствами.

В начале XXI в., Как по уровню опасности, так и по суммарному потенциалу, внутренние угрозы имели значительное преимущество. К наиболее опасным относятся отсутствие определенной военной и военно-технической политики, концепции военного строительства в Украине; попытки создания в Украине незаконных военизированных формирований; проведение необоснованных реформ в военной сфере, бессистемное определение количества военной организации, снижение возможностей поддержания необходимого уровня боевой подготовки войск, уменьшение расходов на оборону; деградация технологического и промышленного потенциала; отсутствие стабильных военно-экономических связей с другими государствами; неконтролируемое вывоза капитала и определенной стратегически важного сырья за пределы Украины; рост коррупции в органах государственной власти; незаконный экспорт вооружений и новейших технологических разработок.

Среди внешних угроз наиболее опасными считали обострение межэтнических и межконфессиональных противоречий и активизация их извне; наличие иностранных военных формирований на территории Украины; выдвижения территориальных претензий к Украине; заявления и акции, дискредитирующие внутреннюю и внешнюю политику государства; стремление некоторых государств к установлению доминирующего военно-политического влияния и их склонность к использованию силовых методов для решения конфликтных ситуаций; существующие и потенциальные очаги локальных действий, вооруженных конфликтов в непосредственной близости от границ Украины; наличие в некоторых государств больших арсеналов ядерного и других видов оружия массового уничтожения; угрозы международного терроризма; не- управляемые миграционные процессы и т.

Национальная безопасность Украины наталкивается на большую группу угроз цивилизационного характера, присущие международной безопасности. К ним относятся как традиционные источники опасности (экспансионизм, гегемонизм, преимущество некоторых государств в стратегических и ядерных вооружениях, неоколониализм, культурный и информационный империализм), так и новые угрозы, сформировавшиеся в последние десятилетия.

Дестабилизирующими факторами международной и национальной безопасности являются такие новые угрозы, как рост количества локальных конфликтов, международный

терроризм, насильственный экстремизм, хищения ядерных материалов и распространение ядерных технологий, организованная преступность, незаконное распространение наркотиков, чрезмерное распространение легких вооружений и стрелкового оружия, острые экономические проблемы и деградация окружающей среды, нарушения прав человека и основных свобод, в частности свободы мысли, сознания, религии или веры, прав национальных меньшинств, а также проявления нетерпимости, агрессивного национализма, шовинизма, ксенофобии, антисемитизма. Об этих угрозах отмечается в Хартии европейской безопасности, принятой на Стамбульском саммите ОБА в ноябре 1999

Современный мир стремительно меняется, и эти изменения одинаково ощутимы и опасны как для традиционно слабых, так и для стран так называемого «золотого миллиарда». Украина в этом свете представляется практически беззащитной страной с противоречивой внешней политикой. Анализируя систему международных отношений, можно выделить ключевые тенденции мировой политики и потенциала «ии влияния на безопасность Украины, перспективы экономического и гуманитарного развития. Среди них:

— Проницаемость границ и формирование новой политической географии. Границы между определенными странами постепенно утрачивают свое традиционное значение, становятся проницаемыми и, в основном, выполняют функцию сообщения территорий с различными таможенными и политическими режимами. Растущая условность государственных границ угрожает системе международных гарантий территориальной целостности и неприкосновенности. Украина, в условиях неопределенности решения территориальных вопросов с Россией и Румынией, находится в зоне повышенного риска. Результатом прозрачности границ является массовая миграция из бедных стран к успешному западного мира. По некоторым подсчетам, к 2025 г.. Мигранты могут составлять 25-50% населения Северной Америки, ЕС и Японии. Уже вскоре Украина, расположенная в центре одного из крупнейших миграционных маршрутов Азия — Европа, чувствовать все более серьезные трудности в контроле потоков миграции;

— Распространение глобальной террористической сети с ее активным стремлением получить доступ к новейшим ядерных, биологических, бактериологических, информационных технологий, особенно опасных в условиях тотальной открытости современного общества;

— Неконтролируемое распространение ядерного оружия, оружия массового поражения и средств его доставления. Например, создание ядерного оружия Северной Кореей и Ираном может привести к соответствующему обновление ядерных программ Японией, Южной Кореей и др. По прогнозам, к 2020 количество «ядерных государств» составит 10-12;

— Углубление пропасти между богатыми и бедными странами. Мировые ресурсы всегда будут притягиваться богатыми странами и перетекать в них. По оценкам ООН, к 2025 г.. 7800000000 жителей планеты, то есть абсолютное большинство — 90%, принадлежать к третьему миру. В то же время ухудшится положение среднего класса, провоцировать социальные бунты в мировом масштабе;

— Нарастание ресурсного и энергетического дефицитов. Начало XXI в. охарактеризовался фундаментальными изменениями в энергетической сфере. Закончилась эра низких цен и произошел переход к эпохе энергетического дефицита. По мнению Международного энергетического агентства, общемировой спрос на энергоносители до 2030 г.. Увеличится на 37-50%. За последние пять лет цены на нефть выросли в четыре раза. Для Украины современная энергетическая ситуация опасна уже тем, что в процессе перераспределения глобального рынка энергоресурсов Украина с ее достаточно серьезным транзитным потенциалом, фактически останется на его обочине. Ведь после скандальных событий 2005-2006 pp. она приобрела репутацию «слабого звена» в евразийской системе транзита энергоресурсов;

— Беспрецедентный рост влияния транснациональных корпораций (ТНК) и финансовых групп на экономическое и общественно-политическое развитие мира в целом и национальных государств в частности. Экономическая экспансия ТНК фактически «вымывает» суверенитет экономически слабых стран, усиливает их зависимость от глобальной экономической конъюнктуры;

— Формирование новых центров силы воздействия. На роль мировых лидеров претендуют Китай и Индия в совокупности с Россией и Бразилией. Например, сохраняя нынешнюю динамику экономического роста, к 2040 г.. Китай станет второй державой мира после США, Индия опередит Японию до 2035 p., А валюты обеих стран станут мировыми уже 2020 К 2050 г.. Суммарный объем экономики Бразилии, России, Индии и Китая превысит суммарный объем ВВП стран «большой семерки». В проекте «Карта глобального будущего», разработанном Национальным советом по разведке США 2005 p., Выделено четыре варианта развития мира:

1) сценарий «Давосский мир». Согласно ему, в 2020 в глобальной экономике уверенно доминировать Китай и Индия;

2) сценарий «Pax Americana», где лидерство остается за США, которые смогли восстановить политическое единство с Европой и «обуздать» государства Ближнего Востока;

3) сценарий «Новый халифат», где в мире будущего господствует транснациональное теократическое сообщество;

4) сценарий «Спираль страха», который допускает бесконтрольное распространение оружия массового уничтожения, глобальный экономический коллапс, крах современных международных институтов и международной системы. Для Украины важно четко определить и подобрать направление внешнеполитического курса, который бы полностью удовлетворял национальные интересы Украины, одновременно гарантируя безопасность и опираясь на поддержку населения.

Важным условием противодействия основным угрозам для национальной безопасности Украины является создание эффективной системы обеспечения национальной безопасности, правильное определение приоритетов государственного развития. Украина не имеет ни мощного военного, ни всемирно значимого энергетического потенциала. К факторам, которые способствуют утверждению эффективной современной системы национальной безопасности, относятся:

— Поддержка народными массами идеи безъядерного, ненасильственного мира;

— Развитие интеграционных и интернационализацийних процессов мирового сообщества;

— Прогрессивная деятельность представителей политических кругов и сил государства, а также военно-политического руководства.

Национальная безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства является объективной предпосылкой становления и развития государственной самостоятельности Украины, фактором утверждения демократического общества.

В процессе функционирования национальной безопасности реализуются национальные интересы Украины — фундаментальные ценности, потребности, стремления украинского народа, без которых невозможно его существование.

Защита национальных интересов Украины предусматривает деятельность по выявлению, предупреждению и устранению угроз национальной безопасности во всех важных сферах жизнедеятельности.

Национальная безопасность Украины как интегральное явление охватывает такие виды безопасности: политическая, экономическая, государственная, социальная, информационная, экономическая, гуманитарная, военная и т.

Национальная безопасность — это один из уровней функционирования международной безопасности как деятельности государств по созданию отношений между народом и государством, которые делают невозможным реальные угрозы развития общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *