Ндс 20 с какого года
Перейти к содержимому

Ндс 20 с какого года

  • автор:

Законодательное увеличение ставки НДС – последствия для цены гражданско-правового договора

Юридический консультант ООО «Солантек» (Санкт-Петербург), к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

Ставка НДС с 1 января 2019 года увеличена с 18% до 20% (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», далее – Закон № 303-ФЗ). На практике возникла неопределенность в вопросе о том, каким образом должно распределяться бремя увеличения налоговой нагрузки между юридическим и фактическим плательщиками налога по сделкам, заключенным до 1 января 2019 года? Данные термины, сразу оговорюсь, заимствованы из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П применительно к другому косвенному фискальному платежу – налогу с продаж, который сегодня не входит в систему налогов РФ. Ответ на этот вопрос уже сформулирован (с поправкой на известную казуистичность фактических обстоятельств дела, которые тем не менее, являются довольно массовидными в коммерческой практике заключения гражданско-правовых договоров) на весьма убедительном уровне суда кассационной инстанции – об этом поговорим ниже. Поскольку мне пришлось отстаивать в итоге восторжествовавшую правовую позицию на стороне фактического плательщика, позволю себе предварить судебный прецедент кратким изложением использованной в суде аргументации.

Как известно, налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения и представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 53, ст. 164 Налогового кодекса). Законодательная конструкция исходит из первичности определения гражданско-правового измерителя хозяйственной операции в виде такого существенного условия как цена сделки для целей выведения величины публично-обязательных налоговых изъятий.

Что касается НДС, то обязанность налогоплательщика (или налогового агента, указанного в п. 4, п. 5-5.1 ст. 161 НК РФ) предъявить к оплате покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога возникает при их реализации или передаче дополнительно к установленному сторонами гражданско-правовой сделки цене (тарифу). Причем, предъявляемая сумма налога исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля применяемых цен (тарифов) (п. 1-2 ст. 168, подп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ).

В то же время Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 1 ст. 45 НК РФ внесена новелла, позволяющая уплачивать налоги за третьих лиц: «уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога» (норма вступила в силу с 1 января 2017 года согласно п. 3 ст. 13 указанного закона). Таким образом, может показаться, что новая ставка НДС обязывает фактического плательщика уплатить разницу в пользу юридического плательщика, если презюмировать непогрешимость налогового законодателя в части формулирования условий реализации фискальной обязанности (п. 6 ст. 3 НК РФ) и огульно применять принцип истолкования неустранимых сомнений в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Попутно заметим, что нормы п. 3 ст. 7, ст. 9 НК РФ нуждаются в корректировке с включением в состав иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, также фактических плательщиков налогов и сборов. В противном случае, при разрешении рассматриваемой коллизии юридический налогоплательщик будет пользоваться преференциями в истолковании в его пользу налогового закона без каких-либо формально-логических оснований. Однако учитывая универсальный принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), спорную ситуацию нельзя разрешать автоматически в пользу юридического плательщика НДС.

Однако при более тщательном анализе можно сделать прямо противоположный практический вывод – тяготы «налогового маневра» должен нести как раз юридический, а не фактический налогоплательщик в виду нижеследующего:

1. Ставка НДС включается в цену (тариф) договора, что означает по сути применение сторонами расчетного метода на стадии согласования воль, с помощью которого их имущественные интересы балансируются на том уровне встречных имущественных удовлетворений, когда сумма брутто-платежа (включая НДС) адекватна справедливой оценке плательщиком своей экономической выгоды от предоставления определенного имущественного эквивалента (например, транспортного средства по договору финансовой аренды (лизинга)).

2. Цена договора не подлежит автоматическому пересмотру на величину законодательного повышения ставки НДС. Ведь Закон № 303-ФЗ не предусматривает в качестве переходных положений императивность (а с учетом его отраслевой принадлежности к актам законодательства РФ о налогах и не может вторгаться в зону ответственности гражданского законодателя) корректировки условий гражданско-правовых сделок, а лишь новеллизирует режим налогообложения хозяйственных операций, опосредующих реализацию товаров (работ, услуг) по длящимся правоотношениям, возникшим до 1 января 2019 года.

Этот вывод подтверждается, в частности разъяснениями фискальных органов:

2.1. «Исключений по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым по договорам, заключенным до вступления в силу Закона № 303-ФЗ, и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 и последующие годы, указанным Законом № 303-ФЗ не предусмотрено…. В этой связи внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется. Вместе с тем, стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав в связи с изменением налоговой ставки по НДС» (Письмо ФНС России от 23 октября 2018 г. № СД-4-3/20667).

2.2. «Что касается определения цены договора, в соответствии с которым осуществляется реализация товаров (работ, услуг), то данный вопрос регулируется нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения по применению которого к компетенции Минфина России не относятся» (Письмо Минфина РФ от 7 сентября 2018 г. № 03-07-11/64045).

2.3. В Письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 октября 2018 г. № 03-07-11/78170 содержится ответ на следующий вопрос налогоплательщика:

«… с учетом того, что цена по договору не изменится, и увеличение общей стоимости товаров (работ, услуг) за счет увеличения налоговой ставки не будет оплачиваться (компенсироваться) организацией-покупателем, означает ли, что часть исчисленного по счету-фактуре при отгрузке НДС (в размере 2%) организация-продавец должна начислить и уплатить за счет собственных средств?» Фискальный орган признает правомерность и допустимость начисления и уплаты части исчисленного по счету-фактуре при отгрузке НДС (в размере 2%) организацией-продавцом за счет собственных средств и подчеркивает, что «в случае если налогоплательщиком сумма НДС, которая должна быть предъявлена покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплачивается за счет собственных средств, то такая сумма НДС в целях налогообложения прибыли не учитывается».

2.4. Согласно Письму Минфина России от 28 августа 2018 г. № 24-03-07/61247 по вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость «риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке».

3. Согласно Решению Верховного Суда РФ от 2 апреля 2019 г. № АКПИ19-4 , федеральный законодатель, изменяя размер ставки налогообложения, применяемой в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 г., со дня вступления в силу таких положений Закона № 303-ФЗ не ввел норму, предусматривающую изменение с 1 января 2019 года цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС.

4. По смыслу правовой позиции, последовательно выраженной в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и в Определении Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. № 308-ЭС17-9467 по делу № А32-4803/2015: если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая заказчику исполнителем сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ). По смыслу приведенных разъяснений в гражданско-правовых отношениях заказчика и исполнителя сумма НДС является частью цены связывающего их договора, которая вычленяется (если иное не следует из условий сделки) из этой цены для целей налогообложения. Таким образом, если НДС действительно включен в цену договора, то ее актуальная (действующая на момент исполнения обязательства) ставка подлежит вычленению расчетным методом юридическим налогоплательщиком без увеличения конечной цены договора.

2.6. В Определении Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 № 308-ЭС17-9467 по делу № А32-4803/2015 констатируется, что риск любых неблагоприятных последствий в связи с неправильным пониманием налогового законодательства (в данном случае позиция применима по аналогии, поскольку спорные ситуации по поводу ставки НДС возникают в результате новации налогового законодательства, которую стороны не могли предвидеть при заключении договора) несет именно налогоплательщик (буквально по тексту судебного акта: «при заключении сделок стороны исходя из принципа свободы договора (ст. 421 Гражданского кодекса) не согласовали отступление от общего правила, согласно которому риск неправильного понимания налогового законодательства при определении окончательного размера цены приходится на обязанное по налоговому законодательству лицо – налогоплательщика (исполнителя)…»).

3. В качестве средства давления налогоплательщики используют обычно такие нечестные методы ведения бизнеса как выставление счетов-фактур с измененной (на дельту ставки НДС) ценой договора. В случае неминуемого отказа со стороны налогового органа фактическому налогоплательщику в праве на налоговый вычет по «входящему» НДС по причине неправильно оформленных первичных документов (Правила заполнения счетов-фактур, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137; Письмо Минфина РФ от 18 сентября 2014 г. № 03-07-09/46708 («таким образом, счета-фактуры, в которых неверно (в том числе с арифметическими ошибками) указаны стоимость товаров (работ, услуг) и сумма налога на добавленную стоимость, не могут являться основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость»); Письмо Минфина РФ от 30 мая 2013 г. № 03-07-09/19826 и др.), последний вправе предъявить в адрес недобросовестного контрагента требование о возмещении понесенных в результате этого убытков (в сумме недополученного налогового возмещения за каждый налоговый период), включая также сумму упущенной выгоды в результате невозможности использования денежных средств для финансирования корпоративных проектов; пополнения оборотных средств и т.д., а также судебных издержек.

Указанная выше правовая возможность прямо предусмотрена Постановлением ВАС РФ от 23 июля 2013 г. № 2852/13 по делу № А56-4550/2012 (см. также постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2016 г. № 06АП-124/2016 по делу № А73-15354/2015).

4. По смыслу ст. 450-451 ГК РФ незначительное увеличение согласно Закона № 303-ФЗ ставки НДС практические невозможно признать существенным изменением обстоятельств, влекущим для покупателя товаров (работ, услуг) обязательность согласования новой цены услуг, скорректированной на дельту ставок НДС, поскольку для этого требуется наличие одновременно следующих условий (п. 2 ст. 451 ГК РФ):

1) «в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет». Зачастую информация о законодательной инициативе становится публично доступной уже после заключения договора;

2) «изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота». Это условие в принципе невозможно выполнить с учетом отсутствия в российском конституционном праве института лоббирования;

3) «исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора». Применительно к цене договора сумма дополнительного налогового изъятия составляет крайне незначительную величину в абсолютном и относительном выражении. Скорее, наоборот, изменение цены договора на 2%, например, для компаний ИТ-сектора может повлечь невыгодность его с финансовой точки зрения в виду того, что данные субъекты предпринимательской деятельности обычно пользуются льготой по «исходящему» НДС (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

4) «Из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона».

Как видим, для применения принципа rebus sic stantibus не выполняются, как минимум, три из императивно установленных условий.

Сумма НДС включена в цену договора и ее изменение возможно только на основании двустороннего волеизъявления сторон. При этом в силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1), если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2).

В Законе № 303-ФЗ не предусмотрено обязательное изменение условий гражданско-правовых договоров, поэтому возможные требования юридического налогоплательщика не основаны на законе и являются ничем иным как экономическим давлением.

На основании изложенного выше, в большинстве случаев единственным вариантом адаптации условий гражданско-правовой сделки, заключенной до 1 января 2019 года к условиям повышенной ставки НДС, является согласование новых коммерческих условий между сторонами на основе принципов свободы договора и автономии воли (п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ).

Приведенная выше аргументация легла в основу правовой позиции организации по делу № А40-217162/2019, которое закончилось вынесением Постановления АС Московского округа от 30 июля 2020 г. в его пользу, признавшим, что в отношениях сторон цена договора лизинга окончательно сформирована в тех размерах, которые указаны в договоре, сумма налога на добавленную стоимость в размере 18% была включена в цену договора лизинга и ее изменение возможно только на основании двустороннего соглашения сторон, которое сторонами не заключалось, отказал в удовлетворении исковых требований.

Креативный разум опытного юриста на основании изложенной выше правовой аргументации наверняка окажется в состоянии сделать соответствующие прагматические выводы в интересах своего работодателя или клиента. В частности, допускаю возможность предъявления исков о признании недействительными (ст.167-168 ГК РФ) дополнительных соглашений к «длящимся» договорам (периоды действия которых охватывают диапазон до и после 2019 г.) об увеличении цены договора на дельту ставки НДС и о применении последствий недействительности сделки в виде односторонней реституции излишне уплаченных сумм компенсации фактического увеличения цены договора. Например, возможно использовать отсылку к существенному заблуждению относительно предмета и/или природы сделки (подп. 2-3 п. 2 ст. 178 ГК РФ).

Ставки НДС в России по годам (таблица)

С момента принятия закона «О налоге на добавленную стоимость» его ставка составила 28% — забегая вперед, отметим, что это был максимальный размер налога за все время его существования в нашей стране.

В первый год действия НДС в закон были внесены поправки, вводившие льготную ставку 15% для некоторых видов продовольственных товаров.

С 1 января 1993 года было принято решение о снижении основной ставки до 20%. Одновременно с этим в перечень товаров, облагаемых по сниженной ставке, были отнесены все виды продовольственных товаров, за исключением алкогольной продукции, а также часть детских товаров, конкретный перечень которых устанавливался Правительством России. Для данной категории размер налога был снижен до 10%.

Ставки НДС в РФ по годам после принятия НК РФ

Вступление в силу Налогового кодекса РФ в 2001 году не изменило ставку налога, она также составляла в базовом значении 20% и в льготном – 10%.

В процессе реформирования налоговой системы в 2004 году основная ставка была снижена до 18%. Льготная ставка сохранилась на прежнем уровне, но в перечень товаров, подпадающих под её действие, добавилась печатная продукция и некоторые виды медицинских товаров. Кроме того, для некоторых категорий товаров действует нулевая ставка налогообложения. Например, она применяется при экспорте или реэкспорте товаров с территории Российской Федерации.

В 2019 году ставка НДС была увеличена и составила 20%, с сохранением пониженной ставки на прежне уровне.

Можно ли выбирать ставки, по которым облагать операции НДС? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ. Это бесплатно.

Предложения об изменении ставки НДС

Динамика ставки НДС в России по годам, с момента его появления, имела направленность на снижение: за двенадцать лет она снизилась на десять процентов с 28 до 18%. И на протяжении пятнадцати лет была неизменна. В 2019 году размер налога вернулся на уровень 1993 года. При этом многие экономисты высказывались вовсе за отмену налога на добавленную стоимость, предлагая заменить его налогом с продаж. Эта идея нашла отражение в правительстве РФ, где отдельные представители предлагали заменить 18 процентов НДС на 10 процентов налога с продаж. По другим предложениям налог на добавленную стоимость также должен был сменить налог с продаж, но только вводимый на региональном уровне.

На уровне правительства неоднократно отмечалась необходимость снижения размера налога на добавленную стоимость. Например, после уменьшения ставки в 2004 году было озвучено её дальнейшее изменение с сторону снижения. Предполагалось, что в течение двух лет она дойдет до 13%. В 2006 году этого не произошло, но пункт о снижении ставки был внесен в Программу социально-экономического развития на ближайшие три года. Несмотря на это, изменение ставки не состоялось.

В 2008 году речь зашла о принятии единой ставки по налогу на добавленную стоимость для всех групп товаров. Планировалось, что она будет введена в действие до 2020 г. и составит 12-13%.

В 2013 году были озвучен проект снижения ставки до 15% в период до 2015 года. Но в очередной раз изменения не произошли.

В 2017 году министром финансов РФ Антоном Силуановым было предложено увеличить НДС до 22% с одновременным снижением страховых взносов во внебюджетные фонды. Такая мера, по словам министра, позволила бы повысить производительность труда, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки, путем приведения к оптимальному соотношению уплачиваемых предприятием налогов и уровню его доходов.

К середине 2018 года вопрос об изменении ставки налога на добавленную стоимость в сторону увеличения активно обсуждался в Правительстве РФ. При этом все отмечали, что единого мнения у власти по этому поводу нет. Например, глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что не видит необходимости менять НДС и ставки по иным налогам как минимум ближайшие шесть лет. Но мнение А. Кудрина услышано не было и с 2019 года в РФ действует двадцатипроцентная ставка НДС.

Таким образом, предлагаемые на разных уровнях ставки НДС в России по годам, также демонстрируют динамику к снижению налога и только последние пару лет высказывались предположения о возможном увеличении налога.

Как менялся НДС в России

14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о намерении поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки, по словам министра финансов Антона Силуанова, принесет бюджету более 600 млрд руб. ежегодно. Как менялся этот вид налога в России — в справке “Ъ”.

1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка — до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%. Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка — 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%. Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты. В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13% , заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

В конце января 2006 года во время командировок Германа Грефа и Алексея Кудрина Михаил Фрадков подписал трехлетнюю программу социально-экономического развития, добавив пункт о снижении ставки до 13% . Ставка так и не была снижена.

8 февраля 2008 года Владимир Путин пообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС». Глава экспертного управления президента (позднее — вице-премьер) Аркадий Дворкович разъяснил, что речь идет об унификации ставки налога на уровне 12–13% вместо нынешних 10% и 18%. Однако в этот раз Алексей Кудрин согласился с понижением, заявив, что «снижение НДС, безусловно, произойдет до 2020 года». В том же месяце премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал президента, а также предложил проанализировать возможность замены НДС на налог с продаж.

В апреле 2009 года Аркадий Дворкович заявил, что НДС стоит заменить на налог с продаж со ставкой не более 10%. «В последнее время мои прогнозы часто оказывались неудачными. Но думаю, что решение о снижении НДС с 2011 года можно ожидать»,— завил он. В сентябре 2013 года он предложил понизить НДС до 15% с 2015 года, заявив, что «красиво бы было: 2015 год и налоги 15%». По его мнению, снижение ставки НДС могло бы стать первым шагом на пути к его полной замене на налог с продаж.

В сентябре 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в правительстве идет «очень жесткая дискуссия» об изменении налогов, в том числе НДС, а также просьбе губернаторов «ввести региональный налог с продаж».

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДС до 22%, снизив страховые взносы (около 30%). «Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость»,— заявил глава Минфина.

В мае 2018 года, комментируя возможное повышение НДС до 20%, Алексей Кудрин высказался против повышения любых налогов в течение шести лет, предложив альтернативные решения — изменить цену отсечения в бюджетном правиле с $40 до $45 за баррель нефти или увеличить дефицит бюджета на 0,5% ВВП. «Если этого не будет сделано и надо будет жить в жестком режиме… Тогда придется повышать налоги. В этом смысле не исключено, что правительство будет рассматривать это предложение»,— заявил он.

В чем отличие и когда применять ставку НДС 20% и 20%/120%

Помимо расчетных ставок, применяемых в особом режиме (п. 4 ст. 164 НК РФ), существуют основные ставки НДС. К ним относятся:

1. Ставка НДС 0%, случаи применения которой приведены в п. 1 ст. 164 НК РФ.

2. НДС по ставке 10% исчисляется на основании условий, приведенных в п. 2 ст. 164 НК РФ.

3. Ставка НДС 20% применяется на основании п. 3 ст. 164 НК РФ.

О нюансах применения ставок НДС рассказали эксперты КонсультантПлюс:

Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Случаи применения ставки НДС 20%

Ставка НДС 20% применяется во всех случаях реализации товаров (работ, услуг), которые не относятся к пп. 1, 2, 4 ст. 164 НК РФ (п. 3 ст. 164 НК РФ). Поскольку перечень пп. 1, 2, 4 ст. 164 НК РФ является закрытым, подавляющее большинство операций внутри отечественного рынка облагается по ставке 20% НДС. Таким образом, применение ставки НДС 20% определяется отсутствием указанной операции по реализации в перечне обложения по основным ставкам 0 и 10% и расчетным ставкам налога.

Формула расчетных ставок НДС

Расчетные ставки соответствуют ставкам налогообложения 10% и 20% НДС. Однако рассчитываются они отношением процентной ставки НДС к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на процентную ставку (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Формулы для расчета ставок:

  • 10 / (100 + 10);
  • 20 / (100 + 20).

Случаи применения расчетных ставок НДС

Все случаи применения расчетных ставок НДС приведены в п. 4 ст. 164 НК РФ.

Расчетные ставки применяются:

  1. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ. Налоговая база по НДС может быть увеличена только на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров, то есть в ситуациях, когда фактически данные суммы являются частью выручки. Если такие суммы признаны относящимися к выручке от продаж, то они также должны облагаться налогом. Налоговая ставка по дополнительным денежным суммам зависит от ставки по основным операциям. Так, если ставка налога на основную операцию была 10%, то дополнительная сумма будет облагаться налогом 10/110, так как с этой суммы удерживается расчетный налог (п. 4 ст. 164 НК РФ). Если налогообложение основной суммы проводилось по ставке 20% НДС, то расчетная ставка для дополнительно полученных сумм, связанных с выручкой, составит 20/120.
  2. Получении авансов по предстоящей поставке или передаче имущественных прав.
  1. Удержании налога агентами по НДС.
  1. Расчетная ставка НДС при реализации имущества, учитываемого вместе с налогом.

Налоговым кодексом РФ регламентировано применение расчетной ставки при реализации имущества, учитываемого вместе с налогом согласно п. 3 ст. 154 НК РФ, приобретенного на стороне. Реализация его облагается по ставке 20/120 или 10/110. К такому имуществу относятся:

  • основные средства, покупаемые за счет целевого финансирования из бюджета и оплачиваемые с учетом НДС, не подлежащего вычету (письмо Минфина России от 01.04.2010 № 03-07-11/83);
  • имущество, полученное безвозмездно и учитываемое по стоимости с учетом налога, уплаченного передающей стороной;
  • основные средства, учтенные по стоимости с учетом налога;

Кроме того, по расчетной ставке облагаются операции по реализации:

  • сельхозпродукции и продуктов переработки по п. 4 ст. 154 НК РФ;
  • автомобилей, приобретенных у физических лиц для перепродажи согласно п. 5.1 ст. 154 НК РФ.

Кроме того, расчетная ставка применяется при передаче имущественных прав согласно п. 2–4 ст. 155 НК РФ. Перечень случаев, при которых допускается использование расчетной ставки налога, является исчерпывающим (определение ВАС РФ от 24.12.2008 № ВАС-15099/08, постановление ФАС Московского округа от 29.08.2008 № КА-А40/8063-08).

Заполнение счетов-фактур по расчетным ставкам

Счет-фактура при реализации имущества, состоящего на учете предприятия по стоимости, включающей НДС, определен правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. Согласно данным правилам:

      • в графу 5 вносится межценовая разница с учетом налога;
      • в графе 8 отражается расчетная сумма налога (подп. «д», «з» п. 2 правил заполнения);
      • графа 7 отражает расчетную ставку, которая применима в данной ситуации, ставка при этом указывается без символа % (т. е. 20/120 и т. д.);
      • в графах 4 и 9 указывается полная цена и стоимость продажи с НДС.

    Подробнее о правилах выставления авансового счета-фактуры читайте в статье «Правила выставления счета-фактуры на аванс в 2022 — 2023 годах».

    Итоги

    Случаи, когда применяются расчетные ставки НДС, описаны в п. 4 ст. 164 НК РФ. Расчетные ставки НДС определяются как отношение процентной ставки НДС к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на процентную ставку. В счетах-фактурах расчетная ставка указывается в графе 7 как 20/120 или 10/110 без указания символа %.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *