Какой законодательный акт декларирует социальную направленность государства российской федерации
Перейти к содержимому

Какой законодательный акт декларирует социальную направленность государства российской федерации

  • автор:

Российская Федерация – социальное государство

Государство считается социальным, если в его основе лежат принципы социальной справедливости и оно возлагает на себя обязательства обеспечивать достойное существование своих граждан.

Концепция такого государства заключается в возможности и обязанности каждого взрослого дееспособного гражданина содержать как себя, так и свою семью. Государство может вмешиваться только тогда, когда указанные потребности граждан не удовлетворяются по причине объективных обстоятельств, которые не зависят от их воли (инвалидность, отсутствие работы и тому подобное).

Российская Федерация — социальное государство

Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, чья политика направлена в сторону обеспечения условий для достойной жизни граждан, а также их свободного развития. В этом заключается государственная цель и программа деятельности, ориентированные (на уровне Конституции) на социальный характер функционирования. При этом наблюдается прочная связь между демократическим/правовым характером государства и его социальным предназначением.

Цель положений Конституции России заключается в обеспечении политикой государства максимальных возможностей для создания благоприятных условий на определенных этапах развития страны, которые смогут обеспечить свободу граждан и их достойную жизнь, включая регулирование социально-экономических прав, защиту/поддержку малоимущих граждан, а также социально незащищенных.

Вторая часть статьи 7 главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации содержит перечень главных обязательств, которые государство несет перед своими гражданами. Так, среди них упоминаются:

  • охрана труда/здоровья граждан;
  • наличие обязательного минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение господдержки материнства/отцовства, семьи, детства, пожилых, инвалидов;
  • развитие соцслужб;
  • установка государственных пенсий;
  • представление пособий и прочих гарантий соцзащиты.

Российская Федерация обладает следующими базовыми конституционно-правовыми характеристиками, которые обозначают ее как социальное государство:

  • в Конституции страны закреплена система социально-экономических прав/свобод человека/гражданина согласно международным стандартам, которые были установлены в 1948 году во Всеобщей Декларации прав/свобод человека, а также в 1966 году в Международном пакте о социально-экономических/культурных правах;
  • установление прожиточного минимума (стоимость потребительской корзины, которая включает в себя минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственных товаров, необходимых/обязательных платежей и услуг, которые необходимы для поддержания здоровья гражданина и его жизнедеятельности), который определен в постоянно обновляемом Федеральном законе «О прожиточном минимуме в РФ».

Обязательства социального государства

В главе 2 Конституции Российской Федерации содержатся основные гражданские и человеческие права/свободы, а социальные обязательства получают развитие. В заботы государства входит обеспечение гражданам: безопасных условий труда, полноценного отдыха, жилищных условий, возможности получить образование, укрепления здоровья, охраны окружающей среды, включая поощрение действий, улучшающих экологическую ситуацию. В социальном государстве такие отрасли, как наука, образование, здравоохранение, культура, воспитание поддерживаются органами государственной власти с применением средств госбюджета.

В демократических условиях социальным государством предоставляется большой простор всяким общественным силам, желающим предоставлять помощь тем слоям населения, которые являются социально необеспеченными. В статье 39 Конституции упоминается о том, что в РФ поощряются дополнительные формы соцобеспечения, а также благотворительность.

Положения Конституции Российской Федерации, в которых обозначены положения ее социальных природы и политики уточняются и развиваются в довольно разветвленной системе федеральных законов, президентских указов и подзаконных нормативных правовых актов. К подобным федеральным законам относятся:

  • закон №195-ФЗ «Об основах соцобслуживания населения РФ» (действует с 10.12.1995 года);
  • закон №181-ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ» (действует с 24.11.1995 года);
  • закон №122-ФЗ «О соцобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (действует с 02.08.1995 года);
  • закон №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (действует с 11.08.1995 года);
  • закон №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (действует с 19.06.2000 года.

Эти законы, а также многие другие подвергаются периодическим обновлениям и совершенствованиям.

Основные принципы социальной политики Российской Федерации

В России социальные функции осуществляются на федеральном, региональном (для субъектов страны) и муниципальном уровнях.

К основным принципам социальной политики РФ, которые обусловлены ее природой как социального государства относятся:

  • социальная справедливость;
  • дифференциация соцвыплат, льгот и различных услуг;
  • многообразие соцзащиты населения и ее всесторонность.

Так адресность (то есть дифференциация) помощи отдельным категориям граждан обеспечивается посредством получения ими дополнительных льгот, бесплатных услуг или существенных скидок на них, спецпособий, компенсаций.

В становлении Российской Федерации как социального государства большое значение играет утверждение принципов социально ответственного бизнеса. Это на данный момент имеет всего лишь постановочный характер, так как пока еще не принято соответствующее законодательство, которое бы определило подобные принципы и формы ответственности.

Наличие довольно обширного круга социальных проблем в обществе говорит о том, что текущая политика страны как социального государства первоначально должна направляться на создание условий для граждан, обеспечивающих им достойную жизнь, свободное развитие, социальную справедливость и настоящее равноправие. Это может быть достигнуто, когда государство не только закрепляет за гражданами неотъемлемые соцправа, но также формирует реальный механизм, который позволит пользоваться ими на принципах социального государства.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Особенности правового регулирования конституционных основ социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации

Мишунина, А. А. Особенности правового регулирования конституционных основ социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации / А. А. Мишунина, Д. А. Абцилабагандова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71581/ (дата обращения: 18.09.2023).

В статье сформулированы конституционные основы социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации, представлена их классификация, а также рассматриваются точки зрения различных ученых-правоведов о природе социальных прав.

Ключевые слова: социальные права, конституционное право, основные права человека и гражданина, конституционные основы.

Конституционные основы социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации непосредственно декларирует Конституция Российской Федерации.

  1. Одним из важнейших социальных прав является право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь.

Бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Анализируя данную статью, необходимо отметить, что для ее реализации не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, развивается частная система здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию [1].

Большинство ученых-правоведов относят данное социальное право к одним из важнейших, с чем, собственно, невозможно не согласиться. Например, Терещенко Н. Д. отмечает: «право на охрану здоровья и медицинскую помощь — одно из основных конституционных социальных прав человека и гражданина, общепризнанное в документах ООН, в мировом цивилизованном сообществе, специально выделенное Конституцией Российской Федерации (ст. 41)» [9].

В свою очередь, Холодова Т. Ю. подчеркивает: «конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено за каждым человеком в Российской Федерации, и ему корреспондируется обязанность государства признавать, соблюдать и защищать это право человека как высшую ценность, способствовать его осуществлению» [10].

Безусловно, право на охрану здоровья и медицинскую помощь являются наиболее социально значимыми правами, поскольку здоровье — одно из основных ценностей человека, и именно от него зависит положение российского народа, защита и сохранение которого, в свою очередь, оценивается Президентом РФ как одна из важнейших задач для нашей страны.

Если уровень здравоохранения государства не соответствует требованиям международного стандарта, не соответствует требованиям его населения, то оно не может считаться социальным. Охрана здоровья своих граждан, обеспечение совершенной системы функционирования системы здравоохранения являются основными задачами для любого социального государства в мире.

Поэтому «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ.

  1. Право на труд признается за каждым человеком (ч.3 ст. 37 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 37, провозглашает труд свободным. Свобода труда, в первую очередь, означает, что человек имеет право на наличие и осуществление трудовой деятельности, либо же на ее отсутствие. Также человек волен сам выбирать род профессиональной деятельности, распоряжаться своими способностями к труду.

Важным является право на справедливое вознаграждение за труд, раскрывающее сущность конституционных прав в сфере труда. Согласно ст. 4 «Европейской социальной хартии», право работников на вознаграждение за труд необходим обеспечивать им и их семьям достойный уровень жизни, стимулировать повышенный размер оплаты труда за сверхурочную работу и равную оплату за труд равной ценности [2].

Часть 2 статьи 37 Конституции РФ декларирует труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, который с 01 января 2020 года составляет 12 130 рублей в месяц [6].

Одной из главной составляющей права на труд, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является право на защиту от безработицы, содержащееся в ст. 2 Трудового Кодекса РФ, в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и в Законе «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработица представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором расширения бедности населения, и соответственно, значимой проблемой для страны. Отсюда, главной задачей политики государства должно являться поддержание полной занятости населения, являющейся основой жизнедеятельности и благосостояния населения, и стимулирующей благополучное состояние экономики страны за счет продуктивного использования рабочей силы.

Право на отдых закреплено в ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, а также в Трудовом Кодексе РФ, социальная составляющая которого связана с обязанностью государства создать благоприятные условия для реализации права на отдых.

Право на отдых, наряду с другими социальными правами, имеет высокую социальную значимость, в связи с чем решение пробелов и противоречий данных вопросов является одной из основных задач законодателя в данной сфере.

Цель всех этих прав, являющимися принципами правового регулирования трудовых и непосредственно с ними связанных отношений, состоит в создании благоприятных условий труда, в сохранении рабочего места и заработной платы во время отдыха, в защите его от произвола работодателя и в создании уверенности в завтрашнем дне.

3. Конституционное право на государственную защиту материнства, детства и семьи закреплено в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ.

Для реализации прав, поддержки семей, испытывающих трудности в реализации прав в области защиты материнства, детства и семьи, государство принимает различные, в то числе материальные меры: повышение уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитие системы дошкольных учреждений, предоставление льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми.

Семейная политика должна быть направлена на улучшение благосостояния и функционирования семьи, на ее сохранение и укрепление, на поддержку, а также на обеспечение семейных прав граждан. Важными аспектами являются материальное благополучие, охрана здоровья, получение образования, безопасность и другие.

4. Право на социальное обеспечение, как и другие социальные права, занимает особое место в системе основных конституционных прав человека и гражданина. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение, по мнению Аристова Е. В., это: «участие государства и общества в содержании тех людей, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них причин не имеют достаточно средств к существованию» [8].

Терещенко Н. Д. считает, что: «под правом на социальное обеспечение следует понимать гарантированную государством и признанную международным сообществом возможность человека удовлетворять физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для достойной жизни, в тех случаях, когда у него по объективным причинам отсутствует заработок или трудовой доход» [9].

Материальными видами социального обеспечения являются государственные пенсии и социальные пособия, натуральными — социальное обслуживание, которое представляет собой социальные услуги, оказывающие гражданам на дому или в учреждениях социального обслуживания (детские дома, дома-интернаты и т. д.).

Конституционное право на социальное обеспечение создает ориентиры для проведения социальной политики государства, основываясь на принципах справедливости и социальной солидарности.

5. Статья 40 Конституции РФ устанавливает поощрение жилищного строительства, создание условий для осуществления права на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать условия для признания данного права за всеми гражданами РФ.

Согласно ст. 17 Конституции РФ, право на жилище принадлежит каждому от рождения. Отсюда, проявляется принцип неотчуждаемости, суть которого в недопустимости изъятия и ограничения жилища государством кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ. Даже в случае введения в стране чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ) право на жилище не подлежит ограничению.

Из содержания положений Конституции РФ можно выделить основные правомочия данного права: конституционно-правовая стабильность владения и пользования жилым помещением, его благоустроенность, обязанность публичной власти создавать необходимые условия для жилищного строительства, допустимость льготного жилищного обеспечения отдельных категорий граждан по установленным нормам.

6. Право на благоприятную окружающую среду сегодня является социальной ценностью, без которого невозможно нормальное существование населения и государства в целом. Данное право закреплено в статье 42 Конституции РФ, закрепляя права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическим правонарушением. Также на основании ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, не причиняя ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц.

Реализация экологических прав базируется не только в Конституции Российской Федерации, но и Федеральном законе от 10.01.02. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», указах Президента РФ и других нормативно-правовых актах.

7. Согласно ст. 43 Конституции РФ, каждый человек имеет право на образование, которое, в свою очередь, относится к неотчуждаемым правам и свободам человека и принадлежит ему от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

Также ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ст. 114 закрепляет полномочия Правительства РФ по обеспечению в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.

Основным законом, регулирующим сферу образовательных отношений, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Данный закон, как и Конституция РФ, определяет основной принцип правового регулирования — обеспечение каждому права на образование. Одними из главных задач являются недопустимость в сфере образования дискриминации, определение основных направлений развития российского образования.

Право на образование, по своей природе, является уникальным правом, отличающим его от других социальных прав. Право на образование тесно связано, в первую очередь, с правом на труд, поскольку именно образование дает человеку возможность широкого выбора рода деятельности и профессии. А также еще одной существенной особенностью является возможность образованного человека полностью реализовать право на доступ к культурным ценностям, пользоваться различными видами творчества: научным, литературным, художественным и т. д.

Право на образование — общественно значимое благо, уникальное социальное право, способствующее интеллектуальному, духовно-нравственному, творческому и профессиональному развитию человека, создающее условия для полноценной жизни человека и общества в целом.

Таким образом, благодаря социальным правам, их широкой классификации, человек, гражданин Российской Федерации гарантирует себе минимум необходимых ценностей цивилизованного общества, способствующих его свободному развитию. Социальные права гарантируют защиту и поддержку со стороны государства, дают уверенность в завтрашнем дне.

Тесты по праву социального обеспечения

1. Кто является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации?

а) федеральные органы государственной власти;

б) Пенсионный фонд Российской Федерации;

в) лица, производящие выплаты физическим лицам;

г) Фонд социального страхования Российской Федерации.

2. Кто является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации?

а) федеральные органы государственной власти;

б) Пенсионный фонд Российской Федерации (или негосударственные пенсионные фонды);

в) лица, производящие выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели, адвокаты;

г) Фонд социального страхования Российской Федерации.

3. Минимальный страховой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости?

4. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства

а) являются собственностью застрахованных лиц;

б) являются государственной собственностью;

в) являются составной частью федерального бюджета.

5. За счет каких средств производится финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению?

а) страховых взносов, уплачиваемых работодателем в ПФР;

б) ассигнований из федерального бюджета, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации;

в) недоимки, пеней и штрафов по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Какие услуги включены в состав набора социальных услуг?

а) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в т.ч. обеспечение лекарственными средствами, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;

б) дополнительная бесплатная медицинская помощь и бесплатная абонентская плата за телефон;

в) первоочередная установка квартирного телефона и бесплатное зубопротезирование.

7. Согласно Конституции Российской Федерации, Российская Федерация –

а) социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

б) великая держава, отстаивающая свои национальные интересы на международной арене;

в) бюрократическое государство.

8. Минимальный размер оплаты труда, а также государственные пенсии и социальные пособия в Российской Федерации устанавливаются:

а) Государственной Думой Российской Федерации:

в) Правительством Российской Федерации.

9. Из каких средств производится финансирование работающих граждан пособиями по временной нетрудоспособности?

а) за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

б) за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации;

в) за счет средств федерального бюджета;

г) за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

10. Кто из указанных категорий граждан имеет право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению?

а) участники Великой Отечественной войны;

б) иностранные граждане;

в) мужчины достигшие возраста 60 лет.

11. Фонд социального страхования РФ является

а) самостоятельным финансово-кредитным учреждением;

б) бюджетной организацией министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

в) автономной некоммерческой организацией;

г) органом государственного управления в области медицинского обеспечения.

12. За счет каких средств производится финансирование пенсий по Закону «О пенсиях в Кемеровской области»?

а) за счет средств федерального бюджета;

б) за счет средств бюджета ПФР;

в) за счет средств Фонда социального страхования РФ;

г) за счет средств субъекта РФ.

13. Какую пенсию можно назначить женщине в возрасте 60 лет при наличии стажа работы 3 года?

а) трудовую пенсию по старости при неполном стаже;

б) социальную пенсию.

14. Можно ли отказаться от получения набора социальных услуг?

а) можно от всего набора или от одной его части;

15. Пенсионный фонд Российской Федерации является

а) самостоятельным финансово-кредитным учреждением;

б) бюджетной организацией министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

в) автономной некоммерческой организацией;

г) органом государственного управления в области пенсионного обеспечения.

16. Фонд социального страхования Российской Федерации и его денежные средства

а) являются собственностью застрахованных лиц;

б) являются государственной собственностью;

в) являются составной частью федерального бюджета.

17. Право каждого на социальное обеспечение по возрасту гарантировано:

а) Гражданским кодексом Российской Федерации;

б) Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

в) Конституцией Российской Федерации.

18. При каком страховом стаже назначается трудовая пенсия по старости?

а) не менее 5 лет;

б) не менее 3-х лет;

в) не менее 15 лет.

19. Могут ли быть засчитаны в страховой стаж одновременно два периода, которые предшествовали работе: период ухода за ребенком и период прохождения военной службы?

а) период, непосредственно предшествующий работе;

б) не будут зачтены оба периода;

в) период больший по продолжительности;

20. Может ли быть засчитан в страховой стаж период ухода родителей за детьми?

а) засчитывается без ограничения каким-либо сроком;

б) не засчитывается;

в) засчитывается одному из родителей период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

г) засчитывается, но не более девяти лет в общей сложности.

21. Может ли быть подтвержден свидетельскими показаниями страховой стаж за периоды до регистрации работника в качестве застрахованного лица?

б) может в случае утраты документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника;

в) может, при условии, что документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п. причинам).

22. Выплачивается ли с 01.01.2002 в период работы социальная пенсия, предусмотренная Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины)?

а) выплачивается пенсия в полном размере;

б) выплачивается частично;

в) не выплачивается.

23. На какой срок назначается трудовая пенсия по инвалидности, гражданам, имеющим инвалидность?

в) на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе и бессрочно;

24. При каких условиях имеют право на государственное пенсионное обеспечение иностранные граждане и лица без гражданства?

а) при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации и имеющего вид на жительство;

б) при наличии регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации и не имеющего вид на жительство;

в) при условии осуществления работы на территории Российской Федерации.

25. При каких условиях назначается трудовая пенсия по старости на общих основаниях мужчинам в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ?

а) по достижении 60 лет;

б) по достижении 60 лет при наличии не менее 5 лет страхового стажа; в) по достижении 55 лет при наличии не менее 25 лет страхового стажа;

г) по достижении 50 лет при наличии не менее 20 лет страхового стажа.

26. Может ли быть обжаловано решение территориального органа ПФР об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по Спискам № 1 и № 2 в суде?

в) только в вышестоящем органе ПФР.

27. При оценке пенсионных прав за какие периоды учитываются общий трудовой стаж и заработок?

а) до даты назначения трудовой пенсии;

б) до 01.01.2002 – даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

в) до 01.01.2013 года.

28. Могут ли на территории Российской Федерации применяться те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально не опубликованы?

б) да, в исключительных случаях;

29. Относятся ли сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, к категории конфиденциальной информации?

в) относятся только сведения, содержащиеся в профессиональной части индивидуального лицевого счета.

30. Право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют достигшие общеустановленного пенсионного возраста мужчины и женщины при наличии:

а) не менее пяти лет страхового стажа;

б) не менее десяти лет страхового стажа;

в) женщины не менее 20, а мужчины – 25 лет страхового стажа.

31. Какая продолжительность страхового стажа необходима для назначения трудовой пенсии по инвалидности?

а) не менее пяти лет;

б) любая продолжительность;

32. Пенсия по случаю потери кормильца назначается обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях:

а) до окончания учебного заведении, но более чем до 23 лет;

в) на один год с ежегодным подтверждением факт.

33. Когда вступил в силу Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»?

а) 1 января 2002 года;

б) 1 июля 2002 года;

в) 1 января 2004 года.

34. Сколько видов трудовых пенсий предусмотрено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»?

35. Кто из указанных граждан в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеет право на трудовую пенсию при соблюдении прочих условий?

а) иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации;

б) иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в Российской Федерации;

в) иностранные граждане.

36. Кто из указанных граждан не имеет права на одновременное получение двух пенсий, одна из которых трудовая?

а) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы;

б) инвалиды вследствие военной травмы.

37. Как исчисляется требуемый 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера?

а) в льготном исчислении;

38. Укажите максимально возможное значение повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года путем конвертации в расчетный пенсионный капитал в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» северянам.

39. Какой районный коэффициент учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем конвертации в расчетный пенсионный капитал и установлении базовой части трудовой пенсии?

а) районный коэффициент к заработной плате, установленный в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей;

б) районный коэффициент к заработной плате, установленный субъектом Российской Федерации;

в) районный коэффициент к заработной плате, установленный в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) в данном районе или местности для рабочих и служащих производственных отраслей.

40. В каком возрасте гражданам из числа малочисленных народов Севера может быть установлена социальная пенсия?

а) 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины;

б) 55 и 50 лет соответственно мужчины и женщины;

в) 50 и 45 лет соответственно мужчины и женщины.

41. Какой из перечисленных федеральных законов устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации?

а) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ;

б) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ;

в) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 111-ФЗ.

42. Устанавливает ли Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» какие-либо ограничения по выплате трудовой пенсии работающим пенсионерам?

а) не устанавливает;

в) устанавливает частично.

43. В каких целях проводится оценка пенсионных прав застрахованных лиц?

а) в целях определения фиксированного базового размера;

б) в целях определения права на трудовую пенсию;

в) в целях сохранения пенсионных прав граждан, приобретенных ими в старой пенсионной системе в денежном выражении.

44. Какой нормативный правовой акт является основным законодательным актом, регулирующим государственное пенсионное обеспечение?

а) Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

б) Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

в) Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

45. Являются ли составной частью российской правовой системы нормы международного права и международные договоры Российской Федерации?

46. По достижении какого возраста может быть назначена трудовая пенсия по старости на общих основаниях?

а) мужчины и женщины — по достижении возраста 60 лет;

б) мужчины — по достижении возраста 60 лет, женщины — по достижении возраста 55 лет;

в) мужчины и женщины — по достижении возраста 55 лет.

47. При наличии какой продолжительности страхового стажа может быть назначена трудовая пенсия по старости на общих основаниях?

а) при наличии у мужчин и женщин не менее 5 лет страхового стажа;

б) при наличии у мужчин и женщин менее 5 лет страхового стажа;

в) при наличии у мужчин не менее 5 лет страхового стажа, у женщин — менее 5 лет страхового стажа.

48. По достижении какого возраста может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости родителям инвалидов с детства?

а) по достижении родителями инвалидов с детства возраста 50 лет;

б) по достижении родителями инвалидов с детства возраста 55 лет;

в) матери инвалида с детства по достижении возраста 50 лет, отцу инвалида с детства по достижении возраста 55 лет.

49. По достижении какого возраста может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства?

а) данный возраст определяется в зависимости от продолжительности периода опеки над ребенком — инвалидом;

б) по достижении возраста 50 лет — для женщин и 55 лет — для мужчин.

50. Может ли быть одновременно назначена досрочная трудовая пенсия по старости матери ребенка — инвалида (инвалида с детства) и отцу за того же самого ребенка?

51. При наличии какой продолжительности страхового стажа может быть назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца?

а) независимо от продолжительности страхового стажа;

б) при наличии страхового стажа продолжительностью не менее 5 лет.

52. Требуется ли при назначении трудовой пенсии по случаю потери кормильца ребенку умершего кормильца, достигшему возраста 18 лет и обучающемуся в высшем учебном заведении, подтверждение факта нахождении на иждивении умершего кормильца, если смерть кормильца наступила до достижения ребенком возраста 18 лет?

а) не требуется, поскольку смерть кормильца наступила до достижения ребенком возраста 18 лет;

б) требуется, поскольку трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается после достижения ребенком возраста 18 лет.

53. Может ли быть назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца ребенку умершего кормильца, если он впервые признан инвалидом с детства в 20 лет?

54. Может ли быть назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца бывшей супруге умершего кормильца, которая после смерти кормильца вышла замуж?

55. Может ли быть назначена трудовая пенсия по инвалидности (трудовая пенсия по случаю потери кормильца), если инвалидность (смерть кормильца) наступили вследствие совершения инвалидом (кормильцем) умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке?

56. Требуется ли подтверждать факт нахождения на иждивении несовершеннолетнего ребенка при установлении повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности его отцу (матери)?

57. Может ли быть одновременно установлен повышенный фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) матери и отцу несовершеннолетнего ребенка?

58. На какую дату определяется сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности)?

а) на дату обращения за указанной пенсией;

б) на дату назначения указанной пенсии.

59. На какую дату определяется количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности)?

а) на дату назначения указанной пенсии;

б) на дату обращения за указанной пенсией.

60. С какой целью используется заработок при исчислении размера пенсии?

а) с целью определения величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002;

б) с целью установления повышения к расчетному размеру пенсии;

в) с целью определения размера базовой части трудовой пенсии.

61. Учитывается ли заработок после 01.01.2002?

б) не учитывается;

в) учитывается до 01.01.2013.

62. Может ли входить в состав заработка денежное довольствие военнослужащих?

б) может при условии, что заработок состоит только из период получения денежного довольствия;

63. Какой вид стажа используется при определении права на трудовую пенсию?
а) страховой стаж;

б) общий трудовой стаж.

64. До какой даты учитывается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности в целях оценки пенсионных прав?

в) до даты обращения за установлением трудовой пенсии.

65. Какой период работы, имевший место на территории государств — участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г., может быть засчитан в страховой стаж без истребования подтверждения уплаты страховых взносов?

а) период работы до 01.01.2002;

б) период работы до 01.01.1991;

в) весь период работы.

66. Какой порядок используется при подсчете стажа работы в колхозе?

а) подсчет стажа производится в годах, месяцах, днях;

б) подсчет стажа производится в трудоднях;

в) подсчет стада производится в человеко-днях.

67. Какой период включается в подсчет общего трудового стажа, если в справке о стаже указаны только годы без обозначения точных дат, например, с 1960 по 1965 год?

а) с 01.01.1960 по 31.12.1965;

б) с 01.07.1960 по 01.07.1965.

68. Могут ли быть подтверждены периоды работы, включаемые в страховой стаж на основании свидетельских показаний?

а) могут подтверждаться периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного государственного страхования»;

69. Какой вид стажа используется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц?

а) страховой стаж;

б) общий трудовой стаж.

70. Когда было заключено Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения?

а) 13 марта 1992 года;

б) 24 января 2006 года;

в) 15 мая 1992 года;

г) ещё не заключено.

71. Какой принцип пенсионного обеспечения заложен в основу Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения?

а) принцип неприкосновенности;

б) принцип пропорциональности;

в) принцип территориальности.

72. Кто имеет право на получение пенсий по пенсионному законодательству Российской Федерации?

а) граждане Российской Федерации и иностранные граждане;

б) граждане Российской Федерации;

в) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации.

73. На основании каких нормативных правовых актов иностранные граждане и лица без гражданства могут претендовать на получение пенсий в Российской Федерации?

а) на основании законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации;

б) на основании законодательства Российской Федерации;

в) на основании законодательства своего государства;

г) на основании Устава Организации Объединённых Наций.

74. Изменяется ли размер пенсии по случаю потери кормильца членов семьи граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде на постоянное место жительства в районы (местности) с нормальными климатическими условиями?

а) размер социальной пенсии не изменяется;

б) размер пенсии по случаю потери кормильца определяется без учета районного коэффициента;

в) размер пенсии по случаю потери кормильца уменьшается в два раза.

75. Зависит ли размер пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, от количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении инвалида?

в) только, при наличии более двух иждивенцев.

76. Имеет ли право на пенсию по случаю потери кормильца бабушка умершего кормильца, являющаяся инвалидом, при условии отсутствия лиц, обязанных ее содержать?

а) имеет право не зависимо от возраста;

б) только по достижении возраста 55 лет;

в) не имеет право на пенсию.

77. Какая категория граждан не имеет права на установление социальной пенсии по нормам Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»?

б) дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей;

в) граждане, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию.

78. Каким гражданам не может быть установлена социальная пенсия, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»?

а) лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации;

б) иностранным гражданам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации;

в) гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Российской Федерации.

79. Как определяется размер социальной пенсии гражданам, переехавшим на жительство в районы Крайнего Севера?

а) размер социальной пенсии увеличивается на районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания;

б) размер социальной пенсии увеличивается в два раза;

в) размер социальной пенсии не изменяется.

80. Изменяется ли размер социальной пенсии при выезде граждан, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на постоянное место жительства в районы (местности) с нормальными климатическими условиями?

а) размер социальной пенсии уменьшается в два раза;

б) размер социальной пенсии не изменяется;

в) размер социальной пенсии определяется без учета районного коэффициента.

81. Может ли быть установлена социальная пенсия иностранному гражданину, проживающему на территории Российской Федерации?

а) может, при наличии у иностранного гражданина вида на жительство;

в) может, при наличии у иностранного граждан разрешения на временное проживание.

82. За счет каких средств производится финансирование социальных пенсий?

а) за счет средств федерального бюджета;

б) за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

в) за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

83. При достижении какого возраста возникает право на социальную пенсию у граждан из числа малочисленных народов Севера?

а) 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

б) 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины);

в) 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

84. Начисляется ли районный коэффициент к пенсиям, установленным в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»?

а) да, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями;

в) да, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

85. С какой даты назначается пенсия в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»?

а) со дня возникновения права на пенсию;

б) с первого числа месяца обращения за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее;

в) с даты обращения за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

86. В случае противоречия правил нормативных правовых актов Российской Федерации правилам международного соглашения, регулирующего пенсионные правоотношения, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, должны:

а) следовать правилам соответствующего международного договора;

б) руководствоваться Конституцией Российской Федерации;

в) действовать, исходя из сложившейся правоприменительной практики.

87. В какие сроки территориальный орган ПФР обязан рассмотреть заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии?

а) в течение 10 дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами;

б) в течение 5 дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами;

в) в течение 1 месяца со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами.

88. Какими нормативными правовыми актами в настоящее время регулируются вопросы установления пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим?

а) Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

б) Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих»;

в) Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 467 «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР».

89. В какой орган следует обращаться федеральному государственному служащему с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, адресованным Председателю Правления ПФР?

а) в региональное Отделение ПФР;

б) в Пенсионный фонд Российской Федерации;

в) кадровую службу федерального органа, где федеральный государственный служащий замещал должность федерального государственного служащего;

г) в Управление (отдел) ПФР по месту жительства.

90. За счет каких источников осуществляется финансирование пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим?

а) за счет средств федерального бюджета;

б) за счет средств Пенсионного Фонда Российской Федерации;

в) за счет средств субъекта Российской Федерации;

г) за счет средств федерального органа, где государственный служащий замещал должность.

91. При каком страховом стаже назначается трудовая пенсия по старости?

а) не менее 5 лет;

б) не менее 20 лет.

92. На какой срок, устанавливается трудовая пенсия по старости?

93. Гр. Иванов имеет стаж государственной службы 23 года. Какой процент среднемесячного заработка ему будет учтен?

94. Гр. Сидоров получает пенсию за выслугу лет как федеральный государственный служащий. Будет ли ему производиться выплата данной пенсии, если он поступит на государственную службу субъекта Российской Федерации?

95. Можно ли одновременно выплачивать пенсию за выслугу лет федеральных государственных служащих и дополнительное материальное обеспечение, предусмотренное для лауреатов государственных премий СССР и лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР) по Федеральному закону от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ?

96. Выплата дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 № 21-ФЗ производится:

а) неработающим гражданам Российской Федерации;

б) гражданам Российской федерации, независимо от факта работы.

97. Какой законодательный акт декларирует социальную направленность государства — Российской Федерации?

а) Законодательные акты субъектов Российской Федерации;

б) Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»;

в) Основной закон (Конституция) Российской Федерации.

98. Кто несёт субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами?

б) Страховая компания;

в) Международная организация труда.

99. Является ли обязательной уплата страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды?

в) по усмотрению плательщика.

100. К предмету ведения кого относятся вопросы социального обеспечения по Конституции Российской Федерации?

а) совместного ведения Российской Федерации и её субъектов;

б) Российской Федерации;

в) субъектов Российской Федерации.

101. Какой фонд не относится к государственным социальным внебюджетным фондам Российской Федерации?

а) Стабилизационный фонд;

б) Пенсионный фонд;

в) Фонд обязательного медицинского страхования;

г) Фонд социального страхования.

102. Как можно охарактеризовать систему пенсионного обеспечения в Российской Федерации, существовавшую до 2002 года?

в) каждому по труду.

103. Где учитываются страховые взносы, уплаченные работодателем за застрахованное лицо?

а) на индивидуальных лицевых счетах;

б) на банковских счетах;

в) в трудовой книжке.

Ключи к тестам

1 – б 26 – а 51 – а 76 – б 101 – а
2 – в 27 – б 52 – а 77 – в 102 – б
3 – в 28 – в 53 – а 78 – б 103 – а
4 – б 29 – а 54 – б 79 – а
5 – б 30 – а 55 – а 80 – в
6 – а 31 – б 56 – б 81 – а
7 – а 32 – а 57 – а 82 – а
8 –б 33 – а 58 – б 83 – в
9 – б 34 – а 59 – а 84 – а
10 – а 35 – а 60 – а 85 – б
11 – а 36 – а 61 – б 86 – а
12 – г 37 – б 62 – а 87 – б
13 – б 38 – в 63 – а 88 – а
14 – а 39 – а 64 – б 89 – в
15 – а 40 – б 65 – а 90 – а
16 – б 41 – а 66 – а 91 – а
17 – в 42 – а 67 – б 92 – в
18 – а 43 – в 68 – а 93 – б
19 – г 44 – б 69 – б 94 – а
20 – в 45 – а 70 – а 95 – б
21 – б, в 46 – б 71 – в 96 – а
22 – в 47 – а 72 – в 97 – в
23 – в 48 – в 73 – а 98 – а
24 – а 49 – а 74 – б 99 – б
25 – б 50 – б 75 – а 100 – а

Часть четвертая

Примерная тематика рефератов, курсовых

И дипломных работ

Тематика рефератов

1. История возникновения социального обеспечения.

2. Обязательное пенсионное страхование.

3. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4. Иностранные граждане – как субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения.

5. Страховые риски и страховые случаи.

6. Сравнительный анализ предмета и метода в праве социального обеспечения и смежных отраслей права (трудовое, семейное).

7. Внутриотраслевые принципы в праве социального обеспечения.

8. Условия назначения пенсии по старости в Российской Федерации и за рубежом.

9. Трудовой стаж, его понятие и значение для социального обеспечения граждан.

10. Установление трудового стажа в связи с утратой документов в результате чрезвычайных ситуаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *