Преподавательские услуги по 44 фз что входит
Перейти к содержимому

Преподавательские услуги по 44 фз что входит

  • автор:

Контракт на оказание преподавательских услуг. В каких случаях заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком Оказание преподавательских услуг по 44 фз

На наш взгляд, под понятием «оказание преподавательских услуг» в 44-ФЗ понималось получение учреждением услуг физического лица в области преподавания. Обучение специалистов здравоохранения не может проходить по данному подпункту. Здесь необходимым является работа по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Размещение информации о таких контрактах в ЕИС не требуется, но необходимым является расчет и обоснование начальной цены контракта. В случае проведения закупок у единственного поставщика данную процедуру закупок нельзя применять в размере более пяти процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком.

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух.

1. статья 93 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями на 2 июля 2013 года)»

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений;

2. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 — , — , — , -19 части 1 настоящей статьи , заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1 , , 4 статьи 42 настоящего Федерального закона , а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6 , и 34 части 1 настоящей статьи , заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ . — См. предыдущую редакцию)

3. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

2. Ситуация: Должно ли казенное (бюджетное) учреждение при заключении гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами руководствоваться положениями Закона о контрактной системе

Да, должно, исключение возможно только для бюджетных учреждений (при соблюдении определенных условий).

Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с проведением закупок товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд и нужд бюджетных учреждений. Договоры с гражданами учреждения заключают именно для этих нужд. Поэтому они обязаны руководствоваться положениями данного закона. Подтверждает такой вывод и

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Во многих образовательных учреждениях распространена практика заключения гражданско-правового договора с физическими лицами на оказание преподавательских услуг. Заключение таких договоров возможно и целесообразно в отдельных случаях, однако процедура его заключения, документального оформления и отражения затрат в учете имеет свои особенности.

Возможность заключения договора

Учетом расчетов с преподавателями, с которыми заключаются договоры оказания преподавательских услуг, занимается расчетная группа бухгалтерии. Встречаются случаи, когда одному и тому же преподавателю вуза начисляется и заработная плата по трудовому договору, и почасовое вознаграждение по договору оказания услуг.
Практика заключения гражданско-правовых договоров с преподавателями применяется в том числе по причине имеющихся законодательных ограничений на трудовые договоры преподавателей по совместительству, а учебная нагрузка совместителей может быть весьма значительной.
Согласно постановлению Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее — Постановление № 41) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:
— для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
— для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю;
— для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Для указанных категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора в том числе следующие виды работ:
— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
— осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год.
Соответственно, в случае превышения количества часов, заключения подобных договоров на иных условиях, кроме почасовой оплаты, договор может быть переквалифицирован в трудовой. Основанием для этого является Трудового кодекса РФ, согласно которой в случае, если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, то к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Представим, что вам нужно закупить услуги преподавателя по английскому языку для подготовки старшеклассников к ЕГЭ у физических и юридических лиц. Возможно ли заключение контракта с единственным поставщиком? Является ли допустимым заключение контракта с юридическим лицом?

Из этой статьи вы узнаете:

  • способ определения исполнителя по контракту;
  • как заключить контракт на преподавательские услуги;
  • типовой контракт на оказание образовательных услуг;
  • определение начальной максимальной цены контракта;
  • применение метода сопоставимых рыночных цен.

Когда вы приступаете к процедуре закупки услуг педагога (преподавателя), вы имеете право выбирать способ определения исполнителя по контракту самостоятельно, учитывая при этом все требования Закона № 44-ФЗ. То есть, у вас есть право осуществлять закупку преподавательских услуг с физическими лицами у единственного поставщика. Так прописано в . По такой статье вы вправе заключать контракт лишь с физическими лицами.

Однако, если вам требуется заключить контракт с юридическим лицом, то стоит воспользоваться формулировкой, которая дана в . Она позволяет должностному лицу провести заключение контракта на оказание образовательных услуг с исполнителем, представляющим собой обучающую организацию.

Как заключить контракт на преподавательские услуги

Для заключения контракта с юридическим лицом по ст.93 Закона № 44-ФЗ нужно вписать необходимую закупку в план-график. При этом, не стоит забывать о соблюдении требований Особенностей, которые утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства № 182/7н.

Важно запомнить, что при проведении такого рода закупок вам не .

Расскажем, как происходит процесс закупки услуг преподавателя у физических и юридических лиц, как обосновать НМЦК нормативным методом и правомерно ли заключать контракт с физическим лицом.

Если вас возникла надобность для закупки услуг преподавателя для дополнительных занятий по определенным предметам, будет ли правомерно заключать такой контракт с единственным поставщиком и как правильно выбрать исполнителя?

Законодательством предусмотрено, что вы имеете право самостоятельно выбрать способ определения исполнителя услуг, при этом учитывая требования и особые ограничения, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ. Закон № 44-ФЗ определяет, что можно заключать контракт на оказание преподавательских услуг с единственным поставщиком и у физического лица. Это прописано в п.33 ч.1 . Но стоит понимать, что данный пункт позволяет заключение контракта только с физическими лицами. Соответственно, если вам необходимо заключение контракта с юридическим лицом, то потребуется использовать уже другой пункт закона.

Если вы представляете образовательную организацию, то имеете право заключать контракт с юридическими лицами. Но в случае заключения контракта с юридическим лицом нужно использовать . У вас нет абсолютно никаких оснований использовать в данном случае п.33 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе – он применим лишь к физическим лицам. Важно обратить внимание на то, что в данном случае вам нужно будет включить закупку в план-график. Также при проведении таких закупок вам не требуется .

Определение наименьшей минимальной цены заключаемого контракта

Иногда у заказчика возникают проблемы с правильным определением НМЦК при заключении контракта. Здесь присутствуют свои сложности. При закупке преподавательских услуг у единственного исполнителя обоснование и определение наименьшей минимальной цены контракта производится по одному из ряда возможных для конкретной ситуации методов.

Закупка образовательных услуг: пошаговая инструкция

закупка образовательных услуг

Закупка образовательных услуг — процесс специфичный. Кроме того, что вы соблюдаете все нормы и процедуры Федерального закона 44-ФЗ, вам необходимо принимать во внимание требования Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании».

Приходится тщательно выбирать образовательную услугу, чтобы ее содержание отвечало целям и задачам будущих учащихся. Серьезным моментом становится выбор надежного поставщика образовательной услуги. Важными маркерами для вас должны стать наличие у поставщика образовательной лицензии, достойной репутации и квалифицированных преподавателей. Например, программы АБиУС составлены преподавателями-практиками, соответствуют требованиям профстандартов, у нас есть действующая образовательная лицензия, опыт обучения по 13 направлениям более 20 лет. По этим же признакам можно определить и другие надежные образовательные учреждения.

Итак, чтобы правильно провести закупку образовательных услуг, необходимо совершить следующие действия.

Шаг 1. Определить объект закупки и сформулировать наименование объекта закупки

Как правило, заказчик смотрит, какие программы предлагают учебные учреждения.

Если для программ профессионального обучения рабочих и служащих Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 г. № 513 утвержден перечень специальностей, то дополнительные профессиональные программы учебные заведения разрабатывают сами.

Есть риск, что если заказчик включит в документацию точное наименование такой программы конкретного учебного заведения, то ему укажут на нарушение конкуренции.

При формировании лотов лучше избегать закупать одним лотом образовательные программы, не связанные между собой. Так, обучение административного персонала и мастеров салона красоты лучше разделить на 2 лота (Решение УФАС по Республике Саха от 10.04.2020 г. по делу № 014/06/59-817/2020).

Шаг 2. Выбрать процедуру закупки

Образовательные услуги не включены в аукционный перечень, поэтому выбор процедуры – за заказчиком.

Это может быть конкурс или электронный конкурс, электронный аукцион, запрос предложений в электронной форме или запрос котировок в электронной форме (при НМЦК не более 500 тыс. руб. с ограничением по годовому объему закупок), закупка у единственного поставщика.

При необходимости проводят закрытые процедуры.

В сфере образования заключается много контрактов на небольшие суммы у единственных поставщиков (НМЦК не более 600 тыс. руб.). Это позволяет заказчику учесть личные предпочтения, выбрать конкретных преподавателей.

Самая распространенная процедура – электронный аукцион. Трудоемкую процедуру конкурса, где надо прописывать критерии оценки заявок, заказчики выбирают редко, в основном, когда нужно длительное и дорогостоящее обучение.

Шаг 3. Обосновать НМЦК

При обосновании НМЦК можно использовать все методы, перечисленные в ст. 22 Закона 44-ФЗ. Чаще всего используют метод сопоставимых рыночных цен.

В случаях, когда невозможно определить точный объем услуг, рекомендуется воспользоваться правилами п. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ.

Шаг 4. Запланировать закупку

Закупки образовательных услуг включаются в план закупок (Постановление Правительства РФ № 552 от 05.06.2015) и план-график (Постановление Правительства от 05.06.2015 № 553). Все данные отражаются в ЕИС.

Для этого вам в том числе понадобятся точное наименование образовательных услуг, общая характеристика их содержания, обоснование НМЦК. В плане-графике нужно указать способ определения исполнителя.

Допустимо проведение совместных закупок образовательных услуг, что также указывается в плане-графике (п. 10 ст. 34 Закона №44-ФЗ).

Шаг 5. Разработать и разместить извещение и документацию

При составлении документации для закупки образовательных услуг, помимо указания объекта закупки и цены необходимо установить требования к участнику закупок. Для осуществления образовательной деятельности (если речь не идет о ИП, работающем на себя или резиденте «Сколково») нужна лицензия (ст. 91 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Требование к участнику закупок о наличии лицензии на соответствующий вид образовательных услуг должно обязательно быть в документации. Допускать участника при отсутствии у него лицензии нельзя. Иногда характер услуг требует и наличие допуска к государственной тайне.

Не забудьте детализировать объект и указать:

количество часов. Минимальная длительность программ дополнительного профессионального образования – от 16 часов для программ повышения квалификации и от 250 часов для программ профессиональной переподготовки (приказ Минобрнауки от 01.07.2013 г. № 499). Чтобы заказчика не обвинили в ограничении числа участников, указывать точное количество часов в документации не стоит;

периодичность или график обучения, организация проживания и трансфера при очной форме обучения (при необходимости);

наличие и особенности проведения аттестации, условия и порядок выдачи диплома, подтверждающие оказание услуги документы;

количество обучающихся. Данный показатель учитывают при расчете и обосновании НМЦК. В документации, техническом задании можно более подробно прописать детали, количество человек в группах и пр.;

форму обучения (очная, заочная, дистанционная) и место оказания услуг.

В приложении к лицензии на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования не указывается место оказания услуг. Поэтому признать заявку участника не соответствующей требованиям документации только на том основании, что адрес заказчика не совпадает с местом оказания услуг, нельзя (Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 27.02.2020 г. о дел № 44-1161/20).

УФАС по Новосибирской области выразила сомнение в соответствии участника из Владивостока требованиям документации и возможности оказания им услуг по конкретному адресу в г. Новосибирске (Решение УФАС по Новосибирской области от 25.03.2019 г. № 054/06/69-460/2019).

Шаг 6. Подготовить проект и заключить контракт

Проект контракта готовится и размещается в ЕИС в составе документации. В нем должны быть отражены все важные условия оказания услуг, в.т.ч. характерные именно для образовательного процесса – возможность привлечения сторонних преподавателей, замена преподавателей, порядок внесения изменений в расписание, порядок подтверждения прохождения обучения и пр.

Должны быть обязательно включены в контракт санкции за неисполнение обязательств, может быть предусмотрено одностороннее расторжение.

В случае, если профессиональную переподготовку проходят федеральные государственные гражданские служащие, то используется типовой контракт, утвержденный Приказом Минтруда России от 29.10.2015 г. №797н.

Однако, действие Приказа не распространяется на организацию обучения работников казенных и бюджетных учреждений, других государственных гражданских служащих, при организации обучения населения службами занятости.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Закупки образовательных услуг по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ

Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями контрактной системы по закону от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ) и по правилам закупок для отдельных видов юридических лиц по закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — Закон № 223-ФЗ), активно приобретают платные образовательные услуги. В данной статье рассмотрены юридические особенности закупок образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, приведены результаты анализа информации из реестров закупок, контрактов и договоров единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС), иной статистической и финансовой информации, представлены рекомендации по повышению эффективности и обеспечению законности закупок образовательных услуг.

Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями контрактной системы по закону от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) и по правилам закупок для отдельных видов юридических лиц по закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ), активно приобретают платные образовательные услуги. В данной статье рассмотрены юридические особенности закупок образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, приведены результаты анализа информации из реестров закупок, контрактов и договоров единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), иной статистической и финансовой информации, представлены рекомендации по повышению эффективности и обеспечению законности закупок образовательных услуг.

1. Описание объекта закупки

Чтобы правильно сформулировать условия закупки образовательных услуг, в том числе подготовить описание объекта закупки и проект контракта (договора), необходимо учитывать требования федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к таким услугам и к договору об образовании.

К сожалению, немногие специалисты в сфере закупок знают о различиях между дополнительным профессиональным образованием и профессиональным обучением, хотя данные виды образовательных услуг являются наиболее распространенными объектами закупки как в рамках обязательного обучения, так и при необходимости инициативного повышения квалификации работников заказчика. Составители классификатора ОКПД2 также не обратили внимание на законодательно установленные различия указанных образовательных программ и в группе «85.42 Услуги по дополнительному профессиональному образованию» предусмотрели подкатегорию «85.42.19.900 Услуги по профессиональному обучению прочие», при этом для профессионального обучения выделен отдельный подкласс «85.3. Услуги по профессиональному обучению».

При рассмотрении вопроса о соответствии претендента на заключение договора требованиям, установленным законодательством, необходимо учитывать, что в лицензии на осуществление образовательной деятельности эти два вида образовательных программ выделяются отдельно в качестве разрешенных видов деятельности: профессиональное обучение; дополнительное образование (подвид: дополнительное профессиональное образование).

Еще более запутанными выглядят формулировки описаний объекта закупки о форме обучения: дистанционная форма, онлайн-обучение не являются формами обучения в смысле, который заложен в этом понятии Законом об образовании. Но от формы обучения (количества часов обязательных занятий педагогического работника с обучающимися) существенно зависит стоимость образовательных услуг и эффективность закупки. Поэтому при планировании закупки образовательных услуг необходимо в первую очередь определиться с видом образовательной программы и формой обучения, соответствующими потребностям заказчика (работников заказчика, чье обучение планируется, именуемых в законодательстве об образовании обучающимися).

Согласно статье 73 Закона об образовании, профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Оно реализуется через программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, не требует наличия высшего или среднего профессионального образования у обучающихся, завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

Согласно статье 76 закона об образовании, дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; реализуется с помощью программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; требует, чтобы обучающиеся имели или находились в процессе получения высшего и (или) среднего профессионального образования. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (не заказчиком!).

Согласно статье 17 закона об образовании, обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Любая из этих форм может быть реализована с применением дистанционных образовательных технологий.

Если организация реализует образовательные программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в лицензии не указывают адреса мест осуществления образовательной деятельности; сведения и подтверждающие документы о наличии помещений для осуществления образовательной деятельности претенденты в лицензирующий орган не предоставляют. Следовательно, такие лицензиаты не вправе проводить обучение без применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Те организации, которые осуществляют образовательную деятельность как с применением дистанционных технологий, так и без них, предоставляют в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие помещений для осуществления образовательной деятельности. Это место (или места) указываются в лицензии, однако сфера дополнительного профессионального образования и профессионального обучения предполагает возможность оказания образовательных услуг без ограничения по территориальному признаку. На это неоднократно указывали антимонопольные органы при рассмотрении жалоб, если комиссии по осуществлению закупок отклоняли заявки участников, у которых в лицензии не указано необходимое заказчику место оказания образовательных услуг, со ссылкой на часть 4 статьи 91 Закона об образовании 1 . Следовательно, отклонять заявку, если в лицензии претендента указано место осуществления образовательной деятельности, не соответствующее требованиям заказчика к месту оказания образовательных услуг, а объектом закупки являются услуги в сфере дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, нельзя.

Выводы по пункту 1: в описании объекта закупки (задании на оказание образовательных услуг) должны быть указаны: наименование, вид и примерный перечень вопросов необходимой заказчику образовательной программы, форма обучения, требование или недопустимость использования дистанционных образовательных технологий, место оказания образовательной услуги (например, в виде названия конкретного города), сроки освоения образовательной программы, минимальное и максимальное (при необходимости) количество часов обучения (если форма обучения очно-заочная, с разбивкой на количество часов очного и заочного обучения).

2. Требования к участникам закупки

В извещении об осуществлении закупки (документации) следует правильно сформулировать требование о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, с указанием вида необходимой программы; перечислить исключения, когда наличие лицензии не требуется (исключением является осуществление образовательной деятельности частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»).

Статьей 32 Закона об образовании предусмотрено, что индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Если они оказывают образовательные услуги без привлечения наемных работников, лицензия им не требуется. Однако индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования. Соответственно, объединять в один лот закупки услуг в сфере дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, нельзя.

Следует обратить внимание на проблему подтверждающего документа в отношении наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности.

С учетом внесенных с 01.01.2021 в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» изменений лицензирующие органы перестали выдавать бланки лицензий на бумажных носителях. Разрешение на ведение лицензируемой деятельности подтверждается записями в реестрах. Лицензирующий орган с 01.01.2021 предоставляет заявителям выписку на бумажном носителе или в электронном виде. В решениях антимонопольных органов по жалобам неоднократно был сделан вывод о том, что с 1 января 2021 бумажная лицензия не подтверждает наличие у лицензиата лицензии, подтверждением наличия лицензии является запись в реестре лицензий. Следовательно, нельзя требовать от участника закупки копию лицензии или её электронный образ.

Практика закупки образовательных услуг и рассмотрения жалоб показывает, что в качестве подтверждающего документа о соответствии участника требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, заказчики вправе требовать выписку из реестра лицензий, содержащую сведения о лицензии на осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2343, с приложениями (при наличии). Однако сама выписка содержит фразу: «Выписка носит информационный характер, после ее составления в реестр лицензий могли быть внесены изменения». Следовательно, члены комиссии по осуществлению закупок обязаны самостоятельно проверить наличие записи о лицензии в соответствующем реестре, поэтому смысл требования выписки из реестра, если реестр является открытым, не совсем понятен. Полагаем, что в отношении лицензирования образовательной деятельности можно не устанавливать требование о предоставлении подтверждающих документов в составе заявки на участие в закупке. Аналогичное разъяснение в отношении реестра членов СРО было дано в письме Минфина России № 24-01-07/95279, Минстроя России № Б0737-СИ/02 от 03.10.2022 о том, что выписка из реестра не является документом, подтверждающим членство в СРО, а реестр сведений о членах СРО подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступен для ознакомления без взимания платы.

Важно также помнить, что образовательная деятельность по дополнительным профессиональным программам и программам профессионального обучения не требует государственной аккредитации. Требовать и проверять аккредитацию участника необходимо только в случае закупки услуг по обучению в сфере охраны труда (Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда»). Следовательно, обучение в сфере охраны труда необходимо закупать отдельно от других видов образовательных услуг.

Выводы по пункту 2. В извещении об осуществлении закупки (документации о закупке) необходимо установить требование к участникам закупки о наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности, с указанием вида необходимой программы; перечислить исключения, когда наличие лицензии не требуется. В качестве подтверждающего документа можно требовать выписку из реестра лицензий, а можно требование о предоставлении подтверждающего документа не устанавливать, поскольку выписка таковым документом не является, а подтверждением наличия лицензии является запись в открытом реестре лицензий, который ведет Рособрнадзор. Реестр доступен в сети «Интернет» по ссылке https://obrnadzor.gov.ru/.

Не следует в одной закупке объединять услуги по дополнительному профессиональному образованию и профессиональному обучению и (или) обучению в сфере охраны труда, так как требования к участникам закупки таких видов обучения различны (индивидуальные предприниматели не вправе оказывать услуги в сфере дополнительного профессионального образования). Нельзя требовать от участника закупки копию лицензии или её электронный образ; при закупке услуг в сфере дополнительного профессионального образования и профессионального обучения нельзя требовать наличия государственной аккредитации, общественной аккредитации организации или профессионально-общественной аккредитации образовательной программы.

3. Подготовка проекта контракта

При подготовке проекта контракта (договора) для закупки образовательных услуг следует учитывать обязательные условия, которые необходимо включить в такой договор, в соответствии со статьей 54 Закона об образовании и пунктом 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». В частности, необходимо включить в проект договора следующие условия, без которых он может считаться ничтожным:

  • фамилию, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон;
  • права, обязанности и ответственность обучающегося;
  • наименование лицензирующего органа, номер и дату регистрации лицензии (как реквизит для заполнения по результатам закупки);
  • форму обучения;
  • вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

К сожалению, большинство специалистов по закупкам даже не подозревают, что при закупке образовательных услуг они должны включить в проект договора (контракта) сведения об обучающемся; правильно, с учетом законодательства об образовании, указать форму обучения, вид выдаваемого документа по результатам обучения. Дополнительно возникает вопрос о законности размещения на официальном сайте ЕИС персональных данных обучающегося (фамилии, имени, отчества, адреса, телефона) с точки зрения соблюдения требований федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Статья 51 Закона № 44-ФЗ не предусматривает возможность заполнения этих сведений при размещении в ЕИС проекта контракта, направляемого на подпись участника по результатам закупки. Законного способа урегулирования этого противоречия различных нормативных актов пока нет. Можно только порекомендовать Заказчикам предусматривать в проекте договора (контракта) форму заявки с указанием персональных данных обучающегося, которую заказчик должен направить исполнителю в процессе исполнения договора на оказание платных образовательных услуг.

Выводы по пункту 3. При подготовке проекта договора (контракта) необходимо учитывать не только требования законодательства о закупках (статей 34, 94, 95 Закона № 44-ФЗ, Положений о закупке по 223-ФЗ), но и обязательные условия договоров об образовании, предусмотренные статьей 54 Закона об образовании и пунктом 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1441. Рекомендуется предусматривать в проектах договоров (контрактов) направление заказчиком исполнителю заявки на обучение с указанием персональных данных обучающегося; а также не устанавливать в проектах договоров (контрактов) условия, которые не соответствуют законодательству об образовании (например, дистанционную форму обучения) и (или) которые организация, осуществляющая образовательную деятельность, по Закону об образовании определяет самостоятельно (например, форму итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ). В целях исполнения требований Закона № 44-ФЗ о переходе с 1 апреля 2024 г. к структурированному электронному контракту необходима разработка Минпросвещения и Минобрнауки России проектов типовых условий контрактов на обучение по различным видам образовательных программ.

4. Выбор способа определения исполнителя образовательных услуг

Способ определения исполнителя образовательных услуг заказчики выбирают с учетом ряда факторов, важнейшие среди которых:

  • вид обучения (обязательное или инициативное);
  • форма обучения (очная, с отрывом от работы, или заочная, с применением дистанционных образовательных технологий);
  • место обучения (по месту нахождения заказчика или с выездом в командировку);
  • количество обучающихся по одному договору (индивидуальное обучение или групповое).

Анализ информации в реестре контрактов ЕИС об исполненных контрактах на оказание услуг по повышению квалификации (код ОКПД2 85.42.19.900) за период с 1 июля 2022 г. по 31 марта 2023 г. показал, что достаточно большая доля услуг по обязательному повышению квалификации с заочной (дистанционной) формой обучения (50% из 20 случайно выбранных контрактов) реализуется по необоснованно низкой цене, по результатам электронных аукционов с ценовым снижением НМЦК более чем на 90%.

В приложении № 1 (Таблица № 1) представлен перечень контрактов на оказание услуг по повышению квалификации по Закону № 44-ФЗ с необоснованно низкой стоимостью обучения (от 78,57 руб. 569,5 руб. за обучение 1 человека в объеме от 36 часов до 144 часов).

Закон об образовании предусматривает при любой форме обучения обязательный объем занятий педагогического работника с обучающимися.

Стоимость преподавательских услуг, по данным реестра контрактов ЕИС (по результатам анализа контрактов на преподавательские услуги, заключенных на основании пункта 33 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ), колеблется в диапазоне от 1000 руб. за час до 2069 руб. за час. (результаты выборки таких контрактов представлены в Приложении № 2 (Таблица № 2).

Сопоставление данных реестра контрактов ЕИС о стоимости обучения и стоимости преподавательских услуг наглядно показывает, что стоимость обучения в объеме 144 часов в размере 169 руб. за одного человека является необоснованной, не сопоставимой с реальными затратами на оказание таких образовательных услуг. Установленная в контрактах (Таблица № 1) стоимость заочного обучения с применением дистанционных образовательных технологий подтверждает, что такое обучение осуществляется без привлечения квалифицированных преподавателей, что противоречит требованиям Закона об образовании. Результат исполнения таких контрактов нельзя назвать обучением. Любая проверка органов Прокуратуры может легко выявить, что обучение по сути по таким контрактам не осуществляется. За указанную стоимость слушателям заказчика предоставляется только доступ в систему дистанционного обучения и выдается удостоверение о повышении квалификации. Это означает, что бюджетные средства расходуются нецелевым образом, и отсутствие реального обучения сознательно предполагается и заказчиком, и исполнителем при заключении контракта на оказание услуг по повышению квалификации.

Выводы об отсутствии взаимодействия обучающихся с преподавателями подтверждают и данные сервиса «Прозрачный бизнес» ФНС России о налоговой и бухгалтерской отчетности исполнителей образовательных услуг.

Один из исполнителей образовательных услуг по цене 80,5 руб. за человека в своей налоговой отчетности показал среднесписочную численность сотрудников – 3 человека, размер уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд за год — 6 021.4 руб.

Другой исполнитель, реализующий обучение по цене 78,57 руб. за человека, показал среднесписочную численность работников – 1 чел., страховые взносы в Пенсионный фонд не перечислял.

Практика работы преподавателем в учебном центре «Финконт» показывает, что некоторые слушатели уверены, что получат удостоверение о повышении квалификации без каких-либо усилий и освоения учебного материала. В ответ на разъяснение о том, что такой вариант «обучения» не соответствует закону, иногда слышишь: «больше мы к вам учиться не приедем, выберем другой учебный центр».

Проведенный по данным ЕИС анализ контрактов на обязательное обучение, заключенных по результатам проведения электронных аукционов по Закону № 44-ФЗ, показал, что по аналогии с запретом на проведение электронных аукционов на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления необходимо ввести запрет на закупку образовательных услуг способом электронного аукциона. Это будет способствовать реальному, качественному повышению квалификации врачей, медицинских сестер, государственных и муниципальных служащих, специалистов бюджетных и казенных учреждений, в том числе в сфере охраны труда и безопасности.

Пока такой запрет не введен, проблему недобросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг можно решить правильным описанием объекта закупки, выбором в качестве приоритетного способа определения поставщика электронного конкурса или единственного исполнителя, жестким контролем на этапе приемки качества оказанных образовательных услуг с назначением ответственным за приемку не самого слушателя – получателя образовательной услуги, а, как минимум, его непосредственного руководителя, заинтересованного в реальном повышении квалификации подчиненного сотрудника.

Следует отметить, что в реестре контрактов ни по одному из контрактов, оплаченных по необоснованно низкой цене образовательных услуг, исполнителю не предъявлено претензий и не начислено неустойки. Даже когда в описании объекта закупки было указано: «Образовательная программа включает в себя: комплексную подготовку по направлениям, указанным в приложении, освоение теоретических и практических знаний, участие в тренингах.», никто не задумался на этапе приемки, что практические знания и тренинги невозможно качественно провести за 155 руб. Получается, что три стороны образовательных отношений: исполнитель, заказчик и слушатель сознательно оказывают, принимают и получают некачественные услуги, не имеющие реального результата и не являющиеся по сути обучением, в целях получения необходимой для работы «корочки», что может быть рассмотрено и в качестве состава уголовного преступления, а не только как нецелевое расходование бюджетных средств.

Анализ способов определения исполнителей образовательных услуг по данным выборки из реестра контрактов ЕИС за период с 1 июля 2022 г. по 1 апреля 2023 г. показал, что только 10% контрактов были заключены по результатам электронных конкурсов и 10% — по результатам электронных запросов котировок, остальные – по результатам электронных аукционов.

В целях оптимального выбора исполнителя образовательных услуг, с учетом качества предлагаемых услуг, квалификации участника закупки и разумного ценового предложения, некоторые заказчики предпочитают проведение электронных конкурсов. Однако с учетом последних изменений в постановлении Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…» в части оценки количества только штатных работников участника закупки («работников в значении, предусмотренном трудовым законодательством»), конкурсы с высокой долей значимости показателя «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» превращаются в способ определения исполнителей только среди государственных учреждений высшего и (или) дополнительного профессионального образования, так как негосударственные организации чаще привлекают для своих образовательных услуг внештатных сотрудников по договорам гражданско-правового характера. Положительно следует оценить использование показателей качественных характеристик образовательных услуг с учетом количества привлекаемых высококвалифицированных специалистов – практиков в соответствующей тематике курса повышения квалификации сфере (например, при проведении конкурса с реестровым номером 0809500000323000033 был использован критерий оценки заявок «характеристики объекта закупки» (значимость – 50%) с показателями:

  • Количество практических работников государственных органов (органов местного самоуправления), привлекаемых для проведения аудиторных занятий, чел.;
  • Количество преподавателей, привлекаемых для проведения аудиторных занятий в рамках реализации дополнительной профессиональной программы, имеющих ученую степень (ученое звание), чел.

На практике проведение электронных конкурсов связано для заказчиков с существенными сложностями, в том числе с высокими рисками обжалования установленного порядка оценки заявок, поэтому большинство заказчиков, с учетом невысокой стоимости разовых образовательных услуг, предпочитают для заключения договоров (контрактов) на обучение (повышение квалификации) работников использовать способ закупки у единственного исполнителя (на основании пунктов 4, 5, 33 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ).

По данным ЕИС за март 2023 г. в реестре контрактов размещено и исполнено 37 контрактов с предметом «услуги по повышению квалификации», код ОКПД2 85.42.19.900, на общую сумму 930683,56 руб. Средняя цена одного контракта 25154 руб., наибольшая цена контракта: 129846,6 руб., наименьшая цена: 313,48 руб.

13 контрактов заключены по результатам электронных аукционов, остальные – на основании закупки у единственного поставщика по пункту 33 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ.

На агрегаторе «Березка» за март 2023 г. заключены 737 контрактов на повышение квалификации, с ценами от 288,88 руб. до 553 500 руб.

На портале поставщиков Москвы за аналогичный период заключено 1510 контрактов по коду ОКПД2 85.42.19.900 с ценами от 486,96 руб. до 989604,00 руб. (Контракт с ценой 989604,00 руб. заключен на обучение 17 человек по цене 58 212 руб. за одного слушателя, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ). На сумму 822 250 руб. заключен контракт № ЕДП-0083-23 от 23 марта 2023 г. по Закону № 223-ФЗ на обучение сотрудников танцам различных направлений.

Анализ закупок услуг по повышению квалификации по Закону № 223-ФЗ по данным ЕИС провести сложнее, так как часть информации не размещена на официальном сайте. Простая выборка договоров с наименованием «повышение квалификации» за март 2023 г. показала результат в количестве 190 договоров. Анализ способов закупки для договоров с наибольшими ценами показал следующее.

Договор с ценой 4 283 940,00 руб. заключен по результатам закупки у единственного исполнителя, в целях подготовки летных экипажей на тренажерном устройстве имитации полета (20 часов обучения за 214 197 руб. за час).

Договор с ценой 9 594 100,00 руб. заключен по результатам закупки у единственного исполнителя в целях обучения в 2023 г. 804 человек по различным программам, стоимость реализации которых варьируется от 2400 руб. (обучение оказанию первой помощи) до 28100 руб.

Договор с ценой 9 588 080,00 руб. заключен по результатам конкурса в электронной форме в целях обучения 408 работников по программам в сфере информационных технологий (НМЦД конкурса 16 435 200,00 руб., было подано 5 заявок), с единичными ценами за обучение одного человека от 4000 руб. до 12000 руб.

Договор с ценой 5000000 руб. заключен по результатам закупки у единственного исполнителя, с приложением 366 образовательных программ, обучение по которым осуществляется по заявкам заказчика.

Договор с ценой 10 500 000,00 руб. заключен по результатам запроса предложений в электронной форме. Одним из критериев оценки заявок со значимостью 10% было «Наличие тренажёра «Модус» для подготовки персонала энергетической отрасли по управлению и ликвидации технологических нарушений в работе электрических сетей (разработчик компания «Модус», г. Москва)», на участие в закупке было подано 2 заявки.

Минимальная цена договора на повышение квалификации по Закону № 223-ФЗ за март 2023 г. составила 1000 руб. за обучение 4 человек мерам пожарной безопасности и обучение водителей.

Среди способов закупки по Закону № 223-ФЗ преобладает единственный исполнитель, но также используются аукционы, конкурсы, запросы котировок, запросы предложений, конкурентные отборы.

Выводы по пункту № 4. Наиболее распространенным и оптимальным способом определения исполнителя образовательных услуг как по Закону № 44-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ является единственный поставщик (подрядчик, исполнитель). Контракты заключаются с использованием агрегатора «Березка», порталов поставщиков, электронных магазинов, как с проведением процедуры понижения цены (котировочной сессии), так и напрямую с исполнителями, предлагающими необходимые заказчикам услуги (например, через размещение оферты на портале поставщиков).

Существенное и необоснованное снижение цены на образовательные услуги можно наблюдать при закупках обучения по обязательным программам повышения квалификации, реализуемым с использованием дистанционных образовательных технологий, в заочной форме способом электронного аукциона. В результате, как правило, такое обучение осуществляется без непосредственного взаимодействия обучающихся с преподавателем, что нарушает требования, установленные Законом об образовании. При надлежащей организации процесса приемки образовательных услуг такие услуги не должны быть приняты и оплачены Заказчиком как не соответствующие требованиям законодательства.

Практика рассмотрения антимонопольными органами жалоб на закупки образовательных услуг показывает, что чаще всего участники обжалуют порядок оценки заявок в случае проведения заказчиком электронного конкурса, в частности, по критерию «квалификация участников закупки».

Например, УФАС по Республике Татарстан признало обоснованной жалобу на установление заказчиком требования по оценке исполненных договоров, только в случае, если они исполнены без применения штрафных санкций, что не предусмотрено постановлением Правительства от 31.12.2021 г. № 2604 и было признано нарушением требований законодательства о контрактной системе (решение от 02.03.2023 г. по делу №016/06/42-243/2023).

Общий вывод, который можно сделать из проведенного анализа правил и практики закупок образовательных услуг по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ, следующий: для качественного результата необходимо обеспечить соблюдение законности и нацеленность на эффективность обучения на всех этапах закупки образовательных услуг, начиная с подготовки описания объекта закупки и обоснования начальной (максимальной) цены договора (контракта) и заканчивая приемкой образовательных услуг и оценкой их соответствия требованиям законодательства об образовании, а также удовлетворенности обучающихся реальными результатами повышениях их квалификации.

Богацкая Софья Германовна,

Руководитель направления по государственным,

муниципальным и корпоративным закупкам

УМЦ «Финконт», к.э.н.

Таблица № 1. Контракты на оказание услуг по повышению квалификации с минимальной стоимостью обучения (с применением дистанционных образовательных технологий – ДОТ) за период с 01.07.2022 г. по 01.04.2023 г.

Наименование образовательной программы

Кол-во часов, форма обучения

Стои-мость за 1 чел., руб.

Номер контракта в реестре контрактов ЕИС

Оказание образовательных услуг по повышению квалификации: работа со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в документах об антитеррористической защищенности объектов (территории)

72 ч, заочная, с применением ДОТ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ «КОНДИНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»

Оказание образовательных услуг по повышению квалификации по дополнительной профессиональной программе «Противодействие коррупции»

72 ч, заочная, с применением ДОТ

ФКУ «ГЛАВНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)» МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ

Программа повышения квалификации «Эпидемиология, диагностика и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП)»

36 ч, дистанционная

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ТИХВИНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА ИМ.А.Ф.КАЛМЫКОВА»

Повышение квалификации по программе «Вопросы повышения качества предоставления муниципальных услуг

72 ч, заочная, с применением ДОТ

АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НИЖНЕСОРТЫМСКИЙ

Повышение квалификации в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

36 ч, дистанционная

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ДОЛЖАНСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Обучение на повышение квалификации по программе «Сестринское дело по физиотерапии», «Сестринское дело в педиатрии», «Сестринское дело по массажу»

144 ч., дистанционная, очная, заочная

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ «НЯГАНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»

Оказание услуг по повышению квалификации по программе «Преподаватель по оказанию первой помощи пострадавшим»

72 ч., дистанционная форма обучения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 49 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»

Оказание услуг по повышению квалификации среднего медицинского персонала для ГБУЗ «ГБ № 1 г. Миасс») Стоматологическая помощь населению

144, заочная, с применением ДОТ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1 ИМЕНИ Г.К. МАВРИЦКОГО Г. МИАСС»

Курс повышения квалификации, профессиональная патология

72 ч., дистанционно

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ «КУЕДИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА»

Таблица № 2. Стоимость преподавательских услуг, согласно данным реестра контрактов ЕИС за период с 01.07.2022 г. по 31.03.2023 г.

Предмет преподавательских услуг

Стоимость за час (единицу)

Номер контракта в реестре ЕИС

преподавательские услуги : чтение лекций и проведение практических занятий по программе повышения квалификации «Налогообложение прибыли организаций»

1 100,00 руб. за час

преподавательские услуги : прием экзамена по программе повышения квалификации «Планирование, организация и технология проведения налогового мониторинга»

Оказание преподавательских услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Основы противодействия коррупции на государственной гражданской службе Российской Федерации»

2069 руб. за ак. час

Оказание преподавательских услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Эффективные письменные коммуникации в органах власти»

2069 руб. за ак. час

Оказание преподавательских услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными закупками»

1500 руб. за ак. час

Преподавательские услуги по программе повышения квалификации «Совершенствование деятельности государственных гражданских служащих Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан, уполномоченных на осуществление регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники»

1000 руб. за час

1 Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 03.03.2023 по делу № 44-676/23

Закупка образовательных услуг по 44‑ФЗ

Беккер П. Р.

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) — дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Принцип профессионализма заказчика закреплен в законе о контрактной системе. Контрактные управляющие, специалисты по закупкам, члены закупочной комиссии должны своевременно повышать квалификацию. В то же время закупка образовательных услуг заказчиком может потребоваться и для иных направлений деятельности (пожарно-техническая, электробезопасность и др.).

Объект закупки

Для реализации курса обучения может потребоваться как классическая программа дополнительного профессионального образования, повышения квалификации с выдачей удостоверения или диплома, которые необходимы в том числе для исполнения требований ч. 2
ст. 9 и ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, так и блиц-тренинги по конкретным вопросам, зачастую включающие элементы консалтинга, что куда удобнее с точки зрения экономии времени и оперативного получения прикладных знаний. Исполнителем, в свою очередь, будет либо образовательная организация, имеющая лицензию на образовательную деятельность, либо приглашенный эксперт.

В конце статьи вы найдете полезную шпаргалку!

В конце статьи есть шпаргалка

Выбор способа закупки

Закупка у единственного поставщика

Посредством закупки у единственного поставщика можно закупить серию тренингов, стоимость каждого из которых не превышает 600 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Правда, годовой объем всех закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. Если заказчик обладает крупным бюджетом для закупок, то он может применить альтернативное ограничение, установленное законом для того же пункта: за год все закупки, проведенные по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должны в совокупности превышать 50 млн руб. и при этом не должны составлять более 10% совокупного годового объема закупок.

Исключения из этого правила установлены лишь для сельских поселений, которые могут проводить закупки на сумму до 600 тыс. руб. без ограничения по совокупному объему, а также для заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства. Для учреждений культуры и образовательных организаций установлены ограничения п. 5
ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, закупки в неконкурентном режиме можно проводить на сумму
до 600 тыс. руб. с предельным суммарным объемом 30 млн руб. и 50% совокупного годового объема.

Кроме того, на основании п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно без ограничения суммы заключить контракт на оказание преподавательских услуг с физическим лицом без проведения конкурентной закупки образовательных услуг. В обоих случаях закон не требует от заказчика ни публикации извещения о закупке у единственного поставщика, ни обоснования цены и иных условий контракта.

Важно! Закупка у единственного поставщика не означает закупку у первого попавшегося продавца. При выборе образовательной организации или эксперта заказчику необходимо сравнить предложения и выбрать лучшее с ценой, не превышающей рыночной.

Закупка запросом котировок в электронной форме

Если заказчику не подходит ни контракт с физическим лицом, ни контракт на сумму до 600 тыс. руб. с юридическим лицом, то можно провести запрос котировок, так как образовательные услуги не входят в так называемый аукционный перечень товаров, работ, услуг, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Запрос котировок позволяет провести конкурентную закупку максимально оперативно. Заказчик вправе использовать этот способ закупки в случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб.

Правда, годовой объем закупок, проведенных посредством запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объема закупок заказчика или 100 млн руб., если СГОЗ за прошедший год составил менее 500 млн руб. (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Еще более важным ограничением является то, что победителем запроса котировок становится участник, предложивший наименьшую цену контракта. Закон № 44-ФЗ запрещает устанавливать требования к квалификации участника, пусть даже при закупке образовательных услуг, а значит, могут возникнуть проблемы с качеством проведенного обучения.

Закупка аукционом и конкурсом в электронной форме

То же самое ограничение, связанное с невозможностью оценки качества предлагаемого образования, относится и к закупке образовательных услуг посредством аукциона. Несмотря на то что ч. 7 ст. 24 Закона № 44-ФЗ разрешает использование аукциона при закупке любых товаров, работ и услуг, при наличии у заказчика свободного времени и ресурсов при закупке образовательных услуг разумнее провести конкурс для получения наилучшего результата закупки, снизив возможные риски демпинга цены, что не запрещено законом.

При конкурсе доминирующим фактором выбора победителя закупки может являться критерий квалификации или качества услуг, а не цены. В рамках Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 при закупке образовательных услуг до 60% значимости критериев оценки заявок отводится качеству услуг, квалификации, в то время как минимальное значение критерия цены не может быть ниже 40% значимости при оценке конкурсных заявок. Разумеется, значение неценового критерия может быть и менее 60%, но не более. Порядок присвоения баллов по качественным и квалификационным критериям необходимо включить в извещение при объявлении конкурса. При проведении закупки образовательных услуг конкурсом у заказчика значительно повышаются шансы пройти обучение не у того, кто предложил наименьшую цену, а у того, кто готов оказывать более качественные услуги.

Планирование закупки

В любом случае закупку образовательных услуг необходимо начать с включения соответствующих строк в план-график закупок (за исключением малой закупки до 600 тыс. руб.), документ в обязательном порядке публикуется в ЕИС.

В план-график закупок, форма которого установлена Постановлением Правительства РФ № 1279 от 30.09.2019, помимо идентификационного кода закупки необходимо включить:

  • наименование закупаемых образовательных услуг;
  • код классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2);
  • объем финансового обеспечения;
  • планируемый год размещения извещения об осуществлении закупки.

Обоснование НМЦК

Законом предписывается использовать определенные методы обоснования начальной (максимальной) цены конкурентной закупки. При необходимости несколько методов могут быть использованы одновременно. Но, как правило, при закупке образовательных услуг заказчик для обоснования начальной (максимальной) цены использует метод сопоставимых цен, тем более что именно этот метод назван в законе приоритетным.

Метод сопоставимых рыночных цен, иначе называемый методом анализа рынка, заключается в установлении начальной цены на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров или при их отсутствии однородных товаров.

  • Идентичные товары, работы, услуги имеют одинаковые характерные для них основные признаки.
  • Однородные товары — товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции или быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен.

Важно обратить внимание на источники информации, которые будут использоваться для обоснования цены. В целях применения метода анализа рынка может использоваться:

  • общедоступная информация о рыночных ценах;
  • информация о ценах, полученная по запросу заказчика у потенциальных исполнителей;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен образовательных услуг в ЕИС.

К общедоступной информации, которую можно использовать при закупке образовательных услуг, относится:

  • информация о ценах, содержащаяся в уже исполненных контрактах: эти сведения можно найти в реестре контрактов, опубликованном в ЕИС;
  • информация о ценах, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
  • информация государственной статистической отчетности;
  • информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен.

Заказчик может использовать и иные источники информации, помимо перечисленных выше, закон этого не запрещает.

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены методические рекомендации по обработке полученной информации для обоснования начальной (максимальной) цены. Важно помнить, что эти рекомендации служат лишь ориентиром для заказчика, а не императивными нормами — применение собственных формул обоснования начальной цены не является нарушением.

Согласно методическим рекомендациям, заказчик, получив информацию из указанных выше источников, должен выбрать не менее трех цен и высчитать на их основе среднюю арифметическую. При этом в расчетах не рекомендуется использовать цены, которые отклоняются от среднего значения более чем на треть.

Для упрощения процедуры формирования НМЦК можно использовать самостоятельные расчеты в Excel или готовые бесплатные решения.

Формулы для самостоятельного расчета НМЦК в таблице Excel в конце статьи!

В конце статьи есть шпаргалка

Извещение о закупке

На стадии планирования закупки заказчик не обязан иметь финализированный вариант извещения и описания объекта закупки. Однако к моменту размещения извещения и документы, и проект контракта должны быть подготовлены и выверены. Хотя при проведении большинства конкурентных способов выбора поставщика у заказчика есть возможность внести изменения в извещение и после объявления закупки, но пользоваться этой возможностью стоит с осторожностью. Во-первых, такие изменения увеличивают срок проведения закупки. Во-вторых, если необходимые изменения не были своевременно внесены, то это может оставить лазейку для недобросовестного поставщика или осложнить работу с добросовестным поставщиком.

Разумеется, сам процесс подготовки закупки не является публичным. Однако он может опираться на сведения, уже размещенные в Единой информационной системе. Извещение публикуется в ЕИС в момент объявления закупки вместе с описанием объекта закупки и проектом контракта. Именно публикация извещения в ЕИС является официальным моментом старта конкурентной закупки.

Центральным элементом любой закупки является описание объекта закупки — того, что, собственно, нужно приобрести заказчику. Наименования и базовые требования к объекту закупки закладываются еще в плане-графике. Они фигурируют и в извещении с привязкой к каталогу товаров, работ, услуг.

Описывать объект закупки необходимо как можно более детализированно. Порой для такой детализации может потребоваться даже составление технического задания, которое, по сути, является развернутым описанием объекта закупки.

Важно! Описание объекта закупки необходимо точно воспроизвести в проекте контракта, а техническое задание, при наличии такового, оформить как приложение к контракту, указав, что оно является неотъемлемой частью контракта.

Закон № 44-ФЗ требует, чтобы заказчик обеспечил максимальную конкуренцию между поставщиками. Чтобы участников закупки было как можно больше, закон запрещает заказчику:

  • Указывать в описании объекта закупки средства индивидуализации без оговорки «или эквивалент».
  • Использовать произвольную терминологию. Если при описании объекта закупки не используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, установленные в соответствии с законодательством о техрегулировании и стандартизации, то в извещении должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
  • Устанавливать не предусмотренные Законом № 44-ФЗ требования к участнику закупки. В частности, запрет касается требований к квалификации участника закупки, к его опыту работы, деловой репутации, наличию у него финансовых, трудовых и других ресурсов.

При объявлении закупки одновременно публикуются извещение о закупке, описание объекта закупки и проект контракта.

Извещение — это, по сути, сжатая информация о закупке, включая формализованное описание объекта закупки, предназначенная для того, чтобы участники максимально оперативно могли ознакомиться с ключевыми условиями закупки и сделать вывод о том, насколько она им интересна. Извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе:

  • наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика;
  • идентификационный код закупки;
  • способ определения поставщика;
  • срок, место и порядок подачи заявок на участие в закупке;
  • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и размер обеспечения исполнения контракта, если таковые установлены заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ, и иную информацию о закупке в соответствии со cт. 42 Закона № 44-ФЗ.

Если законодательством Российской Федерации установлены специальные требования к лицам, осуществляющим поставку объекта закупки (например, лицензии), то указание на предоставление соответствующих документов также включается в извещение о закупке.

При этом важно помнить, что по смыслу п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона «О лицензировании» и п. 17 ст. 2 Закона «Об образовании» требование о лицензии заказчик имеет право установить лишь при закупке образовательных программ, в т.ч. программ повышения квалификации и профпереподготовки. Проведение разовых лекций, тренингов и мастер-классов или даже серии таких мероприятий является разновидностью образовательных услуг, но не относится к учебным программам в смысле ст. 12 Закона «Об образовании» и, соответственно, не подразумевает обязательного наличия у исполнителя лицензии. А значит, если объект закупки указан заказчиком не как «образовательная программа», а как «лекция», «консультационное мероприятие» и т.п., то требование о предоставлении участником закупки лицензии будет необоснованным.

При госзакупках услуг в сфере образования Закон № 44-ФЗ допускает заключение контракта с несколькими участниками одной закупки. При этом возможность заказчика заключить контракт с несколькими участниками закупки также должна быть установлена в извещении о закупке. Там же во избежание споров необходимо предусмотреть и порядок распределения образовательного подряда между несколькими лучшими участниками (ч. 10 ст. 34).

Основные правила описания объекта закупки

  1. Предмет закупки должен быть понятен и не допускать неоднозначного толкования. Из описания объекта закупки любой ее участник должен понять, какие именно услуги и в каком объеме должны быть оказаны заказчику. К примеру, в техническом задании используются термины «ментор», «групповой коучинг», «коуч-сессия», «VIP-тренинг», «краш-тест», которые не являются определенными, не относятся к профессиональной педагогической квалификации/деятельности и не могут быть отнесены к описанию качества непосредственно образовательных услуг (Решение Вологодского УФАС России от 04.03.2015 № 5-2/32-15).
  2. Объем услуг и порядок обучения должны быть зафиксированы. Извещение должно содержать данные по количеству групп и обучающихся в группе. В противном случае отсутствие указанной информации не позволяет просчитать стоимость оказываемых услуг и подготовить ценовое предложение для подачи заявки (Решение Московского УФАС России от 17.07.2018 по делу № 2-57-8737/77-18).
  3. Не рекомендуется закупать одним лотом образовательные услуги, относящиеся к разным рынкам. К примеру, при закупке услуг по обучению сотрудников заказчика охране труда и пожарно-техническому минимуму можно получить обоснованную жалобу (Решение Красноярского УФАС России от 04.12.2019 № 024/06/105-2425/2019).
  4. Заказчик вправе устанавливать требования к очному или дистанционному формату обучения и сопутствующим услугам. К примеру, при наличии обоснованной потребности к таким требованиям может относиться необходимость доставки сотрудников до места обучения, питания и т.д.
  5. Требования к преподавательскому составу не должны звучать как требования о наличии у участника закупки трудовых ресурсов в силу ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, которая не допускает включения в описание объекта закупки требований о наличии у участника закупки ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта. К примеру, недопустимым является указание в техническом задании требований к преподавательскому составу в части наличия ученой степени, минимального объема публикаций в перечне изданий ВАК и т.д.
  6. Наименование и единицы измерения закупаемых образовательных услуг должны соответствовать КТРУ, а требования технического задания не должны противоречить условиям типового контракта.

Проект контракта

Проект контракта публикуется одновременно с извещением о закупке. В нем фиксируются ключевые положения, связанные с закупаемыми образовательными услугами и условиями их оказания. В проекте контракта должны быть отражены все параметры будущего обучения, за исключением тех, которые предложены в составе заявки победителя закупки. И это первый момент, который необходимо отследить заказчику: не осталось ли связанных с обучением вопросов, которые не фигурируют ни в проекте контракта, ни в заявке участника.

Второй момент, обусловленный спецификой закупки образовательных услуг и одновременно требованиями контрактной системы о приемке результатов исполнения контракта, заключается в фиксации как самого факта проведения обучения, так и результатов этого обучения. Порядок фиксации необходимо отразить в проекте контракта.

Кроме того, в контракте необходимо зафиксировать право исполнителя на привлечение к проведению обучения сторонних специалистов, в т.ч. соисполнителей, или отсутствие такого права. Если заказчик готов предоставить это право исполнителю, то необходимо зафиксировать пределы участия сторонних специалистов в проведении обучения, а также требования к таким специалистам.

Наконец, в контракте имеет смысл описать факторы, исключающие обвинения в ненадлежащем исполнении обязательств. Помимо стандартного форс-мажора по ГК РФ, это могут быть болезнь, неотложная командировка или увольнение сотрудника, направленного на обучение, либо аналогичные ситуации на стороне преподавателей. Здесь же необходимо описать порядок действий сторон, направленный на то, чтобы контракт все же был исполнен: это может быть алгоритм переноса лекций, заочного обучения прогульщика, замены уволенного работника и т.п.

Помимо этого, Закон № 44-ФЗ требует включить в проект контракта:

  • условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, и размерах соответствующих санкций;
  • условие о порядке и сроках оплаты оказанных услуг;
  • условие о сроках возврата заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если поставщиком выбрана именно такая форма обеспечения исполнения контракта).

Если контракт заключается с физическим лицом, то в него включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. При этом Верховный суд РФ указывает на то, что одного упоминания о праве заказчика на одностороннее расторжение достаточно и дублировать в тексте контракта все предусмотренные законом случаи необязательно.

Немаловажным является обязательство заказчика применять типовые контракты, если предмет закупки совпадает с тем, что указан в размещенном типовом контракте. Разработанные и размещенные типовые контракты в библиотеке призваны снизить риск ошибок и злоупотреблений со стороны заказчиков. В настоящее время при закупке образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих необходимо использовать типовой контракт № 1573000000116001.

Приемка и оплата оказанных услуг

Приемка результатов исполнения контракта осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом. Для проверки уже оказанных образовательных услуг, предусмотренных контрактом, заказчик обязан провести экспертизу и подписать по ее итогам составленный в произвольной форме документ о соответствии оказанных услуг требованиям контракта. Экспертиза результатов оказания образовательных услуг может быть проведена заказчиком по его выбору как своими силами, так и с помощью привлеченных экспертов и экспертных организаций.

Важно! Приемка оказанных услуг осуществляется в электронном виде с помощью функционала ЕИС путем электронного актирования, которое подразумевает осуществление электронного документооборота между заказчиком и исполнителем контракта в рамках Закона № 44-ФЗ.
Обязательно учитывайте то, что обязанность электронного актирования предусмотрена в отношении извещений о закупках, которые были размещены с 01.01.2022. Приемка по иным контрактам, извещения о проведении которых были размещены ранее 01.01.2022, возможна в бумажной форме, без обязательного применения функционала ЕИС (Письмо Казначейства РФ от 28.12.2021 № 95-09-11/10-640).

При закупке услуг по обучению законодательство не требует привлечения внешних экспертов для оформления приемки ни в случае заключения контракта по результатам конкурной закупки, ни в случае закупки у единственного поставщика. В такой ситуации экспертизу менее трудозатратно будет провести силами собственных сотрудников, тем более что законодательство не устанавливает каких бы то ни было требований ни к уровню квалификации таких сотрудников, ни к минимальному численному составу экспертной комиссии. Рационально и экспертизу, и приемку образовательных услуг возложить на сотрудников, имеющих отношение к проведенному образованию, например на руководителей прошедших обучение сотрудников либо на главу отдела, отвечающего за обучение персонала.

Ключевым вопросом экспертизы является выявление соответствия оказанных услуг требованиям контракта, которое следует проводить в соответствии с размещенным в проекте контракта закрытым перечнем признаков, свидетельствующих о несоответствии проведенного обучения требованиям контракта. Ответ на этот вопрос оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком. В случае создания приемочной комиссии этот документ подписывается всеми членами комиссии и утверждается заказчиком.

При отрицательном заключении эксперта, экспертной комиссии, ответственного за приемку сотрудника или приемочной комиссии заказчик имеет право отправить исполнителю мотивированный отказ в письменной форме. Мотивация заключается в указании на несоответствие проведенного обучения требованиям подписанного контракта. Впрочем, заказчик вправе не отказывать в приемке результатов обучения, если выявленное несоответствие, по его мнению, не препятствует приемке и устранено исполнителем.

Классическим способом проверки оказания образовательных услуг является итоговая проверка знаний. Кроме того, факт оказания образовательных услуг можно проверить фиксацией факта проведения занятий, в т.ч. посредством регистрации слушателей, — в этом случае полезно с точки зрения наличия доказательной базы проставление ими подписей напротив своих фамилий в листе посещения каждого занятия.

Для участия в контроле качества образовательных услуг заказчику еще на стадии формирования извещения и проекта контракта имеет смысл установить в них по крайней мере ключевые вопросы, которые должны быть разъяснены слушателям по итогам обучения. Если по итогам обучения большое количество прошедших его сотрудников не способно ответить на эти вопросы, то это может стать основанием для отказа в приемке результатов обучения не менее весомым, чем фактически непроведенные лекции. Разумеется, даже в рамках контрактной системы это основание для отказа в приемке с указанием критического количества неосвещенных вопросов и проваливших проверку слушателей необходимо указать в контракте.

Что касается оплаты, то согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ ее срок не может превышать семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Есть исключения, к примеру, когда в соответствии с законодательством расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению — срок оплаты в этом случае должен составлять не более 10 рабочих дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *