Почему самолет относится к недвижимости
Перейти к содержимому

Почему самолет относится к недвижимости

  • автор:

§ 6. Морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и космические объекты как разновидность недвижимости

Особым видом недвижимого имущества являются морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Иногда применительно к ним используется такое понятие как условная недвижимость *(203) или, как ее еще называют, недвижимость в силу закона. Следует отметить, что понятие недвижимости в силу закона характерно и для законодательства других стран. Так, согласно § 658 Гражданского кодекса штата Калифорния допускается возможность отнесения имущества к недвижимому в силу закона.

Необходимость отнесения к недвижимому имуществу морских, воздушных судов, судов внутреннего плавания, космических объектов анализировалась как современными *(204), так и дореволюционными юристами. Так, А.С. Звоницким было отмечено следующее: «Также в особом положении при закладе находятся речные и морские суда. Тогда как строения, будучи по существу имуществами недвижимыми, при известных условиях причисляются юридически к движимым, суда, наоборот, являются по существу движимыми имуществами, но обладают некоторыми юридическими свойствами недвижимых» *(205).

Как отмечал А.В. Черных, необходим более гибкий подход к определению понятия недвижимости по закону, что во многом предопределено постоянным расширением нетрадиционных приемов предпринимательской практики и потребностями оборота. Так, самолет, используемый для пассажирских перевозок, является объектом недвижимости. Тот же самолет, приобретенный физическим лицом для личного пользования, превращается в движимую вещь, а если собственник перестанет использовать его как личное транспортное средство и откроет в нем кафе или музей, то движимая вещь снова превращается в недвижимому, даже при отсутствии прочной связи с землей *(206). С этим мнением вряд ли можно согласиться. Независимо от того, используется ли самолет для предпринимательской деятельности или личных целей он не перестает быть транспортным средством и следовательно недвижимостью в силу закона. Другое дело, когда самолет используется как кафе. В этом случае самолет становится сооружением и вопрос о том, является ли он недвижимостью, будет решаться в зависимости от того, насколько прочно он связан с землей.

Понятие и виды упомянутых транспортных средств, рассматриваемых в качестве недвижимости, раскрываются в соответствующих транспортных уставах и кодексах. В транспортных уставах и кодексах также указывается, на какие транспортные средства регистрируются права, и устанавливается порядок их регистрации.

Одним из видов недвижимости в силу закона, как было отмечено выше, являются морские суда. Кодекс торгового мореплавания (КТМ) Российской Федерации определяет морское судно как «самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для перевозки и иных целей» (ст. 6). Интересно отметить, что в свое время Г.Ф. Шершеневич определил морское торговое судно как особое сооружение, способное держаться и передвигаться по воде и предназначенное служить средством осуществления морского промысла *(207).

Согласно статье 12 КТМ суда могут находиться в собственности:

граждан и юридических лиц;

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

При этом суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации. Таким образом, любой субъект гражданского права может быть собственником морского суда.

Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 13 КТМ РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 14 КТМ собственник судна вправе также передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника (за исключением судов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, которые не могут быть переданы в доверительное управление). При этом сама по себе передача судна в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Такая передача судна подлежит обязательной регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

Различают следующие типы морских судов: пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксируемые, спортивные и прогулочные суда, суда рыбопромыслового флота. В литературе высказывается мнение о необходимости выделить в качестве особой разновидности судов научно-исследовательские суда, которые могут вести либо прикладные научные исследования (например, для рыболовства), либо фундаментальные (исследование фауны океана) *(208). С этим мнением можно согласиться.

Каждое морское судно обладает определенной национальностью, которая состоит в исключительной юрисдикции государства, флаг которого несет судно в открытом море. Таким образом, под национальностью судна понимается его принадлежность к определенному государству, которая удостоверяется регистрацией судна. При этом судну выдаются соответствующие документы, которые дают ему право плавать под этим флагом. Соответственно судно должно подчиняться законам того государства флаг, которого указан.

Несколько по-иному определяется судно внутреннего водного транспорта. Так, согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряд, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Суда внутреннего водного транспорта могут находиться в любой собственности. При этом право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Определение воздушного судна дано в ст. 32 Воздушного кодекса РФ. Согласно указанной статье воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Как следует из ст. 7 Воздушного кодекса РФ, имущество гражданской и экспериментальной авиации — воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства — в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения — только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации. В собственности граждан Российской Федерации могут находиться гражданские воздушные суда. Из смысла указанной статьи вытекает, что иностранные физические и юридические лица не могут иметь в собственности гражданские воздушные суда.

Российское законодательство не дает определения космического объекта *(209). Понятие космических объектов дается в международных конвенциях, относящих к ним любые объекты, запущенные или предназначенные для запуска в космос, доставленные на небесные тела либо сооруженные на них *(210). Можно встретить и такое определение космического объекта как «искусственного небесного тела, средств его доставки, других его частей, запущенных или сооруженных в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях» *(211). Недостатком последнего определения является то, что запуск или сооружение указанных объектов согласно данному определению может осуществляться только в мирных целях, тогда как в реальности много спутников запускается в военных целях.

Следует отметить, что сам термин «космический объект» страдает юридической неопределенностью. В частности к космическим объектам могут быть отнесены любые небесные тела как естественного, так и искусственного происхождения. Кроме того, космический объект может включать как объект с помощью которого производится запуск с земли (ракета-носитель), так и объекты, вращающиеся вокруг Земли.

Очевидно, что использование космических объектов естественного происхождения вопрос не такого далекого будущего. В связи с этим вопрос о возникновении права собственности на части таких объектов и соответственно о регистрации этого права приобретает особую актуальность в связи с тем, что в настоящее время идет активная торговля участками поверхности Луны и других планет.

Согласно п. D ст. 1 Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, понятие космического объекта включает его составные части, средства доставки космического объекта, части этого средства доставки. Попытки дать определение отдельных видов космических объектов делались и в научной литературе. Так, Э.Г. Василевская дала следующее определение космического корабля: «Космическим кораблем называется всякий корабль с экипажем или без него, способный двигаться по орбите или маневрировать в космическом пространстве, а также всякий корабль или сооружение, способное действовать как космическая станция» *(212).

В то же время в соответствии со ст. YIII Договора о космосе 1967 г. космический объект и его экипаж (включая международный) при их нахождении в космосе концентрируются и подчиняются власти государства, которое зарегистрировало данный космический объект. Государство сохраняет свои суверенные права в отношении своих космических объектов и их экипажей во время их пребывания в космическом пространстве и их небесных телах. При этом договор о космосе устанавливает также, что права собственности на космические объекты остаются незатронутыми как во время нахождения а космическом пространстве, так и после их возвращения на Землю. Иными словами, космические объекты и их составные части во время пребывания в космосе и после их возвращения на Землю принадлежит тем же государствам, юридическим или физическим лицам, которым они принадлежали до полета *(213).

Как определить: самолет — это движимое или недвижимое имущество

Статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что к недвижимому имуществу относятся объекты, которые не перемещаются без несоразмерного ущерба. Многих интересует статус морских судов и самолетов — это движимое или недвижимое имущество?

Перечень недвижимости

На 2019 год нормы Гражданского кодекса РФ имеют точный список объектов, относящихся к движимому или недвижимому имуществу. Для того чтобы понять, почему самолет — недвижимое имущество, нужно ознакомиться с полным списком объектов, которые относятся к этой категории, а именно:

  1. Земельные участки, здания и то, что невозможно переместить, не нанося ущерб.
  2. Недостроенные помещения.
  3. Места стоянок.
  4. Воздушные и морские суда, находящиеся на государственном учете.
  5. Космические объекты.

Прочная связь объекта с землей считается главным признаком определения к недвижимому имуществу.

Красивый дом

Все остальное имеет понятие движимости и относится ко второй категории. В нее же попадают деньги и ценные бумаги.

Причины определения категорий

Многие задаются вопросом о том, а зачем иметь точное определение и статус своего имущества? Это необходимо по нескольким причинам, например, из-за уплаты налогов. На каждый вид имущества действует разное налогообложение. За недвижимое имущество компания платит определенную сумму, а за большую часть движимого — нет. Также стоит отметить, что налогом не облагается движимое имущество юридических лиц, которое относится к первой или второй группе амортизации.

Виды имущества

У каждого термина есть свое точное определение. Для того чтобы понять тип имущества, нужно знать основные признаки. Например, недвижимость обязательно должна иметь точное местонахождение и его нельзя изменить без нанесения ущерба. К такой категории относятся:

  1. Строения.
  2. Земельные участки.
  3. Водопровод и канализация.
  4. Недостроенные здания.
  5. Карьеры и разрезы.

Главной отличительной чертой движимого имущества считается возможность передвигаться в пространстве без нанесенного ущерба. К разряду движимости относятся не только неодушевленные предметы, но и домашний скот.

Домашний скот

Каждый человек обязан знать, что к какой категории относится, для того чтобы платить налоги в законном порядке и отстаивать свои права.

Особые исключения

Самолет — это движимое или недвижимое имущество? Этот вид транспортного средства имеет возможность передвигаться и все же имеет статус недвижимости. Все это по причине того, что любое имущество, которое подлежит государственной регистрации, относится к данной категории.

На вопрос, самолет — это движимое или недвижимое имущество, развернутый ответ дает Гражданский кодекс Российской Федерации. Самолет — это воздушное судно, которое перемещается под флагом своей страны и на его борту действуют законы своего государства. Так как оно подлежит государственной регистрации, то и считается недвижимым имуществом страны.

Самолет с флагом

Еще в 1996 году министром труда было подписано постановление о назначении эксперта по оценке и характеристикам имущества. В его обязанности входило проведение оценочной работы по объектам и определение статуса и типа имущества. Именно тогда остро стоял вопрос о воздушных суднах: самолет — это движимое или недвижимое имущество. Основные различия передвижных объектов и воздушных судов в том, что каждое из них имеет разную регистрацию, статус и налогообложение. Все транспортные средства, космические объекты, находящиеся на государственном балансе, считаются недвижимостью или собственностью страны.

Кроме этого, стоит знать такое понятие, как условная недвижимость. Закон действует только на территории определенной страны и не распространяется на другие государства.

Гражданский кодекс России определяет самолет. как?

С этим вопросом я уже где то сталкивалась, так что для ответа необходимо лишь заглянуть в гражданский кодекс России, да и не только России. Сразу становится ясно, что к недвижимости относятся не только различные земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, незавершённые строительные объекты, но и такие виды, как морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. К воздушным судам относятся: самолеты, вертолеты, дирижабли и другие летательные аппараты, которые подлежат обязательной Государственной регистрации.

Таким образом ответом на данный следует считать, что самолёт — это Недвижимость ( 12 букв ).

Не все воздушные суда относятся к недвижимости

В соответствии с п.1 ст.130 ГК воздушное судно, подлежащее государственной регистрации относится к недвижимым вещам.

В соответствии с п.1 ст.33 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ), воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации. В этом же пункте говорится об общем порядке государственной регистрации гражданских воздушных судов, об особом порядке государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных авиации общего назначения, а также о порядке государственной регистрации государственных воздушных судов. Из буквального толкования данной нормы следует, что государственной регистрации подлежат все гражданские и государственные воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов. Следовательно, по замыслу законодателя, все воздушные суда – это недвижимые вещи.

Интерес представляет порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, установленный приказом Минтранса РФ от 18.11.2011 №287. В соответствии с абз.2 п.2 Порядка, метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты, а также сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат. Как представляется, вопрос о правомерности полного исключения Минтрансом РФ из требования о государственной регистрации воздушных судов данной категории, является достаточно дискуссионным. Также отметим, что Воздушный кодекс РФ в п.1 ст.33 говорит о том, что гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации, а уполномоченный орган компетентен только установить порядок (регламент) этой регистрации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *