Не выдали чек при покупке какая статья
КоАП РФ Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14.5. КоАП РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 240-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, —
влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, а также лицо, направившее в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2, 4 или 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:
на момент обращения лица с заявлением в налоговый орган либо направления лицом в налоговый орган кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
представленные сведения и документы либо кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Каков штраф за непробитие чека ККМ?
Согласно п. 2 ст. 2.1 закона «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ предприятия и ИП, работающие с ККМ, обязаны пробивать чеки при расчетах с использованием наличности и платежных карт. Под расчетами понимается прием и выдача денежных средств.
О том, что нужно сделать, если чек не был пробит из-за поломки ККТ, читайте в материале «Без ККТ и без штрафа — ФНС рассказала, когда это возможно».
Налоговые органы, в соответствии со ст. 7 закона № 54-ФЗ, имеют право на осуществление контроля правильности применения ККМ и полноты учета выручки у организаций и ИП. В рамках осуществления своих полномочий налоговики могут получать полный доступ к ККМ, проводить проверки правильности ее работы, выносить предписания о наложении взысканий и устранении нарушений. Штраф за не пробитый по кассе чек также может быть наложен в случае жалобы покупателей в отдел защиты прав потребителей.
Заметим, что проверять ККТ налоговая инспекция может без предупреждения.
Чтобы минимизировать шансы получить штраф, воспользуйтесь разъяснениями экспертов «КонсультантПлюс» об основных правилах применения ККТ предприятиями. Получите пробный доступ к публикации на данную тему совершенно бесплатно.
Штраф за непробитие чека по кассе и другие аналогичные правонарушения
Непробитие чека — это неприменение ККТ, то есть нарушение требований закона № 54-ФЗ. Если ФНС обнаружит его, то оштрафует (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
- должностное лицо предприятия, например директора (или ИП), на 25–50% от выручки, которая не была пробита на кассе (но не менее 10 тыс. руб.);
- предприятие как юрлицо — на 75–100% от выручки, по которой не оформлены чеки (но не менее 30 тыс. руб.).
При повторном нарушении, и если непробитая сумма составила 1 млн руб. И более, возможны (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):
- на должностное лицо — дисквалификация на 1–2 года;
- на ИП и юрлицо — приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Штраф, который грозит предприятию в случае обнаружения факта невыдачи покупателю чека, согласно п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ, может доходить до 10 тыс. руб. ИП или должностному лицу это обойдется взысканием до 2 тыс. руб. Правда, если повезет, нарушители могут отделаться и предупреждением.
Есть также специфический штраф по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ — за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям. Например, если это онлайн-касса, не зарегистрированная в реестрах ФНС. Размер штрафа:
- на должностное лицо (или ИП) — от 1500 до 3 тыс. руб.;
- юридическое лицо — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Следует иметь в виду, что штраф за нарушения по ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ назначается в размере 1/3 от минимальной величины, если выполнены условия, определенные ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ. Например, если предприятие признало нарушение и до вынесения постановления по делу о таком нарушении исполнило обязанности по закону № 54-ФЗ (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ).
Узнать больше об особенностях привлечения предприятий к административной ответственности вы можете из тематической публикации, подготовленной экспертами «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к ней бесплатно.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ предприниматели несут точно такую же админответственность, как и должностные лица (если КоАП не предписывает иное). При этом ст. 14.5 КоАП никаких оговорок, защищающих ИП, не содержит.
Итоги
Несоблюдение регламента применения ККМ, в том числе непробитый чек, — это правонарушение, грозящее наложением штрафа как на организацию, так и на ее должностных лиц или ИП. Постарайтесь не допускать этого, а уж если нарушение произошло, попробуйте убедить контролеров в непреднамеренности ваших действий и желании избегать этого впредь.
Отсутствие кассовой ленты, похоже, больше не освобождает от штрафа за невыдачу чека
В письме, датированном концом марта, ФНС указала, что если клиент просил, но чек на бумаге не выдан, то продавца оштрафуют, даже если был отправлен электронный чек. В том числе, отсутствие кассовой ленты — проблема продавца.
Ведомство напомнило, что в ходе расчета продавец обязан:
- выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе;
- или по запросу клиента (покупателя) предоставить чек в электронном виде, если до момента расчета тот предоставил данные об электронке (телефоне), на которую данную информацию нужно отправить.
Невыдача кассового чека на бумаге (при условии направления фискальных данных в налоговую) по вине продавца (например, закончилась кассовая лента, в момент расчета вышло из строя чекопечатающее устройство и так далее) влечет наказание по части 4 статьи 14.5 КоАП:
- для должностных лиц – предупреждение или штраф от полутора тысяч до трех тысяч рублей;
- для юрлиц – предупреждение или штраф 5-10 тысяч рублей.
Напомним, что примерно в середине марта ФНС обещала не штрафовать за отсутствие чеков вследствие перебоев с кассовой лентой. Однако новое письмо, где говорится об ответственности продавца за такие случаи, вышло 24 марта, что позволяет предположить, что "лафа закончилась".
Если покупатель попросил чек (БСО) в электронном виде, обязанность продавца по выдаче чека считается исполненной в момент направления чека.
Вместе с тем, если, кроме электронного чека, покупатель запросил бумажный, а его не выдали – продавца привлекут к ответственности по части 6 статьи 14.5 КОАП:
- должностных лиц ждет предупреждение или штраф в размере двух тысяч рублей;
- юрлицам "светит" предупреждение или штраф 10 тысяч рублей. Фирмы и ИП из отдаленных или труднодоступных местностей – не исключение (письмо от 24 марта 2022 г № АБ-3-20/2677@).
Кстати, порядок обжалования решений по проверкам ККТ был скорректирован. Результат проверки ККТ теперь можно обжаловать "выше" только через госуслуги, но в течение этого года можно обратиться и напрямую в суд – обязательный досудебный порядок тут пока не действует.
Если не пробили чек
Налоговая штрафует ИП и компании за такое нарушение, даже когда его причиной стали скачки электроэнергии, поломка кассового аппарата или ошибка работника. Но вы можете настоять на уменьшении штрафа или вовсе избежать наказания
Наказание за нарушение
Если при продаже товаров, оказании услуг или выполнении работ не выдать чек, то будет грозить административная ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Минимальный штраф для организаций – 30 тыс. руб., для руководства компаний и ИП – 10 тыс. руб.
Конечно, не всегда компании и предприниматели умышленно нарушают правила применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Иногда это происходит из-за невнимательности сотрудника или технического сбоя. В таких случаях можно добиться уменьшения размера штрафа или даже предотвратить привлечение к ответственности.
Уведомление налоговой о нарушении – способ избежать ответственности
Если письменно заявить в налоговую инспекцию, что чек вовремя не пробит, и предоставить чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), то ответственность не последует (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ). Главное – сделать это до того, как налоговая узнает о нарушении.
Не успели – придется платить штраф 1 . Впрочем, и из этой ситуации есть выход.
Малозначительность нарушения – шанс на освобождение от наказания
Освободить от административного наказания могут при малозначительности нарушения, т.е. при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Это нарушитель и должен будет доказать в суде.
Однако суды квалифицируют нарушения как малозначительные в исключительных случаях и с учетом всех обстоятельств дела. Доводы о тяжелом имущественном положении, добровольном устранении последствий и возмещении ущерба тут не помогут. Нарушение может быть признано малозначительным, если, например, чек не пробит за товар, который стоил 10 руб.
Замена штрафа на предупреждение
Если нарушение совершено впервые, отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда и наказание в виде предупреждения за совершенное нарушение законом не предусмотрено, то штраф может быть заменен на предупреждение (ч. 2 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ). Например, в одном деле суд заменил назначенный предпринимателю штраф в размере 10 тыс. руб. на предупреждение 2 .
Однако у ФНС другой подход. Налоговая видит в неприменении ККТ угрозу причинения вреда экономической безопасности страны, так как налоги в полном объеме в бюджет не уплачиваются. Поэтому добиться замены штрафа на предупреждение сложно, особенно если сумма по чекам внушительная, и судебная практика это подтверждает 3 .
Уменьшение размера штрафа
Штраф может быть назначен в размере менее минимального с учетом характера нарушения, его последствий и финансового положения нарушителя (ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ). Но такой штраф должен быть не меньше половины минимального размера штрафа.
То есть компания может рассчитывать на штраф от 15 тыс. до 30 тыс. руб., а руководство компании и ИП – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Ответственность за несколько нарушений как за одно
Если налоговая при проверке выявила два и более нарушения, ответственность за которые предусмотрена одной статьей КоАП РФ, то наказание последует как за одно нарушение (ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ).
Это также касается случаев, когда проверяющие искусственно разделяют контрольное мероприятие на несколько и затем выписывают несколько штрафов 4 .
Взыскание убытков с директора компании
Если компанию оштрафовали из-за действий ее директора, то собственник бизнеса может взыскать с него убытки. Например, сумму штрафа, которую выплатит компания.
Взыскание убытков возможно при наличии вины директора и причинно-следственной связи между его действиями и привлечением компании к ответственности 51 .
Рекомендации предпринимателям
Если не пробили чек, необходимо:
- как можно быстрее сформировать чек коррекции и уведомить о нарушении налоговую, где вы состоите на учете;
- проинструктировать сотрудников о правилах применения ККТ и последствиях их нарушения. Объясните, как действовать, если допущено нарушение.
Если налоговая инспекция пришла с проверкой до того, как вы сообщили о нарушении, рекомендую:
- все равно сформировать и передать проверяющим чек коррекции;
- оценить законность действий налогового органа. Например, при проверке выполнения требований законодательства о применении ККТ могут быть проведены только контрольная закупка, документарная или выездная проверка, выездное обследование, наблюдение за соблюдением обязательных требований 6 .
Если налоговая вынесла постановление об административном правонарушении, а вы с ним не согласны – обжалуйте его в арбитражный суд. В зависимости от обстоятельств просите суд:
- освободить от ответственности в связи с малозначительностью нарушения;
- заменить штраф предупреждением;
- уменьшить размер штрафа.
1 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 апреля 2022 г. № Ф10-434/2022 по делу № А54-3685/2021.
2 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 1 ноября 2022 г. № Ф10-4352/2022 по делу № А09-1619/2022.
3 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 января 2023 г. № Ф01-8242/2022 по делу № А43-17231/2022.
4 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2023 г. № Ф07-876/2023 по делу № А56-18074/2022.
5 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 3 февраля 2023 г. № Ф05-35330/2022 по делу № А40-1129/2022.
6 Пункт 18 Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2022 г. № 272 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей». Письмо ФНС России от 30 января 2023 г. № Д-5-20/7@ «Об организации и проведении контрольных мероприятий за применением контрольно-кассовой техники в 2023 году».