Чем обеспечивается равенство избирательных прав граждан
Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме
1. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
2. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
Избирательное право
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Избирательное право»
Мы уже не один раз вспоминали о двух значениях термина «право». Объективное право – те нормы, которые государство установило и следит за их исполнением. Субъективное – возможность определённого поведения, которой человек может пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению. Правда, с одной оговоркой: некие внешние обстоятельства могут этому воспрепятствовать.
Вот и термин «избирательное право» может трактоваться двояко. С одной стороны, это совокупность правовых норм, которые регулируют ход избирательного процесса. С другой – право граждан избирать и быть избранными.
Рассмотрим подробнее каждую из этих сторон. Как они реализуются в России?
Вначале перечислим те документы, где все эти нормы можно найти.
Если мы представим их в виде пирамиды, на её верхушке будет, конечно, Конституция. Хотя в ней и нет специальной главы, посвящённой избирательной системе.
На какие статьи Конституции следует обратить внимание? Первую – в ней закрепляется республиканская форма правления. А мы с вами прекрасно знаем, что главная отличительная черта всех республик – выборность основных органов власти. В третьей статье выборы и референдум провозглашаются высшим проявлением народовластия, непосредственной демократии.
Статья тридцать два гарантирует гражданам России осуществление важнейшего политического права – избирать и быть избранным. В статьях восемьдесят первой и девяносто пятой – девяносто седьмой описывается порядок избрания Президента страны и депутатов российского парламента. Есть ещё и сто тридцатая статья, которая однозначно заявляет, что выборы и референдумы – неотъемлемая часть местного самоуправления.
В середине этой пирамиды правовых норм – федеральные законы. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав» является универсальным. То есть его положения обязательны, независимо от того, о каких выборах идёт речь.
Более специализированными являются законы, которые определяют, как проходят те или иные выборы. Мы уже знакомились с ними на предыдущих уроках.
Ответом на внедрение в нашу жизнь в целом и в избирательный процесс в частности технического прогресса стал Закон «О Государственной автоматизированной системе "Выборы"».
В некоторых законах лишь отдельные нормы можно отнести к избирательному праву. Например, Закон «О политических партиях». Цели, ради которых создаются партии, не сводятся лишь к участию в выборах. Но это составляет очень важную часть их деятельности. Мы ведь помним, что значительная часть депутатов представительных органов разных уровней избирается по партийным спискам. К этой группе можно отнести и другие, уже известные вам законы.
И в основании пирамиды – те нормы, которые принимают субъекты федерации и муниципальные образования. Внизу они не потому, что не являются важными, а в силу одного из принципов российского федерализма – приоритета федеральных законов.
Какие принципы избирательного права действуют в России? Их можно разделить на две группы. Первая определяет, как граждане участвуют в выборах, вторая – как они проводятся.
Начнём, по классическому сценарию, с первой группы. К ней принято относить пять принципов. Дадим каждому из них краткую характеристику.
Когда мы говорим, что избирательное право в России всеобщее, мы не утверждаем, что абсолютно каждый гражданин может им воспользоваться. В любой стране во все времена существовали и существуют те или иные избирательные цензы – условия, без выполнения которых получить избирательное право невозможно. Вопрос лишь в том, какую долю населения они отстраняют от участия в выборах. Перечислим основные избирательные цензы современной России.
Первый ценз – наличие гражданства. Второй пункт тридцать второй статьи Конституции гарантирует право избирать и быть избранным не каждому человеку, а лишь гражданам страны.
Правда, бывают случаи, когда этот ценз может не действовать. Но это относится лишь к местным выборам. Постоянно проживающие в каком-либо муниципальном образовании иностранные граждане могут в них участвовать. Если Россия подписала с их государством договор, содержащий такую норму. На 2018 год такими государствами были Кыргызстан и Туркменистан.
Есть ещё одно дополнительное условие к цензу гражданства. Вы, разумеется, помните, что законодательство России признаёт двойное гражданство. Так вот, если бипатрид хочет выдвинуть свою кандидатуру на выборах, он должен отказаться от иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве.
Вполне логичными и понятными являются возрастные ограничения. Тут всё просто. Стать избирателем человек может лишь после того, как ему исполнится 18 лет. А чтобы получить право выдвинуть свою кандидатуру на выборах, придётся подождать дольше.
Депутатом Госдумы не станет гражданин моложе 21 года, а Президент России в любом случае будет старше 35 лет.
Избирательное право может осуществлять лишь дееспособный гражданин. Полная гражданская дееспособность наступает по достижении совершеннолетия.
Обратите внимание, что приобретение полной дееспособности ранее этого возраста (например, в результате эмансипации несовершеннолетнего) не означает одновременного получения избирательного права. В этом случае никакие обстоятельства не могут снизить возрастной барьер: 18 лет и ни днём меньше. Признать совершеннолетнего человека недееспособным может лишь суд.
Ценз оседлости может быть введён лишь для осуществления права быть избранным. Скажем, потенциальный кандидат в Президенты России должен постоянно проживать в стране не менее десяти лет на момент выборов.
И ещё один ценз, который, пожалуй, можно назвать цензом законопослушности. Избирательного права временно лишаются граждане, которые осуждены за совершение уголовного преступления и находятся в местах лишения свободы. А для лиц, выдвигающих свою кандидатуру на выборах, этот ценз ещё более жёсткий. Мы достаточно подробно говорили об этом, когда обсуждали механизм избрания Президента России, глав субъектов федерации, депутатов законодательных органов разных уровней. Если вы подзабыли этот материал, повторите его самостоятельно.
Бывают ещё и, так сказать, точечные ограничения. То есть они относятся к конкретным людям. Так, если некий гражданин два срока подряд был Президентом России, то выдвигать свою кандидатуру на очередных выборах он не может.
Как обеспечивается равенство в избирательных правах?
Все граждане имеют идентичные (одинаковые) возможности участия в выборах (конечно, с юридической точки зрения, так-то мы все разные). Избиратель не может проголосовать сразу в нескольких округах. Он будет включён в списки только одного из них, получит столько же бюллетеней, что и все остальные избиратели округа. И округа будут приблизительно равны по числу избирателей. Так что ничей голос не окажется более весомым. Ну и, разумеется, требования к кандидатам также идентичны.
Когда мы говорим о прямых выборах, то имеем в виду две вещи. Во-первых, избиратели голосуют непосредственно за конкретного человека или за конкретную партию.
Если происходит по-другому – сначала избираются выборщики, а потом они голосуют за кандидатов – то это непрямые, многоступенчатые или косвенные выборы. Такие выборы в России тоже есть. Например, не напрямую избираются члены Совета Федерации и значительная часть глав субъектов федерации. Во-вторых, избиратели голосуют непосредственно, в смысле лично. Если вы хотите реализовать своё избирательное право, вы должны явиться на участок для голосования. К тем, кто не может этого сделать по объективным причинам, представители избирательной комиссии приедут на дом.
В связи с этим расскажем об одном прецеденте, юридическом казусе. В 2007 году космонавт Михаил Тюрин решил реализовать своё избирательное право на выборах в Московскую областную Думу. Это не было бы чем-то выдающимся, если бы он не находился в это время на борту Международной космической станции.
Избирателю разрешили проголосовать. По закрытому каналу связи он сообщил свою волю доверенному лицу, которое и заполнило избирательный бюллетень. Это было решение избирательной комиссии, оно никем не оспаривалось. Но его следует всё же признать нарушением избирательного законодательства. Оно не предусматривает никаких исключений, и значит их не должно быть.
Принцип добровольности означает, во-первых, что гражданин самостоятельно решает, принимать ли ему участие в выборах. А во-вторых, за кого из кандидатов (или за какую из партий) голосовать.
При тайном голосовании невозможен (или крайне затруднён) контроль над тем, как именно голосует каждый из избирателей. Без этого свободные выборы невозможны. Бюллетень заполняется таким образом, что полностью сохраняется анонимность, в закрытой кабине. Правда, закон не предусматривает обязанность голосующего туда заходить и вообще сохранять в тайне, за кого именно он голосует.
Единственное требование – голосование вне кабины не должно носить агитационного характера.
Перейдём к основным принципам организации выборов. Их тоже пять.
Обязательность выборов не означает, что граждан на них надо загонять из-под палки – это мы уже выяснили. Дело совсем в другом. Если Конституция требует, чтобы какие-то органы власти избирались, то другим способом они формироваться не могут. Те органы или должностные лица, которые обязаны назначить выборы, не могут отказаться это сделать, а также отменить или перенести уже назначенные выборы.
Если они будут манкировать своими обязанностями, то срок выборов определит соответствующая избирательная комиссия или суд. И только суд может отменить результаты выборов, если для этого будут законные основания.
Выборы должны проводиться регулярно. Их периодичность определяется сроками полномочий тех или иных органов и должностных лиц.
«Выборы без выбора» означают отсутствие реальной демократии. У избирателей должна быть альтернатива. Закон требует отложить проведение выборов в том случае, если выдвинут лишь один кандидат или один партийный список. Исключение сделано для повторного голосования (второго тура) и местных выборов (но только если они проходят по одномандатным округам). В этих случаях необходимо, чтобы бы за кандидата проголосовало больше половины избирателей, пришедших на избирательные участки.
Очень важным является принцип независимости избирательных комиссий. Они формируются в особом порядке (узнайте, как именно) и могут быть расформированы лишь на основании судебного решения.
Деятельность комиссий осуществляется гласно. Это значит, что их заседания проводятся открыто для общественности. Зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, члены избирательных объединений, представители средств массовой информации могут на них присутствовать. За ходом голосования обычно следят наблюдатели, и не только отечественные, но и иностранные.
Нам осталось выяснить, что включает в себя избирательное право граждан. Это не потребует много времени. Граждане обладают активным и пассивным избирательным правом. То есть могут участвовать в голосовании и предлагать себя в качестве кандидата. Могут участвовать в выдвижении других лиц, активно их поддерживать, проводить предвыборную агитацию. Могут участвовать в избирательной кампании как наблюдатели. Есть и другие возможности, узнайте о них самостоятельно.
Подведём итог. Представим то, о чём мы говорили, в виде краткой логической схемы.
Избирательные права граждан
Под избирательными правами понимается два правомочия гражданина:
1) право избирать, то есть реализовывать свою возможность непосредственно участвовать в управлении делами государства через формирование его органов (так называемое активное избирательное право);
2) право быть избранным, то есть возможность выдвигать свою кандидатуру (пассивное избирательное право).
Учитывая федеративное устройство Российской Федерации, вопросы реализации избирательных прав гражданами могут быть разграничены по соответствующим уровням: федеральный; уровень субъекта Российской Федерации; муниципальный уровень.
Избирательные права граждан составляют ядро публично-политических прав граждан (в том числе как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства).
Основные характеристики избирательных прав граждан и их реализации закреплены в Конституции Российской Федерации (статьях 3, 10, 11, 12, 32 (ч. ч. 1 — 3) и др.), Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Общие характеристики активного избирательного права граждан:
1. В ст. 60 Конституции Российской Федерации закреплено, что по общему правилу гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Аналогичные нормы закреплены в ч. 1 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
2. Важным условием реализации избирательных прав является наличие так называемого «чистого» гражданства Российской Федерации — т.е. должно отсутствовать гражданство иностранного государства или иной документ, подтверждающий право постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (ч. 3.1 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав). При этом, указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
3. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа
(ч. 4 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Под местом жительства следует понимать место постоянного или преимущественного пребывания, подтвержденное соответствующей регистрацией (по месту жительства или по месту пребывания) (ст. 16 Закона об основных гарантиях избирательных прав и п. 2.4 Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации (утв. Постановлением ЦИК РФ от 06.11.1997 № 134/973-II). Также важно то, что пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.
4. Согласно ч. 3 ст. 32 Конституции Российской Федерации и ч. 3 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав не могут избирать граждане: признанные судом недееспособными; содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Гарантией Р.и.п. является предусмотренное законом требование равного представительства, согласно которому каждый депутат одного и того же представительного органа государственной власти должен избираться от равным количеством голосов избирателей. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 3 ст. 19) устанавливает, что при проведении выборов в РФ избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более 15%. В избирательной практике встречаются случаи, как это было, в частности, в Оренбургской области, когда законодательством субъекта РФ предусматривалось проведение выборов в рамках единой избирательной кампании одновременно в одномандатных и многомандатных избирательных округах. В этом случае часть избирателей имеет по одному голосу, а часть — по несколько голосов (в зависимости от числа мандатов, распределяемых в округе). В неравные условия попадают не только избиратели, но и кандидаты. Как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 23 марта 2000 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области» в связи с поступившими от граждан жалобами, само по себе положение о проведении выборов по мажоритарной избирательной системе одновременно в одно- и многомандатных избирательных округах может не противоречить Конституции РФ и закрепленному ею равенству прав граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти. Однако это допускается лишь в том случае, если гарантированы равные условия для реализации гражданами избирательных прав. Поскольку же оспариваемый региональный Закон таких гарантий не предусматривал, наделяя избирателей неравным числом голосов в различных округах, то он был признан неконституционным в той части, которая допускала такое неравенство. Для того чтобы исключить возможность нарушения принципа равного представительства, избирательное законодательство предусматривает использование ряда юридических механизмов. В частности, оно содержит свод правил (требований), предъявляемых к процедурам формирования избирательных округов.
Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .
Полезное
Смотреть что такое «РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО» в других словарях:
Равное избирательное право — принцип избирательной системы, предполагающий наличие трех условий: 1 каждый избиратель обладает одинаковым числом голосов; 2 каждый депутат представляет (примерно) одинаковое число избирателей; 3 отсутствует деление избирателей на разряды по… … Финансовый словарь
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — принцип избирательной системы, предполагающий наличие трех условий: а) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов (чаще всего одним, но возможны и другие варианты; напр., в ФРГ избирателю предоставляются два голоса: первый для… … Юридический словарь
Равное избирательное право — (англ equal electoral law) принцип участия в выборах, согласно которому каждый избиратель имеет 1 голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Первый элемент Р.и.п. наличие у каждого избирателя только 1 голоса обеспечивается… … Энциклопедия права
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — – см. Избирательное право … Советский юридический словарь
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — принцип избирательной системы, предполагающий наличие следующих трех условий: 1) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов (чаще всего одним, иногда более, например, в ФРГ избирателю предоставляются два голоса: первый для… … Энциклопедический словарь экономики и права
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — принцип, означающий, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют никаких преимуществ друг перед другом; их голоса равны, так же как и возможности осуществления избирательного права. Р.и.п. обеспечивается тем. что каждый … Энциклопедия юриста
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — принцип, означающий, что все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, их голоса, как и возможности осуществления избирательного права, равны. Равенство избирательных прав обеспечивается тем, что каждый избиратель включается только в… … Энциклопедический словарь конституционного права
равное избирательное право — принцип избирательной системы, предполагающий наличие трех условий: а) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов (чаще всего одним, но возможны и другие варианты; напр., в ФРГ избирателю предоставляются два голоса: первый для… … Большой юридический словарь
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — – принцип избирательной системы, предполагающий выполнение трех условий: 1) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов; 2) каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей; 3) отсутствие деления избирателей на… … Словарь терминов по социальной статистике
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — – принцип избирательной системы, предполагающий выполнение трех условий: 1) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов; 2) каждый депутат должен представлять одинаковое число избирателей; 3) отсутствие деления избирателей на… … Социальная статистика. Словарь