Третья подзона приаэродромной территории что можно строить
Перейти к содержимому

Третья подзона приаэродромной территории что можно строить

  • автор:

Третья подзона приаэродромной территории что можно строить

О применении ст. 47 в редакции ФЗ от 01.07.2017 N 135-ФЗ см. ст. 4 указанного закона.

ВЗК РФ Статья 47. Приаэродромная территория

(в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 47 Воздушного кодекса РФ

1. Приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее — ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

3. На приаэродромной территории выделяются следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;

3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;

4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;

5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;

О регулировании землепользования до установления седьмой подзоны и соответствующих ограничений см. ч. 8 — 13 ст. 4 ФЗ от 01.07.2017 N 135-ФЗ.

7) седьмая подзона, в которой в целях предотвращения негативного физического воздействия устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений настоящей статьи. При этом под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Приаэродромная территория устанавливается с выделением с первой по седьмую подзон в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи или в случае, предусмотренном пунктом 5.2 настоящей статьи, с выделением с первой по шестую подзон с последующим установлением седьмой подзоны в соответствии с пунктом 5.3 настоящей статьи.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

3.2. Определение перечня ограничений использования земельных участков, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов объектов капитального строительства в седьмой подзоне приаэродромной территории, осуществляется с учетом возможности применения при строительстве, реконструкции, эксплуатации таких видов объектов мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия и по результатам расчета и оценки рисков для здоровья человека, проведенных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

Об особенностях установления зон с особыми условиями использования территорий см. ст. 26 ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

4. Положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации. Указанным положением в соответствии с земельным законодательством могут быть определены особенности установления приаэродромной территории, связанные с выполнением полетов воздушных судов государственной авиации, экспериментальной авиации.

(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома проект акта уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории подготавливается застройщиком, который осуществляет строительство сооружений аэродрома. Указанный проект акта утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии указанного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанный проект акта также подлежит согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия указанного проекта акта, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории и порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности), с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчеты размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, установленными на приаэродромной территории. Согласование указанного проекта акта или отказ в его согласовании подлежит представлению в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанного проекта акта. В случае непредставления согласования указанного проекта акта или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок указанный проект акта считается согласованным. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании указанного проекта акта, утверждается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае, если утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации и документацией по планировке территории предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта в целях перспективного развития аэродрома, в том числе строительство, реконструкция взлетно-посадочных полос аэродрома, приаэродромная территория, включая седьмую подзону приаэродромной территории, устанавливается с учетом таких строительства, реконструкции. Убытки, причиненные гражданам и юридическим лицам при ограничении их прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости, которые возникают в связи с увеличением количества взлетно-посадочных полос аэродрома и (или) реконструкцией существующих взлетно-посадочных полос аэродрома, подлежат возмещению в соответствии с земельным законодательством.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

5.2. При наличии разногласий между указанными в пункте 5 настоящей статьи высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти относительно определения границ седьмой подзоны приаэродромной территории приаэродромная территория устанавливается с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории актом об установлении приаэродромной территории уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти при условии, что проект такого акта согласован указанными в пункте 5 настоящей статьи высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части установления приаэродромной территории с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории.

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

5.3. В случае, предусмотренном пунктом 5.2 настоящей статьи, седьмая подзона приаэродромной территории устанавливается актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена седьмая подзона приаэродромной территории, в течение одного года со дня установления приаэродромной территории с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории. Порядок разрешения разногласий, возникающих между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(п. 5.3 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

5.4. Методика установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека (в случае, предусмотренном пунктом 3.2 настоящей статьи) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

(п. 5.4 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

5.5. В случае установления приаэродромной территории с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории до установления седьмой подзоны приаэродромной территории использование земельных участков в целях, предусмотренных ограничениями, определенными в соответствии с подпунктом 7 пункта 3 настоящей статьи, осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

(п. 5.5 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 191-ФЗ)

6. В отношении аэродрома совместного базирования или аэродрома совместного использования решение об установлении приаэродромной территории утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме или которые осуществляют совместное использование аэродрома.

7. В случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, муниципального округа, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, муниципального округа, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.

(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти обязан уведомить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование, о нарушениях установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, муниципального округа, городского округа, межселенной территории.

(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Застройщик, который осуществляет строительство сооружений аэродрома, возмещает ущерб, причиненный гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установленными на приаэродромной территории ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности.

Приаэродромная территория. Что это такое?

Сегодня расскажем о такой зоне с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ) как приаэродромная территория. В последнее время данная тема все больше и больше набирает популярность.

Во многих городах есть аэропорты, вблизи с которыми расположены дачные поселки, садовые товарищества и жилые поселения. Раньше никаких проблем при строительстве и оформлении такой недвижимости не возникало никаких проблем.

Сегодня же проводится большая работа по установлению приаэродромных территорий, который накладывают определенные ограничения на использование территорий.

Устанавливается такая зона в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с Воздушным кодексом РФ (Далее — ВК РФ), земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460.

В состав приаэродромной территории входит 7 подзон:

Первая: в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Вторая: в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта.

Третья: в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории.

Четвертая: в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны.

Пятая: в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов.

Шестая: в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Седьмая: в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размешать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 47 Воздушного кодекса РФ, размеры приаэродромной территории определяются при архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома.

Решение об установлении приаэродромной территории принимается в отношении аэродромов:

  • государственной авиации — Министерством обороны РФ;
  • экспериментальной авиации — Министерством промышленности и торговли РФ;
  • гражданской авиации — Федеральным агентством воздушного транспорта.

Такое решение включает в себя:

  1. текстовое и графическое описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе, используемой для ведения ЕГРН.
  2. перечень ограничений использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с ВК РФ.

Проектная документация согласовывается с:

  • Роспотребнадзором;
  • высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований

При проведениисогласований учитывается размер ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично­ правовым образованиям в связи с ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, установленными на приаэродромной территории.

01.07.2021 в силу вступил Федеральный закон № 191-ФЗ, в соответствии с которым, при строительстве на землях ИЖС, ЛПХ и садоводства согласования с аэропортами получать не нужно.

В соответствии со статьей 12, «…при строительстве на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, строительства гаражей для собственных нужд – согласование с аэропортами и санитарно-эпидемиологическое заключение не требуется до тех пор, пока не будут установлены в надлежащем порядке приаэродромные территории».

Но это только для тех аэропортов, на которых пока не установлена 7-я подзона приаэродромной территории и не прописаны новые ограничения.

Когда приаэродромные территории будут установлены, ограничения по использованию земель и согласования строительства с аэропортами возобновятся.

Хотелось бы отметить, что все строения, попадающие в 7 подзону – необходимо согласовывать и получать санэпидемзаключения.

Если Ваш земельный участок подпадает в приаэродромную территорию – уточняйте о необходимости согласования в местном муниципалитете.

Важно, что приаэродромная территория должна быть установлена до 1 января 2025 год, поэтому в случае если Ваш участок находится вблизи аэропортов, то у Вас еще есть время поставить на учет объекты недвижимости без лишних согласований.

Подписывайтесь на наши каналы Вконтакте , Яндекс.Дзен и следите за новостями.

Третья подзона приаэродромной территории что можно строить

Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2017 г. № 1460
МОСКВА
Об утверждении Положения о приаэродромной территории и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории и при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183, от 24.01.2023 № 78)

В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о приаэродромной территории; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

Абзац; (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при согласовании проекта акта об установлении приаэродромной территории и при определении границ седьмой подзоны приаэродромной территории. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

2. Признать утратившими силу:

пункты 58 — 60 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 14, ст. 1649; 2011, № 37, ст. 5255) ;

пункт 11 изменений, которые вносятся в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 743 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 37, ст. 5255) .

3. До 1 сентября 2024 г. собственники объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, пищевыми и биологическими отходами, расположенных в границах шестой подзоны приаэродромной территории (далее — объекты по обращению с отходами) , обязаны обеспечить проведение орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц (далее — орнитологическое исследование) в соответствии с пунктом 14 Положения о приаэродромной территории, утвержденного настоящим постановлением.

В случае если по результатам орнитологического исследования объектов по обращению с отходами установлены факторы, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, и отсутствие (недостаточность) мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц, собственник объекта по обращению с отходами в течение 6 месяцев со дня получения результатов орнитологического исследования обеспечивает принятие мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц и проведение повторного орнитологического исследования в соответствии с пунктом 14 Положения о приаэродромной территории, утвержденного настоящим постановлением.

В случае если по истечении 6 месяцев со дня получения заключения по результатам орнитологического исследования собственником объекта по обращению с отходами не реализованы меры защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц и такой собственник не обратился за проведением повторного орнитологического обследования, либо если по результатам повторного орнитологического исследования установлены факторы привлечения и массового скопления птиц и отсутствие (недостаточность) мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц, использование объекта по обращению с отходами не допускается, снос, реконструкция объекта по обращению с отходами осуществляются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

(Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2023 № 78)

4. Настоящее постановление действует до 1 сентября 2029 г. (Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2023 № 78)

Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 2 декабря 2017 г. № 1460

Положение о приаэродромной территории
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183, от 24.01.2023 № 78)

1. Настоящее Положение определяет порядок установления приаэродромной территории. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

11. На приаэродромной территории выделяются подзоны, предусмотренные статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации. Выделение подзон осуществляется следующим образом:

а) первая и вторая подзоны — по внешним границам земельных участков, предоставленных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, подлежащих размещению в указанных подзонах, отграничивающим такие земельные участки от земельных участков, предназначенных для иных целей;

б) третья подзона — в границах полос воздушных подходов, установленных в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»;

в) четвертая подзона — по границам зон действия средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов и авиационной электросвязи, обозначенным в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации и инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной (экспериментальной) авиации;

г) пятая подзона — по границам, установленным исходя из требований безопасности полетов и промышленной безопасности опасных производственных объектов с учетом максимального радиуса зон поражения в случаях происшествий техногенного характера на опасных производственных объектах;

д) шестая подзона — по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома;

е) седьмая подзона — по границам, установленным согласно методике установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека, указанной в пункте 54 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — методика установления седьмой подзоны) . Зонирование седьмой подзоны осуществляется в соответствии с методикой установления седьмой подзоны с учетом возможности применения мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия.

(Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

12. Границы приаэродромной территории на местности обозначаются в соответствии с предусмотренным пунктом 11 настоящего Положения порядком выделения подзон приаэродромной территории. (Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

13. Приаэродромная территория устанавливается бессрочно. (Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

14. В шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Объекты по обращению с твердыми коммунальными отходами, пищевыми и биологическими отходами, расположенные в границах шестой подзоны приаэродромной территории (далее — объекты по обращению с отходами) , не признаются объектами, способствующими привлечению и массовому скоплению птиц в случае наличия заключения по результатам орнитологического исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, и (или) достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц (далее — орнитологическое исследование) , содержащего выводы об отсутствии факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц и (или) о достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц.

Орнитологическое исследование в отношении объектов по обращению с отходами, в том числе повторное орнитологическое исследование, проводится за счет средств застройщика или собственника объекта по обращению с отходами в случае проведения такого исследования по инициативе застройщика государственными бюджетными учреждениями, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок проведения орнитологического исследования, в том числе форма заключения, выдаваемого по результатам орнитологического исследования, сроки проведения такого исследования, порядок расчета размера платы за проведение орнитологического исследования определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Заключение, выданное по результатам орнитологического исследования, направляется застройщиком или собственником объекта по обращению с отходами оператору аэродрома, территориальному органу Федерального агентства воздушного транспорта (для аэродромов гражданской авиации) , организации, эксплуатирующей аэродром государственной авиации, аэродром экспериментальной авиации (для аэродромов государственной авиации, аэродромов экспериментальной авиации) , в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты получения указанного заключения.

Проверка объектов по обращению с отходами на отсутствие факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами согласно статье 2 Воздушного кодекса Российской Федерации.

При проведении орнитологического исследования государственными бюджетными учреждениями, указанными в абзаце третьем настоящего пункта, учитываются меры защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц, степень такой защиты и рекомендуемое минимальное расстояние (км) от контрольной точки аэродрома до объекта по обращению с отходами в зависимости от степени его защиты от привлечения и массового скопления птиц согласно приложению № 1.

По степени защиты от привлечения и массового скопления птиц объекты по обращению с отходами классифицируются следующим образом:

объекты закрытого типа, эксплуатация которых не допускает проникновение птиц на объект;

оборудованные системой отпугивания птиц;

оборудованные автоматизированной комплексной системой обнаружения и отпугивания птиц.

Отпугивание птиц от объектов по обращению с отходами осуществляется с помощью различных устройств: биоакустических установок, сигнального оружия (ракетниц) , газовых пушек, трещоток, зеркальных шаров, лазерных отпугивателей, сетей, муляжей (чучел) , химическими методами, с использованием радиоуправляемых моделей, с использованием хищных птиц, радиоэлектронными и электромагнитными методами, обусловленными спецификой работы объекта по обращению с отходами и местной орнитологической обстановкой.

К объектам закрытого типа, могут быть отнесены объекты по обращению с отходами при условии, что данные объекты обеспечены по контуру полной защитой от проникновения птиц.

Автоматизированный комплекс (система) орнитологического обнаружения и отпугивания птиц реализует информационную технологию выполнения функций по орнитологическому обеспечению полетов (обнаружения, наведения, отпугивания и иных мероприятий по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами) и включает в себя средства автоматизации деятельности персонала по защите от привлечения птиц.

(Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2023 № 78)

2. Приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти (далее — решение об установлении приаэродромной территории) : (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183 — с 1 января 2022 г.)

а) в отношении аэродромов государственной авиации — федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

б) в отношении аэродромов экспериментальной авиации — Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

в) в отношении аэродромов гражданской авиации — Федеральным агентством воздушного транспорта.

21. Приаэродромная территория устанавливается с выделением с первой по седьмую подзон или в случае, предусмотренном пунктом 52 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, — с выделением с первой по шестую подзон с последующим установлением седьмой подзоны в соответствии с пунктом 53 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации. (Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

3. Решение об установлении приаэродромной территории включает: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

а) текстовое и графическое описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней 7 подзон и зон (секторов) внутри указанных подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (границы приаэродромной территории устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон, при этом границы приаэродромной территории и выделенных на ней 7 подзон и зон (секторов) внутри указанных подзон могут пересекаться с границами территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границами земельных участков) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

б) перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее — ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности) .

4. Проект решения об установлении приаэродромной территории подготавливается: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

застройщиком, который осуществляет строительство и реконструкцию сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (далее — сооружения аэродрома) , — при архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома;

оператором аэродрома — в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны». Под оператором аэродрома в настоящем Положении понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации) , организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации (для аэродромов экспериментальной авиации) , федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти (для аэродромов государственной авиации) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

5. К проекту решения об установлении приаэродромной территории прилагается пояснительная записка, содержащая следующую информацию: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

а) сведения об аэродроме, внесенные в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации (для аэродромов гражданской авиации) , или Государственный реестр аэродромов и вертодромов государственной авиации Российской Федерации (для аэродромов государственной авиации) , или Государственный реестр аэродромов и вертодромов экспериментальной авиации Российской Федерации (для аэродромов экспериментальной авиации) , в том числе о ранее установленных границах аэродрома, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

б) общая характеристика приаэродромной территории, включая графические материалы (при наличии) из состава документов территориального планирования или градостроительного зонирования;

в) обоснования предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов;

г) обоснования предлагаемых границ седьмой подзоны приаэродромной территории согласно методике установления седьмой подзоны; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

д) обоснования предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, а также мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

6. Подготовка проекта решения об установлении приаэродромной территории и информации, указанных в пункте 5 настоящего Положения, осуществляется с учетом положений пункта 3 части 7 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», а также на основе результатов проведенных исследований, в том числе научно-исследовательских работ в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэродрома и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду, и в части, касающейся несоответствия эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

7. Лицо, осуществляющее подготовку проекта решения об установлении приаэродромной территории в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения (далее — разработчик) , направляет проект решения об установлении приаэродромной территории с прилагаемой пояснительной запиской в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения об установлении приаэродромной территории требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее — санитарно-эпидемиологическое заключение) в соответствующий территориальный орган указанной Службы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

Указанный территориальный орган не позднее 30 рабочих дней со дня получения проекта решения об установлении приаэродромной территории выдает разработчику санитарно-эпидемиологическое заключение. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2021 № 2183)

8. Проект решения об установлении приаэродромной территории с прилагаемой пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением п

Приаэродромная территория (ПАТ) – требования к размещению капитальных объектов и частных жилых домов с 1 июля 2021 года

1. Установление приаэродромных территорий – объективная необходимость

Обеспечение безопасности полётов воздушных судов, их взлёта и посадки – государственное требование. Оно, как аксиома, не требует доказательств и ни у кого не вызывает никаких сомнений.

Задача по реализации такого требования в современный период времени проработана в деталях. Одни из них связаны с формированием территорий аэродромов с учётом полос воздушных подходов самолётов к наземным гаваням. Да и взлетают «железные птицы» не вертикально из одной точки.

В любом случае для них требуется не только воздушное пространство, но и немалая земельная площадь, простирающаяся далеко за границы аэродрома.

Если же учесть негативные факторы:

  • вредные выбросы отработанного топлива в атмосферу самолётами на взлёте, маневрировании и посадке
  • воздействие:
    • радиоизлучения от наземных навигационных средств управления полётами
    • радиоизлучения от самолетных навигационных средств
    • шумового давления от работающих двигателей

    то вопрос о том, должен или нет на приаэродромной территории действовать порядок, обеспечивающий безаварийность полётов, безопасность людей, проживающих или работающих в её пределах, имеет всем понятный логический ответ.

    Этому вопросу, чрезвычайно важному во всех смыслах, государство уделяет серьёзное внимание:

    • Положение о приаэродромной территории (ПАТ) утверждено Правительством РФ (Постановление №1460 от 02.12.2017):
      • определяет особенности установления ПАТ, связанные с выполнением полётов воздушных судов:
        • государственной авиации
        • экспериментальной авиации

        В соответствии с ВК РФ (пункт 1 статьи 47) размещение в районе аэродрома:

        • зданий и сооружений
        • линий связи, электропередач
        • радиотехнических объектов
        • других объектов, которые могут:
          • угрожать безопасности полётов воздушных судов
          • создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме

          должно быть согласовано с авиационными властями и Роспотребнадзором.

          Если же «расшифровать» приведённые сведения ВК РФ, то, получится внушительный список того, что нельзя делать на ПАТ без разрешения Росавиации:

          • строить любые здания и сооружения
          • размещать источники радиоизлучения и электролинии
          • проводить газо-нефте-продуктопроводы
          • размещать предприятия, способствующие массовому привлечению птиц
          • размещать вблизи наземных навигационных средств управления полётами:
            • котельные, заводы, способствующие ухудшению видимости в районе полетов самолётов
            • любые конструкции

            Как бы то ни было, но законодательство периодически корректируется. В последнее время в нём изменились отдельные положения, которые прежде были причиной появления проблем, связанных, к примеру:

            • с застройкой ЗУ жилыми домами, другими капитальными объектами, расположенными на ПАТ
            • с трениями между региональными властями и авиационными ведомствами в определении границ ПАТ:
              • приаэродромные территории «накрывают» микрорайоны жилой застройки населённых пунктов, заблокировав в своих границах строительство нового жилья и объектов социальной инфраструктуры

              Пример обновления законодательных норм – доработка ряда федеральных законов, выполненная на основе положений ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (№191-ФЗ от 11.06.2021).

              Основными целями принятия данного закона стали:

              1. создание временно́го резерва (2021 – 2025 годы) для завершения процедуры по формированию границ ПАТ аэродромов/аэоропортов
              2. в период решения задачи по установлению ПАТ:
                • новое строительство в подзонах ПАТ
                • снятие административного барьера для оформления по «дачной амнистии» прав граждан на объекты «бытовой недвижимости», расположенные в границах ПАТ

              С даты вступления ФЗ №191 в силу – 1 июля 2021 года:

              • не требуется согласование с собственниками аэродромов нового строительства, реконструкции, размещения объектов, а также получение санитарно-эпидемиологического заключения управления Роспотребнадзора на ЗУ, предназначенных:
                • для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
                • для ведения гражданами садоводства для собственных нужд
                • для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)
                • для строительства гражданами гаражей для собственных нужд
                • у дачников и частников появился шанс поставить на кадастровый учёт жилые дома, бани, гаражи и прочую бытовую недвижимость – в упрощённом порядке, без согласования строительства с аэродромами/аэропортами и без получения санитарно-эпидемиологического заключения

                Положения закона о новой застройке в ПАТ без согласований и заключений не вечные. Определён срок их применения. Он связан со временем формирования зонального состава ПАТ в полном объёме.

                Рассмотрим, каким образом могут использоваться и застраиваться земельные участки, расположенные в границах ПАТ, какие изменения должны произойти с приаэродромными территориями, после которых «всё вернётся на круги своя».

                2. Особенности приаэродромной территории

                Задачи, решаемые при установлении ПАТ:

                1. обеспечение безопасности полётов воздушных судов
                2. перспективное развитие аэропорта
                3. исключение негативного воздействия оборудования аэродрома и полётов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду

                В соответствии с Правилами установления ПАТ (Постановление Правительства РФ №1460 от 02.12.2017) решение о её утверждении принимается различными ведомствами:

                • Министерством обороны РФ – для аэродромов государственной авиации
                • Министерством промышленности и торговли РФ – для аэродромов экспериментальной авиации
                • Федеральным агентством воздушного транспорта – для аэродромов гражданской авиации

                Границы ПАТ определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов (ПВП) на земную или водную поверхность.

                Ранее ПАТ занимала территорию в радиусе 30 км. С 2017 года определение пределов ПАТ выполняется на основе расчётов. Соответственно, она может занимать меньшую площадь.

                К примеру, на аэродроме Санкт-Петербург (Пулково):

                • размер внешней горизонтальной поверхности ограничения препятствий ПВП установлен в виде круга радиусом 20 км с центром в контрольной точке аэродрома (КТА)
                • в границы ПВП аэродрома Санкт-Петербург попадают город Санкт-Петербург и Ленинградская область

                При обосновании границ ПАТ учитываются:

                • требования к обеспечению безопасности полётов воздушных судов
                • результаты соответствующих расчётов:
                  • расчёта рассеивания загрязнения атмосферного воздуха
                  • расчёта физического воздействия на атмосферный воздух
                  • расчёта оценки риска для здоровья человека

                  ПАТ – одна из 28 зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ). Она должна отображаться в схеме территориального планирования субъектов РФ. Сведения об ограничениях в ПАТ подлежат внесению в ЕГРН.

                  ПАТ устанавливается вокруг каждого аэропорта. На землях, входящих в границы приаэдромной территории, действует особый режим, ограничивающий их использование и застройку.

                  В приаэродромной территории выполняется специальное «воздушно-градостроительное зонирование» в соответствии с требованиями ФЗ №191 и положениями статьи 47 ВК РФ:

                  • в обязательном порядке выделяются 7 круговых подзон различной площади с полосой подхода самолётов
                  • радиус подзон увеличивается по мере их удаления от центрального участка ПАТ – места обслуживания, руления, взлёта/посадки воздушных судов
                  • внешние границы ПАТ совпадают с внешними границами самой крупной 7 подзоны, а до её установления – с внешними границами 6 подзоны
                  • в каждой из подзон ПАТ устанавливаются особые условия использования/застройки земель и реконструкции уже возведённых объектов
                    • 3, 4 и 7 подзоны разбиты еще на отдельные секторы, где установлены разные ограничения

                    Подзоны ПАТ различаются по жёсткости ограничений строительства капитальных объектов:

                    • зависит это от близости подзон к взлётным полосам: чем подзона ближе к ним, тем жёстче в ней ограничения
                    • сведения об ограничениях для ЗУ, расположенных в ПАТ, фиксируются в Росреестре и отображаются в соответствующих картах и схемах градостроительного зонирования

                    Чтобы понять, какие ограничения ПАТ установлены для ЗУ, достаточно заказать:

                    • или выписку из ЕГРН
                    • или градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)

                    Если в этих документах будет указано, что ЗУ расположен в такой-то подзоне ПАТ, то согласование строительства с Росавиацией станет обязательным, как и получение заключения Роспотребнадзора.

                    3. Подзоны приаэродромной территории

                    Первая подзона ПАТ

                    Устанавливается для размещения объектов, предназначенных:

                    • для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок
                    • для обеспечения взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов

                    Границы подзоны определяются по совокупным внешним границам ЗУ, предназначенных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, обеспечивающих авиационную деятельность на аэродроме.

                    Ограничения

                    Запрещается размещать объекты, не соответствующих функциональному назначению подзоны.

                    Вторая подзона ПАТ

                    Выделяется для размещения:

                    • объектов, относящихся к инфраструктуре аэропорта
                    • объектов, предназначенных:
                      • для обслуживания пассажиров
                      • для обработки багажа, грузов и почты
                      • для обслуживания воздушных судов
                      • для хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов
                      • для обеспечения энергоснабжения

                      Границы подзоны определяются по совокупным внешним границам ЗУ, предназначенных для размещения и эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, обеспечивающих аэропортовую и авиационную деятельность на аэродроме.

                      Ограничения

                      Запрет на размещение объектов, не соответствующих функциональному назначению подзоны.

                      Третья подзона ПАТ

                      Устанавливается в границах полос воздушных подходов.

                      В пределах подзоны запрещается размещать объекты, высота которых превышает те ограничения, что установлены для ПАТ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

                      В подзоне разрешается размещать капитальные объекты (в том числе жилые дома) – с соблюдением установленных ограничений по высоте строений.

                      Ограничения

                      В границах подзоны устанавливаются следующие ограничения:

                      1. ограничение использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
                        • запрещается размещать ОКС, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным федеральным органом при установлении соответствующей ПАТ
                      2. ограничения препятствий, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов
                      3. ограничения высоты, соответствующие поверхностям:
                        • лётная полоса
                        • переходная поверхность для взлётно-посадочной полосы (ВПП)
                        • поверхность захода на посадку для ВПП
                        • поверхность взлёта, с учетом информационной поверхности для ВПП
                        • внутренняя горизонтальная поверхность для ВПП
                        • коническая поверхность для ВПП
                        • внешняя горизонтальная поверхность для ВПП

                      Запрещается размещать объекты, функциональное назначение которых не требует их размещения вблизи ВПП, высота которых превышает:

                      • поверхность захода на посадку
                      • поверхность взлета
                      • коническую поверхность
                      • внутреннюю горизонтальную поверхность
                      • переходную поверхность
                      • внешнюю горизонтальную поверхность

                      Для каждой из перечисленных поверхностей устанавливаются ограничения по абсолютной максимальной высоте размещаемого объекта.

                      В случае, если ограничения в других подзонах, входящих в состав ПАТ аэродрома, устанавливают меньшую допустимую высоту, чем в 3 подзоне, то ограничения, требующие меньшую высоту застройки, имеют приоритет.

                      Ограничения, устанавливаемые в 3 подзоне, не ограничивают размещение объектов, функциональное назначение которых требует их размещения в 1 и 2 подзонах.

                      Приоритет у ограничений, требующих меньшую высоту застройки

                      Четвертая подзона ПАТ

                      Устанавливается по границам зон действия средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи:

                      • предназначенных для организации воздушного движения
                      • расположенных вне 1 подзоны

                      В составе 4 подзоны выделяются:

                      1. территория, обеспечивающая в своих границах действие средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи
                      2. зона ограничения застройки, создаваемая с целью исключения индустриальных помех:
                        • в этой зоне устанавливаются ограничения на размещение объектов, способных генерировать или отражать помехи, влияющие на сигналы средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи
                      3. зона ограничения застройки по высоте, состоящая из отдельных замкнутых секторов:
                        • в секторах устанавливается ограничительная высота размещаемых объектов, так как объекты, превышающие данную оградительную высоту, будут являться потенциальными источниками помех за счёт многопутевого распространения сигналов

                      Ограничения

                      В границах подзоны запрещается:

                      • размещение объектов, создающих помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи:
                        • стационарные передающих радиотехнических объектов (ПРТО) с используемыми частотами, функциональное назначение которых не соответствует условиям использования полос радиочастот в РФ
                        • ПРТО мощностью свыше 250 ВТ, не прошедших экспертизу на совместимость с действующими средствами РТОП и авиационной электросвязи аэродрома
                        • ОКС
                        • временных объектов
                        • объектов инженерной подготовки
                        • линейных объектов
                        • размещение машин и механизмов
                        • металлические мосты, электрифицированные железные дороги, проволочные ограждения, промышленные и другие крупные строения

                        Ограничения, требующие меньшую высоту застройки, имеют приоритет.

                        Допускается

                        1. Ограничения, устанавливаемые в 4 подзоне, не ограничивают размещение:

                        • объектов, предназначенных для обслуживания аэродрома и/или)аэропорта
                        • объектов, функциональное назначение которых требует их размещения в 1 и 2 подзонах

                        2. Ограничения, устанавливаемые в 4 подзоне, не применяются в отношении ЗУ и/или расположенных на них объектов недвижимости, у которых:

                        • параметры и характеристики застройки
                        • использование

                        не создают помех в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения.

                        Пятая подзона ПАТ

                        Устанавливается по границам опасных производственных объектов с учётом максимального радиуса зон поражения в случаях происшествий техногенного характера на опасных производственных объектах.

                        Ограничения

                        В границах зоны запрещается размещать:

                        • производственные объекты 1–2 классов опасности, функционирование которых может повлиять на безопасность полётов воздушных судов
                        • магистральные газопроводы и другие объекты, из которых возможен выброс или утечка газа в атмосферу

                        Строительство ОКС и «бытовой недвижимости» возможно – с учётом установленных ограничений.

                        Шестая подзона ПАТ

                        Устанавливается по границам, удалённым на расстояние 15 км от контрольной точки аэродрома (КТА).

                        Ограничения

                        В границах подзоны запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц::

                        • полигоны твёрдых коммунальных отходов
                        • скотобойни
                        • животноводческие фермы
                        • скотомогильники
                        • мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы
                        • объекты сортировки мусора
                        • объекты рыбных хозяйств

                        Седьмая подзона ПАТ

                        Седьмые подзоны в ПАТ занимают самые большие по площади территории. Без них размеры ПАТ были бы в несколько раз меньше.

                        7 подзона ПАТ – шумовая. Она накладывает ограничения на большие территории, попадающие в её пределы.

                        Цель создания 7 подзоны ПАТ – предотвращение негативного физического воздействия (несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям эквивалентного уровня звука, возникающего при полётах воздушных судов).

                        Граница седьмой подзоны выделяется по совокупности:

                        • шумового воздействия
                        • химического воздействия
                        • электромагнитного воздействия от передающих радиотехнических объектов (ПРТО)

                        Границы подзоны определяются расчётным способом, учитывающим следующие факторы:

                        • в части электромагнитного воздействия:
                          • границы зон действия средств радиотехнического обеспечения полётов воздушных судов и авиационной электросвязи
                          • типы используемых воздушных судов
                          • траектории взлёта, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома
                          • расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время)
                          • рельеф местности
                          • климатологические характеристики аэродрома

                          Ограничения

                          Ввиду превышения в 7 подзоне:

                          • уровня шумового и электромагнитного воздействий
                          • концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе

                          в ней запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей ПАТ с учётом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

                          В границах подзоны не допускается использование ЗУ для размещения:

                          • жилой застройки
                          • объектов образовательного и медицинского назначения
                          • спортивных сооружений открытого типа
                          • организаций отдыха детей и их оздоровления
                          • зон рекреационного назначения
                          • зон для ведения садоводства

                          Если химическое, физическое и/или биологическое воздействие объектов, в отношении которых установлены санитарно-защитные зоны, приводят к нарушению качества и безопасности средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями, то размещение таких объектов в 7 подзоне запрещается:

                          • объектов для производства и хранения лекарственных средств
                          • объектов пищевых отраслей промышленности
                          • оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции
                          • комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды

                          как и использования ЗУ в целях производства, хранения и переработки сельхозпродукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.

                          4. Строительство в установленной 7 подзоне ПАТ

                          В границах установленной 7 подзоны ПАТ действует перечень ограничений использования ЗУ и объектов.

                          По причине недопустимого негативного воздействия уровня шума в 7 подзоне на здоровья людей установленные в ней ограничения определяют запреты на строительство/реконструкцию ОКС, на эксплуатацию отдельных видов ОКС.

                          Строительство капитальных объектов (в том числе «бытовой недвижимости») допускается при условии:

                          • подтверждения Роспотребнадзором:
                            • возможности применения мер по предупреждению и/или устранению негативного физического воздействия
                            • приемлемых результатов оценки рисков для здоровья человека, проведённых в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями

                            С одним из примеров решения об установлении ПАТ аэродрома гражданской авиации со всеми 7 подзонами, действующими в них ограничениями, влияющими на использование. застройку ЗУ, реконструкцию объектов можно ознакомиться по ссылке.

                            5. Строительство в неустановленной 7 подзоне ПАТ

                            К 2021 году приаэродромные территории в составе семи подзон установлены не для всех аэродромов. Не все из разработанных проектов ПАТ прошли процедуру согласования с федеральными и местными органами власти.

                            ПАТ признаётся установленной (утверждённой) до 1 июля 2021 года – в случаях выделения в её границах:

                            • шести подзон (с 1 по 6)
                            • семи подзон (с 1 по 7)

                            Если аэродромы введены в эксплуатацию до 1 июля 2021 года и до этой даты в их ПАТ не была выделена 7 подзона, то она подлежит установлению до 1 января 2025 года (пункт 1_1, пункт 8 статьи 4 ФЗ №191).

                            Если в ПАТ выделены (установлены) с 1 по 6 подзоны, то до момента установления 7 подзоны:

                            • застройка и использование ЗУ, расположенных в пределах 6 подзоны может проводиться при наличии санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора (пункт 5.5 статьи 47 ВК РФ)
                            • застройка частными жилыми домами и использование ЗУ для ЛПХ, ИЖС, садоводства, строительства частных гаражей, расположенных в пределах неустановленной 7 подзоны, может выполняться без согласования с авиационными властями и без заключения Роспотребнадзора:
                              • данное законодательное послабление предоставляет гражданам возможность зарегистрировать свою бытовую недвижимость по «дачной амнистии» (в упрощённом порядке), а властям – увеличить шанс на пополнение казны за счёт налоговых платежей
                              • возможно, что с 01.07.2021 согласование и санитарно-эпидемиолгическое заключение не потребуются

                              Дата 01.01.2025 – срок, после которого использование ЗУ, строительство частных жилых домов, реконструкция уже возведённых объектов «бытовой недвижимости», расположенных в пределах 7 подзоны ПАТ, потребует согласования с аэропортами и получения санэпидемзаключения.

                              Примечание

                              Согласование на размещение объекта строительства в приаэродромной территорию проводят:

                              • по аэродромам гражданской авиации – Управление Росавиации соответствующего округа или оператор аэродрома
                              • по военным аэродромам – командование воинских частей (аэродромов)
                              • по аэродромам экспериментальной авиации – штурман аэродрома

                              6. Случаи неприменения ограничений, установленных в 7 подзоне ПАТ

                              Ограничения, установленные в 7 подзоне ПАТ, не применяются в случаях:

                              1. права граждан или юридических лиц на ЗУ и/или расположенных на них объектов недвижимости возникли до дня установления 7 подзоны
                              2. разрешение на строительство (РНС) объектов недвижимости получено до установления подзоны
                              3. строительство объектов, для которых не требуется РНС, застройка началась до установления 7 подзоны

                              Для указанных случаев возмещение убытков гражданам и юридическим лицам в связи с установлением 7 подзоны ПАТ не предусмотрено (пункт 13 статьи 3 ФЗ №191).

                              В соответствии с положениями закона ФЗ №191, уделившим особое внимание требованиям к формированию 7 подзоны ПАТ, исключено большинство видов негативного воздействия, превышение показателей по которым служит основанием для запрещения размещения ОКС.

                              На этой основе в ВК РФ (пункт 3.2 статьи 47) были внесены уточнения:

                              • использования ЗУ, предусматривающих запрет на строительство, реконструкцию, эксплуатацию отдельных видов ОКС в 7 подзоне ПАТ, будет определяться с учётом возможности применения мер по предупреждению/устранению негативного физического воздействия
                              • расчёт оценки рисков для здоровья человека будет устанавливаться/проводиться Роспотребнадзором в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями

                              В отношении формирования 7 подзоны ПАТ положения ФЗ №191 отрегулировали порядок согласования границ приаэродромной территории и её подзон:

                              • уточнён порядок проведения общественных/публичных слушаний по установлению границ подзоны
                              • расширены возможности участников общественных и публичных слушаний:
                                • участники имеют право вносить в адрес организатора слушаний предложения и замечания в форме электронного документа – в период размещения экспозиции, проекта ПАТ, информационных материалов к проекту (соответствует требованиям ГрК РФ (пункт 10 статьи 5.1)
                                • в том числе в границах ПАТ аэродромов, введённых в эксплуатацию до дня вступления в силу закона

                                7. Запрет на снос отдельных зданий и сооружений в конкретных случаях

                                В заключительной части ФЗ №191 изложено положение о конкретных случаях запрета на снос зданий, сооружений, не соответствующих ограничениям, установленным в подзонах ПАТ.

                                Запрет действует в ситуациях, при которых объекты:

                                • были созданы до установления подзон ПАТ
                                • расположены на ЗУ, предназначенных:
                                  • для индивидуального жилищного строительства
                                  • для ведения ЛПХ
                                  • для ведения садоводства для собственных нужд
                                  • для размещения гаража для собственных нужд
                                  • правовому режиму земель
                                  • виду разрешённого использования соответствующего ЗУ

                                  Исключения

                                  На самовольные постройки данная гарантия не распространяется.

                                  Запрет на снос строений не применяется в отношении следующих объектов:

                                  • по которым принято решение о сносе самовольной постройки
                                  • по которым не отменено ранее принятое решение о сносе самовольной постройки или приведении строения в соответствие с установленными требованиям:
                                    • в связи с несоответствием строений обязательным требованиям к количеству этажей и/или)высоте объекта

                                    Возмещение убытков

                                    Убытки, причинённые гражданам, юридическим лицам, публично-правовым образованиям при ограничении их прав на ЗУ и/или расположенные на них объекты недвижимости, возникшие по причине:

                                    • увеличения количества взлётно-посадочных полос аэродрома
                                    • реконструкции существующих взлётно-посадочных полос аэродрома

                                    в связи с установленными на ПАТ ограничениями использования объектов недвижимости и осуществления деятельности подлежат возмещению в соответствии:

                                    1. с земельным законодательством (пункт 5.1 статьи 47 ВК РФ)
                                    2. с ВК РФ (пункт 8 статьи 47)

                                    Условие возмещения убытков – утверждённые мероприятия по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта в целях перспективного развития аэродрома, в том числе строительство, реконструкция взлётно-посадочных полос аэродрома, в следующих материалах:

                                    1. в документах территориального планирования РФ
                                    2. в документации по планировке территории

                                    Приаэродромная территория, включая 7 подзону ПАТ, устанавливается с учётом таких строительства, реконструкции.

                                    Резюме о строительстве жилых домов в подзонах ПАТ

                                    1. Строительство жилых домов в границах установленных подзон ПАТ:

                                    • запрещается категорически в 1 и 2 подзонах
                                    • допускается в 3, 4, 5, 6, 7 подзонах:
                                      • с ограничениями
                                      • при условии получения положительного заключения Роспотребнадзора (выдаётся в течение 30 дней с даты поступления заявления)
                                      • при условии согласования с руководством аэропорта

                                      2. Владельцы «бытовой недвижимости» (жилых и садовых домов, гаражей, погребов, бань, других хозяйственных построек), расположенной в границах ПАТ, смогут зарегистрировать права на неё по механизму «дачной амнистии».

                                      До момента установления 7 подзоны ПАТ строительство объектов в этой подзоне разрешено:

                                      • без проведения согласований с авиационными властями
                                      • без получения санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора

                                      Основная часть частных жилых домов попадает именно в 7 подзону ПАТ. Ранее, из-за сложности согласования с Росавиацией, регистрация дома, расположенного на ЗУ в этой подзоне, оставалась без финала. Отмена согласования строительства значительно упрощает оформление объектов, расположенных на ЗУ с разрешённым использованием:

                                      • ИЖС
                                      • ЛПХ
                                      • для ведения садоводства для собственных нужд
                                      • для строительства гаража для собственных нужд

                                      3. Строительство «бытовой недвижимости» без согласований и заключений можно вести до 1 января 2025 года. Срок соответствует дате завершения процедур по установлению 7 подзоны ПАТ аэродромов/аэропортов, определённой ФЗ №191.

                                      4. После установления ПАТ при использовании ЗУ и для возведения новых объектов недвижимости будет необходимо:

                                      • соблюдать ограничения, установленными для каждой из подзон ПАТ
                                      • проводить согласование с аэропортами и получать санэпидемзаключение

                                      5. Установлен запрет на снос зданий и сооружений на участках ИЖС, ЛПХ, для садоводства, построенных до установления ПАТ, у которых параметры не соответствуют введённым ограничениям.

                                      6. Существует возможность возмещения убытков граждан, юридических лиц и публично-правовых образований при строительстве сооружений аэродрома:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *