Кто управляет внутренней политикой России?
В российской системе принятия решений о внутренней политике появилось второе окно — Госдума. Володин не стал передавать своему преемнику Кириенко ни системные партии, ни общественные организации, ни провластных политологов и социологов.
За год до выборов политическая вертикаль начала двоиться, причем каждому из центров силы выгоднее, чтобы противник как можно больше ошибался.
«Единое окно» — это словосочетание лучше всего передает принципы, на которых строилось управление российской политикой вертикали Владимира Путина. Декорации системы могли быть сколь угодно сложными, но скрывали они предельно простую конструкцию: обратился в единое окно в Кремле и получил желаемое или отказ. Искать другие пути было бессмысленно: партийные, парламентские, кадровые вопросы решались в Администрации президента.
По-другому вертикаль работать не могла — появление еще одного окна вносит в систему единоличного управления хаос и начинает разрушать ее. Российская власть неизменно боролась с возможными альтернативными центрами силы в политике: битва за штурвал всегда признавалась очень опасной, но сейчас она в полном разгаре.
Конфликт спикера Госдумы, бывшего куратора внутриполитического блока в Администрации президента Вячеслава Володина и его преемника на этом посту Сергея Кириенко уже не скроешь.
Второе думское окно
Неформальные полномочия и влияние первого замглавы Администрации президента, куратора внутриполитического блока имели мало общего с официальной должностной инструкцией. В иерархии российской системы власти этот человек контролировал парламент, системные партии, провластные общественные организации, пулы лояльных Кремлю экспертов и социологов. Он придумывал идеологию, корректировал ее, определял послабления и вольности.
В нормальной демократической системе такая функция — нонсенс, в тоталитарной — ненужная роскошь, в декоративной российской политике — необходимость. Сама природа этого поста имеет противоречивый характер.
С одной стороны, место должен занимать человек незаурядный и волевой, с другой — столь влиятельная должность будет обязательно интересовать других таких же, волевых и властных, готовых бороться за нее.
Была и третья сторона — в случае ухода куратор без конфликтов обязан был сдать своему сменщику ключи от подсобки с пультом управления, иначе начнет давать сбои вся вертикаль. Несмотря на все свои амбиции, главный по политике в России должен был отказаться от них на благо власти в целом.
Бывший первый замглавы Администрации президента Вячеслав Володин, перешедший на пост спикера Госдумы, всех ключей своему преемнику Сергею Кириенко сдавать не стал. В орбите его влияния осталась «Единая Россия» — люди Володина не ушли с ключевых постов: треть президиума генсовета партии власти составляют политики, близкие к спикеру, возглавляет эту структуру Сергей Неверов, также считающийся человеком Володина. В исполкоме «Единой России» председательствует такой же протеже спикера Владимир Бурматов.
Председатель Госдумы решил оставить при себе и ключ от парламента — он постарался ограничить влияние Администрации президента на принятие решений в нижней палате. Кроме того, Володин переориентировал системные партии на думское руководство — государственное содержание самих структур было повышено, увеличились депутатские зарплаты, но была ужесточена дисциплина. В системе принятия решений появилось второе окно — Госдума, а партии стали зоной пограничного влияния.
Вячеслав Володин после ухода из Кремля вел себя активно: намеренно обострял ситуацию и демонстрировал свое влияние. В СМИ появлялись заметки о том, что чиновникам Администрации президента ограничили доступ на заседания думского руководства. На пост представителя Администрации президента в нижней палате парламента спикер попытался провести своего человека — бывшего главу аппарата Общественной палаты Сергея Смирнова. Такие действия со стороны предыдущих спикеров было невозможно представить.
Володин обострял конфликт, тем самым он повышал свой политический вес и вес Госдумы. Он отвоевывал у Администрации президента сферы ее влияния, которые, как казалось, принадлежали ей по умолчанию.
Немаловажно, что спикер Госдумы сохранил за собой пул экспертов и политтехнологов, ранее сотрудничавших с ним в Кремле. Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Дмитрия Бадовского, который был think-tank президентской администрации, работает с парламентом. Дума заказывает социологические исследования. И не все так однозначно, политический центр теперь и в парламенте — подает сигналы Володин.
Адресатов у этих сигналов несколько: Владимир Путин, ключевые элитные игроки и местные влиятельные группы. Нельзя сказать, чтобы этот посыл оставался без ответа: вертикаль соглашается на новую роль парламента и посредничество Володина в решении политических вопросов.
В Госдуме проводятся слушания по реновации, на которые приходит мэр Сергей Собянин и министры. Они пытаются разговаривать с рассерженными горожанами, которых (вот так сюрприз) в зал заседаний пригласили. Собянин благодарит Госдуму (а фактически Володина) за снятие напряжения вокруг законопроекта. Спикер вступается за премьер-министра Дмитрия Медведева и не дает хода запросу коммунистов по расследованию Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального.
Всем этим в прежней системе координат должен был заниматься внутриполитический блок Администрации президента или, как вариант, вообще не трогать эти вопросы, как, например, неважные. Но другие структуры параллельно ничего бы не делали.
В бой идут старики
Активность Володина и экспансия Госдумы в традиционные области контроля Администрации президента стали возможны из-за того, что Сергей Кириенко и его команда выбрали подчеркнуто созерцательный стиль работы.
Оговоримся, что сейчас речь идет о последствиях деления сфер влияния Володина и Кириенко для путинской вертикали, а не об идеальном устройстве политики. В логике системы новый куратор внутриполитического блока должен был очень быстро заменить людей бывшего куратора в партиях, парламенте, лояльных власти общественных организациях своими людьми.
Так устроена вертикаль в целом, перестановки должны были произойти даже при отсутствии амбиций ушедшего политического куратора, иначе такие амбиции могли появиться. Если ты сохранил влияние на ключевые институты благодаря своим людям, то почему бы не упрочить его?
В случае активного Володина проблема умножилась на два. Однако переформатирование Госдумы в Администрации президента долгое время как будто не замечали, перестановок в партии власти проводить не пытались. Даже свой доверенный think-tank — обязательный атрибут любого состава внутриполитического блока Кремля — открыли только месяц назад (он называется Экспериментальный институт социальных исследований, ЭИСИ).
Региональные элиты, которые не получают из президентской администрации четких установок, жалуются, что работать в таких условиях они отвыкли, да и вертикальное устройство вольностей не предполагает. Чиновники и политики на местах постепенно начинают ностальгировать по володинским временам, когда все было понятно и ясно. Депутаты Госдумы и эксперты, лояльные спикеру, эту ностальгию только подогревают (неумехи в Кремле не справляются, но, слава богу, есть опытные товарищи, готовые подставить плечо), а игроки на местах действуют скорее в володинском духе.
Долгое время внутриполитический блок президентской администрации на эту активность старался никак не реагировать. Сейчас рычаги управления пытаются перехватить.
В «Единой России» начал обосабливаться высший совет. Его глава, экс-спикер Госдумы Борис Грызлов, которого многие уже успели забыть, написал статью «Что нас объединяет» и провел форум с одноименным названием. «Мы должны укоренить в нашем сознании базовую установку: гражданское общество и государство — партнеры, а не антагонисты. Должна быть отвергнута как неконструктивная, не соответствующая российской политической культуре и противоречащая историческому опыту страны схема: гражданское общество — оппонент и конкурент государства», — рассуждал в статье Грызлов, который кроме высшего совета «ЕР» возглавляет и попечительский совет кремлевского think-tank ЭИСИ.
Писал бывший спикер и о том, что сейчас особенно важен образ будущего. Примерно о том же говорили на форуме лояльные власти консервативные общественники, примерно той же теме будут посвящены региональные форумы ЭИСИ «Стратегия-2030».
В партии власти, которая осталась под контролем спикера, появился новый центр влияния от Администрации президента. Статусные единороссы (как мы помним, люди Володина) в форуме Грызлова не участвовали — наоборот, они фактически объявили его самодеятельностью.
«Это дискуссионные площадки, выводы которых официальной позицией партии не являются», — пояснил «Коммерсанту» Сергей Неверов. Так «Единая Россия» начала ветвиться.
Еще одним публичным свидетельством противостояния Володина и Кириенко стало выступление главы организации инвалидов Афганистана Андрея Чепурного. Он заявил, что ветераны-афганцы в регионах получают письма с подписью сенатора Франца Клинцевича, где спикер Госдумы называется преемником президента. Эти слова прозвучали на заседании оргкомитета «Победа» и были адресованы Владимиру Путину.
Глава государства излишнего рвения в гонке преемников не допускает. Сложно предположить, что Чепурной затесался в ряды выступающих случайно, а главное, не согласовал с кремлевскими организаторами мероприятия тему своей речи.
В будущем таких случаев и горячих точек противостояния будет больше. Внутриполитический блок сдал слишком много позиций, и отвоевывать их у спикера Госдумы будет сложнее. К тому же время поджимает — до президентской кампании осталось меньше года.
Фронтовой опыт
Система уже проходила испытание такой ситуацией, и итоги проверки были для нее неутешительными. В 2010 году аппарат путинского правительства вместо холодного технократа Сергея Собянина возглавил единоросс Вячеслав Володин — бюрократ со школой публичной политики и большими амбициями.
К думской кампании 2011 года Володин смог найти путь к сердцу Путина и предложил ему создать предвыборный проект — Общероссийский народный фронт. Это движение позиционировалось как персонально президентское, возвышающееся над другими политическими конструкциями, в том числе и «Единой Россией», и не подчинялось куратору внутренней политики того времени Владиславу Суркову. Фронтом руководил лично Володин.
Тогда элиты растерялись в напряженный предвыборный момент: хотя кандидатами формально выдвигали единороссов, праймериз организовывал фронт. ОНФ пощипывал партию власти, делать это стали и местные политики, заявившиеся на предварительное голосование. В СМИ появились публикации, что фронтовики скоро придут на смену единороссам в качестве опорной властной структуры.
В итоге после праймериз новое движение на выборы не пошло, но двуглавие на кампанию повлияло. Единороссы получили рекордно низкий результат, в том числе из-за того, что первоначально в качестве предвыборного проекта раскручивали фронт. Причем делал это Володин самостоятельно, не согласуя свои действия с Администрацией президента.
Виноватым в провале «ЕР», однако, был признан Сурков, а Володин занял его кресло. Сурков сохранять влияние не пытался и дела во внутренней политике сдал — архитектор вертикали понимал, что такие действия для нее будут губительными.
Урок 2011 года для системы оказался напрасным. В напряженный момент политическая вертикаль снова начала двоиться. Каждому из центров силы выгоднее, чтобы противник как можно больше ошибался, — тем самым конкурент доказывает свою несостоятельность.
В итоге появление двух центров силы действует на политических игроков демотивирующе: они держатся в стороне от конфликта, потому что не очень понятно, чья сторона возьмет верх.
Какими полномочиями обладает президент России
ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года, выступая с посланием Федеральному собранию, президент РФ Владимир Путин предложил изменить порядок утверждения председателя правительства, а также вице-премьеров и федеральных министров. В соответствии со ст. 111 и 112 действующей Конституции, Госдума дает главе государства только согласие на назначение премьер-министра. Окончательное утверждение руководителя правительства относится к прерогативе президента. Вице-премьеров и министров кабинета глава государства назначает по представлению премьера. ТАСС подготовил справку о полномочиях президента в соответствии с действующим Основным законом.
Президент России
Полномочия российского президента определяются статьями 80-93 Конституции, принятой 12 декабря 1993 года. Согласно ст. 80 Основного закона президент России имеет статус "главы государства", "гаранта" конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из трех ее ветвей (исполнительная — правительство; законодательная — Федеральное собрание; судебная — суды). При этом глава государства может принимать решения только в рамках действующей Конституции и федеральных законов.
Президент избирается сроком на шесть лет и не может занимать высшую должность в стране более двух сроков подряд. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории страны.
Национальная безопасность
Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, ему же принадлежит право назначать на должности и освобождать от них высшее командование армии и флота России.
В случае агрессии (или ее непосредственной угрозы) против Российской Федерации глава государства имеет право ввести на всей территории страны или в ее отдельных местностях военное положение. Также при попытках вооруженного мятежа, массовых беспорядках, техногенных или экологических катастрофах и других экстренных обстоятельствах президент может объявлять чрезвычайное положение. В обоих случаях он обязан незамедлительно проинформировать о своем решении обе палаты Федерального собрания. В течение 48 часов введение военного положения должно быть одобрено большинством членов Совета Федерации (чрезвычайное положение должно получить одобрение в течение 72 часов).
Согласно ст. 106 Конституции, президент не имеет права объявлять войну и заключать мир. Это исключительная компетенция Совета Федерации.
Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ. В этот совещательный орган входят председатели палат Федерального собрания, глава правительства, министры силового блока и иностранных дел, глава администрации президента и др. Совбез готовит для главы государства основные документы в сфере национальной безопасности, в частности, военную доктрину, которую утверждает президент.
Внешняя политика
Как глава государства президент Российской Федерации представляет страну на международной арене. Он непосредственно осуществляет руководство внешней политикой РФ, определяет ее основные направления (в частности, в послании Федеральному собранию), ведет переговоры с руководителями иностранных государств и международных организаций. Для вступления в силу ратифицированных Государственной думой международных договоров необходима подпись российского президента.
Глава государства осуществляет общее руководство деятельностью Министерства иностранных дел. После консультаций с профильными комитетами обеих палат парламента он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и при международных организациях. Также президент принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатов.
Исполнительная власть
Президент определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно Конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства. Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное архивное агентство и др.
Президент играет решающую роль при формировании нового состава кабинета министров. С согласия Госдумы он назначает председателя правительства. По предложению премьера глава государства утверждает структуру кабинета, назначает вице-премьеров и федеральных министров. Принимает решения о назначении руководителей силовых ведомств, а также об отставке глав министерств. Кроме того, согласно конституции, президент имеет право отправить в отставку правительство в полном составе, исходя из соображений политической необходимости.
Помимо кабинета министров президент формирует собственную администрацию, которая обеспечивает деятельность главы государства и осуществляет контроль за исполнением его решений. В структуру администрации президента входит 21 управление (в том числе по внутренней и внешней политике), помощники и советники, а также полномочные представители президента (и их аппараты) в федеральных округах.
Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед нижней палатой парламента вопрос об освобождении его от должности.
Глава государства также является арбитром при наличии разногласий между федеральными и региональными органами власти, он может использовать для этого различные согласительные процедуры (организацию переговоров, третейских судов и др.).
Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат российской конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Окончательные решения по такого рода вопросам принимают суды.
Законодательная власть
Президент обладает правом законодательной инициативы, в том числе по вопросам пересмотра российской конституции. Федеральные законы, принятые обеими палатами российского парламента, вступают в силу только после их подписания главой государства.
По вопросам особой государственной важности президент может назначать всенародное голосование — федеральный референдум.
С 2014 года российский президент получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации (остальные сенаторы являются представителями законодательных и исполнительных органов власти субъектов).
Глава государства назначает выборы в Государственную думу. Он также может распустить нижнюю палату парламента в трех случаях:
- если депутаты трижды отклонят представленные президентом кандидатуры на должность председателя правительства;
- если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству;
- если Дума откажет в доверии правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней премьер-министром.
Суды и прокуратура
Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного и Верховного судов. Также ему принадлежит право напрямую назначать судей других федеральных судов.
В прокуратуре России к компетенции президента относится назначение и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ и др. Кроме того, глава государства представляет Совету Федерации для утверждения кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.
Другие полномочия
Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к властям страны.
Президент имеет право своими указами осуществлять помилование осужденных, т. е. освобождать их от дальнейшего отбывания наказания либо смягчать вынесенный судом приговор.
К компетенции главы государства также относится награждение граждан России орденами и медалями, а также присвоение высших воинских и высших специальных званий.
Процедура импичмента (отрешения от должности)
Согласно Конституции, президент обладает неприкосновенностью. Однако в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, он может быть принудительно отстранен от должности Советом Федерации, а также предан суду. Обвинение в отношении высшего должностного лица выдвигает Госдума (для этого требуется две трети голосов депутатов), затем его рассматривают Верховный и Конституционный суды. Окончательное решение об отстранении президента от должности принимает Совет Федерации (не менее двух третей голосов) в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения.
Кто определяет внутреннюю политику России?
За экономический блок у нас отвечает правительство во главе с Медведевым. Это совершенно та же команда наследников Гайдара, что и в 90-х. Либеральная и проводящая соответствующую политику.
Кто же определяет внутреннюю политику в России? Почему тут такая тайна и нет публичной фигуры и нет четко выраженных приоритетов и целей? Что делает Путин — понятно, что делает Медведев — понятно, хоть и не нравится, а что делает мистер Х и кто он?
Для проведения внутренней политики в России не отдельной структуры. Ею занимается первый заместитель главы Администрации Президента.
С 2016 года этот пост занимает Сергей Кириенко.
Серге́й Владиле́нович Кирие́нко (род. 26 июля 1962, Сухуми, Абхазской АССР). Сергей Кириенко родился в семье Владилена Яковлевича Израителя (09.07.1938—02.02.1995)[4] и Ларисы Васильевны Кириенко.
В народе известен под прозвищем «киндер-сюрприз» и как автор и реализатор жуткого дефолта 1998 года.
С 2000 года — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Именно в это время зарекомендовал себя как сторонник, активно продвигающий идею ползучей исламизации России.
Ходили слухи, что Кириенко сайентолог, но подтверждения они не получили. Зато подтверждается близость Кириенко к группе методологов (игротехников) Георгия Щедровицкого, основанной примерно тогда же, что и Церковь Сайентологии Хаббарда — в середине прошлого века.
Широко засветились методологи в провальной кампании Михаила Прохорова, которую они курировали.
Что это за секта или ложа и как они действуют. В интернете множество роликов Сергея Переслегина. Во многом их подход аналогичен приемам сайентологов. Приемы же поиска решений заключаются в организации игр. Ды не ошиблись — игр. Не в разработанной теории, проработке деталей и создании плана, но в поиске решения, проведением организационно-деятельной игры (ОДИ).
Суть ОДИ состоит в том, чтобы искусственно создать кризис, а затем найти из него выход.
«Методологи это такая научная секта, которая разработала (или утверждает что разработала) некую технологию воздействия на умы. Основным методом воздействия является организация так называемых игр-семинаров, на которых отрабатываются определенные навыки, которые якобы помогут участниками в осуществлении их целей. Создателем методологии считается мятежный философ советского времени Георгий Петрович Щедровицкий. Он уже умер. Поэтому в настоящее время, лидерами-методологами являются два конкурирующих специалиста – Петр Щедровицкий (сын Г.П. Щедровицкого) и собственно Сергей Попов. Петр Щедровицкий уже давно пристроен в структурах власти, ведя множество проектов вместе с РАО ЕС. А вот Сергей Попов, до недавнего времени слегка отставал в деле выхода на высшие государственные уровни. Но, как видно, и ему представился шанс проявить себя.
Так вот именно Сергей Попов в настоящее время реализует весьма масштабный проект «Школа молодых лидеров». Этот проект включает в себя несколько специализированных «подшкол» — для предпринимателей и менеджеров, для общественных деятелей и для молодых юристов. Каждая нацелена на развитие своей группы «товарищей» и форматирование их мозгов в нужном для Суркова направлении. Попасть в школу может каждый желающий, достаточно лишь заполнить на сайте анкету и пройти собеседование.»
Среди прошедших промывку мозгов в «школе Щедровицкого» мы найдем Кириенко, Суркова, Володина, Ходорковского, Мизулину, Кургиняна.
Кириенко назначает Путина главой ФСБ 1998 год
«Методологи» никогда не скрывали, что являют собой секту или подобие масонской ложи, которая тайно управляет обществом, а затем захватывает в нем власть. Однако, в отличие от масонов, у «методологов» начисто отсутствует идеология, а есть только инструментарий захвата власти, который и рассматривается в качестве идеологии.
Основоположник методологии Георгий Щедровицкий ещё в перестройку сформулировал, как они будут захватывать власть в стране: «Нас десятки тысяч. Становиться незаменимыми полезными секретарями при „губернаторе“, советниками, заместителями, идти в выборные органы. Но никогда не забывать, кто мы и какова наша высокая миссия. Иными путями нельзя достичь в России никакого влияния». Именно методологи ещё в 2002-м придумали концепцию «Русского Мiра».
Подробнее на «БИЗНЕС Online»
Методологов часто путают с либералами или неолибералами. Но это не так. Убедиться в этом можно, проследив, к примеру, за их риторикой на «I международной конференции «Русский мiр — проблемы и перспективы» 2002-го года, где и были заложены основы нынешних, посткрымских скреп:
«А. Был провозглашен зачин реализации «русского проекта» — антикризисного цивилизационного проекта Российской Федерации.
Б. Слово «империя» либо «неоимперия» в итоговую резолюцию не попало, зато вовсю и многажды произносилось словосочетания про «русские диаспоры» и их «российскую метрополию».
Странна была такая стеснительность, но, тем не менее, конференция решила обозначить жёстко централизованную конструкцию, (неотличимую от имперской, коль о той же метрополии речь), которую и решила строить, как «. новую общностью — Русский Мiр. ».
В. «Русский народ» был признан разделённым народом и, мало того, в целях формирования у него (народа) «позитивного мироощущения» полагалось необходимым и целительным воздействие, прежде всего, через электронные СМИ на социальную психологию оного (народа).
Г. В процессе дискуссий обозначились, но не нашли отражение в резолюции, расколы участников (конференции) по отношению к ценностям: монархии, необходимой «чистоты русской крови» и Православия».
Там же
И сегодня мы видим, как эти идеи начинают пропагандировать и навязывать обществу, пробуя его на «реставрацию монархии», и в изменении Военной доктрины России.
То, как они действуют мы видим в ЛДНР. Жестоко, беспощадно, проводя ситуацию через кризисы, не имея четкого долговременного плана и ясной цели, не обращая внимания на людей. Никто не может понят какой план, просто потому что плана-то никакого и нет. Есть реагирование.
Какие же идеи лежать в основе игровой деятельности ОДИ и установок членов секты методологов?
России нужен тоталитаризм и не нужна наука. Но руководить отсталой, раннефеодальной Россией должна интеллигенция, прогрессоры. Главный смысл жизни не в развитии, а в порядке. Основу мышления закладывает семья и страта. На ближайшие 200 лет идеологией России должна стать методология. Так представлял себе идеальный мир основоположник методологии Георгий Щедровицкий.
Цитаты этих правил приведены из двух работ Щедровицкого: надиктованной на магнитофон в 1980-81 годах автобиографии (она была издана в 2001 году) и его лекций, проведённых в стенах театра «На досках», руководимого Сергеем Кургиняном, в 1989 году.
Я родился и вырос в семье так называемого ответственного работника. Это тот слой — иначе можно сказать «класс» — людей, который непосредственно строил и выстроил в нашей стране социализм. Когда я размышляю над тем, почему я стал таким, каким я стал, то я, конечно, очень многое отношу именно на счет характера и сложностей жизни семьи.
Это первый очень важный момент. Второй, тесно связанный с первым, — тот, что семья отца принадлежала к кругу еврейской партийной интеллигенции, но была как бы на его периферии. Этот момент тоже очень важен и должен быть специально выделен. Сам отец был родом из Смоленска. Мать его носила очень известную на западе Белоруссии фамилию Сольц и была двоюродной сестрой Арона Сольца, которого в 30-е годы называли «совестью партии».
Я не считал себя евреем, — как раз наоборот, у меня было совершенно другое мироощущение: я был советский, русский от начала до конца.
Развитие идёт и должно идти через определённые переломы. Человек в ходе своего ученичества и становления обязательно должен иметь возможность «оставлять хвосты» в другом месте и постоянно начинать жизнь снова.
Конфликтное существование является наиболее благоприятным для формирования человеческой личности.
Человек в своём развитии до какого-то момента ищет «Великий Рим» — то, где существуют наивысшие образцы человеческого существования, образцы самих людей. А лет в тридцать пять я понял, что эти образцы, по-видимому, заключены в членах самого Московского методологического кружка и в том, что мы сами творим. Я пришёл к выводу, что наш коллектив, Московский методологический кружок, это и есть то высшее, чего достигло человечество. И с этого момента проблема «Великого Рима» исчезла, её решение я сформулировал очень чётко: «Великий Рим» заключен в нас самих, мы и есть «Великий Рим».
Любой человек имеет два опыта: опыт свой собственный, индивидуальный, и опыт общечеловеческий, опыт той группы, страты, класса, к которым он себя причисляет. И в том, как он реагирует на те или иные ситуации и обстоятельства, как он ведёт себя в тех или иных ситуациях и обстоятельствах, очень многое определяется не его индивидуальным опытом и не тем, что мы отнесли бы к нему лично, а его стратовой, классовой принадлежностью.
Современные поколения являются принципиально аисторическими. Для них не существует ни исторической действительности, ни их собственного действия в истории.
Путь к дальнейшему развитию России и людей России идет прежде всего через восстановление, или воссоздание культуры — новой культуры, ибо я понимал, что восстановление прежней культуры невозможно. Я сформулировал для себя основной принцип, который определял всю дальнейшую мою жизнь и работу: для того чтобы Россия могла занять своё место в мире, нужно восстановить интеллигенцию России. Я себя мыслю идеологом интеллигенции, идеологом культурной, культурологической, культуротехнической работы. И в этом смысле моя позиция является сугубо элитарной.
Я разницы между тоталитаризмом и не-тоталитаризмом не вижу. Понимаете? Не вижу. И считаю: тоталитарная организация есть будущая единственная организация всякого человеческого общества. Просто Германия и СССР немножко, «на ноздрю», вырвались вперед. Но это ждёт всех, включая и гордую Британию. Другого не будет — это ж есть необходимость развития человеческого общества, чёрт побери!
Тоталитаризм есть творение российского народа. Народа! И соответствует его духу и способу жизни. Он это принял, поддерживал и всегда осуществлял. Я же понимаю, что потенции к творчеству ни у кого нету. А поэтому тоталитаризм-то ведь всем очень нужен.
Весь вопрос в какой семье вы родились — если в герцогской, то у вас будет мышление и даже идеальный мир, а если в семье свинопаса, то в вашем сознании никакого идеального мира не будет. Вы будете думать о колбасе и о том, пороть Васиссуалия Лоханкина сегодня или завтра. Родившийся в вороньей слободке, будет обитателем вороньей слободки. И это — необходимо. Противно, но необходимо. И никуда не денешься.
Мне уже в 1952 году казались бессмысленными демократические установки русской интеллигенции — установки, которые выражались в слезах по поводу жизни народа, условий его существования, в заботах и стонах о народе. Я тогда же сформулировал принцип, которого придерживаюсь и сейчас. Каждый должен заботиться о себе, в первую очередь о себе как о культурной личности, и в этом состоят его обязанности, его обязательства перед людьми, каждый отвечает за своё личное поведение: не быть подлым, не приспосабливаться к условиям жизни, наоборот, постоянно сохранять неколебимыми принципы и позицию, бороться за сохранение принципиальности в любой ситуации. В этом и состоит социально-стратовая позиция.
Нашей стране ведь не нужны ни инженеры, ни учёные, ни дизайнеры. Ничего такого ни в первобытнообщинном строе, ни в феодальном быть не может. Поэтому спрашивать в условиях раннего феодализма: «Что там у вас должен делать инженер?» — это бессмысленное занятие. Точно так же, как спрашивать, что должен делать у нас инженер, дизайнер или как должен работать ассортимент. Нужно, чтобы всего этого не было. Но тогда мы с вами автоматически становимся недочеловеками. И это очень обидно, а мне так просто противно.
Время науки кончилось. На её место выходит методология. И это есть, говорю я, главное занятие ближайших 200 лет, а для нашей страны оно просто как бы предуготовлено.
Чего нам следует ожидать от методологов-игрунов, схвативших штурвал внутренней политики России? Социального государства? Защиты материнства и детства? Развития науки и техники? Нет и еще раз нет.
Внутренняя политика
Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.
При этом по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь её основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Императивность действий Президента в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделён полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят своё выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон ещё раз, но квалифицированным большинством.
В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно-распорядительную деятельность — путём издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ — Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.
Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует своё видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты — важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьёзное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.
Для содействия Президенту в реализации его конституционных полномочий по определению внутренней политики при главе государства создан Государственный совет – постоянно действующий консультативный орган.