Какие поступления преобладают в доходах федерального бюджета
Перейти к содержимому

Какие поступления преобладают в доходах федерального бюджета

  • автор:

Какие налоги больше всего кормят бюджет РФ?

Какие налоги дают больший вклад в бюджет? Почему Москва пирует? Действительно ли Москва живет хорошо за счет регионов? Разбираемся в статье.

Если взглянуть на федеральный бюджет РФ, то основной вклад в доходы бюджета вносят нефтегазовые налоги и НДС:

  • Общие налоговые доходы = 25,2 трлн
  • Нефтегазовые доходы = 9 трлн (35,7%)
  • НДС внутренний + импортный = 5,5 + 3,7 = 9,2 трлн (36,5%)

На НДС даже приходится большая доля поступлений в бюджет (36,5%), чем на нефтегаз (35,7%).

В федеральный бюджет входят доходы только от федеральных налогов: НДС, нефтегаза, табачных акцизов, 3% налога на прибыль (3% уходит в федеральный бюджет, 17% в региональный), часть средств от алкогольных акцизов направляется в федеральный бюджет (здесь полный список).

В региональный и местный бюджет входят доходы от НДФЛ (85% региональный и 15% местный), налога на прибыль (17%), УСН, транспортный, имущественный, земельный и др (доходы регионального и местного бюджета).

Если взглянуть на консолидированный бюджет РФ (включает в себя федеральный, региональный и местный), то:

  • Общие доходы = 48,1 трлн
  • Нефтегазовые доходы = 9 трлн (18,7%)
  • НДС внутренний + импортный = 5,5 + 3,7 = 9,2 трлн (19,1%)
  • Налог на прибыль = 6,1 трлн (12,7%)
  • НДФЛ = 4,9 трлн (10,2%)
  • Страховые взносы = 9 трлн (18,7%)

Страховые взносы (18,7%) дают такой же вклад, как нефтегаз (18,7%) и НДС (19,1%).

А доля налога на прибыль в доходах бюджета даже больше, чем внутренний НДС (6,1 млн против 5,5 млн).

Если учесть потенциальный доход бюджета от обеления серой зарплаты, то доходы бюджета по НДФЛ и страховым взносам увеличатся на

2 трлн рублей соответственно, то тогда страховые взносы будут самой жирной статьей налогового дохода (по определению страховые взносы не являются налогом, хотя фактически их можно назвать налогом).

Бюджет государства на 28,9% пополняют зарплатные налоги. С учетом серой зарплаты эта доля составит 33%, что больше почти в 2 раза, чем доход от нефтегаза или НДС.

Однако нефтегаз создает рабочие места и цепочки производства, которые увеличивают доходы государства по всем остальным налогам. Так что совокупное влияние нефтегаза на доходы бюджета все же больше 18,7%. Точно просчитать очень сложно, но по ощущениям кажется, что это цифра около 25%.

Если же рассматривать бюджеты субъектов (например, Москвы), то картина будет следующая:

  • Налоговые доходы = 2,9 трлн (6% от консолидированного бюджета РФ)
  • НДФЛ = 1,4 трлн
  • Налог на прибыль = 1,1 трлн
  • Поступления от УСН, патентов и СЗ = 167 млрд
  • Прочие налоги = 290 млрд (торговый сбор, транспортный налог и т.п.)

Доля доходов от НДФЛ и налога на прибыль составляет 48% и 38% соответственно.

По налоговым доходам Москва — лидер среди всех субъектов РФ, что неудивительно: много людей, много компаний, большие зарплаты.

Например, доходы Санкт-Петербурга за 2021 год составили 850 млрд рублей. Меньше, чем поступления от налога на прибыль в Москве.

А налоговые доходы Ярославля составили скромные 8 млрд (дотации, субсидии и субвенции составили 16 млрд, в 2 раза больше, чем налоговые доходы города).

Москва — нереальный жир по налоговым поступлениям в сравнении с регионами. Причина одна: крупный бизнес сосредоточен в Москве (порядка 300 из 500 самых крупных компаний в РФ зарегистрированы в Москве). А значит они платят налог на прибыль и НДФЛ в местный бюджет, открывают офисы, нанимают на работу людей, люди тратят зарплату, бизнес вкладывает деньги и экономика начинает крутиться.

При этом Москва является одним из крупнейших доноров в федеральный бюджет — 1,87 трлн Москва перечислила в федеральный бюджет (при 180 млрд поступлений из федерального бюджета). Лидер — Ханты Мансийский автономный округ (нефтянка) с отчислениями в федеральный бюджет в 3,75 трлн рублей.

Некоторые государственные деятели предлагали «раскидать» офисы крупных компаний в разные регионы от Калининграда до Владивостока, чтобы крупный бизнес создавал рабочие места и платил налоги в местный бюджет. Но дальше высказываний дело не пошло.

Это логично. На крупный бизнес сильно влияет политика, а значит нужно быть как можно ближе к телу влияния. Плюс в регионах намного хуже развита инфраструктура, а значит крутых специалистов будет сложно привлечь к работе в какой-нибудь Челябинск. Но инфраструктурные проблемы менее значительны, чем централизация власти.

Поэтому фразу «регионы кормят Москву» (на самом деле это не так) логично перефразировать в «централизация власти кормит Москву».

Telegram канал про бухгалтерию и налоги для предпринимателей на языке предпринимателей.

Трэш, было бы хоть кому то из экономистов во власти не пофиг на народ, уже бы ввели закон о регистрации в области которой ведется деятельность для всего.

А в какой области ведется деятельность компании, в которой 40 человек трудятся программиста и, из них 20 в офисе в Москве, 10 в офисе в Нижнем Новгороде, а еще 10 на удаленке раскинуты между регионами страны? А тестировщик вообще в Амстердаме сидит.
А компании, которая добывает в ЯНАО, качает нефть/газ через всю страну, логистику планирует сидя в Усть-Урюпинске, а головной офис — в Санкт-Петербурге?

Кажется, тут не всё так просто

Юридические лица регистрируются по месту нахождения органа управления, а по месту ведения деятельности должно регистрировать филиалы или обособленные подразделения. Региональные и местные налоги платятся, соответственно, по месту нахождения таких подразделений.
Предприниматели регистрируются по месту жительства, там же и платят налоги (кроме патента).

Статья написана абсолютно нечитабельно. С наглядностью числовых данных беда — представлены в виде маркированного списка и нужно очень внимательно всматриваться, что бы понять — все данные в списке надо суммировать, или сумма вверху списка. С Ярославлем вообще мутки : 8 млрд * 2 = 16 млн. Дизлайк короче.

++ и ещё желательно в долларах бы все писать

ой, а как так получилось? и даже руки не выкручивали, обязывая весь крупняк из регионов перевозить в москву? и не скупали компании региональные?

Это логично. На крупный бизнес сильно влияет политика, а значит нужно быть как можно ближе к телу влияния.

логично, что так удобнее контролировать, что б в регионах не дай бог не появилась какая то финансовая независимость, что б можно было за победившего на выборах коммунистах, а не едросню обрезать федеральные поступления, собранные с этого же региона, и наказать.

Централизация власти, с точки зрения политики очень правильно, с точки зрения экономики скорее всего нет

Они зарегистрированы-то в Москве, а платят налоги в бюджеты регионов, в которых расположены филиалы и рабочие места.

Агамс, а без централизации власти Москва бы не кормилась за счёт регионов, а процветала исключительно за счёт невиданного трудолюбия москвичей и невероятно развитого самодостаточного уникального высокотехнологичного производства. Прохладнейшая история, что уж ещё добавить.

Татьяна, читать имеете, ещё бы научиться понимать прочитанное.
150 ярдов $ это где-то 9 триллионов рублей, бюджет Москвы 3,5 триллиона.
Структура ниже.
Доля Москвы в консолидированном бюджете 7,2%, а доля населения 10%.

А если серьезно, то хочется верить, что в РФ было бы несколько крупных городов и центров экономики. Это развивало бы конкуренцию и все яйца не лежали бы в одной корзине (во всех смыслах).

Без централизации власти Москва не смогла бы централизовать финансовые потоки. Так что процитированное утверждение совершенно верно. А процветала бы она или нет, автор не заявлял.

Централизация нефтегазовых доходов.. А что по Татарстану? — они вроде умеют эффективно бороться с централизацией и делают это лучше многих..

Это тоже присутствует, т.к. много компаний из группы нефтегаза зарегистрированы в Москве и платят налоги в казну Москвы.

А что по Татарстану? — они вроде умеют эффективно бороться с централизацией и делают это лучше многих..

По доходам регион на 7 месте (411 млрд за 2021 год). Налоговые доходы = 311 млрд. Около 80 млрд поступило в бюджет из других бюджетов РФ (безвозмедно).

Есть страны, где доля этих доходов 70%, а не 30%, мы же так не хотим?

В США на НДФЛ приходится порядка 50% поступлений в федеральный бюджет. На страховые около 30%. В Германии на НДФЛ приходится порядка 30%.

Для начала, хотя бы эти бы стали все платить и все сразу бы процент бы вырос

В виде инфографики!

Нефтегаз это основа всех доходов. Грубо говоря получили бабло за нефть- раскидали на налоги и подрядчиков- дальше спустили на пенсии, субсидии, вторичные налоги, далее деньги расползлись по магазинам, квартплатам, опять же налогам, малому бизнесу. Народ от доходов купил иномарки, айфоны( где естественно зашит ндс и т. д. ), в общем в основе нефтегаз. И очень скоро это все узнают:)))))

Не сказали бы, что всех, но значительную часть доходов формирует нефтегаз, это да

Забыли только упомянуть, что Москва, это город федерального значения. У таких городов совершенно иное распределение средств.

Хорошая статья, спасибо! Давно хотел поглубже копнуть!

Вот НДС И нужно оставлять в регионах

Его будет сложно администрировать (из-за вычетов)

Налоги на нефтегаз — это НДПИ, акцизы, НДДДУС.

Но в целом да. Нефтегаз создает цепочки в экономике, которые питают бюджет ндфлом, ндсом и налогом на прибыль.

Так что, если уйдет нефтегаз, то карточный домик сложится.

За Челябинск, конечно, обидно, но это правда.

Челябинск город сильных.

Бред какой-то.
Чего-то полезного из этой статейки я не узнал.

Эта статья для общего развития.

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета в 1 полугодии составила 45,5 % и по сравнению с январем – июнем 2021 года увеличилась на 12 процентных пунктов (в январе – июне 2021 года она составляла 33,5 %)

В этом году доля доходов бюджета от нефтегаза возрастет, по понятным всем причинам)

Классика: империя, колонии и метрополия, император на троне, тонтон-макуты по периметру, рабы и латифундии.

А вы как бы хотели?

Кстати, НДС это ведь тот же нефтегаз, по сути, еще один отрезанный от него кусок. Не будет этой отрасли и НДС резко свалится, так как нефтегазовые деньги лежат у каждого из нас в кармане, с чего НДС и платят.

Да, все верно. К нефтегазу косвенно относятся все налоги, не только НДС, т.к. нефтегазовая отрасль создает рабочие места и подрядчиков.

Нельзя сравнивать Ярославль и Москву, т.к. Ярославль это муниципалитет, а Москва — субъект федерации.

НДФЛ платится по месту осуществления деятельности. Например, если инженер работает на вышке на Ямале, то НДФЛ будет платиться там, т.к. там создано территориально обособленное подразделение компании.

Еще существуют консолидированные группы налогоплательщиков, в которые объединяют нефтегазовые компании, Москва очень много потеряла после их появления, платежи также идут по месту деятельности.

Главная проблема налоговой системы — не в регистрации компаний в Москве. Если провести децентрализацию, то Москва будет получать еще больше налогов.
Главная проблема — в том, что федеральный бюджет забирает очень много, например, 100% НДС. Регионам остается немного, а муниципалитетам — почти ничего.
Но так устроена система власти.

К слову, в Китае у провинций намного больше остается налоговых поступлений, а города и районы там вертикально подчинены провинциям, поэтому не нужен цирк с трансфертами

Мы сравнивали города. Структура поступлений у них практически идентична (можете открыть ссылки по доходам Москвы и Ярославля, сравнить).

То, что на законодательном уровне они отличаются — ок, пусть отличаются.

НДФЛ платится по месту осуществления деятельности. Например, если инженер работает на вышке на Ямале, то НДФЛ будет платиться там, т.к. там создано территориально обособленное подразделение компании.

Про это написано в статье.

Главная проблема налоговой системы — не в регистрации компаний в Москве. Если провести децентрализацию, то Москва будет получать еще больше налогов.

И у вас и у нас утверждения не подкреплены прямыми расчетами.

В РФ в основном бюджет пополняют крупные компании, они дают бОльший вклад, чем МСП и средний бизнес. Большинство крупного бизнеса зарегистрировано в Москве. Значит большинство налогов платится в бюджет Москвы. Это подтверждают цифры по налоговым доходам Москвы.

Но наше утверждение косвенно подтверждено цифрами, ваше нет.

Главная проблема — в том, что федеральный бюджет забирает очень много, например, 100% НДС. Регионам остается немного, а муниципалитетам — почти ничего. Но так устроена система власти.

Ну так компании из Москвы также платят федеральные налоги в федеральный бюджет и не получают их. Москва получает мало (180 млрд за 2021) от федерального бюджета по сравнению с тем, что она перечисляет (2 трлн). Давайте 2 трлн будут уходить не в федеральный бюджет, а в бюджет Москвы. Тогда еще лучше заживем. Будем плитку 3 раза в год перекладывать.

Тест по предмету «Бюджетная система Российской Федерации» с ответами

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Бюджетная система — это:

  • деятельность органов власти по составлению проекта, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета;
  • организационные принципы построения бюджетной системы;
  • совокупность действующих на территории страны бюджетов;
  • совокупность юридических норм, определяющих бюджетный процесс.

Вопрос 2. Бюджетная система РФ состоит из:

  • двух уровней;
  • одного уровня;
  • трех уровней;
  • четырех уровней.

Вопрос 3. Бюджетная система ФРГ является:

  • конфедеративной;
  • унитарной;
  • федеративной.

Вопрос 4. Бюджетное устройство — это:

  • деятельность органов власти по составлению проекта, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета;
  • организация и принципы построения бюджетной системы;
  • совокупность действующих на территории страны бюджетов и внебюджетных фондов;
  • совокупность юридических норм, определяющих бюджетный процесс.

Вопрос 5. Бюджетный процесс в развитых странах имеет:

  • две стадии – рассмотрение и утверждение бюджета;
  • одну стадию — утверждение;
  • три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета;
  • четыре стадии – составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

Вопрос 6. В какой внебюджетный фонд предприятия должны выплачивать два страховых взноса рассчитанных по различным ставкам?

  • социального страхования;
  • такого фонда здесь не указано;
  • территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
  • федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Вопрос 7. В какой форме может формироваться и использоваться страховой фонд?

  • пенсионный фонд;
  • резервный фонд страховщика;
  • фонд материального стимулирования;
  • фонд накопления предприятия.

Вопрос 8. В каком документе определены предельные размеры внутреннего долга РФ на текущий год?

  • в законе о федеральном бюджете на текущий год;
  • в инструкции Минфина;
  • в постановлении правительства;
  • в Указе Президента.

Вопрос 9. В функции Министерства финансов входит:

  • исчисление, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей;
  • контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью осуществление организационной, методической и практической работы по составлению и исполнению бюджета;
  • рассмотрение и утверждение бюджета;
  • утверждение отчета об исполнении бюджета.

Вопрос 10. Внебюджетные фонды развитых стран – это:

  • амортизационные фонды предприятий;
  • благотворительные фонды;
  • общегосударственные и территориальные специальные целевые фонды;
  • фонды малых и средних предприятий;

Вопрос 11. Военные расходы развитые страны финансируют:

  • из благотворительных фондов;
  • из госбюджета;
  • из фондов социального обеспечения.

Вопрос 12. Государственная Дума рассматривает и утверждает:

  • консолидированный бюджет;
  • местные бюджеты;
  • региональные бюджеты;
  • федеральный бюджет.

Вопрос 13. Доходы федерального бюджета являются частью:

  • внебюджетных фондов;
  • децентрализованных финансов;
  • территориальных бюджетов;
  • централизованных финансов.

Вопрос 14. Единая бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении:

  • бюджетов всех уровней;
  • только местных бюджетов;
  • только региональных бюджетов;
  • только федерального бюджета.

Вопрос 15. За счет чего мобилизуются заемные средства РФ на внутреннем рынке в настоящее время?

  • получения кредитов ЦБ РФ;
  • получения налоговых кредитов;
  • размещения акций;
  • размещения долговых ценных бумаг.

Вопрос 16. Из какого бюджета осуществляются расходы на национальную оборону?

  • из всех бюджетов;
  • из местных бюджетов;
  • из региональных бюджетов;
  • из федерального бюджета.

Вопрос 17. К какой из классификаций федерального бюджета относится раздел «национальная оборона» и «национальная безопасность и правоохранительная деятельность»?

  • ведомственная;
  • воспроизводственная;
  • функциональная;
  • экономическая.

Вопрос 18. К какой системе внебюджетные фонды отнесены в Бюджетном кодексе?

  • к бюджетной;
  • к денежной;
  • к кредитной;
  • к распределительной.

Вопрос 19. Какая организация составляет проект бюджета внебюджетных фондов?

  • Министерство экономического развития и торговли;
  • Минфин;
  • Органы управления этих фондов;
  • Правительство.

Вопрос 20. Какие функциональные расходы преобладают в Федеральном бюджете РФ?

  • расходы на культуру, искусство, СМИ;
  • расходы на национальную оборону;
  • расходы на образование;
  • расходы на охрану окружающей среды.

Вопрос 21. Какие вопросы решаются при рассмотрении в Государственной Думе проекта федерального бюджета в первом чтении?

  • основные характеристики федерального бюджета;
  • принятие закона о федеральном бюджете в целом;
  • распределение расходов по министерствам и ведомствам;
  • распределение расходов по подразделам функциональной классификации.

Вопрос 22. Какие задачи позволяет решить рынок государственных ценных бумаг?

  • привлечение инвестиций в промышленность;
  • развитие фондового рынка;
  • размещение свободных денежных средств государства;
  • финансирование бюджетного дефицита.

Вопрос 23. Какие из ниже названных средств могут предоставляться из бюджета на возвратной основе?

  • бюджетные кредиты;
  • дотации;
  • субвенции;
  • субсидии.

Вопрос 24. Какие из перечисленных функций выполняют внебюджетные фонды?

  • распределительную;
  • создание кредитных орудий обращения;
  • статистическую;
  • учетную.

Вопрос 25. Какие из перечисленных функций выполняет государственный кредит?

  • поощрительную;
  • распределительную;
  • стабилизационную;
  • формирования доходов бюджета.

Вопрос 26. Какие методы финансирования дефицита бюджета являются внешними?

  • выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке;
  • доходы от приватизации государственного имущества;
  • кредиты международных финансово-кредитных институтов;
  • эмиссия денег.

Вопрос 27. Какие поступления преобладают в доходах федерального бюджета?

  • займы населения;
  • кредиты международных финансово-кредитных организаций;
  • налоговые поступления;
  • неналоговые доходы.

Вопрос 28. Какие поступления преобладают в доходах федерального бюджета РФ?

  • займы населения;
  • кредиты международных финансовых организаций;
  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы.

Вопрос 29. Какие расходы обеспечивают сбалансированное функционирование бюджетной системы?

  • расходы на культуру, искусство, СМИ;
  • расходы на охрану окружающей среды;
  • расходы на сельское хозяйство;
  • финансовая помощь бюджетам других уровней.

Вопрос 30. Какие расходы финансируются из Пенсионного фонда?

  • выплата трудовых пенсий;
  • пособия в связи с болезнью;
  • пособия в связи с рождением ребенка;
  • пособия лицам, потерявшим работу.

Вопрос 31. Какие функции выполняет бюджет государства?

  • наблюдательную функцию
  • перераспределение национального дохода;
  • предупредительную функцию;
  • статистическую функцию.

Вопрос 32. Каким документом регулируется размер дефицита федерального бюджета?

Какие поступления преобладают в доходах федерального бюджета

БК РФ Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;

С 01.01.2026 абз. 4 ст. 50 излагается в новой редакции (ФЗ от 21.11.2022 N 448-ФЗ).

Действие абз. 4 ст. 50 приостановлено с 01.01.2018 до 01.01.2026. О нормативах зачисления налога в 2018 — 2025 гг. см. ФЗ от 27.11.2017 N 345-ФЗ.

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 25 процентов;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;

абзацы шестой — восьмой утратили силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 62-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин (кроме крепленого (ликерного) вина), вин наливом, плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина, — по нормативу 16 процентов;

(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 04.10.2014 N 283-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2009 года. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 310-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;

С 01.01.2025 абз. 14 ст. 50 утрачивает силу (ФЗ от 28.11.2018 N 456-ФЗ).

Действие абз. 14 ст. 50 приостановлено с 01.01.2017 до 01.01.2025. О нормативах зачисления в федеральный бюджет соответствующих акцизов см. ФЗ от 30.11.2016 N 409-ФЗ (в ред. от 28.11.2018), от 21.11.2022 N 448-ФЗ.

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 12 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 23.05.2016 N 145-ФЗ)

акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федерального закона от 22.09.2009 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых, угля коксующегося, железных руд, апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд, многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде) — по нормативу 40 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 19.12.2006 N 237-ФЗ, от 15.10.2020 N 327-ФЗ, от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 20 процентов;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 20 процентов;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

водного налога — по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5 и 61.6 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) — по нормативу 100 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 21.07.2014 N 249-ФЗ, от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 07.03.2018 N 45-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 24.11.2014 N 374-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 50 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 249-ФЗ)

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 75 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 45-ФЗ)

акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ)

акцизов на темное судовое топливо, производимое на территории Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ)

налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ)

налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзаце тридцать девятом настоящей статьи), — по нормативу 13 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, — по нормативу 83 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 15.10.2020 N 327-ФЗ)

налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, уплачиваемой на основании налогового уведомления налогоплательщиками, для которых выполнено условие, предусмотренное абзацем четвертым пункта 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 251-ФЗ)

налога на добычу полезных ископаемых в виде угля коксующегося — по нормативу 70 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

налога на добычу полезных ископаемых в виде железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) — по нормативу 83 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

налога на добычу полезных ископаемых в виде апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд — по нормативу 83 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

налога на добычу полезных ископаемых в виде многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде, — по нормативу 83 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

акциза на сталь жидкую — по нормативу 83 процента;

(абзац введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 384-ФЗ)

налога, взимаемого в связи с применением специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», в том числе минимального налога, — по нормативу 46 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 25.02.2022 N 22-ФЗ)

налога на сверхприбыль (обеспечительного платежа по налогу) — по нормативу 100 процентов.

Что нужно знать о бюджете на 2023 год. Разбираемся в цифрах

Антон Новодережкин/ ТАСС

Власти приняли закон о федеральном бюджете на 2023 год и плановые 2024–2025 годы.

В основу бюджета, как и прежде, лег прогноз социально-экономического развития страны на соответствующий период. Он предусматривает, что после падения на 2,9% в 2022 году в 2024–2025 годах российская экономика вернется к росту на уровне 2,6% в год. При этом мировой ВВП продемонстрирует резкое замедление, мировая инфляция останется повышенной, а санкции сохранятся, что приведет к сокращению отечественного импорта и сжатию экспортных рынков.

Рассказываем об основных параметрах главного экономического документа страны.

Что такое федеральный бюджет?

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает за то, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько в стране соберут налогов, а сколько она заработает на экспорте нефти.

Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

Подробнее о том, сколько стадий федеральный бюджет проходит до того, как вступит в силу, рассказываем в нашем спецпроекте.

Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2023 год?

При подготовке бюджета на 2022 год власти предполагали, что и в текущем, и в следующем году он будет профицитным. Но сейчас они планируют, что следующий год станет дефицитным.

Так, в 2023 году доходы составят 26,13 трлн рублей, расходы — 29 трлн рублей, а дефицит — около 2,9 трлн рублей соответственно.

При этом в процентном отношении траты составят 19,4% к объему ВВП, который прогнозируется на уровне 149,949 трлн рублей.

Для сравнения, по предварительной оценке, в 2022 году доходы бюджета оказались на уровне 27,693 трлн рублей, расходы — 29,006 трлн рублей, а дефицит — примерно 1,313 млрд рублей.

Но цифры могут меняться — власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения.

Что означает дефицит бюджета? Это плохо?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит, наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. До 2019 года последний профицитный бюджет был только в 2010 году.

И наоборот, профицит не приносит небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах. Кстати, поэтому чаще всего бюджетный профицит встречается как раз у стран — экспортеров сырья.

В обоих случаях главным образом важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году дефицит составил 3,8% ВВП, в 2021 году — 0,2% ВВП, в 2022 году, по предварительным оценкам, — 0,9% ВВП, и в 2023 году дефицит планируется на уровне 2% ВВП. Ожидается, что он будет постепенно сокращаться — до 0,7% ВВП в 2025 году.

Что будет с государственным долгом?

В допандемийном 2019 году российский чистый государственный долг стал отрицательным. То есть если бы России в одночасье понадобилось закрыть все свои долги, она бы смогла это сделать. Но уже к лету 2020 года долг российского правительства превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям. И по итогам того года он вырос почти на 40%, до 18,99 трлн рублей, что составило 17,7% от ВВП.

В 2022 году он, по предварительным оценкам, вырос до 23,407 трлн рублей, или 16% ВВП. Это меньше, чем предполагалось проектом федерального бюджета годом ранее. Ожидается, что следующие три года в абсолютных числах размер госдолга продолжит увеличиваться — до 25,368 трлн рублей в 2023 году и 27,679 трлн рублей и 29,939 трлн рублей в 2024–2025 годах соответственно.

Но сам по себе госдолг больше макроэкономического показателя. Например, в 2020 году его изменение показывало, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии. По-настоящему, по мнению многих экономистов, ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Оно в текущем году составит 16%, а следующие годы будет оставаться около 17–20%. Что, как неоднократно подчеркивал министр финансов Антон Силуанов, остается безопасным и одним из самых низких уровней в мире. При этом уровень безопасности госдолга зависит от многих факторов: например, от стоимости обслуживания, валютной структуры, кредиторов и т.д. Подробнее о российском госдолге можно почитать здесь.

Какой будет инфляция?

Правительство ожидает, что цены в 2022 году вырастут в среднем на 12,4%.

ЦБ постоянно корректирует прогноз по инфляции. По его оценке, в сентябре 2022 года ее годовой показатель составил 14,1% — после 15,1% в июле, в 2023 году он должен снизиться до 5–7% и вернуться к 4% в 2024 году. Это та цель, к которой стремится ЦБ, проводя денежно-кредитную политику и меняя ключевую ставку. На нее же рассчитывает и правительство.

Чего ждать от курса рубля?

По базовому прогнозу власти ожидают, что следующие три года курс доллара к рублю будет колебаться в районе 68–72 рублей. В среднем 68,3 рубля за доллар в 2023 году, 70,9 рубля — в 2024 году и 72,2 рубля — в 2025 году.

При этом "в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным".

Что приносит в бюджет самые большие доходы? И сколько, как ожидается, будет стоить нефть?

В 2023 году нефтегазовые доходы составят 8,939 трлн рублей, ненефтегазовые — 17,191 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 34,2%.

При этом по отношению к объему ВВП ненефтегазовые доходы ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11,5%, а нефтегазовые снизятся — с 8% в 2022 году до 5% в 2025 году. Власти связывают это с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть и общей добычи, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения. При этом доля нефтегазовых поступлений в общем объеме доходов следующие три года тоже будет сокращаться — до 30,3% в 2025 году.

Законопроект предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $70,1 за баррель в 2023 году и $67,5 и $65 в 2024–2025 годах соответственно. В 2020 году российская нефть стоила в среднем $41,73 за баррель, $69,1 — в 2021 году и, как предполагает проект федерального бюджета, $80 в 2022 году.

Кроме того, проект бюджета предусматривает, что средняя контрактная цена на газ с учетом стран СНГ в 2023 году составит $592,2 за тыс. куб. м.

Сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 6,968 трлн рублей, а импортного — 3,449 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,632 трлн рублей, внутренние акцизы — 1,108 трлн рублей, импортные — 137,4 млрд. На НДФЛ придется 153,4 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 746,2 млрд рублей.

Каким будет ФНБ? Средства из него будут на что-нибудь тратить?

Объем ФНБ на 1 сентября 2022 года составил 11,869 трлн рублей, или 8,9% ВВП, а к концу 2024 года его объем, предположительно, составит 5,947 трлн рублей.

Следующие три года власти планируют направлять средства из фонда на софинансирование добровольных пенсионных накоплений россиян и на инвестиционные проекты. Также деньги из него можно тратить и на покрытие бюджетного дефицита.

И как государство собирается тратить деньги?

Бюджет на 2023–2025 годы формировался, исходя из необходимости полного исполнения поручений президента и социальных обязательств перед гражданами России, подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин.

Так что традиционно самые большие расходы планируются в разделе "социальная политика" — 7,343 трлн рублей, или 25,3% от общего объема бюджетных трат.

На втором месте — национальная оборона с расходами 4,98 трлн рублей в 2023 году. На третьем — национальная безопасность и правоохранительная деятельность: 4,417 трлн рублей. Экономика оказалась на четвертом месте — 3,514 трлн рублей, и замыкают пятерку направлений по тратам "общегосударственные вопросы" — 1,994 трлн рублей. Это те деньги, которые идут на обеспечение, например, работы аппарата президента, законодательных и исполнительных органов власти, судебной системы, а также на проведение выборов и т.п.

На образование и здравоохранение планируют направить примерно по 1,4 трлн рублей соответственно.

При этом каждое из таких направлений состоит еще из подразделов. Например, "социальная политика" включает пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения, охрану семьи и детства и другие вопросы социальной политики.

Финансирование национальных проектов составит 2,8 трлн рублей в 2023 году и 2,9 трлн рублей в 2024 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *