XV.1. Виды послевузовского профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 25 Закона «Об образовании»).
Правовое регулирование отношений в системе послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г., Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования в РФ, утв. приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 (изменения в редакции приказа Минобразования и науки от 17 февраля 2004 г. № 696), Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г.
С учетом норм ст. 19 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» докторантура и аспирантура, адъюнктура являются основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, предоставляющими гражданам Российской Федерации возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации.
Открытие докторантуры, аспирантуры и адъюнктуры и прекращение их деятельности осуществляется и оформляется приказом Министерства образования РФ после проведения соответствующей экспертизы.
Аспирантура — основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров после получения высшего образования, завершающаяся защитой исследовательской работы — диссертации, присуждением ученой степени кандидата наук.
Адъюнктура — одна из основных форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в учреждениях Вооруженных сил России, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Государственного таможенного комитета и аналогичных структур. По своей правовой природе она аналогична аспирантуре в гражданских образовательных и научных организациях.
Докторантура является формой подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации после обучения в аспирантуре (адъюнктуре), завершающаяся защитой исследовательской работы — диссертации, присуждением ученой степени доктора наук.
(В соответствии с Положением о клинической ординатуре, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 17 февраля 1993 г.1, ординатура представляет собой часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования, форму непрерывного профессионального образования врачей в медицинских вузах и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей. Целью обучения в ординатуре является подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов здравоохранения. Это уровень высшего, а не послевузовского образования).
XV.2. Договор об образовании в аспирантуре, докторантуре и с соискателями.
I. В аспирантуру на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование.
Заявление о приеме в аспирантуру подается на имя ректора с приложением следующих документов:
— копии диплома о высшем профессиональном образовании и приложения к нему анкеты;
— списка опубликованных научных работ, изобретений и отчетов по научно-исследовательской работе при наличии у поступающего научных работ и изобретений или реферата, по усмотрению высшего учебного заведения и научного учреждения, организации;
— удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов при наличии у поступающего сданных кандидатских экзаменов.
Документ, удостоверяющий личность, и диплом об окончании высшего учебного заведения поступающие в аспирантуру представляют лично.
Прием в аспирантуру проводится ежегодно в сроки, устанавливаемые высшими учебными заведениями. Для проведения приема в аспирантуру организуется приемная комиссия под председательством ректора (проректора) высшего учебного заведения или руководителя (заместителя руководителя) научного учреждения, организации. Члены приемной комиссии назначаются ее председателем из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, включая научных руководителей аспирантов. Приемная комиссия рассматривает документы поступающих в аспирантуру.
Поступающие в аспирантуру проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию.
Решение о допуске к вступительным экзаменам в аспирантуру приемная комиссия выносит с учетом итогов собеседования поступающего с предполагаемым научным руководителем и доводит до сведения поступающего в недельный срок.
Прием вступительных экзаменов в аспирантуру проводится комиссиями, назначаемыми ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации, ведущей подготовку аспирантов. В состав комиссии входит профессор или доктор наук по той специальности, по которой проводится экзамен. При отсутствии докторов наук в состав комиссии могут включаться кандидаты наук, доценты, а по иностранному языку — и квалифицированные преподаватели, не имеющие ученой степени и ученого звания, в достаточной степени владеющие соответствующим иностранным языком.
Поступающие в аспирантуру сдают следующие конкурсные вступительные экзамены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования:
Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сданные вступительные экзамены в аспирантуру действительны в течение календарного года. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов.
Результаты выпускных магистерских экзаменов по философии и иностранному языку засчитываются в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру, если в индивидуальном учебном плане магистра были предусмотрены магистерские экзамены по этим предметам.
Лицам, допущенным к вступительным экзаменам в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней для подготовки к экзаменам и их сдачи с сохранением средней заработной платы по месту работы.
Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе наиболее подготовленных к научной работе и научно-педагогической деятельности. Решение о приеме в аспирантуру или отказе в приеме сообщается поступающему в пятидневный срок после решения приемной комиссии, но не позднее чем за две недели до начала занятий. Зачисление в аспирантуру производится приказом ректора.
II. В докторантуру принимаются граждане Российской Федерации, имеющие ученую степень кандидата наук.
Заявление о приеме в докторантуру подается на имя ректора с приложением следующих документов:
— копии диплома о присуждении ученой степени кандидата наук;
— развернутого плана подготовки докторской диссертации;
— списка опубликованных научных работ, изобретений.
Документ, удостоверяющий личность, и диплом о присуждении ученой степени кандидата наук предъявляются поступающим в докторантуру лично.
Ректор высшего учебного заведения рассматривает документы поступающего в докторантуру и на основании заключения соответствующей кафедры (отдела, лаборатории, сектора) и решения ученого совета высшего учебного заведения или научно-технического совета научного учреждения, организации издает приказ о зачислении.
Докторант, не выполняющий план работы над диссертацией, отчисляется из докторантуры приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации.
Существует и такая форма подготовки докторской диссертации, как перевод на должность научного сотрудника. Она предусмотрена для сотрудников вузов, имеющих ученую степень кандидата наук, которые могут переводиться на должности научных сотрудников сроком до 2 лет для подготовки докторских диссертаций. Для этого необходимо подать на имя ректора заявление с приложением развернутого плана докторской диссертации и списка опубликованных научных работ. Ректор на основании заключения соответствующей кафедры (факультета, ученого совета) и представленных кандидатом документов принимает решение о его переводе на должность научного сотрудника для подготовки докторской диссертации. Такой перевод осуществляется в пределах имеющихся в вузах средств на оплату труда. Кандидат наук, переведенный на должность научного сотрудника, по истечении срока пребывания в данной должности не может поступать в докторантуру за счет средств бюджета. Так же как и докторант, он ежегодно представляет отчет о работе над диссертацией, которую он должен завершить в течение названного срока.
Прием иностранных граждан в аспирантуру и докторантуру осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации.
Послевузовское профессиональное образование что это
Статья 25. Послевузовское профессиональное образование
1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, и при обучении в форме ассистентуры-стажировки в указанных образовательных учреждениях, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.
(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 56-ФЗ, от 16.06.2011 N 144-ФЗ)
Послевузовское профессиональное образование: коротко о главном
Иногда абитуриенты поступают в ВУЗ с уже осознанным и твердым намерением заниматься научной деятельностью. Поэтому они изначально настраиваются на последипломное обучение. Правда, вчерашние школьники очень слабо представляют, какой путь им предстоит пройти по дороге к совершению открытий или возможности преподавания в ВУЗах.
Получение диплома о высшем образовании является конечной целью обучения для многих молодых людей. При этом для большинства из них дальнейшая карьера строится преимущественно на приобретении практического опыта в своей профессиональной отрасли и, соответственно, продвижении по карьерной лестнице.
Однако для некоторых специалистов, увлеченных наукой, первой ступенькой в карьерной лестнице является не получение более высокой должности, а приобретение степени магистра, которая, кстати, является своеобразным пропуском в мир научных исследований и преподавательской деятельности в университетах и институтах.
Что такое послевузовское образование?
Главная задача последипломного образования – подготовка научных кадров и преподавателей для работы в высших учебных заведениях. Претенденты на ученую степень в дальнейшем, как правило, посвящают себя научно-педагогической карьере, успешно совмещая преподавательскую деятельность с научными исследованиями.
Отметим, что для поступления в аспирантуру, на очную или заочную форму обучения, необходимо иметь диплом специалиста или магистра. В докторантуру можно поступить только при условии наличия ученой степени кандидата наук. Чтобы получить первую ученую степень кандидата наук, нужно написать диссертацию – научную работу, обобщающую итоги исследований, которые проводились на протяжении 3-4 лет после окончания ВУЗа. Успешная защита кандидатской диссертации позволяет не только претендовать на звание доцента (или старшего научного сотрудника), но и вести преподавательскую деятельность в высшем учебном заведении.
Следующая ступень после присвоения степени кандидата наук – докторантура, где послевузовское обучение продолжается 3 года на дневном отделении или 4 года – на заочном. Если кандидат наук прикреплен к ВУЗу или НИИ, время подготовки докторской диссертации может быть не ограниченным, а докторская степень присваивается после ее защиты. В некоторых отраслях науки (например – в астрономии) для получения ученой степени требуется более длительный период подготовки – 5-8 лет.
Специализированные формы последипломной подготовки
В зависимости от сферы научной деятельности послевузовское образование имеет разные формы профессиональной подготовки:
- Ординатура – повышение квалификации врачей. Программы ординатуры нацелены на повышение знаний и профессиональных навыков, а также на приобретение квалификации, позволяющей занимать руководящие должности в сфере медицины и фармацевтики.
- Аспирантура – третий уровень высшего образования, направленного на подготовку высококвалифицированных кадров для ВУЗов и научных учреждений.
- Адъюнктура – то же, что аспирантура, но в ВУЗах Вооруженных Сил РФ, а также МВД, ФСБ, МЧС.
- Ассистентура – последипломная подготовка педагогов и работников культуры с присвоением высшей квалификации по соответствующей специальности.
К специализированным формам первичной степени последипломного обучения также относятся:
- Интернатура – специализированная подготовка выпускников медицинских ВУЗов, которую проводят на базе лечебных учреждений под руководством и наблюдением профессорско-преподавательского состава.
- Магистратура – углубленная подготовка выпускников ВУЗов после получения ими диплома бакалавра или специалиста по одному из профессиональных направлений.
Надо заметить, что степень магистра в некоторых западных странах, по традиции, пришедшей из средневековья, считается научной. Присвоение ученой степени магистра в Российской Империи было учреждено М. В. Ломоносовым – в европейских государствах ХVIII – XIX века она соответствовала степени доктора философии.
Окончание магистратуры в современной образовательной системе РФ дает право на поступление в аспирантуру. В 2010 году, в связи с попыткой вхождения России в Болонскую систему, предпринимались попытки упразднения квалификации специалиста и введения академических степеней: бакалавра, магистра и доктора. Однако различие традиций и потребности экономики заставили частично отказаться от этой идеи. Сейчас, несмотря на некоторые преобразования, продолжается выпуск специалистов и магистров. Таким образом, окончание магистратуры, с одной стороны считается высшим уровнем подготовки специалиста, а с другой – последипломным образованием для лиц, которые уже имеют на руках диплом бакалавра или специалиста.
Новый закон об образовании, вступивший в силу в сентябре 2013 года, все формы последипломного профессионального образования, кроме докторантуры, выделил в отдельную нишу – подготовку кадров высшей квалификации. Докторантура, в соответствии с последними изменениями в законе, теперь относится к высшей форме подготовки научных кадров.
Кроме перечисленных выше видов профессиональной подготовки после окончания ВУЗа к постдипломному образованию можно отнести:
- повышение квалификации (при условии, что обучение не осуществляется одновременно с получением первого высшего образования);
- профессиональную переподготовку (независимо от сферы деятельности);
- получение второго высшего образования (при условии, что студент не получает второе высшее образование параллельно с первым).
Что важно знать соискателю?
Выбирая высшее учебное заведение, будущий научный сотрудник должен принимать во внимание, что докторантура и аспирантура существуют только на базе аккредитованных ВУЗов. НИИ и другие научные организации для научной работы также должны иметь государственную лицензию. Кроме того, для всех высших учебных и научных заведений обязательно наличие и функционирование профильных диссертационных советов.
Важной составляющей частью любой научной деятельности является достаточное финансирование. Причем эта часть подготовки является обязанностью научного руководителя, так как он одновременно выступает и в роли работодателя. Если к преподавательской работе привлекаются студенты, то они имеют право на получение стипендии или финансовой поддержки института. Иногда можно рассчитывать на поддержку Национального научного Фонда, особенно – при специализации в области естественных наук.
Система послевузовского профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курцев Илья Владимирович
Организация системы послевузовского профессионального образования дает возможность более детально изучить отдельные его виды, что помогает выявить ее недостатки.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курцев Илья Владимирович
Organization of postgraduate professional education system gives an opportunity for more detailed research of some of its species, which helps to identify its weaknesses.
Текст научной работы на тему «Система послевузовского профессионального образования»
СИСТЕМА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Организация системы послевузовского профессионального образования дает возможность более детально изучить отдельные его виды, что помогает выявить его недостатки.
Organization of postgraduate professional education system gives an opportunity for more detailed research of some of its species, which helps to reveal its shortcomings.
право, послевузовское образование, подготовка и переподготовка кадров; law, postgraduate education, training and retraining.
Послевузовское профессиональное образование играет важнейшую роль в подготовке и переподготовке кадров высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. Замыкая систему профессионального образования, эта разновидность образовательной деятельности направлена на обеспечение и самообеспечение всей образовательной системы методиками передачи новейших, узкопрофильных специальных знаний, на интеграцию практики и образования, на развитие, распространение достижений в области науки (п. 2 ст. 8 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»)1.
Таким образом, послевузовское профессиональное образование выполняет несколько функциональных назначений:
— дает высшую образовательную квалификацию, основанную на освоении программ сверх вузовской подготовки;
— позволяет приобрести статус педагогического работника для ведения образовательной деятельности в системе главным образом высших учебных заведений;
— развивает научную деятельность и осуществляет подготовку кадров для науки;
— позволяет получить образование по какой-либо иной специальности (переподготовка) на условиях, отличных от получения высшего образования впервые;
— охватывает любые образовательные отношения, усовершенствующие профессиональную основную подготовку в связи с развитием науки и общественно-техническим прогрессом.
Кроме того, «состояние национальной системы образования и науки определяет направление и темпы развития страны. Поэтому стратегические решения в области образования и науки могут определить будущее России на ближайшие десятилетия»2.
В развитие положений действующей тогда союзной Конституции, а впоследствии — и Конституции РФ, 10 июля 1992 г. был принят за-
Владимирович — капитан юстиции, помощник командира в/ч № 52946 по правовой работе Ьотом-зіІа@уап-dex.ru
1 Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в ред. ФЗ от 10 июля 2000 г. № 92-ФЗ; от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ; от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ; от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ; от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ; от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ; от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ; от 5 апреля 2003 г. № 41-ФЗ; с изм., внесенными постановлениями Конституционного суда РФ от 27 декабря 1999 г. № 19-П; от 24 октября 2000 г. № 13-П //СЗ РФ, 1996, № 35, ст. 4135; 2000, № 33, ст. 3348; 2001, № 1 (ч. I), ст. 2; № 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, № 26, ст. 2517; 2002, № 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, № 2, ст. 163; № 14, ст. 1254; № 28, ст. 2888; № 52 (ч. I), ст. 5038.
2 Бердашкевич А.П. Правовые проблемы финансового обеспечения государственной политики в области образовательной и научной деятельности высших учебных заведений : автореф. дис. к.ю.н. — Саратов, 2002, с. 3.
кон РФ «Об образовании», действующий в редакции от 13 января 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями1. В преамбуле данного закона дается понятие образования, а далее в п. 5 ст. 27 закона РФ «Об образовании» перечисляются образовательные уровни (образовательные цензы), а именно:
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование»2.
Таким образом, послевузовское профессиональное образование — это один из образовательных уровней в системе таковых.
В то же время само профессиональное образование также представляет собой определенную систему.
В системе профессионального образования выделяют: начальное, среднее, высшее, послевузовское (аспирантура, ординатура, адъюнктура и другие формы), дополнительное (факультеты, курсы по повышению квалификации, центры профессиональной ориентации) образование и другие его формы3. Таким образом, послевузовское профессиональное образование — это одна из составных частей системы профессионального образования.
Оно делится на две основные организационные формы: послевузовское в системе высших учебных заведений, обеспечивающее, прежде всего, потребности самих вузов в научных и научно-педагогических кадрах, и более специфичное, или «специальное» послевузовское профессиональное образование, которое решает вопросы подготовки в рамках профессиональнонаучных или профессионально-образовательных квалификационных задач.
В системе вузовской подготовки возможно ступенчатое образование с присвоением квалификации бакалавра, дипломированного специалиста и магистра.
1 СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2000, № 33, ст. 3348; № 30, ст. 3120; 2002, № 7, ст. 634; Российская газета, 2002, 28 июня.
3 Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право : учебное пособие. —
Саратов : СГАП, 2000, с. 224.
Система высшего образования неоднородна и дает основание полагать, что фактически послевузовское образование начинается уже в вузе при переходе с одной (более низкой, менее качественной) ступени на другую. С другой стороны, эта ситуация может быть оправдана тем, что по различным направлениям подготовки (специальностям) возможны разные сроки обучения. Это было и раньше, однако всем выпускникам вузов выдавался диплом единого образца. В то же время такое разделение, видимо, позволяет некоторым вузам «выживать» в тяжелых условиях. На наш взгляд, это неоправданный подход к высшему образованию. Ступенчатое образование порождает недоверие к высшему образованию (к более низким его ступеням) и фактически берет на себя функции послевузовского.
На сегодняшний момент может возникнуть ситуация, когда лицо, имеющее квалификацию бакалавра, поступит в аспирантуру и получит диплом кандидата наук, в то время как его однокурсники по вузу будут стремиться овладеть магистерскими программами.
Наша российская система высшего образования должна готовить специалистов-профессионалов не для того, чтобы им создать сложности с трудоустройством и затратами времени и материально-финансовых средств для доучивания, а для того, чтобы создать разнообразные, разновариантные возможности в области именно послевузовского образования.
Послевузовское образование — это часть более общих правовых понятий: комплекса образовательных правоотношений и соответствующей системы государственного управления в области образования.
Образование в целом как группа устойчивых и повторяющихся социальных интересов и взаимоотношений при регулировании его правовыми средствами проявляется как комплексный объект, состоящий из взаимосвязанных частей. Совсем по-иному образование проявляет себя в качестве предмета (объекта) управления. Оно разделяется на отрасли: послевузовское, общее, дополнительное, высшее и др., каждая из которых «представляет собой достаточно автономную систему»4. Механизм взаимодействия управленческих и правовых средств в образовании,
а точнее в послевузовской его ступени, предстоит раскрыть, точнее, установить особенности его административно-правового регулирования. Это позволит предусмотреть дальнейшие шаги в развитии одного из наиболее важных направлений государственной политики.
Послевузовское образование не является настолько централизованной отраслью государственного управления, как оборона, иностранные дела, внутренние дела или внутренняя безопасность. Тем не менее оно, так же как и любая отрасль или сфера, нуждается в системе организационных действий со стороны государства. В этом отношении оно является частью предмета административно-правового регулирования. Однако организационный аспект послевузовского образования позволяет говорить о его «врастании» в отрасли науки или даже о «срастании» с ней, что само по себе делает затруднительным, а зачастую — невозможным прямое государственное руководство производством и воспроизводством знаний в процессе своеобразного научно-педагогического творчества1.
Несомненная и главная черта послевузовского образования состоит в его предназначении. С помощью послевузовского образования осуществляется подготовка кадров наивысшей квалификации: научных работников; преподавателей профессиональной системы образования; специалистов с более высокой профессиональной квалификацией (переподготовка, некоторые виды дополнительного образования, различные формы повышения квалификации).
Для действующего образовательного законодательства не имеет значения сам факт послевузовского обучения для признания его послевузовским профессиональным образованием. Важно то, какая программа при этом осваивается: она может быть и высшей, и дополнительной, и послевузовской.
Таким образом, если понимать послевузовское образование в широком смысле, как уровень образовательных отношений,
1 Реже послевузовское образование понимается как вид социального обслуживания определенных потребностей общества, как своеобразная услуга. Представляется, что его сущность намного шире, чем удовлетворение собственно образовательных потребностей. Хотя в качестве безусловной доминанты закон признает за ним именно это направление.
строящийся всегда над высшим образованием, то оно расходится с существующим понятием. И такой широкий подход не находит признания в действующем законе. Так, послевузовским образованием не является подготовка в рамках второй ступени высшего образования — магистратуры, получение второго высшего образования, переподготовка и повышение квалификации и иные формы послевузовских образовательных отношений.
Как представляется, в этом отношении юридическая сторона иногда препятствует управленческой, интересам единой государственной политики в области образования. Управление наиболее эффективно при однородности и четкой структурированности объекта.
В искомом понятии послевузовского образования нельзя не учитывать его целевое предназначение, сами послевузовские формы и, конечно, как это делается в действующем законодательстве, исходить из видов реализуемых программ на основе единого стандарта. То есть, требуется комплексный и в то же время более конкретный взгляд на существующую проблему определения послевузовского профессионального образования. Нами разделяется именно широкая трактовка понятия, что будет отражено в настоящей работе. Послевузовским образованием предлагается считать вид образовательных отношений, складывающихся после формального окончания обучения в рамках вузовской подготовки, после реализации программ высшего образования независимо от времени и последовательности их освоения. Все оставшиеся программы нами предлагается считать послевузовскими или дополнительными. Соответственно, послевузовским образованием не может и не должно быть получение второго высшего образования, магистерская ступень высшего образования.
Для более точного описания системы послевузовского профессионального образования, для уточнения понятия необходимо остановиться на рассмотрении его ветвей — основных видов. Для этого следует основываться, прежде всего, на установлениях действующего закона.
Закон «Об образовании» разделяет послевузовское профессиональное образование на две разновидности (по видам образовательных программ): послевузовское профессиональное образование;
дополнительное профессиональное образование. Эта же линия сохраняется в федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (см. напр., ст. 18). Соответственно, послевузовское профессиональное образование — это образовательная деятельность, направленная на реализацию программ непосредственно послевузовского (или, как его характеризует Н.М. Конин, «научного послевузовского») профессионального образования и части программ дополнительного профессионального образования, предусматривающая наличие у граждан высшего профессионального образования1.
Первым и важнейшим, а также основным, т.е. не дополнительным, видом послевузовского профессионального образования является послевузовское «научное» профессиональное образование. Н.М. Конин отмечает, что «разновидности послевузовского профессионального образования не являются взаимообусловленными или альтернативными. Единственным условием, дающим право на получение любого из этих видов послевузовского профессионального образования, является наличие документально подтвержденного высшего профессионального образования»2. Это в полной мере относится к подготовке кадров высшей научной квалификации.
Особый теоретический интерес представляет собой анализ иных форм после-
1 Конин Н.М. Некоторые проблемы совершенствования правового регулирования послевузовского профессионального образования в системе разработки концепции развития образовательного права : материалы конференции «Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути ее решения. — Саратов, 2001, с. 140—142.
2 Российское административное право (часть особенная) : учебник. — Волгоград, 2002, с. 184— 185.
вузовского профессионального образования. Этот интерес обусловлен неясностью законодательного определения и противоречивостью практического применения не научных форм послевузовской подготовки.
Речь идет о так называемом профессионально-квалификационном, а по терминологии действующего закона — дополнительном образовании.
В основном вопросы осуществления послевузовского дополнительного профессионального образования регулируются подзаконными нормативными актами, что является негативной тенденцией, так как эти акты определяют правовой статус субъектов, участвующих в соответствующих правоотношениях.
Образовательные учреждения повышения квалификации перечислены в п. 8 Типового положения. К ним относятся: «. академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования); институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные; курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости».
Видами дополнительного профессионального образования являются: повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка. Это установлено п. 7 указанного Типового положения.
Таким образом, существующая система послевузовского образования не лишена недостатков, устранение которых возможно лишь после глубокого изучения проблем, существующих в данной области правоотношений, и внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты.